Повесть быкова сотников краткое содержание. Сотников подробный пересказ по главам

Василь Владимирович Быков

Сотников

Они шли лесом по глухой, занесенной снегом дороге, на которой уже не осталось и следа от лошадиных копыт, полозьев или ног человека. Тут, наверно, и летом немного ездили, а теперь, после долгих февральских метелей, все заровняло снегом, и, если бы не лес – ели вперемежку с ольшаником, который неровно расступался в обе стороны, образуя тускло белеющий в ночи коридор, – было бы трудно и понять, что это дорога. И все же они не ошиблись. Вглядываясь сквозь голый, затянутый сумерками кустарник, Рыбак все больше узнавал еще с осени запомнившиеся ему места. Тогда он и еще четверо из группы Смолякова как-то под вечер тоже пробирались этой дорогой на хутор и тоже с намерением разжиться какими-нибудь продуктами. Вон как раз и знакомый овражек, на краю которого они сидели втроем и курили, дожидаясь, пока двое, ушедшие вперед, подадут сигнал идти всем. Теперь, однако, в овраг не сунуться: с края его свисал наметенный вьюгой карниз, а голые деревца на склоне по самые верхушки утопали в снегу.

Рядом, над вершинами елей, легонько скользила в небе стертая половинка месяца, который почти не светил – лишь слабо поблескивал в холодном мерцании звезд. Но с ним было не так одиноко в ночи – казалось, вроде кто-то живой и добрый ненавязчиво сопровождает их в этом пути. Поодаль в лесу было мрачновато от темной мешанины елей, подлеска, каких-то неясных теней, беспорядочного сплетения стылых ветвей; вблизи же, на чистой белизне снега, дорога просматривалась без труда. То, что она пролегала здесь по нетронутой целине, хотя и затрудняло ходьбу, зато страховало от неожиданностей, и Рыбак думал, что вряд ли кто станет подстерегать их в этой глуши. Но все же приходилось быть настороже, особенно после Глинян, возле которых они часа два назад едва не напоролись на немцев. К счастью, на околице деревни повстречался дядька с дровами, он предупредил об опасности, и они повернули в лес, где долго проплутали в зарослях, пока не выбрались на эту дорогу.

Впрочем, случайная стычка в лесу или в поле не очень страшила Рыбака: у них было оружие. Правда, маловато набралось патронов, но тут ничего не поделаешь: те, что остались на Горелом болоте, отдали им что могли из своих тоже более чем скудных запасов. Теперь, кроме пяти штук в карабине, у Рыбака позвякивали еще три обоймы в карманах полушубка, столько же было и у Сотникова. Жаль, не прихватили гранат, но, может, гранаты еще и не понадобятся, а к утру оба они будут в лагере. По крайней мере, должны быть. Правда, Рыбак чувствовал, что после неудачи в Глинянах они немного запаздывают, надо было поторапливаться, но подводил напарник.

Все время, пока они шли лесом, Рыбак слышал за спиной его глуховатый, простудный кашель, раздававшийся иногда ближе, иногда дальше. Но вот он совершенно затих, и Рыбак, сбавив шаг, оглянулся – изрядно отстав, Сотников едва тащился в ночном сумраке. Подавляя нетерпение, Рыбак минуту глядел, как тот устало гребется по снегу в своих неуклюжих, стоптанных бурках, как-то незнакомо опустив голову в глубоко надвинутой на уши красноармейской пилотке. Еще издали в морозной ночной тишине послышалось его частое, затрудненное дыхание, с которым Сотников, даже остановившись, все еще не мог справиться.

– Ну как? Терпимо?

– А! – неопределенно выдавил тот и поправил на плече винтовку. – Далеко еще?

Прежде чем ответить, Рыбак помедлил, испытующе вглядываясь в тощую, туго подпоясанную по короткой шинели фигуру напарника. Он уже знал, что тот не признается, хотя и занемог, будет бодриться: мол, обойдется, – чтобы избежать чужого участия, что ли? Уж чего другого, а самолюбия и упрямства у этого Сотникова хватило бы на троих. Он и на задание попал отчасти из-за своего самолюбия – больной, а не захотел сказать об этом командиру, когда тот у костра подбирал Рыбаку напарника. Сначала были вызваны двое – Вдовец и Глущенко, но Вдовец только что разобрал и принялся чистить свой пулемет, а Глущенко сослался на мокрые ноги: ходил за водой и по колено провалился в трясину. Тогда командир назвал Сотникова, и тот молча поднялся. Когда они уже были в пути и Сотникова начал донимать кашель, Рыбак спросил, почему он смолчал, тогда как двое других отказались, на что Сотников ответил: «Потому и не отказался, что другие отказались». Рыбаку это было не совсем понятно, но погодя он подумал, что в общем беспокоиться не о чем: человек на ногах, сюит ли обращать внимание на какой-то там кашель, от простуды на войне не умирают. Дойдет до жилья, обогреется, поест горячей картошки, и всю хворь как рукой снимет.

Василь Быков

Сотников

Глава первая

Они шли лесом по глухой, занесенной снегом дороге, на которой уже не осталось и следа от лошадиных копыт, полозьев или ног человека. Тут, наверно, и летом немного ездили, а теперь, после долгих февральских метелей, все заровняло снегом, и, если бы не лес - ели вперемежку с ольшаником, который неровно расступался в обе стороны, образуя тускло белеющий в ночи коридор, - было бы трудно и понять, что это дорога. И все же они не ошиблись. Вглядываясь сквозь голый, затянутый сумерками кустарник, Рыбак все больше узнавал еще с осени запомнившиеся ему места. Тогда он и еще четверо из группы Смолякова как-то под вечер тоже пробирались этой дорогой на хутор и тоже с намерением разжиться какими-нибудь продуктами. Вон как раз и знакомый овражек, на краю которого они сидели втроем и курили, дожидаясь, пока двое, ушедшие вперед, подадут сигнал идти всем. Теперь, однако, в овраг не сунуться: с края его свисал наметенный вьюгой карниз, а голые деревца на склоне по самые верхушки утопали в снегу.

