Сюжетная линия «Господин Журден и его учителя. Анализ пьесы «Мещанин во дворянстве»

Главным героем комедии является господин Журден. Он богат, но вот его род его смущает, ему противно его происхождение. Журден имеет огромное желание входить в круг высшего общества. Его мнение по поводу того, что деньги решают все можно назвать ошибочным. Журден уверен в том, что средства решат вопрос любви, титулов, знаний и других вопросов. Главный герой безграмотен и не образован. Поэтому люди только делают вид, что он умен и образован, на самом деле им нужны только его деньги. Журден очень наивен и его вводят в обман практически все люди. Ему льстят и говорят комплименты и на этом фоне обманывают и учителя и портные.

Персонаж выглядит очень смешно особенно в тех ситуациях, когда проявляется его желание превратиться в аристократа. Автор комедии дает понять, что главный герой своим стремлением опустошает свою душу от хороших задатков. Если взять, в общем, то главный герой не дурак, ему удалось воспользоваться деньгами отца и к тому же умножить его. Так же Журдену хватает интеллекта, чтоб понять, что его обманывают учителя, они дают ему неправильные истины. Истины данные ему учителями, только сковывают его и не дают развиваться в правильном направлении. Журден часто становится поводом для насмешек. Даже его прислуга при его виде не в состоянии сдержаться, чтоб не засмеются. Герой это замечает, но для него это не важно, ведь у него есть цель, которая не только делает его посмешищем, но и подвергает опасности окружающих.

Для его окружения, которое никак не влияет на его будущий, по его мнению, успех в высшем обществе, Журден становится опасным. Его жена может попасть под горячую руку, и Журден начинает ее оскорблять и обманывать. Слуги также становятся жертвами плохого обращения и унижений. Даже дочь является лишь этапом, который может помочь Журдену добиться своего. Счастье его дочки под большой опасностью, но это не важно, важно получить звание аристократа.

Автор пьесы при всей доброте и отзывчивости Журдена, все же преподносит его как грубого, циничного и безграмотного человека. Конечно, герой вызывает смех, но как же можно его презирать за это? Автор в основном старался высмеять аристократов. Каким бы не был герой, он до последнего придерживается своей линии жизни, он не меняет свои суждения. В итоге про Журдена можно сказать, что он слишком избалован роскошной жизнью и ему скучно. Он занимается совершенно ненужным занятием.

Сочинение про Журдена

Главным персонажем творения «Мещанин во дворянство» является господин Журден. Журден – это богатейший человек, который тщательно скрывает свое происхождение. Его плохое происхождение мешало ему попасть в светское общество.

Герой полагал, что деньги правят всем и на них можно приобрести все вплоть до любви и дворянского воспитания. За свои деньги герой нанял многочисленное количество преподавателей, которые начали его учить поведению аристократов и определенным наукам. Во время обучения герою получилось разоблачить недостатки и невежество людей из высшего общества. Герой не обладал особыми знаниями и поэтому он стал жертвой обманщиков. Журдена обманывали все от простых преподавателей до портного.

Стремление стать дворянином сделало из Журдена настоящее посмешище. Автор показал, что благодаря порокам люди могут забыть о своих хороших задатках. Увлечения стали смыслом жизни для героя. Журден обладал особым умом, который помог ему преумножить отцовское состояние. Он знал, что портной его обманывает, и при этом не стал ему перечить. Поскольку герой сильно хотел стать аристократом. Также Журден знал, что учителя не обучают его ничему. Тем не менее, желание стать дворянином было сильнее его разума.

Над Журденом все смеялись. Его супруга старалась отговорить супруга от замысла. Портной Дорант притворялся другом, хотя в душе ненавидел его. Герой стал посмешищем даже перед своими слугами. Причиной смеха являлся нелепый наряд Журдена. Его стремление пробиться в ряды дворян становится опасным для окружающих людей. Он стал обманывать и постоянно унижать супругу. Также стал плохо обращаться со слугами. Он даже решил пожертвовать счастьем дочери ради того, чтобы стать аристократом.

