Галерея образов помещиков в поэме «Мёртвые души. Что объединяет помещиков и в чём разница между ними (из поэмы мёртвые души)!? Объединяет всех помещиков

Манилов - филантроп, прожектер, бездельник. Собакевич - мизантроп, кулак, выжига. Ноздрев - мошенник, картежник, расточитель. Коробочка - ханжа, тупица. Плюшкин - скряга, человеконенавистник, накопитель. Какие разные характеристики, не правда ли?
Характеры помещиков описаны так, что составляют пары по противоположности: Манилов - Собакевич, Ноздрев - Плюшкин. Единственная помещица в поэме - Коробочка - выглядит как промежуточное звено между ними.
Было бы закономерным, если бы отрицательные черты одного характера уравновешивались положительными чертами другого. Но не так делает Гоголь: пустой филантропии Манилова противостоит явная мизантропия Собакевича, дикой расточительности Ноздрева - безумная страсть к накопительству Плюшкина. Каждый помещик - своего рода нравоучительная иллюстрация, "человек-страсть", то есть воплощение отдельно взятого отрицательного качества. В этом структурное сходство персонажей "Мертвых душ". Примерно так же строились образы комедии классицизма. Например, у Мольера: Тартюф - ханжа, Журден - глупый самолюбец и т. д.
Гоголь творил во времена, когда зарождался метод критического реализма, который стал логическим продолжением классицизма просветительского. Новый художественный метод давал возможность не только детально разрабатывать характеры героев, но и делать глубокие обобщения. Однако на материале "Мертвых душ" заметно, что Гоголь не был готов сделать далеко идущие социальные выводы, как это пытались доказать советские литературоведы. Его абстрактная "Русь", к которой Гоголь не устает обращаться, представляет собой не что иное как утопию, выдуманную самим писателем в далекой Италии. При этом, что особенно любопытно, образы помещиков составляют некую антиутопию, которая мало похожа на реальную картину российской жизни той эпохи. Помещики "Мертвых душ" - это экзотические творения писательского воображения, у них могли быть лишь весьма отдаленные прототипы. Здесь становится заметна разница между образами помещиков, заключающаяся в той мере вреда, которую каждый из них способен нанести обществу. Манилов и Собакевич сами по себе безвредны. Лишь множество маниловых и собакевичей способны принести сколько-нибудь заметный ущерб: первые - своей бесхозяйственностью, вторые - жадностью.
А вот Ноздрев и Плюшкин не такие. Они представляют собой активную разрушительную силу. Ужасающий пример Плюшкина, "прорехи на человечестве", может быть заразительным в обществе, где существует эксплуатация человека человеком и нет твердых моральных устоев. Ноздрев с его патологической страстью к игре во всех ее проявлениях еще более опасен: для него нет ничего святого, а его пример гораздо более заразителен, чем пример Плюшкина. Заметим, что в России 19 века увлечение азартными играми среди дворянства приводило к разорению богатейших имений.. .

Почти половина первого тома поэмы «Мертвые души» (пять глав из одиннадцати) посвящена характеристике различных типов русских помещиков. Н.В. Іоголь создал пять разных характеров, пять портретов, не похожих друг на друга. Но в то же время в каждом их них выступают типичные черты русского помещика, и все помещики изображены сатирически. Рассмотрим эту своеобразную портретную галерею.

По первому впечатлению о Манилове можно было сказать: »Какой приятный и добрый человек!» Он чрезвычайно любезен с друзьями, нежен с женой, добр к своим крепостным. Но в эту приятность «чересчур было передано сахару»; Манилов был человек «ни то ни се»; рядом с ним вскоре чувствовалась «скука смертельная». Он любил поразмышлять и помечтать; но под его прекраснодушием и мечтательностью скрывалась внутренняя пустота. Гоголь с иронией замечает, что кабинете Манилова лежала книга, открытая на четырнадцатой странице, которую он читал вот уже два года.

Хозяйством помещик никогда не занимался, во всем доверяя приказчику, и даже не знал, сколько у него умерло крепостных. Его бесхозяйственность подчеркивало то, что его дом стоял на неудобном месте, открытом всем ветрам, а дорогая мебель в комнате соседствовала со старой. Герой Гоголя олицетворяет собой целое явление - маниловщину, и его имя стало нарицательным.

Помещицу Коробочку Гоголь относит к числу «тех небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки, а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки, размещенные по ящикам комодов». Эти деньжонки получаются от продажи самых разнообразных продуктов: меда, муки, крупы и пр. «Дубинноголовая» Коробочка готова продавать все, что выращивается в ее поместье; соглашается (правда, после долгих уговоров) «уступить» даже такой «товар», как мертвые души, хотя вначале он показался ей слишком уж необычным, и она боялась на первых порах продешевить.