Рядом, над вершинами елей, легонько скользила в небе стертая половинка месяца, который почти не светил - лишь слабо поблескивал в холодном мерцании звезд. Но с ним было не так одиноко в ночи - казалось, вроде кто-то живой и добрый ненавязчиво сопровождает их в этом пути. Поодаль в лесу было мрачновато от темной мешанины елей, подлеска, каких-то неясных теней, беспорядочного сплетения стылых ветвей; вблизи же, на чистой белизне снега, дорога просматривалась без труда. То, что она пролегала здесь по нетронутой целине, хотя и затрудняло ходьбу, зато страховало от неожиданностей, и Рыбак думал, что вряд ли кто станет подстерегать их в этой глуши. Но все же приходилось быть настороже, особенно после Глинян, возле которых они часа два назад едва не напоролись на немцев. К счастью, на околице деревни повстречался дядька с дровами, он предупредил об опасности, и они повернули в лес, где долго проплутали в зарослях, пока не выбрались на эту дорогу.

Впрочем, случайная стычка в лесу или в поле не очень страшила Рыбака: у них было оружие. Правда, маловато набралось патронов, но тут ничего не поделаешь: те, что остались на Горелом болоте, отдали им что могли из своих тоже более чем скудных запасов. Теперь, кроме пяти штук в карабине, у Рыбака позвякивали еще три обоймы в карманах полушубка, столько же было и у Сотникова. Жаль, не прихватили гранат, но, может, гранаты еще и не понадобятся, а к утру оба они будут в лагере. По крайней мере, должны быть. Правда, Рыбак чувствовал, что после неудачи в Глинянах они немного запаздывают, надо было поторапливаться, но подводил напарник.

Все время, пока они шли лесом, Рыбак слышал за спиной его глуховатый, простудный кашель, раздававшийся иногда ближе, иногда дальше. Но вот он совершенно затих, и Рыбак, сбавив шаг, оглянулся - изрядно отстав, Сотников едва тащился в ночном сумраке. Подавляя нетерпение, Рыбак минуту глядел, как тот устало гребется по снегу в своих неуклюжих, стоптанных бурках, как-то незнакомо опустив голову в глубоко надвинутой на уши красноармейской пилотке. Еще издали в морозной ночной тишине послышалось его частое, затрудненное дыхание, с которым Сотников, даже остановившись, все еще не мог справиться.

Ну как? Терпимо?

А! - неопределенно выдавил тот и поправил на плече винтовку. - Далеко еще?

Прежде чем ответить, Рыбак помедлил, испытующе вглядываясь в тощую, туго подпоясанную по короткой шинели фигуру напарника. Он уже знал, что тот не признается, хотя и занемог, будет бодриться: мол, обойдется, - чтобы избежать чужого участия, что ли? Уж чего другого, а самолюбия и упрямства у этого Сотникова хватило бы на троих. Он и на задание попал отчасти из-за своего самолюбия - больной, а не захотел сказать об этом командиру, когда тот у костра подбирал Рыбаку напарника. Сначала были вызваны двое - Вдовец и Глущенко, но Вдовец только что разобрал и принялся чистить свой пулемет, а Глущенко сослался на мокрые ноги: ходил за водой и по колено провалился в трясину. Тогда командир назвал Сотникова, и тот молча поднялся. Когда они уже были в пути и Сотникова начал донимать кашель, Рыбак спросил, почему он смолчал, тогда как двое других отказались, на что Сотников ответил: «Потому и не отказался, что другие отказались». Рыбаку это было не совсем понятно, но погодя он подумал, что в общем беспокоиться не о чем: человек на ногах, стоит ли обращать внимание на какой-то там кашель, от простуды на войне не умирают. Дойдет до жилья, обогреется, поест горячей картошки, и всю хворь как рукой снимет.

Ничего, теперь уже близко, - ободряюще сказал Рыбак и повернулся, чтобы продолжить путь.

Но не успел сделать и шага, как Сотников сзади опять поперхнулся и зашелся в долгом нутряном кашле. Стараясь сдержаться, согнулся, зажал рукавом рот, но кашель оттого только усилился.

А ты снега! Снега возьми, он перебивает! - подсказал Рыбак.

Борясь с приступом раздирающего грудь кашля, Сотников зачерпнул пригоршней снега, пососал, и кашель в самом деле понемногу унялся.

Черт! Привяжется, хоть разорвись!

Рыбак впервые озабоченно нахмурился, но промолчал, и они пошли дальше.

Из оврага на дорогу выбежала ровная цепочка следа, приглядевшись к которому Рыбак понял, что недавно здесь проходил волк (тоже, наверно, тянет к человеческому жилью - не сладко на таком морозе в лесу). Оба они взяли несколько в сторону и дальше уже не сходили с этого следа, который в притуманенной серости ночи не только обозначал дорогу, но и указывал, где меньше снега: волк это определял безошибочно. Впрочем, их путь подходил к концу, вот-вот должен был показаться хутор, и это настраивало Рыбака на новый, более радостный лад.

Любка там, вот огонь девка! - негромко сказал он, не оборачиваясь.

Что? - не расслышал Сотников.

Девка, говорю, на хуторе. Увидишь, всю хворь забудешь.

