Стадии социализации личности по а в петровскому. В социальной психологии эта проблема присутствует как проблема послетрудовой стадии

60. Понятие социализации. Стадии социализации (по А. В. Петровскому)
Социализация – процесс и результат социального развития человека.

Социализация может быть рассмотрена с точки зрения усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта в процессе жизни (Г. М. Андреева).

Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму. Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Она непосредственно связана с социальным контролем , поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества, обладающего всеми видами санкций формального и неформального характера.

Целенаправленные, социально контролируемые процессы воздействия на личность реализуются прежде всего в воспитании и обучении.


Двусторонность процесса социализации проявляется в единстве ее внутреннего и внешнего содержания:

Внешний процесс – совокупность всех социальных воздействий на человека, регулирующих проявление присущих субъекту импульсов и влечений.

Внутренний процесс – процесс формирования целостной личности.
А. В. Петровский выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.
На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на который направлено громадное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка и находящихся в той или иной степени близости к нему .

Происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями; усвоение простых форм деятельности.

Человек обучается быть личностью.Это не так просто. Примером тому являются феральные люди. Феральные люди – это те, кто по каким-то причинам не прошел процесса социализации, т. е. не усваивали, не воспроизводили в своем развитии социального опыта . Это те индивидуумы, которые выросли в изоляции от людей и воспитывались в сообществе животных (К. Линней).
На стадии индивидуализации происходит некоторое обособление индивида, вызванное потребностью персонализации. Здесь личность – субъект общественных отношений.

Человек, уже усвоивший определенные культурные нормы общества, способен проявить себя как уникальная индивидуальность, создавая нечто новое, неповторимое, то, в чем, собственно, и проявляется его личность.

Если на первой стадии наиболее важным было усвоение, то на второй – воспроизводство в индивидуальных и неповторимых формах.

Индивидуализация во многом определяется противоречием, которое существует между достигнутым результатом адаптации и потребностью в максимальной реализации своих индивидуальных особенностей.

Интеграция предполагает достижение определенного баланса между человеком и обществом, интеграцию субъекта объектных отношений личности с социумом.

Человек находит тот оптимальный вариант жизнедеятельности, который способствует процессу его самореализации в обществе, а также принятию им его меняющихся норм.

Данный процесс весьма сложен, поскольку современное общество характеризуется многими противоречивыми тенденциями в своем развитии .

Однако существуют оптимальные способы жизнедеятельности, которые в наибольшей степени способствуют адаптации конкретного человека.

На этой стадии складываются социально-типические свойства личности, т. е. такие свойства, которые свидетельствуют о принадлежности данного человека к определенной социальной группе.

Таким образом, в процессе социализации осуществляется динамика пассивной и активной позиции индивида.
Пассивная позиция – когда он усваивает нормы и служит объектом социальных отношений; активная позиция – когда он воспроизводит социальный опыт и выступает как субъект социальных отношений; активно-пассивная позиция – когда он способен интегрировать субъект-объектные отношения.

Пессимистическая
Оптимистическая
Любовь как отражение личностной неадекватности. итак,
Теория любви а. афанасьева.
Любовь - нормальное чувство адекватной личности.
Теория любви р. мея. р.
Вопрос 11 внушение
Стереотипы бывают
Этнические стереотипы
Классификация и функции
Вопрос 13 альтруистическое поведение в социальной психологии
Вопрос 14 подходы к исследованию ценностей в социальной психологии
Вопрос 15 социальные установки и их влияние на поведение человека
Вопрос 16 социальное познание и здоровье человека (это самый отстойный вопрос во всей истории отстоя)
Вопрос 17 природа социальных предрассудков
Вопрос 18 психология дружбы
Вопрос 20 эффективное ведение деловых переговоров
Вопрос 21 социально-психологические причины девиантного поведения.
Вопрос 22 теории агрессивного поведения
Вопрос № 23 социально-психологическая типология личности э фромма
Вопрос 24 теоретические и прикладные вопросы исследования социального мышления (самый туманный вопрос)
Вопрос №26 исследования в области гендерной психологии
Вопрос № 27 исследование конформизма личности в зарубежной психологии
Вопрос № 28 культура и климат социальных организаций.

