Советское государство и право в годы «застоя. Ссср в период «застоя Судебная система ссср в период застоя

Главными особенностями внешнеполитической деятельности Советского государства являлись: наличие двух социально-политических систем - мировой системы социализма и мировой системы капитализма, продолжение «холодной войны», противостояние Советского Союза и Соединенных Штатов Америки.

Одним из основных принципов внешней политики СССР являлся принцип мирного сосуществования двух систем, который получил юридическое закрепление в Конституции СССР 1977 г.

К числу достижений внешней политики СССР следует отнести принятие Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в 1979 г. в Хельсинки. В Совещании приняли участие главы 33 государств Европы, а также США и Канады.

СССР продолжал отстаивать предложения по прекращению гонки вооружений, запрещению атомного и водородного оружия, ограничению стратегических вооружений. В результате между СССР и США были достигнуты соглашения по противоракетной обороне - ОСВ-1 и ОСВ-2.

Развивались отношения СССР с социалистическими странами. Они охватывали политическую, экономическую, научно-техническую и культурную сферы.

2. 7 октября 1977 г. Верховным Советом СССР была принята новая Конституция СССР. Представительные органы власти стали теперь называться Советами народных депутатов. Изменялись сроки полномочий Советов: полномочия Верховного Совета СССР увеличивались до 5 лет, местных Советов - до 2,5 лет. Устанавливалось равное число депутатов в палатах Верховного Совета СССР - по 750 человек.

В июле 1978 г. был принят новый Закон о выборах в Верховный Совет СССР, основывавшийся на положениях Конституции 1977 г. В апреле 1979 г. он дополнен законом «О порядке отзыва депутата Верховного Совета СССР» и законом «О статусе народных депутатов в СССР».

С целью повышения контроля Верховного Совета СССР за деятельностью всех формируемых им органов был принят Регламент Верховного Совета СССР, определявший структуру, полномочия, порядок работы Верховного Совета и его органов, порядок законотворческой работы, контрольной деятельности и формирования подотчетных Верховному Совету органов.

В 1966 г. была изменена организационная структура палат Верховного Совета СССР - Совета Союза и Совета Национальностей: наряду с бюджетной комиссией, комиссией по иностранным делам и мандатной комиссией формировались новые комиссии по направлениям деятельности Верховного Совета и направлениям государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства. При каждой из палат Верховного Совета СССР было сформировано 16 постоянных комиссий. 19 апреля 1979 г. Верховным Советом было принято новое Положение о постоянных комиссиях.

В 70-х гг. возросла роль Президиума Верховного Совета СССР, который выполнял роль организатора всей работы Верховного Совета. Усилилась контрольная деятельность Верховных Советов СССР и союзных республик и законотворческая деятельность Верховных Советов союзных республик.

В 1962 г. была создана система партийно-государственного контроля. Система возглавлялась Комитетом партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР. На местах образовывались комитеты партийно-государственного контроля и группы содействия. Задачи КПГК и его местных органов определялись следующим образом: оказание помощи партии и государству в выполнении Программы КПСС, организации систематической проверки исполнения директив партии и правительства, в борьбе за всемерный подъем социалистической экономики, соблюдении партийной и государственной дисциплины и социалистической законности.

В декабре 1965 г. контрольные органы были переименованы в органы народного контроля. В декабре 1968 г. правительство утвердило Положение об органах народного контроля, в систему которых вошли Комитет народного контроля СССР; комитеты союзных и автономных республик, краев, областей, автономных областей и округов, районов, городов; группы народного контроля при поселковых и сельских Советах, на предприятиях, в колхозах, учреждениях, организациях и воинских частях. После принятия новой Конституции в ноябре 1979 г. Верховным Советом СССР был утвержден Закон о народном контроле, определявший функции и структуру органов народного контроля.

Система правоохранительных органов была приведена в соответствие с Конституцией 1977 г. В конце 1979 г. были приняты новые законы СССР: о Верховном суде СССР, о Прокуратуре СССР, о Государственном арбитраже в СССР, об Адвокатуре в СССР. В июне 1980 г. были внесены соответствующие изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве.

Верховный суд СССР избирался Верховным Советом СССР сроком на пять лет. Его основными задачами являлись: надзор за деятельностью всех судов, обобщение судебной практики, дача разъяснений по применению законодательства.

Законом о прокуратуре расширялась сфера применения прокурорского надзора: в нее были добавлены государственные комитеты, исполнительные и распорядительные органы местных Советов. С 1979 г. стали образовываться также коллегии Главной военной прокуратуры, прокуратур автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей.

В систему арбитражных судов входили: Государственный арбитраж, арбитражи союзных республик, арбитражи автономных республик, краев, областей, города, автономных областей и округа. Арбитражные органы действовали в соответствии с Законом об арбитраже, Правилами рассмотрения хозяйственных споров и Положением о Госарбитраже при Совете Министров СССР.

В соответствии с Законом об адвокатуре и республиканскими положениями об адвокатуре создавались коллегии адвокатов - объединения на добровольных началах лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. На адвокатов возлагалось осуществление следующих задач: защита обвиняемого, представительство интересов потерпевшего, истца, ответчика, участие в рассмотрении дел в суде и на предварительном следствии, оказание юридической помощи гражданам и организациям в виде консультаций.

В 1960 г. было упразднено МВД СССР, его функции передавались МВД союзных республик. В 1962 г. они были переименованы в министерства охраны общественного порядка. В 1966г. в целях обеспечения единого руководства деятельностью органов правопорядка в борьбе с преступностью было создано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР. В ноябре 1968 г. оно было преобразовано в Министерство внутренних дел СССР (МВД СССР).

Период охватывающий десятилетия с середины 50-х годов до середины 80-х, отмечен процессом замедления темпов общественного развития. В предшествующий послевоенный период восстановления народного хозяйства произошла смена форм правления государством; с авторитарно-тоталитарного режима Сталина был осуществлен переход к "коллективному руководству".

Несмотря на развенчание культа личности Сталина, волюнтаризм в сфере управления продолжается. Один за другим проваливаются политические и экономические программы, составленные без глубокого анализа состояния общества и экономики.

Определенное развитие получает право, пополняя пробелы в нормотворческой деятельности государства в годы авторитарно-тоталитарного режима.

Целью лекции является рассмотрение основных моментов в развитии государственного аппарата СССР и главных направлений развития права.

1. Развитие органов государственной власти и управления в период замедления темпов общественного развития

К середине 50-х годов насущной задачей общественной жизни стали развитие демократии, укрепление конституционных норм, повышение роли Советов и упрочение их связи с массами.

В предшествующий период, как было отмечено на ХХ съезде КПСС:

* не соблюдался принцип коллегиальности;

* сессии Советов созывались нерегулярно, нарушались сроки созыва съездов;

* депутаты не отчитывались перед избирателями и т.д.

По сути дела это означало, что СССР был превращен в тоталитарное государство с авторитарной формой правления.

В 1957 г. ЦК КПСС принял постановление "Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся", в котором были намечены меры по улучшению работы Советов.

В 1957-1960 гг. в союзных республиках были приняты новые положения о местных Советах депутатов трудящихся, в которых регламентировались их права и обязанности, порядок деятельности.

В конце 1962 г. была проведена реорганизация Советов. В большинстве краев и областей были созданы по 2 Совета депутатов трудящихся - промышленный и сельский, которым были подчинены промышленный и сельский районы.

Разделение Советов было осуществлено с целью улучшения управления народным хозяйством на местах. На практике это разделение ожидаемых результатов дать не могло. Поэтому в соответствии с решением ноябрьского 1964 года Пленума ЦК КПСС Президиум ВС СССР своим Указом восстановил единые Советы.

После принятия Конституции СССР 1977 г. в апреле-мае 1978 г. приняты новые основные законы союзных и автономных республик. Конституция РСФСР была принята 12 апреля 1978 г.

