Носов фантазеры основная мысль рассказа. Носов Н

, Коррекционная педагогика

Класс: 2

Презентация к уроку











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: познакомиться с произведением детского писателя Н.Н. Носова “Фантазёры”

Задачи: продолжать работу над развитием беглого, выразительного чтения, умением находить нужный ответ из текста, совершенствовать навык выборочного чтения, чтения по ролям, провести работу по обогащению словарного запаса обучающихся, развивать речь, мышление.

Оборудование: презентационное оборудование, рисунки детей к рассказам Н.Носова, рассказ Н.Носова “Фантазёры”, карточки.

Формирование ууд:

Уметь передавать содержание и определять основную мысль произведения, описывать особенности поведения и характера героев. Воспитывать интерес к литературным произведениям.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

Слайд 1. “Мишкина каша”, “Приключения Незнайки и его друзей”, “Автомобиль”

Прочитайте записи на слайде. Что в них общего? (Это весёлые, смешные произведения Н.Носова).

Слайд 2. Прочитайте только красные буквы и вы узнаете тему сегодняшнего урока.

РА ОН ЬТ МА БЗ ЛЁ ЭР ВЫ

3. Слово учителя. Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в городе Киеве. В школьные годы он увлекался музыкой, театром, шахматами, электротехникой, фотографией. Волшебники, как известно, бывают разные: добрые и злые. Н.Н. Носов был добрым волшебником, потому что владел таинственным “золотым ключиком” к сердцам маленьких граждан. Да еще и веселым волшебником. Он был фантазер. Он написал много рассказов и повестей, таких, как: “Затейники”, “Мишкина каша”, “Фантазеры”, “Веселая семейка”, “Приключения Незнайки и его друзей” и др.

Н.Н. Носов не сразу стал писателем. Раньше он был кинорежиссером, создавал мультфильмы и кинофильмы и за это был награжден орденом Красной Звезды.

Потом Н.Н. Носов пришел в литературу и 40 лет писал книги для детей.

Учитель обращает внимание детей на выставку книг (выставка книг)

Покажите те книги, которые вы читали или вам читали. Узнаете ли вы вот эту книгу? (“Фантазёры”.) В ней есть очень интересный рассказ “фантазёры”.

Отгадайте кроссворд.

В каком рассказе герои учили азбуку Морзе? Зачем? Телефон

Что проще всего сварить, по мнению Мишки? Каша

Кто напугал мальчиков в рассказе “Живая шляпа”? Котёнок

Чем швырял Володя в шляпу? Картофель

Как звали мальчика в рассказе “Заплатка”? Бобка

Самый знаменитый житель Цветочного города? Незнайка

В каком городе родился Носов? Киев

Как звали коротышку музыканта?) Гусля

5. Анализ произведения “Фантазёры”.

Какое слово получилось по вертикали? (Фантазия )

А что обозначает слово “ФАНТАЗИЯ” ? (работа со словарём

МЕЧТА”, что-то надуманное, неправдоподобное, ложь, выдумка, волшебство)

Кто такие фантазёры? (это выдумщики, сочинители, мечтатели,)

Уточните значение этого слова, подберите близкие по смыслу слова. (Выдумка, затея).

Как называют человека, который любит фантазировать? (Фантазёр)

Слайд 5. На доске запись: фантазировать – фантазёр

Сегодня мы поразмышляем над рассказом Носова “Фантазёры”.

Кто так назван в рассказе? (Мишутка и Стасик.)

Что делали ребята? Прочитайте.

Прочитайте, что придумывал Миша, а что Стасик.

Кто, по-вашему, лучший сочинитель? Почему?

Когда вы читали произведение в тексте вам встретилось слово “(Врать)”. Как называют человека, который врёт? (Врун).

Почему рассказ называется “Фантазёры”, а не “Вруны”?

(Мальчики придумывали ради собственного удовольствия, они никому не делали плохо.)

Работа со словарём (дети находят определение слов “Врун”, “врать”)? (Врун – это лгун, который говорит неправду с выгодой для себя. Фантазёр – выдумщик, который получает удовольствие от самого процесса сочинения.)

Чем отличается врун от фантазёра

Получали ли мальчики удовольствие от фантазий друг друга?