1.Социализация личности: механизмы, аспекты, стадии.

Человек – существо социальное. С первых дней он уже включён в социальные отношения и взаимодействие. В процессе взаимодействия человек получает определённый социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится частью личности.

Социализация – это есть процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизведения индивидом социального опыта .

С точки зрения психологии социализация не может рассматриваться как простое, механическое отражение личностью непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются, по-разному переживаются различными личностями. А потому разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный индивидуальный опыт. Это положение лежит в основе двух различных процессов – социализации и индивидуализации .

В социализации выделяют две стороны: воспроизведение социального опыта и усвоение социального опыта. Понятие социализации связано с понятиями «развитие», «обучение», «развитие психики». Социализация происходит как в условиях целенаправленных воспитательных действий, так и в условиях стихийного влияния обстоятельств жизни на личность .

По мнению отечечственных психологов, социализация происходит в трёх сферах жизни человека: в деятельности, в общении, в сфере самосознания.

Социализация в деятельности. Понятие ведущей деятельности ввёл А.Н. Леонтьев. Б.Д. Эльконин развил и углубил это понятие, изучая детей. Современные знания психики человека в онтогенезе позволяют выделить виды ведущей деятельности:

1. Непосредственное общение ребёнка со взрослыми;

2. Предметно-манипулятивная деятельность;

3. Сюжетно-ролевая игра, характерная для детей дошкольного возраста;

4. Учебная деятельность;

5. Общественно-полезная деятельность;

6. Профессионально-учебная деятельность;

7. Трудовая деятельность.

Ведущая деятельность не возникает сразу в развитой форме, а проходит определённые стадии становления. Её формирование осуществляется под воздействием микросреды, в процессе обучения и воспитания .

Социализация в общении. В сфере общения социализация проходит в в ходе постепенного расширения круга общения, углубления самого процесса общеяния, связанного с изменением его содержания и форм. М.И. Лисицина разработала концепцию развития общения ребёнка со взрослыми, в которой общение рассматривается как особый вид коммуникативной деятельности. Содержание параметров общения, по её мнению, зависит от периода психического развития, на котором находится ребёнок .

В сфере самосознания социализация выступает в плане формирования Я-концепции, становления образа самого себя – это очень широкая проблема, затрагивающая самые различные исследования. О Я-концепции речь пойдёт в следующей лекции.

Социализация в сфере самосознания. В сфере формирования самосознания рассматриваются следующие механизмы: идентификация и обособление.

Идентификация – представляет собой процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом.

Это механизм социализации личности, осуществляющий “присвоение” индивидом своей человеческой сущности. Идентификации обычно противоспоставляется процесс обособления – мехнизм индивидуализации личности, воплощённый в стермлении человека выделится из числа других, закрыться, отстраниться. Обособление даёт возможность сохранить свою индивидуальность, чувство собственного достоинства .

Вообще же, механизмов социализации значительно больше. К примеру, к основным механизмам социализации относят:

1) идентификация,

2) подражание,

3) внушение,

4) социальная фасилитация;

5) конформизм.

Социальная фасилитация - повышение скорости (или продуктивности) деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека, выступающего в качестве сооперника или наблюдателя:

Идентификация оказывает двойное воздействие на личность: с одной стороны, она формирует способность к установлению значимых качеств, с другой – может способствовать растворению индивида в другом человеке, выхолащиванию индивидуального.

Подражание – способ воздействия, при котором объект влияния по собственной инициативе начинает следовать образу мыслей или поступкам воздействующего на него субъекта (например, ребёнок подражает взрослому). Подобные случаи являются примерами ненаправленного влияния.