У тебя еще девки на уме?

С заметным усилием волочась сзади, Сотников уронил голову и еще больше ссутулился. По-видимому, все его внимание теперь было сосредоточено лишь на том, чтобы не сбиться с шага, не потерять посильный ему темп.

А что ж! Поесть бы только...

Но и упоминание о еде никак не подействовало на Сотникова, который опять начал отставать, и Рыбак, замедлив шаг, оглянулся.

Знаешь, вчера вздремнул на болоте - хлеб приснился. Теплая буханка за пазухой. Проснулся, а это от костра пригрело. Такая досада...

Не диво, приснится, - глухо согласился Сотников. - Неделю на пареной ржи...

Да уж и паренка кончилась. Вчера Гронский остатки роздал, - сказал Рыбак и замолчал, стараясь не заводить разговора о том, что в этот раз действительно занимало его.

К тому же становилось не до разговоров: кончался лес, дорога выходила в поле. Далее по одну сторону пути тянулся мелкий кустарник, заросли лозняка по болоту, дорога от которого круто сворачивала на пригорок. Рыбак ждал, что из-за ольшаника вот-вот покажется дырявая крыша пуньки, а там, за изгородью будет и дом с сараями и задранным журавлем над колодцем. Если журавль торчит концом вверх - значит, все в порядке, можно заходить; если же зацеплен крюком в колодезном срубе, то поворачивай обратно - в доме чужие. Так, по крайней мере, когда-то условились с дядькой Романом. Правда, то было давно, с осени они сюда не заглядывали - кружили в других местах, по ту сторону шоссе, пока голод и жандармы опять не загнали их туда, откуда месяц назад выгнали.

Скорым шагом Рыбак дошел до изгиба дороги и свернул на пригорок. Волчий след на снегу также поворачивал в сторону хутора. Очевидно чувствуя близость жилья, волк осторожно и нешироко ступал обочиной, тесно прижимаясь к кустарнику. Впрочем, Рыбак уже перестал следить за дорогой - все его внимание теперь было устремлено вперед, туда, где кончался кустарник.

Наконец он торопливо взобрался по склону на верх пригорка и тут же подумал, что, по-видимому, ошибся - наверно, хуторские постройки были несколько дальше. Так нередко случается на малознакомой дороге, что некоторые участки ее исчезают из памяти, и тогда весь путь сдается короче, чем на самом деле. Рыбак еще ускорил свой шаг, но опять начал отставать Сотников. Впрочем, на Сотникова Рыбак уже перестал обращать внимание - неожиданно и как будто без всякой причины им завладела тревога.

Пуньки все еще не было в ночной серости, как не было впереди и других построек, зато несколько порывов ветра оттуда донесли до путников горьковато-едкий смрад гари. Рыбак сначала подумал, что это ему показалось, что несет откуда-то из леса. Он прошел еще сотню шагов, силясь увидеть сквозь заросли привычно оснеженные крыши усадьбы. Однако его ожидание не сбылось - хутора не было. Зато еще потянуло гарью - не свежей, с огнем или дымом, а противным смрадом давно остывших углей и пепла. Поняв, что не ошибается, Рыбак вполголоса выругался и почти бегом припустил серединой дороги, пока не наткнулся на изгородь.

Пост навеян прочтением повести Василя Быкова "Сотников". По старой традиции я продолжаю закрывать школьные пробелы, ведь "Сотников" был в программе, но я его, разумеется, не читал тогда:)

Краткое содержание повести Василя Быкова "Сотников"
Повесть "Сотников" Василя Быкова рассказывает нам о двух советских партизанах, которые находятся на оккупированной немцами территории Белоруссии. Идет 1942 год. Неокрепшее партизанское движение вынуждено прятаться в лесах и болотах, нет боеприпасов, лекарств, обмундирования, еды. Холодной февральской ночью 1942 года партизаны Сотников и Рыбак идут за продовольствием. Рыбак - бывалый крепкий молодой человек, не обделенный силой и здоровьем. Сотников же пошел на задание больным. По его словам, он не отказался от задания, потому что от него отказались несколько более опытных товарищей по партизанскому отряду.

Выполнение задания по поиску продовольствия не задалось с самого начала: Сотников выбился из сил и шел медленнее, чем нужно. Искомая ими деревня оказалась безлюдной: она была сожжена немцами. Наудачу партизаны пошли в соседнюю деревню. Дойдя до нее, они пришли в дом местного старосты, назначенного оккупационными немецкими войсками. Старостой оказался старик по имени Петр Сыч. Несмотря на то, что партизаны сначала хотели его наказать за сотрудничество с немцами, они удовлетворились найденной у него овцой. Пустившись в обратный путь, Рыбак и Сотников нарвались на патруль полицаев. Рыбак, будучи сильным и здоровым, скорее всего, смог бы уйти, но он не мог бросить больного Сотникова, которого еще и ранили в ногу. После перестрелки, в которой бал ранен один из полицаей, они все же ушли из-под огня и попытались скрыться, спрятавшись в случайно подвернувшемся доме незнакомой им деревни. В доме оказались только маленькие дети. Взрослых не было. Вскоре пришла хозяйка по имени Демчиха, за ней к дому подошли и полицаи. Спрятавшихся на чербаке партизан выдал сильный кашель Сотникова. Рыбак, Сотников и хозяйка дома были арестованы и препровождены в тюрьму.