Конституция СССР 1977 г. создала некоторые необходимые предпосылки для совершенствования хода общественного развития страны. Но реализовать заложенные конституцией возможности не удалось. На рубеже 70-8-х годов в обществе продолжались застойные процессы, множились нерешенные проблемы и трудности. Существенно ослабла система экономических инструментов власти и управления, образовался механизм торможения социально-экономического развития.


В числе сдерживающих факторов следует отметить:

* недостатки функционирования инструментов социалистической демократии;

* несоответствие политических и теоретических установок реальностям жизни общества;

* консерватизм механизма управления;

* волюнтаризм в определении основных направлений развития экономики

Усиление тенденций замедления темпов общественного развития в конце 50-х - начале 60-х годов посекундно осознавалось руководством страны. Вероятно поэтому, этот период отмечен поисками наилучшего сочетания территориального и отраслевого принципов управления, что выразилось в реорганизации системы управления.

В связи с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 14 октября 1954 года "О существенных недостатках в структуре министерств и ведомств СССР и мерах по улучшению государственного аппарата" в 1957 году было произведено разукрупнение министерств.

В 1957 году отраслевой принцип управления был заменен территориальным. Вся страна была разделена на 105 экономических административных районов. В каждом из них СМ союзной республики создавался Совет народного хозяйства (СНХ), который руководил предприятиями и стройками. Совнархозы сыграли определенную положительную роль:

* сблизили управление к производству;

* способствовала кооперированию производства в пределах экономических районов. Однако недостатком этой системы было то, что:

* управление отраслью промышленности было раздроблено;

* стали нарушаться производственные связи между предприятиями.

В соответствии с решениями сентябрьского 1965 г. Пленума ЦК КПСС 2 октября 1965 года ВС СССР принял Закон "Об изменении системы органов управления промышленностью". СНХ были упразднены. Для управления промышленностью стали создаваться ряд общесоюзных и союзно-республиканских министерств.

Принцип отраслевого и межотраслевого управления было закреплено Конституцией 1977 г. (ст.135).

Следует отметить, что имевшие некоторые успехи в науке и технике, в т.ч. военно-космической промышленности, были достигнуты прежде всего за счет низкого уровня благосостояния народа, особенно колхозного крестьянства. И без того незначительные капиталовложения в сельское хозяйство в ходе исполнения бюджета, перераспределялись в пользу других отраслей. Сельское хозяйство приходило в упадок.

Сельскохозяйственная продукция у крестьян изымалась через колхозы по низким, установленным государством, ценам. В этих условиях наметилась тенденция массового ухода сельского населения в города.

Мартовский 1965 г. Пленум ЦК КПСС принял постановление "О неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства СССР", в котором указал (точнее будет, если сказать признал) серьезные недостатки в руководстве сельским хозяйством.

В марте ЦК КПСС и СМ СССР приняли Постановление "О повышении роли министерства сельского хозяйства СССР в руководстве колхозным и совхозным производством". 24 мая 1982 г. СМ СССР принял постановление "Об улучшении управления сельским хозяйством и другими отраслями агропромышленного комплекса", по которому предполагалось создание органов управления районным агропромышленным объединением, а также создать аналогичные органы управления в областях, краях, АССР и ССР.

Обобщая работу органов государственного управления в этот период следует отметить, что все народнохозяйственные программы 60-80-х годов были одна за другой провалены. А положение в с/х за полвека практически мало в чем изменилось.

В декабре 1958 года в соответствии с Основами законодательства о судоустройстве Союза ССР участковая система народных судов была заменена единым народным судом города или района. Срок полномочий был увеличен с 3 до 5 лет. Народные заседатели стали избираться на общих собраниях рабочих, служащих и крестьян, а военнослужащие - на общем собрании воинской части.

Была установлена подотчетность народных судей перед избирателями, всех других судов - перед Советами. Основы предусматривали образование Пленумов Верховного Суда союзных республик, что обеспечило более квалифицированное руководство деятельностью судов.

Законом от 25 декабря 1958 года было утверждено Положение о военных трибуналах. Они входили в единую систему судов, применительно к организационной структуре армии.

Надзор за судебной деятельностью и руководство военными трибуналами осуществлялось непосредственно Военной Коллегией Верховного Суда СССР и Пленумом Верховного Суда СССР.

За незначительными изменениями такое судоустройство сохранилось до распада союзного государства.

Таким образом, изменения в органах государственной власти в рассматриваемый период связаны с:

* восстановлением съездов Советов, СССР - как высшего органа государственной власти;

* введением института президентства в СССР.

В 90-е годы союзное государство распалось на независимые государства.

В Российской Федерации была упразднена советская система органов государственной власти, введен институт президентства.

Систему современных органов государственной власти РФ изучает дисциплина "Государственное право и государственное управление".

1. Советское общество в «эпоху застоя»

В истории советского государства существует множество периодов развития. Одним из таких периодов является период застоя или «эпоха развитого социализма» Верт Н. История советского государства 1900-1991/ Пер с фр. - М. / Прогресс: Прогресс- Академия, 1992.. Это период начинается с отставки Первого секретаря ЦК КПСС Хрущева Н. С. и победой консервативных сил.

Отставка Первого секретаря ЦК КПСС Хрущева консервативными силами - это период начала застоя, который характеризуется консервативной идеологической политикой государства, где правящая верхушка не хочет что-то изменять, а стремится все оставить по - старому. Но оставлять все по - старому уже было невозможно, так как реформы, проводимые в 50 - х годах, образовали некоторые перемены в жизни общества и государства в целом. Это выражалось в повышении уровня жизни людей и в поддержании высоких темпов развития. Новое руководство страны все это понимало, но не хотело что-то менять. И чтобы как-то стабилизировать свое положение в обществе, закрепить свою власть и вернуть коллегиальное управление в государстве, выраженное в стабилизировании потенциала и интересов различных бюрократических структур новое руководство страны принимает решение о необходимости проведения экономической реформы, при этом исключая любую альтернативу к изменению.

Экономическая реформа была направлена на укрепление политических эшелонов власти, усиление кадрового аппарата партийными кадрами, которые были верны консервативным силам. Реформа началась с проведения новой административной централизации, упразднением совнархозов и восстановлением центральных промышленных министерств, которые были ликвидированны Хрущевым.

Реформа строилась на политическом консерватизме, который парализовывал общественную жизнь и приводил к постепенному свертыванию каких-либо экономических рычагов управления экономики государства. Эти рычаги замещались административными методами управления экономики, которые выражались в планах, восстановлением центральных промышленных министерств, созданием крупных государственных комитетов, таких как Госкомцен, Госснаб и другие. Планы охватывали все сферы народного хозяйства, имели свою иерархию -- их могли устанавливать на предприятии, в министерстве и Госплане СССР, корректировать в зависимости от вида плана -- годового, пятилетнего, перспективного, а также целевой, комплексной или программы регионального развития. Основой экономической реформы было планирование, которое позволяло предприятиям расширить свою автономию и стимулировать свою инициативу, оставляя часть доходов в своем распоряжении.

Экономическая реформа предполагала развитие предприятий, усиление роста валовой продукции и рост экономических показателей, но по факту было совсем по-другому: планы были завышены, и вышестоящие органы не могли изменять план в период его выполнения.

Экономическая реформа давала более широкие возможности государственному аппарату власти усилить административно-экономические полномочия органов власти, на основе личной преданности.

Процесс реализации экономической реформы показал, что проблемы развития экономики остались на прежнем уровне и характеризовались процессом застоя.

Главной причиной экономического застоя была ведомственность, которая выражалась принципом вертикального подчинения в системе экономического планирования и управления. Каждый нижестоящий орган взаимодействовал только с той инстанцией, которая стояла непосредственно над ним, и не существовало никакой связи между соседними предприятиями и организациями другого органа.

