«Древняя Русь. Происхождение терминов "русь" и "россия" Древние авторы называли словом русь


Россия VII-ХII века (Русь древняя и средневековая)

1 вариант


  1. Древние авторы словом «Русь» называли государственное образование, сложившееся в районе
1) Волги 2) Прикарпатья 3) Буга 4) Среднего Поднепровья

2. Бог грома и молнии у восточных славян

1) Стрибог 2) Ярило 3) Перун 4) Велес

3. Обрядовый праздник восточных славян, с которого у них начинался годовой цикл, назывался

1) Праздник урожая 2) Масленица 3) Троица 4) Святки

4. Соседями восточных славян были

1) печенеги 2)германцы 3)итальянцы 4)арабы-бедуины

5. Укажите восточнославянские племена

1) вятичи 2) хазары 3) уличи 4) авары 5) волыняне

(несколько вариантов ответов)


  1. К какому периоду относится возникновение государственности у славян?
1) У1 –У11 вв. 2) 1Х – Х вв. 3) Х – Х1 вв. 4) Х1 –Х11 вв.

^ 7. Какое событие произошло раньше всех других?

1) крещение Руси 3) создание Русской Правды

2) призвание варягов 4) съезд князей в Любече

8. С каким событием в истории Руси связано начало династии Рюриковичей?

1) походом князя Олега на Киев 3) крещением Руси

2) призванием варягов 4) изданием Русской Правды

^ 9.Согласно летописным свидетельствам Рюрик правил во второй половине 1Х век а

1) во Владимире 2) в Киеве 3) в Новгороде 4) в Смоленске

10) Древнейшая русская летопись называлась

1) Русская Правда 3) Поучение Владимира Мономаха

^ 11) Что из названного относится к предпосылкам образования Древнерусского государства?

1) крещение Руси 3) принятие Русской Правды

2) начало Великого переселения народов 4) необходимость отпора внешним врагам

^ 12. Восстание древлян было вызвано

1) нежеланием древлян принимать христианство

2) попыткой князя Игоря повторно взять дань с древлян

3) межплеменной рознью древлян и вятичей

4) нежеланием древлян участвовать в походах князя Святослава

^ 13. Принятие Русью христианства произошло вследствие

1) распространение новой веры византийскими миссионерами

2) решения великого князя Киевского

3) договора с папой Римским

4) решение вечевых собраний в Новгороде и Пскове

^ 14. Съезд русских князей в Любече в 1097 г. был созван с целью

1) установить новый порядок взимания дани

2) принять Русскую Правду

3) остановить междоусобицы

4) принять решение о введении на Руси христианства

^ 15. Напишите общие определения для терминов, имён, приведённых в рядах

1) дружинник, тиун, ключник -

2) Сварог, Перун, Велес -

3) кривичи, радимичи, вятичи –

Россия 1Х – Х11 века

2 вариант

^ 1. Как в Древнерусском государстве назывался объезд князем с дружиной подвластных земель, плативших дань

1) оброк 2) полюдье 3) выход 4) ясак

2. К памятникам зодчества Древней Руси 1Х – Х1 вв. относится

1) храм Василия Блаженного в Москве

2) храм Святой Софии в Новгороде

3) церковь Вознесения в селе Коломенском

4) Троице-Сергиев монастырь

^ 3. К какому году относится крещение Руси?

1) 882 г. 2) 988 г. 3) 945 г. 4) 962 г.

4. Наследственные земельные владения в Древней Руси назывались

1) земщиной 2) вотчиной 3) слободой 4) поместьем

^ 5. Установление в Древней Руси новой системы сбора дани: «уроков», «погостов», «повоза», вместо «полюдья» - было результатом

1) деятельности княгини Ольги 3) принятия «Устава» Владимира Мономаха

2) принятия «Русской правды» 4) походов князя Святослава

^ 6. Как в Древней Руси назывался район города, заселённый ремесленниками одной специальности

1) слобода 2) вотчина 3) погост 4) удел

7. Установите соответствие между терминами и их определениями. К каждой цифре подберите соответствующий элемент, из обозначенных буквами.


  1. ^ Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите, как на Руси называлось объединение воинов, о котором идёт речь.
«(Она) не была многочисленной; даже у старших князей она составляла отряд в 700-800 человек… Но зато это обычно были сильные, храбрые, обученные профессионально воины, связанные с князем личным договором службы и верности. (Её члены) составляли товарищество или братство, союз верных, на которых князь мог положиться в минуту опасности. Они были не только военными товарищами князя, но и его советниками, помощниками в управлении и суде и личными слугами»

  1. Что из указанного относится к Х1 в.?

  1. княжение Ярослава Мудрого 3) нашествие на Русь хана Батыя

  2. поход князя Олега на Византию 4) борьба Александра Невского с немцами и шведами

  1. Какой князь послал в 1147 г. своему союзнику приглашение: «Приди ко мне, брате, в Москов!»?

  1. Юрий Долгорукий 3) Александр Невский

  2. Иван Калита 4) Дмитрий Донской

  1. Живопись, основанная на применении водяных красок, наносимых на сырую штукатурку при строительстве храмов в Древней Руси, называлась
1) фреской 2) акварелью 3) парсуной 4) мозаикой

^ 12. В Древней Руси штраф за совершённое преступление назывался

1) вира 2) пожилое 3) полюдье 4) урок

Россия 1Х –Х11 века

3 вариант

1. Прочтите отрывок из летописи и укажите, о каком событии повествует летописец.

«…Зачем губили русскую землю, сами на себя ссоры навлекая? А половцы землю нашу расхищают и радуются, что нас раздирают междоусобные войны. Да с этих пор объединимся и будем охранять русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей».


  1. призвание варягов новгородцами

  2. съезд князей в Любече

  3. заключение договора Владимира Святославовича с Византией

  4. Совете князей перед битвой на Калке

  1. Крещение Руси произошло при князе
1) Игоре 2) Святославе 3) Владимире 4) Ярославе Мудром

^ 3. Прочтите отрывок из летописи и напишите имя князя, о котором идёт речь.

«В год 6472(964). Когда (князь) вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и легко ходил в походах, как пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезал конину, или зверину, или говядину и, зажарив на углях, так ел; не имел он и шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах,- такими же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вас идти». И пошёл на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал вятичам: «Кому дань даёте?» Они же ответили: «Хазарам – по щелягу с сохи даём».

В год 6473(965). Пошёл (князь) на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел (князь) хазар и столицу их Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов…

В год 6475 (967) Пошёл (князь) на Дунай на болгар…»

^ 4. К социальным группам Киевской Руси Х1 – Х111 вв. можно отнести

1) закупов, рядовичей, дворян 3) князей, бояр, дворян

2) князей, духовенство, крестьян 4) закупов, рядовичей, холопов

^ 5. Верны ли следующие суждения?

В Древней Руси были разработаны такие уникальные ювелирные техники, как:

А) зернь, скань Б) чернь, «перегородчатая эмаль»

1) верно только а) 2) верно только б) 3) верно а) и б) 4) неверны оба

^ 6. Вставьте пропущенное в тексте название собора, о котором идёт речь.

А вот жемчужина древнего Киева - …, расположенный на высоком берегу Днепра. Блестя свинцовыми куполами, … как бы господствует над окрестностями. Стены выложены из плиткообразного кирпича-плифны, его ряды чередуются с толстыми слоями белой извести. .это могучее, величественное сооружение с открытыми галереями и завершающим его многоглавием поражает каким-то трепетным и в то же время плавным ритмом. «Повесть временных лет» рассказывает о закладке собора в 1037 г. на месте, где воины Ярослава Мудрого одержали победу над печенегами.

^ 7. Установите соответствие между понятиями и их определениями. Ответ запишите в буквенном обозначении.

Россия в 1Х – Х11 веках.

Тест 4

^ 1. Какие из названных событий связаны с деятельностью князя Владимира Святославовича (Владимира Святого)?

А) принятие Русью христианства

Б) покорение племён вятичей, радимичей

В) создание сводов законов – Русской правды

Г) расправа с древлянами за убийство князя Игоря

Д) созыв съезда князей в Любече

Е) заключение союза с Византией

^ 2. Установите соответствие между событиями истории Древней Руси и именами их участников. Запишите ответ в буквенном обозначении .


  1. ^ Дополните недостающие названия в ряду.
В первой половине Х1 в. были построены Софийский собор и Золотые ворота в ________(город), храм_________ в Новгороде.

^ 4. Древнейшая русская летопись называлась

1) «Русская Правда» 3) «Поучение Владимира Мономаха»

2) «Слово о полку Игореве» 4) «Повесть временных лет»

^ 5. Какие из названных терминов обозначали категории людей, зависимых от крупных землевладельцев в Древней Руси?

А) смерд Б) рядович В) инок Г) закуп Д) холоп Е) волхв

Выберите верный вариант ответа

1) АБЕ 2) АГД 3) БГД 4) БВЕ

^ 6. К кому из названных лиц относятся слова Н.М.Карамзина: «Сему князю приписывают древнейшее собрание наших гражданских устоев»?