В произведении автор описал Журдена как грубого и необразованного человека. Одновременно герой был наивным, искренним и добродушным человеком. После изучения определенных наук герой начал изъясняться прозой. Каждое его открытие и действие вызывало только смех. В пьесе автор посмеялся над аристократами и направил острие сатиры против них. Несмотря на сильное желание попасть в высшее общество, Журден всегда оставался искренним человеком в отличие от Доримена и Доранта, которые не имеют совести и чести. Журден является добрым и состоятельным человеком, который нашел себе ненужное увлечение.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Портрет А.П. Струйской Рокотова

    В картинах Рокотова всегда присутствовала некая харизма и обаяние со стороны модели для картины. По картинам видно, что при их написании автор старался как больше внимания уделять именно лицу и взгляду и как меньше всему остальному

  • Сочинение Почему Онегин отвергает любовь Татьяны?

    Онегин отверг любовь юной Татьяны, потому что оказался недостойным её возвышенного искреннего чувства. Ему нечем было ответить на него. В его душе 26-летнего светского ловеласа не отозвалась ни одна

  • Рассказ Л.Н. Толстого Кавказский пленник небольшой по объему. Сюжет в нем тоже несложный. Героев немного. Но короткий промежуток жизни этих героев, их взаимоотношения, описанные в рассказе могут многому научить.

  • Сочинение Душевная драма Катерины пьеса Гроза

    Катерина – центральный персонаж пьесы Островского «Гроза». С момента написания произведение пользуется огромной популярностью. Спектакли, поставленные по мотивам пьесы

  • Отзыв о рассказе Куст сирени Куприна

    Произведение А.И.Куприна «Куст сирени» не может оставить равнодушным читателя. В рассказе поражает простота языка, проблемы, затронутые писателем остаются актуальными и в наши дни.

«Мещанин во дворянстве» - это не единственная пьеса, в которой Мольер высмеивает дворянство. Это одна из наиболее ярких комедий, в которой автор показывает сатирический образ буржуа.

Изображая излишне доверчивого и доброго купца Журдена, Мольер осуждает его тщеславие и стремление приобрести дворянские манеры любыми путями. Журден нанимает разных учителей, чтобы те научили его манерам, танцам и музыке, но так и остается непутевым и спесивым.

Учителя тоже не так далеки от Журдена: они ссорятся по пустякам, не в состоянии определиться, какая же из наук является самой важной.

Простой народ сообразительней, чем люди образованные: помощники портного открыто выуживают у Журдена деньги, служанка Николь не боится откровенно смеяться над своим хозяином.

Журден является главным героем пьесы, из мещанина он пытается вдруг превратиться в дворянина. Он считает, что наличия денег для этого достаточно, единственное, к чему у него было стремление в жизни - быть дворянином. Ему очень хотелось быть в окружении дворян, для этого он шел на немалые жертвы: носил туфли, в которых нога складывалась почти вдвое, едва мог натянуть на себя шелковые чулки, одеваясь смешно и безвкусно. Его стремление получить титул просто затуманивало ему глаза. Деньги у Журдена есть, однако нет элементарного образования, отсутствуют манеры, он беспросветно глуп. Журден на старости лет решил изучать философию (для него стало большим "открытием", что он разговаривает прозой), стал заниматься музыкой, танцами и фехтованием. Он думает, что при наличии кое-каких знаний и денег возможно занять место среди знатных дворян. Его окружают слуги и учителя, которые требуют за свою работу высокую оплату, однако и не думают ее выполнять. "Благородные" науки как-то не укладываются в голове Журдена. Жена просит прекратить напрасные траты, но мещанин ничего не хочет слышать. Служанка Николь тоже хочет образумить своего господина, при этом видно, что бедная необразованная девушка гораздо умнее своего хозяина. Журден даже комическое посвящение в "мамамуши" воспринимает серьезно. Желание Журдена набраться ума-разума, безусловно, достойно уважения. Но он смешон своей уверенностью сделать это за несколько дней.

Стремление во что бы то ни стало "одворяниться" влияет на душевный настрой Журдена, а также определяет характер его чувственных восприятий. Главный герой с готовностью принимает за правду любую нелепицу, причем очевидную, лишь бы только она подкрепляла его "движение" к высшему свету. Журден просто тает от льстивого признания якобы дворянской принадлежности.

