Василии Теркин (Главы из поэмы) — Гипермаркет знаний. В главе «На привале» поэт рассказывает о сабантуе

Методическая разработка на тему:

Поэма А.Т. Твардовского

«Василий Теркин» и русская

народная сказка

учитель русского языка и

литературы

МАОУ «Лицей №36»

Аннотация

Введение

Выводы

Литература

Приложение 2

Аннотация

В конце поэмы «Василий Теркин» стоят две даты: 1941-1945. «Книга про бойца» создавалась в течение всей Великой Отечественной войны. Однако нам, людям 21 века, собирающимся отмечать в этом году 70-ую годовщину Победы нашего народа Великой Отечественной войне и 105-летие со дня рождения А.Т. Твардовского, по-прежнему близок созданный Твардовским образ народного героя Василия Теркина, который олицетворяет собой несгибаемый характер нашего солдата, его мужество и стойкость, юмор и находчивость. В Теркине воплощаются идеалы и представления о солдате, которые веками складывались в русском народе. Рисуя вполне реалистичный образ, автор в то же время придает ему черты, близкие сказочным героям. Поэтому цель данного исследования состоит в том, чтобы раскрыть глубокую и органическую связь между поэмой А.Т. Твардовского «Василий Теркин» и русской народной сказкой. Основной прием, который использовался в работе, - сравнение отдельных эпизодов, образов, выражений встречающихся в поэме «Василий Теркин» и в сказках.

Выводы, к которым мы пришли в конце работы, таковы:

  1. поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» тесно связана с волшебной и с социально-бытовой русской сказкой;
  2. и в поэме, и в сказках часто используется магической число «три»;
  3. некоторые сказочные образы (вода, баня, шапка, шинель и др.) встречаются и в поэме, но их роль там переосмысливается и дополняется в соответствии с окружающей обстановкой;
  4. отдельные ситуации и выражения в поэме похожи на те, которые встречаются в сказках;
  5. главный герой поэмы, олицетворяющий весь русский народ, как и сказочный персонаж, проходит через тяжкие испытания и выходит из них победителем.

Введение

9 мая 2015 года наша страна будет отмечать 70-ую годовщину со дня победы нашего народа над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В этом же году, 21 июня, исполнится 105 лет со дня рождения выдающегося русского поэта Александра Трифоновича Твардовского. С первых дней и до конца войны Твардовский находился на фронте. Созданная им поэма «Василий Теркин» стала произведением, которое было и правдивой летописью войны, и вдохновляющим агитационным словом, и нравственно-философским, социально-историческим осмыслением героического подвига народа. Поэтому выбор темы актуален.

В поэме Твардовский мастерски использует традиции русского народно-поэтического творчества. Многие критики отмечают, что он широко пользуется пословицами, поговорками, прибаутками, отдельными народными выражениями. Подчеркивается также связь между образом главного героя и былинным богатырем.

Однако мало где говорится о том, что поэма тесно связана с русской народной сказкой. Поэтому цель данного исследования состоит в том, чтобы раскрыть глубокую и органическую связь между поэмой А.Т. Твардовского

«Василий Теркин» и русской народной сказкой.

Исходя из цели, мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. познакомиться с критической литературой по данной проблеме;
  2. произвести отбор необходимого литературного материала из поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин» и русских народных сказок;
  3. сравнить отдельные отрывки из поэмы «Василий Теркин» с эпизодами из русских народных сказок;
  4. показать сходство и различие между ними на уровне образов, ситуаций, названий, выражений.

Было проанализировано 13 сказок (Приложение 1) и 14 глав из поэмы «Василий Теркин» (Приложение 2)

Исследование несет элементы новизны, поскольку здесь делается попытка самостоятельного сравнительного анализа поэмы «Василий Теркин» и русских народных сказок. Результаты работы имеют практическое применение: они могут быть использованы на уроках литературы.

О волшебной и социально-бытовой сказках

В своей поэме «Василий Теркин» Твардовский в первую очередь опирался на волшебную и социально-бытовую сказку. Вспомним, что же это за сказки, каковы их основные признаки.

Действие в волшебной сказке происходит в двух мирах: в человеческом и волшебном.

Основная задача волшебной сказки – испытать героя, проверить, как он может справиться с трудными заданиями. Главному герою надо доказать, действительно ли он умный, сильный, смелый. Вся волшебная сказка представляет собой задание, вершина его – счастливый конец.

В бытовой сказке один мир – человеческий. Здесь все обыкновенно, все происходит в повседневной жизни.

Главная задача этой сказки – рассказать о происшествии, случае, приключении. В отличие от волшебной сказки бытовая сказка ироничнее, насмешливее. В ней народ осуждает человеческие пороки. Вместе с тем тут показывается и то лучшее, что характерно для человека труда: блестящий практический ум, незаурядная смекалка, умение хорошо выполнить любую работу.

Рассмотрим, как в поэме «Василий Теркин» нашли отражение те или иные сказочные образы, ситуации, названия, выражения.

Сказочные образы, ситуации, названия, выражения в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»

В поэме Твардовский неоднократно упоминает о том, что его «книга про бойца» похожа на сказку. Уже в начале, в главе «На привале», после знакомства с Василием Теркиным он говорит:

Это присказка покуда,

Сказка будет впереди.

А в главе «От автора», идущей после главы «Поединок», автор упоминает и о «длинной», страшной, надоевшей сказке «про войну», и о том, что он мечтает на войне о «сказке мирной», которая начнется лишь тогда, когда, «учинив за все расплату», солдат вернется «в дом родной».

Поэт хорошо знал, как любимы в народной среде созданные в сказках, былинах и легендах образы смекалистых, не унывающих в самых трудных обстоятельствах героев. Таковы образы русского солдата, Иванушки-дурачка, Петрушки.

