Смысл названия по праву памяти. Сочинение «Тема памяти в поэме А

Жизнь А. Твардовского пришлась, пожалуй, на самые трагические годы в истории русского народа. Он прошел «со своим народом» всю войну, на его глазах страну захлестнули сталинские репрессии, пережил поэт годы хрущевской оттепели. Он стал одним из самых значительных поэтов, писавших о Великой Отечественной войне. Еще во время войны Твардовский создает поэму «Василий Теркин» и многочисленные стихотворения, написанные прямо на фронте. В годы хрущевской оттепели Твардовский был главным редактором журнала «Новый мир», где мужественно отстаивал право на публикацию произведений А. Солженицына, Б. Можаева и других талантливых писателей, которые пытались в своем творчестве осмыслить страшные уроки недавней советской истории. В 1966- 1969 годы Твардовский предпринимает попытку такого переосмысления в поэме «По праву памяти»…

Поэма была создана в 1963- 1969 годах, а напечатана только в 1987 году. В ней поэт попытался переосмыслить время сталинизма, разобраться в том, что происходило тогда в стране. Ведь Сталин был кумиром поколения, и одновременно в стране царило беззаконие, по масштабам сопоставимое только с ужасами фашизма. Твардовский, человек бескомпромиссный и честный, считал, что неправильно замалчивать эти черные страницы нашей истории, необходимо предать их гласности, осмыслить эти события. Он ставил целью нравственное очищение поколения той эпохи. В декабре 1963 года, окончив поэму «Теркин на том свете», Твардовский записал в рабочих набросках:

…Недосказал. Могу ль оставить
В неполноте такую речь,
Где что убавить, что прибавить —
Так долей правды пренебречь.
Безостановочна планета,
Годам и дням ведя отсчет.
Недосказал — и горя нету…
Нет, недосказанное жжет.

Первоначально поэт собирался добавить «недосказанное» как главу к поэме «За далью — даль». Затем главы сложились в самостоятельное произведение, получившее название «По праву памяти», — последнее, итоговое произведение поэта. Поэма вобрала в себя настроение и мотивы поэта, которые Твардовский планировал воплотить в автобиографи ческой пьесе «Пан», затем хотел , но все-таки создал поэму. Он торопился рассказать о наболевшем:

…Не те уже годочки —
Не вправе я себе отсрочки
Предоставлять. Гора бы с плеч —
Еще успеть без проволочки
Немую боль в слова облечь.

Главная тема поэмы «По праву памяти» — покаяние. Проблема памяти перерастает здесь в проблему ответственности перед будущими поколениями за нежелание разбираться в прошлом: «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу». Мы не в праве забывать свое страшное прошлое, потому что оно касается всех нас, даже тех «непосвященных», кто не был свидетелем событий: А к слову — о посвященных:

Где взять их? Все посвящены!
Не по отметкам и рубцам,
Так мимоездом, мимоходом,
Не сам,
Так через тех, кто сам…

События тех лет имели такое огромное влияние на судьбу всего народа, что забвение их — самая страшная ошибка, которая может привести к трагическим последствиям. Тема преемственности, связи поколений находит очень сильное звучание в поэме. Она построена как взволнованный монолог, исповедь о том, что «душу жжет». Первая глава поэмы «Перед отлетом» — воспоминания автора о своей юности, о друге, с которым они наивно мечтали и верили в будущее:

Готовы были мы к походу.
Что проще может быть:
Не лгать. Не трусить,
Верным быть народу.
Любить родную землю-мать,
Чтобы за нас в огонь и в воду.
А если что — и жизнь отдать.

Не предполагали уверенные в себе оптимисты, что не только счастья следовало ждать от жизни. В этой главе между строк возникает предзнаменование суровой исторической реальности, траги- ческих конфликтов эпохи.
Вторая часть поэмы называется «Сын за отца не отвечает». Само это название воспроизводит распространенный официальный штамп сталинского времени. Времени, когда детей принуждали отказываться от родителей; когда отец доносил на сына, а сын на отца, — времени всеобщего страха. Вопреки сталинской формуле (сын за отца не отвечает), в те годы уже появилось и другое выражение — «враг народа»:

Пять ровно слов… Но год от года
На нет сходили те слова,
И званье сын врага народа
Уже при них вошло в права.

Сам Твардовский вначале 30-х годов волей системы был поставлен в ту самую неразрешимую ситуацию, которую он описал во второй главе поэмы. В 1934 году он был отчислен с третьего курса института как «сын кулака»:

А как с той кличкой жить парнишке,
Как отбывать безвестный срок, —
Не понаслышке,
Не из книжки
Толкует автор этих строк.

Читая поэму, мы ощущаем теперь всю глубину трагического чувства, пережитого Твардовским. Это не вина в обычном смысле слова, а великая историческая трагедия обернулась личной бедой для него, как и для многих других людей его поколения. Боль Твардовского понятна: отец его был большой труженик (вспомним описание мозолистых рук отца в поэме), обладающий смекалкой и жизнестойкостью. Он был раскулачен не столько за свое крепкое хозяйство, нажитое нелегким трудом, сколько за экстравагантное поведение: носил шляпу, чуждался других крестьян, относясь к ним несколько высокомерно, был женат на дочери дворянина- однодворца (разорившегося).

Пострадала при этом вся семья. Детям «врагов народа» приходилось нелегко:

И за одной чертой закона
Уже равняла всех судьба:
Сын кулака иль сын наркома,
Сын командарма иль попа…
Клеймо с рожденья отмечало
Младенца вражеских кровей.
И все, казалось, не хватало
Стране клейменных сыновей.

Вот почему Твардовский, долгое время вынужденный скрывать свое происхождение от окружающих, возмущен фразой Сталина:

Сын за отца не отвечает.
С тебя тот знак отныне снят
…Конец твоим лихим невзгодам,
Держись бодрей, не прячь лица.
Благодари отца народов,
Что он простил тебе отца
Родного…

Твардовский не хочет отрекаться от отца на самом деле, не хочет использовать дарование стать «непомнящим родства». Кроме того, высказывание Сталина было только красивым жестом, на деле ж ничего не изменилось, отношение к детям «врагов народа» в стране осталось прежним. Сталин хотел воспитать человека, для которого государство важнее семьи, идеалы социализма — личного счастья. Твардовский подчеркивает, что отказ от родства — самое подлое предательство:

Ясна задача, дело свято, —
С тем — к высшей цели — прямиком
Предай в пути родного брата
И друга лучшего тайком.
И душу чувствами людскими,
Не отягчай, себя щадя.
Эпоха требовала подавления личного во имя государственного:
Забудь, откуда вышел родом,
И осознай, не прекословь:
В ущерб любви к отцу народов —
Любая прочая любовь.

Искренне поверив в новые святыни, молодое поколение оказывалось под угрозой нравственного самоуничтожения:

И лжесвидетельствуй во имя,
И зверствуй именем вождя.