Мольер в своем произведении смеется над безграничной тупостью Журдена. На примере этого мещанина он показывает, насколько недалеким и неотесанным может быть даже человек с деньгами, который считает, что можно купить ум. Великий драматург смеется не над конкретным человеком, а высмеивает тщеславие и стремление всячески подражать любым внешним признакам высшего сословия, при этом не меняясь внутренне. Главное содержится не в титуле и не в костюме, а честь, достоинство, ум и образованность купить нельзя.

Осознав, что именно высмеивает Мольер в произведении «Мещанин во дворянстве», обратите внимания на другие сочинения:

Чаще за все во время изучения комедии на эту сюжетную линию не обращают соответствующего внимания. Тем не менее, как оказывается, именно она становится очень важной для создания всесторонней характеристики главного героя, а также для характеристики времени действия комедии, для осмысления эстетичной своеобразности классицизма и т. п.. Не следует также забывать, что — в композиционном плане. Поэтому именно их характеристика «хозяина жизни» подготавливает восприятие этого персонажа читателями и зрителями. Мольер дает нам блестящий пример создания образа героя драматического произведения с помощью приема «герой о герое». Причины, согласно которым комедия начинается из разговора учителей, также является важной чертой характеристики главного героя. Стараясь мгновенно приобрести изысканное благородство, уверенный, что и в этом случае именно большие деньги решают все возможные проблемы.

Господин Журден начинает чрезвычайно бушующее «обучение». Учителя музыки, танцев, фехтование, философии — вот которые специалисты имеют «учить» его. На первый взгляд, может даже сложиться впечатление, что такой «универсальный» подход к собственной «образованию», к собственному «воспитанию» способен обеспечить господину Журдену достижение нужных ему результатов, но это не так, так как главным становится довольно необыкновенное отношение векового «ученика» и учителей к обучению.

В начале комедии мы узнаем что самые учителя хорошо сознают на самом деле они не смогут научить господину Журдена ничему. И не поэтому не смогут, что они есть профессионально несостоятельными, не потому, что они являются сознательными шарлатанами. Наоборот, каждый из них по-своему — кто больше, кто меньше — в восторге от своей деятельности. Каждый с учителей по-своему заботится о результатах обучения, честно стремится научить чему-то господина Журдена, вместе с тем хорошо понимая, что этот «ученый» некогда не будет учить. Этого не произойдет некогда. Поэтому самому Журдену нужно не знание, не красивые манеры поведения, не умение элегантно двигаться (танцы и фехтование), не возможность правильно высказывать свои мысли (философия). Зажиточному ученику нужно совсем другое: он старается, чтобы то, что именно он провозглашает красивым, умным, благородным, было признано учителями как такое, что есть красивым, умным, благородным!

Когда господин Журден говорит учителю философии, которая «никакая мораль меня не сдержит», речь идет не о какой-либо частном случае, а об отношении этого богатея к жизни вообще. Господин Журден давно привык к тому, что большие деньги разрешают ему не обращать внимание на желание других людей, которые не имеют ни денег, ни благородного происхождения, поэтому во время «обучение» он ведет себя не как ученик, а как такой себе «покупатель», что имеет возможность приобрести все, поэтому и капризничает.

Вместе с тем мужчина хорошо признает собственную необразованность, так как целиком откровенно жалуется учителю философии: «Такая злость меня берет, вспомню, что отец с матерью не учили меня разных наук из детства». Позднее он также довольно откровенно скажет жене: «Я б с радостью разрешил отхлестать себя тут при всех хотя и сейчас, лишь бы только знать все то, чего учат в школе!» Но воспринимает он эту необразованность в первую очередь как такой недостаток, который мешает ему свободно чувствовать в мире шляхтичей, достичь желательного. Поэтому он отвечает жене: «Я хочу ума набраться, чтобы не пасть задних в приличном обществе». Итак, господин Журден не ценит сами знания, культуру, он лишь старается без толку скопировать внешние вещи, которые, по его мнению, может помочь ему превратиться на настоящего шляхтича.

