Смысл названия рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма

Рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма», написанный в 1946 году, поразил меня до глубины души, наверное, потому, что затрагивает важную для любого человека проблему-взаимоотношения родителей и детей. По-своему решают ее главные героини рассказа - Катерина Петровна и ее дочь Настя. Катерина Петровна доживала свой век «в старом доме, построенном ее отцом - известным художником». Ее дочь, Настя, живущая в далеком большом городе, очень редко писала ей и почти не приезжала. Свои дела, непонятные матери интересы, свое счастье увлекают ее больше, чем родная мать. Катерина Петровна же из скромности боится напомнить о себе. «Лучше не мешать», - решает она.

Ей одиноко в пустом холодном доме, где «застоялся горький запах нетопленных печей, ей все труднее вставать по утрам», ощущать полную ненужность и свою, и своего «мемориального» дома, находящегося под охраной областного музея.

Внутреннее состояние Катерины Петровны автор передает и с помощью пейзажа. Осеннее холодное ненастье, высохшая в саду трава, облетевшие ветлы, почерневшие тесовые крыши, ночи долгие и тяжелые, как бессонница, помогают понять внутреннее состояние героини, ее грусть, одиночество, ненужность и бесприютность.

Композиционно рассказ можно разделить натри части. Первая часть посвящена жизни Катерины Петровны, вторая - ее дочери Насте, в третьей - история о телеграмме, но именно она является кульминационным центром всего произведения.

Говоря о Катерине Петровне, автор вспоминает ее длинную жизнь, за которую успела она не так уж и мало. Она была воспитана в артистической семье, была достаточно образована, интеллигентна, знакома со многими интересными людьми, «жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго». Постаревшая, сгорбившаяся, плохо видящая, Катерина Петровна хорошо помнит свою молодость. Она хранит милые сердцу вещи: сморщенные перчатки, страусиные перья, какие-то бумажки в рыжем кожаном ридикюле. Брошенная собственной дочерью, она отдает это все Манюше, девочке, помогающей ей по хозяйству. Только эта девочка да сторож с почтальоном иногда навещают Катерину Петровну. Все они с уважением относятся к ней, помогают, как могут. Но, как не стараются, не могут скрасить ее одиночества. Она с нетерпением ждет писем от дочери, с трепетом перечитывает несколько сухих слов на почтовом переводе. Катерина Петровна не выдерживает, пишет трогающее душу каждого читателя письмо: «Ненаглядная моя, зиму эту не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки».

Неторопливое повествование от лица одинокой старости автор прерывает рассказом о суетливой, наполненной работой и другими заботами жизни Насти. Занятая организацией выставки молодого скульптора, Тимофеева, Настя не сразу читает письмо от матери, успокаивая себя словами: «Раз мать пишет - значит, жива». А когда вспоминает «о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней», спокойно кладет письмо в ящик письменного стола. Думая о посторонних людях, Настя забывает о единственном родном человеке. Когда ее хвалят за организацию выставки, «за заботу о человеке», Настя смущается до слез, но ей стыдно сказать, что в кармане у нее лежит телеграмма: «Катя помирает. Тихон». Раскаяние наступает слишком поздно: «Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она меня увидела, лишь бы простила». Она опаздывает везде: на железнодорожной станции, на последнее свидание с матерью и даже на похороны. Проплакав в пустом материнском доме всю ночь, она утром, крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал, уезжает, но в ее сердце навсегда останутся боль и стыд.

Телеграмма изменила жизнь Насти, заставила ее задуматься об ответственности человека за свои поступки, о том, что даже в суете забот нельзя забывать, что тебя ждут, любят близкие и родные тебе люди. Именно поэтому К.Г. Паустовский выбрал такое название.

История создания

Рассказ «Телеграмма» был написан Паустовским в 1946 году, вскоре после того, как к нему пришла большая, советская и зарубежная слава. Истоки рассказа можно найти в произведениях 1937 года - цикл рассказов «Летние дни», повести «Мещёрская сторона». Здесь есть упоминание о судьбе дочери известного художника, которое впоследствии трансформируется в самостоятельный рассказ «Телеграмма». Рассказ не изучался в советской школе вплоть до конца 90-х, так как приоритет имели более крупные произведения жанра соцреализма.

Анализ рассказа

Описание рассказа

Сюжет рассказа можно изложить в нескольких предложениях. Действие происходит холодной осенью, октябрь-ноябрь. Одинокая женщина преклонного возраста живет в отдаленной глухой деревне, в «мемориальном» доме, построенном еще её отцом, выдающимся художником. Речь даже не о физической помощи, - женщина абсолютно чужая жителям деревни, с которыми у неё нет никаких точек соприкосновения. Удивительно, но у неё есть дочь, которая временами присылает матери денег да пишет ей короткие письма о том, как она занята. Настает время, когда пожилая мать понимает - ей не пережить надвигающуюся зиму, и она пишет дочери призывное письмо. Настя выезжает больше чем через две недели и то - после тревожной уже телеграммы о приближающейся смерти матери. Дочь не успевает ни к постели умирающей, ни к похоронам, а когда приезжает, испытывает самое страшное на свете раскаяние.

Композиционно рассказ поделен на три части: в первой происходит знакомство с Катериной Петровной, упоминается необычность её существования, отмечается, что это необычный человек. Во второй части рассказывается о дочери Насте, о её важной работе и характере.Третья часть связана с историей о телеграмме, вернее, о двух телеграммах. Первая известила Настю о том, что мать серьезно больна. Вторую из глубочайшего сочувствия пишет Тихон, сторож в доме Катерины Петровны. Мужчина из народа, невежественный, но чистый человек, он помнит еще отца Катерины Петровны и к обоим испытывает уважение как к умным, интеллигентным людям. Невежество Тихона не мешает ему иметь доброе, отзывчивое сердце и нерушимые нравственные принципы в нём. Тихон сочиняет для умирающей Катерины Петровны телеграмму, якобы от дочери, в которой пишет от её лица, что скоро приедет. Однако допускает в телеграмме такое нелепое построение фразы, что Катерина Петровна сразу понимает - это писала не Настя. Катерина Петровна обо всем догадывается и благодарит Тихона за ласку и добрые слова. Эта вторая телеграмма - символ чистого порыва, святой лжи во спасение и её озвучивание Тихоном - кульминационный пик рассказа.

Главные герои

Происхождение Катерины Петровны, вероятно, дворянское, ведь автор упоминает о том, что она была воспитана в семье, имеющей отношение к искусству. Катерина Петровна получила хорошее образование, она была знакома со многими людьми из мира искусства, даже упоминается, что будучи в Париже, видела похороны Виктора Гюго. Но эта информация, разговоры об искусстве никому в богом забытой деревне не будут интересны, как и старинные вещи из гардероба женщины, - страусовые перья, сморщенные перчатки, одежда в бисере. Люди в дерене живут неравнодушные - ходит к пожилой женщине девочка-соседка, почтальон и сторож Тихон, но им просто не под силу скрасить ее одиночества, слишком разные люди. Катерина Петровна ждет писем от дочери, а сама не пишет, чтобы не докучать девушке. Не выдерживает только раз, посылая девушке трогательные строки, так как предчувствует скорую смерть.

(Кадр из к/ф "Телеграмма" 1957 год )

Жизнь второй героини, Насти, напротив, полна энергии и забот. И если бы читатель не узнал в предыдущей части рассказа, что происходит с её матерью, он бы считал Настю тонко чувствующим, сердечным и отзывчивым человеком. Ведь её душа так порывисто отзывается на искусство, на чужую беду (например, суровое существование скульптора Тимофеева). На чужую, но вот не на материнскую - ведь письмо от матери Настя даже читает не сразу, а едет к ней вообще через 2 недели.

Раскаяние приходит слишком поздно. Настя не успевает никуда, даже на похороны. Всю ночь девушка плачет в опустевшем материнском доме, а утром уезжает втайне от деревни, будто крадучись, - ей стыдно.

“Телеграмма” – произведение, написанное Паустовским. В Википедии можно подробнее узнать об авторе и его творчестве.

Паустовский обращается к теме “отцов и детей”, что, безусловно, не оставит читателя безразличным. Проблема актуальная, острая, свойственна каждому, у кого есть или была семья. Краткое содержание “Телеграммы” Паустовского позволит проникнуться теми переживаниями, что заложил в неё автор, почерпнув основную идею.

А также познакомиться с героями и понять причины их поступков. Для полноты картины при необходимости лучше, конечно, ознакомиться с текстом целиком. Он занимает всего двенадцать машинописных страниц.

Анализ произведения “Телеграмма”

Структура

Рассказ перед нами или повесть? “Телеграмма” Паустовского – короткий рассказ . Его можно условно поделить на пять частей, каждая из которых несёт определённую смысловую нагрузку в сюжете:

  1. О матери
  2. О дочери
  3. Тревожная весть
  4. Трагичная развязка
  5. Итог.

Первая часть – представление матери, Катерины Петровны. Рассказывается о том, что старушка живёт в глухой деревне одна и имеет дочь. Вторая часть – знакомство с Настей, описание её работы. В третьей происходит кульминационный момент – зарождение и отправка самой телеграммы матерью о своей болезни.

Там же неравнодушный ко всему мужик Тихон высылает ответ якобы от дочери для Катерины Петровны. Но та понимает и благодарит его за душевный порыв , не получая, однако, истинного письма от Насти. В четвёртой дочь приезжает, да не застаёт мать живой.