Трагическое положение личности порождало ее трагическое раздвоение: с одной стороны, люди верили в идею, были преданы идеалам социализма; с другой — жестокость воплощения идеи вступала в конфликт с их совестью, порождая сомнения: а все ли правильно происходит при строительстве нового общества? Эти переживания близки автору, он сам из таких людей, искренне веривший в идеалы социализма и пострадавший при их воплощении в жизнь. Поэтому неоднозначно отношение поэта к «вождю народов». В последних поэмах Твардовского образ Сталина — один из центральных и самый изменчивый. То он — мудрый и надежный корм- чий «на многомощном корабле» (цикл 1951- 1953 гг. «О Сталине»), то создатель грандиозной бюрократической машины, творец беззаконий и собственного культа, то, наконец, тиран, извративший социализм и посягнувший на саму природу человека. Эта эволюция связана не только с изменениями курса страны, позволившими говорить поэту правду о «великом кормчем», но и с эволюцией отношения Твардовского к Сталину, с личной судьбой поэта. Твардовский считает, что за нежеланием открывать правду о жестокостях сталинизма скрывается страх перед собственным народом, а ведь с народа спросят потомки, его будут судить судом поколений, судом истории:

Давно отцами стали дети,
Но за всеобщего отца
Мы оказались все в ответе
И длится суд десятилетий,
И не видать еще конца.

Поэт уверен, что необходимо рассказать потомкам правду о прошлом и этим нравственно очиститься:

Зато и впредь как были — будем, —
Какая вдруг ни грянь гроза, —
Людьми из тех людей, что людям,
Не пряча глаз, глядят в глаза.

Тема покаяния — основная в поэме «По праву памяти». Каждый человек несет ответственность перед своим прошлым и прошлым своего народа. В поэме звучит мысль о врожденной связи со своей историей, о невозможности лукавить и притворяться «перед лицом ушедших былей».

Сам А. Т. Твардовский не считал, что стихи, составляющие поэму «По праву памяти», – это самостоятельное произведение; он писал их как продолжение к поэме «За далью – даль». При жизни поэта эти стихи, конечно, не могли быть опубликованы, хотя сам А. Т. Твардовский незадолго до смерти подготовил их к печати. В конце 60-х годов в общественно-политической жизни страны усилились негативные тенденции, наступило то, что позже получило емкое название – «застой». Даже та полугласность, которая была возможна во времена хрущевской «оттепели», сошла на нет. И потому стихам Твардовского о сталинизме «настал свой черед» только в конце 80-х, во времена подлинной гласности.

Поэма «По праву памяти» итоговое произведение А. Т. Твардовского, это его раздумья о прожитой жизни – и своей, и страны. Он возвращается к минувшим событиям и судит их как человек и гражданин – по праву памяти. Память не лжет, память высветляет людей и события в их истинном виде, память свободна от ошибок сиюминутности.

Композиционно поэма делится на три части. Первая часть называется «Перед отлетом» и рисует юность поэта. Деревенский паренек мечтает покинуть свое захолустье, променять его «на целый белый свет». Сам Твардовский и его современники мечтали «дорваться вдруг до всех наук», им грезились большие дела, грандиозные открытия, жизнь интересная и увлекательная. Впереди виделось только счастье, которым обязательно должны быть вознаграждены молодой энтузиазм и творческий порыв.

В то же время у людей поколения 20-30-х годов было ощущение, что, страна находится в кольце врагов, что со всех сторон молодой Советской республике угрожают вражеские силы. И потому молодое поколение было готово «к походу», в котором за победу нужно было «и жизнь отдать».

Эта юношеская смесь ожидания счастья и готовности пожертвовать собой во имя Родины составляет пафос первой части поэмы. Все это было «жизнь тому назад», и на закате дней поэт вспоминает себя прежнего со светлой грустью.

Вторая часть имеет совсем другую тональность, которая определяется уже названием – «Сын за отца не отвечает». Здесь зловещим призраком оживают воспоминания о сталинских репрессиях. Сам Твардовский всю жизнь носил на себе клеймо «кулацкого не сына, а сынка», и в молодости он даже скрывал свое происхождение. Теперь, в конце жизни, поэт размышляет, как могло случиться, что целое поколение уже от рождения ощущало себя виновным в том, за что отвечать никак не могло. Государство считало опасными «младенцев вражеских кровей». Звание «сын врага народа» перечеркивало всю судьбу и даже жизнь человека. С каждым годом таких людей становилось все больше, «и все, казалось, не хватало стране клейменых сыновей».

Когда чаша людского гнева переполнилась, партия и ее рулевой делали крутой вираже: появлялись статьи вроде «Головокружения от успехов» или формулировки типа «Сын за отца не отвечает». Но после того как сотни тысяч людей, получив зловещее прозвище ЧСИР – член семьи изменника Родины, были безвинно сосланы или брошены в тюрьмы, эта фальшивая фраза вождя никому реально не могла помочь.

Несправедливость и жестокость были возведены в ранг государственной политики, при которой репрессиям и насильственной депортации были подвергнуты целые народы. Поразительнее всего, что, несмотря на происходящее, многие люди сохраняли наивную любовь, даже благоговение по отношению к «отцу народов». Пропагандистская машина работала так дьявольски искусно, что люди забыли вековые нравственные правила. Донос на близкого человека, публичное отречение от отца, обвиненного по 58-й статье, – все это считалось (и многими – искренне!) гражданской доблестью. Именем Сталина оправдывались страшные преступления:

И душу чувствами людскими

Не отягчай, себя щадя.

И лжесвидетельствуй во имя,

И зверствуй именем вождя.

Прошли годы, стали отцами дети тех страшных лет, и теперь они в ответе за «всеобщего отца».

Заключительная часть поэмы называется «О памяти». От имени своего поколения, от имени тех, кто стал «лагерной пылью», поэт судит прошлое. Он гневно обвиняет Сталина в бесчеловечной жестокости и задается вопросом: как же могло случиться, что истинное лицо «отца народов» было неведомо людям? Ответ А. Т. Твардовского вполне в духе своего времени. Ему кажется, что все дело «в лукавой подмене», в том, что имена Ленина и Сталина были «грубо сдвоены», что Сталина считали продолжателем ленинского дела, в то время как он им никогда не был. Сталин грубо исказил ленинские идеи, и задача состоит в том, чтобы вернуться к ленинским нормам партийной и общественной жизни.

Сегодня новые факты, документальные свидетельства изменили наше представление и о Ленине. Конечно, он не был кровавым диктатором, как Сталин, но многие злодеяния сталинского режима связаны с ленинскими идеями, например с идеей об усилении классовой борьбы в ходе строительства социализма. Но мы не можем обвинять А. Т. Твардовского в его видении истории, потому что каждый человек, даже большой художник, ограничен в своих взглядах рамками времени.

Разоблачение сталинизма, даже такое яркое, исполненное большой художественной силы, сегодня уже не кажется откровением. Но поэма «По праву памяти» все-таки вызывает благодарные читательские чувства, потому что в ней живое, правдивое и выстраданное слово большого художника о своей эпохе.

Тема: Человек, время, история в поэме «По праву памяти»

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством ­кого; определить жанровые особенности и идейное содержание поэмы «По праву памяти»; выяснить, почему поэма – оправдание и покаяние автора, поэма-предупреждение.