Что сказал ребятам Игорь?

Что ответили ребята?

Какое новое слово появилось для обозначения того, что делают мальчики? (Работа со словарём “Обманывать” .) Что значит обманывать? Как называют человека, который обманывает? (Обманщик.)

Игорь считает, что ребята врут, а они считают, что выдумывают. С кем вы согласны?

Почему Стасик и Миша обрадовались, когда Игорь решил сочинить историю?

Работа с книгой.

Как Игорь придумывал? (Найдите и прочитайте).

Смог ли Игорь сочинить интересную историю? Почему?

Прочитайте отрывок о том, как Игорь поступил с Ирой. Как ребята отнеслись к поступку Игоря?

Как вы относитесь к поступку мальчика?

Почему ребята не захотели сидеть с Игорем? А что бы сделали вы?

Что произошло, когда Игорь ушёл? (Ребята купили мороженое.)

Кого встретили мальчики?

Какое настроение было у Иры? Какие слова помогли вам это понять?

Почему плакала Ира? (Игорь наговорил на Иру, оклеветал, свалил на неё вину.)

Как ребята утешали Иру? Прочитайте.

Как вы считаете, в этом эпизоде Стасик врёт или фантазирует?

Зачем он это делает?(Чтобы утешить Иру)

Давайте сделаем вывод, чем врун отличается от фантазёра.(фантазёр никому не причиняет вреда, выдумывает в своё удовольствие; а врун – для того, чтобы ему было хорошо)

Как вы считаете, удалось ли Мише и Стасику утешить Иру? Какие слова в тексте подтверждают это? (Засмеялась Ира.)

7. Закрепление изученного.

Работа в группах.

Ученики получают карточки с заданием:

Какие из предложений, характерны для фантазёров, а какие - для врунов.

Карточка:

Придумывать ради собственного удовольствия.

Обманывать кого-то с выгодой для себя.

Сочинять интересную историю.

Обманывать, чтобы получить какую-то пользу.

Вывод: фантазёры сочиняют ради собственного удовольствия или для того, чтобы получали удовольствие другие люди.

8. Обобщающая беседа.

Какие герои рассказа вам понравились? Встречались ли вам в жизни ребята, похожие на этих героев?

Как вы думаете, смогут ли Мишутка и Стасик помириться с Игорем?

Как бы вы объяснили Игорю, чем отличается ложь от фантазии?

На карточках зачеркните слова, обозначающие действия, как не следует поступать в жизни.

Карточка:

ВРАТЬ, ОБМАНЫВАТЬ, ВЫДУМЫВАТЬ, ЛГАТЬ, КЛЕВЕТАТЬ, ИЗОБРЕТАТЬ, ФАНТАЗИРОВАТЬ

Слайд 10. ВЫДУМЫВАТЬ, ИЗОБРЕТАТЬ, ФАНТАЗИРОВАТЬ.

10. Итог урока.

Как вы думаете, почему рассказы Носова не стареют? Почему их с удовольствием читали ваши бабушки и дедушки, ваши мамы и папы и с удовольствием читаете вы?

Прочитайте слова Сергея Михалкова на слайде.

“Все герои Николая Носова “как живые”, а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру”.

11. Рефлексия.

На дерево настроения прикрепите смайлики вашего сегодняшнего настроения. Если вы считаете, что вы

  • доволен своей работой
  • не доволен своей работой
  • старался, но не всё получилось

Николай Николаевич Носов - известный детский писатель. На его книгах выросло не одно поколение ребят. Рассказы автора - интересные и увлекательные. Произведения писателя учат добру, состраданию. Ребятам нравится рассказ «Фантазеры» Носова. Краткое содержание этого произведения поможет взрослым вернуться в детство, вспомнить те времена, когда им читали эту интересную книгу родители.

Два друга

Начинается рассказ с того, что автор знакомит нас с двумя главными героями - Мишуткой и Стасиком. Кстати, у Николая Николаевича во многих рассказах фигурируют именно два друга, но чаще это Миша и Коля. Почему второго друга зовут именно так - догадаться нетрудно, тем более что повествование в тех произведениях идет от первого лица. Но в данном рассказе - «Фантазеры» Носова, краткое содержание которого будет сейчас пересказано, - автор наблюдает за происходящим как бы со стороны и излагает от третьего лица.