Самый любимый герой бытовой сказки – солдат. Ловкий и находчивый и в слове, и в деле, смелый, все знающий, все умеющий, веселый, неунывающий. И именно такого солдата – Василия Теркина – сделал Твардовский главным героем своей поэмы.

В главе «Два солдата» Теркин попадает в дом к двум старикам и помогает им по хозяйству.

Удивляется. А парень

Услужить еще не прочь:

Может, сало надо жарить?

Так опять могу помочь.

Туг старуха застонала:

Сало, сало! Где там сало…

Теркин: Бабка, сало здесь.

Не был немец - значит, есть!

Глядя под ноги себе:

Хочешь, бабка, угадаю,

Где оно лежит в избе?

Эта ситуация одновременно напоминает и сказку «Кашица из топора», и сказку «Петухан Куриханыч». В первой сказке солдат хитростью выманивает у жадноватой бабы «малую толику круп» и масла, которые бросает в горшок, где варится топор. А ей-то и невдомек, из чего на самом деле сварена каша.

Во второй сказке два солдата на свою просьбу покормить их получили от старухи отказ. У нее варился петух, а она сказала служивым: «Ничего у меня нет горяченького». За обман они забрали у неё петуха, а в горшок засунули лапоть.

В поэме Твардовского Василий Теркин напоминает служивых из этих сказок своей смекалкой и находчивостью. Но в отличие от солдат из сказок, которые просто зашли в чужой дом и попросили поесть, он совершенно справедливо надеется на благодарность хозяев за то, что наладил пилу и починил часы.

Бабка у Твардовского, как и в сказках, прижимистая, не спешит открывать свои припасы, но в конце концов сдается и угощает Теркина.

В отличие от сказки, где солдат просто догадывается, что у бабки есть заначка, в поэме Теркин прямо говорит, что если немцы здесь ещё не похозяйничали, то что-нибудь съестное обязательно найдётся. Это уже примета того времени. Фашисты на чужой земле действительно грабили наших людей. Отобедав, Теркин

Отряхнул опрятно руки

И, как долг велит в дому,

Поклонился и старухе,

И солдату самому.

В сказках герои всегда благодарят своих помощников. Например, в сказке «Иван-царевич и серый волк» «Иван-царевич слез с коня и три раза поклонился до земли, с уважением отблагодарил серого волка». Поклон - это выражение уважения тем, кто помог тебе в трудную минуту. Василий Теркин благодарит бабку и деда, которые оказали ему теплый прием в своем дому.

Во многих русских народных сказках встречаются слова «мужик» и «барин»: «Как мужик гусей делил», «Мужик и барин» и др. И это не случайно. Мужик и барин - эти два образа противопоставлены друг другу. Барин - в сказке жадный, жестокий, зачастую грубый и беспомощный. Мужик же терпеливый, сметливый, трудолюбивый, находчивый. Эти черты характера Твардовский перенёс на немца - барина и на русского мужика - Теркина (глава «Теркин ранен»):

И желал наш добрый парень:

Пусть померзнет немец-барин,

Немец-барин не привык,

Русский стерпит - он мужик.

Примечательно, что здесь на выносливость их испытывает и погода. Начав войну против нас, фашисты думали завершить ее очень быстро и не планировали воевать в России зимой. А пришлось… Лютые холода сыграли против них злую шутку, как в свое время против французов в 1812 году.

В главе «Перед боем» Твардовский пишет:

Встрепенулся ясный сокол,

Бросил думать, начал петь.

Впереди идет далеко,

Оторвался - не поспеть.

«Ясным соколом» автор называет командира, который со своим отрядом, где служит Теркин, догоняя «войну», остановился ненадолго в родной деревне, в которую «может, нынче. . . немцы с ружьями войдут». Это определение напрямую перекликается с названием русской народной сказки «Финист - ясный сокол».

Впереди у бойцов тяжёлые испытания, и не известно, когда командиру ещё доведется побывать в родном доме. А пока, подобно сказочной героине, ведёт себя жена командира, которая тепло и радушно встречает не только своего мужа, но и всю его «команду»:

Накормила, напоила,

Уложила на покой.

Обычно в волшебных сказках так поступает Баба-Яга, воительница и похитительница. Но сказка знает её и в образе дарительницы, помощницы героя. Её избушка стоит на границе двух миров: реального и загробного. Дом командира стоит также на рубеже между миром и войной. Наши вынуждены отступать, а немцы не сегодня-завтра войдут в деревню. Командир со своим отрядом останавливается в родном доме только на одну ночь.

В этой же главе Василий Теркин устраивается на ночлег на крыльце, чтобы не мешать хозяевам:

Взял шинель да, по присловью,

Смастерил себе постель,

Что под низ, и в изголовье,

И наверх, - и все - шинель.

Здесь прослеживается аналогия с русской народной сказкой «Солдатская шинель», где солдат говорит: «Куда как хорошо на шинели после похода спится!» У Твардовского «суконная, казённая», «прожженная», «отменная», «знаменитая», «пробитая», «своей рукой зашитая» шинель в военное грозное время выполняет и другие функции: на ней «снесут тебя в санбат», если ранят, ну а если «убьют», то «тело мертвое» «той шинелькою потертою укроют».

В главе «Поединок» читаем такие строки:

Драка - драка, не игрушка!

Хоть огнем горит лицо,

Но и немец красной юшкой

Разукрашен, как яйцо.

……………………………

Двое топчутся по кругу,

Словно пара на кругу,

И глядят в глаза друг другу:

Зверю - зверь и враг - врагу.

Этот эпизод явно перекликается с волшебной сказкой «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» хотя бы тем, что противники бьются друг с другом один на один в рукопашном бою.