1) Олегу Вещем 2) Юрию Долгорукому3 ) Ярославу Мудрому 4) Александру Невскому

^ 7. Что из указанного относится к Х1 в.?

1) княжение Ярослава Мудрого 3) нашествие на Русь хана Батыя

2) поход князя Олега на Византию 4) борьба Александра Невского с немцами и шведами

^ 8) Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и укажите, о каком древнерусском князе идёт речь.

«Ходил на Оку и на Волгу; на Оке нашёл вятичей и спросил их: «Кому дань даёте?» Вятичи отвечали: «Хазарам». Тогда пошёл (князь) на хазар, победил их и взял их город; …наконец пошёл на Дунай, на болгаров, одолел их, побрал города по Дунаю и сел княжить здесь в Переяславце. Между тем пришли в первый раз печенеги на Русскую землю, а (князь) был в Переяславце, Ольга затворилась в Киеве со внуками своими…»


  1. Владимире Мономахе 3) Святославе Игоревиче

  2. Юрии Долгоруком 4) Ярославе Мудром
9) Сравните систему управления Древнерусским государством при первых русских князьях (Олег, Игорь) и при Ярославе Мудром. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее двух различий). Запишите ответ в форме таблицы.

^ Ответы

Древняя Русь 1Х – Х11 вв.

1 тест:

1- 4; 2 - 3; 3 - 2; 4 – 1; 5 – 1,3,5; 6 – 2; 7 – 2; 8 – 2; 9 – 3; 10 – 4;

11 – 4; 12 – 2; 13 – 2; 14 – 3; 15 – социальные группы, Боги, названия племён.

^ 2 тест:

1 – 2; 2 – 2; 3 – 2; 4 – 2; 5 – 1; 6 – 1; 7 – ВДБА; 8 – дружина; 9 – 1; 10 – 1; 11 – 1; 12 – 1.

3 тест:

1 – 2; 2 – 3; 3 – Святослав; 4 – 4; 5 – 3; 6 – Софии; 7 – ГАДБ.

4 тест:

1 – 2; 2 – ГДБА; 3 – в Киеве, Святой Софии; 4 – 4; 5 – 2; 6 – 3; 7 – 1,8,3; 8 – 3;


^ Общие характеристики

- князь как военный предводитель, верховный судья, сборщик налогов

- вечевые сходы во всех городах и землях

- дружина как вооружённые отряды при князе

Различия

Древнерусское государство при первых князьях

Древнерусское государство при Ярославе Мудром

- полюдье

- уроки, повоз, погосты

- обычное право

- «Русская Правда»

- во главе отдельных земель стоят племенные вожди

- во главе отдельных земель – наместники, назначенные князем

- усложняются функции княжеской власти

Причины и особенности образования государства у восточных славян. Роль нормандского влияния.

Возникновение государства – закономерный этап в развитии общества. Предпосылками возникновения Древнерусского государства у восточных славян являлись: территория, население, налоговая система, наличие публичной власти, армия, суверенитет.

Норманская теория заключается в том, что государственность на Руси появилась благодаря скандинавам (варягам), которые были призваны на княжение в Новгород (в частности Рюрик). Согласно древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало государственности восточных славян, в историографии получило условное название Сторонники норманской теории отрицают происхождение древнерусского государства как результат внутреннего общественно-экономического развития.
Норманская теория была сформулирована немецкими учёными - Байером, Миллером.
Политический смысл норманкой теории заключался в том, чтобы представить Древнюю Русь отсталой страной, неспособной к самостоятельному государственному развитию, а норманнов (варягов) - силой, которая с самого начала русской истории влияла на развитие России, её экономику и культуру.

Норманисты еще во времена дворянской историографии полностью принимали летописную легенду о возникновении Древнерусского государства и происхождении династии русских князей в результате призвания варягов, которые и назывались «русью». Антинорманисты старались доказать, что призванная «русь» - это не скандинавы. Одни считали их славянами из Принеманской области, другие видели в варягах славянское племя вагров с Балтийского моря. Следует подчеркнуть, что и в том и в другом случав речь, идет о славянских племенах, уже в значительной степени перенявших быт окружавших их неславянских народов.Часть ан- тинорманистов склонялась к тому, что термин «русь» местного, восточнославянского проис- хождения. Подобный же корень находили и в названии одного из готских племен, сталкивав- шихся со славянами. Судя по «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ», договорам с греками и свидетельству Константина Багрянородного, первоначально Русь означала Киевскую, Черниговскую, Переяславскую земли - древнейшее территориальное ядро государства. Академик Б. А. Рыбаков именует Русью коренную землю восточных славян, область Среднего Поднепровья. Она представляла собой небольшую местность в виде треугольника, основанием которого явилось Поросье, т. е. течение реки Рось и ее притока Росава, вершиной - Киев, а одной из сторон - правый берег Днепра.


Следует учитывать разницу в звучании терминов «русы» и «росы». Корень «рус» отложился на севере: Порусье, Околорусье. Старая Русса. Возможно балтийское происхождение ряда наз- ваний с корнем «рус» - «русс» в районах Меты, Ильменя, Волхова: озеро Пруса, река Прусы- ня, озеро Врусское, река Русская. А вот в Среднем Поднепровье распространен корень «рос»: Рось, Ростава, Поросье. Эти корни встречаются на землях, заселенных разными народами.

Большинство современных ученых склоняются к мнению о возможном одновременном су- ществовании терминов: «русь»на севере и «рось» на юге Восточной Европы.

8.Киевское государство в 11-12 века: устройство, особенности развития.

Наибольшего могущества и славы древнерусское Киевское государство достигло в 11 - 12 веках при князе Владимире Святославовиче и его сыне князе Ярославе.
Правление Владимира

Князь Владимир стал княжить в Киеве после того, как одержал победу над своими братьями в борьбе за власть. В начале своего правбения Владимир вел многочисленные войны. Вернул под свою власть земли дулебов и тиверцев, завоевал землю литовского племени ятвягов. Укрепив государство на западе Владимир отправился со своим войском на юг в степь, откуда совершали набеги кочевые племена печенегов. Для защиты границ по приказу Владимира сооружались оборонительные валы, крепости, заселялись новые земли. С целью укрепления государства князь Владимир осуществил такие изменения: вместо князей, правивших в подчиненных городах, он посадил своих сыновей и воевод, упрядочил сбор дани, усилил собственное войско. При Владимире стали чеканить первые монеты - златники и серебреники.

Князь Владимир женился на сестре византийского императора Анне, доказав всему миру, что Византия признает Киевское государство равным себе. Киев вознесся на новую,высшую ступень своего развития.

Православные верующие в течение 2020-го года держат ряд постов, как однодневных, так и многодневных. связан не только с ограничениями в еде, но также и с добровольным отказом от всяческих развлечений. Например, во время многодневных постов не принято "играть" свадьбы.

В данном материале мы перечислим все православные посты 2020 года (однодневные и многодневные) и расскажем, когда они будут (даты и сроки).

В 2020 году, после окончания Рождественского поста 6 января и праздничных дней, связанных с Рождеством Христовым и святками, первый однодневный пост будет 18 января 2020 года в Крещенский сочельник.

Далее, после Крещения (после 19 января 2020 года), однодневные посты верующие держат каждую среду и пятницу три недели подряд (до пятницы 7 февраля 2020 года) . В эти дни следует придерживаться растительной пищи, однако готовить ее можно на постном масле. Постные дни отменяются 12 февраля 2020 года (СР) и 14 февраля 2020 года (ПТ) , в связи с сплошной седмицей в память о божественной притче о мытаре и фарисее. На следующей неделе опять среда 19 февраля 2020 года и пятница 21 февраля 2020 года постные .

После Пасхальной недели (на протяжении которой в среду и пятницу нет поста ) до Троицы, т.е. с 27 апреля 2020 по 7 июня 2020, каждая среда и пятница постная , но с разрешением на рыбу.

После Троицы и праздничной Троицкой седмицы (когда пост в среду и пятницу отменен ) с 15 июня 2020 года наступает Петров пост 2020 . Петров пост в 2020 году длится почти месяц, точнее 27 дней, заканчиваясь в субботу 11 июня перед днем святых Апостолов Петра и Павла. В этот пост во многие дни позволяется добавлять в блюда масло и есть рыбу, так что этот пост весьма мягкий. Только в первый понедельник поста 15 июня 2020, по пятницам 26 июня 2020 и 3 июля 2020 следует придерживаться строгого постного рациона.

В следующие летние дни после дня святых Апостолов Петра и Павла (12 июля 2020) православные верующие придерживаются постных дней только по средам и пятницам (однако с разрешением на употребление растительного масла), вплоть до Успенского поста .

Успенский пост 2020 начинается с пятницы 14 августа 2020 года и длится по пятницу 28 августа 2020, заканчиваясь в день Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост продолжается 15 дней и отличается строгостью. Все дни его по-настоящему постные кроме суббот и воскресений, когда позволено масло. В праздники 19 августа 2020 г. (Преображение Господне или яблочный Спас) и 28 августа 2020 г. (Успение Пресвятой Богородицы) добавляются блюда с рыбой.