И в пятой происходит переосмысление ею своего поступка, подведение итогов.

О чём сюжет: короткое содержание

Читайте краткое содержание и узнаете что: Катерина Петровна доживает свой век в удалённой от города деревушке. Её дом был построен ещё дедом, талантливым художником. Женщина малообщительна и практически не имеет контактов с односельчанами, но у неё есть дочь, занимающаяся важной работой и высылающая матери денег.

В какой-то момент Катерина Петровна понимает, что смертельно больна и хочет повидаться с дочерью напоследок, в чём и просит её в телеграмме. Однако Настя не принимает письмо всерьёз и выезжает спустя две недели, когда узнаёт, что смерть матери не за горами.

Девушка опаздывает на похороны и испытывает горечь, запоздалое раскаяние за свою медлительность.

Герои рассказа

Всех героев можно поделить на группы:

  • главные действующие: мать Катерина, дочь Настя
  • второстепенные действующие. В деревне: пожилой сторож Тихон, соседка девочка Манюшка. У Насти: скульптор Тимофеев.
  • Третьестепенные действующие лица – жители деревни на похоронах. Почтарь, учительница и т.д.
  • недействующие: отец Катерины Петровны, художник. Здесь можно выделить и скульптуру Гоголя – она говорит в сознании Насти голосом совести. Тем самым через неё читатель знакомится с авторской позиции произведения.

Главные герои в “Телеграмме”

Катерина Петровна, вероятнее всего, происходит из дворянского рода. Паустовский намекает, что она воспитывалась в интеллигентной семье, разбирающейся в искусстве. В молодости женщина бывала в обществе творческих людей, а в Париже застала похороны Виктора Гюго. Катерина Петровна образованна и духовно развита.

Но в деревне она никому не нужна , ей не с кем обмолвиться словом. У женщины шикарный гардероб дворянки, небывалая там роскошь. Тем не менее находятся небезразличные знакомые, которые навещают старушку.

Среди них и сторож Тихон, и девочка, и почтальон. Катерина Петровна ждёт участия только от одного человека – своей дочери. Та присылает ей скупые отписки, ссылаясь на занятость.

Мать и боится лишний раз потревожить своими телеграммами, лишь единожды не выдержав и отправив её первой. Когда находится при смерти.

Настя – неопытна и только познаёт мир вокруг себя. В ней много амбиций и иллюзий. Девушка кажется душевной и трепетной, но своей матери уделяет мало внимания. Откликается на призыв о помощи не с первого раза, да и то на чужое письмо.

Роль Тихона

Тихон – работяга , малограмотный, но искренний и отзывчив душой к чужим бедам. Он – сторож в доме умирающей женщины. В его сердце ещё живы воспоминания об отце Катерины Петровны, Тихон уважает и её саму, как образованную и вежливую даму.

Он проникается её бедой и составляет ответное письмо якобы от дочери. Несмотря на то, что обман был понят женщиной , старушка поблагодарила Тихона за участие. А сам его поступок можно считать бескорыстным порывом души, светлой и доброй.

Его телеграмма – символ рассказа.

Вместо заключения

Настя раскаивается, да поздно. Из деревни уезжает в слезах, ей стыдно. Паустовский не даёт конкретной оценки поведению девушки. Но через скульптуру Гоголя как бы передаёт зов совести и разума. Настя чувствует на себе, как была неправа, как опрометчиво поступила, откладывая последнюю встречу с матерью.

В результате читатель понимает , что дочь, какой бы чёрствой ни казалась, всё же пробудилась и признала свою вину, пусть и тяжёлым крестом станет для неё теперь эта ошибка. Всё-таки рассказ несёт в себе светлую мысль и даёт возможность учиться на чужих ошибках. Любить и беречь своих родителей, пока те живы, а не думать только об эгоистичных желаниях.

Читайте короткое произведение Паустовского и делайте собственные выводы.

Урок по литературе для 8 класса «Невозможно вернуться назад» (идейно-образный анализ рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»)

«Невозможно вернуться назад» (идейно-образный анализ рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»)

Афонина Наталья Геннадьевна, МБОУ СОШ № 3, учитель русского языка и литературы, г. Бирск, Башкортостан

Предмет (направленность): литература

Возраст детей: 8 класс

Место проведения: класс.

Цели

Учебные:

  • понимание ключевых проблем изучаемого произведения;
  • умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • формулирование собственного отношения к проблематике и героям произведения;

Метапредметные:

Коммуникативные УУД

  • Умение осмысленного чтения и адекватного восприятия прочитанного;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
  • Умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
  • Умение создавать устные монологические высказывания разного типа;
  • уметь вести диалог;

Познавательные УУД

  • умение понимать проблему,
  • подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,
  • выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях,
  • формулировать выводы;
  • умение работать с разными источниками информации, находить ее и анализировать;
  • умение строить схемы;
  • Регулятивные УУД
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • умение самостоятельно определять цели своей работы;
  • Воспитательные:
  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности: воспитание чувства уважения, внимательного отношения к окружающим;
  • воспитание внимательного и ценностного отношения к художественному слову.

Тип урока : анализ произведения (В.Голубков), урок изучения художественного произведения (Кудряшёв)

Форма урока : урок-беседа

Оборудование: мультимедиапроектор, схема, учебник, презентация

Материнское сердце в детях, а детское – в камне.

Народная пословица

I. Организационное начало.

Добрый день, ребята. На улице кружится и медленно падает снег. Давайте и мы с вами побудем снежинками. Лёгкие красивые нежные снежинки-девочки неслышно опускаются на свои стульчики, а за ними большие сильные снежинки-мальчики быстро и тихо присаживаются рядом. Молодцы! Все готовы. Давайте начнём наш разговор.

II. Мотивация (эмоциональная)

Медлительной чредой нисходит день осенний,

Медлительно крутится желтый лист,

И день прозрачно свеж, и воздух дивно чист –

Душа не избежит невидимого тленья.

Так, каждый день стареется она,

И каждый год, как желтый лист кружится,

Всё кажется, и помнится, и мнится,

Что осень прошлых лет была не так грустна.

Однажды в такую же осень К.Г.Паустовский приехал работать в одну деревню под Рязанью. Был октябрь. Писатель с удовольствием бродил по окрестностям, замечая малейшие приметы осени и размышляя о своих будущих произведениях.

Вот что он писал потом в книге «Золотая роза»: «Важно было ощущение осени, тот строй чувств и мыслей, какой она вызывала. А все, что называется материалом, -люди, события, отдельные частности и подробности, -это, как я знал по опыту, надежно спрятано до поры до времени где-то внутри этого ощущения осени.

И как только я вернусь к этому ощущению в каком-нибудь рассказе, то все это тотчас появится в памяти и перейдет на бумагу.»

Ощущения тех осенних дней вылились на бумагу в печальном, трогательном рассказе «Телеграмма». А назвала я наш урок «Невозможно вернуться назад…». О чём мы будем говорить? (о том, что нужно всё делать вовремя)

III. Актуализация и фиксация (этап всесторонней проверки знаний)

– Итак, скажите, пожалуйста, когда посылают телеграммы? (Когда нужно сообщить что-то срочное. Когда стряслась беда. Когда у человека радость.)

– А сколько было телеграмм послано в рассказе?

– Куда, кому и кем они были отправлены?

1 – дочери Насте в Ленинград: Катя умирает. Тихон.

2 – матери Катерине Петровне в Заборье: Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя.

IV. Постановка проблемы (этап подготовки к активному и сознательному усвоению материала)

– Обе телеграммы были отправлены Тихоном, но одна – от имени Насти.

– Т.е. от матери к дочери и от дочери к матери. Исходя из этого, определите тему рассказа. (Взаимоотношения родителей и детей).

– Насколько важен этот вопрос в современной жизни?

– Часто ли вы задаётесь вопросом, что главное в отношениях между родителями и детьми? Жалели ли вы когда-нибудь о чём-то, что не успели сделать или сказать?

– Об этом размышляет и Паустовский в своём рассказе. Какова будет цель нашего урока? (на примере рассказа «Телеграмма» понять, на чём должны основываться отношения между родителями и детьми)

– Вы правы. Я думаю, понять это – важно каждому из нас. В продолжение урока мы будем заполнять схему, которая поможет нам понять суть отношений между родителями и детьми и сделать выводы в конце урока.

V. Поиск путей решения поставленной проблемы (этап усвоения новых знаний)

– Кто герои рассказа? О ком рассказывает писатель в начале рассказа?

– Расскажите об обитательнице старого дома. Что задело, затронуло вас в судьбе этой женщины?

– Какими художественными средствами рисует трагизм положения Катерины Петровны Паустовский? (Описание пейзажа, интерьера.)

Чтение картины осеннего пейзажа. (Звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года. Октябрь”)

Назовите ключевые слова пейзажа, рисующие картину холодной осени (холодный, ненастный, почернели, тучи, дождь)

Какое настроение вызывает пейзаж? (печальное)

Как это настроение помогает понять состояние Катерины Петровны?

Какая яркая деталь не вписывается в общий тон? (подсолнечник)

Почему подсолнечник?

Слово учителя:

В китайской символике означает долгожительство.

Подсолнечник- м. подсолнух южн. растен. солнечник (Даль)

Поклонение, безрассудная страсть, выражаемая в рабском следовании за Солнцем. Постоянно меняющееся положение символизирует ненадежность и ложное богатство.(Ожегов)

– Какое из этих значений помогает понять образ Катерины Петровны?