На допросах товарищи вели себя по-разному: Сотников знал, что на этот раз им не выбраться, и ничего не сказал полицаям, не выдал своих товарищей, несмотря на пытки. Рыбак же, который много раз ходил под смертью и будучи смелым человеком, не выдержал и захотел любой ценой сохранить себе жизнь. Он дал путаную информацию полицаю и был отправлен в камеру. В камере оказались изувеченный пытками Сотников, староста Петр Сыч, обвиненный в пособничестве партизанам, еврейская девочка Бася, которая укрывалась в доме старосты, Демчиха, которую Рыбак с Сотниковым так подвели, и сам Рыбак.

Они вместе провели свою последнюю ночь, наутро их должны были казнить. Все смирились со своей участью, кроме Рыбака, он страстно хотел жить. Наутро, когда их повели к месту казни, Рыбак обратился к немецкому начальству и высказал желание стать полицаем. Его приняли и приказали помочь Сотникову дойти до виселицы. Рыбаку же пришлось и выбить чурбан из-под ног Сотникова.

Спустя некоторое время после казни, Рыбак понял, что теперь ему некуда бежать от немцев, так как казнь товарищей гораздо сильнее его держала у немцев, чем стены тюрьмы или веревки. Поняв, что он предатель, он решил покончить жизнь самоубийством, но у него не оказалось ремня. В конце концов, он понял, что от судьбы не уйдешь и отправился к уже ожидавшему его немецкому начальству...

Смысл
Главные герои повести Василя Быкова "Сотников" оказываются перед трудным выбором: сохранить себе жизнь, предав, или достойно умереть, сохранив в целости и сохранности своих друзей, коллег, братьев по оружию. Герою принимают разные решения:
1) Дед Петр Сыч, который по началу кажется обычным предателем, оказывается человеком сильным и способным принимать на себя ответственность. Он пошел в старосты, чтобы его знакомым и родственникам лучше жилось. Он также на свой страх и риск укрывал у себя дома еврейскую девочку.
2) Демчиха, пытаясь спрятать у себя дома партизан, сильно рисковала жизнью своих детей;
3) Сотников смог в себе найти силы держаться до конца, не изменяя своим взглядам;
4) Сильный, смелый и ловкий Рыбак, который казался чуть ли не образцовым солдатом, сломался и переступил черту, перед которой смгли остановиться другие герои повести "Сотников".

Каждый герой повести платит свою цену на принятые решения. Все, кроме одного: маленькая еврейская девочка Бася повешена просто за то, что она принадлежала к национальности, которую стремились уничтожить немецкие войска.

Вывод
Повесть "Сотников" Василя Быкова поднимает очень важный для меня лично вопрос: на что человек может пойти под самым страшным грузом, какой только себе можно представить. Сохранит ли он преданность Родине, семье, друзьям под угрозой смерти? Какой выбор он сделает в сложной для него ситуации?

PS. По книге Василя Быкова "Сотников" режиссером Ларисой Шапитько также снят фильм "Восхождение".

Обзоры книг Василя Быкова:
1. ;
2. .

Рекомендую почитать также обзоры книг (и сами книги тоже, разумеется):
1. - самый популярный пост
2. - некогда самый популярный пост

Образы Сотникова и Рыбака в повести В.Быкова «Сотников»

