Цель побега. Побег Мцыри (цель, почему, причины побега) сочинение

Лермонтов. Герой нашего времени.

1. Как автор работал над романом, где публиковались главы, когда появилось название.
2. Каковы цели романа, указанные в предисловии?
3. Как и почему нарушена хронологическая последовательность глав. Приведите слова В.Г.Белинского.
4. Назовите признаки, которые дают возможность назвать роман «романтическим».
5. Перечислите рассказчиков.
6. Как решается проблема ума (разума» и сердца в романе?
7. В чем автор показал Эгоизм и индивидуализм своего героя?

р.s. помогите пожалуйста.

А1. В чём состоит смысл заглавия романа?

а) изображение сцен войны 1812 года и мирной жизни героев
б) отражает многозначную идею произведения и принцип построения системы образов
в) в душе каждого из персонажей произведения присутствуют «война» и «мир»
г) «война» и «мир» - исторически точное воспроизведение действительности
А2. Какое значение в исканиях князя Андрея имело его ранение на поле Аустерлица?
а) пришёл к пониманию Бога в) понял, что его прежние стремления ничтожны
б) разочаровался в своём кумире г) сумел прославиться
А3. Какая черта не характерна для членов семьи Болконских?
а) простота и естественность в) внешняя холодность и спокойствие
б) истинный патриотизм г) чувство долга
А4. С какой целью Л.Н.Толстой вводит в роман описание богучаровского бунта?
а) подчеркнуть склонность народа к бунту
б) показать неоднородность крестьянских масс
в) показать стремление народа к воле, которую богучаровцам обещал Наполеон
г) показать «бессмысленность и беспощадность» русского бунта
А5. Почему Л.Н.Толстой изображает Бородинское сражение через восприятие Пьера?
а) Пьер – человек не военный, его восприятие сражения более объективно
б) это необходимо для развития характера Пьера
в) для автора важно показать состояние человека в экстремальной ситуации
г) он более других заинтересован в боевых действиях
А6. Кто из героев романа в военную пору возглавил партизанский отряд?
а) Андрей Болконский в) Денисов
б) Долохов г) Николай Ростов
А7. Что помогло Наташе «воскреснуть» после побега с Анатолем Курагиным?
а) время притупило силу страданий в) в её любви и заботе нуждалась больная мать
б) Наташа смогла простить себя г) её простил Андрей
А8. Кто из героев романа признаётся себе: «Хочу славы, хочу быть известным людям…»?
а) князь Андрей в) Пьер
б) Берг г) Борис Друбецкой
А9. В чём заключён смысл образа Платона Каратаева?
а) помогает Андрею вернуться к жизни после душевного краха
б) показать разнообразие крестьянских характеров
в) выражение взглядов большинства героев произведения
г) передаёт философские и христианские взгляды автора
А10. Судьба кого из героев наиболее ярко демонстрирует бесчеловечность войны?
а) Андрея Болконского в) Наташи
б) Кутузова г) Пети Ростова
А11. Почему Л.Н.Толстой не показывает конец войны на территории Западной Европы?
а) не успел дописать роман в) там война вообще не велась
б) значима лишь освободительная война г) не хочет показывать поражения русских
А12. Как складывается судьба Пьера в эпилоге?
а) занимает важный государственный пост
б) становится членом тайного политического общества
в) замыкается, живёт интересами хозяйства и семьи
г) уезжает за границу

Задания части 2 предполагают краткий ответ, сформулированный самостоятельно.
В1. Какой приём использует Л.Н.Толстой, изображая А.П.Шерер, Элен, Берга, Друбецких идр.?

В2. Какова «движущая сила истории» с точки зрения Л.Н.Толстого?

В3. Какой персонаж романа выглядел так:
«…был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькой оживлённою женой»?

В4. Какие средства художественной выразительности способствуют созданию образной картины: «С двух сторон поднимались и расходились чёрные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разрозненной кочки, в разных мундирах и в разных направлениях проходили и пробегали солдаты»?