Так вот, мальчики - Мишутка и Стасик - вели беседу, сидя на скамейке. Они вовсю фантазировали, придумывая интересные небылицы. Как говорит автор, ребята будто бы затеяли состязание, стали соревноваться в том, кто кого переврет.

Николай Носов, «Фантазеры» (краткое содержание). Начало

Миша спросил Стасика, сколько тому лет. Мальчик, недолго думая, сказал, что ему аж 95. Но и Мишутка не остался в долгу, он ответил собеседнику, что ему уже исполнилось 140. Потом ребята решили поразить своим ростом, придумав, какими большими они были когда-то. Михаил сказал, что раньше он был очень высоким, как дядя Боря, потом опять стал маленьким, как сейчас. Стасик не уступал своему товарищу в остроте ума. Всего, конечно, не перескажешь, мы лишь передаем краткое содержание. Фантазеры Носова Н.Н - это остроумные и веселые ребята, способные побороть скуку придумыванием интересных баек.

Стасик парировал в ответ, что он, наоборот, сначала был очень маленьким, а затем вырос большим. Но после этого он опять превратился в маленького, теперь ждет, когда станет большим. В соревновании относительно роста оба были хороши. Предстояло поразить собеседника чем-то неординарным. Этим выдумкам посвящен весь рассказ, и, конечно, его краткое содержание. Фантазеры Носова - Мишка и Стасик - решили далее поспорить: кто из них что смог переплыть.

Мишутка сказал, что, когда он был большим, спокойно переплывал реку, Стасик ответил, что он вообще мог одолеть вплавь море. Миша не сдался в этом словесном споре и поведал, что переплывал даже океан.

Полеты на Луну и не только

Веселые фантазии мальчиков пришли к следующему этапу. Так как никто из них не выиграл соревнование в воображаемом плавании, они решили поразить друг друга передвижениями по воздуху. Об этом прямо сейчас поведает далее краткое содержание рассказа Носова. Фантазеры были неугомонны. Настала очередь Стасика сразить друга, и он сказал, что раньше умел летать. Михаил предложил товарищу, чтобы он прямо сейчас продемонстрировал это. Но тот нашел, что ответить: нет, не может, так как разучился.

Теперь очередь придумывать была за Мишей. Тот рассказал, что, когда он купался в море, на него напала акула. Она открыла пасть и откусила мальчику голову. Стас изумился и сказал, что друг обманывает. А тот уверял - нет. Более того, по словам Мишутки, он вылез на берег и пошел домой без головы, а у него потом отросла другая.

Стасик позавидовал такому ловкому сочинительству другу и решил придумать нечто подобное. Он поведал о том, что, когда он был в Африке, его проглотил крокодил, а потом выплюнул.

Миша рассказал, что как-то шел и раздавил автобус, потом признался - тот был игрушечным. Товарищ в ответ поведал, что вообще летал на Луну в ракете, но это было во сне.

Нехороший поступок Игоря

Во время разговора двух друзей к ним на лавочку подсел их сосед Игорь, именно про него сейчас поведает краткое содержание. Фантазеры Носова - Миша и Стас - были бесхитростными ребятами, они сочиняли небылицы, чтобы обоим стало весело. Игорь же был совсем другим. Послушав ребят, он спросил, не стыдно ли им врать. Ребята сказали, что в этом нет ничего такого, так как они никого не обманывают, просто сочиняют.

Игорь рассказал, что мальчикам от их придумок нет никакой пользы, а он вчера обманул родителей и получил за это награду. Ребята удивились, а Игорь продолжал. Вчера ему захотелось варенья, он без спроса залез в буфет, достал баночку и опустошил ее наполовину. Вдоволь полакомившись, парень понял: придут родители и отругают его. Тогда он зачерпнул пальцем варенье и намазал им губы своей младшей сестры Иры, которая в это время спала.

Когда родители пришли домой, то спросили: «Кто съел варенье?» Игорь показал на спящую сестру и сказал, что она. Мама поверила, так как губы девочки были испачканы этой сладостью. Мать наказала дочку, а сыну дала еще варенья.