В сентябре, октябре и ноябре 2020 года однодневные посты следуют по средам и пятницам , когда в пищу не употребляются молочные продукты, мясо и яйца, однако разрешено растительное масло. Строгие однодневные посты ожидает верующих 11 сентября 2020 года в День Усекновения главы Иоанна Предтечи и 27 сентября 2020 года (Воздвижение Креста Господня).

С 28 ноября 2020 года начинается Рождественский (или Филиппов) пост 2020 , последний длительный пост 20 года. Он продолжается вплоть до Рождества Христова 2021 года, заканчиваясь в сочельник 6 января 2021. Тянется Рождественский пост 40 дней, но не является строгим. По праздничным и выходным дням разрешена рыба, а почти во все дни - масло. Следует отметить лишь четыре дня, когда надо поститься строго. Это понедельники 7 и 21 декабря 2020, среда 9 декабря 2020 и пятница 25 декабря 2020 г.

Все православные посты 2020 года (кратко):
* Все среды и пятницы 2020 г. , кроме Святок и сплошных седмиц (Мытаря и Фарисея, Сырной/Масленичной, Пасхальной, Троицкой).
* Крещенский сочельник - однодневный, 18 января 2020 г.
* Великий пост - многодневный, со 2 марта 2020 г. по 18 апреля 2020 г.
* Петров пост - многодневный, с 15 июня 2020 г. по 11 июля 2020 г.;
* Успенский пост - многодневный, с 14 августа 2020 г. по 28 августа 2020 г.
* Усекновение главы Иоанна Предтечи - однодневный, 11 сентября 2020 г.
* Воздвижение Креста Господня - однодневный, 27 сентября 2019 г.
* Рождественский (Филиппов) пост - многодневный, с 28 ноября 2020 г. по 6 января 2021 года.

На протяжении VI-IХ вв. у восточных славян шел процесс классообразования и создания предпосылок феодализма. Территория, на которой начала складываться древнерусская государственность, находилась в месте пересечения путей, по которым шла миграция народов и племен, пролегали кочевые трассы. Южнорусские степи были ареной бесконечной борьбы перемещающихся племен и народов. Нередко славянские племена нападали на пограничные регионы Византийской империи.


В VII в. в степях между Нижней Волгой, Доном и Северным Кавказом образовалось хазарское государство. Славянские племена в районах Нижнего Дона и Азова попали под его владычество, сохранив, однако, определенную автономию. Территория хазарского царства распространялась до Днепра и Черного моря. В начале VIII в. арабы нанесли хазарам сокрушительное поражение, и через Северный Кавказ глубоко вторглись на север, дойдя до Дона. Большое число славян - союзников хазар - было взято в плен.



С севера в русские земли проникают варяги (норманны, викинги). В начале VIII в. они обосновываются вокруг Ярославля, Ростова и Суздаля, установив контроль над территорией от Новгорода до Смоленска. Часть северных колонистов проникает в южную Россию, где они смешиваются с русами, приняв их наименование. В Тмутаракане образуется столица русско-варяжского каганата, вытеснившего хазарских правителей. В своей борьбе противники обращались за союзом к константинопольскому императору.


В такой сложной ооетановке происходила консолидация славянских племен в политические союзы, которые стали зародышем оформления единой восточнославянской государственности.



В IX в. в результате многовекового развития восточнославянского общества образовалось раннефеодальное государство Русь с центром в Киеве. Постепенно в Киевской Руси объединились все восточнославянские племена.


Рассматриваемая в работе тема истории Киевской Руси представляется не только интересной, но и весьма актуальной. Последние годы прошли под знаком перемен во многих областях жизни россиян. Изменился образ жизни многих людей, изменилась система жизненных ценностей. Знание истории России, духовных традиций русского народа, весьма важно для повышения национального самосознания россиян. Признаком возрождения нации является и все возрастающий интерес к историческому прошлому русского народа, к его духовным ценностям.


ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА В IX веке

Время с VI по IX в.- это еще последняя стадия первобытно-общинного строя, время образования классов и незаметного, на первый взгляд, но неуклонного роста предпосылок феодализма. Ценнейшим памятником, содержащим сведения о начале Русского государства, является летописный свод «Повесть временных лет, откуда пошла Русская земля, и кто в Киеве начал первый княжить и откуда Русская земля стала», составленный киевским монахом Нестором около 1113 г.

Начав свой рассказ, как и все средневековые историки, со всемирного потопа, Нестор повествует о расселении в древности западных и восточных славян в Европе. Он делит восточнославянские племена на две группы, уровень развития которых, согласно его описанию, был неодинаков. Одни из них жили, по его выражению, «зверинским образом», сохраняя черты родового строя: кровную месть, пережитки матриархата, отсутствие брачных запретов, «умыкание» (похищение) жен и т. д. Этим племенам Нестор противопоставляет полян, в земле которых был построен Киев. Поляне - это «смысленные мужи», у них уже утвердилась патриархальная моногамная семья и, очевидно, изживалась кровная месть (они «отличаются кротким и тихим нравом»).

Далее Нестор повествует о том, как был создан город Киев. Княживший там князь Кий, по рассказу Нестора, приезжал в Константинополь в гости к императору Византии, который принял его с большими почестями. Возвращаясь из Константинополя, Кий построил город на берегу Дуная, предполагая обосноваться здесь надолго. Но местные жители враждебно отнеслись к нему, и Кий вернулся на берега Днепра.


Первым историческим событием на пути создания Древнерусского государств Нестор считал образование княжества полян в Среднем Приднепровье. Сказание о Кии и его двух братьях распространилось далеко на юг, и было занесено даже в Армению.



Ту же картину рисуют византииские писатели VI в. В царствование Юстиниана огромные массы славян продвинулись к северным рубежам Византийской империи. Византийские историки красочно описывают вторжение в пределы империи славянских войск, уводивших пленных и увозивших богатую добычу, заселение империи славянскими колонистами. Появление на территории Византии славян, у которых господствовали общинные отношения, содействовало изживанию здесь рабовладельческих порядков и развитию Византии по пути от рабовладельческого строя к феодализму.



Успехи славян в борьбе с могущественной Византией свидетельствуют о сравнительно высоком для того времени уровне развития славянского общества: уже появились материальные предпосылки для снаряжения значительных военных экспедиций, а строй военной демократии позволял объединять крупные массы славян. Далёкие походы содействовали усилению власти князей и в коренных славянских землях, где создавались племенные княжения.


Археологические данные вполне подтверждают слова Нестора о том, что ядро будущей Киевской Руси начало складываться на берегах Днепра тогда, когда славянские князья совершали походы в Византию и на Дунай, во времена, предшествующие нападениям хазар (VII в.).


Создание значительного племенного союза в южных лесостепных областях облегчало продвижение славянских колонистов не только в юго-западном (на Балканы), но и в юго-восточном направлении. Правда, степи были заняты различными кочевниками: болгарами, аварами, хазарами, но славяне Среднего Приднепровья (Русской земли) сумели, очевидно, и оградить свои владения от их вторжений, и проникнуть в глубь плодородных чернозёмных степей. В VII-IX вв. славяне жили и в восточной части хазарских земель, где-то в Приазовье, участвовали совместно с хазарами в военных походах, нанимались на службу к кагану (хазарскому правителю). На юге славяне жили, очевидно, островками среди других племён, постепенно ассимилируя их, но в то же время и воспринимая элементы их культуры.



На протяжении VI-IX вв. росли производительные силы, видоизменялись родоплеменные институты, шёл процесс классообразования. В качестве важнейших явлений в жизни восточного славянства на протяжении VI-IX вв. следует отметить развитие пашенного земледелия и выделение ремесла; распад родовой общины как трудового коллектива и выделение из неё индивидуальных крестьянских хозяйств, образующих соседскую общину; рост частной земельной собственности и формирование классов; превращение племенного войска с его оборонительными функциями в дружину, господствующую над соплеменниками; захват князьями и знатью племенной земли в личную наследственную собственность.


К IX в. повсеместно на территории расселения восточных славян образовалась значительная площадь расчищенных от леса пахотных земель, свидетельствовавшая о дальнейшем развитии производительных сил при феодализме. Объединением небольших родовых общин, для которого характерно известное единство культуры, являлось древнеславянское племя. Каждое из этих племен собирало народное собрание (вече) Постепенно усиливалась власть племенных князей. Развитие межплеменных связей, оборонительные и наступательные союзы, организация совместных походов и, наконец, подчинение сильными племенами своих более слабых соседей - все это приводило к укрупнению племен, к объединению их в более значительные группы.


Описывая время, когда происходил переход от родоплеменных отношений к государству, Нестор отмечает, что в различных восточнославянских областях были «свои княжения». Это подтверждается и данными археологии.