Первый вопрос: цель побега Мцыри. Мцыри бежал, чтоб “узнать, прекрасна ли земля”, “узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы” и чтоб “пройти в родимую страну”. Что увидел Мцыри? Ответ в строфах 6-й, половине 9-й, 10-й и 11-й. Убежав во время грозы, Мцыри увидел мир, закрытый от него ранее, монастырскими стенами. Поэтому так жадно вглядывается он в каждую открывающуюся ему картину, так тщательно отмечает все, что видит, и так восторженно рассказывает потом о природе. Нельзя не узнать в описанных героем картинах неповторимого кавказского пейзажа. Мы видим рельеф Кавказа: “пышные поля”, холмы с высокими травами, горные хребты и скалы, ущелья и бездны, потоки и бурные ручьи. Мы узнаем о растительности Грузии: о высоких травах ее долин (строфа 9), о богатых виноградниках (строфа 11), о спутанных плющом терновниках и густых вечных лесах (строфа 15).
Природа, поразившая Мцыри, не безмолвна: то слышен шум горного потока, то шелест сырых листьев, волнуемых ветром, то в туманной тишине разносится пение птиц, а то раздается крик шакала. Возникновение в рассказе Мцыри картины кавказской природы мотивировано тем, что герой бежал из монастыря, чтобы увидеть мир, узнать, каков он. Пейзаж в поэме важен как конкретная картина этого мира, как фон, на котором развертывается действие, но в то же время он помогает раскрыть характер героя, то есть оказывается одним из способов создания романтического образа. Личность Мцыри, характер его отражаются в том, какие картины привлекают его и как он о них говорит. Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие с однотонностью монастырской обстановки. И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.
Каждое проявление жизни радует юношу, хотя прямо он и не говорит об этом Когда он вспоминает о животных, встретившихся ему в горах, у него появляются особые, как будто специально выбранные слова (“запели птички”, шакал “плачет, как дитя”, змея скользит, “играя и нежатся”). Мцыри воспринимает природу такой, какая она есть. Он видит в ней и безмятежные, почти идиллические картины, когда мир кажется ему “божьим садом”, и грозные, суровые: “груды темных скал”, разделенные потоком и простершие в воздухе каменные объятия, страшный лес. Он наслаждается великолепием летнего утра, видит прозрачное голубое небо Грузии, но он вспоминает и иссушающий полдневный зной в горах, н черные ночи, когда мир делается темным и молчаливым. Эта противоречивость не пугает юношу, она не закрывает от него гармонии, существующей в природе. И то, что Мцыри умеет воспринять природу в ее цельности, говорит о душевной широте героя.
В рассказе Мцыри природа предстает не как нечто отвлеченное, она конкретна, зрима. Но вместе с тем нетрудно увидеть, что самый отбор картин и предметов изображения своеобразен. Внимание обращено на то, что говорит о красоте природы, ее величии, грандиозности; реальные картины не приукрашиваются, но из виденного рисуется лишь то, что утверждает героя в мысли о совершенстве мира природы. Поэтому пейзаж в “Мцыри”, несмотря на правдивость и конкретность, не может быть назван реалистичным. Реальные картины предстают в романтическом освещении через восприятие героя. Романтичность пейзажа усиливается от того, что Мцыри, говоря о виденном л природе, стремится передать свое впечатление о ней. Это придает эмоциональность описанию природы. Конкретные образы теряют свои реальные очертания, приобретают слегка абстрактный эмоциональный рисунок. В создании представления о предметах я явлениях природы значительную роль играют эпитеты. Часто именно благодаря им реальный образ предстает в новом качестве. В большинстве случаев эпитеты носят ярко выраженный эмоциональный характер: “горящая бездна”, “сердитый вал”, “волшебные голоса” и т. д. Даже в тех случаях, когда эпитет подчеркивает признак предмета, он не теряет эмоциональной окраски. Так, например, “прозрачная зелень листов”реалистический образ, и в то же время он эмоционально насыщен, вызывает впечатление молодости, свежести, чистоты.
Эмоциональность образов часто усиливается при помощи сравнений. Например, “хребты, причудливые, как мечты”; деревья, шумящие “толпой, как братья в пляске круговой” и т. д. Характерно, что эти сравнения рождаются не случайно, они раскрывают и жизненный опыт, и представления героя. “Как братья в пляске круговой”- образ, навеянный смутными воспоминаниями Мцыри о его детстве в родном ауле; “причудливые, как мечты” – образ, связанный с монастырской жизнью: в тесных мрачных кельях мечты кажутся фантастическими, причудливыми.
Лермонтов не стремится к оригинальным изобразительным средствам, нередко он пользуется привычными, сложившимися в романтической литературе и устной народной поэзии. Отсюда большое количество таких ординарных сравнений, как “стройна, как тополь”, “горящих, как алмаз”, “плакал, как дитя” и т. д. и таких эпитетов, как “юность вольная”, “объятья жадные”, “родина святая”. Но они усиливают выразительность монолога героя, взволнованность общего тона поэмы. Наблюдения над характером изобразительных средств в поэме, накапливая представления учащихся об особенностях романтического стиля, помогают ярче понять отношение героя к тому миру, который раскрылся ему во время скитаний.
Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Знакомство с миром дало Мцыри ответ на первый вопрос, “прекрасна ли земля?”. Да, мир прекрасен! – таков смысл рассказа юноши о виденном. Его монолог – гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полок красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на второй вопрос: затем создан человек, зачем он живет? Человек рожден для воли, а не для тюрьмы – вот вывод. На воле человек счастлив, и Мцыри называет три проведенных вне монастыря дня “блаженными”, он говорит, что его жизнь без этих дней
“была б печальней и мрачней бессильной старости”
Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить.