Экономическая реформа была направлена на рост и развитие бюрократического аппарата государственной власти, а не на экономический рост производственного фактора. И в этом была основная проблема проведения экономической реформы в государстве. Другими словами в государстве стал развиваться культ прагматизма, возведенного в систему, и это означало застой. Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории, 1941-1999. - М.: Высш. шк., 1999. -

Для развития и роста промышленности нужно было развивать сельское хозяйство. Развитие сельского хозяйства новым правительством проводилось многочисленными реформами, направленными на реорганизацию управления колхозным производством. Реформа сельского хозяйства была направлена на укрепления связи сельского хозяйства с комплексом отраслей по производству продуктов питания. Основной чертой реформы сельского хозяйства было создание новых административных структур управления и производственных объединений, которые назывались Агропромышленные комплексы. АПК объединяли колхозы, совхозы, предприятия пищевой промышленности в единое целое.

Реформа сельского хозяйства включала в себя создание бригад, работающих на коллективном договоре. Члены бригад несли ответственность за все сельскохозяйственные культуры, выращиваемые на отведенных участках, а их труд оплачивался по достигнутым результатам. Бригадный метод не нес в себе ничего революционного, но тем не менее встретил оппозицию со стороны многих руководящих работников АПК на местах, так как руководители АПК имели консервативный взгляд на развитие сельского хозяйства и они ничего не хотели менять.

Брежневская стратегия, консервирующая прежние структуры развития сельского хозяйства не смогла решить проблему развития сельского хозяйства, а наоборот способствовала лишь росту затрат, расточительства и росту бюрократического аппарата управления.

Управление государства строилось на отношениях личной преданности и симпатиях, проявляющихся в возвышении культа личности лидера консервативных сил Брежнева Л.И. Все руководящие посты в государстве занимали лица, приближенные консервативным силам.

Эпоха застоя - это время расцвета номенклатурных привилегий и персонализации власти, преследовавшая сохранение стабильного положения элиты, затрагивающая интересы различных бюрократических аппаратов которые укреплялись на основе личной преданности, что создавало безопасность лидеру консервативных сил.

Для укрепления рычагов власти в советском государстве консервативные силы разрабатывают и принимают новую конституцию, которая утверждала ведущую роль Коммунистической партии в управлении государством. Новая конституция формально узаконивала КПСС как руководящую и направляющую силу советского, определяла политическую систему управления государственных и общественных организаций. Конституция эпохи застоя определяла важность участия общества в управлении государством на основе коммунистического самоуправления. На основе конституции в государстве стали появляться общественные организации и системы народного контроля. Общественные организации и народный контроль находились под полным контролем правящей партии. Эти все изменения в общественном самоуправлении были формальными, так как все изменения контролировались КПСС. Руководство страны не хотело и не давало полностью общественно-социальным слоям участвовать в управлении государством, так как вся власть в государстве предлежала одной партии.

Внешняя политика советского государства в период застоя характеризуется устранением угрозы распада социалистического лагеря, выраженное в сплочении политических, военных и экономических отношений, направленных против капитализма. Вся внешняя политика была направлена на стабилизацию отношений между Востоком и Западом, вызванная усилением военной агрессии с их стороны. Советское государство проводило внешнюю политику в поддержании прогрессивных движений и режимов во всем мире. Эта политика была особенно активна для находившихся в непосредственной сфере влияния СССР.

Основными особенностями застоя является то, что стабильная и спаянная правящая верхушка, своего рода «олигархия», удерживала власть благодаря согласию в стремлении институционализировать властные отношения, защитить интересы бюрократических структур, при этом сохраняя коллективное руководство и не нарушая баланс этих структур, сосредоточенный в окружении одного человека, который оказался неспособным решить проблемы структурной перестройки экономики, так как не хотел что-то менять.

Политический консерватизм и экономическая реформа стабильности кадров или выдвижение новых поколений функционеров, личная преданность или компетентность, жесткое администрирование или допущение элементов рынка, приоритет тяжелой и оборонной промышленности или легкой, партийность или технократические ценности, руководящая роль партии или активность общественных масс в организациях, более или менее надежно контролируемых, -- все эти основные проблемы, решение которых предполагало выбор, никогда не доводились до конца из-за боязни нарушить стабилизацию и сломать сложившиеся устои консерватизма. И это все приводило к торможению, а затем и провалу многих попыток реформ в государстве. Правящая верхушка не пыталась решить проблемы, а наоборот их укрепляла, создавая централизацию власти, усиливая бюрократизм органов управления, который зародился в тридцатые годы. Реформы, проводимые в государстве, имели чисто косметический характер. Это проявлялось в создании новых структур бюрократического аппарата власти, которые назывались по-новому, а управление этими структурами производилось по-старому.

интенсификация советский застой

Заключение

Время реформирования, проводимое Хрущевым и эпоха застоя советского государства - это определенный этап исторического развития нашей страны. С одной стороны характеризует, что в советском государстве происходит реформирование и само государство готово к этому реформированию, а с другой стороны процесс реформирования приводит к нарастанию кризиса, который приводит к свертыванию реформ - как процесса. И процесс свертывания реформ образует застой, где новое правительство готово на изменения, но менять ничего не хочет.

Список использованных источников.

1. Власов Д.В. Логические и философские подходы к построению теоретической модели образования понятия М. Знание 2010 - 564 с

2. Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советского государства 1941-1999. М.: Высшая школа 1999. - 415

3. Якуненко С.В История КПСС М.: Новый свет 1999 - 1, 2 том

4. Личман Б.В., Скоробогтский В.В., Постников С.П. История России с древнейших времен до наших дней. Курс лекций Уральский государственный технический университет. Екатеринбург, 1995 - 453 с

5. Верт Н. История советского государства 1900-1991/ Пер. с французского - М/Прогресс: Прогресс-академия, 1992 - 480 с.

1. Основные противоречия экономического и политического развития СССР в 1970-е – первой половине 1980-х гг.

2. Противоречивость внешней политики СССР в 1970-е – первой половине 1980-х гг.

Основные противоречия экономического и политического развития СССР в 1970-е – первой половине 1980-х гг.

С отставкой Н.С. Хрущева и приходом к власти Л.И. Брежнева завершает­ся процесс либерализации общественно-политической жизни, окончились пре­образования. Начался отход от курса десталинизации. В печати прекратилась критика культа личности Сталина, разоблачение беззаконий сталинского режи­ма. Вновь была ужесточена цензура. Ограничивался доступ к источникам ин­формации, 70-е -начало 80-х годов в СССР являются периодом "застоя", для ко­торого характерен умеренно-консервативный курс в политике и идеологии. Идейно-теоретической основой деятельности руководства страны была разра­ботанная в конце 60-х годов концепция "развитого социализма", который тракто­вался как обязательный этап на пути к коммунизму. Коммунистическая перспек­тива не подвергалась сомнению, а существовавшие в обществе недостатки и кризисные явления рассматривались как результат неизбежны: в процессе его развития противоречий. Для периода застоя характерно принятие правительст­вом большого количества законов, но поскольку между этими законами и реаль­ной жизнью наблюдался существенный разрыв, эти законы никто не спешил вы­полнять. В области теории социализма господствовал догматизм; идеологи вме­сто пропаганды идеи коммунизма -осуществляют пропаганда достигнутого уров­ня социализма. В 70-х - начале 80-х годов интенсивно росла численность обще­ственных организаций, но повседневная работа всех структур государственной власти в центре и на местах продолжала оставаться под жестким партийным контролем. Начинается постепенное разложение партийно-государственного ап­парата и его смыкание с теневой экономикой. В начале 70-х годов реформа 1965 года постепенно была свернута министерствами. На рубе­же 70-х,-80-х годов начали проявляться серьезные диспропорции в структуре промышленности СССР. Попытки перевести промышленность на интенсивные методы закончились неудачно. Стал сокращаться приток трудовых ресурсов, увеличивались расходы на развитие оборонных отраслей, значительно отставал научно-технический прогресс. Темпы роста экономики в начале 80-х годов резко упали. Параллельно с государственной появилась так называемая теневая эко­номика. Ее развитию сопутствовали беззакония и коррупция. Социалистическая экономика оказалась настолько неэффективной, что не могла обеспечить насе­ление страны всей необходимой продукцией. Образовался тотальный дефицит на большинство товаров широкого потребления. Для номенклатуры появились спецраспределители.