Образование раннефеодального государства, постепенно подчинившего себе все восточнославянские племена, стало возможным лишь тогда, когда несколько сгладились различия между югом и севером с точки зрения условий ведения сельского хозяйства, когда и на севере оказалось достаточное количество распаханных земельных пространств и потребность в тяжелом коллективном труде по подсеке и корчевке леса значительно уменьшилась. Вследствие этого произошло выделение крестьянской семьи как нового производственного коллектива из патриархальной общины.


Разложение первобытнообщинного строя у восточных славян происходило в то время, когда рабовладельческий строй уже изжил себя во всемирно-историческом масштабе. В процессе классообразования Русь пришла к феодализму, минуя рабовладельческую формацию.


В IX-Х вв. формируются антагонистические классы феодального общества. Повсеместно увеличивается количество дружинников, усиливается их дифференциация, идёт выделение из их среды знати - бояр и князей.


Важным в истории возникновения феодализма является вопрос о времени появления на Руси городов. В условиях родоплеменного строя существовали определенные центры, где собирались племенные веча, выбирался князь, совершалась торговля, производились гадания, решались судебные дела, приносились жертвы богам и отмечались важнейшие даты года. Иногда такой центр становился средоточием важнейших видов производства. Большинство этих древних центров превратилось позднее в средневековые города.


В IX-Х вв. феодалы создали ряд новых городов, служивших как целям обороны от кочевников, так и целям господства над закрепощаемым населением. В городах концентрировалось и ремесленное производство. Старое название «град», «город», обозначавшее укрепление, стало применяться уже к настоящему феодальному городу с детинцем-кремлем (крепостью) в центре и обширным ремесленно-торговым посадом.



При всей постепенности и медленности процесса феодализации можно все же указать определенную грань, начиная с которой имеются основания говорить о феодальных отношениях на Руси. Этой гранью является IX столетие, когда у восточных славян уже образовалось феодальное государство.


Объединенные в единое государство земли восточнославянских племен получили название Руси. Доводы историков-«норманнистов», пытавшихся объявить создателями Древнерусского государства норманнов, называвшихся тогда на Руси варягами, неубедительны. Эти историки заявляли, что под Русью летописи подразумевали варягов. Но как уже было показано, предпосылки для образования государств у славян складывались на протяжении многих веков и к IX в. дали заметный результат не только в западнославянских землях, куда никогда не проникали норманны и где возникла Великоморавская держава, но и в землях восточнославянских (в Киевской Руси), где норманны появлялись, грабили, уничтожали представителей местных княжеских династий и иногда сами становились князьями. Очевидно, что норманны не могли ни содействовать, ни серьезно мешать процессу феодализации. Название же Русь стало употребляться в источниках применительно к части славянства за 300 лет до появления варягов.


Впервые упоминание о народе рос встречается в середине VI в., когда сведения о нем достигли уже Сирии. Поляне, называемые, по словам летописца, русью, становятся основой будущей древнерусской народности, а их земля - ядром территории будущего государства - Киевской Руси.


Среди известий, принадлежащих Нестору, уцелел один отрывок, в котором описывается Русь до появления там варягов. «Вот те славянские области, - пишет Нестор, - которые входят в состав Руси - поляне, древляне, дреговичи, полочане, новгородские словене, северяне...»2. Этот список включает только половину восточнославянских областей. В состав Руси, следовательно, в то время еще не входили кривичи, радимичи, вятичи, хорваты, уличи и тиверцы. В центре нового государственного образования оказалось племя полян. Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия


ДРЕВНЯЯ РУСЬ КОНЦА IX – НАЧАЛА ХII в.

Во второй половине IX в. новгородский князь Олег объединил в своих руках власть над Киевом и Новгородом. Это событие летопись датирует 882 г. Образование в результате возникновения антагонистических классов раннефеодального Древнерусского государства (Киевской Руси) было переломным моментом в истории восточных славян.


Процесс объединения восточнославянских земель в составе Древнерусского государства был сложным. В ряде земель киевские князья встречали серьёзное сопротивление со стороны местных феодальных и племенных князей и их «мужей». Сопротивление это подавлялось силой оружия. В княжение Олега (конец IX - начало Х в.) уже взималась постоянная дань с Новгорода и с земель северо-русских (новгородские или ильменские славене), западно-русских (кривичи) и северо-восточных. Киевский князь Игорь (начало Х в.) в результате упорной борьбы подчинил земли уличей и тиверцев. Таким образом, граница Киевской Руси была продвинута за Днестр. Длительная борьба продолжалась с населением Древлянской земли. Игорь увеличил размеры взимавшейся с древлян дани. Во время одного из походов Игоря в Древлянскую землю, когда он решил собрать двойную дань, древляне разбили княжескую дружину и убили Игоря. В княжение Ольги (945-969), жены Игоря, земля древлян была окончательно подчинена Киеву.


Территориальный рост и укрепление Руси продолжались при Святославе Игоревиче (969-972) и Владимире Святославиче (980-1015). В состав Древнерусского государства вошли земли вятичей. Власть Руси распространилась на Северный Кавказ. Территория Древнерусского государства расширилась и в западном направлении, включив Червенские города и Карпатскую Русь.


С образованием раннефеодального государства создались более благоприятные условия для поддержания безопасности страны и ее экономического роста. Но укрепление этого государства было связано с развитием феодальной собственности и дальнейшим закабалением ранее свободного крестьянства.

Верховная власть в Древнерусском государстве принадлежала великому киевскому князю. При княжеском дворе жила дружина, делившаяся на «старшую» и «младшую». Бояре из боевых соратников князя превращаются в землевладельцев, его вассалов, вотчинников. В XI-XII вв. происходит оформление боярства как особого сословия и закрепление его правового статуса. Вассалитет формируется как система отношений с князем-сюзереном; его характерными признаками становятся специализация вассальной службы, договорный характер отношений и экономическая самостоятельность вассала4.


Княжеские дружинники принимали участие в управлении государством. Так, князь Владимир Святославич вместе с боярами обсуждал вопрос о введении христианства, о мерах борьбы с «разбоями» и решал другие дела. В отдельных частях Руси правили свои князья. Но великий киевский князь стремился заменить местных правителей своими ставленниками.


Государство содействовало укреплению господства феодалов на Руси. Аппарат власти обеспечивал поступление дани, взимавшейся деньгами и натурой. Трудовое население выполняло и ряд других повинностей - военную, подводную, участвовало в постройке крепостей, дорог, мостов и т. д. Отдельные княжеские дружинники получали в управление целые области с правом взимать дань.


В середине Х в. при княгине Ольге были определены размеры повинностей (даней и оброков) и установлены временные и постоянные становища и погосты, в которых производился сбор дани.



Нормы обычного права складывались у славян с глубокой древности. С возникновением и развитием классового общества и государства, наряду с обычным правом и постепенно заменяя его, появились и развивались письменные законы, охранявшие интересы феодалов. Уже в договоре Олега с Византией (911 г.) упомянут «закон русский». Сборником письменных законов является «Русская правда» так называемой «Краткой редакции» (конец XI - начало XII в.). В ее составе сохранилась «Древнейшая правда», записанная, по видимому, в начале XI в, но отразившая некоторые нормы обычного права. В ней говорится еще о пережитках первобытнообщинных отношений, например о кровной мести. Закон рассматривает случаи замены мести денежным штрафом в пользу родственников пострадавшего (впоследствии в пользу государства).


Вооруженные силы Древнерусского государства состояли из дружины великого князя, дружин, которые приводили подчиненные ему князья и бояре, и народного ополчения (воев). Численность войска, с которым князья выступали в походы, доходила иногда до 60-80 тыс. Важную роль в вооруженных силах продолжало играть пешее народное ополчение. Использовались на Руси и отряды наемников - кочевников степей (печенегов), а также половцев, венгров, литовцев, чехов, поляков, варягов-норманнов, но роль их в составе вооруженных сил была незначительна. Древнерусский флот состоял из судов, выдолбленных из деревьев и обшитых по бортам досками. Русские суда плавали по Черному, Азовскому, Каспийскому и Балтийскому морям.



Внешняя политика Древнерусского государства выражала интересы растущего класса феодалов, расширявшего свои владения, политическое влияние и торговые связи. Стремясь к покорению отдельных восточнославянских земель, киевские князья приходили в столкновение с хазарами. Продвижение к Дунаю, стремление овладеть торговым путем по Чёрному морю и крымским побережьем приводило к борьбе русских князей с Византией, старавшейся ограничить влияние Руси в Причерноморье. В 907 г. князь Олег организовал поход морем на Константинополь. Византийцы вынуждены были просить русских о заключении мира и заплатить контрибуцию. По мирному договору 911г. Русь получила право беспошлинной торговли в Константинополе.


Киевские князья предпринимали походы и в более отдаленные земли - за Кавказский хребет, к западному и южному побережьям Каспийского моря (походы 880, 909, 910, 913-914 гг.). Расширение территории Киевского государства особенно активно стало осуществляться при правлении сына княгини Ольги, Святослава (походы Святослава - 964-972 гг.) Первый удар он нанес по империи хазар. Были захвачены их главные города на Дону и Волге. Святослав даже планировал обосноваться в этом регионе, став преемником разрушенной им империи6.