Конформизм (от лат. conformis - подобный, сообразный) - проявление активности личности, которое отличается реализацией отчетливо приспособленческой реакции на групповое давление (точнее на давление большинства членов группы) с целью избежать негативных санкций - порицания или наказания за демонстрацию несогласия с общепринятым и общепровозглашенным мнением и желанием не выглядеть не таким, как все.

Внушение – это процесс подачи информации, воспринимаемой без критической оценки и оказывающей влияние на ряд психических процессов человека. Психологическое внушение используется для того чтобы изменить поведение человека, блокируя при этом его мышление. Данный метод приобретает особую силу при неоднократном повторении. С первого раза человек может не воспринимать внушаемую ему информацию, но прослушав одно и то же несколько раз, он примет ее как должное.

Согласно психологу А.В. Петровскому стадий социализации всего три:

Адаптация;

Индивидуализация;

3) интеграция .

Адаптация – освоение действующих норм и видов деятельности в группе. При этом в групповой деятельности могут складываться благоприятные условия для возникновения новообразований личности, которых до этого не было у данного индивида, но которые уже складываются у других членов группы и которые соответствуют уровню группового развития и поддерживают этот уровень .

Индивидуализация – поиск средств и способов для проявления своей индивидуальности, самовыражения.

Эта стадия порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации и не удовлетворённой потребностью индивида в максимальной персонализации.

Интеграция – взаимное приспособление личности и группы: личность сохраняет те индивидуальные черты, которые отвечают необходимости группового развития и собственной потребности осуществлять вклад в жизнь группы.

Эта стадия детерминируется противоречиями между сложившимися на предыдущей стадии стремлением субъекта быть идеально представленным в своих особенностях и значимых отличиях и соответствовать ценностям, стандартам группы, которые способствуют успешной совместной деятельности .

До 3-х лет доминирует процесс адаптации, отрочество - эпоха индивидуализации, юность - эпоха интеграции.

Существуют подходы к выделению стадий социализации, когда они привязываются к периодам жизни человека. К примеру, автор учебника А.Л. Свентинский придерживается именной такой позиции. Он называет стадии социализации:

1)ранняя (от рождения до поступления в школу);

2) обучение (с момента поступления в школу до окончания обучения);

3) социальная зрелость;

4) завершение жизненного цикла (с момента прекращения постоянной трудовой деятельности до смерти) .

Стадии социализации , согласно социальному психологу Г.М. Андреевой :

а) ранняя социализация, охватывающая период от рождения до поступления в школу, т.е период, который в возрастной психологии именуется периодом детства;

б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится всё время обучения в школе.

в) трудовая стадия – охватывает период зрелости человека.

г) послетрудовая стадия - период пожилого возраста, связанный с выходом на пенсию, изменением социального окружения, завершением жизненного цикла .

К институтам социализации Г.М. Андреева относит: дошкольные детские учреждения, школу, семью, вуз, трудовой коллектив .

Следует отметить, что в настоящее время психологи не ограничивают процесс социализации только детством и юностью . Общепринято, что социализация продолжается всю жизнь. Это подразумевает непрерывность социального развития личности .

Данные стадии примерно соответствуют принятой возрастной периодизации человеческой жизни – детство, юность, зрелость, старость.

Факторы социализации:

Мезофакторы – это те социальные и природные условия развития и социализации личности, которые обусловлены её проживанием в составе больших социальных общностей, таких как страна, государство. К мезофокторам относится культура – система материальных и духовных ценностей, обеспечивающих жизнедеятельность и социализацию человека .

Микрофакторы – это те институты общества, которые осуществляют сам процесс социализации (к примеру, семья) и для которых человек оказывается прежде всего объектом воздействия. По своему статусу эти институты могут быть формальными и неформальными. Например: школа – формальный, а группа сверстников – неформальный.

Индивидуально-личностные факторы – это уровень развития интеллектуальной сферы личности, уровень способностей личности, личностные качества, характер человека и т.д. По-сути социализация и представляет собой процесс формирования личности .

Основные направления социализации:

а) поведенческая,

б) эмоционально-чувственная,

в) познавательная,

г) морально-нравственная,

д) межличностная,

е) бытийная.