Вместе с тем, несмотря на будто бы признание важности образования, его отношение к знаниям очень, так сказать, практическое. Он искренне испытывает удивление обычным для каждого просвещенного человека вещам, одновременно здравый смысл помогает Журдену избегнуть в отношениях с учителями окончательного преобразования на «ходячую забавность».

Кое-кто с учителей высказывает ему лесть, которая лишала его здравого смысла, предопределяют выполнять требования, которые превращают его в посмешище. Но в то самое время самые учителя должны отказаться от красивого вкуса, от профессионального выполнения своих обязанностей, когда господин Журден настаивает на том, чтобы всегда и все было лишь так, как он того хочет. Аргумент, которым его будто бы можно убедить сделать всегда простой, учителю нужно лишь дать положительный ответ на его вопрос: «А у вельможных господ такие штуки бывают?» Тогда господин Журден соглашается выполнять, но всегда настаивает на том, чтобы именно его точка зрения, его взгляд были «эстетично правильными»!

Когда один из учителей говорит: «Мы здесь для того, чтобы выполнять все ваши желания», он не только дает возможность господину Журдену издеваться над искусством, а и сам отказывается от звания художника. Он предает свое назначение, так как настоящее искусство некогда не приделывается к вкусам «публики», оно, наоборот, формирует эти вкусы, повышает культурный уровень общества. В сущности говоря, это самые художники своим безоговорочным поведением делают так, чтобы зажиточные невежды становились законодателями мод в мире искусства, когда вместо творцов становятся своеобразными прислужницами этих «хозяев жизни».

Этот момент можно считать автобиографическим, ведь сам драматург хорошо знал, что такое с помощью искусства «обслуживать» интересы тех, кто, как говорят, «заказывает музыку». Вот две — противоположные — точки зрения на искусство и художника, с которыми мы встречаемся в комедии: «…похвала опытных людей — высочайшее наслаждение»; «Понимание искусства у него (господина Журдена) в кошельке, а похвала его — червонцы». «Художник и власть» (в том числе власть денег!) — вот какую проблему поднимает Мольер в изучаемой комедии, разные аспекты взаимоотношений художника и власти рассматриваются в процессе осмысления отношения господина Журдена к учителям и учителям к господину Журдена. Треба признать, что эта проблема принадлежит к «вечным» проблемам искусства и художников, поэтому эта сюжетная линия дает возможность выяснить не только характер главного героя, ее обработка выводит школьников на общечеловеческие ценности и проблемы.

Подытоживая рассмотрение этой сюжетной линии, укажем, что раскрытие отношения господина Журдена к учителям и учителям к «шляхтичу» должны происходить путем привлечения ключевых фрагментов текста комедии. В наиболее подготовленных классах целесообразно предложить ученику подготовить сообщение (исследовательский метод) из темы «Учителя и «хозяева» в комедии русского драматурга Дениса Фонвизина «Недоросль».

Сюжетная линия «Господин Журден и его учителя»

Другие сочинения по теме:

  1. В первую очередь нужно проанализировать отношения господина Журдена и его жены. Госпожа Журден — очень умеренная, очень практическая женщина, поэтому...
  2. В нашем сочинении рассмотрим отношения главного героя с графом Дорантом и маркизой Дорименою. Для осмысления этой сюжетной линии определяющей есть...
  3. Школьное сочинение по комедии » Мещанин во дворянстве «. Смех — острое оружие писателей в борьбе с разными человеческими пороками:...
  4. Сюжетная линия Варя — Лопахин должна быть дополнена третьим персонажем — Раневской, которая выступает в роли устроительницы судьбы Вари. Это...
  5. Роман Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера» состоит из четырех частей, в каждой описывается одно из четырех путешествий главного героя. Главным героем...
  6. Сюжетная линия Онегин и Ленский выполняет очень важную функцию в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Что объединило этих двух...
  7. Вечное и «вещное» в рассказе «Господин из Сан-Франциско» Он был твердо уверен, что имеет Полное право на отдых, на Удовольствия,...
  8. Что такое честь? Что она значит в жизни человека? Следует ли жертвовать ею ради своих корыстных целей? Честь — это...
  9. Все события в комедии происходят на протяжении одного дня в доме господина Журдена. Первые два акта являются экспозицией комедии: здесь...
  10. Ход урока. I. Объявление темы и цели урока. II. Выполнение контрольной работы (тесты). Вариант I. Начальный и средний уровни (каждый...
  11. Сочинение по комедии Мольера «Мещанин-шляхтич». …пьесы моего героя будут играть вдоль трех столетий на всех сценах мира, и неизвестно, когда...
  12. Роль учителя в развитии общества всегда была чрезвычайно важной: ведь учителя были носителями знаний, которые передавали следующим поколениям. Задача учителя...
  13. Мольер — литературный псевдоним Жана Батиста Поклена, выдающегося французского драматурга и театрального деятеля. Он родился в 1622 году в Париже...
  14. Вариант 1. Тема сочинения Переосмысление древнегреческого мифа в романе К. Гамсуна. Одним из характерных признаков модернизма, который, начиная с конца...
  15. Норвежский писатель К. Гамсун вырос среди невзрачной северной природы. С пронзительной остротой вглядывался он в лесную гущу, где осуществляются таинства...
  16. Темой комедии являются изображения стремления господина Журдена попасть во дворянство. Желание занять высшее место в обществе — естественное для человека,...
  17. Импрессионизм — это направление в литературе и искусстве, который отмечается утонченным соединением личностных впечатлений и наблюдений, непостоянных мгновенных ощущений. Величайшие...
  18. Роман Кнута Гамсуна «Господин» начал психологическое течение в норвежской прозе. В основе сюжета этого произведения — показ любви на фоне...
  19. Цель: учить определять средства создания комического в произведении и делать обобщения и выводы, определять основную установку классицизма — стремление воспитывать...
  20. Настоящее имя — Кнут Петерсен. Норвежский писатель, лауреат Нобелевской премии (1920), известный по романам «Голод» (1890), «Редактор Люнге» (1892), «Женщины...

Все события в комедии происходят на протяжении одного дня в доме господина Журдена. Первые два акта являются экспозицией комедии: здесь мы знакомимся с характером господина Журдена. Он показан в окружении учителей, с помощью которых старается как можно лучше приготовиться к приему Доримены. Учителя, как и портной, «разыгрывают» господина Журдена: учат его премудрости, которая ничего не стоит.

Активные события разворачиваются с третьего акта. Маркиза и граф разыгрывают господина Журдена, назначая ему второстепенное место на банкете. Потом его разыгрывает находчивый Клеонт, что появляется перед Журденом в виде турецкого дворянина и ухищрениями добивается его согласия на свадьбу с Люсиль.

Пьеса построена по типичной Мольеровской схеме. Пока господин Журден ослеплен своей страстью к маркизе и всему дворянскому, граф Дорант сознательно и целеустремленно направляется к цели - вступить в брак. При этом он изобретательно использует самоослепление господина Журдена.

Тема произведения - свихнутость господина Журдена на благородстве; критика аристократии и изобличение рабского ползания буржуазии перед господствующим классом.

Жанр - комедия-балет, классицистическая комедия с элементами народного фарса, античной комедии и комедий эпохи Возрождения.

Господин Журден. Для того чтобы понять, что высмеивает Мольер в своей комедии, обратимся к образам произведения, а прежде всего, к образу господина Журдена.

Главный герой Журден имеет все, чего может желать человек: семью, деньги, здоровье. За своим происхождением Журден - буржуа, чьи родители были торговцами, но он стыдится своего происхождения и образа жизни.

Главной чертой характера господина Журдена является его мания, страсть ко всему дворянскому. Он стремится попасть в высшее общество, стать благородным дворянином. Безусловно, никому не запрещается самосовершенствоваться. Однако господин Журден избрал ошибочный путь и призрачную цель, которую никак нельзя назвать достойной. Он решил стать любовником маркизы Доримены и благодаря ей войти в аристократические круги. Вершина его стремлений - быть принятым самим королем.