Сочинение по литературе на тему: Цель побега Мцыри

Другие сочинения:

  1. Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” – произведение романтическое. Ее действие разворачивается на Кавказе, где живут гордые непокорные горцы, где суровые монастыри с аскетическим образом жизни и быта хранят свои вековые тайны, где Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры Read More ......
  2. В поэме “Мцыри” Лермонтов создал образ положительного героя. В условиях российской действительности того времени образ Мцыри воспринимался современниками поэта как революционный призыв к борьбе за свободу. Поэма звала любить родину, народ, продолжать дело декабристов. Недаром у Мцыри и у Наливайко, Read More ......
  3. В произведении Михаила Юрьевича Лермонтова “Мцыри” рассказывается история короткой жизни юноши, воспитанного в монастырских стенах и осмелившегося бросить вызов царящим вокруг деспотизму и несправедливости. Поэма ставит перед читателем вопросы о смысле существования, о жестокости рока и неизбежности, правах личности. Максимов Read More ......
  4. М. Ю. Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций А. С. Пушкина и поэтов-декабристов, но в то же время его поэзия стала новым звеном в цепи развития национальной культуры. Романтическая поэма “Мцыри” является одной из вершин художественного наследия поэта. Read More ......
  5. Идейное содержание поэмы выражено в ее центральном и по существу единственном образе – Мцыри. Его исповедь – главная часть поэмы, в которой с особой полнотой и глубиной раскрывается духовный мир героя. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ Read More ......
  6. В 1837 году М. Ю. Лермонтов был сослан на Кавказ. Проезжая по Военно-Грузинской дороге, он увидел остатки существовавшего когда-то монастыря. Там, среди развалин и могильных плит, он увидел дряхлого старика, который рассказал поэту о своей судьбе. Будучи ребенком, он попал Read More ......
  7. Романтическая поэма “Мцыри” была создана М. Ю. Лермонтовым в 1839 году. Она написана в форме исповеди главного героя – кавказского юноши Мцыри, попавшего в плен к русским, а оттуда – в монастырь. Поэме предшествует эпиграф из Библии: “Вкушая, вкусих мало Read More ......
  8. Поэтический мир Лермонтова богат и разнообразен. В нем и боярин Орша, и купец Калашников, и мятежный борец Мцыри. “Любимый идеал” поэта близок личности самого Лермонтова, лирическому герою его поэзии. Лермонтову, как и Мцыри, свойственны “пламенная страсть” к свободе, стремление к Read More ......
Цель побега Мцыри