– Продолжите фразу: “Как доцветал маленький подсолнечник, так и ….”.

Вывод : В начале рассказа с помощью пейзажа задаётся тон. Пейзаж печален, когда печален человек

– Читаем второй абзац. Назовите цвета интерьера (пожелтевший, сумрачный, серый, тусклый.)

– Какой предмет помогал Катерине Петровне переживать длинные ночи? (керосиновый ночник)

– Расскажите о своих ассоциациях с этим предметом? (огонь, тепло, жизнь, трепет, волнение, маяк, одиночество)

– Какой вы увидели Катерину Петровну? Докажите текстуально. Найдите слова, характеризующие Катерину Петровну (слаба, слепа, сгорбленная, маленькая, шепчет, тихонько плачет, шла медленно, ощупью)

– Какое «горе горькое» терзает эту маленькую тихую женщину? Докажите текстуально. (думала о ней все дни, перебирала пухлые бумажки, от денег пахло Настиными духами)

– Какими словами вы бы определили душевное состояние Катерины Петровны? (Надежда, разочарование, осознание одиночества, душевная боль)

– Как передал писатель угасающую надежду старой женщины на то, что дочь приедет? В какой пейзажной зарисовке об этом говорится? (сад и клён)

– Найдите ключевые слова, передающие угасание надежды (позабытые звёзды, клён облетевший, озябший, ему некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи)

– Что поняла Катерина Петровна после этой прогулки? (дни сочтены, дочь не приедет)

– На какой отчаянный поступок решается героиня? (пишет письмо)

Чтение письма учителем (музыка, слайд 4)

– Что вас затронуло в этом письме? (О смерти она сказала очень просто и думает она о саде)

Вывод : Что нужно было матери, чтобы счастливой прожить свои последние дни? (внимание, участие)

– Много ли она хотела? Кто мог сделать её счастливой?

– Расскажите, пожалуйста, о дочери.

– Почему, рассказывая о дочери, Паустовский не даёт описания природы? (Она недобрый, чёрствый человек. Такие люди не замечают природы)

– Перечитаем портрет Насти.

– Почему художники прозвали её Сольвейг? Согласны ли вы с этим?(слайд 5)

Слово учителя: СОЛЬВЕЙГ (норв. Solveig) - героиня драматической поэмы Генрика(Хенрик) Иогана Ибсена «Пер Гюнт». Сольвейг в переводе означает “солнечный путь”. Сольвейг могла взглядом вызвать в чьей-нибудь душе светлый праздник, она отличалась добротой, отзывчивостью, верностью.

– Могла ли Настя устроить праздник?

– Но какую деталь внешности Насти подчёркивает автор? (Холодные глаза) (Настя праздник устраивает, а глаза у неё холодные. А ведь они – зеркало души. Значит, и душа у неё холодная. Сравнение с Сольвейг оказалось ошибочным).

– Давайте остановимся на моменте, когда Настя получила письмо от матери. Что она с ним сделала? (Она положила его в сумочку нераспечатанным, подумав, что, раз письмо пришло, мать жива.)

– А когда получила телеграмму? Найдите глагол, рисующий её состояние. (Нахмурилась)

– Почему? (Неприятное известие. Это нарушило её планы.)

– Почему Настя не открыла старому художнику правду? (Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у неё умирает мать.)

– Считаете ли вы, что такие взаимоотношения между матерью и дочерью нормальные?

– Почему Настя, помогая безвестному художнику, забывает о матери? Она бездушная? Чёрствая? (такова жизнь, когда приходится лгать себе и другим, когда, заботясь о многих, не замечаешь, как плохо самому близкому тебе человеку, и оправдываешь слепоту души ложью – такая жизнь ненормальна, она фальшива, беспокойна).

Лексико-семантическая работа

– В психологии есть такое понятие КАТАРСИС (от греческого katarsis – очищение) – эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, вызванное трагедией, страданием. Такое же очищение через страдание проходит и Настя

– С чего оно началось? («Взгляд Гоголя в мастерской скульптора Тимофеева, укоризненный и честный, сверлил её».)

– Почему именно Гоголь? (Гоголь – сатирик, который обладал, по мнению Пушкина, удивительной способностью сразу угадывать человека.)

– О чём говорил взгляд сатирика? (“А письмо-то в сумочке нераспечатанное, – казалось, говорили сверлящие глаза Гоголя. – Эх ты, сорока!”)

– Что стоит за этим “эх ты!”? (Презрение, укоризна.)

– Очерствела ли душа Насти до конца? (Душа Насти не очерствела до конца. Будь так, она бы не почувствовала и смутные укоры и сверлящий взгляд Гоголя не ощутила бы.)

Чтение отрывка стр. 318 со слов “Валил водянистый снег…”.до «…лишь бы ты простила»

– Успела Настя попросить прощения у матери? (Нет. Мать умерла и похоронена посторонними людьми, односельчанами. Дочь не успела увидеть мать в последний раз.)

Чтение эпилога учителем

– Как вы думаете, эта часть важна? Докажите свою мысль.

– Почему Настя плакала? (слезы боли и раскаяния, холод души растоплен)

– Обратите внимание на эпиграф к уроку. Исчез ли камень, о котором гласит русская пословица, с сердца Насти?

Слово учителя : Настя в переводе с греческого – “воскресшая”. Наверное, недаром это имя дал своей героине Паустовский. «За добро плати добром, не будь пустельгой» – говорит Тихон Манюшке.

– Кто это пустелга? (Пустельга́ – 1) птица, которая живет в пустынных местах 2) “пустой человек”,)

– Что значит пустой человек? (недобрый, невнимательный, чёрствый)

– Только ли к Манюшке обращены эти слова?

– Может ли Настя что-то исправить? Что чувствует Настя? (Холодная комната, тяжесть в душе, чувство непоправимой вины)

– В чём она сейчас нуждалась? (в прощении, заботе)

– Кто мог бы помочь и простить её, успей она вовремя? (Мать)

– Можно ли сомневаться в том, что мать простила бы её? (Работа с эпиграфом.)

VI. Этап вывода (выхода из проблемы)

– Сделайте вывод. Всегда ли те, кто нам по-настоящему нужен, будут рядом с нами? О чём мы должны помнить? О чём предупреждает нас Паустовский, рассказывая историю Насти и её мамы?

Вывод: Оказывается, к тому, кто был и, кажется, будет всегда, можно не успеть и не сказать ему о чём-то очень важном, можно очень многое потерять в суете жизни, в якобы важных и первостепенных делах.

У поэта Н.Новикова есть такие стихи:

Никогда ничего не вернуть,Как на солнце не вытравить пятна,И, в обратный отправившись путь,Всё равно не вернёшься обратно.Эта истина очень проста,И она, точно смерть, непреложна,Можно в те же вернуться места,Но вернуться назад

Невозможно…

– Так почему рассказ называется «Телеграмма»?

– Кому адресована?

– О чём она?

VI. Рефлексия (слайд 6)

– Обратимся к схеме. На чём должны строиться отношения между родителями и детьми? (на любви, заботе, уважении, ответственности)

– Сформулируйте языком телеграммы предупреждение писателя. Адресуйте её самому себе.

Я понял, что…

Я постараюсь…

Я задумался о …

Мне захотелось…

– Почему наш урок называется «Невозможно вернуться назад…»?

VII. Домашнее задание и его комментирование (слайд 7)

Сочинение-миниатюра «Невозможно вернуться назад»

К.Г.Паустовский. “Телеграмма” Главные герои произведения

Орг. Момент

Звучит песня на казахском языке «Ана туралы ән »

1.Установка на урок

Сегодняшний урок – это урок

2.Мотивация деятельности.

Сегодня мы поговорим об обыденном и вечном – о любви к матери. Это чувство заложено в нас самой природой, но мы не всегда осознаем, как важно не допустить, чтобы повседневные заботы оттеснили на второй план любовь к самому близкому нам человеку.

Обратимся к эпиграфу, написанном на доске:

Самозабвенная и бескорыстная любовь матери – что есть на свете более высокого и благородного, чем это чувство? Оно обязывает нас, детей человеческих, жить по самому строгому и высокому кодексу совести .

Все мы в долгу перед нашими матерями.

Чингиз Айтматов.

– Итак, ребята, выпишем ключевые слова из эпиграфа, обоснуем свой выбор.

Любовь

есть что? / чувство/ чья /материнская/

какое?

высокое, благородное

какая?

самозабвенная, бескорыстная

что делает?

обязывает

кого?

как?

жить по совести

Вывод: Все мы в долгу перед нашими матерями.

Слово мама – особое, оно сопровождает нас всю жизнь. Всё может измениться. Ничего нельзя знать наверняка. Но никакие, даже самые невероятные, перемены не могут заставить «пересмотреть» роль в нашей судьбе человека, который дал нам жизнь. Мать – вне ряда, место её в нашей жизни – особое, исключительное.

Об этом говорит в своем рассказе «Телеграмма» К.Г.Паустовский

Задание группам:

Напишите текст телеграммы.

Вывод:

1) Что такое телеграмма?/извещение/

2) Чем она отличается от письма?/краткостью содержания/

3) По какому случаю посылают телеграммы?

а) Поздравления со свадьбой или юбилеем, с днем рождения

б) Приглашения

4)Сколько было телеграмм в тексте?

Куда, кому и кем они были отправлены?

Сегодняшний урок – это урок доброты, понимания, сочувствия, сострадания.