В стране возникает оппозиционное движение, оно состояло из движения правозащитников и движения национали­стов в республиках СССР. Правозащитники (иначе их называли диссиденты) стремились к улучшению существующей системы (в частности, выступали за со­блюдение прав человека а СССР), а позднее стали выступать за отказ от поли­тической системы страны. Главными формами деятельности диссидентов были демонстрации, обращения в адрес руководителей страны. Диссидентами была налажена публикация литературных произведений, запрещенных в стране. Представители диссидентского движения подвергались преследованиям, их са­жали в тюрьмы, психиатрические лечебницы, высылали за рубеж. Среди дисси­дентов были видные ученые и деятели культуры: физик А.Д. Сахаров, писатель А.И. Солженицын, историк Рой Медведев. Участники националистических дви­жений в республиках СССР выступали за сохранение национальной самобытно­сти, национальных традиций, позднее -за выход своих народов из состава СССР.

Противоречивость внешней политики СССР в 1970-е – первой половине 1980-х гг.

Единственным исключением из периода "холодной войны" явились 70-е годы (период "разрядки"). Достижение паритета СССР и США по числу межкон­тинентальных ракет заставил государства приступить к переговорам. В 1972г. был заключен договор ОСВ-1, который ограничивал для обеих сторон число ра­кетоносителей. Затем был заключен договор ОСВ-2. В 1972г. был урегулирован вопрос вокруг Германии: ФРГ признавала ГДР, оба государства вступали в ООН. Были признаны послевоенные границы в Европе. Пиком периода разрядки яви­лось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975г.) лидеров 33 европейских стран, США и Канады. Подписанные там документы ут­верждали 10 принципов во взаимоотношениях государств - участников Совеща­ния. В конце 70-х годов между Востоком и Западом вновь усиливается противо­стояние. Смертельный удар разрядке был нанесен интервенцией советских войск в Афганистан в 1979г.

Кардинальные перемены во внешнеполитическом курсе СССР происходят в период "перестройки". М.С. Горбачев выдвигает новые принципы внешней политики: отказ от вывода о расколе мира на противоположные системы (капиталистическую и социалистическую); способ решения международных вопросов - не баланс сил двух систем, а баланс их интересов; признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми. Конкретные мероприятия СССР подтверждали его готовность сле­довать этим принципам: объявлен мораторий на испытание ядерного оружия, стали выводиться советские войска из Афганистана, ГДР и других стран, началась конвер­сия военного производства и сокращение вооруженных сил. СССР отказался от дик­тата по отношению к социалистическим странам. "Перестроечные" процессы в СССР привели к массовым выступлениям в этих странах за восстановление демократиче­ских свобод. Осенью 1989г. во многих странах Восточной Европы происходят "бар­хатные революции", которые устранили коммунистические правительства и способ­ствовали уничтожению социализма в этих государствах. ГДР в 1990г. объединяется с ФРГ. Социалистическое содружество распалось. Новый внешнеполитический курс СССР благоприятствовал преодолению последствий "холодной войны", ликвидации неприязни и недоверия в его отношениях с другими государствами.

СССР в период перестройки (1985 – 1991 гг.)

В годы "перестройки" М.С. Горбачева происходят коренные перемены в условиях развития производства и методах управления экономикой. Первона­чально была поставлена задача ускорить социально-экономическое развитие страны, которое могло быть следствием использования достижений науки и тех­ники, децентрализации управления, расширения прав предприятий, внедрения хозрасчета, укрепления порядка и дисциплины. В 1987г. была принята реформа в области экономики, главная направленность которой заключалась в переходе от преимущественно административных к экономическим методам управления производством. Но несмотря на все принятые меры, кризис все больше охваты­вал народное хозяйство. В конце 80-х годов была признана необходимость раз­вития рыночных отношений. Разрешалась индивидуальная трудовая деятель­ность, создание кооперативов, широкими правами наделялись предприятия, стали появляться коммерческие и кооперативные банки, расширилось привле­чение в экономику иностранных инвестиций, на селе возникли фермерские и ча­стные крестьянские хозяйства. Но экономическая реформа не улучшила поло­жение дел в народном хозяйстве. В 1989-1990 гг. резко сократились темпы роста производства продукции, увеличились размеры дефицита госбюджета, росла безработица, начались социальные конфликты (забастовки шахтеров). Вместо одной государственной формы собственности в стране появилось несколько форм собственности; это привело к появлению новых социальных групп населе­ния.

Кардинальные перемены в политической системе СССР начинаются с приходом к руководству КПСС М.С. Горбачева. Он осуществляет "перестройку" (1985-1991 гг.), которая привела к демократизации страны. Политика "гласности" ввела свободу слова, печати, митингов и демонстраций. Стали возникать обще­ственные движения, которые позднее переросли в политические партии. Это по­служило основой для формирования многопартийной системы в стране. Форми­рованию многопартийности способствовала отмена в 1990г. 6 статьи Конститу­ции СССР о руководящей роли КПСС в обществе. Начинается новый этап реа­билитации репрессированных людей и целых народов в сталинское время. Ра­дикально меняется отношение к религии и верующим людям. Создаются новые органы власти: пост президента, съезд народных депутатов СССР, из состава которого формировался постоянно действующий Верховный совет. Выборы в советы стали проводиться на альтернативной основе. "Перестройка" М.С. Гор­бачева привела к следующим результатам:

2. завершился советский период в развитии России и период строитель­ства коммунизма;

3.произошел распад СССР - некогда огромного многонационального госу­дарства;

4. возникло 15 самостоятельных республик, многие из которых развива­ются как демократические государства,

Распад СССР произошел в декабре 1991 года.

Российская федерация на современном этапе.

Все вопросы, стоявшие перед суверенной Россией в 90-е годы, сводились к двум крупным проблемам: вывести страну из экономического кризиса и про­должить демократические преобразования общества.

Для выхода из экономического кризиса правительство страны осуществ­ляет переход на рыночные методы хозяйствования. Объявлялось о переходе к рыночным ценам, проведении приватизации, земельной реформы с правом куп­ли-продажи земли, реформировании банковской системы и т.д. В январе 1992г. была проведена либерализация цен. Если до этого цены на все виды продукции устанавливало государство, то теперь они формировались под влиянием спроса и предложения на рынке. Либерализация имела два важных последствия: неко­гда пустые магазины стали стремительно наполняться разнообразными товара­ми, но в то же время стали очень быстро расти цены на товары и услуги: уже к концу 1992 г. они выросли в 100-150 раз (при ожидаемом уровне в 3-4 раза). На­чалась инфляция, снизился уровень жизни населения: в 1994г. он составил 50% от уровня начала 90-х годов. С конца 1992г. началась приватизация государст­венной собственности. К осени 1994г. она охватила треть промышленных пред­приятий и две трети предприятий торговли и услуг. Первый этап ее проводился на основе приватизационных чеков, бесплатно выданных всем гражданам Рос­сии; с осени 1994г. начинается второй этап приватизации - свободная купля-продажа частных и акционерных предприятий на биржах по рыночному курсу. Происходило преобразование колхозов в производственные паевые товарище­ства и фермерские хозяйства. Однако экономический кризис продолжал углуб­ляться, до конца 90-х годов производство сокращалось и только в конце 1999г. наметился небольшой подъем экономики.

В 90-е годы продолжалась демократизация России. Реальными стали пра­ва и свободы граждан, сформировалась многопартийная система, выборы стали носить реальный характер и осуществляться на основе конкуренции нескольких кандидатов на пост. Главой исполнительной власти стал избираемый всенарод­ным голосованием президент. Высшей судебной инстанцией является Конститу­ционный суд РФ.