Поэма ” Мцыри ” повествует о судьбе грузинского юноши, совсем маленьким привезенного в монастырь и там выросшего. Монахи воспитали его, научили своей вере и языку, но не сумели заставить забыть родную землю и заменить мальчику семью. Мцыри одиноко скитался в монастырских стенах, “гоним неясною тоской / По стороне своей родной”. Привычный с детства мир служб, молитв и постов все же казался ему неполным, а порою даже враждебным. “…Будто кто-нибудь / Железом ударял мне в грудь” – так герой отзывается о монастырском колоколе,

неизменно развеивающем его мечты об утраченных близких и “дикой воле степей”. Поэтому неудивительно, что незадолго до пострига, который окончательно сделает его пленником монастыря, Мцыри решается на побег. Юноша задумал бежать давным-давно, возможно, еще в те дни, когда его умирающим привезли сюда: “Давным-давно задумал я / Взглянуть на дальние поля”, и цель побега Мцыри полностью ясна. Он стремится добраться на родину, которой был лишен, и познакомиться с тем огромным миром, который был скрыт от его глаз.
Не оставляет его и другая надежда: добраться до кавказских гор, откуда его забрали, взглянуть на родной аул, отыскать семью, виденную Мцыри лишь в мечтах.

В грозовую страшную ночь Мцыри выходит “в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы”. Следующие три дня он бродит среди лесов, прячется, “как змей”, от людей, голодает и не имеет ночлега. Но, тем не менее, это время Мцыри ценит больше, чем всю свою предыдущую жизнь, ведь он впервые узнал, что такое свобода. Так благодаря побегу исполняется одна цель Мцыри – стать вольным.

Помимо поисков свободной жизни, герой преследует и другие цели, как он сам говорит, он стремится “узнать, прекрасна ли земля, / Узнать, для воли иль тюрьмы /На этот свет родимся мы”. Мцыри, как и любой романтический герой, задается философскими проблемами, стремится проникнуть в тайны бытия. Время, прожитое им за пределами монастыря, помогает ему понять жизнь, насладиться всей ее полнотой. Теперь Мцыри твердо убежден в том, что ранее знал только подсознательно – вокруг монастыря лежит прекрасный мир, в котором и должен существовать человек. Темница же является абсолютно неестественной средой обитания для гордых душ наподобие Мцыри, более того, даже недолгая жизнь взаперти способна погубить человека, рожденного для свободы, как это и происходит с главным героем поэмы. За несколько дней на воле Мцыри вырастает физически и духовно. Прежде слабый и бледный, он находит в себе силы победить страшного хищника – барса, и понимает, что “быть бы мог в краю отцов / не из последних удальцов”. Но самая главная победа Мцыри – победа духовная. Несмотря на свою кажущуюся неудачу: дорога через лес выводит его обратно к ненавистным монастырским стенам, а жестокие раны от когтей барса не дают продолжить путь, Мцыри не сдается.
Побег Мцыри из монастыря можно назвать удачным, ведь он обрел внутреннюю свободу. Он не побоялся бросить вызов судьбе, с детства обрекавшей его на плен в монастыре, и прожил последние дни своей жизни именно так, как хотел, на свободе, в поиске и борении. Благодаря этому побег Мцыри, приведший к разрушению внутренней тюрьмы, стал символом вольности как для современников Лермонтова, так и для последующих поколений.