II . Проверка домашнего задания

Работа по группам.

(пересказ отрывков из текста) Екатерина Петровна доживала свой век в. . . доме.

2.

Она задохнулась, остановилась у. . . дерева, взялась рукой за холодную мокрую ветку.

Катерина Петровна осторожно перебирала пухлые бумажки

Вывод: за простой, внешне бесстрастной манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к одиноко доживающей свой век женщине.

Прослушивание песни «Пишите письма матерям»

Скажите, что объединяет эту песню с рассказом К. Паустовского,Телеграмма,.

– Тема взаимоотношение родителей и детей.

Основная мысль:

Помните о родителях, пишите, навещайте – это обязанность перед тем, кто дал тебе жизнь.

Задание:

Напишите мини-сочинение « Моя мама»

Переход к новой теме:

Приезжайте к родителям в гости,

Чтобы совесть не мучила после.

Не возите ни денег, ни славы –

Будьте ласковы с ними всегда вы,

Мать, отец. . . Их предел недалече

Завтра может не быть встреч,

Чтобы совесть не мучила после,

Приезжайте к родителям в гости.

–Ребята, кому из героев рассказа вы бы обратили эти слова?

– Насте.

тема нашего урока:

Главные герои рассказа К.Паустовского «Телеграмма»

Словарь урока

  • Сочувствие – отзывчивое отношение к переживаниям, несчастью других.
  • Совесть – чувство моральной ответственности за свое поведение.
  • Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствутся человек.
  • Милосердие – сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся.

1.Как вы думаете, почему рассказ называется,Телеграмма,?

– Именно это телеграмма перевернула всю жизнь Насти

2. С каким чувством вы прочитали это произ.?

– С чувством волнения, тревоги, грусти.

Само название рассказа настроило на это.

– Есть телеграммы, которые приносят радость, а некот. телеграммы – горе.

3. Чтение телеграммы.

«Катя помирает. Тихон.»

4.Работа по тексту.

— С чего начинается рассказ?

– С описания природы.

-Читается отрывок, где описывается,

мрачная картина природы.

5. Докажите, что природа передает нам чье-то настроение, состояние души?

Задания по группам: Покажите трагизм положения (одиночество и переживания) Катерины Петровны через

1.Пейзаж

Сделайте вывод.

2. Интерьер её комнаты

Возникает ощущения чего?

Какой вы увидели Катерину Петровну?

3.Слова « один», « единственный»

Что с чем сравнивается?

Зачем К. Паустовскому нужно

вернуться к слову «один» в

предложении «… скатилась одна –

единственная слеза»?

Вывод: 1. пейзаж печален, когда печален

человек.

2.ощущение одиночества,

покинутости, заброшенности.

6. Составления синквейна.

1.Какими словами вы бы определили

душевное состояние Катерины Петровны?

Надежда, разочарование, грусть, боль, одиночество.

    Что вы узнали о Катерине Петровне.?

Добрая, больная, грамотная, слабая, одинокая.

    Какая Настя для Катерины Петровны?

Единственная, ненаглядная, любимая, родная, непонятная .

7. Настя – дочь Катерины Петровны.

– Чем жила Катерина Петровна?

– надеждой, что приедет Настя.

Чтение текста письма.

– Почему в обществе человек умирает от одиночества?

– Что происходит с душами людей?

В душах поселился холод.

– Когда К. Паустовский использует слово «холод» ?

– По отношению кому чаще всего звучит это слово?

Задание группам:

– Что вы узнали о Насте?

Какая она?

Используется для характеристики Насти

Контраст

Вопрос: Бескорыстна ли Настя? (карьеристка)

– Все делает, чтобы продвинуться, прославиться

-Можно ли однозначно сказать, что Настя – плохой, жестокий, черствый человек?

Нет , она не черствый человек – в Ленинграде помогает. . .

-вы думаете, как Настя будет жить в будущем?

– Какую библейскую заповедь нарушила Настя?

Почитай мать, отца.

Есть ли в рассказе по – настоящему добрые люди?

Какова их роль?

8. Задание по группам:

Заполнение «Двойной пузырь»

В рассказе есть второстепенные герои – это Манюша, Тихон.

– Прощает ли Паустовский Настю?

Учительница.

Прочитайте про поведение молодой учительницы во время похорон.

Молодая учительница поцеловала желтые руки К.П., как бы прося прощение за все молодое поколение, которое оторвано от своих родителей, у которых своя жизнь, свои дела, свое счастье.

Вывод: Паустовский простил Настю. Потому что в тексте есть предложение « Ей казалось…»

Казалось, значит можно предположить…

9. Обратная связь.

Задание: Составьте текст телеграммы, где вы могли бы донести до Насти состояние её матери.

Основной признак телеграммы: лаконизм, образность.

10. Итак, в чем же мастерство писателя?

(В том, что он помог нам задуматься

о том, как страшно потерять маму;

об одиночестве, доброте и милосердии;

о человечности, об отношении к маме;

о моих родных;

о том, какой ценой Настя расплатилась за свой эгоизм;

почему Настя не поняла, что не деньги были нужны её маме ;

нельзя быть таким бесчеловечным, как Настя ;

нужно заботиться о маме ;

я многого не знаю, но я никогда не поступлю так, как Настя ;

старые люди нуждаются в нашей поддержке ;

я очень люблю свою маму и боюсь её потерять ;

нельзя совершать такие ошибки, которые исправить невозможно

11. Домашнее задание:

,Не забывайте о самых близких,

Будь человеком! – говорил Паустовский

За добро плати добром.

Напишите письмо своей маме

Сочинение по рассказу Паустовского «Телеграмма»

Рассказ «Телеграмма» Паустовского – это произведение, которое задело меня за живое. С этим рассказом мы сегодня познакомились на уроке литературы и каждое слово прокралось ко мне в сердце и заставило задуматься об отношениях детей и родителей.

В своем сочинении на тему: «Телеграмма» Паустовского хочу отметить поучительные и нравственные нотки данной работы. Мне кажется, каждый, кто хотя бы раз прочитал это произведение, остался неравнодушным к освещенным проблемам, что поднял в рассказе автор.

Паустовский Телеграмма краткое содержание

Если знакомиться с работой Паустовского «Телеграмма» и ее кратким содержанием, то можно смысл произведения передать в нескольких предложениях. Так, речь идет о старушке Катерине Петровне, которая доживает свой век в забытом Заборье. Каждый свой день она все ожидает, все ждет, как откроется дверь дома и на пороге появится ее дочь.

Однако дочь живет в Ленинграде, работает секретарем. Вся в делах и заботах. Она заботиться о других, например, о скульпторе, которому помогла организовать выставку, но напрочь позабыла о матери.

Периодически о ней вспоминает, пересылает деньги, думает о ней, но в гости не едет даже тогда, когда получила письмо с материнской просьбой приезжать.

Лишь последняя телеграмма,полученная от соседа Тихона, где говориться о последних днях ее матери, стала встряской для девушки. Она поняла, что может в любую минуту потерять родного человека, который любит ее больше всех на свете. Настя спешит к матери, но уже поздно. Старушка так и не дождалась дочь.

А ведь если бы девушка приехала на каких-то пару дней раньше, она смогла бы застать живую мать, смогла бы поговорить, попросить прощение за то, что так долго не навещала. А может, старушка была бы жива еще, если бы чаще видела свою дочь и ее не съела изнутри тоска.

В произведении «Телеграмма» Паустовсокго главные герои – это одинокая старушка Катерина Петровна и ее дочь Настя. Катерина Петровна одинокая в своей старости, но она не осуждает свою дочь, она понимает, что у нее своя жизнь, а в Заборье ей делать нечего. При этом женщина все время ждет, ждет и верит.

Настя же деловая девушка, вся в работе. Сказать, что она черствая, было бы не правильно.

Девушка помогает скульптору выбиться в люди, она думает о матери, помогает ей деньгами, вот только все время за делами не находит время, дабы просто приехать, навестить. А когда она собралась, то случилось неизбежное.

Ее мама умирает, сама же девушка не успела даже на похороны. Но всю дорогу она мысленно говорила «Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила».

Если честно, сейчас я пишу сочинение «Телеграмма» по Паустовскому, и до сих пор под впечатлением от прочитанного.

Уж очень не хочется, чтобы так было в действительности, чтобы дети забывали о родителях, хотя, реальность иная. Но я знаю одно, своих родителей никогда не забуду и всегда буду их навещать.

А после того, как закончу сочинение, уже сейчас пойду к ним, обниму и скажу, как сильно я их люблю.

  • сочинение по рассказу телеграмма
  • сочмнение рассуждения на тему какие влияние оказала мне произведение телеграма

Паустовский Телеграмма – краткое содержание: о чем написан рассказ и кто его главные герои

Через год после окончания Великой Отечественной войны Константин Паустовский написал рассказ «Телеграмма». К этому времени писатель приобрел известность не только на родине, но и за рубежом. В какой-то мере начало этому произведению дали рассказы из цикла «Летние дни» и «Мещерская сторона». Предлагаем краткий пересказ и небольшой анализ рассказа «Телеграмма».

Брифли такое. В октябре на улице дождливо и холодно, потому главной героине по имени Катерина Петровна с каждым днем становится все тяжелее. Далее автор делает экскурс в ее прошлое и упоминает о том, что ее отец был художником и построил дом в местечке с названием Заборье.