Затем русские дружины выступили на Дунай, где захватили город Переяславец (ранее принадлежавший болгарам), который Святослав решил сделать своей столицей. Подобные политические амбиции показывают, что киевские князья еще не связывали идею политического центра своей империи именно с Киевом.


Опасность, пришедшая с Востока, - нашествие печенегов, заставила киевских князей больше внимания уделять внутреннему устройству собственного государства.


ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ

В конце Х в. на Руси было официально введено христианство. Развитие феодальных отношений подготовило замену языческих культов новой религией.


Восточные славяне обожествляли силы природы. Среди почитаемых ими богов первое место занимал Перун - бог грома и молнии. Даждъ-бог был богом солнца и плодородия, Стрибог - богом грозы и непогоды. Богом богатства и торговли считался Волос, творцом всей человеческой культуры - бог-кузнец Сварог.


Христианство рано стало проникать на Русь в среду знати. Ещё в IX в. константинопольский патриарх Фотий отмечал, что Русь переменила «языческое суеверие» на «христианскую веру»7. Христиане были среди дружинников Игоря. Христианство приняла княгиня Ольга.


Владимир Святославич, крестившись в 988 г. и оценив политическую роль христианства, решил сделать его государственной религией на Руси. Принятие Русью христианства произошло в сложной внешнеполитической обстановке. В 80-х годах Х в. византийское правительство обратилось к киевскому князю с просьбой о военной помощи для подавления восстаний в подвластных землях. В ответ Владимир потребовал от Византии союза с Русью, предлагая скрепить его своей женитьбой на Анне, сестре императора Василия II. Византийское правительство было вынуждено на это согласиться. После брака Владимира и Анны христианство было официально признано религией Древнерусского государства.


Церковные учреждения на Руси получили большие земельные пожалования и десятину из государственных доходов. На протяжении XI в. были основаны епископии в Юрьеве и Белгороде (в Киевской земле), Новгороде, Ростове, Чернигове, Переяславле-Южном, Владимире-Волынском, Полоцке и Турове. В Киеве возникло несколько крупных монастырей.


Народ встретил враждебно новую веру и её служителей. Христианство насаждалось насильственно, и христианизация страны затянулась на несколько столетий. Дохристианские («языческие») культы долго продолжали жить в народной среде.


Введение христианства было прогрессом в сравнении с язычеством. Вместе с христианством русские получили некоторые элементы более высокой византийской культуры, приобщились, как и другие европейские народы, к наследию античности. Введение новой религии повысило международное значение древней Руси.


РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РУСИ

Время с конца Х до начала XII в. является важным этапом в развитии феодальных отношений на Руси. Это время харакризуется постепенной победой феодального способа производства на значительной территории страны.


В сельском хозяйстве Руси господствовало устойчивое полевое земледелие. Скотоводство развивалось медленнее, чем земледелие. Несмотря на относительное увеличение сельскохозяйственного производства, урожаи собирались низкие. Частыми явлениями были недород и голод, подрывавшие кресгьяпское хозяиство и способствовавшие закабалению крестьян. В экономике сохраняли большое значение охота, рыболовство, бортничество. Меха белок, куниц, выдр, бобров, соболей, лисиц, а также мед и воск шли на внешний рынок. Лучшие охотничьи и рыболовные участки, леса с бортными угодьями захватывались феодалами.


В XI и начале XII в. часть земли эксплуатировалась государством путем взимания с населения дани, часть земельной площади находилась в руках отдельных феодалов как имения, которые могли передаваться по наследству (впоследствии они стали называться вотчинами), и владения, полученные от князей во временное условное держание.


Господствующий класс феодалов сложился из местных князей и бояр, которые попали в зависимосгь от Киева, и из мужей (дружинников) киевских князей, которые получали в управление, в держание или в вотчину земли, «примученные» ими и князьями. Киевские великие князья сами имели крупные земельные владения. Раздача князьями земли дружинникам, укрепляя феодальные производственные отношения, была в то же время одним из средств, применявшихся государством для подчинения местного населения своей власти.


Земельная собственность охранялась законом. Рост боярского и церковного землевладения был тесно связан с развитием иммунитета. Земля, являвшаяся раньше крестьянской собственностью, попадала в собственность феодала «с данью, вирами и продажами», т. е. с правом сбора с населения податей и судебных штрафов за убийство и за другие преступления, а, следовательно, с правом суда.


С переходом земель в собственность отдельных феодалов крестьяне разными путями попадали к ним в зависимосгь. Одних крестьян, лишенных средств производства, землевладельцы закабаляли, используя их нужду в орудиях труда, инвентаре, семенах и т.п. Другие крестьяне, сидевшие на земле, обложенной данью, владевшие своими орудиями производств, принуждались государством силой к переходу с землей под вотчинную власть феодалов. По мере расширения вотчин и закабаления смердов термин челядь, ранее обозначавший рабов, стал распространяться на всю массу зависимого от землевладельца крестьянства.


Крестьяне, попавшие в кабалу к феодалу, юридически оформленную особым договором - рядом, носили название закупов. Они получали от землевладельца участок земли и ссуду, которую отрабатывали в хозяйстве феодала господским инвентарём. За побег от господина закуны превращались в холопов - рабов, лишенных всяких прав. Отработочная рента - барщина, полевая и замковая (строительство укреплений, мостов, дорог и т. п.), сочеталась с нагуральным оброком.


Формы социального протеста народных масс против феодального строя были разнообразны: ог бегства от своего владельца до вооружённого «разбоя», от нарушения границ феодальных имений, поджогов принадлежавших князьям бортных деревьев до открытого восстания. Крестьяне боролись против феодалов и с оружием в руках. При Владимире Святославиче «разбои» (как часто называли в то время вооружённые выступления крестьян) стали распространённым явлением. В 996 г. Владимир по совету духовенства решил применять в отношении «разбойников» смертную казнь, но затем, укрепив аппарат власти и, нуждаясь в новых источниках дохода на содержание дружины, заменил казнь денежным штрафом - вирой. Ещё больше внимания уделяли князья борьбе с народными движениями в XI в.


В начале XII в. происходило дальнейшее развитие ремесла. В деревне, в условиях госнодства натурального хозяйства, изготовление одежды, обуви, утвари, земледельческого инвентаря и т. д. было домашним производством, ещё не отделившимся от земледелия. С развитием феодального строя часть общинных ремесленников переходила в зависимость от феодалов, другие покидали деревню и уходили под стены княжеских замков и крепостей, где создавались ремесленные посады. Возможность разрыва ремесленника с деревней была обусловлена развитием земледелия, способного обеспечить городское население продуктами и начавшимся отделением ремесла от сельского хозяйства.


Центрами развития ремесла становились города. В них к XII в. насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей. Русские ремесленники XI-XII вв. производили более 150 видов железных и стальных изделий, их продукция играла важную роль в развитии товарных связей города с деревней. Древнерусские ювелиры знали искусство чеканки цветных металлов. В ремесленных мастерских изготовлялись орудия труда, оружие, предметы быта, украшения.

  • Более развитой являлась внешняя торговля Руси. Русские купцы торговали во владениях Арабского халифата. Днепровский путь связывал Русь с Византией. Русские купцы ездили из Киева в Моравию, Чехию, Польшу, Южную Германию, из Новгорода и Полоцка - по Балтийскому морю в Скандинавию, Польское Поморье и далее на запад. С развитием ремесла увеличился вывоз ремесленных изделий.


    В качестве денег ходили слитки серебра, иностранные монеты. Князья Владимир Святославич и его сын Ярослав Владимирович выпускали (хотя и в небольшом количестве) чеканенную серебряную монету. Однако и внешняя торговля не меняла натурального характера хозяйства Руси.


    С ростом общественного разделения труда развивались города. Они возникали из крепостей-замков, постепенно обраставших посадами, и из торгово-ремеслен-ных поселков, вокруг которых возводились укрепления. Город был связан с ближайшей сельской округой, продуктами которой он жил и население которой обслуживал ремесленными изделиями. В летописных известиях IX-Х вв. упомянуто 25 городов, в известиях XI в.-89. Расцвет древнерусских городов падает на XI- XII вв.


    В городах возникали ремесленные и купеческие объединения, хотя здесь и не сложился цеховой строй. Кроме свободных ремесленников, в городах жили и вотчинные ремесленники, являвшиеся холопами князей и бояр. Городскую знать составляло боярство. Крупные города Руси (Киев, Чернигов, Полоцк, Новгород, Смоленск и др.) были административными, судебными и военными центрами. В то же время, окрепнув, города содействовали процессу политического дробления. Это было закономерным явлением в условиях господства натурального хозяйства и при слабости экономических связей между отдельными землями.



    ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЕДИНСТВА РУСИ

    Государственное единство Руси не было прочным. Развитие феодальных отношений и усиление могущества феодалов, а также рост городов, как центров местных княжеств, вели к изменениям в политической надстройке. В XI в. во главе государства по-прежнему стоял великий князь, но зависимые от него князья и бояре приобрели крупные земельные владения в разных частях Руси (в Новгороде, Полоцке, Чернигове, на Волыни и т. д.). Князья отдельных феодальных центров укрепили собственный аппарат власти и, опираясь на местных феодалов, стали рассматривать свои княжения как отчнны, т. е. наследственные владения. Экономически они уже почти не зависели от Киева, напротив, киевский князь был заинтересован в поддержке с их стороны. Политическая зависимость от Киева тяготила местных феодалов и князей, правивших в отдельных частях страны.


    После смерти Владимира в Киеве стал князем его сын Святополк, убивший своих братьев Бориса и Глеба и начавший упорную борьбу с Ярославом. В этой борьбе Святополк использовал военную помощь польских феодалов. Тогда в Киевской земле началось массовое народное движение против польских захватчиков. Ярослав, поддержанный новгородскими горожанами, нанёс Святополку поражение и занял Киев.


    В княжение Ярослава Владимировича, прозванного Мудрым (1019-1054), около 1024 г. всиыхнуло большое восстание смердов на северо-востоке, в Суздальской земле. Поводом к нему явился сильный голод. Многие участники подавленного восстания были заточены в тюрьмы или казнены. Однако движение продолжалось до 1026 г.


    В княжение Ярослава продолжалось укрепление и дальнейшее расширение границ Древнерусского государства. Однако признаки феодального дробления государства проявлялись всё отчётливее.


    После смерти Ярослава государственная власть перешла к трём его сыновьям. Старшинство принадлежало Изяславу, который владел Киевом, Новгородом и другими городами. Его соправителями были Святослав (правивший в Чернигове и Тмутаракани) и Всеволод (княживший в Ростове, Суздале и Переяславле). В 1068 г. на Русь напали кочевники-половцы. Русские войска были разбиты на реке Альте. Изяслав и Всеволод бежали в Киев. Это ускорило антифеодальное восстание в Киеве, которое давно назревало. Восставшие разгромили княжеский двор, освободили из тюрьмы и возвели на княжение Всеслава Полоцкого, ранее (во время междукняжеской усобицы) заточённого своими братьями. Однако скоро он ушёл из Киева, а Изяслав через несколько месяцев с помощью польских войск, прибегнув к обману, снова занял город (1069 г.) и учинил кровавую расправу.


    Городские восстания были связаны с движением крестьянства. Поскольку антифеодальные движения были направлены и против христианской церкви, во главе восставших крестьян и горожан иногда оказывались волхвы. В 70-х годах XI в. произошло крупное народное движение в Ростовской земле. Народные движения происходили и в других местах Руси. В Новгороде, например, массы городского населения во главе с волхвами выступили против знати, возглавленной князем и епископом. Князь Глеб при помощи военной силы расправился с восставшими.


    Развитие феодального способа производства неизбежно приводило к полигическому раздроблению страны. Классовые противоречия заметно усилились. Разорение от эксплуатации и княжеских усобиц усугублялось последствиями неурожаев и голода. После смерти Святополка в Киеве произошло восстание городского населения и крестьян из окрестных деревень. Напуганная знать и купечество пригласили княжить в Киев Владимира Всеволодовича Мономаха (1113-1125), князя переяславского. Новый князь был вынужден для пресечения восстания пойти на некоторые уступки.


    Владимир Мономах проводил политику усиления великокняжеской власти. Владея, кроме Киева, Переяславлем, Суздалем, Ростовом, управляя Новгородом и частью Юго-Западной Руси, он одновременно старался подчинить себе и другие земли (Минскую, Волынскую и др.). Однако вопреки политике Мономаха продолжался процесс раздробления Руси, вызванный экономическими причинами. Ко второй четверти XII в. Русь окончательно раздробилась на множество княжеств.


    КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

    Культура древней Руси - это культура раннефеодального общества. В устном поэтическом творчестве отразился жизненныи опыт народа, запечатленный в пословицах и поговорках, в обрядности сельскохозяйственных и семейных праздников, из которой культовое языческое начало постепенно исчезло, обряды же превратились в народные игры. Скоморохи - бродячие актёры, певцы и музыканты, выходцы из народной среды, были носителями демократических тенденций в искусстве. Народные мотивы легли в основу замечательного песенного и музыкального творчества «вещего Бояна», которого автор «Слова о полку Игореве» называет «соловьем старого времени».


    Рост народного самосознания нашёл особенно яркое выражение в историческом былинном эпосе. В нем народ идеализировал время политического единства Руси, хотя ещё и очень непрочного, когда крестьяне еще не были зависимы. В образе «крестьянского сына» Ильи Муромца, борца за независимость родины, воплощен глубокий патриотизм народа. Народное творчество оказывало воздействие на предания и легенды, складывавшиеся в феодальной светской и церковной среде, и помогало формированию древнерусской литературы.


    Громадное значение для развития древнерусской литературы имело появление письменности. На Руси письменность возникла, по-видимому, довольно рано. Сохранилось известие о том, что славянский просветитель IX в. Константин (Кирилл) видел в Херсонесе книги, писанные «русскими письменами». Свидетельством наличия у восточных славян письменности ещё до принятия христианства является обнаруженный в одном из смоленских курганов глиняный сосуд начала Х в. с надписью. Значительное распространение письменность получила после принятия христианства.

    4) при правлении Мстислава Владимировича

    Русские князья считали родоначальником своей династии:

    1) Аскольда

    6. Народное собрание у восточных славян называлось

    3) Антоний

    4) Иларион

    8. Древнейший летописный свод, ставший основным историческим источником по истории Древней Руси -

    1) «Слово о полку Игореве»

    2) «Русская Правда»

    3) «Повесть временных лет»

    4) «Изборник Святослава»

    2) Прикарпатья

    4) Среднего Поднепровья

    10. Первый свод законов «Русская Правда» связан с именем

    1) Владимира Мономаха

    2) Ярослава Мудрого

    3) Владимира Святославича

    4) Святослава Игоревича

    11. «Лествичное право» на Руси предполагало

    1) принцип наследования власти «по очереди», по родовому старейшинству

    2) выборность князей

    3) вертикальный принцип наследования княжеской власти, от отца к сыну

    4) занятие должностей по знатности

    12. Какой элемент является лишним в ряду «Зависимое население Древней Руси»?

    4) рядович

    13. «А если убьют огнищанина по-разбойничьи, а убийцу люди не ищут, то виру платит та вервь, где найден убитый». Вира - это

    1) плата в пользу князя за убийство свободного человека.

    2) штраф родственникам погибшего


    3) средства на поиски убийцы

    4) наказание общинников за совершенное преступление

    А. В Древней Руси господствовало натуральное хозяйство.

    Б. Основное занятие жителей Руси – кочевое скотоводство.

    1) Верно только А

    2) Верно только Б

    3) Верно и А, и Б

    4) Неверно ни А, ни Б.

    А. В период правления Ярослава Мудрого был построен Софийский собор в Киеве.

    Б. Крупнейшей победой Руси в годы княжения Ярослава Мудрого стал разгром печенегов.

    1) Верно только А

    2) Верно только Б

    3) Верно и А, и Б

    4) Неверно ни А, ни Б

    16. В какой период Владимир Мономах был великим киевским князем?

    17. Причинами обращения Руси к христианству стали

    1) отсутствие письменности; обострение борьбы между представителями знати

    2) расположение Руси в Евразии; трудность установления контактов с христианским миром

    3) сложившаяся единая древнерусская народность; стремление Владимира Святославича породниться с королевскими домами

    4) несоответствие языческой религии уровню развития древнерусского общества; разрушение культурных связей с Византией.

    18. Съезд князей в Любече был созван с целью

    1) принятия общерусского свода законов

    2) остановить междоусобицы

    3) установления нового порядка взимания дани

    4) договора о совместной борьбе против половцев

    19. В чем состоит значение крещения Руси?

    1) преодоление отчуждения в отношении с христианскими странами; приобщение к культурным ценностям Византии; утверждение в русском обществе общечеловеческих ценностей.

    2) установление письменных законов; рост городов; укрепление княжеской власти.

    3) отчуждение от европейских стран; утверждение в русском обществе общечеловеческих ценностей.

    4) развитие ремесла и рост городов; установление письменных законов; установление автокефальной церкви.

    20. Установите соответствие

    3) Святослав

    4) Владимир I

    А) Договор с Царьградом 911 г.

    Б) Разгром печенегов в 1036 г.

    В) Разгром Хазарии

    Г) Установление «уроков и погостов»

    Д) Постройка пограничных городов-крепостей

    21. О ком идет речь?

    «Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел назад, - поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства». ______________

    22. Распределите, какие деяния можно отнести к деятельности князя Святослава (1), а какие - Владимира I Святославича (2).

    А) Дунайские походы

    Б) Создание нескольких линий обороны на границе Руси с печенегами

    В) Победа над Волжской Булгарией

    Г) Строительство Софийского собора в Киеве

    Д) Разгром Хазарского каганата

    Е) Попытка реформы язычества

    Ж) Выход на Корсунь

    З) Завершение разгрома половцев.