Носов, «Фантазеры» (краткое содержание). Справедливость торжествует

Мальчики негодовали, назвали Игоря брехуном, отругали за то, что из-за него пострадал невинный человек, и прогнали обманщика. Потом ребята направились домой, по дороге увидели палатку с мороженым. Карманных денег дети в то время получали от родителей немного. Поэтому ребята стали искать мелочь, чтобы им хватило хотя бы на одну порцию. Купив ее, они направились дальше.

Ребята решили дома разделить сладость ровно пополам и съесть. Когда товарищи зашли в подъезд, встретили ту самую Иру и увидели, что глаза ее заплаканы. Мальчики спросили, почему она ревела. Девочка рассказала, мама ее не отпускала гулять, это было наказание за якобы съеденное варенье, а она его не брала. Товарищи сказали, что Игорь им во всем признался. Ребята предложили Ире мороженое, чтобы хоть как-то поднять девочке настроение. Они сочинили, что не хотят его, так как уже по 10 штук съели.

Позитивный финал

Вот такой поучительный написал рассказ Н. Носов - «Фантазеры». Краткое содержание подходит к завершающей стадии. Ира тоже была доброй девочкой, предложила разделить мороженое ровно на 3 части. Так они и сделали, десерт оказался очень вкусным. А ребята продолжали веселить себя и девочку. Один из них сказал, что как-то целое ведро мороженого съел, но оно было игрушечным, не больше стакана. Вот и все краткое содержание. Фантазеры Носова наверняка вызовут симпатию у юных и старших читателей.

Год издания рассказа: 1945

Книги Николая Носова пользуются огромным успехом уже не одно десятилетие. На рассказах этого знаменитого детского писателя выросло не одно поколение. И не удивительно, что своим детям молодые папы и мамы читать предпочитают именно рассказы Носова. Это позволило автору занять высокое место среди , а его книгам и рассказам занять достойное место в рейтингах нашего сайта. И одним из наиболее любимых является рассказ Николая Носова «Фантазеры».

Рассказа «Фантазеры» краткое содержание

В рассказе Носова «Фантазеры» читать можно о двух мальчиках – Мише и Стасе. Однажды они, как в , сидели на лавочке и рассказывали друг другу небылицы о себе. Сначала говорили, что им под сто лет, потом рассказывали какие они были большие, а потом и вовсе хвастались своими подвигами. То как акула Мишутке акула голову откусила, а потом у него отросла новая. То как Стасика проглотил, а затем выплюнул крокодил. И этим бы рассказам не было конца, если бы не подсел к ним соседский мальчик Игорь.

Игорь сказал, что главные герои рассказа Носова «Фантазеры» — обманщики. Но Мишутка со Стасом назвали себя выдумщиками, а Игорю предложили что-нибудь придумать. Игорь не смог. Тогда он сказал, что от их выдумок нет толку. А вот он съел дома пол банки варенья. А губы вымазал сестре Ире. Когда мама пришла и увидела, что варенья нет, то она наказала Иру. А Игорю дали еще варенья. Мишутка со Стасом возмутились такому обману и прогнали Игоря.

Далее в нашем рассказе Носова «Фантазеры» кратком содержании вы узнаете, как главные герои решили купить мороженное. Собрав вдвоем все деньги, они купили одно мороженное и решили его разделить ножом по-честному — пополам. Но когда они уж подходили домой, то увидели ту самую Иру. Она была заплакана и пожаловалась на наказание от матери. Мальчики предложили ей каждый свою долю мороженного. Но девочка предложила им разделить его на три части. Так все полакомились мороженным и некому не было обидно, а мальчики принялись дальше фантазировать.

Рассказ «Фантазеры» на сайте Топ книг

Рассказ Носова «Фантазеры» читать настолько популярно, что произведение заняла высокое место среди . И интерес к нему с годами не убывает. Поэтому мы считаем, что и в дальнейшем рассказ «Фантазеры» Носова еще не раз попадет в рейтинги нашего сайта.

Рассказ Николая Носова «Фантазеры» скачать бесплатно на сайте Топ книг вы можете .