В сказке вражья сила представлена в образе чуда-юда шестиголового, девятиголового и двенадцатиголового. Трижды бьётся Иван, и каждый новый бой дается ему труднее и труднее: «... чудо-юдо свистом его оглушает, огнём его жжёт-палит, искрами его осыпает, по колени в сырую землю его вгоняет.

Силы, на первый взгляд, не равны. Но Иван побеждает, потому что правда на его стороне, потому что собиралось «чудо-юдо» поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города-села огнём спалить».

А не это ли хотели сделать фашисты и с нашей страной?

В этой главе символично представлена схватка русского солдата с фашизмом. Фашист был выше ростом, сильнее физически, от него исходило ощущение сытости и благополучия:

Немец был силён и ловок,

Ладно скроен, крепко сшит.

Теркин был «слабей: харчи не те». Но победил все-таки Теркин! Причем сперва он дерется, соблюдая неписаные правила народного кулачного боя. И только когда немец первым нарушает эти правила и бьет Теркина каской по голове, русский солдат тоже разрешает себе бой любыми средствами.

Но почему же побеждает именно Теркин? Потому что у него, как и у всех русских солдат, было четкое сознание справедливости войны, собственной правоты в смертельной схватке с захватчиками.

Одна из русских народных сказок называется «Солдат и смерть». В ней солдат пытается обмануть смерть. Спасая своих близких, он заставляет ее грызть дубы, сажает в мешок, потом в табакерку и даже закапывает на кладбище. В конце сказки смерть идет по миру кормиться сама, но к солдату больше не пристает.

В поэме Теркин тоже встречается со Смертью. В главе «Смерть и воин» раненый герой лежит на земле и замерзает. Чудится ему, что пришла к нему Смерть. И стало трудно ему спорить с ней, потому что истекал он кровью и хотел покоя. И чего уж, кажется, держаться за эту жизнь, где вся радость то мерзнуть, то рыть окопы, то бояться, что тебя убьют? Но не такой Василий Теркин, чтобы легко сдаться «косой»:

Буду плакать, выть от боли,

Гибнуть в поле без следа,

Но тебе по доброй воле

Я не сдамся никогда, –

Шепчет он. И воин побеждает смерть.

Здесь похожи не только названия сказки и главы из поэмы, но и своеобразный спор, который ведут главные герои со смертью. «Костлявая» хочет заполучить свои жертвы любой ценой, но они ей отчаянно сопротивляются. И помогают им в этом их выносливость, находчивость, упорство и страстное желание жить. В поэме к тому же раненого Теркина спасают люди, которые убирают трупы с поля боя.

Герои и в сказке, и в поэме Твардовского остаются живы. Перед их жизнелюбием отступает даже Смерть,

Издавна элементы своего тела человек сравнивал с элементами космоса: плоть - земля, кровь - вода, волосы - растения, кости, зубы - камни, зрение, глаза - солнце, дыхание - ветер.

Воду древние считали первоосновой жизни, её началом. Без воды не прожить ни одному живому существу. Любое ритуальное очищение с помощью воды (например, умывание) - это как новое рождение.

В «Сказке о молодильных яблоках и живой воде» рассказывается, что «если съесть старику это яблоко - помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу - будет видеть».

Животворную силу воды неоднократно подчеркивает и Твардовский в своей поэме, которая даже начинается своеобразным гимном воде:

Лучше нет воды холодной,

Лишь вода была б – вода.

В сказке «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что» возникает образ бани, который тесно связан с образом воды. Главный герой Андрей на угрозу бабы-яги съесть его отвечает: «Что ты старая, баба-яга, станешь есть дорожного человека? Дорожный человек костоват и черен, ты наперед баньку истопи, меня вымой, выпари, тогда и ешь». Конечно, Андрей лукавит, он не собирается так просто сдаваться, но возможность помыться в бане придаст ему новых сил, освежит мысли и тело.

В поэме Твардовского в главе «В бане» мы видим, что баня для русского человека что-то неизмеримо большее, чем обычная гигиеническая процедура. Она не только моет тело, она лечит душу. Образ бани как великого чистилища уходит корнями к русской культурно-бытовой традиции.

Советские бойцы, одолев врага, сдирают с себя все тяготы, грязь, пот, кровь - смывают чистой жгучей банной водой, лихо отпариваются березовыми вениками, чтобы обновленными, возрожденными вступить в мирную жизнь:

В жизни мирной или бранной,

У любого рубежа,

Благодарны ласке банной

Наше тело и душа.

Голова у многих народов считалась особо священной частью тела. В ней - разум, скрытое знание, мудрость. По некоторым представлениям здесь помещается и душа.

В сказках оберегом головы является шапка-невидимка. Надетая на голову, она делает невидимым, а значит неуязвимым всё тело.

Вот как рассказывается об этом в сказке «Вещий сон»: «Царевич лег спать, а Иван-купеческий сын надел шапку-невидимку да сапоги скороходы - и марш во дворец к Елене Прекрасной; вошел прямо в почивальню и слушает». Этот волшебный предмет помог главному герою не только выполнить трудные задания Елены Прекрасной, но и спасти жизнь царевичу.

В поэме в главе «О потере» речь тоже идет о шапке. Теркин рассказывает о том, что во время ранения потерял свою ушанку и наотрез отказался ехать без нее в госпиталь:

Шапку, шапку мне, иначе

Не поеду! - Вот дела.

Так кричу, почти что плачу,

Рана трудная была.

Без шапки Теркин чувствует себя незащищенным, уязвимым. Тогда медсестра, перевязывавшая его раны, отдала ему свою шапку. И теперь Теркин надеется на встречу с той, которой он хотел бы обратно «головной вручить убор».