В семье царила творческая атмосфера, все говорили о творчестве, обсуждали произведения искусства. Теперь Катерина осталась одна: отец умер, а единственная дочь живет далеко в городе. Говорить о творчестве ей не с кем.

По хозяйству помощницей для Катерины Петровны стала соседская девчонка Манюшка. Также к главной героине иногда наведывался сторож Тихон. Он был довольно стар, об этом говорит факт, что Тихон помнил, как дом строили, и отца Катерины.

Главная героиня ежедневно думала о своей дочери. Она в глубине души желала, чтобы Настя приехала. Но…, мечты оставались мечтами. И писем дочь матери тоже в последнее время совсем не писала… Только приходили от нее денежные переводы.

Однажды (дело было в конце октября) Катерина Петровна услышала стук в калитку сада, пошла посмотреть, надеясь, что это дочка. Оказалось, что стук главной героине послышался. Катерина Петровна вернулась в дом и стала писать письмо дочери.

Она писала о том, что хочет ее увидеть, что желает обнять, прижать к сердцу. Письмо заканчивалось мыслью, что предстоящая зима станет для Катерины Петровны последней на этом свете.

Далее речь идет о самой Насте. Паустовский говорит о том, что девушка занята, работает в Союзе художников делопроизводителем. Коллеги зовут девушку Сольвейг за ее светлые волосы и большие глаза, которые, к сожалению, почти всегда были холодные.

Когда Настя получала из дома весточку, то у нее возникали двойственные чувства. С одной стороны, она считала, что если мать пишет, значит, все нормально. С другой – письма служили немым укором для невнимательной дочери. Получив очередное письмо от матери, девушка его не стала читать, потому что была очень занята на работе. Она просто положила его в сумку.

При организации выставки ей на глаза попалась статуя Николая Гоголя. Выражение его лица показалось насмешливым и, вместе с тем, укоризненным. Тогда Настя решила письмо прочесть. Когда дочь узнала из письма о просьбе приехать, то она вспомнила, какой неблизкий путь ей предстоит преодолеть, и как будет плакать ее мама. Поэтому письмо она убрала пока подальше.

Прошло две недели. Выставка прошла на «ура». В это время дочке передали телеграмму, где сообщалось, что маме остались считанные дни. Телеграмма была от Тихона. Настя сначала подумала, что ошиблись адресом.

Но тень беспокойства легла на ее лицо. Кто-то спросил у нее, что произошло. Она попыталась не акцентировать на этом факте внимания. Снова на глаза девушки попалась скульптура Гоголя.

Но на этот раз классик смотрел осуждающе.

Девушка вдруг осознала, что именно мама была для нее самым близким и любящим человеком. Тогда она решила ехать в отчий дом. Как назло в железнодорожной кассе не было билетов, но, предъявив телеграмму, все-таки удалось купить билет на ближайший поезд.

В этот время в Заборье дела были совсем плохи. Катерине Петровне становилось все труднее дышать, а значит, жить. Соседская девочка неотрывно сидела возле умирающей. Тихон, чтобы облегчить страдания главной героини, сам пишет телеграмму от лица ее дочки, будто бы она едет к умирающей маме.

Когда он прочитал содержание телеграммы Катерине Петровне, то она тихо сказала: «Спасибо». А после закрыла глаза и уснула, но как оказалось, умерла.

На завтра были похороны. В доме собралось много людей, чтобы проводить старушку в последний путь. По пути на кладбище к церемонии присоединилась учительница. Она даже поцеловала руку Катерины Петровны, потому что была виновата перед собственной мамой.

Прошло два дня. Настя приезжает в родной, но, увы, опустевший дом. Она плачет всю ночь напролет, но слезами мать не вернуть.

Уехала девушка из родного дома так, чтобы ее никто не видел. Но никто не собирался ее ни в чем упрекать. Настю не покидало ощущение, что никто кроме матери не снимет с нее тяжелое чувство вины. Далее автор делает экскурс в прошлое главной героини и упоминает о том, что ее отец был художником. Что он построил дом в местечке с названием Заборье.

Тема нравственного долга в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Иркутска

средняя общеобразовательная школа №39

Тема нравственного долга в рассказе

К.Г. Паустовского «Телеграмма»

Учитель русского языка

и литературы:

Орлова Ольга Николаевна

Тема нравственного долга в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма».

Цели урока:

  • познакомить учащихся с историей создания рассказа и его композицией, проследить за авторской позицией, определить понятие «нравственныйдолг»;
  • развивать мышление и речь учащихся;
  • воспитывать уважение к родителям, любовь к малой родине.

Ход урока

«За добро плати добром, не будь пустельгой».

К.Г. Паустовский

Запись в тетради даты и темы урока.

Нравственный – относящийся к нормам поведения человека в обществе; относящийся к внутренней, духовной жизни человека.

Зарубка – отметка рубящим орудием на каком-либо предмете (на дереве и т.д.).

Пустельга – хищная птица из семейства соколиных; легкомысленный, пустой человек (разг. неодобр.).

Эпиграф – краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею.

    Реализация домашнего задания.

  • Как вы понимаете выражение «зарубки на сердце»?
  • Как Паустовский построил свое произведение для того, чтобы и у нас на сердце они остались? (Читали главу «Зарубки» из «Золотой розы» и сравнивали воспоминания писателя и художественный текст.)

Произведение искусства, как говорил сам Паустовский, «прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий как сталь, кристалл». Создатель этого кристалла – автор. Как писатель Паустовский своеобразен и самобытен.

Рассказ «Телеграмма» (1946 год) даёт замечательную возможность проследить за емкостью слова писателя, сосредоточиться на авторском «я», выявляющем себя во всем многообразии взаимосвязей основных компонентов текста: в композиции в отборе и внутреннем сцеплении эпизодов, в сопоставлении характеров речи персонажей, специфике деталей, интерьера и других художественных средств. Постижение авторской позиции – дело нелёгкое, особенно если голос автора, как в «Телеграмме», почти не слышен. Наша задача на уроке – проникнуть, говоря словами В. Г. Белинского, «в тайну личности» писателя, понять своеобразие его таланта – то, что принято называть творческой индивидуальностью.

    Сообщение специально подготовленного учащегося об истории создания рассказа.

    Анализ рассказа.

    Углубление восприятия произведения.

  • Каково ваше впечатление о «Телеграмме» К. Г. Паустовского?
  • О чем этот рассказ?

(Тема рассказа – взаимоотношения родителей и детей. Также в нем идет речь о милосердии, об ответственности человека за свои поступки, о нравственном долге детей).

Самостоятельная работа учащихся по группам. Определить, как построен рассказ, и выделить основные части, озаглавить каждую и подобрать эпиграфы.

Анализ пейзажа, интерьера.

  • Для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки?
  • Какие мысли передает через этот пейзаж?
  • Почему именно «подсолнечник», а не «подсолнух», как говорят в деревне?
  • Как соответствует безотрадная картина внутреннему состоянию Катерины Петровны? (Философский подтекст пейзажа.)
  • Выражает ли автор прямое сочувствие героине?
  • Какие детали интерьера свидетельствуют о том, что жизнь замерла в старом доме?

За простой, внешне бесстрастной манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к одиноко доживающей свой век женщине.

Образ Катерины Петровны.

  • Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна?
  • Каково её прошлое?
  • Что подчеркивает Паустовский во внешнем облике героини?
  • Были ли у Насти серьёзные причины, чтобы не приехать к матери? Почему и как пытается Катерина Петровна оправдать дочь?
  • Как относятся к Катерине Петровне окружающие?
  • Катерина Петровна написала Насте письмо. Почему она это сделала? (Выразительное чтение письма учителем наизусть.)

Писатель приглашает нас домыслить то, что осталось в подводном течении рассказа.

Женщине мог напомнить о приближении конца «облетевший, озябший» клён, который она посадила ещё «девушкой-хохотушкой», её могла испугать собственная слабость: ведь Катерина Петровна еле добрела до калитки и с величайшим трудом вернулась обратно. Да и в самом стуке, почудившемся старой женщине, есть что-то мистическое: не восприняла ли его Катерина Петровна как весть о скорой смерти?

Образ Насти.

  • Что во внешнем облике Насти подчёркивает автор?

(Русые волосы и большие холодные глаза.)

Отношение Насти к художникам.

  • Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптуру Гоголя?
  • Какая внутренняя связь есть между эпизодом в мастерской и историей жизни Катерины Петровны?
  • Почему Настя так самоотверженно помогает скульптору? Она, по вашему мнению, бескорыстна? И как это сочетается с холодным безразличием к матери?
  • Бездушна ли, по-вашему, Настя?(Устраивая выставку, ходила к председателю Союза Художников; сочувствует Тимофееву; «горячилась, доказывала», «приходила в отчаяние»)
  • Вспоминала ли о матери?(«Она подумала о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, заглохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней»).

Паустовский предостерегает нас от беспамятства и нелюбви, нас, забывающих в суете повседневности о главном.

  • Как Настя принимает телеграмму?
  • Почему не открыла старому художнику правду?
  • Поему «Настя скомкала телеграмму и нахмурилась»?

Чтение и анализ эпизода «Настя под хмурым небом».

Это внутренний монолог героини - кульминация центральной части рассказа. Настя переживает духовный кризис. Её горькие слёзы – это слёзы очищения.

Но с просветлением души пришло и твёрдое понимание «Поздно! Маму я больше не увижу».

Новым смыслом наполнилось для Насти и письмо матери, и трогательное обращение «ненаглядная моя!», и по-детски милое «мама», впервые произнесённое за последние годы.