В процессе социализации люди учатся как эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать различные чувства, кроме того, в процессе социализации люди усваивают социальные установки и нормы.

Социальная установка (аттитюд) - это предрасположенность (склонность) субъекта к определённому социальному поведению.

Иногда происходит так, что социализация индивида не успешна, в таком случае говорят о ресоциализации.

Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности – от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих .

Феномен группового давления. Этот феномен получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. Само слово «конформизм» имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает «приспособленчество». Поэтому в повседневной речи понятие приобретает некоторый негативный оттенок, что крайне вредит исследованиям, особенно если они ведутся на прикладном уровне. Дело усугубляется еще и тем, что понятие «конформизм» приобрело специфический негативный оттенок в политике как символ соглашательства и примиренчества. Чтобы как-то развести эти различные значения, в социально-психологической литературе чаще говорят не о конформизме, а о конформности или конформном поведении , имея в виду чистопсихологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению . В работах последних лет часто употребляется термин «социальное влияние».

Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности - это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт.

Различают внешнюю конформность , когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства.

Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу.

В исследованиях конформности обнаружилась еще одна возможная позиция, которую оказалось доступным зафиксировать на экспериментальном уровне. Это - позиция негативизма . Когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давлению, демонстрируя на первый взгляд крайне независимую позицию, во что бы то ни стало отрицая все стандарты группы, то это и есть случай негативизма. Лишь на первый взгляд негативизм выглядит как крайняя форма отрицания конформности. В действительности, как это было показано во многих исследованиях, негативизм не есть подлинная независимость. Напротив, можно сказать, что это есть специфический случай конформности, так сказать, «конформность наизнанку»: если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то он фактически вновь зависит от группы, ибо ему приходится активно продуцировать антигрупповое поведение, антигрупповую позицию или норму, т.е. быть привязанным к групповому мнению, но лишь с обратным знаком (многочисленные примеры негативизма демонстрирует, например, поведение подростков). Поэтому позицией, противостоящей конформности, является не негативизм, а самостоятельность, независимость.

Для примера можно рассказать о соленой каше, пирамидках в экспериментах с детьми. (на 1-м курсе смотрели видео «Я и другие»)

60. Понятие социализации. Стадии социализации (по а. В. Петровскому)

Социализация – процесс и результат социального развития человека.

Социализация может быть рассмотрена с точки зрения усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта в процессе жизни (Г. М. Андреева).

Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму. Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Она непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества, обладающего всеми видами санкций формального и неформального характера.

Целенаправленные, социально контролируемые процессы воздействия на личность реализуются прежде всего в воспитании и обучении.

Двусторонность процесса социализации проявляется в единстве ее внутреннего и внешнего содержания:

Внешний процесс – совокупность всех социальных воздействий на человека, регулирующих проявление присущих субъекту импульсов и влечений.

Внутренний процесс – процесс формирования целостной личности.

А. В. Петровский выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.

На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на который направлено громадное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка и находящихся в той или иной степени близости к нему.

Происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями; усвоение простых форм деятельности.

Человек обучается быть личностью.Это не так просто.Примером тому являются феральные люди. Феральные люди – это те, кто по каким-то причинам не прошел процесса социализации, т. е. не усваивали, не воспроизводили в своем развитии социального опыта. Это те индивидуумы, которые выросли в изоляции от людей и воспитывались в сообществе животных (К. Линней).

На стадии индивидуализации происходит некоторое обособление индивида, вызванное потребностью персонализации. Здесь личность – субъект общественных отношений.

Человек, уже усвоивший определенные культурные нормы общества, способен проявить себя как уникальная индивидуальность, создавая нечто новое, неповторимое, то, в чем, собственно, и проявляется его личность.

Если на первой стадии наиболее важным было усвоение, то на второй – воспроизводство в индивидуальных и неповторимых формах.

Индивидуализация во многом определяется противоречием, которое существует между достигнутым результатом адаптации и потребностью в максимальной реализации своих индивидуальных особенностей.