Чтобы иметь вид дворянина, он старается делать все, как аристократы. Закинув дела, Журден нанимает себе учителей танцев, фехтования, музыки, философии, которые, смеясь за его спиной, учат за высокое жалованье всему, что общепринято у аристократов. С их помощью он старается усвоить навыки, манеры дворян, учится танцевать, фехтовать. Уроки танцев Журдену нужны для того, чтобы изысканно кланяться маркизе, фехтование хорошо тем, что... «и трус может убить своего неприятеля, а сам всегда останется целый». Музыке господин Журден учится лишь потому, что «вельможное панство тоже учится музыке». А вся «философия » сводится почти к одному: как лучше написать записочку одной великосветской даме.

Учителя знают настоящую цену господину Журдену. Так, из их реплик возникает человек-ничтожество, которое «ничегошеньки не понимает», но имеет деньги, хотя не имеет вкуса.

Журден совсем не знает специфики музыки, не разбирается в танцах. Об этом свидетельствуют его высказывание: «Вы покажете мне вашу легенькую шутку? Ну, тот... Или как там по-вашему? Ваш пролог или диалог с пениями и танцами?». Он не имеет вкуса, так как не может оценить прослушанное и увиденное: «Это и все? Порядок подобран... еще и выражения такие ловкенькие... И снова пастухи?».

Его невежество проявляется в течение беседы с философом. Ни с одной из наук Журден не знаком, его пугают непонятные слова и термины, он не видит разницы между стихами и прозой.

И лишь в орфографии он видит смысл. Мольер изображает комическую ситуацию с произношением звуков, используя язык как средство для создания комического.

Бессмысленное стремление наследования аристократов особенно высмеивается драматургом в сценах обучения Журдена дворянским «наукам и искусствам». Смех вызывает не сам процесс обучения - в том, что человек хочет получить образование, нет ничего, смешного,- а позорное ползание, лакейское унижение Журдена перед придворными званиями и титулами, смешное домогательство достичь аристократического положения в обществе. Господин Журден определяет содержание своего обучения так: «Я хочу ума набраться, чтобы не пасти задних в приличном обществе».

Определяющая черта образа Журдена - тщеславие (спесивость, гонор). Мечтая быть таким, как дворяне, Журден готов много заплатить за то, чтобы люди относились к нему как к благородно родженному. Ярко это показано в сцене с портным (действие II, явь 9). Комизм создается с помощью употребления титулов лакеем, чрезмерным «повышением» Журдена от «благородного господина» к «вашей светлости».

Но Журден еще не потерял полностью здравого смысла. Он совсем не глупый. Так, Журден увидел, что портной украл у него ткань (сцена с портным), он умеет считать деньги (сцена с Дорантом).

Журден - простой, прямодушный, доверчивый. Лучше всего слепая доверчивость господина Журдена и его простота проявились в сцене банкета (действие III, яви 18, І9; действие IV, явь 1). Человек, менее ослепленный своей губительной страстью и наблюдательный, уже давно бы заметил, что маркиза в этот день даже не слышала о нем, а его присутствие за столом считает случайным.

Доверчивый господин Журден тешит себя мыслью, что граф расхваливает его перед маркизой и передает ей от него подарки. А деньги он набирает взаймы потому, что беспредельно верит Доранту как дворянину.

Охваченный манией дворянства, Журден деспотически запрещает брак своей дочери Люсиль с ее любимым, Клеонтом, на том основании, что тот «не дворянин». Но он согласен выдать свою дочь даже за турка, лишь бы тот был дворянином. Только веселая выдумка Ковьеля, слуги Клеонта, о сыне турецкого султана, который приехал будто бы для того, чтобы попросить руки дочери Журдена, помогает обвенчаться Люсиль и Клеонту.

В конце комедии господин Журден «вылечивается» от своей мании и возвращается к жене. Эксперимент преобразования господина Журдена в во дворянствеа завершается неудачно, так как его мещанская природа берет верх, вдобавок, сомнительными являются и идеалы аристократии, к которой он хотел принадлежать. Здравый смысл побеждает.