Александр Трифонович Твардовский – это

история нашего общества. Понять

Твардовского – понять эпоху во всем

драматизме, сложностях и противоречивости.

Ф. Абрамов

Опережающее домашнее задание : всем прочитать поэму «По праву памяти»; индивидуальное задание: подготовить краткий рассказ о жизни и творчестве, составить план биографии поэта (его можно предложить записать одноклассникам); групповые задания для 3 групп: а) составить цитатный план 1 главы, пересказать 1 главу, используя подобранные цитаты; б) во 2-ой главе найти приметы сталинского времени; указать языковые средства, с помощью которых автору удается нарисовать яркую картину действительности; в) в 3-ей главе определить позиции спорящих сторон – лирического героя и «молчальников»; на чьей вы стороне?

Ход урока

I . Вступительное слово учителя.

В любую историческую эпоху всегда найдется человек, чья судьба – отражение современной ему действительности. Иногда достаточно понять эту личность, чтобы разобраться во всех исторических перипетиях. И если это поэт, то его творчество становится поэтической летописью жизни страны (чтение эпиграфа ).

II . Сообщение ученика об основных этапах жизни и творчества поэта (опережающее домашнее задание возможно по стр. 409 – 415 учебного пособия «Русская литература для 11 класса » под ред. ,). Учащиеся конспективно записывают информацию.


III . Слово учителя.

Если говорить о поэмах, то каждая из них – отражение не только биографии поэта, но и истории страны.

«Страна Муравия» - изображение процесса коллективизации, поиска страны счастья, которой оказывается колхозная усадьба.

«Василий Теркин» - изображение судьбы народа и национального характера во время

Великой Отечественной войны, попытка сказать правду о войне.

« Дом у дороги» - изображение сломанных войной человеческих судеб, тяжелых

последствий войны.

«За далью – даль» - изображение возрождения родной страны, вынесшей много испытаний и ставшей могучей мировой державой; осмысление происходящего в сталинские времена.

Поэму «По праву памяти» Твардовский написал в последние годы жизни (1966-1969), но она долго находилась под запретом и была опубликована только в 1987 году.

Поэма отразила острую реакцию автора на перемену общественной обстановки во второй половине 60-х годов: по­пытки реабилитировать Сталина, вновь возвеличить его, замалчивание решений XX съезда, осудившего культ личности Сталина, власть жесткой цен­зуры ... Инспирированное дело Солженицына, заказные статьи-доносы, сфабрикованные «письма трудящихся», публиковавши­еся в центральной печати, - все это приметы того времени.

ак­шин, оценивая факт появления поэмы, писал: «Испытывая волнения совести, горчайшей вины перед семьей, перед от­цом, перед всем задавленным Сталиным русским крестьян­ством, Твардовский написал поэму «По праву памяти» - свое оправдание и свое покаяние». А Твардовский писал о поэме: «...почувствовал … то, что мне... нужно обя­зательно высказать. Это живая, необходимая мысль моей жизни...»

IV . Работа с текстом поэмы.

Поэма состоит из 3 глав. Определите тему каждой части. (Две первые («Перед отлетом», «Сын за отца не отвечает») – лирический герой пытается осмыслить свое прошлого и прошлое страны, последняя глава («О памяти») – размышления героя о долге человека перед прошлым и будущим).

Определите основные темы всего произведения. ема раскаяния и личной вины человека; тема памяти и забвения; тема «сыновней ответственности», тема исторического возмездия.)

С каким настроением уезжают в столицу герои главы «Перед отлетом»?

(Пересказ главы с обязательным зачитыванием цитатного плана. С приподнятым настроением; с грандиозными планами на будущее, надеждой в полной мере реализовать себя, состо­яться, с безграничной верой в свои силы, стремлением идти в ногу со временем. От столичной жизни юноши ждут не просто развлечений, они рвутся в мир знаний, желая почерпнуть из святого храма науки его сокровища за дедов и за прадедов, которых неот­рывно держала при себе земля).

Писалась эта глава как обращение к другу юности. Как вы думаете, почему именно такую форму выбрал автор? (Создается атмосфера доверительно­сти, в которой и можно вести разговор о сокровенном ). Так с самого начала поэмы задан тон предельной искренности.

Можно ли определить жанр поэмы как «семейную трагедию»? Почему?

Будучи глубоко личностной, исповедальной, поэма вместе с тем выражает народную точку зрения на тра­гические явления прошлого. Во второй главе «Сын за отца не отвечает» поэт досто­верно воспроизводит атмосферу сталинского времени.


Какие приметы сталинской эпохи Твардовский изображает в этой главе? Приведите примеры из текста.

Приведите примеры речевых штампов 1930-х - 1950-х гг., которые используются во второй главе. Определите их роль. (Применение речевых штампов политической термино­логии сталинской эпохи («классовый враг», «отец народов», «вождь », «кулак», «сын врага народа » и др.) становится у Твар­ довского способом отражения духа времени, особенностей мышления и мироощущения советских людей той поры).

Обратите внимание, что слова «Сын за отца не отвечает» звучат в этой главе несколько раз. Почему? (Повторяясь, эти слова получают все новое и новое смыс­ловое и эмоциональное наполнение. Именно повтор позволяет просле­дить за развитием темы «пяти слов»).

В чем поэт обвиняет сталинизм? Приведите примеры из текста. (Д раматизм само­ ощущения советского человека - «сына врага народа» («Клеймо с рожденья отмечало / Младенца вражеских кровей»), траги­ческая участь раскулаченных («в тоске великой / он покидал свой дом и двор»), искалеченные судьбы бывших советских военнопленных («из плена в плен - под гром победы»), ре­ прессии малых народов).

Как бы вы определили самое страшное для себя в этой эпохе? Подтвердите строчками текста.

- Какова позиция лирического героя? (Он пытается разобраться, кто же виноват в случившемся и упрекает себя и свое поколение в гражданской несостоятельности, слепой вере в непогре­шимость вождя, беспрекословном подчинении его воле («за всеобщего отца / Мы оказались все в ответе»).

Какие образы, на ваш взгляд, наиболее ярко представлены поэтом в этой главе? (Сталин, отец героя ).

Как изображает Твардовский образ отца? Почему только одну деталь его внешности подчеркивает? Зачитайте текст.

Как показан «отец народный» Сталин в поэме? Почему этот образ не прорисован детально?

- «О памяти» - глава особая. Она синтезирует мысли, мотивы, заяв­ленные в ее названии. Глава полемична. С кем и о чем спорит герой? Зачитать текст. (Лирический герой спорит с теми, кого он называет «молчальниками». Это они хотят «на памяти бессонной по­ ставить крест». «Не помнить - память под печать» - вот их позиция).

Охарактеризуйте гражданскую позицию лирического героя. Зачитайте текст. (Он выступает как противник тенденций реабилитации Сталина, считает преступлением созна­тельное замалчивание трагических событий советской историй).

Как вы понимаете строки:

Что нынче счесть большим, что малым -

Как знать, но люди не трава:

Не обратить их всех навалом

В одних непомнящих родства.