Другие работы по этой теме:

  1. Можно ли в описании каждого из трех дней побега найти доказательства неизбежности пораже­ния героя и в то же время утверждения его духов­ной мощи? Уже в...
  2. Поэма “Мцыри” – типично романтическое произведение (единство человека с природой – сцена грозы и побег из монастыря; романтическая любовь – встреча с грузинкой; борьба –...
  3. Почему Мцыри бежал из монастыря? “Мцыри” – романтическая поэма, написанная М. Ю. Лермонтовым в 1839 году, повествует о трагической судьбе пленного горского мальчика, совершившего побег...
  4. Одним из лучших произведений я считаю его поэму “Мцыри”. В этом произведении наиболее сильно отображены писательские и жизненные искания автора, его нелёгкие мысли, философские вопросы,...
  5. Творческое наследие поэта М. Ю. Лермонтова велико и беспредельно. В русскую литературу он вошел как поэт действия и силы, в произведениях которого прослеживается постоянный поиск...
  6. ­Мцыри, как романтический герой С самого детства Лермонтов был влюблен в Кавказ, а герои, которых он изображал в своих произведениях, это были свободные и гордые...
  7. Мир поэзии Лермонтова богат и разнообразен. Купец Калашников, боярин Орша, мятежный борец Мцыри – все в нем. Любимый герой Мцыри близок своими качествами к личности...

Его дух отличается, его цель - обрести настоящую свободу, но сделать это можно только вне монастыря, который держит его. Главный герой стремится обрести полную свободу, что и толкает его на побег, то есть именно это и является причиной такого рискованного поступка. Его еще в детстве привезли в монастырь, где он и вырос, но когда все осознав, он решается бежать, будто находится в тюрьме.

Поэма состоит из двадцати шести глав, в которых описывается весь побег героя, но только три дня он живет свободной жизнью, той, которую он и хотел. Он начинает понимать мир узнавать много нового, так он встречает на своем пути дикое животное, которое нападает на него. Прекрасную девушку у реки, все это время его мучили нехватка еды и воды. Еще на исповеди он не может смириться с жизнью, когда не свободен. Мцыри любит природу, удивляется ее разнообразностью и красотой. На природе он думает о своей Родине, о том, как скучает по ней и любит ее.

Он ставит себе цель, цель побега - найти свою Родину, свою семью, но, к сожалению, ему не удается это сделать. Эти несколько дней полностью меняют мцыри, он ощущает настоящую свободу. Но когда он не может разобраться, где находится, понимает, что заблудился. В поисках выхода, он пришел только к своему прежнему месту проживания - к тюрьме, где нет его настоящей жизни.

Характер главного героя сложен так, что он может преодолеть множественные трудности: он очень храбрый, выносливый и преданный. Но даже несмотря на это, ему не удается обрести полную свободу. Именно поэтому его последним желанием остается - похоронить его на свободной земле, вне монастыря, чтобы еще раз хоть краешком глаза увидеть чудеса природы. Всего лишь несколько дней на воле укрепляют боевой дух главного героя, ведь именно вера в свободу помогает ему проделать трудности (поединок с барсом). Но нельзя и сказать, что Мцыри проиграл или побег не удался. Да, он не обрел физическую свободу и вернулся обратно в монастырь, но он обрел свободу душевную, что, наверное, даже важнее свободы физической. Он не струсил и нашел шанс сбежать из места, которое держало его с раннего возраста. Он все же добился своего - пожил на свободе, и пусть, что не большое количество времени, которое очень сильно повлияло на него и на его мысли.

Но кроме свободны Мцыри преследует цель узнать больше о Земле, на которой он живет, а именно познать ее красоту. Его мучают различные философские мысли. Побег полностью подтверждает его мысли, он узнает, что был прав, когда думал об этом в монастыре.

М.Ю. Лермонтов в своем произведении "Мцыри" показал то, что свобода делает человека сильнее и физически, и морально. Для современников великого писателя герой произведения - Мцыри стал неким символом свободы, который показал, что нужно бороться за свою свободу всеми силами.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ легенды о Данко из рассказа Старуха Изергиль Горького

    В рассказе Максима Горького Старуха Изергиль ярким примером любви к людям и самопожертвования является легенда о Данко. Само произведение наполнено глубоким смыслом, как и большинство произведений этого автора

  • Образ и характеристика Стрельникова (Антипова) в романе Доктор Живаго Пастернака

    Пастернак в процессе развития сюжета дал Антипову вторую фамилию? Отчего он стал Стрельниковым!?