  • Успела ли Настя приехать к живой матери?

Сопоставление Насти и «молоденькой учительницы».

Душевная чуткость учительницы контрастна Настиной глухоте.

Работа над эпиграфом к уроку.

  • В качестве эпиграфа выбраны слова Тихона, сказанные Манюшке. Почему они сказаны именно ей?
  • Какой смысл вкладывает в эти слова автор?(«…не будь пустельгой» – значит не будь пустым человеком, научись отделять главное от второстепенного.)
  • Какую библейскую заповедь нарушает Настя?(Открыть запись на доске: «Чти отца своего и матерь твою, да благо ти буде, и долголетен будешь на земле» (пятая заповедь Божия).)
  • Какие факты свидетельствуют о том, что совесть Насти всё же пробудилась?

    Выводы. Смысл названия рассказа.

Телеграммы посылают в исключительных ситуациях, когда сообщение нужно передать немедленно. С телеграммой связано чувство тревоги, ожидание беды. В рассказе обе телеграммы отправлены Тихоном, который любит, жалеет Катерину Петровну, пытается поддержать её в одиночестве, старости.

Обе телеграммы до конца не выполняют своего назначения: Катерина Петровна догадывается, кто составлял телеграмму; Настя не успевает повидаться с матерью, попросить у неё прощения. Не забывайте о самых близких, самых родных, которые так нуждаются в вас, а то может оказаться поздно.

  • Как выражается авторская позиция в тексте рассказа «Телеграмма»? (Письменно.)
  • Написать сочинение «Поступок, за который я себя осуждаю».(По выбору учащихся)

Паустовский “Телеграмма”: главные герои, как написать характеристики?

    1. Катерина Петровна – старушка, дочь известного художника, уже умершего.
    2. Манюшка – соседская девчушка, помогающая Катерине Петровне по хозяйству. Катерина Петровна, чтобы отблагодарить девушку, дарит ей различные мелкие подарки – то бусы, то какой-нибудь свой старый наряд.
    3. Тихон – сторож, время от времени приходит проведывать Катерину Петровну, помнит еще ее отца, к которому относился с уважением.
    4. Настя, дочь Катерины Петровны, живет далеко в Ленинграде, пишет матери крайне редко, но раз в два-три месяца присылает ей денежные переводы. Катерина Петровна тоже писала Насте редко (чтобы не отвлекать), но зато думала о ней постоянно. Однажды, почувствовав, что ей уже не пережить наступающую зиму, Катерина Петровна написала Насте письмо, в котором попросила ее приехать навестить мать. Но вечно занятой Насте (он работала в Союзе художников) было недосуг. Она устраивала выставки, хлопот и дел – невпроворот.

    Когда Настя наконец смогла приехать, мать уже два дня как похоронили. Не дождавшись единственной дочки, Катерина Петровна тихо ушла в окружении преданных ей Тихона и Манюшки.

    Домой Настя возвращалась крадучись, потому что:

    Паустовский никого не осуждает в своем рассказе, только как будто спрашивает, как самые близкие люди могут вдруг стать такими равнодушными? Почему совсем не образованные, чужие Тихон и Манюшка вдруг стали единственной опорой в жизни старой женщины, а дочь – как те картины на стенах их дома, превратилась в далекое воспоминание, теплое и родное, но недоступное.

  • Очень грустный и поучительный рассказ Константина Паустовского Телеграмма говорит нам о том, что как бы мы не были заняты, как бы не ушли в работу, сколько бы не строили карьеру, но забывать своих родителей все равно нельзя. Ведь родители – это святое.

    Главные герои рассказа:

    Катерина Петровна, старушка, которая прожила долгую и интересную жизнь, была в Париже на похоронах Гюго и всю жизнь проработала в мемориальном домике своего отца, известного художника.

    Ее дочь жила в Ленинграде и давно не навещала Катерину Петровну, которая мечтала только об одном – перед смертью вновь увидеть дочь, потому что чувствовала, что последнюю зиму ей уже не пережить. Катерина Петровна деликатный человек, который старался всем угодить, чем-то одарить, и не мешать молодым.

    Но почувствовав, что смерть близка она взмолилась в письме, прося дочь приехать. Дочь не приехала, и умирая Катерина Петровна не поверила, что дочь едет к ней.

    Настя, дочь Катерина Петровны. Молодая девушка, которая сильно увлечена своей работой в Союзе художников и которой очень редко вспоминается родная мама. Она получила письмо, но представила все неудобства связанные с поездкой и решила не ехать. Ведь у нее было столько работы.

    Настя не то, чтобы черствая сердцем, она просто не понимала, что мама у нее одна, и что она ее может больше никогда не увидеть. Когда же Настя получила телеграмму Катя умирает, то глубоко раскаялась в своем легкомыслии и бросилась к матери, вот только было поздно.

Сочинение

В рассказе «Телеграмма» К. Паустовский поднимает тему человеческого равнодушия и одиночества. Сюжетную основу составляет простая история о том, как пожилая мать, забытая дочерью, занятой своей работой в городе, умирает в одиночестве.

Композиционно рассказ разбивается на три части: в первой рассказывается о жизни Катерины Петровны в селе Заборье. Вторая посвящена дочери Насте. В третьей части происходит трагическая развязка этой истории. Рассказ наполнен символами, деталями, помогающими понять, как автор оценивает героев.

Очень важен в рассказе пейзаж. Он создаёт печальное настроение, ощущение какой-то скорой утраты. Описывается октябрьское ненастье. Грусть льётся с самого начала произведения: «Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели. Спутанная трава в саду полегла, и всё доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора». Далее рассказывается о Катерине Петровне. Автору симпатична эта одинокая старушка. Её одиночество скрашивают девочка Манюшка, помогающая по дому, и сторож Тихон. Она живёт прошлым.

Кажется, в доме время застыло на месте. Он даже чем-то напоминает заброшенный музей. Это подчёркивают такие детали, как пыльный «Вестник Европы», пожелтевшая посуда, картины на стенах, застоявшийся запах нетопленых печей. Катерина Петровна дарила Манюшке сморщенные перчатки, страусовые перья, стеклярусную чёрную шляпу — вещи, которые сегодня не найдут применения. Всё, что у неё осталось от жизни, — это дочь Настя. Каждый день старушка думает о Насте, ждёт её появления и плачет. Она сидит так тихо, «что мышь, обманутая тишиной, выбегала из-за печки, становилась на задние лапки и долго, поводя носом, нюхала застоявшийся воздух».

Тяжесть одиночества автор подчёркивает, одушевляя неживой предмет: «Керосиновый ночник был…, казалось, единственным живым существом в покинутом доме». Писатель вводит описание осеннего рассвета, который по традиции символизирует возрождение. Но здесь он значит совсем иное: «Рассвет всё больше медлил, всё запаздывал и нехотя сочился в немытые окна, где между рам ещё с прошлого года лежали поверх ваты когда-то жёлтые, осенние, а теперь истлевшие и чёрные листья». Так постепенно угасает и жизнь Катерины Петровны, кончается её осень. Ощущение одиночества и старости символически передаются и через образ клёна, который когда-то давно девушкой-хохотушкой посадила Катерина Петровна. Теперь он стоял «облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи».

Образу Катерины Петровны противостоит образ Насти. С ней мы знакомимся во второй части рассказа. Она живёт в Ленинграде и работает секретарём в Союзе художников. Настя редко вспоминает о матери, она даже не находит минуты, чтобы написать ей письмо. У Насти Катерина Петровна — единственный дорогой человек. Но работа заставляет забыть о ней.

Настю нельзя, казалось бы, назвать чёрствой, бездушной. Это подтверждает эпизод со скульптором Тимофеевым. Она заботится о том, чтобы он смог организовать выставку. Настя приходит к Тимофееву в мастерскую. Там холодно, чадит керосинка. Но трудности, которые переживает Тимофеев, кажутся совсем несерьёзными, особенно в сравнении с горем одинокой Катерины Петровны. На этом фоне невыразительно звучит жалоба Тимофеева: «Непонятно, как я ещё не издох в этой берлоге. А у Першина в мастерской от калориферов дует теплом, как из Сахары». То есть, переживания Тимофеева не столь драматичны, как переживания одинокой старушки.

Истинные ценности начинают открываться, когда в зале на обсуждении выставки работ Тимофеева гремят аплодисменты в честь Насти, вытащившей скульптора из забвения, а Настя в это время читает телеграмму о том, что мать её умирает из-за душевной чёрствости «чуткой» Насти.

Автор прямо не осуждает Настю. Здесь снова на первый план выходят символы. Вот Настя смотрит на скульптуру Гоголя: «Настя вздрогнула. Насмешливо, зная её насквозь, смотрел на неё остроносый сутулый человек… «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, — казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. — Эх, ты, сорока!». А вот и последняя «встреча» после получения телеграммы: «Гоголь смотрел на неё, усмехаясь. На его виске как будто тяжело билась тонкая склеротическая жилка. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!».

Наконец, в третьей части Настя жестоко наказана за невнимание к матери. Приехав в Заборье, она не застаёт матери в живых, не получает прощения за свою сухость. Но теперь душа несчастной Катерины Петровны, наконец, успокоилась. Это подчёркивает спокойный, почти зимний пейзаж: «Подморозило. Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмёрзшую картину».

«Нет оправдания душевной чёрствости», — утверждает Паустовский своим рассказом.

Классик русской литературы К. Г. Паустовский пользуется известностью не только на Родине, но и во всем мире как замечательный мастер слова. Его проза поражает красочностью и точностью слов. В каждом произведении писателя проявляется любовь и внимание к красоте природы, к людям, чувствующим и понимающим музыку окружающего мира.

Избегая будничных впечатлений и слов, Паустовский замечает трогательное и необычное в окружающем пейзаже. И точно так же писатель, не касаясь биографии героев, обращается к жизни чувств, изображает диалектику их души, отбирая те мелочи, которые помогут читателю видеть человека, чувствовать и улавливать источник его переживаний.

Искусство видеть мир

Неутомимый романтик, тонко чувствующий окружающий мир, Паустовский, с восторженностью и поэтичностью пишет живописные картины природы - волнующей, роскошной, полной величественности и блеска. Человек, который слышит музыку дождя, шепот морского прибоя, чувствует ласковые всплески воды и дыхание цветущей земли, также чутко слышит малейшие колебания человеческой души.

Любовь, с которой Паустовский относился к окружающему миру и окружающим его людям, пронизывала его произведения. Тепло и красота писательского языка, глубина и образность повествования от сердца писателя шли к читательскому сердцу и задевали те струнки души, о существовании которых читатель и не догадывался до знакомства с Константином Георгиевичем Паустовским.

История одной фотографии

С «Телеграммой» Константина Паустовского связана реальная история, произошедшая в 1964 году. В Москву на гастроли приехала популярная певица и актриса Она писала, что в московском аэропорту у встречавших ее журналистов сразу же спросила о Паустовском. Когда Марлен подъезжала к отелю, она уже знала, что писатель лежит в больнице. Г. Арбузова, падчерица Константина Георгиевича, в одном из интервью рассказывала, что Паустовский хотел побывать на концерте Марлен Дитрих, но в то время был очень болен. И вот в сопровождении своего врача В. А. Коневского писатель отправился в где она выступала.

После концерта легенда кинематографа отвечала на вопросы. И когда у Марлен спросили, какой у нее любимый писатель, ответила, что любит Паустовского. К ней подошла переводчица Нора и сообщила, что писатель в зале. Марлен стояла и всматривалась в зал, ожидая, что он поднимется на сцену. Но, будучи очень застенчивым человеком, Константин Георгиевич не поднимался. И когда зал стал аплодировать, подбадривая его, Паустовский вышел на сцену. Марлен, не сказав ни слова, встала перед писателем на колени и прижала его руку к своему залитому слезами лицу.

Вечернее платье актрисы, расшитое камнями, было настолько узким, что стали лопаться нитки, и камни посыпались по сцене. Все на мгновение замерли. Недоступная богиня стоит на коленях и целует руки советского писателя. Потом огромный зал медленно и неуверенно поднялся, в тишине послышались робкие одинокие хлопки, а потом началась настоящая буря - шквал рукоплесканий. Когда Марлен помогли подняться с колен, она тихо сказала, что ее потряс рассказ Паустовского «Телеграмма». И с тех пор она считала своим долгом поцеловать руку писателя, написавшего это.

Персонажи рассказа «Телеграмма»

Константин Георгиевич вспоминал, что в краю он создал много вещей, в том числе и рассказ «Телеграмма». Дату написания Паустовский не указал, но впервые рассказ был напечатан в восьмом номере журнала «Огонек» в 1946 году. Сюжет рассказа прост: не дождавшись приезда дочери, старая женщина умирает. Дочь, получившая телеграмму о болезни матери, добирается в далекую рязанскую деревеньку только на следующий после похорон день.

Действующие лица этой истории составляют две группы: жители села Заборья и окружение Насти. Катерина Петровна, дочка известного художника, живет после его смерти в селе Заборье в доме, им построенном. К первой группе относятся и ее односельчане: дочка соседа Манюшка, почтарь Василий, сторож Тихон и старики, хоронившие Катерину Петровну.

Вторая группа лиц сосредоточена вокруг Насти, дочери Катерины Петровны, уехавшей много лет назад в Ленинград. К этой группе героев «Телеграммы» Паустовского можно отнести и скульптора Тимофеева, выставкой которого занимается Настя, и его более удачливого коллегу по цеху Першина, и старого мастера, встревоженного телеграммой, которую получила Настя.

Говоря о творчестве Паустовского, нужно иметь в виду, что его произведений несут особую смысловую нагрузку. Также и действующие лица, которых писатель, казалось бы, упомянул мимоходом, на самом деле выполняют важную роль - раскрывают нравственные проблемы, которые волновали автора. Отчасти понять их поможет и краткое содержание рассказа Паустовского «Телеграмма» и анализ, представленные ниже. Параллельно рассмотрим и детали, подчеркивающие тему, и проблемы, затрагиваемые автором.

Катерина Петровна

Стояли синеватые пасмурные дни октября, в этом году он был на редкость дождливый. Катерине Петровне все труднее было вставать по утрам. Она доживала свои дни в старом мемориальном доме, построенном отцом. После его смерти дом охранялся областным музеем. На стенах висели картины, на которых ничего нельзя было разобрать: возможно, они потускнели от времени, а может быть,глаза Катерины Петровны стали плохо видеть.

Рассказ «Телеграмма» Паустовского начинается с описания хмурой осенней погоды, и на фоне ее выделяется маленькая деталь - подсолнечник у забора. Осенний пейзаж как будто передает состояние Катерины Петровны, а подсолнух подчеркивает одинокую старость.

Последняя обитательница дома смотрела на «Вестник Европы», пылившийся на полках, и думала, что в Заборье не с кем поговорить о картинах, о Париже. Не с Манюшей же об этом беседовать, дочерью соседа. Она каждый день прибегала то воды принести, то полы подмести. Катерина Петровна дарила девочке страусовые перья, старые перчатки и шляпу, на что Манюша отвечала, что сдаст их в утиль.

Еще одна важная деталь, которой уделяет внимание К. Г. Паустовский в «Телеграмме» - памятные вещи, которые старушка дарила. Не отдавала за ненадобностью, а дарила дорогие для нее, ставшие частичкой жизни Катерины Петровны, вещи, которые, как оказалось, никому, кроме нее, не нужны.

И в одиночестве жестоком

Иногда заходил старый сторож, помнивший еще отца Катерины Петровны. Он убирал засохшие деревья в саду, пилил и колол дрова. И всегда спрашивал, пишет ли Настя. Не дождавшись ответа, он уходил, а Катерина Петровна начинала плакать. И лишь керосиновый ночник, казалось, был единственным живым существом в старом доме.

Эта маленькая деталь подчеркивает одиночество героини «Телеграммы». Проблему Паустовский усиливает, показывая безмерность ее одиночества, словами «без слабого огня». Старушка была настолько одинока, что даже огонек ночника помогал ей, иначе не знала Катерина Петровна как дожить до утра.

Писем от Насти мать не получала, но почтарь Василий приносил от дочери денежные переводы, которые извещали, что Настя очень занята, нет времени даже на письмо. Однажды ночью кто-то стучал в калитку, заколоченную несколько лет. Старушка вышла посмотреть, кто стучит, но там никого не оказалось.

И снова подчеркивает Паустовский в «Телеграмме» тему одиночества - не открывавшаяся несколько лет калитка.

Остановилась Катерина Петровна на обратном пути возле клена, который она посадила будучи молодой девушкой. Он стоял пожелтевший и озябший, и некуда было клену деться от бесприютной ветреной ночи. Пожалела она его и побрела домой.

В ту же ночь написала письмо ненаглядной дочери и просила ее приехать хоть на день. Сообщила, что очень больна, и хотела бы увидеться с ней перед смертью. Манюша письмо отнесла на почту и долго толкала его в ящик, словно заглядывала внутрь. Но там только жестяная пустота.

Кажется, чего необычного в том, что почтовый жестяной ящик пуст? Но К. Г. Паустовский в «Телеграмме» в каждую деталь вкладывает смысл: пустота - бездушие дочери.

Дочь Настя

Еще одна героиня рассказа Паустовского «Телеграмма» - Настя. Она много лет назад уехала из Заборья. Жила в Ленинграде и работала в Союзе художников. Занималась организацией конкурсов и выставок, которые отнимали много времени. Даже вот письмо от матери и то прочесть некогда. «Пишет, значит, жива», - подумала Настя. Спрятала письмо в сумочку не читая и отправилась в мастерскую скульптора Тимофеева.

Анализ «Телеграммы» Паустовского показывает, что автор поднимает серьезные нравственные проблемы: разобщенность близких людей, их отдаление и нежелание показать чувства. Три года Настя не видела маму, которая никогда не надоедала упреками и жалобами. И, получив весточку от самого родного и близкого человека, она спрятала письмо, не читая. Этими словами писатель подчеркнул равнодушие и черствость героини.

Промозглый осенний ветер забрался и в мастерскую Тимофеева, который рассказывал о том, как тепло в студии коллеги Першина. Тимофеев жаловался на холод, на ревматизм. Настя пообещала ему помочь и попросила художника показать ей Гоголя. Тимофеев подошел к скульптуре великого писателя и сдернул с нее ткань. Настя вздрогнула. На нее насмешливо смотрел сутулый человек, и она видела, как на его виске бьется склеротическая жилка.