Поэма заканчивается словами:

Зато и впредь как были – будем,-

Какая вдруг ни грянь гроза, -

Людьми

из тех людей,

что людям,

Не пряча глаз,

Глядят в глаза.

Поэт утверждает, что память – компас на жизненном пути и что у каждого человека должен быть долг перед про­шлым и будущим. Совесть и память - вот те нравственные нормы, которые определяют гражданскую позицию человека, и позицию Твардовского-поэта в частности.

Мы разобрались, почему поэма «По праву памяти» - покаяние и оправдание героя. - - - Как вы считаете, а почему она предупреждение? (Высказывания детей ).

Евгений Евтушенко сказал: «Поэт в России больше, чем поэт». По-вашему, насколько эти слова можно отнести к Александру Твардовскому? (Высказывания детей ).

V . Рефлексия.

Найдите в тексте ключевые слова поэмы: память, правда, быль , боль. Выпишите поэтические обороты с этими словами (их можно назвать афоризмами), которые вы возьмете для себя как жизненные принципы.

VI . Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихов М. Цветаевой и

Б. Пастернака.

Список использованной литературы

1. (и др.). Русская литература: вопросы, задания, тесты. – Мн.: Аверсев, 2006.

2. Егорова разработки по русской литературе 11 класс (II полугодие).

– М.: Вако, 2006.

3. , (и др.). – Русская литература: учебное пособие для 11-го кл. с 11-летним сроком обучения. – Мн.: НИО, 2006.

Разработка уроков

по поэме А.Т. Твардовского «По праву памяти» в 11 классе

учителя первой квалификационной категории

МОУ СОШ №10 г. Коврова

Ландиховой Татьяны Ивановны.

Специфика материала (для учителя) .

Представленную разработку уроков по поэме А.Т. Твардовского «По праву памяти» (три урока, из них два урока отводится на работу с текстом поэмы, анализ, один урок – на творческую письменную работу; учитель по своему усмотрению может выделить на сочинение два урока или дать работу на дом) можно использовать для работы в 11-х гуманитарных и негуманитарных (универсальных, профильных негуманитарных) классах; используемые методические приёмы: групповая исследовательская работа по тексту произведения, поисковая работа, решение заданий проблемного характера, творческая письменная работа.

Изучение поэмы «По праву памяти» целесообразно продолжить после изучения лирики, поэмы «За далью - даль»; если позволяет учебное время, можно обратиться к поэме «Страна Муравия» обзорно, фрагментарно или изучить подробно, в негуманитарном классе можно ограничиться обзорным повторением лирики, изучением только поэм «По праву памяти» (как наиболее актуальной в настоящее время) и «Василий Тёркин».

Целесообразно работу над темой «Идейно- художественное своеобразие поэмы А.Т. Твардовского «По праву памяти» предварить уроком, на котором рассмотреть жанровые особенности поэмы, основные темы, затрагиваемые автором, композицию, название поэмы, повторить необходимые литературоведческие термины и продолжить работу со словариком (различные толкования основных понятий, ключевых слов).

Тема уроков:

Идейно-художественное своеобразие поэмы

А.Т.Твардовского «По праву памяти»

Цели уроков:

    (познавательная) – углубить представление учащихся о творчестве А.Т.Твардовского, жизненных и творческих принципах поэта, дать понятие об идейно- художественном своеобразии поэмы «По праву памяти»;

    (воспитательная) – показать, как осмысляется поэтом опыт всей прожитой жизни, в которой отразились и преломились тяжёлые противоречия времени, обратить внимание учащихся на ценность, примат человеческой личности, неповторимо-единичного над общим и коллективным; способствовать формированию личной позиции учащихся по поднятой проблеме;

    (направленная на литературное развитие) – продолжить формирование навыков анализа поэтического текста, поисковой работы, исследовательской работы с текстом, литературоведческими понятиями; дальнейшее развитие творческого мышления учащихся.

Оборудование уроков: портрет А.Т. Твардовского; репродукция рукописи поэмы, обложки книги, тексты поэмы А.Т. Твардовского «По праву памяти» у каждого учащегося.

Эпиграфы:

Я отвечаю головой.

А.Т. Твардовский. «За далью - даль»

    почувствовал…то, что мне…нужно обязательно высказать. Это живая, необходимая мысль моей жизни…

А.Т. Твардовский

    он в полный голос сказал о трагедии раскулачивания, о сталинской расправе со своими же военнопленными, об изгнании из родных мест целых народов. Но он нашёл в себе мужество, не бия себя в грудь и не юродствуя, искупить свою невольную вину перед близкими, расстаться с иллюзиями своего поколения.

В.Я. Лакшин. Из

книги «Берега культуры», 1991г.

Литературоведческие термины, используемые на уроке.

    Поэма – стихотворное сюжетное повествование. Лиро-эпическое произведение.

    Художественный образ – изображение человека в произведении.

    Лирический герой – лицо, переживания, мысли и чувства которого выражены в произведении. Авторское «я» поэта.

    Тема – жизненный материал: лица, обстоятельства, отражённые в художественном произведении.

    Композиция внешняя – деление на части, главы.

    Композиция внутренняя – система образов, функции портрета, пейзажа, интерьера, внесюжетных отступлений, художественных деталей; художественное время и пространство.

    Идея – главная мысль об основном круге явлений, которые изображены в произведении. Выражение авторской мысли.

    Жанровые особенности – специфические характеристики жанра конкретного произведения.

    Эволюция (взглядов, взаимоотношений…) – изменение… во времени.

    Реминисценция – отзвук чужого произведения, смутные воспоминания.

    Мотив – дополнительные, второстепенные темы.

    Афоризм – законченная мысль, выраженная в сжатой и точной форме.

Словарь (словарик ведётся и на уроке, и во время домашней работы, к словарю обращаемся в процессе работы над поэмой).

    Память – способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом.

    Память – 1) способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений;

2) воспоминания о ком-чём-нибудь.

    Покаяние – раскаяние, кайка. Одно из семи таинств церкви, исповедь. Духовная кара, или наказание за проступки против веры. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля).

    Покаяние – добровольное признание в совершённом поступке, в ошибке. (Словарь русского языка С.И. Ожегова).

    Раскаяться – испытать сожаление, признаться в совершённой ошибке, в дурном, неправильном поступке. (Словарь русского языка С.И. Ожегова).

    Вина – начало, причина, источник, повод, предлог. Провинность, проступок, преступление, прегрешение, грех, всякий недозволенный, предосудительный поступок. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля).

    Вина – 1) проступок, преступление;

2) причина, источник чего-нибудь (неблагоприятного).

(Словарь русского языка С.И. Ожегова).

    Возмездие – воздаяние, награда и кара, плата по заслугам, вознаграждение; возврат, отдача. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля).

    Возмездие – отплата, кара за преступление, за зло. (Словарь русского языка С.И.

    Ответственность – обязанность отвечать за что-либо, долг дать в чём-либо отчёт. (Толковый словарь русского языка В.И. Даля).

    Ответственность – 1) необходимость принять на себя вину за ошибки, плохой ход дела; 2) необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки.

(Словарь русского языка С.И. Ожегова).

Домашнее задание к уроку.

    Сформулируйте жизненный и творческий принцип А.Т. Твардовского. Подберите соответствующий цитатный материал из стихотворений (и поэм) поэта (поисковое задание).

    (Групповое или индивидуальное задание. Характер задания: упрощённый вариант).

Основа всех моих основ,

Я за такой устав суровый,

Чтоб ограничить трату слов;

Чтоб разум их живой смыкал;

Из капиталов капитал;

Самим себе в глаза пыля;

По курсу твёрдого рубля (…)

(«Слово о словах», 1962)

    Продолжить работу над таблицей об истории создания поэмы «По праву памяти» - заполнить колонку «Взгляды поэта, отразившиеся в поэме».

Ход уроков.

Первая учебная ситуация.

Слово учителя.

Современное литературоведение рассматривает историю создания произведения как средство его прочтения. Судьба произведения является ключом к его смыслу. Остановимся на творческой истории поэмы Александра Трифоновича Твардовского «По праву памяти».

- Какие события, наблюдения, переживания во время работы нашли отклик во взглядах поэта, отразившихся в поэме?

(Учащиеся представляют результат выполнения домашнего задания №3 в виде таблицы (колонка «Взгляды поэта…»), над которой начали работу (колонки «История поэмы» и «События в жизни поэта, обстоятельства работы») на предыдущем уроке. Сообщение должно прозвучать по всей таблице – прим. для учителя).

История поэмы

Поэма создавалась в последние годы жизни (годы жизни А.Т. Твардовского 1910-1971). 1958-1970гг. – А.Т. Твардовский – редактор журнала «Новый мир». 60-е гг. – центр притяжения всех лучших литературных и общественных сил. Печатаются Ф. Абрамов, Ч. Айтматов, В. Белов, В. Войнович, Ю. Домбровский, С. Залыгин, Ф.Искандер, Б. Можаев, Ю. Трифонов, В. Шукшин, А. Солженицын. С конца «оттепели» журнал подвергается цензурным придиркам. Тщетны попытки опубликовать поэму. 1968г. – Твардовский откликнулся на события в Чехословакии, осудив акцию, отказался поставить подпись под открытым письмом писателям Чехословакии. Стало заметно, что направление журнала приобрело оппозиционный характер.

1970г. – Твардовский ушёл из журнала.

Обращается внимание учащихся на эпиграфы к уроку.

Что в них отражено? (Учащиеся высказывают свои суждения).

Вторая учебная ситуация.

Организация учебного поиска.

Страница организации учебного поиска и исследования (оформляется на доске (экране) и продолжается оформление в тетрадях учащихся на протяжении всех уроков).

Основной вопрос: Каковы особенности восприятия автором прошлого и настоящего в поэме «По праву памяти»?

Пример выполнения задания 1 группы

(Ответы приводятся не в полном объёме,

в случае затруднения учитель вправе помочь учащимся – прим. для учителя).

1 глава «Перед отлётом»

(напечатана при жизни поэта под названием «На сеновале»).

По своему содержанию глава примыкает к главе «Друг детства» из поэмы «За далью - даль», как бы предваряет её. Стихи передают атмосферу доверительности, в которой можно вести разговор о сокровенном. Сеновал (дом родной); два друга («мыслитель и поэт») отправляются в путь далёкий (незнаемый, незнакомый), полны надежд, мечтаний и иллюзий (романтическая ситуация):

Мы повторяем, что напасти

Нам никакие нипочём,

Но сами ждали только счастья, -

Тому был возраст обучён.

Время:

    юность автобиографического героя (лирического героя); молодость героев – молодой «возраст» эпохи:

не слышали: утренние петухи «как будто отпевали конец ребячьих наших дней»;

не предугадывали: вскоре «сорвётся с места край родной»;

    глубокий археологический слой: «Давно ли? – Жизнь тому назад».

Вывод: жизнь проходит, а верность юношеским идеалам сохранилась. По ним поэт выверяет свою судьбу.

2 глава «Сын за отца не отвечает» (слова Сталина).

- Проследите, каким смыслом наполняются во 2 главе слова «сын за отца не отвечает», повторяясь. - Какая художественная деталь помогает передать любовь сына к отцу?(по 2 главе) - Какова связь со словами из поэмы «За далью - даль» (эпиграф №1)?

Ключевая глава. Контрастна 1-й главе: грубое вмешательство власти в семью.

Время: прошлое, которое не даёт покоя, не оставляет.

Можно проследить, как слова «сын за отца не отвечает» , повторяясь, получают новое смысловое и эмоциональное наполнение:

    неожиданное счастье, милостивое избавление от «несмываемой отметки» («кулацкое отродье», «звание» «сын врага народа»);

    «вошло в права»: слова бесчеловечны, глубоко аморальны, побуждали к пренебрежению нравственными обязательствами перед близкими, к беспредельной вседозволенности:

Предай в пути родного брата

И друга лучшего тайком.

…………………………….

И душу чувствами людскими

Не отягчай, себя щадя.

    Поэт с покаянным чувством и полным пониманием рисует натруженные руки отца (эта художественная деталь помогает передать любовь сына к отцу):

Те что – со вздохом – как чужие,

…………………………………..

Отдельных не было мозолей –

Сплошная…

его наивную гордыню «хозяина» , дорого ему обошедшуюся.

    Прослеживая связь времён, историческое прошлое страны, поэт приходит к покаянию, освобождению от иллюзий:

А мы, кичась неверьем в Бога,

Во имя собственных святынь

Той жертвы требовали строго:

Отринь отца и мать отринь.

Если сын за отца не отвечает, то «отец за сына - головой». Постулат «сын за отца» в конце главы перевёрнут:

Но за всеобщего отца

Мы оказались все в ответе.

Прослеживается связь с эпиграфом №1:

Я жил, я был – за всё на свете

Я отвечаю головой.

(А.Т. Твардовский. «За далью - даль»)

Герой А.Т. Твардовского выступает не бесстрастным летописцем, а свидетелем обвинения. Его волнует судьба конкретных людей, которых он хорошо знал (отца, в поэме «За далью - даль» - друга детства, тётки Дарьи).