    Полицентризм на Руси: Русские земли и княжества в XII – нач. XIII вв. (§§ 8-9)

    № тестовых заданий

    Причины распада Древнерусского государства.

    Владимиро-Суздальское княжество,


    Новгород Великий,

    Галицко-Волынское княжество:

    политический строй, развитие хозяйства,

    культура.

    7, 9,10,13,14,16,18,21.

    3, 4, 5,11, 15, 19.

    Выберите правильный ответ

    Древнерусское государство вступило в завершающую фазу обособления земель

    в начале XII в.

    во второй четверти XII в.

    к концу XII в.

    в начале XIII в.

    Общерусским столом на Руси XII в. НЕ являлось

    Переяславское княжество

    Киевское княжество

    Черниговское княжество

    Великий Новгород

    В период полицентризма на Руси боярские республики существовали в

    Киеве и Владимире

    Владимире и Новгороде

    Новгороде и Пскове

    Пскове и Галиче

    Самой обширной на Руси XII–XIII вв. была территория

    Владимиро-Суздальской Руси

    Галицко-Волынской земли

    Смоленского княжества

    Новгородской земли

    Его должность в Новгороде стала выборной с конца XII в. Он занимался сбором налогов, вел переговоры с иностранцами, возможно, выполнял какие-то военные функции. О ком идет речь?

    Посадник

    Тысяцкий

    Архиепископ

    Благодатный край с плодородными почвами и мягким климатом, обширными лесами, значительными залежами каменной соли -

    Суздальское княжество

    Псковская земля

    Галицко-Волынское княжество

    Киевское княжество

    В каком княжестве существовали крупные вотчинные землевладения , мощные укрепленные боярские усадьбы?

    Галицко-Волынском

    Смоленском

    Киевском

    Переяславском

    В чем состоит главная особенность политического устройства Владимиро-Суздальской Руси?

    Вовлеченность иноземцев во внутриполитические дела

    Сильная княжеская власть

    Договорные отношения князя и бояр

    Единство княжеского рода и отсутствие серьезных распрей

    Кто из перечисленных князей НЕ являлся правителем Владимиро-Суздальского княжества?

    Андрей Боголюбский

    Юрий Долгорукий

    Всеволод Большое Гнездо

    Ярослав Осмомысл

    Архиепископ был не только главой церкви, но и контролировал эталоны мер и весов в

    Чернигове

    Новгороде

    Какое княжество граничило с королевствами Польским и Венгерским?

    Галицко-Волынское

    Киевское

    Рязанское

    Церковь Покрова на Нерли, Успенский собор, Золотые ворота – памятники архитектуры

    Юго-Западной Руси

    Новгородской земли

    Северо-Восточной Руси

    Киевской Руси

    В XII-XIII вв. Новгород в первую очередь развивался как

    центр земледелия

    торговый центр

    религиозный центр Руси

    общерусский политический центр

    Годы княжения Юрия Долгорукого

    Столицу из Суздаля во Владимир перенес князь

    Всеволод Большое Гнездо

    Владимир Мономах

    Юрий Долгорукий

    Андрей Боголюбский

    Первые берестяные грамоты были найдены археологами в

    Новгороде

    А) Раздробленность – «время политического, экономического и культурного расцвета многих русских княжеств»

    Б) Раздробленность – это «распад», «кризис», «ослабление Руси»

    Верно только А

    Верно только Б

    Верно А и Б

    Неверно ни А, ни Б

    Как называют икону, вывезенную Андреем Боголюбским из Киева?

    «Нерушимая стена»

    «Владимирская Богоматерь»

    «Богоматерь Оранта»

    «Богоматерь Великая Панагия»

    Выберите правильные ответы

    Перечислите важные преимущества географического положения Владимиро-Суздальского княжества

    удаленность от Степи

    имело выход к Балтике и в Черное море

    защищенность границ непроходимыми лесами

    большая протяженность границ с иностранными государствами

    развитая речная система

    Причинами складывания на Руси полицентричной государственной структуры были

    запутанная система передачи княжеской власти по старшинству в роду

    возрастание числа половецких набегов

    натуральный характер хозяйства

    различия в культурном развитии земель

    сохранение языческих верований

    Заполните пропуск

    О каком волынском князе (он был убит в войне с Польшей) писал летописец?

    «____________ устремлялся на половцев, как лев, сердит был, словно рысь, и мчался по их земле, как орел, храбр же был, как тур! Он соревновался в погоне за славой с прадедом своим Мономахом!»

    Культура домонгольской Руси (X –начало XIII вв.)

    Проверяемые элементы содержания

    № тестовых заданий

    Культура Древней Руси

    Христианская культура и языческие традиции

    1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 11, 22.

    4, 5, 7, 9, 12, 13, 16.

    Выберите правильный ответ

    Какое из произведений является летописным?

    Остромирово евангелие

    Слово о полку Игореве

    Изборник

    Повесть временных лет

    Написание «Слова о полку Игореве» относят к

    концу X в.

    началу XI в.

    концу XII в.

    началу XIII в.

    О каком событии рассказано в «Слове о полку Игореве»?

    О походе северских князей на половцев в 1185 г.

    Об усобице новгород-северского и черниговского князей

    О гибели князей - святых Бориса и Глеба

    Сказание о Борисе и Глебе

    Слово о Законе и Благодати

    Слово о полку Игореве

    Радзивилловская летопись

    Первой каменной постройкой на Руси был(а)

    Софийский собор в Новгороде

    Софийский собор в Киеве

    Княжеский терем в Чернигове

    Десятинная церковь в Киеве

    Софийский собор в Киеве сооружался с

    конца X в.

    Храмовое искусство Древней Руси было подчинено стилю, господствовавшему в

    греческой архитектуре

    языческой традиции

    византийской традиции

    Волжской Булгарии

    Наиболее древний из дошедших до нас русский свод законов

    Покон вирный

    Правда Ярославичей

    Русская Правда

    Раскол христианской церкви на римско-католическую и греко-православную произошел сразу после смерти Ярослава Мудрого в

    Главными элементами женской древнерусской одежды были

    Сарафан, сафьяновые сапожки

    кокошник, корзно, лапти

    рубаха, порты, поршни

    епанча, рубаха, кика

    Мозаику, фреску и иконопись относят к

    декоративно-прикладному искусству

    монументальной живописи

    житийному жанру

    зодчеству

    Св. Георгия и св. Ирины, Выдубицкий, Киево-Печерский -

    летописные своды

    Впервые митрополит из русских был назначен

    Владимиром I

    Ярославом Мудрым

    Владимиром Мономахом

    Юрием Долгоруким

    Исключите лишний элемент в ряду:

    Филигрань

    Живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде -

    миниатюра

    Что осуждалось церковью как языческие, «поганые» обычаи?

    Скоморошество

    Братчины

    Предания и песни

    Надгробные плачи

    «Поэмой в камне» называют резьбу на фасаде этого собора

    Киевский Софийский

    Дмитриевский

    Георгиевский

    Новгородский Софийский

    Славянскую азбуку создали

    1) Иларион, Антоний

    2) Борис, Глеб

    3) Кирилл, Мефодий

    4) Кирилл Туровский, Иоанн Златоуст

    Выберите правильные ответы

    К фольклорному жанру относятся

    поговорки и пословицы

    летописи

    загадки и сказки

    исторические предания и песни

    К памятникам культуры домонгольской Руси относятся

    Дмитриевский собор во Владимире

    «Троица» Андрея Рублева

    «Остромирово Евангелие»

    «Повесть о разорении Рязани Батыем»

    «Хождение за три моря» Афанасия Никитина

    «Титулярник»

    К характерным чертам древнерусского города относятся

    плановая застройка города

    преобладание каменных построек

    свободная, усадебная застройка

    тесные, узкие улочки, при застройке которых действовало «правило копья»

    преобладание деревянных одноэтажных построек

    наличие слобод и улиц

    городские ремесленники жили по цеховому признаку

    22. Установите соответствие

    1. Владимирское зодчество

    А. Церковь Спаса на Нередице

    2. Новгородская архитектура

    Б. Пятницкая церковь

    В. Дмитриевский собор

    Г. Софийский собор

    Д. Церковь Покрова на Нерли

    1- _________ 2- __________

    Глава 2. РУССКИЕ ЗЕМЛИ И КНЯЖЕСТВА В XIII-середине XV вв.

    Русские земли в эпоху иноземных завоеваний XIII в. и под игом Золотой Орды

    (§ 11-12)

    Проверяемые элементы содержания

    № тестовых заданий

    Монгольское завоевание и его влияние на историю нашей страны.

    Экспансия с Запада и ее роль в истории народов Руси и Прибалтики

    1, 7, 8, 11, 12, 18, 20.

    5, 6, 13, 14, 17

    Образование Золотой Орды. Русь и Орда

    2, 3, 4, 9, 10, 15, 16, 19, 21, 22

    Выберите правильный ответ

    1. Какое княжество первым подверглось нападению монгольских орд в 1237 г.?