Осенью 1993г. происходит конституционный кризис: столкновение испол­нительной и законодательной власти страны. Все недовольные проводимыми реформами в России объединились вокруг Верховного Совета РФ и выступили против президента Б. Н. Ельцина, олицетворявшего новый курс страны. 2-3 ок­тября 1993г. оппозиция организовала в Москве демонстрации, предприняла штурм мэрии и Останкинского телецентра. В столицу были введены войска, вы­ступление оппозиции оказалось подавленным, а Верховный Совет был распу­щен. Конституционный кризис осени 1993г. имел ряд последствий.

1. в России оформилась президентская республика (в отличие от парла­ментской республики);

2. произошла десоветизация страны, Советы были упразднены как органы власти; десоветизация страны, после ее декоммунизации 1991г. в результате подавления путча ГКЧП и роспуска КПСС, поставила последнюю точку в процесс разрушения коммунистического режима, советской формы власти, созданной большевиками;

3. создан новый высший законодательный орган России - Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат: верхней - Совет Федерации и нижней -Государственной Думы. Уже 3 раза в Государственную Думу проводились выбо­ры (в 1993, 1995 и 1999 годах) на многопартийной основе. Победившие партии создают в Думе свои фракции, наиболее крупными из них являются фракции КПРФ, «Яблоко», ЛДПР и др.

Одной из сложных проблем внутренней политики России является нацио­нальный вопрос. Особо он обострился на Северном Кавказе. Сепаратистское движение в Чечне привело к необходимости введения федеральных войск на территорию этой республики. Результатом этого явились две чеченские войны:

в 1994-1996 гг. и в 1999-2000гт. Чеченская республика осталась в составе еди­ной Российской федерации.

Внешнеполитический курс РФ носит мирный характер, он направлен на сохранение территориальной целостности и независимости страны и на под­держание дружественных отношений со всеми странами мира. Россия добилась признания себя в качестве правопреемницы СССР в ООН, а также помощи за­падных стран в проведении курса реформ. Важное значение придается разви­тию отношений со странами СНГ (Содружество Независимых Государств), куда кроме России входит еще 11 бывших советских республик. Российское прави­тельство стремилось сохранить интеграционные связи между ними. Отношения между бывшими советскими республиками осложняются вопросами, связанными с разделом имущества бывшего СССР, неурегулированным, в некоторых случа­ях, пофаничным вопросом, а также дискриминацией русскоязычного населения в ряде республик.

Преобразования, происходящие в России в 90-е годы XX века - это по­пытка возврата на европейский путь развития после большевистского (азиатско­го) периода существования.

Материал для лекции «Современная Россия». (в процессе разработки)

Россия в конце XX - начале XXI в.

Чрезмерная централизация тормозила экономику союзных республик - были подготовлены собственные кадры специалистов, способные самостоятельно решать вопросы своего региона. Одновременно чрезмерная централизация неблагоприятно отражалась и на политической ситуации: республики тяготились таким положением и стремились к большей самостоятельности.

В 50-е гг. был осуществлен ряд мер по расширению прав союзных республик . В 1954 - 1955 гг. из союзного подчинения в ведение союзных республик было передано свыше 11 тыс. промышленных предприятий. Постановлением Совета Министров СССР 1955 г. был существенно изменен порядок планирования и финансирования хозяйства союзных республик. Советам Министров союзных республик было предоставлено право самостоятельно утверждать планы производства и распределения всех видов промышленной продукции. В Государственном бюджете СССР было отменено деление бюджета союзных республик на республиканский и местные. Теперь в общесоюзном бюджете стали фиксировать лишь суммы расходов по каждой союзной республике в целом. Республиканские органы стали самостоятельно распределять средства между республиканским и местными бюджетами. Это дало союзным республикам возможность более полно учитывать местные условия. ЦК КПСС и Совет Министров СССР в 1956 г. приняли Постановление о дополнительной передаче в ведение союзных республик 3,5 тыс. предприятий и организаций легкой, текстильной, рыбной промышленности др. отраслей народного хозяйства. Автомобильный транспорт и речной флот также были полностью переданы союзным республикам. При этих переменах ведущие отрасли экономики страны по-прежнему оставались в строго централизованном управлении Союза. Но и в той сфере, которая передавалась в ведение союзных республик, за Союзом оставалась координирующая роль. Она была возложена на созданную в 1957 г.Экономическую комиссию Совета Национальностей Верховного Совета СССР.

Также были расширены права союзных республик в области законодательства и правосудия . В 1957 г. Верховный Совет СССР передал в ведение союзных республик законодательства об устройстве судов союзных республик, принятия гражданского, уголовного и процессуальных кодексов. За СССР было сохранено право установления основ уголовного, гражданского и процессуального законодательства, а также законодательства в области правосудия.

В 1957 г. Верховный Совет СССР принял Закон, по которому решение вопросов областного, краевого административно-территориального устройства переходило в ведение союзных республик , за Союзом сохранилось лишь право на утверждение новых автономных республик и автономных областей.

Изменился состав союзных республик . В 1956 г. была ликвидирована Карело-Финская ССР, создана Карельская АССР в составе РФ.

Важное значение имели меры по восстановлению прав репрессированных в годы Великой Отечественной войны народов. В 1957 г., Кабардинская АССР была преобразована в Кабардино-Балкарскую, была восстановлена Чечено-Ингушская АССР, Черкесская автономная область преобразована в Карачаево-Черкесскую, образована Калмыцкая автономная область, преобразованная в июле 1958 г. в Калмыцкую АССР. Однако оставались ещё народы, чьи права также нуждались в восстановлении (крымские татары, немцы Поволжья и др.).

29.Развитие государственного механизма в период либерализации общественных отношений (середина 50-х - середина 60-х гг. XXв.).

Смерть И.В. Сталина ознаменовала новый период в развитии Советского государства, связанный с личностью Н.С. Хрущева,под руководством которого подверглись реформированию основные сферы советского общества. Существо происходивших изменений было направлено на демократизацию и либерализацию государства и общества.Во внешней политике: проводилась идея мирного сосуществования двух систем, рассматривались проблемы всеобщего разоружения, перед СССР ставилась задача достижения и превышения уровня развития капиталистических стран, с другой стороны - усиливалась гонка вооружений.Во внутренней политике: Н.С. Хрущев был избран Первым секретарем ЦК КПСС и Председателем Совета Министров СССР, совместив тем самым руководящие посты в партии и государстве и сосредоточив в своих руках всю полноту власти. Одновременно Хрущев проводит разоблачение культа личности Сталина, следствием которого стали процессы над «врагами народа» (Л.П. Берия) и массовая реабилитация репрессированных.В области государственного устройства проводитсяполитика децентрализации и разделения всей системы управления: расширяются права союзных республик в области промышленности и производства, формирования бюджета, решения вопросов административно-территориального устройства, законодательстваи осуществления правосудия.

Проводится перестройка государственного аппарата, направленная на демократизацию жизни государства и преодоление централизма. Принимались меры, направленные на повышение роли Советов депутатов трудящихся и активизацию их деятельности -1957 г. ЦК КПСС принял постановление «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами». В результате регулярно стали созываться сессии, на которых обсуждались и решались вопросы развития хозяйства и культуры, теснее стали связи Советов с населением, активизировалась деятельность комиссий Советов и др.В 1957 - 1960 гг. в союзных республиках были приняты новые Положения о местных (сельских и районных) Советах депутатов трудящихся, в которых регламентировались их права и обязанности, порядок деятельности.

В управлении народным хозяйством: отраслевая система управления заменяется на территориальную. СССР был поделен на 105 экономических районов, в которых действовали коллективные органы управления - Советы народного хозяйства (совнархозы). Переход к территориальной системе управления промышленностью и строительством преследовал цель приблизить управление к производству, преодолеть ведомственные барьеры, усилить кооперацию в различных сферах народного хозяйства. Однако эта цель достигнута не была. Радикальных изменений в развитии промышленности и строительства не произошло.