3 глава «О памяти»

Дополнительные вопросы и задания группе: - Обратитесь к словарику (толкование слова «память»). Поясните название главы. - Способны ли, по мнению автора, его современники ответить «за распорядок в мире»? И как это их характеризует? - Проанализируйте комментарий к поэме В.А. Зайцева, в котором отражены приметы времени. Помог ли он более точно представить изображаемые в поэме события? (Желательно, чтобы комментарий был доступен всем учащимся в классе в распечатках или в электронном варианте – прим. для учителя).
    Зловещей некогда графой… Графа (в анкете) – раздел, рубрика, в данном случае – вопрос о социальном происхождении. На чьё-то г о л о в о к р у ж е н ь е // От им предсказанных побед … Имеется в виду статья И.В. Сталина «Головокруженье от успехов» (март 1930), в которой, в частности, речь шла о «перегибах» в проведении коллективизации. И в скопе конского вагона… Скоп – скопление, большое количество скопившихся людей. Конский вагон – товарный вагон, теплушка, на которой в прежние времена была надпись: «Сорок человек или восемь лошадей». Опять с кулацкой колокольни, // Опять на мельницу врага. Здесь использованы два фразеологизма: «Со своей (или с чьей-нибудь) колокольни смотреть на что-то», т.е. со своей узкой, ограниченной точки зрения; «Лить воду на чью-нибудь мельницу», т.е. приводить доводы или действовать в чью-либо пользу. Ведь суть не в малом перегибе, // Когда – Великий перелом …1929 год, когда началась сплошная коллективизация сельского хозяйства, вошёл в советскую историю как год великого перелома. И – будь добра, гора Магнитка, // Зачисли нас // В рабочий класс … В 1929г. У подножия горы Магнитной на Южном Урале началось строительство Магнитогорского металлургического комбината, в котором участвовало множество вчерашних крестьян, покидавших в связи с коллективизацией свои деревни и устремлявшихся в города и на стройки. Из плена в плен под гром победы... После окончания Великой Отечественной войны многие бывшие военнопленные и узники гитлеровских лагерей как «изменники родины» оказывались вновь в заключении, в системе ГУЛАГа. Хотя б ты крымский был татарин, // Ингуш иль друг степей калмык. Речь идёт о насильственном выселении в годы Великой Отечественной войны по обвинению в «предательстве» целых народов. Для ставших л а г е р н о ю п ы л ь ю… Выделенные разрядкой слова принадлежат одному из главных организаторов системы ГУЛАГа – Л.П. Берия. О том свидетельствует ныне // Его китайский образец… Имеется в виду государственный и политический деятель Китая, «великий кормчий» Мао Цзедун (1893-1976)

Время для героя настоящее, но прошлого не забыть.

Монолог страстный, гневный о невозможности «в забвенье утопить живую быль». Поэт отрицает забвенье, напоминающее о крестном пути безвинных жертв, взывает к духовному самоопределению:

Но это было явной болью

Для тех, чей был оборван век,

Для ставших лагерною пылью,

Как некто некогда изрек.

………………………………

Но всё, что было, не забыто,

Не шито-крыто на миру.

Одна неправда нам в убыток,

И только правда ко двору.

Поэт предъявляет спрос современникам, он они инфантильны, несамостоятельны, безответственны. Чтобы передать это, поэт использует иронию, меткое сравнение: «Как наигравшиеся дети, // Что из отлучки взрослых ждут». Современный человек пассивен и несостоятелен, ожидает указов сверху: «Нет, дай нам знак верховной воли, // Дай откровенье божества» . Это сродни религиозному поклонению, только Евангелие и Святые Отцы изменились.

Пример выполнения задания 2 группы.

Мотив «дали» в поэме.

- Проследите мотив «дали» в финале поэмы «По праву памяти» и сравните с осмыслением его в поэме «За далью - даль». (Задание даётся в помощь учащимся по усмотрению учителя – прим. для учителя).

Мотив «дали» в финале поэмы

«По праву памяти»

Приходим к выводу, что всё можно преодолеть при правдивом, без иллюзий взгляде на жизнь, доброй воле, памяти и любви к человеку. У А.Твардовского было множество далей. Вся жизнь, всё его творчество – открытие новых и новых далей: далей Родины, России, далей Правды и Истины.

Пример выполнения задания 3 группы.

Ключевые слова поэмы.

Ключевыми словами поэмы можно считать следующие слова: память, правда, быль, боль, употребляемые в 3 главе.

Память.

    «Не помнить – память под печать».

    «…даром думают, что память // Не дорожит сама собой».

    «…зачем и чья опека // К статье закрытой отнесла // …Недоброй памяти дела».

    «На этой памяти бессонной // …Поставить крест».

Правда.

    «Одна неправда нам в убыток, // И только правда ко двору».

    «Чтоб с правдой сущей быть не врозь, // Многостороннюю проверку // Прошли мы…».

Быль.

    «Перед лицом ушедших былей (прим.: прошлого, истории) // Не вправе ты кривить душой…» (предисловие).

    «Хотят в забвенье утопить // Живую быль…// Быль – забыть?»

    «…все былые недомолвки // Домолвить ныне долг велит».

    «…даром думают, что…// Ряской времени затянет // Любую быль…» (уйдёт в небытие).

Боль.

    «Но это было явной болью // Для тех, чей был оборван век» (воплощение боли безвинных жертв, прошедших свой крестный путь).

    «…даром думают, что...// Ряской времени затянет // Любую боль…» (уйдёт в небытие).

    «…отзыв давней боли» (любая мысль).

    «Немую боль в слова обречь» успеть бы, ту боль, что «теснила… сердца».

Быль

Переплетаются эти слова в поэме, оставляя отпечаток страшной трагедии на судьбе героя. Быль отзывается болью, память хранит горькое былое, боль, а правда не притупляет боли, не излечивает душу, но врезается в память как спасение от забвения людского. Поэт взывает и с печалью, и с гневом, и с надеждой к духовному самоопределению.

Пример выполнения задания 4 группы.

Духовный путь лирического героя в поэме.

Эволюция взглядов (на основе цитатного материала).

1 глава

Велят Забыть… безмолвно …………………………Не помнить – память под печать. Но для героя что было, не забыто ……………………………недомолвки Домолвить ныне долг велит. …………………………Важно для него Не обратить… всех… В одних непомнящих родства. …………………………Время требует мерить всех надёжной меркой. будем Людьми из тех людей, что людям, Не пряча глаз, Глядят в глаза.

Пример выполнения задания 5 группы.

Сын и отец в поэме. Эволюция взаимоотношений.

Как меняется отношение героев и как реализуется постулат «сын за отца…»?

Фраза «сын за отца не отвечает» употребляется в главе пять раз, и каждый раз звучит по-разному и несёт новую смысловую нагрузку.

    В начале первой строфы:

Сын за отца не отвечает –

Пять слов по счёту, ровно пять.

Но что они в себя вмещают…

    Фраза звучит как неожиданный, хлёсткий, жёсткий удар, но дающий одновременно свободу, освобождающий от вины:

Не ждал, не чаял,

И вдруг – ни в чём не виноват.

Сын – за отца? Не отвечает!

Аминь!

    Сын за отца не отвечает, -

Ему дорогу обеспечь.

    Сын за отца не отвечает –

Закон, что также означает:

Отец за сына – головой.

Утверждения 4 и 5 звучат как вывод, как толчок к действию, как единственно видимый выход.

Сын (лирический герой)

Смятение в душе героя: «то был отец, то вдруг он враг». Мучительный, страшный выбор героя между отцом и «благородной» идеей становится выбором между отцом и жизнью. Сын отца отвергает в душе по незнанию, поддавшись влиянию времени, будучи ослеплённым подменой истин и правды. Рана в душе остаётся надолго («О годы юности немилой»). Искренний порыв героя идти в ногу со временем подчёркивает его заблуждения. Оставивший отцовский дом для участия в новой истории, сын в руках вершителя судеб становится щепкой, «сыном врага народа», «отродьем», «не сыном даже, а сынком», но любовь к отцу в сердце жива (с любовью описывает натруженные руки отца). Сын за отца страдает. Через осознание непонимания сыновней ответственности приходит к покаянию, освобождению от иллюзий.

Сын за отца жизнь прожить не может, но понять его не только может, но и должен.

Сначала «враг народа», «кулак». Но вспоминает герой руки отца:

В узлах из жил и сухожилий, В мослах поскрюченных перстов – Те, что – со вздохом – как чужие, Садясь к столу, он клал на стол. И точно граблями, бывало, Цепляя, ложки черенок, Такой увёртливый и малый, Он ухватить не сразу мог.

Те руки, что своею волей – Ни разогнуть, ни сжать в кулак: Отдельных не было мозолей – Сплошная. – Подлинно – кулак! (Двойное значение слова «кулак» обыгрывается).

Отец-труженик землю «кропил своим бесплатным потом».

Дополнительный вопрос учащимся:

- Если «…за всё на свете я отвечаю головой» (поэма «За далью - даль»), то почему «сын за отца не отвечает»? О какой ответственности идёт речь?

Пример выполнения задания 6 группы.

Отражение или опровержение евангельских (библейских) постулатов в поэме.

(Прим. для учителя: к подобной работе с библейским источником можно приступать, если только учащиеся знакомы с ней ранее и проводилась она под руководством учителя на уроке).

Поэма

Библейские, издавна мыслимые как самые добрые понятия отец и сын, нравственные принципы, основы семейного уклада становятся искажёнными до гротеска.

Желание поднять из гроба Ленина (другого отца) – перевёрнутое, искажённое воскрешение Иисуса Христа. Но он (Ленин), по мнению автора, - не был богом, не бог (лжебог-отец?), следовательно, не воскреснет.

«…грубо сдвоив имена // … заносим на скрижали, // как будто суть была одна», - повествует автор. Порыв «Сталина (лжебога-сына?) зовите – // Он богом был – // Он может встать» нелеп. Святого Духа не может быть, так как нет самой души (мёртвые бездушны), отсюда можно провести параллель с бездушием общества, которое явилось следствием произошедших событий. «Китайский образец» - новое, современное тогда воплощение другого лжебога-отца (?) (Мао Цзедуна).

Библейское триединство Отец – Сын – Святой Дух перевёрнуто: лжебог-сын – идейный предшественник лжебога-отца, созданный по образу и подобию идейных отца и сына – «китайский образец» (чуждый нам, издалека).

Пример выполнения задания 7 группы.

    Реминисценции в поэме.

Реминисценция – отзвук чужого произведения, смутные воспоминания (см. словарик к уроку).

Задание : Найдите реминисценции из произведений поэтов XIX века в поэме «По праву памяти».

Вариант задания : найдите реминисценции из произведений поэтов XIX века в строках поэмы «По праву памяти»:

    Он говорил: иди за мною,

Оставь отца и мать свою,

Всё мимолётное, земное

Оставь – и будешь ты в раю.

……………………………

Забудь, откуда вышел родом,

И осознай, не прекословь:

В ущерб любви к отцу народов –

Любая прочая любовь.

Ясна задача, дело свято, -

С тем – к высшей цели – прямиком.

Предай в пути родного брата

И друга лучшего тайком.

И душу чувствами людскими

Не отягчай, себя щадя.

И лжесвидетельствуй во имя

И зверствуй именем вождя.

(Реминисценции из поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон». Лермонтовские реминисценции в поэме придают облику «вождя народов» демонический характер).

    Смыкая возраста уроки,

Сама собой приходит мысль –

Ко всем, с кем было по дороге,

Живым и павшим отнестись.

Она приходит не впервые,

Чтоб слову был двойной контроль:

Где, может быть, смолчат живые,

Так те прервут меня:

- Позволь!

Перед лицом ушедших былей

Не вправе ты кривить душой, -

Ведь эти были оплатили

Мы платой самою большой…

И мне да будет та застава,

Тот строгий знак сторожевой

Залогом речи нелукавой

По праву памяти живой.

(Реминисценции из стихотворения А.С. Пушкина «Памятник». Пушкинские реминисценции придают строкам поэмы исповедальный характер, характер завещания потомкам перед лицом прошлого. Для поэта сказать современникам правдиво о прошлом – долг чести, «право памяти живой»).

2)Образ «вождя народов» (Сталина)

(в поэмах «По праву памяти», «За далью - даль», «Страна Муравия»).

«По праву памяти»

(1966-1969)

1) Тот, кто для всех нас был одним Судеб вершителем земным , Кого народы величали На торжествах отцом родным . 2) «Сын за отца не отвечает» - слова Сталина.
    глава)
3) «Некто»; 4) «тот отец »: глушили мы громами Рукоплесканий в честь отца . 5)Бог-отец: Сталина зовите – Он Богом был.
    глава)

Поэма отражает демонический характер облика «вождя народов» как источника трагедии лирического героя и страны.

Перекличка с поэмой «По праву памяти»: 1)Как грозный дух он был над нами, Иных не знали мы имён. 2)………… четверть века Призывом к бою и труду Звучало имя человека Со словом Родина в ряду. ………………………….. 3)Имеет имя божества . ………………………….. Всё в мире видел самолично И всем заведовал, как бог… …………………..а люди Богов не сами ли творят? ……………………………Но Великий Ленин не был богом и не учил творить богов. 4)…простирались эти руки До всех на свете главных дел... ……………………………. Так на земле он жил и правил, Держа бразды крутой рукой.

«Грозный отец» в «стране-семье», чьё слово – закон, чей гнев может быть обрушен на «целые народы». 5)Ему………………………. Мы все обязаны победой. ……………………………Один со смертью – на один…

Итог: осиротели со смертью «отца».

1)Герой-спаситель, соответствующий герою волшебной сказки:

Сталин…на вороном коне ……………………………2)Герой-«летописец», от пера которого ничто не ускользает, но назначение «летописей» иное:

В одном краю, В другом краю Глядит, с людьми беседует И пишет в книжечку свою Подробно всё, что следует. (7 глава)

Итог: Поминаем душ усопших,

Что пошли на Соловки…

Третья учебная ситуация.

Реализация домашнего задания.

Слово учителя.

По окончании изучения и поэмы, и творчества А.Т. Твардовского уместно выяснить, каковы же взгляды А.Т. Твардовского на предназначение искусства. Дополните наблюдениями с урока результаты ваших поисков. Сформулируйте жизненный и творческий принцип поэта. Сопоставьте свои материалы, ответы.

    (реализация домашнего задания №1). В каких строках стихотворений и поэм

А.Т. Твардовского вы увидели жизненный и творческий принцип поэта ? (Учащиеся зачитывают строки из произведений и комментируют их).

    (индивидуальное или групповое задание, реализация домашнего задания №2).

На основании данных отрывков из стихотворений А.Т. Твардовского сформулируйте творческий принцип поэта.

С тропы своей ни в чём не уступая,

Не отступая – быть самим собой.

Так со своей управиться судьбой,

Чтоб в ней себя нашла судьба любая

И чью-то душу отпустила боль.