Повести В.Быкова о войне считаются самыми правдивыми и психологичными во всей литературе 20 века. Именно он сумел показать ее "лицо" так, как никто другой. Немалую роль сыграло то, что сам писатель был участником войны. Повесть про двух 26-летних бойцов одного партизанского отряда, которую изучают в 11 классе, сложна и разнопланова тематически и композиционно. Анализ идейного содержания, главных образов повести “Сотников” целесообразно начинать с истории создания произведения, которая затрагивает биографию самого автора.
Повесть «Сотников» Василь Быков написал в 1969 году. В основе сюжета была положена реальная история встречи Быкова с однополчанином, который считался погибшим, но на самом деле попал в плен и стал предателем. Двадцать лет прошло с момента встречи до воплощения сюжета в творчестве автора.
В августе 1944 года, проезжая мимо румынского села, лейтенант Василь Быков увидел в группе пленных немцев человека, с которым когда-то служил в одном полку. В ходе разговора с пленным удалось узнать, что после ранения он попал в концлагерь, там – временно, как ему казалось, – согласился сотрудничать с власовцами и все эти годы прожил в ожидании удобного случая, надеясь сбежать.
Случай так и не представился, и бывший однополчанин изо дня в день «увязал в отступничестве». Эта встреча заставила будущего писателя задуматься, на что же способен человек «перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств» .
В письме к Алесю Адамовичу Быков рассказывал, что, «кожей и нервами» почувствовав историю, в которой люди напрочь лишены возможности влиять на ситуацию, он выбрал «сходную модель на материале партизанской войны (вернее, жизни в оккупации)»: «….Я взял Сотникова и Рыбака и показал, как оба обречены, хотя оба – полярно противоположные люди, – такова сила обстоятельств. Не скрою, здесь замысел – от экзистенциализма, каким я его представляю» .
Первоначально повесть была названа “Ликвидация”, однако позже автор акцентировал смысл названия на главном герое.
Сюжет повести Быкова “Сотников” взят из реальной жизни: после встречи писателя в 1944 году с однополчанином, считавшимся погибшим. Оказывается его боевой товарищ попал в плен, а после, чтобы выжить, согласился на сотрудничество.
Вспоминая прошлое, автор рассказывает о том, что этот человек считался образцом и примером для однополчан, “посмертно” его наградили как героя и ставили в пример молодым бойцам. Все были уверены, что он погиб. И вот в конце войны он оказался в плену, как прислужник власовцев, потерянный и морально угнетенный. Товарищ честно рассказал Быкову, что поначалу думал, что удастся сбежать, не стрелял в людей, не проявлял жестокости, пытался выжить. Цена такого выбора слишком страшна, чтобы до конца жизни быть предателем.
Эта встреча настолько взволновала писателя, что он “списал” образ Рыбака с боевого друга и постарался показать обе грани выбора, который делает человек, не осуждая, не оценивая чужих поступков. Василий Быков часто ставит своих героев в экстремальные ситуации, на самую грань, когда человек вынужден принять судьбоносное решение.
В повести Быков поднимает экзистенциальные проблемы героизма и предательства, влияния обстоятельств на человека. Автор обнажает борьбу добра и зла в душах героев, исследует психологическое состояние людей во время войны. Быков не дает окончательных оценок персонажам, оставляя это право за читателем…….
В повести «Сотников» Василь Быков противопоставляет двух главных героев – Рыбака и Сотникова.
Рыбак – бывший армейский старшина, который выглядит более приспособленным к борьбе, чем его напарник. В его воспоминаниях о прошлом нет ничего, что предвещало бы возможность предательства перед лицом смерти. Сущность персонажа выявляется постепенно, исподволь, в «процессе самопроявлений». Так, Рыбаку непонятна логика Сотникова, который, несмотря на простуду, все-таки пошел на задание; Рыбак после перестрелки с полицаями возвращается к раненому напарнику не по закону взаимовыручки, а из-за мыслей об ответе перед партизанами; он тайно питает надежду, что, находясь в полицейских застенках, Сотников умрет и тогда «его, Рыбака, шансы, значительно улучшатся» .
Сотников до 1939 года работал учителем в школе; в армии был командиром батареи. Критики, оценивая интеллигентность героя, усматривают в повести заочную полемику с романом Фадеева »Разгром» .
Финал повести показателен: измученный Сотников, с трудом взбираясь на стоящую под виселицей подставку, испытывает последнее чувство вины перед теми, кого он подвел под петлю: старостой Петром и Демчихой. Он и Рыбака пожалел за то, что «неплохой парень покатился в пропасть, не сумел умереть, сохранив достоинство и честь» .
Для писателя то неожиданное чувство, с которым Сотников уходил из жизни, стало открытием новой, высшей ступени человечности. Задумавшись над природой этого чувства, Быков закономерно пришел к мысли, что даже готовность к самопожертвованию не дает права не считаться с чужой жизнью, что человеческая жизнь представляет собой абсолютную ценность.
Василь Быков, отвечая на вопрос о том, почему, увидев приближающихся к дому Демчихи полицейских, Сотников не повел себя столь же решительно, как прежде, ответил, что его герой был сломлен первым боем; лишь в полиции он «находит в себе силы, чтобы умереть достойно» .
«Процесс самопроявлений» касается не только Сотникова и Рыбака – он затрагивает и Демчиху, вынужденную «переступать через естественное для нее материнское чувство самосохранения», и старосту Петра, которого казнят не только из-за выданной партизанам овечьей тушки, но и из-за не выданной полицаям еврейской девочки Баси.
С первых глав кажется, что активный, хитрый Рыбак более приспособлен к условиям войны, чем болезненный малоинициативный Сотников. Однако с раскрытием персонажей становится понятно, что Сотников обладает большей нравственностью, духовной силой. До самой смерти он остается верен своим принципам, в отличие от Рыбака, который становится врагом самому себе.
В ситуации, которая касается жизни, “каждый за себя”, именно так решает Рыбак, пытаясь оправдать свою позицию. Инстинкт самосохранения, моральная незрелость, жажда жизни – что-то не дает герою сделать последний шаг, тот, который мог бы спасти его от совести. Автор построил повествование так, что читатель воспринимает ситуацию детально и не берется осуждать предательство Рыбака, невольно приходит мысль: “А какой выбор сделал бы я?”.
Осуждать и оценивать – это не то, чему учит нас повесть; сделать выбор и нести ответственность за его последствия, перешагнуть грань, за которой человек теряет себя или погибнуть – вот суть и идея произведения. Быков показывает двух молодых людей, которые воспитаны в одинаковых условиях, они росли и формировали свои характеры, зрели и учились жизни.
В некоторых критических статьях к повести можно встретить следующую трактовку образов: «….в плену Сотников смог остаться человеком, выдержал пытки и достойно принял смерть, а его товарищ сломался, предал своих, стал палачом своим товарищам». Однако сама проблема и ситуация нравственного выбора значительно сложнее. И даже сам автор произведения, возможно именно потому, что это Писатель с большой буквы (в отличие от многих поверхностных критиков и даже режиссера Ларисы Шепитько, снявшей по этой повести фильм «Восхождение» Ларисы Шепитько) не делает однозначных выводов, не расставляет всех точек над «I».
Вспоминаются в данном контексте слова писателей братьев Стругацких в конце 20-го столетия о том, что писатель не может и не должен заниматься исправлением, лечением нравственных проблем общества, он лишь вскрывает, показывает в своем произведении наиболее острые из них. В этот мастер слова скорее сродни художнику, чем философу-моралисту. Указывая на злободневные проблемы, вскрывая язвы современного общества, писатель заставляет читателя прежде всего думать самостоятельно, преломляя сюжетную нить произведения через собственную эмоционально-нравственную составляющую. Василь Быков в повести «Сотников» оставляет читателя именно в такой ситуации, не навешивая однозначных ярлыков на достаточно сложные характеры персонажей, не идеализируя одного как героя и не втаптывая в грязь как предателя другого. Сложность и неоднозначность как характеров героев, так и развития самой ситуации, в итоге приведшей к трагическому концу, прослеживается через все повествование.
Главные герои повести – партизаны Сотников и Рыбак – в обычных условиях (даже в условиях реального боя), возможно, и никогда бы не оказались перед подобной проблемой нравственного выбора, и Рыбак бы остался честным мужественным человеком, хорошим товарищем и отличным бойцом. При этом в повести нет откровенной идеализации образа Сотникова и нельзя сказать, как это определяется в ряде критических оценок, что Рыбак на протяжении сюжета совершал несколько мелких предательств. Пока они не переросли в одно большое, после которого нет пути назад.
Разберем это на примере самого текста повести.
Изначально Сотников пошел на задание в деревню за провизией и медикаментами для отряда не только потому, что все остальные отказались (как он ответил на вопрос Рыбака, почему тот больной пошел с ним), но еще и, со слов автора, «…узнав, что предстоит сходить в село за продуктами, даже обрадовался, потому что все эти дни был голоден, к тому же привлекала возможность какой-нибудь час погреться в домашнем тепле».
Далее, как это неоднократно говорилось на протяжении повести «Больше всего он (Сотников) боялся из напарника превратиться в обузу, хотя и знал, что, если случится наихудшее, выход для себя найдет сам, никого не обременяя». В итоге в первой половине повести он только и делал, что был обузой и обременял. Именно из-за него Рыбак не смог выполнить задание (принести в отряд провизию), именно его болезненное состояние привело к необходимости искать прибежище в деревне, тем самым обременяя и подставляя под смерть ее жителей (Демчиху и ее детей, а, возможно, и всю деревню). Именно из-за кашля Сотникова они были обнаружены полицаями. Староста пострадал также из-за Сотникова. Если бы не его болезненное состояние, он смог бы вместе с Рыбаком не попасться на глаза полицейскому отряду или как минимум уйти от них вместе с тушей барана. Но из-за его слабости пришлось отстреливаться, убить полицая (по фильму – немца), что привело к массовому поиску партизан в деревне и обнаружению еврейки Баси в доме старосты (помимо тушки барана, которую также пришлось бросить и которая была опознана как собственность старосты). То есть, как видим, Сотников в первой половине повести отнюдь не был идеализирован. Более того, образ Рыбака кажется если не лучше, то более приспособленным к войне. В то время как Сотников – только обуза и причина несчастий самого Рыбака, старосты, Демчихи и ее детей, оставшихся без матери, еврейской девочки Баси. Как раз то, чего он внутренне боялся, при этом не имея моральных сил решить проблему: вернуться в отряд после сожженного хутора, чтобы не тормозить и не подвести Рыбака (так как что бы он тогда сказал в отряде?!); отказаться заходить в деревню и оставаться в избе Демчихи (знал ведь, что ставит их под угрозу… На слова Рыбака: «Мы с ним не можем дальше идти» был ответ Демчихи: «Ну сюда же как-то пришли»).
Рыбак как мог пытался бороться со сложившейся ситуацией, но экзистенциональная обреченность героев повести была основана на ситуации нравственного цугцванга. Так, Рыбаку пришлось идти на задание с хворым Сотниковым, потому что остальные отказались (один промок, у других также были объективные причины). На сожженном хуторе вынуждены были идти дальше в деревню, хотя было очевидно, что Сотников не помощник. Болезнь привела к неспособности Сотникова скрыться от полицаев, в результате чего он был ранен. В свою очередь Рыбак также не мог бросить раненного Сотникова. Дальше все развивалось как снежный ком. Раненого Сотникова нужно было где-то на время оставить, и они вынуждены были искать прибежища в избе у Демчихи, где кашель Сотникова выдал их месторасположение на чердаке, и т.д.
Но перед ликвидацией во время осознанного нравственного выбора Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти в силу своей слабости характера запутывается и начинает обманывать самого себя, предавая раненого товарища, а тем самым и Родину… ради спасения своей жизни, которая после предательства теряет всякую цену. Он фактически становится врагом своему народу и самому себе. Личное благополучие ставится выше всего, где страх за свою жизнь заставляет убивать и предавать. Его храбрость во время реального боя, где фактически нет места и времени нравственным колебаниям, уступает инстинкту самосохранения, не пройдя проверку его чести и гражданской совести.
Изначально, идя на задание, они по-разному реагируют на предстоящую опасность, и кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к подвигу, чем ослабленный болезнью Сотников. Но если Рыбак, который всю жизнь “ухитрялся найти какой-нибудь выход”, внутренне готов к компромиссу со своей совестью, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина. “Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть... Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко дается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу”.
В повести Быкова каждый занял в ряду жертв свое место. Все, кроме Рыбака, прошли свой смертный путь до конца. Рыбак стал на путь предательства только во имя спасения собственной жизни. Жажду продолжения жизни, страстное желание жить почувствовал следователь-предатель и, почти не раздумывая, в упор ошеломил Рыбака: “Сохраним жизнь. Будешь служить великой Германии”. Рыбак еще не согласился идти в полицаи, а его уже избавили от пыток. Рыбак не хотел умирать и кое-что выболтал следователю, опять же идя на компромисс со своей совестью: «якобы расположение и численность отряда Дубовицкого итак всем известно».
Сотников даже во время пытки не потерял человеческий облик (как то предрекал следователь особенно не в самой повести, а в фильме «Воскрешение» по его мотивам), он все время терял сознание (из-за слабости, которая у него была из-за болезни, это многом и спасло его), но не сказал ничего.
Сотников примирился со смертью. Он хотел бы умереть в бою, но это стало для него невозможно. Единственное, что ему оставалось, определиться в отношении к людям, оказавшимся рядом. Перед казнью Сотников потребовал следователя и получив отказ, обратился к начальнику полицаев, заявив: “– Я партизан. Это я ранил вашего полицая, – не очень громко сказал Сотников и кивнул в сторону Рыбака. – Тот здесь оказался случайно – если понадобится, могу объяснить. Остальные ни при чем. Берите одного меня”. Но это признание не возымело никакого действия и их повели дальше к месту казни. В варианте фильма это выглядело более ярко и героично со стороны Сотникова, когда он объявляет себя командиром, берет все на себя, просит его одного расстрелять, так как другие тут не при чем, даже Рыбак и тот случаен. Но это все оказывается бессмысленным.. И на мерзкое, подошедшего к нему вплотную, портновское «что даааальше», последняя попытка Сотникова достучаться до человеческого в душе следователя: «Сделай что-нибудь для них» на его усмешку и аналогичный вопрос «Это все…, гражданин Иванов?». Сотников ответил ярко, дерзко и смело:
- Не-е-ет. Не Иванов. Я Сотников. Командир Красной Армии. Родился в 17-м году. Большевик. Член партии с 35-го года. По профессии я учитель. С начала войны командовал батареей. Бил вас, гадов! Жаль, что мало. Сотников меня зовут, Борис Андреевич. У меня есть отец, мать, Родина». Это был своего рода ответ на монолог Портнова о человеческой сущности, о той мелкой, по словам следователя, ничтожной мрази, сидящей в каждом и хватающейся за соломинку жизни. Так вот такой ничтожной мразью оказывается не Сотников, как то предрекал Портнов перед его пыткой. После этих слов Сотникова, бывший учитель музыки и советский агитатор медленно отводит в сторону лицо, подавляя в себе остатки человеческого… «Гер майор, ничего существенного». И как-то более мелко и гадко выглядит в фильме образ Рыбака, начавшего после этих слов чуть не на коленях умолять следователя взять его в полицаи.
Всего этого нет в самой книге. Ни просьбы Сотникова, ни его предсмертного рассказа-лозунга о себе. Все более просто и реалистично. Рыбак не так жалок в своем предательстве, а Сотников остается больным, чуть слышно говорящим и еле держащимся на ногах, уж явно не способным ударить связанными руками Рыбака и сбить его с ног.
При анализе образов Сотникова и Рыбака не случайно уделяется в данной работе столько внимания сопоставлению повести с вариантом, предложенным в фильме режиссером Ларисей Шепитько. В фильме более ярко прописана сила характера Сотникова, его человечность, а также цепь мелких предательств Рыбака, которые в итоге приводят его к последней грани, когда он теряет самого себя, теряет свой народ, свою Родину.
Образы в книге не столь просты и однолинейны и, может, именно поэтому не имеют и столь сильного эмоционального воздействия. Поэтому и оценка их для читателя, и особенно школьников старших классов представляется более сложной.
Если в повести в последние минуты жизни Сотников неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других того же, чего он требует от себя. Рыбак стал для него не сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал чего-то. То измученный пытками и болезнью практически умирающий Сотников в фильме находит в себе силы ударить предавшего свои нравственные принципы и поправшего человеческие идеалы, сбить его в снег связанными руками как ту самую мразь, о которой говорил на допросе Портнов.
Что же случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы заплутавшегося на войне человека. Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали (на допросе у него сняли ремень), и остался шанс выжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что “подобрал еще одного предателя”. Вряд ли начальник полиции понимал, что творится в душе этого человека, запутавшегося, но потрясенного примером Сотникова, который был кристально честным, выполнившим долг человека и гражданина до конца. Начальник увидел будущее Рыбака в служении оккупантам. Но писатель оставил ему возможность иного пути: продолжение борьбы с врагом, возможное признание в своем падении товарищам и, в конечном итоге, искупление вины. Но тут уже вопрос нравственного выбора самого читателя. Для автора повести, писавшего образ с прототипа, оставшегося до конца с полицаями, решение судьбы Рыбака очевидно. Он уже смирился. Он уже предал не только товарища, Родину, но и самого себя.

Основные политические события, произошедшие в двадцатом веке, носили трагический характер. В суть проблем, которые они породили, и пытались вникнуть писатели того времени. В центре их внимания оказались личности и судьба нации, в том числе и во время Второй мировой войны. Писатели размышляли о характере человека и исследовали человеческую натуру. К таким произведениям можно отнести и повесть В. Быкова «Сотников».

Главные герои

В повести, как и в большинстве своих произведений, автор поднимает проблему личной ответственности за судьбу других людей, выясняет причины нравственного падения и предательства одних и духовного величия и благородства других. Писатель исследует и показывает, на что способен человек, когда возможности защитить жизнь исчерпаны до конца. Центральное место в повести писатель отводит партизанам Сотникову и Рыбаку.

Главные герои, Сотников и Рыбак, - оба не новички в борьбе с врагом. Сотников - сын командир батареи, воевавший на фронте, чудом вырвавшийся из плена. Он продолжил борьбу в партизанском отряде. Рыбак - старшина стрелковой роты, также воевал на фронте, попал в окружение и принял участие в партизанском движении. Но писателю важно проверить нравственный потенциал своих героев и их дух.

Два партизана

Рыбак родился и вырос в крестьянской семье. Чувство долга для него характерно, но непрочно и стихийно. Положительные начала этого героя существуют только на чувственном уровне и не стали частью его индивидуальной этики. Соединяясь с его жизнелюбием, они и предопределяют возможность предательства. Сознание Рыбака недостаточно развито для того, чтобы осмыслить опыт и поведение людей, с которыми он сталкивался на жизненном пути. И он неспособен совершить жизненный выбор.