В системе правоохранительных органов: отменялся внесудебный порядок рассмотрения дел, упразднялось Особое совещание при МВД СССР, при Совете Министров СССР был создан Комитет государственной безопасности. Возникали добровольные народные дружины по охране общественного порядка.В 1956 г. управления Министерства внутренних дел и управления милиции в областях и краях были реорганизованы в единые управления внутренних дел исполнительных комитетов областных (краевых) Советов депутатов трудящихся. Органы милиции в районах, городах и рабочих поселках были преобразованы в отделы исполкомов районных, городских и поселковых Советов депутатов трудящихся. Таким образом, в организационном построении органов внутренних дел был восстановлен принцип двойного подчинения. Были восстановлены принципы организации и деятельности прокуратуры, нарушенные в условиях культа личности. В 1955 г. было принято Положение о прокурорском надзоре в СССР: высший надзор за исполнением законов всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами возлагался на Генерального прокурора СССР. В Положении устанавливалась обязанность всех работников прокуратуры быть принципиальными и непримиримыми в борьбе за обеспечение строгого соблюдения законности. На прокуратуру возлагалось своевременное применение мер по устранению нарушений законов, от кого бы эти нарушения ни исходили.В 1957 г. были восстановлены наблюдательные комиссии. Они создавались при исполкомах районных Советов депутатов трудящихся, на территории которых имелись исправительно-трудовые учреждения (ИТУ). На наблюдательные комиссии возлагалась задача по осуществлению постоянного контроля за соблюдением законности в деятельности ИТУ, за приобщением осужденных к общественно полезному труду.

Органы правосудия также подверглись существенной реорганизации. В 1958 г. были пересмотрены полномочия и объем деятельности высшего судебного органа страны - Верховного суда СССР. Были сокращены его надзорные функции и расширены полномочия верховных судов союзных республик.Верховный суд СССР состоял из Пленума Верховного суда СССР, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии.В 1958 г. в соответствии с Основами законодательства о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик участковая система нар. судов подлежала замене народным судом города (района). Увеличивался с 3 до 5 лет срок полномочий нар. судей. Народные заседатели избирались на общих собраниях рабочих, служащих и крестьян по месту их работы или жительства, а военнослужащих - по воинским частям.

30.Развитие права в период либерализации общественных отношений (середина 50-х - середина 60-х гг. XXв.).

Одновременно с поворотом в сторону усиления демократических начал в общественной и гос-нной жизни активизируется правотворческая деятельность государства, принимается ряд новых общесоюзных и республиканских законов. Масштабы, объем, и многосторонность правотворчества были таковы, что назрела необходимость проведения новой кодификации советского законодательства.

Гражданское право закрепляло принцип социализма в развитии имущественных отношений. В 1961 г. Верховный Совет СССР принялОсновы гражданского законодательства СССРи союзных республик . На уровне союзного гос-ва такого рода акт принимался впервые. Основы закрепляли следующие формы собственности: государственную, кооперативно-колхозную, профсоюзную, общественных организаций, личную собственность граждан. Собственником всего государственного имущества являлось Советское государство, оно могло передавать предприятиям часть своего имущества в оперативное управление.В обязательственном праве основное внимание уделялось договорному регулированию как основному способу реализации хозяйственных планов. Устанавливалась государственная защита личной собственности граждан, однако оговаривалось ее обязательное трудовое происхождение и единственное назначение - для удовлетворения материальных и культурных личных потребностей граждан. В 1964 г. на базе Основ гражданского законодательства были приняты гражданские кодексы союзных республик.

Трудовое право развивалось в направлении повышения материального положения граждан и обеспечения их социальных прав .В 1955-1958 гг. повышается з/плата низкооплачиваемым трудящимся, в 1964 г. - работникам, занятым в сфере просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и др.В соответствии с принятыми решениями XX съезда КПСС проводились меры по переходу на сокращенный рабочий день. В предпраздничные и предвыходные дни продолжительность раб. дня сокращалась на 2 часа. С 77 до 112 календарных дней увеличивалась продолжительность отпуска женщинам по беременности и родам.Рабочие и служащие получили право одностороннего расторжения трудового договора с предварительным предупреждением администрации предприятия за две недели.Новое Положение о порядке рассмотрения трудовых споров было утверждено в 1957 г. Президиумом Верховного Совета СССР: на предприятиях из равного числа постоянных представителей фабричных, заводских, местных комитетов профсоюзов и администрации образовывались комиссии по трудовым спорам. Комиссии рассматривали трудовые споры, возникавшие м/у рабочими и администрацией. Обжалование решения комиссии осуществлялось в 7-дневный срок в комитете профсоюза. В случае несогласия с решением комитета профсоюза оно в 10-дневный срок могло быть обжаловано в народном суде. Было проведено изменениепенсионного обеспечения . В соответствии с Законом о государственных пенсиях 1956 г. право на пенсию имели граждане, если они стали инвалидами в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей, а также по старости или в случае потери кормильца. Гражданам, имевшим одновременно право на различные пенсии, назначалась по их выбору одна пенсия. Выплата пенсий обеспечивалась за счет ежегодно ассигновавшихся по государственному бюджету средств без каких-либо вычетов из заработной платы. Пенсии не подлежали обложению налогами. Пенсии по старости назначались рабочим и служащим: мужчинам - по достижении 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, женщинам - по достижении 55 лет при стаже работы не менее 20 лет.

Изменения в земельном и колхозном праве представляли собой составную часть мер, принимавшихся руководством Советского государства по преодолению отставания с/х. В этих целях были расширены права колхозов. Колхозникам предоставлено право дополнять и изменять отдельные положения Примерного устава сельскохозяйственной артели 1935 г. с учетом местных условий. Колхозы моглисами определять размеры приусадебных участков колхозников, количество скота, находившегося в их личной собственности. Колхозам также было предоставлено право устанавливать обязательный минимум трудодней, исходя из потребностей трудовых затрат в общественном хозяйстве.Изменения произошли в принципах и форме оплаты труда в колхозах. Существовавшая практика, когда основная часть дохода, подлежавшая распределению по трудодням, выдавалась колхозникам по окончании с/х года, не отвечала принципу материальной заинтересованности колхозников и не способствовала росту производства. Поэтому в 1956 г. в колхозах было введено ежемесячное авансирование колхозников.

Природоохранительное право. В 1960 г. был принят Закон "Об охране природы в РСФСР". Закон объявлял заботу о природе всенародным делом и возлагал на государственные органы и общественные организации обязанность обеспечить охрану, рациональную эксплуатацию и воспроизводство природных ресурсов; предусматривал ответственность руководителей учреждений и граждан за уничтожение или порчу природных богатств.

Уголовное право. В 1958 г. Верховным Советом СССР были приняты новые Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. В качестве главной задачи Основы провозглашали охрану советского и государственного строя, социалистической собственности, социалистического правопорядка, личности и прав граждан.В Основах рассматривались понятие преступления, виды соучастия, институты необходимой обороны и крайней необходимости. Отменялся ранее действовавший принцип аналогии, т. е. осуждения человека за деяние, прямо не предусмотренное уголовным законодательством. Закон, устанавливающий наказуемость деяния или усиливающий наказание за него, не имел обратной силы, т. е. не распространялся на деяния, совершенные до момента его введения. Закон, устранявший или смягчавший наказуемость деяния, имел обратную силу.Согласно Основам наказание могло применяться только по приговору суда, учитывающего все объективные и субъективные обстоятельства дела. Уголовная ответственность наступала с 16 лет , прежний возрастной предел в 14 лет продолжал действовать в случаях наиболее тяжких преступлений. Максимальный срок лишения свободы был сокращен с 25 до 15 лет. В Основах давался перечень видов наказаний, начиная от наиболее мягких (общественное порицание) и кончая лишением свободы и ссылкой. В качестве исключительной допускалась высшая мера наказания - смертная казнь - расстрел. Однако она могла применяться лишь при совершении таких тягчайших преступлений, как измена Родине, шпионаж, диверсия, террористический акт, бандитизм, умышленное убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах.Устанавливался порядок условно-досрочного освобождения осужденных, проявивших хорошее поведение и честное отношение к труду.В соответствии с Основами уголовного законодательства, разрабатывались уголовные кодексы союзных республик. В1960 г. Верховным Советом РСФСР был принятУголовный кодекс , заменивший собой Кодекс 1926 г.

