Владимир Маяковский ~ Письмо товарищу Кострову. Стихотворение В.В

Простите меня, товарищ Костров, с присущей душевной ширью, что часть на Париж отпущенных строф на лирику я растранжирю Представьте: входит красавица в зал, в меха и бусы оправленная. Я эту красавицу взял и сказал: - правильно сказал или неправильно? Я, товарищ,- из России, знаменит в своей стране я, я видал девиц красивей, я видал девиц стройнее. Девушкам поэты любы. Я ж умен и голосист, заговариваю зубы - только слушать согласись. Не поймать меня на дряни, на прохожей паре чувств. Я ж навек любовью ранен - еле-еле волочусь. Мне любовь не свадьбой мерить: разлюбила - уплыла. Мне, товарищ, в высшей мере наплевать на купола. Что ж в подробности вдаваться, шутки бросьте-ка, мне ж, красавица, не двадцать,- тридцать... с хвостиком. Любовь не в том, чтоб кипеть крутей, не в том, что жгут угольями, а в том, что встает за горами грудей над волосами-джунглями. Любить - это значит: в глубь двора вбежать и до ночи грачьей, блестя топором, рубить дрова, силой своей играючи. Любить - это с простынь, бессонницей рваных, срываться, ревнуя к Копернику, его, а не мужа Марьи Иванны, считая своим соперником. Нам любовь не рай да кущи, нам любовь гудит про то, что опять в работу пущен сердца выстывший мотор. Вы к Москве порвали нить. Годы - расстояние. Как бы вам бы объяснить это состояние? На земле огней - до неба... В синем небе звезд - до черта Если б я поэтом не был, я бы стал бы звездочетом. Подымает площадь шум, экипажи движутся, я хожу, стишки пишу в записную книжицу. Мчат авто по улице, а не свалят наземь. Понимают умницы: человек - в экстазе. Сонм видений и идей полон до крышки. Тут бы и у медведей выросли бы крылышки. И вот с какой-то грошовой столовой, когда докипело это, из зева до звезд взвивается слово золоторожденной кометой. Распластан хвост небесам на треть, блестит и горит оперенье его, чтоб двум влюбленным на звезды смотреть из ихней беседки сиреневой. Чтоб подымать, и вести, и влечь, которые глазом ослабли. Чтоб вражьи головы спиливать с плеч хвостатой сияющей саблей. Себя до последнего стука в груди, как на свиданьи, простаивая, прислушиваюсь: любовь загудит - человеческая, простая. Ураган, огонь, вода подступают в ропоте. Кто сумеет совладать? Можете? Попробуйте...

Примечание

Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви. Впервые - журн. "Молодая гвардия", М., 1929, январь, № 1. Беловой автограф хранится у Т. А. Яковлевой, Нью-Йорк,

Написано В. В. Маяковским во время его пребывания в Париже с 15 октября по 3 декабря 1928 года.

Свою записную книжку, содержащую два беловых автографа стихотворений "Письмо товарищу Кострову..." и "Письмо Татьяне Яковлевой", поэт подарил Т. А. Яковлевой не позднее 3 декабря 1928 года.


Беловой автограф стихотворения "Письмо Татьяне Яковлевой". 1928

Костров, Тарас (псевдоним А. С. Мартыновского, 1901-1930) - журналист, критик, редактор "Комсомольской правды" и одновременно в 1928 году редактор журнала "Молодая гвардия", где было напечатано "Письмо товарищу Кострову".

...ревнуя к Копернику .- Николай Коперник (1473-1543) - великий польский астроном, давший объяснение строению солнечной системы.

Еще работая в Париже в издательстве газеты, Владимир Маяковский в 1938 году пишет стих, на написание которого поэта вдохновила встреча с некой Яковлевой Татьяной, в след за чем и завязались очень хорошие и теплые отношения, а стих поэт называет «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». Этот стих был лицом долгой любовной истории писателя.