Стадия индивидуализации способствует проявлению различий между людьми.

Интеграция предполагает достижение определенного баланса между человеком и обществом, интеграцию субъекта объектных отношений личности с социумом.

Человек находит тот оптимальный вариант жизнедеятельности, который способствует процессу его самореализации в обществе, а также принятию им его меняющихся норм.

Данный процесс весьма сложен, поскольку современное общество характеризуется многими противоречивыми тенденциями в своем развитии.

Однако существуют оптимальные способы жизнедеятельности, которые в наибольшей степени способствуют адаптации конкретного человека.

На этой стадии складываются социально-типические свойства личности, т. е. такие свойства, которые свидетельствуют о принадлежности данного человека к определенной социальной группе.

Таким образом, в процессе социализации осуществляется динамика пассивной и активной позиции индивида.

Пассивная позиция – когда он усваивает нормы и служит объектом социальных отношений; активная позиция – когда он воспроизводит социальный опыт и выступает как субъект социальных отношений; активно-пассивная позиция – когда он способен интегрировать субъект-объектные отношения.

Страница 2

В социальной психологии эта проблема присутствует как проблема послетрудовой стадии

социализации. Основные позиции в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. С этой точки зрения указанный период вообще нельзя описывать в терминах «усвоения социального опыта» или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея «десоциализации», наступающей вслед за завершением процесса социализации. Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста, в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период.

Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э.Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость

). Лишь последний из возрастов - «зрелость» (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом «мудрость», что соответствует окончательному становлению идентичности. Если принять эту позицию, то следует признать, что послетрудовая стадия социализации действительно существует.

Согласно А.В. Петровскому, развитие личности может быть представлено как единство непрерывности и прерывности. "Непрерывность в развитии личности выражает относительную устойчивость в закономерности её перехода от одной фазы к другой в данной общности, для нее референтной. Прерывность характеризует качественные изменения, порождаемые особенностями включения личности в новые конкретно-исторические условия, которые связаны с действием факторов, относящихся к её взаимодействию с другими, соединили системами. В данном случае - с принятой в обществе системой образования".

А.В.Петровский, осуществляя попытку социально-психологического подхода к возрастной периодизации социального развития личности, выделил три так называемых макрофазы, которые по содержанию и характеру развития личности определяются как:

· детство - адаптация индивида, выражающаяся в овладении нормами и социальной адаптации в обществе;

· отрочество - индивидуализация, выражающаяся в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности "быть личностью";

· юность - интеграция

Процесс, когда складываются черты и свойства личности, отвечающие необходимости и потребности группового и собственного развития.

Как подчеркивает С.Л. Рубинштейн, "ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается и воспитывается и обучается. Это значит, воспитание и обучение заключается в самом процессе развития ребенка, а не надстраивается над ним; личностные психические свойства ребенка, его способности, черты характера и т.д. не только проявляются, но и формируются в ходе собственной деятельности ребенка". Однако сегодняшний школьный процесс, учебная деятельность переживают достаточно сложный период, как и всё наше общество.

Взросление и развитие человека обусловлено взаимодействием процессов социализации и индивидуализации, в недрах которого у него формируется психологическая адаптация в единстве ее социальных и личностных аспектов. Стремление личности к определению индивидуальных способов взаимодействия с окружающей действительностью


В процессе социализации личность выступает как субъект и объект общественных отношений. А.В. Петровский выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию. Анализ особенностей данных стадий в их привязке к современным представлениям сделан Е.В Андриенко .На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на которого направлено гро­мадное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка и находящихся в той или иной степени близости к нему. На этой стадии происходит вхож­дение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правила­ми поведения, социальными ролями; усвоение простых форм дея­тельности. Человек, собственно, обучается быть личностью. Это совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Примером тому являются фералъные люди.