Уголовно-процессуальное право. Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик были приняты Верховным Советом СССР в 1958 г. Задачи уголовного судопроизводства: обеспечение быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличение и наказании виновных, ограждение невиновных от уголовной ответственности.Принципы уголовного судопроизводства:осуществление правосудия только судом на началах равенства граждан перед законом и судом, независимость судей и подчинение их только закону, участие народных заседателей и коллегиальность рассмотрения дел в суде, гласность судебного разбирательства, недопустимость привлечения к уголовной ответственности иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом, обеспечение обвиняемому права на защиту, ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики.Основы определяли полномочия суда, следственных органов в уголовном судопроизводстве. Вводился институт общественных обвинителей и общественных защитников .Регламентировались отдельные стадии судопроизводства: дознание и предварительное следствие, производство в суде первой инстанции, производство в кассационной и надзорной инстанциях, исполнение приговора.

Гражданско-процессуальное право . Верховным Советом СССР были утверждены Основы гражданского судопроизводства Союза СССР и союзных республик. Задачи гражданского судопроизводства: правильное и быстрое рассмотрение и разрешение гражданских дел. Предусматривалось расширение участия организаций и коллективов трудящихся в судебном рассмотрении гражданских дел. В целях защиты прав и законных интересов граждан профсоюзы и другие общественные организации через своих представителей могли предъявлять иски в суд, участвовать в судебном разбирательстве и сообщать суду мнение коллектива по рассматриваемому делу. Гражданские дела в установленных законом случаях могли рассматриваться товарищескими судами.В соответствии с Основами гражданского судопроизводства Союза СССР и союзных республик в 1964 г. были приняты гражданско-процессуальные кодексы в рамках союзных республик.

31.Форма государственного единства в период «застоя» (середина 60-х – середина 80-х гг. XXв.).

В рассматриваемый период происходил обратный процесс усиления централизма.

Процесс централизации затронул сферу экономики . В 1965 г. система управления промышленностью кардинально изменилась, перейдя от территориального к отраслевому принципу. Поскольку все совнархозы были ликвидированы и управление промышленностью передано отраслевым министерствам, созданным как общесоюзные и союзно-республиканские органы, все управление машиностроением было сосредоточено в руках общесоюзных ведомств, а другие отрасли промышленности перешли в совместное ведение Союза и республик. В 1967 г. в центре было сконцентрировано и управление строительством: создано несколько союзно-республиканских строительных министерств, которым передавались объекты, возводимые ранее организациями, подчиненными республиканским ведомствам. В 1970 г. в ведение Союза было передано целиком управление химической и нефтяной промышленностью.

Произошла централизация и в области культуры . С момента возникновения СССР управление просвещением всегда находилось в компетенции республик. Теперь, в 1966 г. впервые было создано союзно-республиканское министерство просвещения. Это позволило унифицировать систему и программу обучения школьников, лучше организовать изучение русского языка. В том же году важнейшие вузы страны были вновь переданы в ведение Министерства высшего и среднего специального образования СССР. Впервые в истории Советского государства была создана Академия педагогических наук СССР. В 1973 г. были приняты Основы законодательства СССР и союзных республик о народном образовании. Они закрепили широкие права Союза в руководстве этой сферой, в том числе установление общих принципов управления народным образованием в СССР, государственный контроль в области народного образования и установление порядка его осуществления и др. Основы подчеркивали право граждан получать образование на родном языке или любом другом языке народов СССР, т.е. давали свободу выбора языка.

Централизация коснулась органов охраны общественного порядка и юстиции . В 1966 г. было создано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка. Было восстановлено и централизованное управление органами юстиции: в 1970 г. вновь создан Минюст СССР.

Форма государственного единства получила закрепление в Конституции СССР 1977 г. Вст.70 СССР определялся как единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных советских социалистических республик.

Статья 23 , определявшая компетенцию СССР, содержала такой круг полномочий, который обеспечивал единство Советского Союза. В то же время компетенция СССР предусматривала достаточно высокую степень централизма в построении федеративного государства.

Статья 73 Основного Закона СССР дает перечень прав Союза. К компетенции Союза относятся, в частности, определение государственной границы СССР и утверждение изменений границ между союзными республиками, обеспечение единства законодательного регулирования на всей территории СССР, установление основ законодательства Союза ССР и союзных республик, руководство экономикой страны, бюджет, война и мир, организация обороны, руководство Вооруженными Силами, обеспечение государственной безопасности, международные отношения, внешняя торговля, координация отношений союзных республик с иностранными государствами, контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечение соответствия конституций союзных республик Конституции СССР. При этом положения ст.73 были сформулированы в общей форме, что позволяло распространять их действие на весьма широкий круг общественных отношений. На практике это нередко приводило к тому, что централизм выходил за рамки, объективно необходимые для развития общества, приводил к ограничению самостоятельности союзных республик.

Вместе с тем, Конституция более полно, чем это было прежде, регламентировала правовой статус союзной республики. Впервые в Основном Законе давалось определение союзной республики как суверенного государства, объединившегося с другими республиками в СССР. Вне пределов, указанных в ст.73 союзная республика самостоятельно осуществляла государственную власть на своей территории. Союзная республика имела свои Конституцию, соответствующую Конституции СССР и учитывающую особенности республики. Конституция СССР 1977 г. определяла право участия союзной республики в решении вопросов, отнесённых к ведению СССР, в Верховном Совете СССР, Президиуме Верховного Совета СССР, Правительстве СССР и др. органах СССР.

Союзная республика обеспечивала комплексное экономическое и социальное развитие на своей территории, способствовала осуществлению на этой территории полномочий СССР, приводила в жизнь решения высших органов государственной власти и управления СССР. По вопросам, относившимся к её ведению, союзная республика координировала и контролировала деятельность предприятий союзного подчинения.

32.Государственный механизм в период «застоя» (середина 60-х – середина 80-х гг. XXв.).

Рассматриваемый период развития государства характеризуется сменой эпохи преобразований, проводимых Н.С. Хрущевым, эпохой «застоя» , замедления и консервации темпов общественного развития. Вовнешней политике продолжается противостояние системы капитализма и системы социализма. Условия «холодной войны» и гонки вооружений истощали экономику страны, отвлекали средства, необходимые для внутреннего развития. Развитиеформы государственного устройства определялось возвратом к централизации. Вэкономической сфере территориальный принцип руководства хозяйством был заменен отраслевым: совнархозы были ликвидированы, все ключевые отрасли (машиностроение,строительство) сосредоточивались в руках союзных министерств, остальные - составляли предмет совместноговедения Союза и республик.Изменения вгосударственном аппарате характеризовались отказом от хрущевских нововведений и проведением контрреформ, в результате которых воссоздавалась несколько измененная структура, существовавшая 10 лет назад. Центральной политической фигурой сталЛ.И. Брежнев, совмещавший посты Первого (позднее Генерального) секретаря ЦК КПСС и Председателя Президиума ВС СССР.Особенностью развитиягосударственного механизма было сращивание государственного и партийного аппарата, принятие партией тех функций, которые свойственны только государству. Усиление роли КПСС в государстве и обществе привело к подмене государственных органов партийными. Бюрократизировался и стал трудно управляемым состав государственно-партийных органов.

В системе Советов депутатов трудящихся ликвидируется их деление на промышленные и сельские, они вновь объединились. В 1977 г. Верховным Советом СССР была принята новая Конституция СССР. Представительные органы власти стали теперь называться Советами народных депутатов . Изменялись сроки полномочий Советов: полномочия Верховного Совета СССР увеличивались до 5 лет, местных Советов - до 2,5 лет. Устанавливалось равное число депутатов в палатах Верховного Совета СССР - по 750 человек.С целью повышения контроля Верховного Совета СССР за деятельностью всех формируемых им органов был принят Регламент Верховного Совета СССР, определявший структуру, полномочия, порядок работы Верховного Совета и его органов. В 1966 г. была изменена организационная структура палат Верховного Совета СССР - Совета Союза и Совета Национальностей: наряду с бюджетной комиссией, комиссией по иностранным делам и мандатной комиссией формировались новые комиссии по направлениям деятельности Верховного Совета и направлениям государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства. При каждой из палат Верховного Совета СССР было сформировано 16 постоянных комиссий. В 1979 г. Верховным Советом было принято новое Положение о постоянных комиссиях.В 70-х гг. возросла роль Президиума Верховного Совета СССР, который выполнял роль организатора всей работы Верховного Совета. Усилилась контрольная деятельность Верховных Советов СССР и союзных республик и законотворческая деятельность Верховных Советов союзных республик.