Главный герой Сотников - учитель, интеллигент. Он отличается от Рыбака тем, что обладает более развитым сознанием, способен самостоятельно анализировать различные ситуации и поведение людей. Духовно Сотников более сильный и стойкий. В экстремальной ситуации эта разница должна проявиться. Поэтому автор и ставит героев в условия, в которых раскроется их сущность, и им придется сделать

Дорогою войны

Героев повести сблизила общая задача - добыть припасы для партизан. Отправляясь на выполнение задания, они по-разному представляют опасность, ожидающую их. Внешне кажется, что больной и слабый Сотников не способен на подвиг, а крепкий, сообразительный и энергичный Рыбак просто создан для героического поступка.

Уже в начале повести между ними намечен контраст. Рыбак - хозяйственный, физически сильный и С присущим ему жизнелюбием он думает о девушках, видит во сне хлеб. Главный герой Сотников, напротив, физический слабый и болезненный, относится к себе равнодушно, - отправился на задание больной, с температурой, не удосужился даже «разжиться полушубком».

По-разному ведут они себя и в дороге. Рыбак подбадривает больного Сотникова, делится с ним хлебом. Все внимание Сотникова сосредоточено только на том, чтобы не потерять темп, посильный ему, «не сбиться с шага». Противопоставления героев в экспозиции повести создают иллюзию. На первый взгляд Рыбак больше приспособлен к тяжелым условиям, чем Сотников.

Последнее задание

Автор поставил цель - раскрыть и понять внутреннее состояние главных героев «Сотникова». Быков неумолимо ведет их к последнему пристанищу - дому Демчихи - и ставит их перед выбором, который они должны совершить. Последнее свое задание героям повести выполнить не удалось - они наткнулись на подводу с немцами и попали под обстрел.

Добравшись до деревни, партизаны скрываются на чердаке дома Демчихи, многодетной матери. В хату в поисках водки нагрянули с обыском немцы и полицаи. И кашель Сотникова, раздавшийся с чердака, выдает беглецов. Они попадают в плен. Вместе с ними забирают и Демчиху. В подвале, куда их бросили, сидит и еврейская девочка Бася. Туда же брошен и староста, скрывавший ее у себя.

Перед лицом смерти Рыбак и Сотников ведут себя соответственно своим характерам и убеждениям. Сотников до последнего вздоха остается верным своему долгу. А Рыбак, ухитрявшийся найти выход из любой ситуации, внутренне уже готов был к предательству.

Сотников

Главный герой повести смиряется с обстоятельствами только внешне. Сотников понимает, что не в его силах что-то изменить. Но внутренне он ищет силы для противостояния. Прежде всего, он вспоминает и анализирует события из личной жизни и поведение других людей. Писатель показывает, что сила этого человека заложена в его способности к самоанализу и переосмыслению, при помощи которых и формировались его нравственные ценности.

Его подвергают страшным пыткам, но Сотников с честью переносит тяжелые испытания и остается человеком, верным своим идеалам. Он, безусловно, предпочел бы погибнуть в бою и «уже завидовал» тем, кто нашел свою смерть на поле боя. Но Сотников думает не о себе. Его мысли заняты тем, как спасти Демчиху, которая из-за них оказалась в этом подвале. Сотников требует следователя, которому говорит, что он - партизан, а остальные тут ни при чем. Но на палачей его признание не подействовало. Утром из пяти приготовленных для пленных виселиц свободной осталась только одна.

Рыбак

Рыбак, напротив, полный желания выжить, стремится преодолеть обстоятельства и поэтому идет на компромисс, - соглашается стать полицаем. Нет, в мирной жизни он не был негодяем, предателем или врагом. Но сейчас ситуация совершенно иная: перед лицом смерти он любыми возможными средствами хочет сохранить себе жизнь. Он уверен, что обманув врагов, сможет сохранить жизнь и уйти к партизанам, чтобы продолжить там борьбу с фашистами.

Однако, шаг за шагом, он угождает врагам, лукавит и юлит, и, наконец, думая только о себе, катится в духовную бездну. Рыбак понимает чудовищность своего поступка и пытается покончить с собой. Но этому помешали обстоятельства. И тогда он всячески оправдывает свои действия, обвинив в этом и жестокие условия, и ненавистную войну, и даже Сотникова, болезнь которого послужила, по его мнению, причиной плена.

Вывод

Произведение В. Быкова названо именем главного героя - «Сотников». Эта повесть - глубокое размышление о человеческом долге и гуманизме, несовместимыми с любыми проявлениями эгоизма. Анализ действий, мыслей и слов героев - одна из определяющих черт произведения.

Духовная сила Сотникова в том, что он, поставленный перед выбором, сумел принять смерть и показал несокрушимость характера и величие человеческого духа. Без этих качеств невозможно преодолеть обстоятельства.

Размышляя над проблемой предательства и героизма, автор уверен, что человеку в качестве опоры необходимы индивидуальная духовная культура и нравственность. Без этих начал личность не способна различить границы добра и зла. В итоге незаметно для себя она окажется на территории зла. Что и произошло с Рыбаком, одним из главных героев Быкова.

Сотников не исключителен, то есть его способность к самопожертвованию и его поведение, поскольку точно такой же выбор совершили и многодетная мать Демчиха, и староста, и даже маленькая еврейская девочка, отказавшаяся назвать имена тех, кто ее прятал.

Таким образом, автор поднимается до философского анализа войны. Прежде всего его интересуют не внешние ее обстоятельства, а внутренние: состояние человека и борьба в его душе. Писатель уверен, что преодолеть тяжелые, нечеловеческие обстоятельства можно только опираясь на нравственные и духовные ценности.