Число «три» со времен глубокой древности имеет особое магическое значение. В сказках всегда действует закон троичности: в семье три брата, три сестры, герой трижды наносит удар по врагу, у Змея три головы (или число кратное трем). Все важные события совершаются три раза, герой получает три задания. И с каждым разом увеличиваются трудности и опасности. Это хорошо прослеживается в поэме в главе «На привале», когда Теркин рассказывает о трех сабантуях. Малый сабантуй - это способность вынести на фронте первую бомбежку. Средний сабантуй - спастись во время минометного обстрела. Главный сабантуй - пережить танковую атаку.

В главах «Перед боем», «Бой в болоте» три раза рефреном звучат слова:

Что там, где она, Россия?

По какой рубеж своя?

Дело в том, что в этот период наши войска отступали и вели оборонительные бои, отстаивая каждый клочок родной земли. Потом наша армия перешла в наступление, поэтому в дальнейшем тексте поэмы мы не встретим этих строк.

Три раза в главе «В наступлении» звучит приказ-призыв: «Взвод! За Родину! Вперед!..». Сначала эти слова дважды произносит командир взвода, где служит Теркин, а в третий раз после его гибели сам Василий ведет своих товарищей в атаку, вдохновляя их этими словами.

Три главы «Переправа», «О награде», «Поединок» заканчиваются строчками:

Страшный бой идет, кровавый,

Смертный бой не ради славы

Ради жизни на земле.

Эти слова очень важны, так как в них выражена главная цель нашего народа в этой войне: любой ценой отстоять жизнь на земле.

Прием троичности не только усиливает напряжение, но и придает как сказке, так и поэме композиционную стройность и строгость.

В главе «Про солдата-сироту» Твардовский пишет о том, что после отступления наши пошли в наступление и стали освобождать захваченные фашистами земли:

И до малого селенья

Та из плена сторона

Не по щучьему веленью

Вновь сполна возвращена.

Название сказки «По щучьему веленью», где главному герою Емеле все удается и достается легко с помощью волшебной щуки, в контексте поэмы приобретает противоположный смысл. Наш народ сам добился освобождения ценой огромных жертв и потерь.

Выводы

Итак, подводя итоги, можно сказать, что между поэмой А. Т. Твардовского «Василий Теркин» и русской народной сказкой есть много общего.

1. Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» в своей основе опирается на устное народное творчество и, в частности, на волшебную и социально-бытовую русскую народную сказку.

2. В поэме, как и в сказке, часто используется прием троичности.

З. Отдельные сказочные образы (вода, баня, шапка, шинель и др.) находят свое воплощение и в поэме, но их роль там переосмысливается и дополняется в соответствии с окружающей обстановкой.

4. Некоторые ситуации и выражения в поэме аналогичны тем, которые встречаются в сказках.

5. Главный герой поэмы, олицетворяющий весь русский народ, как и сказочный персонаж, проходит через тяжкие испытания и выходит из них победителем.

Литература

1. В.Н. Морохин. Прозаические жанры русского фольклора. Хрестоматия. Москва. «Высшая школа». 1983

2. Н.С. Воловник. У истоков русского фольклора. Москва. РИО

Мособлупрполиграфиздат. 1994

3. Русская литература. Советская литература. Справочные материалы. Составитель Л.А. Смирнова. Москва. «Просвещение».

4. Энциклопедия для детей. Русская литература. Ч. 1. От былин и летописей до классики 19 века. Глав.ред. МД. Аксенова. - Москва. Аванта+, 1999.

5. Александр Твардовский. Василий Теркин. Теркин на том свете. Москва. Издатель ИД «Комсомольская Правда». 2010.

6.Русские народные сказки. Москва. «ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»1986.

Приложение 1

Сказки, использованные в работе

1. Кашица из топора (социально-бытовая)

2. Петухан Куриханыч (социально-бытовая)

З. Иван-царевич и серый волк (волшебная)

4. Как мужик гусей делил (социально-бытовая)

5. Мужик и барин (социально-бытовая)

6. Финист - ясный сокол (волшебная)

7. Солдатская шинель (социально-бытовая)

8. Иван - крестьянский сын и чудо-юдо (волшебная)

9. Солдат и смерть (социально-бытовая)

10. Сказка о молодильных яблоках (волшебная)

11. Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что (волшебная)

12. Вещий сон (волшебная)

13. По щучьему веленью (волшебная)

Приложение 2

Главы из поэмы А.Т. Твардовского, использованные в работе

1. На привале

З. Два солдата

4. Теркин ранен

5. Перед боем

6. Поединок

7. Смерть и воин

8. В бане

9. О потере

10. Перед боем

11. В наступлении

12. Переправа

13. О награде

14. Про солдата-сироту


- Дельный, что и говорить, Был старик тот самый, Что придумал суп варить На колесах прямо. Суп - во-первых. Во-вторых, Кашу в норме прочной. Нет, старик он был старик Чуткий - это точно. Слышь, подкинь еще одну Ложечку такую, Я вторую, брат, войну На веку воюю. Оцени, добавь чуток. Покосился повар: "Ничего себе едок - Парень этот новый". Ложку лишнюю кладет, Молвит несердито: - Вам бы, знаете, во флот С вашим аппетитом. Тот: - Спасибо. Я как раз Не бывал во флоте. Мне бы лучше, вроде вас, Поваром в пехоте.- И, усевшись под сосной, Кашу ест, сутулясь. "Свой?" - бойцы между собой,- "Свой!" - переглянулись. И уже, пригревшись, спал Крепко полк усталый. В первом взводе сон пропал, Вопреки уставу. Привалясь к стволу сосны, Не щадя махорки, На войне насчет войны Вел беседу Теркин. - Вам, ребята, с серединки Начинать. А я скажу: Я не первые ботинки Без починки здесь ношу. Вот вы прибыли на место, Ружья в руки - и воюй. А кому из вас известно, Что такое сабантуй? - Сабантуй - какой-то праздник? Или что там - сабантуй? - Сабантуй бывает разный, А не знаешь - не толкуй. Вот под первою бомбежкой Полежишь с охоты в лежку, Жив остался - не горюй: Это - малый сабантуй. Отдышись, покушай плотно, Закури и в ус не дуй. Хуже, брат, как минометный Вдруг начнется сабантуй. Тот проймет тебя поглубже,- Землю-матушку целуй. Но имей в виду, голубчик, Это - средний сабантуй. Сабантуй - тебе наука, Враг лютует - сам лютуй. Но совсем иная штука Это - главный сабантуй. Парень смолкнул на минуту, Чтоб прочистить мундштучок, Словно исподволь кому-то Подмигнул: держись, дружок... - Вот ты вышел спозаранку, Глянул - в пот тебя и в дрожь: Прут немецких тыща танков... - Тыща танков? Ну, брат, врешь. - А с чего мне врать, дружище? Рассуди - какой расчет? - Но зачем же сразу - тыща? - Хорошо. Пускай пятьсот. - Ну, пятьсот. Скажи по чести, Не пугай, как старых баб. - Ладно. Что там триста, двести - Повстречай один хотя б... - Что ж, в газетке лозунг точен: Не беги в кусты да в хлеб. Танк - он с виду грозен очень, А на деле глух и слеп. - То-то слеп. Лежишь в канаве, А на сердце маята: Вдруг как сослепу задавит,- Ведь не видит ни черта. Повторить согласен снова: Что не знаешь - не толкуй. Сабантуй - одно лишь слово - Сабантуй!.. Но сабантуй Может в голову ударить, Или попросту, в башку. Вот у нас один был парень... Дайте, что ли, табачку. Балагуру смотрят в рот, Слово ловят жадно. Хорошо, когда кто врет Весело и складно. В стороне лесной, глухой, При лихой погоде, Хорошо, как есть такой Парень на походе. И несмело у него Просят: - Ну-ка, на ночь Расскажи еще чего, Василий Иваныч... Ночь глуха, земля сыра. Чуть костер дымится. - Нет, ребята, спать пора, Начинай стелиться. К рукаву припав лицом, На пригретом взгорке Меж товарищей бойцов Лег Василий Теркин. Тяжела, мокра шинель, Дождь работал добрый. Крыша - небо, хата - ель, Корни жмут под ребра. Но не видно, чтобы он Удручен был этим, Чтобы сон ему не в сон Где-нибудь на свете. Вот он полы подтянул, Укрывая спину, Чью-то тещу помянул, Печку и перину. И приник к земле сырой, Одолен истомой, И лежит он, мой герой, Спит себе, как дома. Спит - хоть голоден, хоть сыт, Хоть один, хоть в куче. Спать за прежний недосып, Спать в запас научен. И едва ль герою снится Всякой ночью тяжкий сон: Как от западной границы Отступал к востоку он; Как прошел он, Вася Теркин, Из запаса рядовой, В просоленной гимнастерке Сотни верст земли родной. До чего земля большая, Величайшая земля. И была б она чужая, Чья-нибудь, а то - своя. Спит герой, храпит - и точка. Принимает все, как есть. Ну, своя - так это ж точно. Ну, война - так я же здесь. Спит, забыв о трудном лете. Сон, забота, не бунтуй. Может, завтра на рассвете Будет новый сабантуй. Спят бойцы, как сон застал, Под сосною впо кат. Часовые на постах Мокнут одиноко. Зги не видно. Ночь вокруг. И бойцу взгрустнется. Только что-то вспомнит вдруг, Вспомнит, усмехнется. И как будто сон пропал, Смех прогнал зевоту. - Хорошо, что он попал, Теркин, в нашу роту. * * * Теркин - кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный. Впрочем, парень хоть куда. Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе. И чтоб знали, чем силен, Скажем откровенно: Красотою наделен Не был он отменной. Не высок, не то чтоб мал, Но герой - героем. На Карельском воевал - За рекой Сестрою. И не знаем почему,- Спрашивать не стали,- Почему тогда ему Не дали медали. С этой темы повернем, Скажем для порядка: Может, в списке наградном Вышла опечатка. Не гляди, что на груди, А гляди, что впереди! В строй с июня, в бой с июля, Снова Теркин на войне. - Видно, бомба или пуля Не нашлась еще по мне. Был в бою задет осколком, Зажило - и столько толку. Трижды был я окружен, Трижды - вот он!- вышел вон. И хоть было беспокойно - Оставался невредим Под огнем косым, трехслойным, Под навесным и прямым. И не раз в пути привычном, У дорог, в пыли колонн, Был рассеян я частично, А частично истреблен... Но, однако, Жив вояка, К кухне - с места, с места - в бой. Курит, ест и пьет со смаком На позиции любой. Как ни трудно, как ни худо - Не сдавай, вперед гляди, Это присказка покуда, Сказка будет впереди.

>>А. Т. Твардовский. Василии Теркин (Главы из поэмы)

8. Постарайтесь выстроить, опираясь на прочитанные главы поэмы, путь героя на войне: это и будни, и бой, и сабантуй, и труднейшая переправа и т. д. Показывая войну, жизнь героя, поэт знакомит читателя с военными буднями. Каковы они?

9. Прочитайте главы, не вошедшие в учебник-хрестоматию, и подумайте над следующими вопросами: как показывает автор в главе «Гармонь» трудную дорогу солдата и те немногие радости, которые выпадают на его долю в военные будни? Какие черты русского солдата открываются по мере преодоления фронтовой дороги?

10. Какие эпизоды главы «Два солдата» перекликаются с фольклорными произведениями?

11. Можно ли сказать, что в главе «Кто стрелял» писатель стремится показать все тяготы войны и то наивысшее напряжение, которое испытывает солдат на фронте? Подтвердите свой ответ строками из этой главы.

12. Известно, что Василия Теркина многие солдаты считали своим однополчанином и никогда не расставались с книгой. Чем это можно объяснить?

13. Подготовьте устный или письменный (на выбор) рассказ характеристику Василия Теркина.

14. Характер Теркина особый. Что его сближает с героями народный сказок , русскими богатырями Ильей Муромцем, Алешей Поповичей и др.?

Литературовед пишет: «Теркин прост, но вовсе не простоват, не беден духовно. Ему дана от природы тончайшая душевная чуткость и деликатность, "высшая интеллигентность сердца". Eго жизнелюбие, феерическая талантливость, широта, доброта, щедрость отдачи и умение быть "от скуки на все руки" - качества, неодолимые всем в тягчайшей боевой обстановке». Что вы могли бы добавить к этим словам исследователя о характере героя? Какими эпизодами можно подтвердить эти слова?

15. «Энциклопедия войны». Книга Твардовского, при всей кажущейся простоте, произведение высокой смысловой емкости. Как всякое значительное явление искусства, она правдиво отражает действительность и заставляет читателя вновь и вновь возвращаться к его герою, размышлять и войне, и жизни.

В книге нет ни одной строки, которую хотелось бы пропустить или поправить, хотя после войны и после создания книги прошло много лет.

В самом начале «Книги про бойца» не случайно вомещена поэтическая декларация жизненной необходимости «правды сущей» - Этого главного принципа Твардовского.... Какими славами, эпизодами, поступками и словами героев подтверждается мысль Твардовского о «правде сущей»?

Совершенствуйте свою речь

1. В поэме, кроме Теркина, есть еще герой, который проходит через весь текст, - это автор. Образ автора является посредником между героем и читателем. Книга написана с глубоким уважением к «другу-читателю» (главы «о себе», «От автора» и др.). Каким вам представляется автор, его отношение к войне, к солдатам? Подготовьте устное сообщение на эту тему.

2. Найдите в поэме эпизоды - рассуждения автора - юмористические и грустные. Прочитайте вслух или расскажите этот текст наизусть.

3. Необыкновенные читатели. Неискушенные в литературе читатели и слушатели поэмы полагали, что герой списан Твардовским с реального лица, хотя сам поэт неоднократно писал: «Теркин не есть лицо, списанное с натуры, а лицо, как говорится, обобщенное». Как вы понимаете эти слова поэта? Подготовьте развернутый устный ответ на этот вопрос.

4. Подготовьте выразительное чтение наизусть одной из глав «Василия Теркина», чтение по ролям, комментированное чтение (на выбор).

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 399 с. + 399 с.: ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки

Тема урока: А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». (картины фронтовой жизни)

Задачи урока:

Обучающая: Проанализировать главы «От автора» и «На привале»; помочь учащимся выявить тематику произведения, раскрыть характер главного героя, стилевые особенности, идейное своеобразие.

Воспитывающая: пробудить интерес к истории войны, способствовать воспитанию патриотических чувств.

Развивающая: развивать у учащихся умение давать оценку героям, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.

Оборудование: слайд-презентация, текст произведения.

Ход урока.

    Орг.момент. Приветствие. Тема сегодняшнего урока сформулирована в нескольких предложениях. Давайте проанализируем ее по ключевым словам.

    Целеполагание: Какие слова можно выделить в теме урока? Мы можем сказать, что Твардовский – поэт, написал поэму «Василий Теркин». Как вы считаете, над чем мы должны поработать на уроке? (больше узнать о поэме, познакомиться с главным героем, порассуждать, чем интересно это произведение)

    Беседа: - Посмотрите на портрет писателя. Что вы можете сказать о характере этого человека, судя по его внешности? (простое, мужественное лицо, внимательный взгляд, серьезное выражение). Вслушайтесь в звучание фамилии (твердость, мужественность).

Но портрет не может все рассказать нам о человеке. Ребята приготовили небольшое сообщение о писателе, давайте послушаем. Сообщение учащегося.

Твардовский был военным корреспондентом, и видел своими глазами войну. А война – это кровь, смерть, гибель товарищей, разрушения страдания, боль. Поэт не просто видел войну, но и писал об этом.

Писатель Симонов так отозвался о поэте Твардовском:

Чтение эпиграфа: «Василий Тёркин» – это лучшее из всего, написанного о войне на войне. И чтобы написать так, как написано это, никому из нас не дано».

К. Симонов

Как вы понимаете слова поэта Константина Симонова? Я хотела бы обратить ваше внимание на то, что поэт Симонов дает очень высокую оценку поэту Твардовскому.

Чтобы лучше понять замысел поэмы, попробуем представить себя соавторами Твардовского. Представьте, что на урок вы подобно героям фильма «Мы из будущего» перенеслись в годы ВОВ. О чем бы вы стали писать? (О войне)

Что бы вы написали о войне?

А Твардовский о чем написал в поэме? Определим тему поэмы и запишем в таблицу, которая есть у каждого.

Обратимся к учебнику и выразительно прочитаем 1 главу «От автора».

Без чего нельзя прожить на войне? (метод выборки). Учащиеся ищут ответ в тексте – зачитывают.

- Вывод: Человек всегда остается человеком, живет ли он в мирное время, или его закрутила кровавая мясорубка войны. У человека есть потребности. И мы увидели, что они не только физиологические, но и в шутке нуждается боец, чтобы поддерживать свой боевой дух, и дух товарищей.

Мы прочитали первую главу, и автор в конце говорит нам: «Эта книга про бойца без начала и конца». Скажите, а закончена ли она по смыслу? (все, что хотел сказать автор, в этой главе сказал, показал картину фронтовых будней солдат)

Вывод: каждая глава закончена, чтобы можно было читать ее в любой момент, т.к. поэма печаталась в отдельных номерах фронтовых газет.) Интересно заметить, что и формат у поэмы был таким, чтобы можно было легко заложить листочек за отворот пилотки или голенище сапога.

Физминутка.

Скажите, а что объединяет все этой главы поэмы? (образ главного героя) Каким, по-вашему, должен быть герой книги о ВОВ?

С главным героем мы встретились уже в первой главе. Что мы о нем узнали? Попробуем составить небольшую анкету и снова обратимся к таблице.

Посмотрите на портрет героя. Как вы думаете, какими чертами характера он должен обладать?

Обратимся к главе «На привале». Выразительное чтение главы до слов «Что такое сабантуй?». Какие черты характера отмечает автор у Василия Теркина? Запишем в таблицу.

При помощи каких художественных средств он раскрывает черты характера Василия Теркина? (разговорная речь, меткие выражения) .

Самостоятельно продолжите чтение главы и дополните портрет героя.

В главе «На привале» несколько раз встречается слово сабантуй. Что это такое? Словарь:

САБАНТУЙ, -я, м. 1. Традиционный татарский и башкирский весенний праздник. 2. перен. Шумное веселье (разг. шутл.).

В каком значении это слово употреблено в поэме? Как Твардовский его использует? (необычно, чтобы показать, что спасся, жив остался, и это радость).

Василий Теркин – это собирательный образ. Таких, как этот парень, этот боец, на войне было много.

Скажите, как от частного лица автор переходит к обобщенному образу? Найдите подтверждение в тексте.

В нашей таблице осталась незаполненной одна строка – язык поэмы. Чтобы поработать над этим вопросом, скажите, на кого была рассчитана книга «Василий Теркин»? (на солдат)

Какую задачу ставил перед собой автор, когда писал поэму для бойцов? (подбодрить солдат, поддержать их боевой дух).

Каким языком написана поэма, что она понятна любому человеку, любому солдату? (простым, народным, понятным). Найдите примеры живой, народной речи.

Итог урока: - Как автор раскрыл тему войны в поэме? (особенно, с оптимизмом, с верой в победу)

- Чем интересна композиция поэмы?

Каков характер главного героя?

Каков язык поэмы?

Домашнее задание, комментирование оценок.

Работа по литературе. А.Т.Твардовский «Василий Тёркин».

1.О чём рассказывает читателю поэма «Василий Теркин»?

А.Т. Твардовский в годы Великой Отечественной войны становится выразителем духа солдат, простого народа. Его поэма «Василий Теркин» помогает людям пережить страшное время, поверить в свои силы, ведь поэма создавалась на войне глава за главой. «Василий Теркин» - «книга про бойца». Поэма писалась о войне, но главным для Александра Твардовского было показать читателю то, как надо жить в годы тяжелых испытаний. Поэтому главный персонаж, Вася Теркин, танцует, играет на музыкальном инструменте, готовит обед, шутит. Герой живет на войне, и для писателя именно это является очень важным, так как, для того чтобы выжить, любому человеку необходимо очень сильно любить жизнь.

2.Какова главная мысль главы «Переправа»?

В главе «Переправа» описывается, как Теркин совершил подвиг, когда, оказавшись на правом берегу, возвращается вплавь на левый, чтобы попросить поддержки. Переправа опасна и для товарищей Василия Теркина, и для него самого:

Люди теплые, живые
Шли на дно, на дно, на дно…

Василий Теркин отважно соглашается переплыть через ледяную реку, а когда оказывается на противоположном берегу, замерзший и усталый, сразу же начинает докладывать, проявляя свою ответственность и чувство долга:

Разрешите доложить...
Взвод на правом берегу жив-здоров

назло врагу!

В названии главы «О награде» отражено описываемое событие.

О скромности Тёркина поэт говорит в этой главе:

- Нет, ребята, я не гордый.
Не заглядывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.

В главе «О награде» Тёркин комично рассказывает о том, как вел бы себя, вернувшись с войны в родную деревню; говорит, что для представительности ему совершенно необходима медаль. Мечта Теркина о награде ("Я согласен на медаль") - это не тщеславное желание прославиться или выделиться. На самом деле это желание увидеть родные края и родных людей свободными.

4.В главе «На привале» поэт рассказывает о сабантуе. Что это такое?

На этот вопрос отвечает сам Тёркин:

А кому из вас известно,

Что такое сабантуй?

- Сабантуй - какой-то праздник?

Или что там - сабантуй?

- Сабантуй бывает разный,

А не знаешь - не толкуй,

Вот под первою бомбёжкой

Полежишь с охоты в лёжку,

Жив остался - не горюй:

- Это малый сабантуй.

Отдышись, покушай плотно,

Закури и в ус не дуй.

Хуже, брат, как миномётный

Вдруг начнётся сабантуй.

Тот проймёт тебя поглубже, -

Землю-матушку целуй.

Но имей в виду, голубчик,

Это - средний сабантуй.

Сабантуй - тебе наука,

Враг лютует - сам лютуй.

Но совсем иная штука

Это - главный сабантуй.

5.Известно, что Василия Тёркина многие солдаты считали своим однополчанином и никогда не расставались с книгой. Чем это можно объяснить?

Поэма «Василий Теркин » была написана Александром Трифоновичем Твардовским во время Великой Отечественной войны и публиковалась в различных газетах по главам. Это произведение поддерживало боевой дух солдат, давало им надежду, воодушевляло и, самое главное, ее можно было начинать читать с любой главы. Связано это с тем, что каждая глава в поэме является отдельной историей, которая полна глубокого патриотизма, оптимизма, веры в будущее.

Образ советского солдата Василия Теркина задумывался как фельетонный образ, призванный смешить солдат на фронте, поднимать их боевой дух.

На протяжении Великой Отечественной войны образ Васи Теркина оставался самым любимым в среде бойцов. Объяснить этот феномен можно тем, что этот герой пленил сердца читателей своей реальностью и достоверностью.

6.Характеристика Василия Тёркина.

Образ главного героя Василия Теркина, простого русского солдата, является образцом человеческого достоинства, мужества, любви к Родине, честности и бескорыстия. Все эти качества героя раскрываются в каждой главе произведения.

Поскольку произведение написано во время войны, то само собой разумеется, что главные качества героя, на которых акцентирует внимание автор, - это беззаветное мужество, героизм, чувство долга и ответственности.

Он символический образ, человек-народ, собирательный русский тип. Не случайно о личной биографии его не говорится ничего. Он "большой охотник жить лет до девяноста", человек мирный, гражданский, солдат по необходимости. Обычная его жизнь в колхозе прервана войной. Война для него – стихийное бедствие, горячая работа. Вся поэма пронизана мечтой о мирной жизни.

Уже при первом упоминании фамилия Теркин очерчивает границы характера: Теркин – значит бывалый, тертый человек, "тертый калач", или, как сказано в поэме, "жизнью тертый человек".

Мир слыхал сквозь грозный гром,

Повторял Василий Теркин:

– Перетерпим. Перетрем...

Теркин – кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Образ Теркина – это обобщенный образ, при всей своей реалистичности и обыкновенности. Твардовский наделяет своего героя "общерусской" внешностью, избегает портретных примет.

("Красотою наделен / Не был он отменной. / Не высок, не то чтоб мал, / Но герой-героем".) Теркин – и яркая, неповторимая личность, и в то же время он включает в себя черты многих людей, он как бы многократно повторяется в других.

Важна принадлежность Теркина к самому массовому роду войск – пехоте. Герой – пехотинец. "В нем – пафос пехоты, войска, самого близкого к земле, к холоду, к огню и смерти", – писал Твардовский в самом начале своего замысла. Теркин – из числа чернорабочих войны, на которых и держится страна, которые вынесли на своих плечах тяжесть войны.

7. Что сближает Василия Тёркина с героями народных сказок, русскими богатырями Ильёй Муромцем, Алёшей Поповичем и др.?

Образ Теркина имеет фольклорные корни, это «богатырь, сажень в плечах», «весельчак», «человек бывалый». За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и органично присущее чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг в любой момент.

В образе Теркина Твардовский изображает лучшие качества русского характера - смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность своей родной земле.

Мать-земля родная ваша,
В дни беды и в дни побед
Нет тебя светлей и краше,
И желанней сердцу нет...

Именно в защите Родины, жизни на земле заключается справедливость народной Отечественной войны («Бой идет, святой и правый, смертный бой не ради славы, ради жизни на земле...»).

Теркин живет как бы в двух измерениях: с одной стороны, это вполне реальный солдат, стойкий боец Советской Армии. С другой стороны, это русский сказочный солдат-богатырь, который в огне не горит и в воде не тонет.

Богатырь не тот, что в сказке -
Беззаботный великан,
А в походной запояске.
Человек простой закваски...
В муках тверд и в горе горд
Теркин жив и весел, черт!

Теркин вступает в единоборство с сильным, физически превосходящим его противником. С одной стороны, автор укрупняет этот эпизод:

Как на древнем поле боя, Грудь на грудь, что щит на щит, – Вместо тысяч бьются двое, Словно схватка все решит.

Твардовский пишет на стыке пафоса и иронии, былинного размаха и трезвой реальности.

Теркин в книге не только былинный, общенациональный тип, но и личность. Фольклорные герои в былинах остаются одними и теми же от начала до конца повествования. Образ Теркина дан в эволюции: чем ближе к концу произведения, тем больше печальных раздумий появляется в поэме. В первых главах герой – балагур, веселый, но не беспечный, не теряющийся ни в каких обстоятельствах, и это было очень важно в тяжелые дни войны. В финале главы "На Днепре" Теркин молча курит в стороне от радующихся товарищей, и последние строки главы показывают его с неожиданной стороны:

– Что ж ты, брат, Василий Теркин, Плачешь вроде?.. – Виноват...

Проблемы, поднимаемые писателем в этом произведении, также помогают раскрыть военную тематику поэмы: отношение к смерти, умение постоять за себя и других, чувство ответственности и долга перед родиной, взаимоотношение между людьми в критические моменты жизни. Твардовский беседует с читателем о наболевшем, использует особый художественный персонаж, – образ автора. В поэме появляются главы «О себе». Так писатель приближает своего главного героя к собственному мировосприятию. Вместе со своим персонажем автор сопереживает, сочувствует, испытывает удовлетворение или негодует:

С первых дней годины горькой,

В тяжкий час земли родной,

Не шутя, Василий Теркин,

Подружились мы с тобой…

Война изображена Твардовским в крови, труде и лишениях. Бесконечная ночь, мороз. Но чуток солдатский сон, даже не сон, а тяжелое забвение, причудливо перемешанное с явью. В сознании тех, кто остался на этом, левом берегу, возникают картины гибели товарищей. Их возможная смерть рисуется в обыденных - но тем более страшных - деталях. Раздумья о солдатах, погибших на переправе, да и не только об этих солдатах,- поэт завершает патетическими строками.

Умершие - бессмертны, и земля, где навек «застыли их следы», становится монументом солдатской славы.

Война, описываемая Александром Трифоновичем Твардовским в поэме, не кажется читателю вселенской катастрофой, невыразимым ужасом. Поскольку главный герой произведения – Вася Теркин – всегда способен выжить в трудных условиях, посмеяться над собой, поддержать товарища, и это для читателя особенно важно – значит, будет другая жизнь, люди начнут от души смеяться, громко петь песни, шутить – придет мирное время. Поэма «Василий Теркин» полна оптимизма, веры в лучшее будущее.