В 1962 г. была создана система партийно-государственного контроля. Система возглавлялась Комитетом партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР. На местах образовывались комитеты партийно-государственного контроля и группы содействия. Задачи КПГК и его местных органов определялись следующим образом: оказание помощи партии и государству в выполнении Программы КПСС, организации систематической проверки исполнения директив партии и правительства, в борьбе за всемерный подъем социалистической экономики, соблюдении партийной и государственной дисциплины и социалистической законности.В 1965 г. контрольные органы были переименованы в органы народного контроля . В 1968 г. правительство утвердило Положение об органах народного контроля, в систему которых вошли Комитет народного контроля СССР; комитеты союзных и автономных республик, краев, областей, автономных областей и округов, районов, городов; группы народного контроля при поселковых и сельских Советах, на предприятиях, в колхозах, учреждениях, организациях и воинских частях. После принятия новой Конституции в 1979 г. Верховным Советом СССР был утвержден Закон о народном контроле, определявший функции и структуру органов народного контроля.

Система правоохранительных органов была приведена в соответствие с Конституцией 1977 г. В конце 1979 г. были приняты новые законы СССР: о Верховном суде СССР, о Прокуратуре СССР, о Государственном арбитраже в СССР, об Адвокатуре в СССР. В 1980 г. были внесены соответствующие изменения в Основы законодательства СССР и союзных республик о судоустройстве.Верховный суд СССР избирался Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. Его основными задачами являлись: надзор за деятельностью всех судов, обобщение судебной практики, дача разъяснений по применению законодательства.Законом о прокуратуре расширялась сфера применения прокурорского надзора: в нее были добавлены государственные комитеты, исполнительные и распорядительные органы местных Советов. С 1979 г. стали образовываться также коллегии Главной военной прокуратуры, прокуратур автономных республик, краев, областей, городов, автономных областей.В систему арбитражных судов входили: Государственный арбитраж, арбитражи союзных республик, арбитражи автономных республик, краев, областей, города, автономных областей и округа. Арбитражные органы действовали в соответствии с Законом об арбитраже, Правилами рассмотрения хозяйственных споров и Положением о Госарбитраже при Совете Министров СССР.В соответствии с Законом об адвокатуре и республиканскими положениями об адвокатуре создавались коллегии адвокатов - объединения на добровольных началах лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. На адвокатов возлагалось осуществление следующих задач: защита обвиняемого, представительство интересов потерпевшего, истца, ответчика, участие в рассмотрении дел в суде и на предварительном следствии, оказание юридической помощи гражданам и организациям в виде консультаций.В 1960 г. было упразднено МВД СССР, его функции передавались МВД союзных республик. В 1962 г. они были переименованы в министерства охраны общественного порядка. В 1966 г. в целях обеспечения единого руководства деятельностью органов правопорядка в борьбе с преступностью было создано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР. В 1968 г. оно было преобразовано в Министерство внутренних дел СССР (МВД СССР).

Что касается Вооруженных Сил, то следует отметить некоторые изменения в порядке комплектования их личного состава. В 1967 г. новый Закон о всеобщей воинской обязанности сократил на один год сроки действительной военной службы солдат, матросов, сержантов и старшин. Для лиц с высшим образованием предусмотрены вообще укороченные сроки военной службы. В 1985 г. было установлено, что женщины, имеющие медицинскую и иную специальную подготовку, могут привлекаться в мирное время на учебные сборы, а в военное - могут быть призваны в Вооруженные Силы для несения вспомогательной или специальной службы.

33.Источники права в период «застоя» (середина 60-х – середина 80-х гг. XXв.).

Кодификационные работы .Стабильность общественного и государственного строя в рассматриваемый период обусловливает иустойчивое развитие советского права, для которого не свойственны какие-либо существенные изменения, однако в связи с большим объемом нормативно-правовых актов требуется проведение систематизации и кодификации.Особенностью работ, проводившихся вправовой сфере, было не изменение существовавших правовых институтов, а закрепление, обобщение и уточнение уже действующих.Данные работы проводились по следующим на-правлениям:

1. Завершаются проводившиеся более 20 лет работы по кодификации основных отраслей права. Надо отметить двухуровневую систему кодификации: на уровне Союза ССР принимались Основы законодательства (были приняты Основы уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, гражданско-процессуального, земельного, трудового, семейного, водного, лесного законодательства идр.). На уровне союзных республик принимались кодексы и отраслевые законы (в РСФСР были приняты кодекс законов о труде, брачно-семейный, земельный, водный, исправительно-трудовой кодексы, законы о здравоохранении, о народном образовании).

2. С принятием новой Конституции СССР 1977 г. возникла необходимость приведения в соответствие с ней

всей действующей системы правовых актов. В основном данная работа была завершена к 1985 г.

3. Результатом работы по систематизации на уровне СССР былСвод законов СССР, а в РСФСР- Свод за-

Конов РСФСР.

4. Проводились работы по инкорпорации законодательства, в результате которых отменялись противоречащие друг другу акты, акты, утратившие силу и ставшие составной частью других актов, устранялась множественность актов, регулирующих одни и те же общественные отношения.

В самой системе права можно выделитьтри тенденции:

1) Образование одной отрасли права в результате объединения различных актов, регулирующих сходные

группы отношений (например, природоресурсное право, объединило в себе законодательство об охране окружающей среды и законодательство об использовании различных ресурсов - земли, воздуха, воды; сходное правовое положение колхозов и совхозов предопределило появление сельскохозяйственного права).2) Выделение из отрасли права самостоятельных подотраслей (жилищное право из гражданского).

3) Появление новых отраслей права (здравоохранение, народное образование).

Конституционное право .7 октября 1977 г. на Внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР была принята новая Конституция СССР. Конституция не вносила каких-либо кардинальных изменений в существующие общественный строй, форму государственного устройства, государственный механизм. Ее принятие было вызвано скорее идеологическими и субъективными причинами, но содержались и нововведения. В руководящих кругах родилась идея, что советское общество и государство вступили в эпоху развитого социализма, общенародного государства и т.п. В связи с этим стали говорить, что прежний Основной Закон отвечал эпохе победы социализма в основном, созданию основ социализма, а теперь требуется Конституция зрелого социализма. Довольно отчетливо просматривался и субъективный фактор: Н.С. Хрущеву явно хотелось заменить сталинскую конституцию хрущевской.После освобождения Хрущева от всех партийных и государственных постов работа над проектом Конституции приостановилась. Дело ограничилось лишь тем, что председателем комиссии был назначен первый секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев. Он, очевидно, не видел особой необходимости в новой Конституции, и работа над проектом замерла на 12 лет. В 1977 г., однако, в силу не очень понятных причин она резко активизировалась и была быстро доведена до конца. Это сделать было не трудно, поскольку базой ее послужил один из проектов, разработанных при Н.С. Хрущеве.Политическую основу СССР составляли Советы народных депутатов, экономическую основу - социалистическая собственность на средства производства.В Конституции констатировалось построение развитого социалистического общества и создание общенародного государства. Закреплялась «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии.Конституция СССР 1977 г. состояла из 174 статей, сведенных в 9 разделов :

Основы общественного строя и политики.

Государство и личность.

Национально-государственное устройство.

Советы народных депутатов и порядок их избрания.

Высшие органы власти и управления.

Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках.

Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор.