Совет народных комиссаров в период советского государства. Совет народных комиссаров ссср

СНК и наркоматы

Кратко:

Гос устройство РСФСР носило федеративный характер, высшим органов власти был Всероссийский съезд Советов раб-х,солд-х,кр-х и казачьих депутатов.

Съезд избирал ответственный перед ним Всеросскийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), который формировал правительство РСФСР – Съезд Народных Комиссаров (СНК)

Органами на местах явзялись областные, губернский,уездные и волостные съезды советов, формировавшие свои исполнительные комитеты.

Созданы «для управления страной впредь до созыва Учредительного собрания». Было образовано 13 народных комиссариатов – внутренних дел, труда, по военным и морским делам, торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, иностранных дел, юстиции, продовольствия, почт и телеграфов, по делам национальностей, путей сообщения. Председатели всех наркоматов вошли состав СНК

СНК принадлежало право по замене отдельных членов правительства или всего его состава. В экстренных случаях СНК мог издавать декреты без предварительного их обсуждения. ВЦИК утверждал декреты СНК, если они имели общегосударственное значение.

Совет Народных Комиссаров

Согласно Декрету II съезда Советов «для управления страной» было образовано временное 6 рабочее и крестьянское правительство с наименованием – Совет Народных Комиссаров (сокращенно – СНК). «Заведывание отдельными отраслями государственной жизни» поручалось комиссиям, возглавлявшимся председателями. Председатели объединялись в коллегию председателей – Совет Народных Комиссаров. Контроль над деятельностью СНК и право смещения комиссаров принадлежало как съезду, так и его ВЦИК. Работа СНК строилась в форме заседаний, которые созывались почти каждый день, а с декабря 1917 г. – и в форме совещаний заместителей наркомов, которые к январю 1918 г. определились в постоянно-действующую комиссию СНК (Малый Совнарком). С февраля 1918 г. начал практиковаться созыв объединенных заседаний Президиума ВЦИК и СНК.

Изначально в СНК вошли только большевики. Такая ситуация была обусловлена следующими обстоятельствами. Формирование однопартийной системы в советской России сложилось не сразу после Октябрьской революции, а значительно позднее, и объяснялось прежде всего тем, что сотрудничество партии большевиков с партиями меньшевиков и правых эсеров, демонстративно покинувшими II съезд Советов, а затем перешедшими в оппозицию, стало невозможным. Большевики предложили войти в правительство левым эсерам, которые оформлялись тогда в самостоятельную партию, но они отказались послать своих представителей в СНК и заняли выжидательную позицию, хотя и вошли в состав ВЦИК. Несмотря на это, большевики и после II съезда Советов продолжали искать пути сотрудничества с левыми эсерами: в результате переговоров между ними в декабре 1917 г. было достигнуто соглашение о вхождении в состав СНК семи представителей левых социалистов-революционеров, что составляло треть его состава. Данный правительственный блок был необходимым для упрочения советской власти, для привлечения на ее сторону широких крестьянских масс, среди которых левые эсеры пользовались серьезным влиянием. И хотя в марте 1918 г. левые эсеры в знак протеста подписания Брестского мира вышли из СНК, они оставались во ВЦИК, других государственных органах, включая военное ведомство, Всероссийскую чрезвычайную комиссию при СНК по борьбе с контрреволюцией и саботажем (с августа 1918 г. – с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности).



СНК - c 6 июля 1923 по 15 марта 1946 высший исполнительный и распорядительный (в первый период существования также и законодательный) орган СССР, его правительство (в каждой союзной и автономной республике также был Совет Народных Комиссаров, например, СНК РСФСР).

Народный комиссар (нарком ) - лицо, входящее в состав правительства и возглавляющее определённый народный комиссариат (наркомат) - центральный орган государственного управления отдельной сферой деятельности государства.

Первый Совет народных комиссаров был учреждён за 5 лет до образования СССР, 27 октября 1917 Декретом «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятом на II Всероссийском съезде Советов. До создания СССР в 1922 и образования Союзного Совнаркома, Совет Народных Комиссаров РСФСР фактически координировал взаимодействие между советскими республиками, возникшими на территории бывшей Российской империи.

История советского государственного управления берет начало со II съезда Советов. Он собрался в переломный момент, когда Петроград был в руках восставших рабочих и крестьян, а Зимний дворец, где заседало буржуазное Временное правительство, еще не был взят восставшими. Создание новой системы государственного управления начиналось с выработки и провозглашения определенных политических постулатов. В этом смысле первым «управленческим» документом новой нарождавшейся власти следует признать обращение II съезда Советов «Рабочим, солдатам, крестьянам!», принятое на первом заседании съезда 25 октября 1917 г. Этот документ провозглашал установление советской власти, т.е. образование Советского государства. Здесь же были сформулированы основные направления внутренней и внешней политики нового государства:

установление мира, безвозмездная передача земли крестьянству, введение рабочего контроля над производством, демократизация армии и др. На следующий день, 26 октября, эти программные тезисы были конкретизированы и воплотились в первых декретах советской власти - «О мире» и «О земле». Еще одним декретом было образовано первое советское правительство. В постановлении съезда говорилось: «Образовать для управления страной впредь до созыва Учредительного собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом народных комиссаров. Заведование отдельными отраслями государственной жизни поручается комиссиям, состав которых должен обеспечить проведение в жизнь провозглашенной съездом программы». Декретом были учреждены следующие наркоматы: земледелия, труда, по военным и морским делам, по делам торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, по иностранным делам, юстиции, по делам продовольствия, почт и телеграфов, по делам национальностей и по делам железнодорожным. Контроль над деятельностью народных комиссаров и право их смещения принадлежали съезду Советов и его Центральному Исполнительному Комитету.

Советская государственность рождалась под сильным влиянием демократических настроений, царивших в обществе. На том же II съезде Советов В.И. Ленин утверждал, что большевики стремятся построить государство, в котором «правительство всегда было бы под контролем общественного мнения своей страны... По нашему представлению, - говорил он, - государство сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно». Столь широковещательный демократизм предполагалось осуществить путем привлечения масс к управлению государством.

Закономерно ли появление новой власти в России и создание новой системы управления? В литературе можно встретить точку зрения о неправомерности решений II съезда Советов ввиду его недостаточной представительности. Действительно, представительство на съезде было не общенародным, а классовым: это был съезд рабочих и солдатских депутатов. Крестьянский съезд Советов собрался отдельно, и объединение Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов произошло лишь в январе 1918 г. Тем не менее столь глобальные изменения в жизни страны не могли произойти беспричинно. II съезд Советов был, несомненно, органом восставшего народа, органом революционных масс, представлявших практически всю страну и все более или менее значительные национальные регионы. Съезд выражал волю наиболее организованной и социально активной части общества, которая хотела перемен к лучшей жизни и деятельно добивалась их. Хотя съезд был Всероссийским, он не был и не мог быть всенародным.

Советская система управления зарождалась в условиях многопартийности. По подсчетам исследователей, в России действовало около 300 политических партий, которые условно можно подразделить на региональные, национальные и общероссийские. Последних было около 60. Состав II съезда Советов по партийной принадлежности был, как известно, в основном большевистским. Но там были представлены также другие социалистические и либеральные партии. Позиции большевиков еще более упрочились, когда съезд покинули представители правых эсеров, меньшевиков и бундовцев. Они требовали приостановить работу форума, поскольку, по их мнению, сторонники Ленина узурпировали власть. На съезде было представлено более 400 местных Советов из крупнейших промышленных и политических центров страны.

Съезд сформировал верховные и центральные органы власти. Верховным органом был объявлен Всероссийский съезд Советов. Он мог решать любые вопросы государственной власти и управления. Съезд создавал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), который исполнял функции верховной власти между съездами Советов. ВЦИК создавался на основе пропорционального представительства от всех партийных фракций съезда. Из 101 члена первого состава ВЦИК 62 были большевиками, 29 - левыми эсерами, 6 - меньшевиками-интернационалистами, 3 - украинскими социалистами и 1 эсер-максималист. Председателем ВЦИК был избран большевик Л.Б. Каменев. Центральным органом власти стало образованное по решению II съезда Советов правительство - Совет народных комиссаров (Совнарком, СНК). Его возглавил также большевик В.И. Ленин. Предложение войти в состав правительства получили левые эсеры и меньшевики-интернационалисты, но они отказались. Отличительной чертой новых органов власти и управления было соединение законодательных и исполнительных функций. Силу закона имели не только постановления съезда Советов и ВЦИК, но и декреты Совнаркома и даже акты отдельных наркоматов.

Таким образом, II съезд Советов провозгласил создание нового государства, сформировал органы власти и управления. На съезде были сформулированы наиболее общие принципы организации советской государственности и положено начало созданию новой системы государственного управления.

Большевики, захватив власть, искали возможности расширения ее социальной базы. В этих целях они вели переговоры с лидерами левых эсеров об условиях их вхождения в Совнарком. В начале ноября 1917 г. на пленарном заседании ВЦИК была принята компромиссная резолюция «Об условиях соглашения социалистических партий». В ней подчеркивалось, что соглашение возможно лишь при условии признания II съезда Советов «единственным источником власти» и признания «программы Советского правительства, как она выражена в декретах о земле, мире».

Переговоры большевиков с левыми эсерами завершились в декабре 1917 г. созданием коалиционного правительства. В состав СНК наряду с большевиками вошли семь представителей партии левых эсеров. Они возглавили наркоматы земледелия (А.Л. Колегаев), почт и телеграфов (П.П. Прошьян), местного самоуправления (В.Е. Трутовский), имуществ (В.А. Карелин) и юстиции (И.З.Штейнберг). Кроме того, В.А. Агласов и А.И. Бриллиантов стали наркомами без портфеля (с решающим голосом). Первый был членом коллегии наркомата внутренних дел, второй - Наркомата финансов. Левые эсеры, занимая важные посты в кабинете, как и большевики, отвечали за ключевые в условиях революции направления деятельности правительства. Это позволило расширить социальную базу управленческих процессов и тем самым укрепить государственную власть. Союз с левыми эсерами оставил заметный след в управленческой практике первых месяцев советской власти. Представители левых эсеров входили не только в центральные органы управления, но и в состав правительств национальных республик, ревкомов органов борьбы с контрреволюцией, руководства армейскими частями. При их непосредственном участии была разработана и принята III Всероссийским съездом Советов «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», провозгласившая Россию Республикой Советов. Вместе с большевиками левые эсеры единодушно проголосовали во ВЦИК за роспуск Учредительного собрания.

Блок с левыми эсерами позволил большевикам решить важнейшую политическую и управленческую задачу - объединить Советы рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов. Объединение произошло на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. На съезде был избран новый состав ВЦИК, в который вошли 160 большевиков и 125 левых эсеров.

Однако союз с левыми эсерами оказался недолговечным. 18 марта 1918 г., не признав ратификацию Брестского мира, левые эсеры вышли из правительства

Сове́т наро́дных комисса́ров РСФСР (Совнарком РСФСР, СНК РСФСР) - название правительства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики с Октябрьской революции 1917 до 1946. В состав СНК входили народные комиссары, руководившие народными комиссариатами (наркоматами, НК). Подобные совнаркомы создавались и в других советских республиках; при образовании СССР также и на союзном уровне был создан Совет Народных Комиссаров СССР.

Общая информация

Совет Народных Комиссаров (СНК) сформирован в соответствии с «Декретом об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым II Всероссийским Съездом Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов 27 октября 1917 года.

Непосредственно перед захватом власти в день революции ЦК большевиков поручил Каменеву и Винтеру (Берзину) войти в политический контакт с левыми эсерами и начать с ними переговоры о составе правительства. Во время работы II съезда Советов большевики предложили войти в правительство левым эсерам, но те отказались. Фракции правых эсеров и меньшевиков покинули II съезд Советов в самом начале его работы - до образования правительства. Большевики были вынуждены сформировать однопартийное правительство.

Название «Совет народных комиссаров» было предложено Троцким:

Власть в Петербурге завоевана. Надо формировать правительство.

Как назвать его? - рассуждал вслух Ленин. Только не министрами: это гнусное, истрепанное название.

Можно бы комиссарами, предложил я, но только теперь слишком много комиссаров. Может быть, верховные комиссары? Нет, «верховные» звучит плохо. Нельзя ли «народные»?

Народные комиссары? Что ж, это, пожалуй, подойдет. А правительство в целом?

Совет Народных Комиссаров?

Совет Народных Комиссаров, подхватил Ленин, это превосходно: ужасно пахнет революцией.

СНК утратил характер временного органа управления после роспуска Учредительного собрания, что законодательно закрепилось Конституцией РСФСР 1918 года. Орган общего управления делами РСФСР - который в Конституции РСФСР именовался «Совет Народных Комиссаров» или «Рабоче-Крестьянское Правительство» - являлся высшим исполнительным и распорядительным органом РСФСР, имеющим полную исполнительно-распорядительную власть, право издания декретов, имеющих силу закона, при этом сочетая законодательные, распорядительные и исполнительные функции.

Вопросы, рассматриваемые СНК, решались простым большинством голосов. На заседаниях присутствовали члены Правительства, председатель ВЦИКа, управляющий делами и секретари СНК, представители ведомств.

Постоянным рабочим органом СНК РСФСР являлось управление делами, которое подготавливало вопросы к заседаниям СНК и его постоянных комиссий, осуществляло прием делегаций. Штат сотрудников управления делами в 1921 г. состоял из 135 чел. (согласно данным ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 2, лл. 19 - 20.)

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 марта 1946 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР был преобразован в Совет Министров РСФСР.

[править]Законодательная база СНК РСФСР

Согласно Конституции РСФСР от 10.07.1918 года деятельность СНК заключается в:

управлении общими делами РСФСР, руководство отдельными отраслями управления (ст.35, 37)

издании законодательных актов и принятии мер, «необходимых для правильного и быстрого течения государственной жизни». (ст.38)

Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам в ведении комиссариата, доводя о них до сведения коллегии (ст.45).

О всех принятых постановлениях и решениях СНК сообщает ВЦИК (ст.39), который вправе приостановить и отменить постановление или решение СНК (ст.40).

Создаётся 17 народных комиссариатов (в Конституции данная цифра указана ошибочно, поскольку в перечне, представленном в ст. 43, их насчитывается 18)..

по иностранным делам;

по военным делам;

по морским делам;

по внутренним делам;

социального обеспечения;

просвещения;

почт и телеграфов;

по делам национальностей;

по финансовым делам;

путей сообщения;

земледелия;

торговли и промышленности;

продовольствия;

Государственного контроля;

Высший Совет Народного Хозяйства;

здравоохранения.

При каждом народном комиссаре и под его председательством образуется коллегия, члены которой утверждаются СНК (ст. 44).

С образованием в декабре 1922 г. СССР и созданием общесоюзного правительства Совнарком РСФСР становится исполнительным и распорядительным органом государственной власти РФ. Организация, состав, компетенция и порядок деятельности СНК были определены Конституцией СССР 1924 г. и Конституцией РСФСР 1925 г.

С данного момента состав СНК был изменен в связи с передачей ряда полномочий союзным ведомствам. Было учреждено 11 народных комиссариатов:

внутренней торговли;

финансов

внутренних дел

просвещения

здравоохранения

земледелия

социального обеспечения

В состав СНК РСФСР теперь входили с правом решающего или совещательного голоса уполномоченные наркоматов СССР при Правительстве РСФСР. СНК РСФСР выделял, в свою очередь, постоянного представителя при СНК СССР. (согласно информации СУ, 1924, N 70, ст. 691.) С 22 февраля 1924 года СНК РСФСР и СНК СССР имеют единое Управление делами. (по материалам ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 5, л. 8.)

С введением Конституции РСФСР от 21 января 1937 года, СНК РСФСР подотчётен лишь Верховному Совету РСФСР, в период между его сессиями - Президиуму Верховного Совета РСФСР.

С 5 октября 1937 года состав СНК РСФСР насчитывает 13 народных комиссариатов (данные ЦГА РСФСР, ф. 259, оп. 1, д. 27, л. 204.):

пищевой промышленности

легкой промышленности

лесной промышленности

земледелия

зерновых совхозов

животноводческих совхозов

финансов

внутренней торговли

здравоохранения

просвещения

местной промышленности

коммунального хозяйства

социального обеспечения

Так же в состав СНК включены председатель Госплана РСФСР и начальник Управления по делам искусств при СНК РСФСР.

План
Введение
1 Общая информация
2 Законодательная база СНК РСФСР
3 Первый состав Совета Народных Комиссаров Советской России
4 Председатели Совета Народных Комиссаров РСФСР
5 Народные комиссары
6 Источники
Список литературы

Введение

Сове́т наро́дных комисса́ров РСФСР (Совнарком РСФСР, СНК РСФСР) - название правительства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики с Октябрьской революции 1917 до 1946. Совет состоял из народных комиссаров, руководивших народными комиссариатами (наркоматами, НК). После образования СССР аналогичный орган был создан и на союзном уровне.

1. Общая информация

Совет Народных Комиссаров (СНК) сформирован в соответствии с «Декретом об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым II Всероссийским Съездом Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов 27 октября 1917 года.

Название «Совет народных комиссаров» было предложено Троцким:

Власть в Петербурге завоевана. Надо формировать правительство.

Как назвать его? - рассуждал вслух Ленин. Только не министрами: это гнусное, истрепанное название.

Можно бы комиссарами, предложил я, но только теперь слишком много комиссаров. Может быть, верховные комиссары? Нет, «верховные» звучит плохо. Нельзя ли «народные»?

Народные комиссары? Что ж, это, пожалуй, подойдет. А правительство в целом?

Совет Народных Комиссаров?

Совет Народных Комиссаров, подхватил Ленин, это превосходно: ужасно пахнет революцией.

Согласно Конституции 1918 года, он именовался Совет Народных Комиссаров РСФСР.

СНК являлся высшим исполнительным и распорядительным органом РСФСР, имеющим полную исполнительно-распорядительную власть, право издания декретов, имеющих силу закона, при этом сочетая законодательные, распорядительные и исполнительные функции.

СНК утратил характер временного органа управления после роспуска Учредительного собрания, что законодательно закрепилось Конституцией РСФСР 1918 г.

Вопросы, рассматриваемые СНК, решались простым большинством голосов. На заседаниях присутствовали члены Правительства, председатель ВЦИКа, управляющий делами и секретари СНК, представители ведомств.

Постоянным рабочим органом СНК РСФСР являлось управление делами, которое подготавливало вопросы к заседаниям СНК и его постоянных комиссий, осуществляло прием делегаций. Штат сотрудников управления делами в 1921 г. состоял из 135 чел. (согласно данным ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 2, лл. 19 - 20.)

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 марта 1946 г. СНК был преобразован в Совет министров.

2. Законодательная база СНК РСФСР

Согласно Конституции РСФСР от 10.07.1918 года деятельность СНК заключается в:

· управлении общими делами РСФСР, руководство отдельными отраслями управления (ст.35, 37)

· издании законодательных актов и принятии мер, «необходимых для правильного и быстрого течения государственной жизни». (ст.38)

Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам в ведении комиссариата, доводя о них до сведения коллегии (ст.45).

О всех принятых постановлениях и решениях СНК сообщает ВЦИК (ст.39), который вправе приостановить и отменить постановление или решение СНК (ст.40).

Создаётся 17 народных комиссариатов (в Конституции данная цифра указана ошибочно, поскольку в перечне, представленном в ст. 43, их насчитывается 18)..

· по иностранным делам;

· по военным делам;

· по морским делам;

· по внутренним делам;

· юстиции;

· социального обеспечения;

· просвещения;

· почт и телеграфов;

· по делам национальностей;

· по финансовым делам;

· путей сообщения;

· земледелия;

· торговли и промышленности;

· продовольствия;

· Государственного контроля;

· Высший Совет Народного Хозяйства;

· здравоохранения.

При каждом народном комиссаре и под его председательством образуется коллегия, члены которой утверждаются СНК (ст. 44).

С образованием в декабре 1922 г. СССР и созданием общесоюзного правительства Совнарком РСФСР становится исполнительным и распорядительным органом государственной власти РФ. Организация, состав, компетенция и порядок деятельности СНК были определены Конституцией СССР 1924 г. и Конституцией РСФСР 1925 г.

С данного момента состав СНК был изменен в связи с передачей ряда полномочий союзным ведомствам. Было учреждено 11 народных комиссариатов:

· внутренней торговли;

· финансов

· внутренних дел

· юстиции

· просвещения

· здравоохранения

· земледелия

· социального обеспечения

В состав СНК РСФСР теперь входили с правом решающего или совещательного голоса уполномоченные наркоматов СССР при Правительстве РСФСР. СНК РСФСР выделял, в свою очередь, постоянного представителя при СНК СССР. (согласно информации СУ, 1924, N 70, ст. 691.) С 22 февраля 1924 года СНК РСФСР и СНК СССР имеют единое Управление делами. (по материалам ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 5, л. 8.)

С введением Конституции РСФСР от 21 января 1937 года, СНК РСФСР подотчётен лишь Верховному Совету РСФСР, в период между его сессиями - Президиуму Верховного Совета РСФСР.

С 5 октября 1937 года состав СНК РСФСР насчитывает 13 народных комиссариатов (данные ЦГА РСФСР, ф. 259, оп. 1, д. 27, л. 204.):

· пищевой промышленности

· легкой промышленности

· лесной промышленности

· земледелия

· зерновых совхозов

· животноводческих совхозов

· финансов

· внутренней торговли

· юстиции

· здравоохранения

· просвещения

· местной промышленности

· коммунального хозяйства

· социального обеспечения

Так же в состав СНК включены председатель Госплана РСФСР и начальник Управления по делам искусств при СНК РСФСР.

3. Первый состав Совета Народных Комиссаров Советской России

· Председатель Совета Народных Комиссаров - Владимир Ульянов (Ленин)

· Нарком по внутренним делам - А. И. Рыков

· Нарком земледелия - В. П. Милютин

· Нарком труда - А. Г. Шляпников

· Наркомат по военным и морским делам - комитет, в составе: В. А. Овсеенко (Антонов) (в тексте Декрета об образовании СНК - Авсеенко), Н. В. Крыленко и П. Е. Дыбенко

· Нарком по делам торговли и промышленности - В. П. Ногин

· Нарком народного просвещения - А. В. Луначарский

· Нарком финансов - И. И. Скворцов (Степанов)

· Нарком по иностранным делам - Л. Д. Бронштейн (Троцкий)

· Нарком юстиции - Г. И. Оппоков (Ломов)

· Нарком по делам продовольствия - И. А. Теодорович

· Нарком почт и телеграфов - Н. П. Авилов (Глебов)

· Нарком по делам национальностей - И. В. Джугашвили (Сталин)

· Пост Народного Комиссара по делам железнодорожным остался временно не замещенным.

Вакантаный пост Народного Комиссара по делам железнодорожным позже занял В. И. Невский (Кривобоков).

4. Председатели Совета Народных Комиссаров РСФСР

5. Народные комиссары

Заместители председателя:

· Рыков А. И. (с кон. мая 1921-?)

· Цюрупа А. Д. (5.12.1921-?)

· Каменев Л. Б. (янв. 1922-?)

Иностранных дел:

· Троцкий Л. Д. (26.10.1917 - 8.04.1918)

· Чичерин Г. В. (30.05.1918 - 21.07.1930)

По военным и морским делам:

· Антонов-Овсеенко В. А. (26.10.1917-?)

· Крыленко Н. В. (26.10.1917-?)

· Дыбенко П. Е. (26.10.1917-18.3.1918)

· Троцкий Л. Д. (8.4.1918 - 26.1.1925)

Внутренних дел:

· Рыков А. И. (26.10. - 4.11.1917)

· Петровский Г. И. (17.11.1917-25.3.1919)

· Дзержинский Ф. Э. (30.3.1919-6.7.1923)

· Ломов-Оппоков Г. И. (26.10 - 12.12.1917)

· Штейнберг И. З. (12.12.1917 - 18.3.1918)

· Стучка П. И. (18.3. - 22.8.1918)

· Курский Д. И. (22.8.1918 - 1928)

· Шляпников А. Г. (26.10.1917 - 8.10.1918)

· Шмидт В. В. (8.10.1918-4.11.1919 и 26.4.1920-29.11.1920)

Государственного призрения (с 26.4.1918 - Социального обеспечения; НКСО 4.11.1919 объединён с НК Труда, 26.4.1920 разделён):

· Винокуров А. Н. (март 1918-4.11.1919; 26.4.1919-16.4.1921)

· Милютин Н. А. (и. д. наркома, июнь-6.7.1921)

Просвещения:

· Луначарский А. В. (26.10.1917-12.9.1929)

Почт и телеграфов:

· Глебов (Авилов) Н. П. (26.10.1917-9.12.1917)

· Прошьян П. П. (9.12.1917 - 18.03.1918)

· Подбельский В. Н. (11.4.1918 - 25.2.1920)

· Любович А. М. (24.3-26.5.1921)

· Довгалевский В. С. (26.5.1921-6.7.1923)

По делам национальностей:

· Сталин И. В. (26.10.1917-6.7.1923)

Финансов:

· Скворцов-Степанов И. И. (26.10.1917 - 20.1.1918)

· Бриллиантов М. А. (19.1.-18.03.1918)

· Гуковский И. Э. (апрель-16.8.1918)

· Сокольников Г. Я. (23.11.1922-16.1.1923)

Путей сообщения:

· Елизаров М. Т. (8.11.1917-7.1.1918)

· Рогов А. Г. (24.2.-9.5.1918)

· Невский В. И. (25.7.1918-15.3.1919)

· Красин Л. Б. (30.3.1919-20.3.1920)

· Троцкий Л. Д. (20.3-10.12.1920)

· Емшанов А. И. (20.12.1920-14.4.1921)

· Дзержинский Ф. Э. (14.4.1921-6.7.1923)

Земледелия:

· Милютин В. П. (26.10 - 4.11.1917)

· Колегаев А. Л. (24.11.1917 - 18.3.1918)

· Середа С. П. (3.4.1918 - 10.02.1921)

· Осинский Н. (зам. Наркома, 24.3.1921-18.1.1922)

· Яковенко В. Г. (18.1.1922-7.7.1923)

Торговли и промышленности:

· Ногин В. П. (26.10. - 4.11.1917)

· Смирнов В. М. (25.1.1918-18.3.1918)

Совет народных комиссаров РСФСР (Совнарком РСФСР, СНК РСФСР) - название правительства с до 1946. Совет состоял из народных комиссаров, руководивших народными комиссариатами (наркоматами, НК). После образования аналогичный орган был создан и на союзном уровне

История

Совет Народных Комиссаров (СНК) сформирован в соответствии с «Декретом об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым II Всероссийским Съездом Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов 27 октября 1917 года. Непосредственно перед захватом власти в день революции ЦК поручил и Винтеру (Берзину) войти в политический контакт с левыми эсерами и начать с ними переговоры о составе правительства. Во время работы II съезда Советов предложили войти в правительство левым эсерам, но те отказались. Фракции правых эсеров и покинули II съезд Советов в самом начале его работы - до образования правительства. Большевики были вынуждены сформировать однопартийное правительство. Название «Совет народных комиссаров» было предложено : Власть в Петербурге завоевана. Надо формировать правительство.
- Как назвать его? - рассуждал вслух . Только не министрами: это гнусное, истрепанное название.
- Можно бы комиссарами, предложил я, но только теперь слишком много комиссаров. Может быть, верховные комиссары? Нет, «верховные» звучит плохо. Нельзя ли «народные»?
- Народные комиссары? Что ж, это, пожалуй, подойдет. А правительство в целом?
- Совет Народных Комиссаров?
- Совет Народных Комиссаров, подхватил Ленин, это превосходно: ужасно пахнет революцией. Согласно Конституции 1918 года, он именовался Совет Народных Комиссаров РСФСР.
СНК являлся высшим исполнительным и распорядительным органом РСФСР, имеющим полную исполнительно-распорядительную власть, право издания декретов, имеющих силу закона, при этом сочетая законодательные, распорядительные и исполнительные функции. СНК утратил характер временного органа управления после роспуска Учредительного собрания, что законодательно закрепилось Конституцией РСФСР 1918 г. Вопросы, рассматриваемые СНК, решались простым большинством голосов. На заседаниях присутствовали члены Правительства, председатель ВЦИКа, управляющий делами и секретари СНК, представители ведомств. Постоянным рабочим органом СНК РСФСР являлось управление делами, которое подготавливало вопросы к заседаниям СНК и его постоянных комиссий, осуществляло прием делегаций. Штат сотрудников управления делами в 1921 г. состоял из 135 чел. (согласно данным ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 2, лл. 19 - 20.) Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 марта 1946 г. СНК был преобразован в Совет министров.

Деятельность

Согласно Конституции РСФСР от 10.07.1918 года деятельность СНК заключается в: управлении общими делами РСФСР, руководство отдельными отраслями управления (ст.35, 37) издании законодательных актов и принятии мер, «необходимых для правильного и быстрого течения государственной жизни». (ст.38) Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам в ведении комиссариата, доводя о них до сведения коллегии (ст.45). О всех принятых постановлениях и решениях СНК сообщает ВЦИК (ст.39), который вправе приостановить и отменить постановление или решение СНК (ст.40). Создаётся 17 народных комиссариатов (в Конституции данная цифра указана ошибочно, поскольку в перечне, представленном в ст. 43, их насчитывается 18). Далее цитируется перечень народных комиссариатов СНК РСФСР согласно Конституции РСФСР от 10.07.1918 года:

  • По иностранным делам;
  • По военным делам;
  • По морским делам;
  • По внутренним делам;
  • Юстиции;
  • Труда;
  • Социального обеспечения;
  • Просвещения;
  • Почты и телеграфов;
  • По делам национальностей;
  • По финансовым делам;
  • Путей сообщения;
  • Торговли и промышленности;
  • Продовольствия;
  • Государственного контроля;
  • Высший Совет Народного Хозяйства;
  • Здравоохранения.

При каждом народном комиссаре и под его председательством образуется коллегия, члены которой утверждаются СНК (ст. 44). С образованием в декабре 1922 г. СССР и созданием общесоюзного правительства Совнарком РСФСР становится исполнительным и распорядительным органом государственной власти РФ. Организация, состав, компетенция и порядок деятельности СНК были определены Конституцией СССР 1924 г. и Конституцией РСФСР 1925 г. С данного момента состав СНК был изменен в связи с передачей ряда полномочий союзным ведомствам. Было учреждено 11 народных комиссариатов:

  • Внутренней торговли;
  • Труда;
  • Финансов;
  • Внутренних дел;
  • Юстиции;
  • Просвещения;
  • Здравоохранения;
  • Земледелия;
  • Социального обеспечения;
  • ВСНХ.

В состав СНК РСФСР теперь входили с правом решающего или совещательного голоса уполномоченные наркоматов СССР при Правительстве РСФСР. СНК РСФСР выделял, в свою очередь, постоянного представителя при СНК СССР. (согласно информации СУ, 1924, N 70, ст. 691.) С 22 февраля 1924 года СНК РСФСР и СНК СССР имеют единое Управление делами. (по материалам ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 5, л. 8.) С введением Конституции РСФСР от 21 января 1937 года, СНК РСФСР подотчётен лишь Верховному Совету РСФСР, в период между его сессиями - Президиуму Верховного Совета РСФСР. С 5 октября 1937 года состав СНК РСФСР насчитывает 13 народных комиссариатов (данные ЦГА РСФСР, ф. 259, оп. 1, д. 27, л. 204.):

  • Пищевой промышленности;
  • Легкой промышленности;
  • Лесной промышленности;
  • Земледелия;
  • Зерновых совхозов;
  • Животноводческих совхозов;
  • Финансов;
  • Внутренней торговли;
  • Юстиции;
  • Здравоохранения;
  • Просвещения;
  • Местной промышленности;
  • Коммунального хозяйства;
  • Социального обеспечения.

Так же в состав СНК включены председатель Госплана РСФСР и начальник Управления по делам искусств при СНК РСФСР.

Изучение советской модели исполнительной власти ее сущности, закономерностей и особенностей развития имеет не только российское, но и мировое значение. Эта система власти оказала воздействие на весь ход истории XX в. И в то же время это явление вызывает неирекращающиеся споры в научной и общественной среде. Сложность и противоречивость процессов развития советской системы власти требует изучения. Советский государственный аппарат возник в результате революционного переворота и являлся принципиально новым историческим типом государственного аппарата. Процессы слома царского государственного аппарата и создания нового были взаимосвязаны.

26 октября (8 ноября) 1917 г. на II Всероссийском съезде Советов был переизбран ВЦИК, сформированный I съездом Советов летом 1917 г. Высшим органом власти в стране стал Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. В перерывах между сессиями Всероссийского съезда Советов высшим органом власти в стране былВсероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) - высший орган законодательной власти в стране.

II Всероссийский съезд Советовпринял декрет «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», сформировал, таким образом, первое в мире рабоче - крестьянское правительство. Этот декрет определил основы правового положения советского правительства - высшего органа исполнительной власти в стране - «для управления страной вплоть до созыва Учредительного собрания». Было образовано 13 народных комиссариатов: внутренних дел, земледелия, труда, по военным и морским делам, торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, иностранных дел, юстиции, продовольствия, почт и телеграфов, но делам национальностей, путей сообщения. Председатели всех наркоматов вошли в состав СНК. В декабре 1917 г. в состав правительства вошли представители партии левых эсеров, заняв в нем посты наркомов юстиции, местного самоуправления, государственных имуществ, земледелия, почт и телеграфов. После подписания в марте 1918 г. Брестского мира с Германией левые эсеры в знак протеста вышли из правительства, и оно вновь стало однопартийным. К середине 1918 г. число наркоматов (НК) было увеличено. Были образованы НК государственного контроля, промышленности и торговли, Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ) и др.

Право заменять отдельных членов правительства или весь ето состав принадлежало Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК. В -экстренных случаях СНК мог издавать декреты без предварительного их обсуждения во ВЦИК. Последний утверждал декреты СНК, если они имели общегосударственное значение.

Заседания СНК проходили ежедневно. С декабря 1917г. сложилась практика проведения совещаний заместителей наркомов. С января 1918г. эта форма работы была превращена в постоянно действующую комиссию СНК (Малый Совнарком). Ее решения утверждались правительством без повторного рассмотрения.

С октября 1917 г. до июля 1918 г. (до принятия Конституции) ВЦИК принял более 100 декретов, постановлений и других актов. За этот же период СНК принял около 600 правовых актов. Практическая деятельность Совета Народных Комиссаров свидетельствовала о том, что его полномочия в известной мере выходили за рамки понятия «правительственная власть», характерного для органа, осуществляющего исполнительную и распорядительную деятельность. Юридически это выражалось в издании Совнаркомом не только актов государственного управления, но и декретов - актов законодательного характера.

Законодательная деятельность СНК часто подвергалась критике со стороны оппозиции: левые эсеры и представители других партий настаивали на ограничении этой функции СНК и усилении контроля над ней со стороны ВЦИК. Однако в начале ноября 1917 г. ВЦИК подтвердил законодательные полномочия правительства. Эго положение было закреплено специальным постановлением ВЦИК, а позднее вошло в Конституцию РСФСР.

Главное место в деятельности СНК занимали задачи созидательные, организационно - творческие: строительство новой экономики, достижение наивысшей производительности общественного груда, всестороннее развитие науки и культуры, воспитание грудящихся, создание условий для наиболее полного удовлетворения их материальных и культурных потребностей.

В широком понятии советский государственный аппарат состоял из Советов с их разветвлениями в центре и на местах в виде хозяйственных, культурных, административных, оборонных и других органов и многочисленных общественных организаций эрудящихся с их многомиллионным активом.

В узком понятии он охватывал высшие и местные органы государственной власти - Советы депутатов грудящихся, которые создавали исполнительные органы государственного управления: в центре - в начале Совет Народных Комиссаров, а затем Совет Министров СССР и Советы

Министров союзных и автономных республик, а также министерства и ведомства; на местах - исполнительные комитеты Советов и их отделы, которые занимались вопросами работы промышленных предприятий, колхозов, совхозов, МТС, направляли развитие коммунального хозяйства, торговли, общественного питания, проявляли заботу о культурно - бытовом обслуживании населения.

Первым председателем СНК был избран В. И. Ленин, работавший на этом посту в течение семи лет (1917 - 1924) вплоть до своей смерти. В. И. Ленин разработал основные принципы деятельности СНК, задачи, стоящие перед высшими органами государственного управления Советской республики. Наименование «Временное» с роспуском Учредительного собрания отпало. Первый состав СНК был однопартийным - в него входили только большевики. Предложение левым эсерам войти в СНК было ими отвергнуто. В декабре 1917 г. левые эсеры вошли в СНК и состояли в правительстве до марта 1918 г. Они вышли из СНК из - за несогласия с заключением Брестского мира и встали на позиции контрреволюции. В дальнейшем СНК формировался только представителями коммунистической партии. По Конституции РСФСР 1918 г., принятой V Всероссийским съездом Советов, правительство Республики именовалось СНК РСФСР.

Конституция РСФСР 1918 г. определила основные функции СНК РСФСР. Общее руководство деятельностью СНК РСФСР принадлежало ВЦИК. Состав правительства утверждался ВЦИК Советов или съездом Советов. СНК обладал необходимой полнотой прав в области исполнительно - распорядительной деятельности и наряду с ВЦИК пользовался правом издания декретов, осуществлял исполнительно - распорядительную власть. СНК РСФСР руководил деятельностью наркоматов и других центральных ведомств, а также направлял и контролировал деятельность местных органов.

Согласно Конституции РСФСР (1918) деятельность СНК заключалась: в управлении общими делами РСФСР, руководство отдельными отраслями управления (ст. 35, 37), издание законодательных актов и принятие мер, «необходимых для правильного и быстрого течения государственной жизни» (сг. 38). Народный комиссар был вправе единолично принимать решения но всем вопросам в ведении комиссариата, доводя о них до сведения коллегии (ст. 45) и о принятых постановлениях и решениях СНК сообщал ВЦИК (ст. 39), который вправе приостановить и отменить постановление или решение СНК (ст. 40).

Было создано 17 народных комиссариатов: но иностранным делам; но военным делам; по морским делам; по внутренним делам; юстиции; труда; социального обеспечения; просвещения; почт и телеграфов; по делам национальностей; по финансовым делам; путей сообщения; земледелия; торговли и промышленности; продовольствия; Государственного контроля; Высший Совет Народного Хозяйства; здравоохранения. При каждом народном комиссаре и иод его председательством образовывалась коллегия, члены которой утверждались СНК (сг. 44).

С образованием в декабре 1922 г. СССР и созданием общесоюзного правительства Совнарком РСФСР становится исполнительным и распорядительным органом государственной власти РСФСР. Организация, состав, компетенция и порядок деятельности СНК были определены Конституцией СССР 1924 г. и Конституцией РСФСР 1925 г.

С данного момента состав СНК был изменен в связи с передачей ряда полномочий союзным ведомствам. Было учреждено 11 народных комиссариатов: внутренней торговли; груда, финансов, РКИ, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, земледелия, социального обеспечения, ВСНХ. В состав СНК РСФСР теперь входили с правом решающего или совещательного голоса уполномоченные наркоматов СССР при Правительстве РСФСР. СНК РСФСР выделял, в свою очередь, постоянного представителя при СНК СССР. С 22 февраля 1924 года СНК РСФСР и СНК СССР имели единое Управление делами.

Были созданы Управление делами СНК и Малый Совнарком, который 23 января (5 февраля) 1918 г. стал постоянной комиссией СНК РСФСР для предварительного рассмотрения вопросов, вносимых в СНК, вопросов текущего законодательства, руководства отраслями государственного управления и правительства. В 1930 г. Малый СНК был упразднен. Опыт работы первого СНК был использован в государственном строительстве и создании правительств всех союзных советских социалистических республик.

После объединения советских республик в единое союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик (СССР) было создано союзное правительство - Совет Народных Комиссаров СССР. Положение о СНК СССР было утверждено ЦИК 12 ноября 1923 г.

Совнарком СССР формировался ЦИК СССР и являлся его исполнительным и распорядительным органом. СНК СССР руководил деятельностью общесоюзных и объединенных (союзно - республиканских) наркоматов, рассматривал и утверждал декреты и постановления общесоюзного значения в пределах прав, предусмотренных Конституцией СССР 1924 г., положениями о СНК, ЦИК СССР и другими законодательными актами. Декреты и постановления СНК СССР являлись обязательными к исполнению на всей территории СССР и могли приостанавливаться и отменяться ЦИК СССР и его Президиумом.

ЦИК СССР образовывал Советское правительство - Совет" Народных Комиссаров. СНК СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР и был в своей работе ответственен перед ним и его Президиумом (ст. 37 Конституции). В главах Конституции СССР о высших органах власти в СССР закреплено единство законодательной и исполнительной власти.

Для руководства отраслями государственного управления создавалось 10 наркоматов СССР (гл. 8 Конституции СССР 1924 г.): пять общесоюзных (но иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговле, путей сообщения, почт и телеграфов) и пять объединенных (Высший Совет Народного Хозяйства, продовольствия, груда, финансов и рабоче - крестьянской инспекции). Общесоюзные наркоматы имели своих уполномоченных в союзных республиках. Объединенные наркоматы осуществляли руководство на территории союзных республик через одноименные наркоматы республик. В остальных сферах управление осуществлялось исключительно союзными республиками через соответствующие республиканские наркоматы: земледелия, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения.

Наркоматы СССР возглавлялись народными комиссарами. В их деятельности сочетались принципы коллегиальности и единоначалия. При наркоме, под его председательством, образовывалась коллегия, члены которой назначались СНК СССР. Народный комиссар имел право и единолично принимать решения, доводя их до сведения коллегии. Коллегия или ее отдельные члены в случае несогласия могли обжаловать решение народного комиссара в СНК СССР, не приостанавливая исполнения решения.

Впервые состав СНК СССР во главе с В. И. Лениным утверждается на 2 - й сессии ЦИК СССР 6 июля 1923 г. Совнарком СССР, по положению о нем в 1923 г., составляли: председатель, заместитель председателя, наркомы СССР; в заседаниях СНК с правом совещательного голоса участвовали представители союзных республик.

Вторая сессия утвердила состав Совета Народных Комиссаров СССР и избрала его председателем В. И. Ленина. Поскольку В. И. Ленин был болен, руководство Советом Народных Комиссаров осуществляли пять его заместителей: Л. Б. Каменев, А. И. Рыков, А. Д. Цюрупа, В. Я. Чубарь, М. Д. Орахслашвили. Украинец В. Я. Чубарь был с июля 1923 г. председателем Совнаркома Украины, а грузин М. Д. Орахслашвили председателем Совнаркома ЗСФСР. Со 2февраля 1924 г. председателем СНК СССР станет А. И. Рыков. Из пяти заместителей Совнаркома лишь М. Д. Орахслашвили имел высшее образование, остальные четверо - среднее. Совнарком СССР являлся прямым преемником СНК РСФСР. Кроме председателя и пяти его заместителей в первый Совнарком Союза вошли также 10 наркомов и председатель ОГПУ с правом совещательного голоса. Естественно, при подборе руководителей Совнаркома появились проблемы, связанные с необходимым представительством от союзных республик.

Для советской модели государственного устройства (1917 - 1930-е гг.) типичной оказалась тенденция сращивания региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Местное управление в РСФСР представляли 16 автономных республик, 5 автономных областей 6 краев, 49 областей, 10 автономных районов, 2178 поселков городского типа и 23 107 сельских Советов. Все они относились к объектам местного государственного управления. В этот период появились, вошли в научный и хозяйственный оборот такие понятия, как «местное управление», «местное хозяйство», «местные органы власти», «местные финансы».

Органы отраслевого управления в центре были представлены наркоматами и другими ведомствами, а на местах - отделами исполкомов местных Советов. Органы отраслевого управления, с одной стороны, были тесно связаны с Советами и гем самым составляли строгую советскую систему принятия решений и их реализации, и, с другой стороны, их деятельность объединялась и направлялась соответствующим отраслевым органом в центре. Система местных органов управления включала:

  • местные органы управления промышленностью;
  • местные органы управления сельским хозяйством;
  • местные учреждения Наркомата продовольствия;
  • местные учреждения торговли;
  • местные учреждения транспорта и связи;
  • местные плановые и статистические учреждения;
  • местные финансовые учреждения;
  • местные органы управления социально-культурным сектором;
  • местные учреждения обороны страны;
  • местные учреждения охраны государственной безопасности и общественного порядка;
  • местные учреждения контроля;
  • местные учреждения Наркомнаца;
  • местные судебные учреждения.

Местные органы управления промышленностью. В декабре 1917 г. ВСНХ утвердил «Положение о районных (областных) и местных советах народного хозяйства», которые создавались как учреждения по организации и регулированию производства на местах, руководимые ВСНХ и действующие под контролем соответствующего Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В середине 1918 г. были созданы: СНХ Северной области, СНХ Западно-Русской области, СНХ Центральной области, СНХ Поволжской области, СНХ Южной области, СНХ Приморской области, СНХ Западно-Сибирской области, СНХ Восточно-Сибирской области, СНХ Уральской области, СНХ Средне-Азиатской области.

Для приближения управления к местам создавались новые хозяйственные органы - областные бюро ВСНХ (Промбюро), каждое из которых объединяло несколько губерний. Задача Промбюро - координация деятельности губсовнархозов и руководство отдельными предприятиями, подчиненными ВСНХ. К 1929 г. Промбюро повсеместно упраздняются. Функции местных совнархозов остаются прежними, а с введением нового административно-территориального деления их система несколько перестраивается: вместо губсовнархозов создаются областные (краевые) и окружные совнархозы. С ликвидацией в 1932 г. всей системы совнархозов был осуществлен переход к системе отраслевых, промышленных наркоматов.

Руководство промышленностью на местах осуществляли местные советы народного хозяйства. На них была возложена вся работа но национализации предприятий и но управлению ими.

С осени 1918 г. распространение получила одна из форм коллективного хозяйства - товарищество но совместной обработке земли (ТОЗ), характеризующаяся обобществлением лишь сельскохозяйственного инвентаря и поэтому наиболее доступная для крестьянства. ТОЗы не имели готовой материальной базы, им оказывалась меньшая помощь и внимание со стороны государственных органов. Многие партийные и советские работники на местах пренебрежительно относились к ТОЗам, не считая их социалистическими организациями. Удельный вес ТОЗов среди других форм коллективного хозяйства был небольшим: к 1 января 1919 года - 13,3%, к 1 декабря 1920 г. - 8,0%. Широкое распространение ТОЗы получили накануне и в период развертывания сплошной коллективизации. В 1935 г. ТОЗы ликвидируются.

Руководство сельским хозяйством на местах было возложено на Советы, в составе исполкомов которых образовывались земельные отделы - губернские, уездные, волостные, действовавшие но принципу «двойного» подчинения. С созданием СССР укреплению местных земельных отделов уделялось большое внимание. В 1923 г. местные земотделы преобразуются в управления, их нрава несколько расширяются. В сельских и волостных Советах земельные управления не создавались.

В 1932 г. был создан общесоюзный Наркомат зерновых и животноводческих совхозов СССР, а на местах - институт уполномоченных при правительствах республик и при краевых (областных) исполкомах. Последние были упразднены в 1934 г.

Местные учреждения Наркомата продовольствия. Местными органами Наркомирода являлись губернские, уездные, волостные продотделы (продкомиссии, продкомиссариаты) исполкомов Советов «двойного» подчинения. В 1917 - 1918 гг., кроме того, создавались особые продерганы краевого значения (Продкомитет Юга, Совет снабжения Урала и т. и.).

В конце 1918 г. волостные продкомитеты были упразднены, волостные и сельские Советы в продовольственных делах подчинялись уездным продкомам. В период нэпа на местах развертывается сеть заготконтор и ссыпных пунктов, которые подчинялись губпродкомам. Заготконторы организовывали сбор продналога и заготовку продовольствия на рынке.

В 1924 г. наркоматы и вся система местных продкомов упразднялись. Руководство заготовками сельскохозяйственных продуктов стали осуществлять центральные и местные органы внутренней торговли. Созданный в 1932 г. общесоюзный Комитет по заготовкам сельскохозяйственных продуктов СССР учредил институт уполномоченных при правительствах республик и при краевых и областных исполкомах, а с 1933 г. - районных уполномоченных.

Местными органами наркоматов внутренней торговли республик явились отделы по внутренней торговле губернских и областных исполкомов, действовавшие на принципе «двойного» подчинения.

В конце 20-х годов система местных отделов торговли перестраивается применительно к новому административно-территориальному делению: создаются областные (краевые) городские и окружные отделы торговли соответствующих исполкомов.

С образованием в 1930 г. республиканских наркоматов снабжения местные отделы торговли преобразуются в отделы снабжения, а с восстановлением в 1934 г. наркоматов торговли восстанавливаются и местные - областные (краевые), городские, районные отделы торговли. В районах с небольшим товарооборотом вместо отделов создавались должности инспектора внутренней торговли.

В области внешней торговли с 1920 г. учреждались областные отделения Наркомвнешторга, в ведении которых находилась многочисленная сеть таможен, надзоров, застав, таможенных пунктов и постов.

Местные учреждения транспорта и связи. Местные органы Наркомата путей сообщения - управления железных дорог - строились как экстерриториальные, го есть независящие от местных Советов. В 1918г. возникла система округов путей сообщения (ОПС) с сохранением и управлений дорог. С 1920 г. местные органы НКПС были представлены управлениями ОПС, линейными отделами, управлениями дорог, облводами и руп- водами (на водном транспорте).

С образованием Союза ССР Наркомат путей сообщения становится общесоюзным органом, который объединяет управление железными дорогами, водным и автомобильным транспортом. Его местными органами являются:

  • на железных дорогах - правления железных дорог, округа путей сообщения;
  • на водном транспорте - госнароходсгва, бассейновые управления;
  • на автомобильном транспорте - окружные управления шоссейных и грунтовых дорог.

Местные органы наркомата почт и телеграфов - губернские отделы связи исполкомов Советов - были построены но территориальному признаку. В 1929 г. местные органы перестраиваются в соответствие с новым административно-территориальным делением. Вместо прежних окружных управлений связи обязуются управления связи союзных и автономных республик краевые и областные управления связи.

На протяжении всего периода местными органами Госпланов республик являлись плановые комиссии исполкомов Советов. Они в 1928 - 1929 гг. перестраиваются соответственно новому административно- территориальному делению: плановые комиссии в составе краевых, областных, окружных исполкомов (с ликвидацией округов окрпланкомы упраздняются). С 1930 г. создаются райнланы при райисполкомах и нланко- мы при некоторых горсоветах.

Местными органами Наркомата финансов на протяжении всего периода являлись соответствующие финансовые отделы исполкомов Советов. Им подчинялись различные учреждения Наркомфина на данной территории, за исключением учреждений Народного банка. Наркомату финансов СССР подчинялись сберкассы и их агентства на местах. Управление государственным страхованием с троилось на следующих основаниях: краевые, областные, окружные конторы Госстраха подчинялись республиканским правлениям Госстраха СССР, то есть строго централизовано.

Наркоматы социального обеспечения, здравоохранения и просвещения на протяжении всего периода являлись республиканскими органами. Их местные органы строились применительно к территориальному делению и организационно изменялись с изменением последнего. Местными органами Наркомсобесов, Наркомздравов и Наркомиросов являлись соответственно отделы соцобеспечения, отделы здравоохранения и отделы народного образования соответствующих исполкомов Советов. Все они действовали но принципу «двойного» подчинения.

С введением в 1924 - 1925 гг. территориально-милиционной системы комплектования армии вся территория страны делилась на военные округа во главе с командующим округа. Каждый военный округ был разбит на территориальные округа комплектования во главе с управлением террокруга. Они развертывались на базе прежних губернских военкоматов. Уездные военкоматы сохранялись в качестве учетно-мобилизационного аппарата на правах отделов исполкомов.

С созданием в 1934 г. Наркомата обороны СССР территориальные округа комплектования были упразднены. Местными органами военного управления стали военкоматы исполкомов Советов (краевых, областных, районных и т. п.), в то же время они подчинялись командующим округов (армий).

Местные учреждения охраны государственной безопасности и общественного порядка. С созданием в центре ВЧК на местах повсеместно создаются местные чрезвычайные комиссии. В годы гражданской войны на первый план выдвигаются ВЧК и ее местные органы. Помимо территориальных ЧК при исполкомах Советов создаются и другие чрезвычайные комиссии - погран ЧК, комиссары ЧК на таможенных пропускных пунктах, фронтовые и армейские ЧК, органы ЧК на транспорте.

Местные органы Наркомата внутренних дел прошли в своем развитии сложный путь. В первое время местными органами НКВД явились отделы управления исполкомов Советов, находившиеся в «двойном» подчинении. В 1923 г. отделы управления были упразднены, вместо них создавались административные отделы губернских исполкомов Советов, а в уездах их функции выполняли уездные управления милиции.

В 1934 г. образуется общесоюзный НКВД СССР и республиканские (за исключением РСФСР) НКВД. Их местными органами стали областные, краевые управления НКВД (а в РСФСР - уполномоченные НКВД СССР).

Местными органами Наркомата государственного контроля являлись губернские учетно-контрольные коллегии, иногда - уездные отделения («двойного» подчинения). Создавались и специальные органы контроля по различным отраслям. В 1920 г. с реорганизацией Наркомгоскона в Наркомат рабоче-крестьянской инспекции на местах возникают областные, губернские, уездные РКП на правах отделов исполкомов. В 1923 г. с объединением партийного и советского контроля местными органами ЦКК - НК РКИ становятся губернские, областные, окружные, уездные РКИ, объединенные соответствующими контрольными комиссиями партии. В дальнейшем они перестраивались в связи с введением нового административно-территориального деления. В 1934 г. система центральных и местных партийно-государственных контрольных органов ликвидируется. Местные органы созданной Комиссии советского контроля при СНК СССР строились уже по принципу полной централизации: в союзных, автономных республиках, краях, областях учреждались уполномоченные, назначаемые и отзываемые Комиссией.

В восстановительный период местные органы Наркомнаца были сокращены. Оставлены они были лишь в тех местах, где жили наиболее крупные массы национальностей, а в 1924 г. повсеместно ликвидированы с упразднением Наркомнаца. В последующий период при некоторых краевых (областных) исполкомах возникают отделы нацменьшинств.

Следовательно, в 1917 - 1930-е гг. советский государственный аппарат имел свои конкретные задачи и организационные черты. Для государственного аппарата были характерны следующие основные признаки и закономерности развития:

  • 1. С помощью государственного аппарата Советы из политической формы диктатуры пролетариата превращаются в единую систему органов государственной власти.
  • 2. Советский государственный аппарат формировался на принципиально иной политической основе. Идеологической основой всех преобразований выступала программа ВКП (б), где была сформулирована стратегическая цель и задача - построение бесклассового социалистического (первая ступень) и последующего коммунистического общества.
  • 3. Руководство и контроль за работой государственного аппарата осуществляла ВКП (б) как непосредственный организатор октябрьского переворота (1917) и всех последующих преобразований в стране.Коммунистическая партия занимала руководящее положение в системе управления государственными органами. В СССР сложилась однопартийная система и полное отсутствие политических оппонентов.
  • 4. В главных своих чертах государственный аппарат управления строился но отраслевому признаку.
  • 5. Государственный аппарат представлял собой систему учреждений, в которой каждое учреждение занимало определенное место.
  • 6. Внутренняя структура государственных органов и учреждений изменялась в зависимости от потребностей, от задач и функций, выполняемых государством и отдельными учреждениями.
  • 7. В систему обычных, конституционных органов государственного управления входили создаваемые на относительно короткий период времени чрезвычайные органы.
  • 5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция СССР

По Конституции СССР, принятой 5 декабря 1936 г., СНК СССР являлся высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союза ССР. Он образовывался Верховным Советом СССР. Конституция СССР 1936 г. установила ответственность и подотчетность СНК СССР Верховному Совету, а в период между сессиями Верховного Совета СССР - его Президиуму. СНК СССР объединял и направлял работу общесоюзных и союзно - республиканских наркоматов СССР и др. подведомственных ему хозяйственных и культурных учреждений, принимал меры ио осуществлению народно - хозяйственного плана, государственного бюджета, осуществлял руководство в области внешних отношений с иностранными государствами, руководил общим строительством вооруженных сил страны и т. д. По Конституции СССР 1936 г. СНК СССР имел право руководить отраслями хозяйства, отнесенным к компетенции СССР, приостанавливать постановления и распоряжения СНК Союзных республик и отменять приказы и инструкции наркоматов СССР. Конституция СССР 1936 г. (ст. 7) установила право депутатского запроса: представитель СНК или нарком СССР, к которым обращен запрос депутата Верховного Совета СССР, обязаны были дать устный или письменный ответ в соответствующую палату.

СНК СССР, согласно Конституции СССР 1936 г., был образован на 1 - й сессии Верховного Совета СССР 19 января 1938 г. 30 июня 1941 г. решением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП (б) и СНК СССР был создан Государственный комитет обороны (ГКО), в котором была сосредоточена вся полнота государственной власти в СССР во время Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.

СНК союзной республики являлся высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти союзной республики. Он был ответственен перед Верховным Советом республики и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета - перед Президиумом Верховного Совета республики и ему подотчетен. СНК союзной республики, по Конституции СССР 1936 г., издавал постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов СССР и союзной республики, постановлений и распоряжений СНК СССР и обязан проверять их исполнение.

Совет Народных Комиссаров Союзной республики образовывался Верховным Советом Союзной республики в составе: председателя Совета Народных Комиссаров Союзной республики; заместителей председателя; председателя Государственной плановой комиссии; народных комиссаров: пищевой промышленности; легкой промышленности; лесной промышленности; земледелия; зерновых и животноводческих совхозов; финансов; внутренней торговли; внутренних дел; юстиции; здравоохранения; просвещения; местной промышленности; коммунального хозяйства; социального обеспечения; уполномоченного Комитета заготовок; начальника Управления по делам искусств.

С введением Конституции РСФСР от 21 января 1937 г. СНК РСФСР был подотчётен Верховному Совету РСФСР, в период между его сессиями - Президиуму Верховного Совета РСФСР.С 5 октября 1937 г. соетав СНК РСФСР насчитывал 13 народных комиссариатов: пищевой промышленности, легкой промышленности, лесной промышленности, земледелия, зерновых совхозов, животноводческих совхозов, финансов, внутренней торговли, юстиции, здравоохранения, просвещения, местной промышленности, коммунального хозяйства, социального обеспечения, председатель Госплана РСФСР и начальник Управления но делам искусств при СНК РСФСР.

Совет Народных Комиссаров Союзной республики имел следующие полномочия: издавал постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов СССР и Союзной республики, постановлений и распоряжений Совета Неродных Комиссаров СССР и проверял их исполнение; приостанавливал постановления и распоряжения Советов Народных Комиссаров автономных республик и отменял решения и распоряжения исполнительных комитетов советов депутатов трудящихся краев, областей и автономных областей.

Народные Комиссары Союзной республики руководили отраслями государственного управления, входящими в компетенцию Союзной республики. Народные Комиссары Союзной республики издавали в пределах компетенции соответствующих Народных Комиссариатов приказы и инструкции на основании и во исполнение законов СССР и Союзной республики, постановлений и распоряжений Совета Народных Комиссаров СССР и Союзной республики, приказов и инструкций союзно - республиканских Народных Комиссариатов СССР.

Народные Комиссариаты Союзной республики являлись союзно - республиканскими или республиканскими. Союзно - республиканские Народные Комиссариаты руководили порученной им отраслью государственного управления, подчиняясь как Совету Народных Комиссаров Союзной республики, гак и соответствующему союзно - республиканскому Народному Комиссариату СССР. Республиканские Народные Комиссариаты руководили порученной им отраслью государственного управления, подчиняясь непосредственно Совету Народных Комиссаров Союзной республики.

Совет Народных Комиссаров Союза ССР, в пределах предоставленных ему нрав и на основании Положения о Совете Народных Комиссаров СССР, обладал следующими полномочиями: издание декретов и постановлений, обязательных к исполнению на всей территории СССР; рассмотрение на своих заседаниях декретов и постановлений, вносимых как отдельными наркоматами СССР, так и ЦИК союзных республик и их президиумами; разработка положений о народных комиссариатах, которые вступали в силу после утверждения ЦИК СССР; назначение членов коллегий - совещательно - распорядительных органов при народных комиссариатах СССР; отмена распоряжений отдельных народных комиссариатов СССР; объединение и направление работы общесоюзных и союзно - республиканских народных комиссариатов; принятие мер по осуществлению народно - хозяйственного плана и государственного бюджета; укрепление кредитно - денежной системы; обеспечение общественного порядка; осуществление общего руководства в области внешних сношений с иностранными государствами.

Совнарком СССР не имел полномочий назначать и освобождать от должности народных комиссаров СССР и их заместителей, членов коллегий союзных наркоматов, а также руководителей ряда подведомственных Совнаркому СССР органов. Эго право принадлежало Президиуму ЦИК СССР, а начиная с 1936 г. - Президиуму Верховного Совета СССР, который пользовался этим правом в период между сессиями Верховного Совета СССР с последующим внесением на утверждение Верховного Совета СССР. Тем не менее, председателю Совета Народных Комиссаров СССР предоставлялось право подбора и представления кандидатур на утверждение.

Общесоюзные комиссариаты получали право иметь при союзных республиках своих уполномоченных, непосредственно им подчиненных. Эти уполномоченные выдвигались комиссариатом СССР непосредственно или по предложению ЦИК союзной республики и подлежали утверждению Совнаркомом СССР. Причем но всем выдвигаемым кандидатурам была обязательной характеристика ЦИК союзной республики, имевшей право отвода назначаемого уполномоченного. Эти уполномоченные общесоюзных народных комиссариатов должны были входить в совнаркомы союзных республик с совещательным или решающим голосом в соответствии с решением ЦИКа союзной республики или его Президиума. Распоряжения общесоюзных комиссариатов были обязательными для непосредственного исполнения на всей территории СССР. Объединенные комиссариаты СССР должны были проводить все свои задания и директивы через одноименные народные комиссариаты союзных республик. Главы одноименных комиссариатов союзных республик подлежали назначению и отзыву ЦИКами союзных республик.

СНК СССР - высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти СССР, образуемый Верховным Советом СССР. СНК СССР издавал на основе и во исполнение действующих законов постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории СССР, и проверял их исполнение. СНК СССР обладал правом по отраслям управления и хозяйства, отнесённым к компетенции СССР, приостанавливать постановления и распоряжения СНК республик и отменять приказы и инструкции Народных Комиссаров СССР.

СНК союзных и автономных республик образовывались Верховными Советами республик и были ответственны перед соответствующими Верховными Советами и подотчётны им, а в период между сессиями Верховных Советов - перед их Президиумами, которым были подотчётны. СНК союзных республик издавали на основе и во исполнение действующих законов СССР и соответствующих союзных республик и постановлений СНК СССР постановления и распоряжения и проверяли их исполнение.

СНК автономных республик издавали на основе и во исполнение действующих законов СССР, законов соответствующих союзных и автономных республик и постановлений СНК СССР и соответствующих союзных республик постановления и распоряжения и проверяли их исполнение.

15 марта 1946 года Совнарком СССР был преобразован в Совет Министров СССР. Закон о преобразовании союзного правительства также предусматривал переименование подведомственных Правительству СССР союзных органов. Соответственно народные комиссариаты СССР были переименованы в министерства СССР, а наркомы - в министров.