Год написания: 1938-1945 Жанр: рассказ

Главные герои: друзья Стас и Мишка, мальчишки, соседский мальчик постарше Игорь, его сестра Иришка

Рассказ Евгения Носова "Фантазеры" я прочитал несколько раз, потому, что он очень мне понравился. Это история о двух веселых и добрых мальчиках. Стасик и Мишутка очень любят придумывать всякие забавные и фантастические истории. У них такая своеобразная игра: кто кого переврет. Но это не вранье, не ложь, от которой бывает кому-то плохо. Ребята просто рассказывают друг другу разные сказки, тренируя собственное воображение и развивая речь.(для читательского дневника)

В своих фантазиях мальчишкам больше ста лет, они большие и сильные. Стасик и Мишутка могут переплыть моря и океаны, одним ударом в нос сразить злую акулу, ходить, оставшись без головы. Их выдумки смешные, добрые и безобидные. Дети часто добавляют к рассказанной истории правдивую деталь, которая меняет всю картину. Раздавленный ногой автобус был игрушечным. Полет на Луну происходил ночью и во сне. А съеденное ведро мороженого было маленьким и бумажным. Все меняется, когда к мальчикам на скамейке подсаживается Игорь соседский мальчишка.

Игорю не нравятся светлые сказки, придуманные ребятами. Он говорит, что от них никакой нет пользы. И рассказывает пример из своей жизни, который произошел вчера. Когда родители куда-то ушли вечером, Игорь залез без спросу в буфет и съел варенье из банки. А чтобы мама его не наказала, он испачкал вареньем рот младшей сестренке и все свалил на нее. Ира незаслуженно понесла наказание. Мама отругала девочку и не пустила на следующий день на прогулку. Маленькие Стас и Миша, в отличие от Игоря, видят разницу между враньем и фантазией. Им неприятен подлый поступок Игоря и он сам. Они прогоняют мальчишку из своей компании. Ребята покупают одно мороженое на двоих, потому, что у них не хватает денег. Но, не сговариваясь, хотят отдать эскимо Ире, увидев как она плачет. Они ведь знают, что Ира пострадала за чужую вину. Иришка тоже добрая девочка. Она предлагает поделить порцию мороженого на троих.

Главная мысь. Чему учит рассказ Фантазеры Носова

Рассказ "Фантазеры" учит нас видеть разницу между гадкой ложью и доброй фантазией. Врать нельзя, особенно, если от этого будет кому-то плохо. А мечтать можно. Ведь это развивает воображение. От мечты еще никому не было плохо. А еще это короткое произведение учит состраданию к тем, кто пострадал безвинно.

Картинка или рисунок Фантазеры

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Толстой Хаджи Мурат

    Хаджи-Мурата – один из сильнейших чеченских воинов имама Шамиля. Он ведет борьбу с ним за освобождение своей семьи из плена.

  • Краткое содержание Тэффи Жизнь и воротник

    Олечка Розова замужем за человеком чести. Она была тихой, любящей и скромной женой. Но все поменялось в один миг, после того, как она купила женский беленький накрахмаленный воротник с желтой лентой, продетой сквозь него

  • Краткое содержание Шиллер Вильгельм Телль

    В пьесе описывается сложившаяся непростая жизнь простого люда, в трёх лесных кантонах, которыми управляют наместники императора. Так однажды жену крестьянина Баумгартена, не обесчестил комендант

  • Краткое содержание Дудинцев Белые одежды

    лавный герой романа Федор Иванович Дежкин. Он приезжает в город для того, чтобы с коллегой – Василием Степановичем Цвяхом, проверить работу сотрудников кафедры. Еще им обоим велено проверить информацию о незаконной и запрещенной деятельности студентов

  • Краткое содержание Шей - Доставляя счастье: от нуля до миллиарда

    Произведение относится к деловой литературе и представляет собой учебное пособие по успешному развитию собственного бизнеса. Книга раскрывает несколько секретов

, урок-размышление , 1-4 классы

Презентация к уроку



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Образовательные
: организовать деятельность учащихся по формированию целостного представления об основной идее произведения, найти отличия при толковании понятий: неправда и фантазия, врун и фантазёр.

  • Развивающие : создать условия для формирования выразительного чтения, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
  • Воспитывающие : содействовать воспитанию нравственных качеств.
  • Оборудование: компьютер и проектор, учебник, презентация “Н.Носов “Фантазёры”, карточки для индивидуальной работы и рефлексии.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Долгожданный дан звонок,
    Начинается урок.

    2. Введение в тему урока.

    Хотите узнать, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (2 слайд)

    Для этого вам нужно составить слово из букв:

    з я а т ф а н и (фантазия)

    Подберите синонимы к слову фантазия.

    (неправда, выдумка, небылица, воображение)

    Из словаря Ожегова:

    Фантазия – нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.

    Образуйте от слова фантазия однокоренной глагол (3 слайд)

    (фантазировать)

    Из словаря Ожегова:

    Фантазировать – выдумывать что-нибудь неправдоподобное, несбыточное.

    Как называют человека, который любит фантазировать? (4 слайд)

    (фантазёр, выдумщик, сочинитель)

    Из словаря Ожегова:

    Фантазёры – это люди, которые любят фантазировать, мечтать.

    3. Постановка цели урока.

    Предположите, о чём мы будем сегодня говорить на уроке (слайд 5)

    Страна Вообразилия –
    Такую мы все знаем.
    И с Николаем Носовым
    Там снова побываем.
    Неправда и фантазия.
    Как их нам распознать?
    Для этого и будем
    Сегодня мы читать.

    На уроке литературы мы размышляем над рассказом Н.Носова “Фантазёры”.

    4. Открытие нового

    Назовите главных героев рассказа (слайд 6)

    (Мишутка и Стасик)

    Что можете о них сказать?

    (любят фантазировать, наши ровесники, хорошие друзья)

    5. Кто лучший сочинитель?

    Прочитайте, что придумывал Мишутка: (слайд 7)

    Мне 140 лет.
    Был большой, а стал маленький.
    Могу реку переплыть, океан.
    Напала акула, откусила голову, другая выросла.
    Раздавил автобус.

    Прочитайте, что придумывал Стасик.

    Мне 95 лет.
    Был маленький, вырос, снова стал маленький, а потом опять вырасту.
    Мог море переплыть.
    Раньше летать умел, потом разучился.
    Крокодил съел, а потом выплюнул.
    На луну летал.

    Кто, по-вашему, лучший сочинитель?

    (Мишутка интереснее придумывает, ему даже Стасик позавидовал.

    Стасик интереснее – он сказал, что летал на Луну)

    6. Давайте подумаем

    А как друзья сами называют свои фантазии? (слайд 8)

    (враки, враньё)

    Что же получается, что враньё и фантазия – это одно и то же?

    (Нет, фантазия никому вреда не приносит.

    Мальчики придумывали для собственного удовольствия.)

    Чем отличается врун от фантазёра?

    Врун - это лгун, который говорит неправду с выгодой для себя.

    Фантазёр – это выдумщик, получающий удовольствие от самого процесса сочинения.

    Какой ещё герой присутствует в рассказе? (слайд 9)

    Как он отнёсся к игре ребят? Прочитайте.

    (Вот врут – то! И вам не стыдно?

    “Сказки! – презрительно фыркнул Игорь)

    Что значит презрительно?

    (неуважительно, с отвращением)

    Презрение – чувство полного пренебрежения, крайнего неуважения.

    А зачем Игорь стал с мальчиками играть?

    (Хотел доказать ребятам, что фантазировать очень легко.)

    Почему Стасик и Миша обрадовались, что Игорь решил сочинить историю?

    (Им было бы интересно услышать что-нибудь новенькое.)

    Как Игорь пытался придумывать? Прочитайте.

    Что можете сказать об истории Игоря?

    (Это не фантазия. Это было на самом деле.

    Игорь поступил нечестно.

    От его слов пострадала сестрёнка.)

    (Он хочет показать, что сочинять Игорю трудно.)

    7. Фантазировать легко?

    Смог ли Игорь сочинить интересную историю? Почему? (слайд 10)

    (нет фантазии)

    Как ребята отнеслись к поступку Игоря?

    (Они осудили поступок Игоря и не захотели с ним сидеть.)

    Как вы относитесь к поступку мальчика?

    (Игорь поступил подло.
    Он намазал губы сестрёнке вареньем, когда она спала.
    Игорь обманул не только Иру, но и маму.
    Он врун и обманщик.)