Феральные люди - это те, кто по каким-то причинам не про­шел процесс социализации, т.е. не усваивал и не воспроизводил в своем развитии социального опыта. Это те индивидуумы, которые выросли в изоляции от людей и воспитывались в сообществе животных (определение К. Линнея). Когда таких детей находили, то выяснялось, что никакие процессы воспитания и обучения уже не являются достаточно результативными. Дети так и не смогли адаптироваться в обществе людей. Они не могли, например, усво­ить язык, простые социальные привычки и нормы поведения. Но вели себя так, как это принято среди животных. И только после многочисленных усилий исследователей, направленных на соци­альное обучение феральных детей, были получены некоторые ре­зультаты. Такие дети кое-как могли общаться со своими сверст­никами в интернатах для умственно отсталых.

Очевидно, что ребенок, не прошедший стадию адаптации и не усвоивший основ социальной жизни, практически не может быть обучен этому впоследствии. В отличие от взрослого человека, ко­торый, даже проведя много времени в одиночестве (модель соци­альной жизни Робинзона Крузо), остается человеком как лично­стью, легко возвращается к людям и воссоздает свои социальные привычки, связанные с культурой того общества, где он вырос. Стадия адаптации в процессе социализации является очень важ­ной, поскольку сензитивные периоды детства необратимы.

На стадии индивидуализации происходит некоторое обособле­ние индивида, вызванное потребностью персонализации. Здесь личность - субъект общественных отношений. Человек, уже усво­ивший определенные культурные нормы общества, способен про­явить себя как уникальная индивидуальность, создавая нечто но­вое, неповторимое, то, в чем, собственно, и проявляется его лич­ность. Если на первой стадии наиболее важным было усвоение, то на второй - воспроизводство, причем в индивидуальных и непо­вторимых формах. Индивидуализация во многом определяется противоречием, которое существует между достигнутым результа­том адаптации и потребностью в максимальной реализации своих индивидуальных особенностей Речь идет о процессе реализации своего Я, самопроявлении как индивидуальности (на уровне темпе­рамента, типологических свойств высшей нервной деятельности, индивидуальных особенностей), так и личности (на уровне убежде­ний, ценностей, интересов, социально-личностных особенностей). Стадия индивидуализации способствует проявлению именно того, чем один человек отличается от другого. В то же время индивид подходит к проблеме разрешения противоречия между человеком и обществом, но пока еще это противоречие до конца не решается, поскольку не достигается соответствующего баланса, и личность недостаточно интегрируется в окружающий социальный мир.

Интеграция - третья стадия развития человека в процессе его социализации. Она предполагает достижение определенного баланса между человеком и обществом, интеграцию субъект-объектных отношений личности с социумом. Человек, наконец, находит тот оптимальный вариант жизнедеятельности, который способствует процессу его самореализации в обществе, а также принятию им его меняющихся норм. Очевидно, что данный про­цесс весьма сложен, поскольку современное общество характери­зуется многими противоречивыми тенденциями в своем развитии. Однако существуют оптимальные способы жизнедеятельности, которые в наибольшей степени способствуют адаптации кон­кретного человека. На этой стадии, кроме того, складываются так называемые социально-типические свойства личности, т.е. такие свойства, которые свидетельствуют о принадлежности дан­ного человека к определенной социальной группе. Б.Г.Ананьев относил формирование социально-типических черт характера, как и образование социальных установок личности, к психоло­гическим эффектам, которые свидетельствуют о мере и глубине социализации.

Таким образом, в процессе социализации осуществляется ди­намика пассивной и активной позиции индивида. Пассивной - когда он усваивает нормы и служит объектом социальных отношений; активной - когда он воспроизводит социальный опыт и выступает как субъект социальных отношений; активно-пассивной - когда он способен интегрировать субъект-объектные отношения. Этот тройной цикл может повторяться на протяжении жизни много раз и связан с необходимостью ресоциализации индивида в меняю­щемся мире. Этот же тройной цикл мы можем наблюдать в кон­кретных социальных условиях, требующих адаптации субъекта, например, при его вхождении в состав новой социальной группы. Процесс подобной адаптации обозначается как первичная социа­лизация в конкретных условиях.