Почему Паустовский выбрал именно скульптуру Гоголя? Как известно, великий сатирик обладал удивительной способностью угадывать человека. Что этим хотел сказать Паустовский? Анализ «Телеграммы» показывает, что в рассказе автор поднимает и тему воздействия искусства на человека. Насте показалось, что Гоголь смотрит на нее насмешливо, словно разглядел ее показную доброту и черствую душу. Настя тут же укоряет себя, что письмо-то в сумочке лежит нераспечатанное.

Телеграмма

Две недели Настя занималась устройством выставки. В день открытия пришли известные художники и скульпторы - обсуждали и хвалили работы Тимофеева. Вошла курьер Даша и вручила телеграмму, смысл которой дошел до Насти не сразу. Поначалу она подумала, что это не ей, но обратный адрес, где было написано слово «Заборье», развеял сомнения. Настя нахмурилась, скомкала телеграмму, и слушала выступление Першина, который рассыпался благодарностями в ее адрес, отмечая, что в лице Анастасии Семеновны забота о человеке стала реальностью.

В рассказе Паустовского «Телеграмма» равнодушие и отзывчивость Насти стоят рядом. Отзывчивая к посторонним людям, она равнодушно отнеслась к письму матери. И казалось бы, получив телеграмму, что самый близкий и родной человек умирает, она должна была бежать к маме со всех ног, чтобы успеть, чтобы увидеть, услышать и обнять ее еще хоть раз. Но Настя скомкала телеграмму. В двух словах, пока с кафедры неслось о заботе, автор выразил жестокость, лицемерие, равнодушие дочери.

Старый художник, озабоченный задумчивым видом Насти, подошел, тронул ее за руку и поинтересовался, не телеграмма ли ее так встревожила? Настя сказал, что телеграмма от знакомой, ничего ужасного не произошло, но весь вечер ощущала на себе пронзительный и тяжелый взгляд. Кто бы это мог быть? Настя подняла глаза: на нее, усмехаясь, смотрел Гоголь.

Произведение «Телеграмма» Паустовский продолжает словами из письма Катерины Петровны: «Ненаглядная моя» - обращалась к Насте мать. Настя села на скамейку и заплакала. Она поняла, что никто и никогда не любил ее так, как мама. Тем же вечером Настя уехала в Заборье.

Заборье

Тихон отправился на почту, пошептался о чем-то с Василием, осторожно нацарапал что-то на телеграфном бланке и поплелся к Катерине Петровне. Она не вставала уже десятый день. Манюша не отходила от нее шестые сутки и успокаивалась только тогда, когда Катерина Петровна шевелилась под одеялом. Вошел Тихон, сказал, что на улице похолодало, дорогу прибьет морозцем, и Насте теперь сподручнее будет доехать, и неуверенным голосом прочел телеграмму, которую сам же принес.

Катерина Петровна отвернулась к стенке. Тихон сидел и вздыхал в прихожей, пока Манюше не позвала его в комнату старушки. Она лежала бледная и маленькая. «Не дождалась», - вздохнул Тихон и вышел. На следующий день старики и ребята хоронили Катерину Петровну.

Здесь появляется в «Телеграмме» Паустовского героиня, молодая учительница, которой он уделил всего несколько строчек. В них совершенно незнакомый человек отдает дань уважения женщине-матери.

У молодой учительницы такая же старенькая седая мама осталась в уездном городе. Учительница вздохнула и медленно пошла за гробом, спрашивая у людей, одинока ли была умершая? На что ей ответили, что есть у Катерины Петровны дочка в Ленинграде. Но, видимо, так высоко взлетела, что на похороны к матери выбраться не смогла. Учительница подошла к гробу, поцеловала руку Катерины Петровны и долго слушала, как за ее спиной переговариваются старики.

Настя приехала в село после похорон и застала только могильный холмик. Осмотрела комнату матери, из которой жизнь, казалось, ушла давным-давно и, крадучись, чтобы никто ее не увидел, уехала из Заборья. И никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять невыносимой тяжести с ее души.

Между строк

В рассказе Константина Паустовского «Телеграмма» между строк можно прочитать многое о семье, живущей в старом доме. Катерина Петровна живет среди картин своего отца и его друзей. Сам Крамской был его другом, эскиз к его картине занимает в доме почетное место. Журнал «Вестник Европы» читали и Катерина Петровна, и ее отец. В нем печатались произведения русских писателей Соловьева, Островского, Тургенева, Гончарова. На этой классической литературе выросли обитатели дома.

Катерина Петровна летом 1885 года была с отцом в Париже, именно тогда умер Виктор Гюго, на похоронах которого она была. Похоронена она была не рядом с отцом. Никто из присутствующих не вспомнил, что она была дочерью известного художника. Не потому ли, что жители села, оказывавшие Катерине Петровне посильную помощь, не понимали значимости и ценности картин, висящих на стенах ее дома?

Так, мимолетно, показал Паустовский огромную духовную пропасть между интеллигенцией и крестьянством России. Очевидно, вклад художника в российское искусство был большим, так как дом был мемориальным. Почему в кавычках это слово написал Паустовский в «Телеграмме»? Равнодушие и отзывчивость и здесь стоят рядом. С одной стороны - равнодушие государства, под охраной которого находился дом, а значит и картины, потускневшие и забытые. С другой - отзывчивость простого сторожа. Из жалости Тихон помогал Катерине Петровне по хозяйству. И он единственный, кто помнил художника и, вероятно, не осознавал истинную ценность картин, но смотрел на них с почтением и вздыхал: «Работа натуральная!»

Зарубки на сердце

В «Золотой розе» автор написал историю создания рассказа «Телеграмма». Дату написания Паустовский не уточнил, но рассказал трогательную историю, на основе которой он создал свой шедевр. Глава «Зарубки на сердце» знакомит с прототипами этого рассказа. Одно время Паустовский жил под Рязанью, в усадьбе знаменитого когда-то гравера Пожалостина. Единственная дочь хозяйки дома забыла о матери, и высылала из Ленинграда только переводы.

По вечерам писатель ходил пить чай к Катерине Ивановне. Видела хозяйка усадьбы плохо, и по два-три раза на день к ней забегала соседская девочка Нюрка. Катерина Ивановна жила когда-то в Париже, знала Тургенева и присутствовала на похоронах Гюго. Она давала Паустовскому почитать связку желтых писем, оставшихся от отца.

Паустовский пишет, что телеграмму Насте отослал он, сообщая о смерти ее матери. Нюрка отдала писателю конверт, в котором Катерина Ивановна написала, в чем ее хоронить. Паустовский увидел хозяйку усадьбы уже прибранную - она лежала в золотистом бальном платье со шлейфом, в черных замшевых туфельках. Настя приехала через три дня после похорон.

В своей автобиографии Паустовский рассказывал о том, что на войне у него погибли два брата. У писателя осталась только полуслепая сестра. Не ее ли беспомощный облик лег в основу характеристики главной героини рассказа? Думается, не только образ дочери Пожалостина нашел отражение в героине романа. Но и другие, дорогие сердцу автора образы близких людей, которых он изобразил с такой любовью, тоской и искренним сожалением.

Пока не поздно

Каков жанр «Телеграммы» Паустовского? на нескольких страницах которого автор поднимает важные проблемы: одиночество, материнскую любовь, проблему отцов и детей. Композиционно рассказ делится на три части, одна из которых рассказывает о матери, вторая о дочери, а в третьей происходит трагическая развязка.

Полуслепая старушка, живет среди своих воспоминаний. Только они остались с ней, даже собственной дочери Катерина Петровна не нужна.

Настя, молодая женщина, занята карьерой - она с упоением помогает молодым художникам, организует выставки. Ей некогда заниматься проблемами своей матери. Написала письмо? Значит, жива. Зачем куда-то ехать? Терять драгоценное время? Смотреть на картины, засиженные мухами? Слушать рассказы, слышанные не один раз? Скучно. Успеется. Потом.

Произведение Паустовского «Телеграмма» в жанре рассказа напоминает, что все нужно делать вовремя. Заботиться о близких и родных, говорить им слова любви, проводить с ними больше времени. Всегда ли мы знаем цену нашего покоя и счастья, оплаченного самозабвением матери? Старинное слово, практически вышедшее из обихода повседневной речи, как нельзя лучше характеризует истинную материнскую любовь. Самозабвение - забыть себя ради ребенка.

А всегда ли мы помним о маме? За суетой жизни, нехваткой времени, погоней за карьерой можно опоздать. Как это случилось с героиней рассказа Настей. Как показал анализ «Телеграммы» Паустовского, дочь Катерины Петровны не была совершенно бездушным человеком. Она заботилась о своих коллегах, но для единственного человека, самого родного и близкого, который ничего не требовал от нее, не высказывал недовольства, а просто хотел немного тепла и внимания, она не нашла времени.

Название рассказа

Почему так назван рассказ Паустовского «Телеграмма»? Отзывы читателей, до глубины души тронутых этим рассказом, сходятся в одном - это телеграмма нам, читателям, сообщающая о том, что жизнь быстротечна, и надо беречь и ценить своих близких.

В рассказе даны две телеграммы. Настоящая послана сторожем Насте в Ленинград. Другая телеграмма выдумана тем же Тихоном. Он придумал ее для того, чтобы поселить в сердце умирающей матери надежду. Катерина Петровна догадалась, но поблагодарила сторожа за ласку и добро.

Но ошибочно предполагать, что заголовок - это отражение двух телеграмм. Мастер слова Паустовский взвешивал каждое слово. И, в свете строительства социалистического государства, призывающего думать сначала о Родине, а потом о семье, писатель своей «Телеграммой» напоминает - не забывайте своих близких.