    Как назвали Игоря мальчики?

    Часто ли мы используем в речи такое грубое слово?

    Кого встретили мальчики, когда Игорь ушёл?

    Какое у неё было настроение?

    (грустное)

    Какие слова помогли это понять?

    (глаза у неё были заплаканные)

    Мишутка и Стасик посочувствовали Ире. Они предложили ей мороженое.

    А как бы вы утешили девочку?

    (Не переживай, Ира.
    Пойдём к твоей маме, мы расскажем ей правду.
    Не плачь, Ира. Это не самое страшное в жизни.)

    Как вы считаете, удалось ли Мишке и Стасику утешить Иру?

    Какие слова в тексте подтверждают это?

    (Ира засмеялась.)

    8. Давайте подумаем

    Дадим характеристику поступкам героев (слайд 11)

    Вам помогут зашифрованные слова. Соберите слово с помощью букв алфавита.

    3, 29, 14, 29, 19, 6, 13

    21, 14, 29, 19, 6, 13

    А -1 Б-2 В-3 Г-4 Д-5 Е-6 Ё-7 Ж-8 З-9 И-10 Й-11
    К-12 Л-13 М-14 Н-15 О-16 П-17 Р-18 С-19 Т-20 У-21 Ф-22
    Х-23 Ц-24 Ч-25 Ш-26 Щ-27 Ь-28 Ы-29 Ъ-30 Э-31 Ю-32 Я-33

    3, 29, 14, 29, 19, 6, 13

    21, 14, 29, 19, 6, 13

    Точное определение этих слов можно найти в толковом словаре.

    Вымысел – это то, что создано воображением, фантазией.

    Умысел – это заранее обдуманное тайное намерение, обычно заслуживающее осуждения.

    Чей поступок можно назвать вымыслом, а чей умыслом?

    (вымысел – Мишутка и Стасик,

    умысел – Игорь)

    9. Чтение по ролям

    Сколько частей – диалогов можно выделить в тексте? (слайд 12)

    1 диалог – Мишутки и Стасика.

    2 диалог – разговор с Игорем.

    3 диалог – встреча с Ирой.

    10. Работа в паре

    Тест “Внимательный читатель” (слайд 13)

    2) Вставьте пропущенные слова:

    Мишутка и Стасик сидели... на скамеечке и разговаривали.

    а) во дворе

    3) Игорь намазал Ире вареньем...

    4) Сколько порций мороженого смогли купить Мишутка и Стасик?

    а) дети сочиняли смешные истории

    б) дети обманывали

    в) рассказ о детях

    6) Соберите пословицу: дана, добрые, жизнь, на, дела.

    Проверим работу.

    1) Николай Николаевич Носов

    5) дети сочиняли смешные истории

    6) Жизнь дана на добрые дела.

    Как вы думаете, почему я предложила вам эту пословицу?

    11. Фантазировать легко?

    А вам приходилось когда-нибудь фантазировать? (слайд 14)

    Ребята нашего класса создали книжки – самоделки. Прочитайте эти забавные истории.

    12. Итог урока

    Какую цель мы поставили в начале урока? (слайд 15)

    (понять, чем отличается неправда от фантазии)

    Достигли мы этой цели?

    Почему рассказ называется “Фантазёры”, а не “Вруны” или “Обманщики”?

    (главные герои фантазируют без злого умысла)

    Чему учит нас рассказ?

    (выдумка и фантазия не должны приносить людям зло)

    Николай Носов интересно, легко, с юмором и очень просто рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках. (слайд 16)

    Читая рассказы Носова, вы можете научиться варить кашу, строить инкубатор, делать бенгальские огни. А ещё быть честными, правдивыми, любознательными, смелыми.

    13. Рефлексия

    Попробуйте оценить собственные успехи на уроке: (слайд 17)

    • получилось отлично
    • не все задания выполнил так, как хотел
    • получилось не так, как хотелось

    14. Домашнее задание (по выбору) (слайд 18)

    • 1 – пересказ диалога (по выбору);
    • 2 – рисунок фантазий Мишутки или Стасика;
    • 3 – сочинение собственной небылицы.