    1) Владимирское

    2) Черниговское

    3) Киевское

    4) Рязанское

    2. Основание Монгольского государства связано с именем

    1) Чингисхана

    4) Субэдея

    3. Какой вариант ответа можно поставить на месте вопросительного знака?

    Методы политики ордынских ханов

    Политика «разделяй и властвуй» ? Раправа с непокорными

    1) созыв княжеских съездов

    2) насаждение своих культурных традиций и религиозных взглядов

    3) поддержание дружественных отношений с католическим Западом

    4) освобождение от выплаты дани православного духовенства

    4. Ордынский выход – это

    1) десятая часть всех доходов в пользу Золотой Орды

    2) угон русского населения в Орду

    3) ордынские набеги на Русь

    4) поездка русских князей за ярлыком на русское княжение в Золотую Орду

    5. Задача христианизации народов Прибалтики была возложена на

    1) Мальтийский орден

    2) Орден тамплиеров

    3) Тевтонский орден

    4) Ливонский орден

    6. Какая битва вынудила крестоносцев отказаться от быстрого покорения северо-запада Руси?

    1) Невская битва

    2) Сражение на р. Сить

    3) Ледовое побоище

    4) Раковорская битва

    7. Первое столкновение русского войска с монгольскими отрядами произошло в 1223 году на реке

    1) Козельское

    2) Рязанское

    3) Черниговское

    4) Киевское

    9. В каком году было установлено Ордынское владычество над Русью?

    10. Образовавшаяся Золотая Орда являлась частью

    1) государства Хорезмшахов

    2) Половецкой степи

    3) Монгольской империи

    4) Крымского ханства

    11. Какие русские земли не попали под владычество Орды?

    1) Юго-Западная Русь

    2) Западная Русь

    3) Южная Русь

    4) Северо-Западная Русь

    12. Исключите лишнее в ряду «Города, оказавшие упорное сопротивление войску Батыя»:

    3) Владимир

    4) Козельск

    13. Александр Невский в битве на Чудском озере одержал победу над

    1) объединенными силами шведов, норвежцев, финнов

    2) Тевтонским орденом

    3) объединенным войском шведов

    4) рыцарями Ливонского ордена

    14. Гаврила Олексич, Савва, Яков-полочанин, новгородец Миша, Ратмир –

    1) участники сражения на Чудском озере

    2) организаторы обороны русских городов во время ордынского нашествия

    3) герои Невской битвы

    4) зачинщики восстания против ордынского ига

    15. Что НЕ являлось формой зависимости Руси от Орды?

    1) выдача ханами ярлыка на великое княжение

    2) контроль над православным духовенством

    3) уплата дани

    4) обязанность выставлять воинов в монгольские войска

    16. Даниил Галицкий в борьбе с Ордой

    1) пытался опереться на католические державы

    2) добился откупа на самостоятельный сбор дани

    3) вел активные переговоры с ханами об уменьшении дани

    4) поддерживал политику Александра Невского

    Выберите правильные ответы

    17. Что является главными причинами победы войска под руководством князя Александра Ярославича в Ледовом побоище?

    А) стратегически выгодное место для битвы

    Б) значительное численное превосходство русского войска

    В) мужество русских воинов

    Г) осенние погодные условия

    Д) молодость и удаль князя

    Е) ошибочная тактика рыцарей

    18. Укажите причины поражения Руси в борьбе с монголами

    А) отсутствие на Руси городов-крепостей

    Б) политическая раздробленность Руси

    В) переход на сторону ордынцев князей южных земель

    Г) усобицы между русскими князьями

    Д) необходимость борьбы с нашествием крестоносцев на северо-западе Руси

    Е) по боевым качествам монгольская армия была одной из лучших в мире

    19. Последствия ордынского нашествия и ига

    А) исчезла часть городских ремесел, некоторые навсегда

    Б) навсегда прекратилось каменное оборонное строительство

    В) Северо-Западная Русь запустела

    Г) в княжеском окружении появились представители непривилегированных слоев

    Д) междоусобицы русских князей

    Ж) резко ослабла внутренняя и внешняя торговля

    З) создание ордынцами собственной администрации на Руси

    20. Расставьте события в хронологической последовательности

    А) Избрание Темучина верховным правителем, великим ханом

    Б) Создание ордена меченосцев

    В) Вторжение монголов в Центральную Европу

    Г) Поход Батыя на Русь

    21. Установите соответствие

    А. Среднеазиатские купцы

    2) Баскаки

    Б. Переписчики населения

    3) Бессермены

    В. Представители ордынского хана на Руси, контролировали сбор дани для Орды

    4) Численники

    Г. Монгольские воины

    Д. Родоплеменная знать

    22. О ком идет речь?

    Он подчинил всех своей воли, избрав новое имя, означающее «посланный небом», «…все татары, раньше враждовавшие, стали его единым покорным войском. Он сам разделил татар на тысячи, сотни и десятки и сам назначил над ними своих тысяцких, сотников, и десятских, отвергнув родовых ханов, если он им не доверял». ________________

    Борьба за лидерство в Северо-Восточной Руси. Возвышение Москвы. Междоусобная война на Руси во второй четверти XV в. (§ 13-15)

    Проверяемые элементы содержания

    № тестовых заданий

    Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси.

    Москва как центр объединения русских земель. Мос-ковские князья и их политика

    1, 3, 4, 5, 7, 15.

    2, 6, 8, 11, 12, 14, 16, 17, 19, 21

    До конца XV в. в Великом княжестве Литовском сохранялась(ось)

    сильная княжеская власть

    сильное влияние католического духовенства

    вечевая традиция

    власть ордынских ханов

    По форме государственного устройства Великое княжество Литовское являлось

    унитарным

    федерацией

    автономией

    Совместное литовско-русское войско одержало победу над монголами в 1362 г. в битве

    у р. Пьяна

    у р. Ворскла

    у Синих Вод

    Определите пару, связанную между собой как причина и следствие

    Кревская уния

    Городельская уния

    Остановлено продвижение Тевтонского ордена на восток

    Католичество стало официальной религией Литвы

    Государственным, обязательным языком в Великом княжестве Литовском был

    литовский

    польский

    все названные языки

    Грюнвальдская битва произошла в

    В Литовско-Русском государстве на вновь присоединенных русских землях

    был установлен жесткий контроль над землями

    были сохранены обычаи, вероисповедание , прежний порядок управления

    3) установлена большая дань

    русское население должно было поставлять воинов в литовское войско

    В отсутствии государя верховная власть в Великом княжестве Литов­ском принадлежала

    бурмистру

    4) Раде панов

    епископу Вильно

    В гражданской войне XV в. великий князь Свидригайло опирался на

    католическое духовенство

    православное население

    5) литовцев-католиков

    польскую шляхту

    Первый общеземский привилей был издан при князе

    Казимире IV

    6) Сигизмунде

    Свидригайло

    Выберите правильные ответы

    В XIV в. в результате победы литовско-русского войска над ордынцами в сражении у Синих Вод за Великим княжеством Литовским были закреплены

    А) Тверское княжество

    Б) Киевская земля

    В) Псковская земля

    Г) Чернигово-Северская земля

    Д) Галицко-Волынская земля

    По первому общеземскому привилею

    некатолики не могли зани­мать высшие должности в государстве

    славянские земли выходили из состава княжества Литовского

    была получена независимость княжества от Польши

    православные получили равные с католиками права

    Знатные люди Великого кня­жества Литовского, как и Польши, в XV в. имели ряд важнейших привилегий:

    полностью распоряжаться своими холопами

    полное право распоряжения своим имуществом и землями

    быть наказанными только по решению суда, причем сословного

    возможность переходить на службу к любому государю Европы

    участвовать в выборах короля и членов сейма

    Заполните пропуски

    20. Привилеи - это ________________________________________________________

    21. Кревская уния была заключена между Литвой и ____________ в _________ г.

    22. Согласно ____________ унии литовский князь не мог быть избран без согласия польского короля.

    Культура Руси XIII–XV вв. (§§ 17–18)

    Проверяемые элементы содержания

    № тестовых заданий

    Культура Руси.

    Грамотность, литература.

    Живопись.

    Архитектура.

    1, 2, 16, 17, 20, 21.

    3, 14, 6, 7, 11, 15, 19, 22.

    4, 10, 12, 13, 18.

    Выберите правильный ответ

    Основная масса горожан (купцы, ремесленники) проживала в

    усадьбах

    слободах

    Первое упоминание о применении пушек на Руси приводилось в летописи

    об обороне Рязани

    о взятии Москвы Тохтамышем в 1382 г.

    о Куликовской битве

    о Грюнвальдской битве

    В XIV веке на Руси появляется

    пергамен

    печатная книга

    Кто являлся современником Андрея Рублева?

    митрополит Иларион

    Юрий Долгорукий

    Сергий Радонежский

    князь Миндовг

    При каком московском князе был построен белокаменный Кремль?

    Иване Калите

    Василии I

    Дмитрии Ивановиче (Донском)