Этот стих Маяковский пишет под видом письма, что и отображает его название. В письме автор обращается к конкретному человеку, непосредственно к: «Простите меня, товарищ Костров», чем и начинается его стихотворное письмо. Таким образом, читатель ощущает подлинности и в то же время реальность всех чувств, что описываются. Обращаясь к Костровому, наш герой ведет рассуждения о любви. Довольно таки часто встречаются космические элементы: «На земле огней - до неба… В синем небе звёзд – до черта», «не был бы поэтом – стал бы звездочётом». Главный герой нам твердит, что с любовью все драки бесполезны, пусты сражения: «Ураган, огонь, вода подступают в ропоте». В стихе «Письмо товарищу ….» Владимир Владимирович доносит свою мысль, что «Сердцем всего есть только любовь», но также не пытается завуалировать предложения и мысли, а напротив, как в любви, всё пишет просто и доходчиво, показывая, что чувство любви зарождается в простом сердце обыденного человека: «Мне любовь не свадьбой мерить: разлюбила – уплыла», «Любовь – это значит в глубь двора вбежать». Пользуется поэт и такими простыми выражениями, как «до черта», «ихней». Для избавления от лишней патетики, включается ирония: «Тут бы и у медведей выросли бы крылышки».

В стихотворении не присутствует отождествление: «Любовь не в том, что б кипеть крутей». Разговор о этой эмоции имеет направление: «подымать, и вести, и влечь». Любовь у Маяковского так же описывается как творческая энергия, которую оживили и теперь она у «точке кипения», когда все чувства на своём пике и в обострённом состоянии, что немного напоминает «экстаз». Любовь как чувство поглощения всего вселенной, родом из простой души обыкновенного человека. Надежда умирает последней, но хотелось бы надеяться на лучшее, но «любовная лодка разбилась о быт».

Стихотворение Маяковского Письмо товарищу Кострову из парижа о сущности любви

В творческом наследии Маяковского лирике по праву принадлежит первое место. Нисколько не умаляя значения эпических и драматических произведений, следует признать, что именно лирика была тем жанром, в котором наиболее ярко и полно выразилась творческая индивидуальность Маяковского. Призванная выражать чувства и переживания человеческой души, лирика позволила Маяковскому активно вторгаться в действительность, выражать свои оценки наблюдаемых явлений, окрашивать произведения неповторимым колоритом своего поэтического «я».

Маяковский высоко ценил лирику как поэтический жанр. Поэтлирик для Маяковского - своеобразный пропагандист определенного круга чувств и эмоций. И весь вопрос в том, за какие чувства и переживания «агитирует» лирик, насколько ярко, художественно убедительно и неповторимо они выражаются. Представление о лирике Маяковского будет неполным без знакомства с его стихами о любви. Наверное, больше нигде новаторский характер лирики поэта не проявился с такой выразительностью, как в постановке этой «вечной» темы поэзии. Особенно это касается произведений последнего периода его творческого пути - двух поэтических «писем» - «Письма товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письма Татьяне Яковлевой». Написаны они осенью 1928 года во время пребывания Маяковского в Париже под впечатлением знакомства с Татьяной Алексеевной Яковлевой, уехавшей из СССР в Париж к отцу-художнику.

Тарас Костров был редактором «Комсомольской правды», в которой сотрудничал Маяковский и которой он был командирован в Париж. Этим и объясняется выбор вынесенного в заголовок адресата письма. В заглавии определена и тема - «о сущности любви». Такая формулировка темы как бы пародирует философский трактат. Но кроме этого, в заголовке подчеркнуты и этико-философский аспект темы, и ее отчасти ироническое звучание. Таким образом, мы видим, что серьезные мысли поэта соседствуют с шуткой, иронией; что возвышенное облекается в форму легкого юмора, высокое нарочито «снижается». Эта тенденция проявляется с первых же строк:

Простите

Товарищ Костров,

С присущей

Душевной ширью,

Что часть

На Париж отпущенных строф

На лирику

Растранжирю.

Намечаемый здесь образ поэта, «транжирящего» поэтические строки на любовную лирику, развивается в последующих строфах, где поэт, встречая «в меха и в бусы оправленную» красавицу (прототипом ее является Татьяна Яковлева), вступает с нею в разговор («Я эту красавицу взял и сказал: правильно сказал или неправильно? »). На этом обращение к Кострову переходит в разговор с «красавицей », который и определяет содержание стихотворения. Начало разговора явно несерьезное. Поэт шутливо признается:

Заговариваю зубы -

Слушать согласись.

Это отнюдь не возрождение образа поэта - «Дон Жуана и фата » - это лишь шутка, самоирония, цель которой - несколько снизить звучание последующих строк:

Не поймать

На дряни,

На прохожей

Паре чувств.

Я ж навек

Любовью ранен -

Волочусь.

Эти строки резко меняют тон разговора. От иронии поэт переходит к серьезному разговору о «сущности любви». От облика беззаботного поэта, «заговаривающего зубы» девушкам, не остается и следа. Перед нами - продолжение разговора на тему, начатую поэтом давно, - «о любви-громаде», о верности и постоянстве любовного чувства. «Любовь-громада» противостоит «прохожей паре чувств» с нехитрой формулой «разлюбила - уплыла». Истинную же любовь - «не свадьбой мерить» - она измеряется несравненно большим и проверяется всей человеческой жизнью. Далее в стихотворении речь идет о понимании Маяковским любовного чувства, то есть о «сущности любви»:

Не в том,

Чтоб кипеть крутей,

Не в том,

Что жгут угольями,

Что встает за горами грудей

Волосами-джунглями.

Поэт отказывается рассматривать любовь лишь как физиологическое чувство. Для него несравненно важнее то, «что встает за горами грудей», какие чувства рождает в сердце человека любовь. И Маяковский дает ответ:

Это значит:

В глубь двора

И до ночи грачьей,

Блестя топором,

Рубить дрова,

Играючи.

Обуреваемый любовью, лирический герой стихотворения готов, «блестя топором, рубить дрова», соревноваться с самим Коперником, творить, писать стихи:

Это с простынь,

Бессонницей рваных,

Срываться,

Ревнуя к Копернику,

А не мужа

Марьи Иванны.

Соперником.

Великий смысл любви для Маяковского не в том, что она предоставляет влюбленным «рай за кущи», а в том,

Что опять

В работу пущен

Выстывший мотор.

Но «Письмо…» не ограничивается лишь определением любви как стимула, заставляющего работать «сердца выстывший мотор». Маяковский идет дальше, показывая связь любовного чувства с творчеством. Обращаясь к своей собеседнице, поэт хочет объяснить ей «это состояние» - процесс рождения поэтического слова. «Любовью раненный поэт» идет по улицам города, и все воспринимается им сквозь призму его возбужденного состояния («На земле огней - до неба… В синем небе звезд - до черта»). Вокруг шумит большой город… В душе поэта зреет рожденное любовью поэтическое слово. И когда «докипело это», возникает оно - великое слово поэзии. А «докипает» оно не в тиши кабинетов, не в уединении от людей, а в самой гуще жизни, городского шума, суеты, движения, в «грошовой столовой», куда зашел поэт:

И вот с какой-то грошовой столовой,

Когда докипело это,

Из зева до звезд взвивается слово

Золоторожденной кометой.

Рассказав о том, как рождается вызванное чувством любви поэтическое слово, Маяковский ставит вопрос о том, кому это слово адресовано. Это «докипевшее» слово нужно для того,

Чтоб двум влюбленным

На звезды смотреть

Из ихней

Беседки сиреневой.

Чтоб подымать,

Которые глазом ослабли.

Чтоб вражьи

Спиливать с плеч

Хвостатой

Сияющей саблей.

Маяковский в стихотворении «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», по сути, дает свое видение того, какой должна быть любовная лирика нового типа. Этим произведением он утверждал, что цель поэзии - «подымать, и вести, и влечь» - распространяется и на любовную лирику. Стихи о любви должны помогать тем, кто «глазом ослабли». И напоследок поэт, прислушиваясь к своему сердцу, в котором вот-вот «загудит всепоглощающая любовь, заявляет:

До последнего стука в груди,

Как на свиданье,

Простаивая,

Прислушиваюсь:

Любовь загудит -

Человеческая,

Анализ стихотворения Маяковского «Письмо товарищу Кострову»

В 1928 году Владимир Маяковский отправился в заграничное путешествие, посетив Францию. Он был аккредитован в качестве журналиста газеты «Комсомольская правда» и клятвенно обещал редактору издания Тарасу Кострову периодически присылать заметки о жизни и политической обстановке за рубежом. Вместо этого через два месяца поэт отправил своему другу стихотворение под названием «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущностях любви», в котором изложил свои взгляды на взаимоотношения между мужчиной и женщиной. При этом стоит отметить, что поводом для создания этого произведения стало знакомство Маяковского с русской эмигранткой Татьяной Яковлевой, в которую поэт влюбился без памяти и даже предлагал ей заключить брачный союз, чтобы увезти избранницу в СССР.

Свое стихотворение Маяковский начинает с извинений, адресованных Тарасу Кострову, так как понимает, что совсем не такого произведения ждет от него редактор. Однако в этот момент поэта больше всего волнуют его чувства по отношению к Яковлевой, и он пытается в них разобраться привычным для себя способом, выплеснув все накопившееся в душе на бумагу. Рассказывая о своем первом знакомстве с русской эмигранткой, поэт признается: «Я видал девиц красивей, я видал девиц стройнее». Но именно Татьяна Яковлева, обладающая удивительным аристократизмом, тонким умом и целеустремленностью, произвела на Маяковского, который считался опытным ловеласом, неизгладимое впечатление. «Я навек любовью ранен –еле-еле волочусь», - отмечает автор и нисколько не кривит душой, потому что испытывает к своей избраннице самые нежные и возвышенные чувства. Она сам им удивляется, так как прекрасно понимает, что в 35 лет испытать что-то подобное дано не каждому. К этому времени многие уже обзаводятся семьями и детьми, обрастают вещами и прочно привязываются к дому. Однако такая жизнь чужда Маяковскому, который меняет возлюбленных, как перчатки, и с любопытством подсчитывает количество внебрачных детей, появившихся на свет от порочных связей. Но с Татьяной Яковлевой все обстоит гораздо серьезнее. На время она даже вытесняет из сердца поэта Лилю Брик, которая по праву считается музой Маяковского. Тем не менее, он признается, что не стремится к браку с кем бы то ни было, так как ему «любовь не свадьбой мерить» и «наплевать на купола», т.е. на официальное оформление отношений.

Рассуждая о том, что же такое любовь, Маяковский отмечает, что это, в первую очередь, душевный порыв, который заставляет даже умудренного жизнью и опытного человека совершать безумные поступки и ревновать избранницу не к законному супругу, а к Копернику, о котором она отзывается с особой почтительностью. При этом данное чувство совершенно не подвластно какому-либо контролю, оно свидетельствует о том, что «опять в работу пущен сердца выстывший мотор». Для Маяковского такое состояние души является бесценным даром, так как именно под воздействием сильных чувств он способен создавать стихи – пронзительные, откровенные и лишенные фальши. Но за любовь ему приходится расплачиваться не только вдохновением, но и болью, разочарованием и одиночеством. Ведь чувства поэта настолько сильны и необузданны, что многих женщин они попросту пугают. И по этой причине личная жизнь Маяковского складывается далеко не самым удачным образом. Он не может получить взамен даже сотую долю той любви, которую дарит женщинам, и осознание этого его угнетает. Поэтому, влюбившись в Татьяну Яковлеву, он честно предупреждает ее о том, какой ураган бушует в его душе, вопрошая: «Кто сумеет совладать? Можете? Попробуйте…». Однако как показало время, этой женщине укротить страсть Маяковского также оказалось не под силу.

Сентиментальные прогулки по Москве Фолиянц Каринэ

Из стихотворения «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»

Простите меня,

товарищ Костров,

с присущей

душевной ширью,

что часть

на Париж отпущенных строф

на лирику

я растранжирю.

Представьте:

Входит красавица в зал,

и бусы оправленная.

эту красавицу взял и сказал:

– правильно сказал или неправильно? -

Я, товарищ, -

из России,

знаменит в своей стране я,

девиц красивей,

девиц стройнее.

заговариваю зубы -

слушать согласись.

Не поймать

Меня на дряни,

на прохожей паре чувств.

Я ж навек любовью ранен -

еле-еле волочусь.

Мне любовь не свадьбой мерить:

разлюбила – уплыла.

Мне, товарищ, в высшей мере

Наплевать на купола.

Что ж в подробности вдаваться,

шутки бросьте-ка,

мне ж, красавица, не двадцать, -

тридцать... с хвостиком.

Любовь не в том, чтоб кипеть крутей,

не в том, что жгут угольями,

а в том, что встает за горами грудей

над волосами-джунглями.

Любить – это значит: в глубь двора

Вбежать и до ночи грачьей,

блестя топором, рубить дрова,

силой своей играючи.

Любить – это с простынь,

Бессонницей рваных, срываться,

ревнуя к Копернику, его,

а не мужа Марьи Иванны,

считая своим соперником.

Нам любовь не рай да кущи,

Нам любовь гудит про то,

что опять в работу пущен

сердца выстывший мотор...

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Замысел автора Войнович Владимир Николаевич

Спасибо товарищу Сталину Не знаю, устроено ли это было намеренно, но в той части Ходжента, где обитала наша семья, жили исключительно русские. Таджиков я воспринимал как иностранцев и встречал только за пределами этой части, не считая моей подружки Гали Салибаевой, а также

Из книги Г.Ф. Лавкрафт: против человечества, против прогресса автора Уэльбек Мишель

«Я, естественно, незнаком с явлениями любви, разве что читал по верхам» (письмо от 27 сентября 1919 года Райнхардту Кляйнеру) Биография Лавкрафта включает в себя очень мало событий. «Никогда ничего не происходит», таков один из лейтмотивов его писем. Но можно сказать, что его

Из книги Путник по вселенным автора Волошин Максимилиан Александрович

Письмо из Парижа Анни Безант{1} и «Русская школа»{2}…Эти два впечатления соединились в мозгу в течение одного вечера на расстоянии десяти минут одно от другого.Будучи проездом в Париже, Анни Безант читала публичную лекцию в зале Географического общества. Лекция была

Из книги Зеркало моей души. Том 1. Хорошо в стране советской жить... автора Левашов Николай Викторович

Письмо из Парижа Опубликовано в газете «Русь» (1905. – № 186. – 12 авг.– С. 3). Печатается по тексту этого издания.{1} Безант Анни (1847–1933) – общественная деятельница Индии, председатель Теософского общества (с 1893 г.). Англичанка по национальности. Волошин слушал ее лекцию 18(5) июня

Из книги Последняя осень [Стихотворения, письма, воспоминания современников] автора Рубцов Николай Михайлович

О Сущности, Разуме и многом другом... «Жизнь есть неизбежный результат существования материи, а не какая-то аномалия, возникшая на одной из планет с задворок одной из галактик. Сущность, душа, из категорий мистических переходит в категорию явлений эволюции живой материи.

Из книги Шум времени автора Мандельштам Осип Эмильевич

Из книги Ставка - жизнь. Владимир Маяковский и его круг. автора Янгфельдт Бенгт

«Изменническая лирика», или стихотворения о любви Мадригал Кн. Андрониковой Дочь Андроника Комнена, Византийской славы дочь! Помоги мне в эту ночь Солнце выручить из плена, Помоги мне пышность тлена Стройной песнью превозмочь, Дочь Андроника Комнена, Византийской

Из книги Мертвое «да» автора Штейгер Анатолий Сергеевич

Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви «Письмо Татьяне Яковлевой» при жизни Маяковского не печаталось, судя по всему, по просьбе Татьяны, которой не нравилось, что он декламирует стихотворение в русских кругах Парижа. Но второе парижское стихотворение,

Из книги Угрешская лира. Выпуск 2 автора Егорова Елена Николаевна

«В сущности так немного…» В сущности так немного Мы просим себе у Бога: Любовь и заброшенный дом, Луну над старым прудом И розовый куст у порога. Чтоб розы цвели, цвели, Чтоб пели в ночи соловьи, Чтоб темные очи твои Не подымались с земли. Немного? Но просишь года, А в

Из книги Готфрид Лейбниц автора Нарский Игорь Сергеевич

Отрывок из стихотворения о любви Отныне, чуждый для Вселенной, Я для неё лишь буду жить, Любовью тёплой, неуемной Одну её всегда

Из книги 891 день в пехоте автора Анцелиович Лев Самсонович

От сущности к явлениям Проблема материального проявления мира духовных сущностей - одна из центральных у Лейбница. Ее разрешение позволило бы обрести органическое единство науки и философии, а в области самого научного знания - сомкнуть математику, психологию и

Из книги Поль Гольбах автора Кочарян Мусаел Тигранович

Из книги Мирза-Фатали Ахундов автора Мамедов Шейдабек Фараджиевич

Из книги Парижские тайны. Жизнь артиста автора Маре Жан

1. О происхождении и сущности религии Ахундов определяет религию как систему взглядов и правил, заключающую в себе три элемента: «веру, богослужение и нравственность» (4, 162). При этом третий элемент, по его мнению, является главным, решающим во всех религиях. «Главная цель

Из книги В Париже. Из писем домой автора Родченко Александр Михайлович

Из книги автора

От товара к товарищу В 1925 году выдающийся советский художник Александр Родченко в первый и единственный раз в своей жизни оказался за границей. Несмотря на то, что Родченко прибыл в Париж для работы (постройки, как бы мы сейчас сказали, инсталляции – «Рабочего клуба» в