  • Как-то раз я увидел в школе, в кабинете географии глобус, он был такой яркий и круглый. Моя учительница сказала мне, что так выглядит наша Земля с космоса. Мне с трудом верилось в правдивость ее слов.

  • Анализ поэмы Медный всадник Пушкина (идея, суть и смысл)

    Произведение является поэтическим соединением исторической и социальной проблематики, несущим определенное философское значение.

  • Путь от Старцева к Ионычу (по рассказу Чехова Ионыч)

    Чехов Антон Павлович - знаменитый литератор-новеллист, любитель немногословности. У него всегда получалось на двух-трех листах передать и веселую обстановку, и печальную действительность

Поэма «Мцыри» повествует о судьбе грузинского юноши, совсем маленьким привезенного в монастырь и там выросшего. Монахи воспитали его, научили своей вере и языку, но не сумели заставить забыть родную землю и заменить мальчику семью. Мцыри одиноко скитался в монастырских стенах, «гоним неясною тоской / По стороне своей родной». Привычный с детства мир служб, молитв и постов все же казался ему неполным, а порою даже враждебным. «…Будто кто-нибудь / Железом ударял мне в грудь» - так герой отзывается о монастырском колоколе, неизменно развеивающем его мечты об утраченных близких и «дикой воле степей». Поэтому неудивительно, что незадолго до пострига, который окончательно сделает его пленником монастыря, Мцыри решается на побег. Юноша задумал бежать давным-давно, возможно, еще в те дни, когда его умирающим привезли сюда: «Давным-давно задумал я / Взглянуть на дальние поля», и цель побега Мцыри полностью ясна. Он стремится добраться на родину, которой был лишен, и познакомиться с тем огромным миром, который был скрыт от его глаз. Не оставляет его и другая надежда: добраться до кавказских гор, откуда его забрали, взглянуть на родной аул, отыскать семью, виденную Мцыри лишь в мечтах.

В грозовую страшную ночь Мцыри выходит «в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы». Следующие три дня он бродит среди лесов, прячется, «как змей», от людей, голодает и не имеет ночлега. Но, тем не менее, это время Мцыри ценит больше, чем всю свою предыдущую жизнь, ведь он впервые узнал, что такое свобода. Так благодаря побегу исполняется одна цель Мцыри - стать вольным.

Помимо поисков свободной жизни, герой преследует и другие цели, как он сам говорит, он стремится «узнать, прекрасна ли земля, / Узнать, для воли иль тюрьмы /На этот свет родимся мы». Мцыри, как и любой романтический герой, задается философскими проблемами, стремится проникнуть в тайны бытия. Время, прожитое им за пределами монастыря, помогает ему понять жизнь, насладиться всей ее полнотой. Теперь Мцыри твердо убежден в том, что ранее знал только подсознательно - вокруг монастыря лежит прекрасный мир, в котором и должен существовать человек. Темница же является абсолютно неестественной средой обитания для гордых душ наподобие Мцыри, более того, даже недолгая жизнь взаперти способна погубить человека, рожденного для свободы, как это и происходит с главным героем поэмы. За несколько дней на воле Мцыри вырастает физически и духовно. Прежде слабый и бледный, он находит в себе силы победить страшного хищника - барса, и понимает, что «быть бы мог в краю отцов / не из последних удальцов».

Но самая главная победа Мцыри - победа духовная. Несмотря на свою кажущуюся неудачу: дорога через лес выводит его обратно к ненавистным монастырским стенам, а жестокие раны от когтей барса не дают продолжить путь, Мцыри не сдается. Побег Мцыри из монастыря можно назвать удачным, ведь он обрел внутреннюю свободу. Он не побоялся бросить вызов судьбе, с детства обрекавшей его на плен в монастыре, и прожил последние дни своей жизни именно так, как хотел, на свободе, в поиске и борении. Благодаря этому побег Мцыри, приведший к разрушению внутренней тюрьмы, стал символом вольности как для современников Лермонтова, так и для последующих поколений.