(«К обидам горьким собственной персоны…», 1967-1968)

(…) И я, чей хлеб насущный – слово,

Основа всех моих основ,

Я за такой устав суровый,

Чтоб ограничить трату слов;

Чтоб сердце кровью их питало,

Чтоб разум их живой смыкал;

Чтоб не транжирить как попало,

Из капиталов капитал;

Чтоб не мешать зерна с половой,

Самим себе в глаза пыля;

Чтоб шло в расчёт любое слово

По курсу твёрдого рубля (…)

(«Слово о словах», 1962)

(…) Сказать то слово никому другому

Я никогда бы ни за что не мог

Передоверить. Даже Льву толстому

Нельзя. Не скажет – пусть себе он бог.

А я лишь смертный. За своё в ответе,

Я об одном при жизни хлопочу:

О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу.

(«Вся суть в одном единственном завете…», 1958)

(Творческую манеру и жизненную позицию А.Т. Твардовского определяет чувство сопричастности национальным свершениям и бедам. Каждое его произведение являет собой образец социально-нравственной цельности поэта, верности гуманистическим традициям русской литературы, верности её генеральной «думе» о жизни и человеке, месте человека в истории, взыскательное отношение к слову, бескомпромиссность в требовании – «за своё в ответе»).

Заключительное слово учителя.

Поэма «По праву памяти» - это во многом итоговое осмысление поэтом опыта всей прожитой жизни, в которой отразились и переломились тяжёлые противоречия времени. Обратимся ещё раз к эпиграфам к уроку (выразительное чтение эпиграфов учителем или учащимися).

Вся разнообразная писательская деятельность А.Т. Твардовского несёт на себе отпечаток его незаурядной личности. В изображении «дел, событий, судеб, людских печалей и побед», в осмыслении «дат, всех сроков», что метили судьбу, А.Т. Твардовский пошёл по пути классической поэтической традиции, предопределённой А.С. Пушкиным. Это путь синтеза эпического и лирического, книжного и разговорного начал.

В эпоху всяческой ломки и эксперимента он неизменно утверждал естественность и органичность поэтического творчества, продолжающего лучшие традиции предшественников, опирающегося на многовековой опыт духовной культуры человечества. Продолжая и обновляя достижения отечественной классики, Твардовский продемонстрировал далеко не исчерпаемые возможности реализма в поэзии нашего времени.

Четвёртая учебная ситуация.

Творческая работа. (Работа рассчитана на один урок).

    Понятны ли вам, «людям из другого поколения» (А. Твардовский) мысли автора? Или для вас это уже «страницы далёкого прошлого»? Тема раскаяния и личной вины человека в произведениях А.Т. Твардовского (на примере одного-двух произведений). Тема памяти и забвения (на примере одного-двух произведений
А.Т. Твардовского).

Сочинения по литературе: Поэма «По праву памяти» Смыкая возраста уроки. Сама собой приходит мысль - Ко всем, с кем было по дороге Живым и павшим отнестись. А. Твардовский Великие события, произошедшие в нашей стране, отразились в творчестве Александра Трифоновича Твардовского и в форме прямого их изображения, и в форме связанных с ним отдельных переживаний-размышлений. В этом смысле его творчество в высшей степени злободневно. Крупнейшим послевоенным произведением Твардовского явилась поэма "За далью - даль". В жанрово-тематическом плане - это лирико-философское раздумье, "дорожный дневник", с ослабленной сюжетностью.

Действующие лица поэмы - необъятная Советская страна, ее люди, стремительный разворот их дел и свершений. Текст поэмы содержит шутливое признание автора - пассажира поезда "Москва-Владивосток". Три дали прозревает художник: неоглядность географических просторов России; историческую даль как преемственность поколений и осознание неразрывной связи времен и судеб, наконец, бездонность нравственных запасников души лирического героя. Поэма "По праву памяти" мыслилась первоначально автором как одна из "дополнительных" глав к поэме "За далью - даль", приобрела в ходе работы самостоятельный характер. Хотя "По праву памяти" не имеет в подзаголовке жанрового обозначения, а сам поэт, верный понятиям литературной скромности, называл порой это произведение стихотворным "циклом", вполне очевидно, что это лирическая поэма, последняя крупная работа автора "Василия Теркина".

Она была закончена и самим поэтом подготовлена к печати за два года до его кончины. Во вступлении Твардовский заявляет, что это откровенные строки, исповедь души: Перед лицом, ушедших былей Не вправе ты кривить душой, - Ведь эти были оплатили Мы платой самою большой... Поэма композиционно распадается на три части. В первой части поэт с теплым чувством, немного иронично вспоминает свои юношеские мечты и планы.

И где, кому из нас придется, В каком году, в каком краю За петушиной той хрипотцей Расслышать молодость свою. Мечты эти чистые и высокие: жить и трудиться на благо Родины. А если понадобится, то и жизнь свою отдать за нее. Красивые юношеские мечты. Поэт с легкой горечью вспоминает то наивное время и юнцов, которые и помыслить не могли, сколько тяжких и суровых испытаний готовит им судьба: Готовы были мы к походу Что проще может быть: Любить родную землю-мать, Чтоб за нее в огонь и в воду.

А если - То и жизнь отдать... Лишь от себя теперь добавим. Что проще - да. Но что сложней? Вторая глава "Сын за отца не отвечает" самая трагичная и в поэме, да и во всем творчестве.

Незаконно раскулаченная семья Твардовских была сослана в Сибирь. В России остался только Александр Трифонович из-за того, что жил отдельно от семьи в Смоленске. Облегчить участь сосланных он не мог. Фактически он отказался от семьи. Это мучало поэта всю жизнь. Эта незаживающая рана Твардовского вылилась в поэму "По праву памяти". Конец твоим лихим невзгодам, Держись бодрей, не прячь лица.

Благодари отца народов. Что он простил тебе отца. Тяжелое время, в котором не могут разобраться философы вот уже пятьдесят лет спустя. А что же говорить о юноше, свято верящем в официальную пропаганду и идеологию. Двойственность ситуации нашла свое отражение и в поэме. Да, он умел без оговорок, Внезапно - как уж припечет - Любой своих просчетов ворох Перенести на чей-то счет: На чье-то вражье искаженье Того, что возвещал завет. На чье-то головокруженье От им предсказанных побед. Поэт стремится осмыслить ход истории.

Понять, в чем была вина репрессированных народов. Кто допустил такое положение вещей, когда один решал судьбы народов. И все были виновны перед ним уже в том, что были живы. В третьей главе поэмы Твардовский утверждает право человека на память. Мы не вправе забывать ничего. Пока мы помним, "живы" наши предки, их дела и подвиги. Память - это привилегия человека, и он не может добровольно отказаться от Божьего дара в угоду кому бы то ни было. Поэт утверждает: Кто прячет прошлое ревниво, Тот вряд ли с будущим в ладу... Эта поэма - своеобразное покаяние Твардовского за свои юношеские поступки, ошибки.

Все мы совершаем ошибки в молодости, порой роковые, а вот поэм это в нас не рождает. У большого поэта даже горе и слезы выливаются в гениальные стихи. А вы, что ныне норовите Вернуть былую благодать, Так вы уж Сталина зовите - Он Богом был - Он может встать.