Ноздрёв представляет собой совершенно иной тип людей, Гоголь иронично называет его «историческим человеком», потому что с ним постоянно случались ка-кие-нибудь «истории». Его любимым занятием была игра в карты; причем играл он не вполне честно, за что бывал бит своими же товарищами. Его недюжинная энергия проявлялась в том, что он был готов ехать куда угодно, с кем угодно и за чем угодно. Хозяйством своим Ноздрёв не занимался; оно шло как-то само по себе; единственным приличным местом была псарня; и среди собак Ноздрёв чувствовал себы, как отец среди детей. Ноздрёв постоянно хвастает, выдумывает, врет; причем его ложь откровенна и не приносит ему никакой выгоды; но он уже не может не обманывать, не жульничать: он умудряется схитрить даже при игре с Чичиковым в шашки. Ноздрёв изображен Гоголем не только с иронией, как Манилов или Коробочка, но уже ярко сатирически.
Собакевич чем-то похож на Коробочку. Это, по точному определению Іоголя, «кулак», накопитель. Для него практичность и выгода гораздо дороже дружбы, красоты и пр. Всех чиновников в городе он называет «мошенниками» , а при про-даже мертвых душ сначала назначил невиданно высокую цену, а потом долго торговался с Чичиковым и при этом ухитрился обмануть его. Внешне он показался Чичикову похожим «на средней величины медведя». И все вещи в доме (даже дрозд в клетке) чем-то напоминали своего хозяина: все выглядело прочным, но неулюжим, некрасивым.

Собакевич любил и умел хорошо поесть, но предпочитал не изысканные блюда, а простую пищу, зато в больших количествах. Он мог съесть один огромного осетра или целого барана. Образ Собакевича нарисован Гоголем саркастически.

Имя Плюшкина стало таким же нарицательным, как и имена Манилова или Коробочки. Знакомство читателя с этим героем Гоголь, как обычно, начинает с описания деревни и усадьбы, принадлежащих помещику. Он рисует страшную картину полного разорения ког-да-то богатого помещичьего хозяйства. Причиной этого разо-рения стала болезненная скупость, в которую постепенно превратилась разумная бережливость хозяина. Гоголь показывает постепенное развитие этой болезни, приведшей к омертвлению и хозяйства, и души его владельца. Хозяйство Плюшкина пришло в полный упадок; крестьяне голодают и бегут от помещика, а сам он давно потерял всякое представление о реальной стороне жизни: в его амбарах портится мука, гниет сукно, а он ходит по деревне и подбирает сломанные подковы, рваные подметки и прочие ненужные вещи и складывает их у себя в комнате в особую кучу. Он с подозрением относится ко всем, считая, что его все обворовывают; он носит на поясе ключи от всех амбаров и сундуков, из-за чего (а также из-за странной одежды) Чичиков сначала принимает его за ключницу. Гоголь с презрением пишет о Плюшкине и называет его «прорехой на человечестве».

Таким образом, писатель выводит в поэме не просто пять образов помещиков - он показывает пять ступени-ей деградации и омертвления человеческой души. «Мертвыми душами» в поэме следует считать не купленных Чичиковым умерших крестьян, а самих помещиков - владельцев крепостных. От Манилова до Плюшкина перед читателем раскрывается пугающая картина постепенного угасания человеческого в человеке. Таков принцип композиционной последовательности образов помещиков в поэме «Мертвые души».

Создав незабываемую и правдивую галерею портретов и характеров крепостников, Гоголь восклицает: «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком...» Проанализировав образы крепостников в поэме, можно сказать, что порочен строй, при котором собакевичи, коробочки, маниловы, плюшкины и им подобные являются хозяевами жизни, распоряжаются судьбами людей, проживают национальное богатство. Таким образом, помещиков в "Мертвых душах" объединяют общие черты: бесчеловечность, праздность, пошлость, духовная пустота. Гоголь действительно создает "типические характеры в типических обстоятельствах", но "обстоятельства" могут заключаться и в условиях внутренней психической жизни человека. Падение Плюшкина не связано прямо с его положением помещика. Разве потеря семьи не может сломить даже самого сильного человека, представителя любого класса или сословия?! Словом, реализм Гоголя включает в себя и глубочайший психологизм. Этим-то поэма и интересна современному читателю.

Итак, пять характеров, созданных Гоголем в “Мертвых душах”, разносторонне рисуют состояние дворянско-крепостнического класса. Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин - все это различные формы одного явления - экономического, социального, духовного упадка класса помещиков-крепостников.

Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич - эти герои антисоциальны, их характеры уродливы, но у каждого из них, осталось хоть что-нибудь положительное.

Давно ушли в прошлое помещики, но не умирает поэма Гоголя. Образы, им созданные, сделались достоянием русской литературы, а имена этих героев- нарицательными. Недаром о его типах Герцен сказал, что "мы их встречали на каждом шагу" и с помощью Гоголя "мы их увидели, наконец, без прикрас". В "Мертвых душах" Гоголь создал типичные портреты помещиков, отразив характерные черты целого сословия, раскрыл духовное обнищание и моральное вырождение этого класса, хотя сам писатель и не думал делать столь решительных выводов.

Миру мертвых душ противопоставлена в поэме вера в “таинственный” русский народ, в его неисчерпаемый нравственный потенциал. В финале поэмы возникает образ бесконечной дороги и несущейся вперед птицы-тройки. В этом неукротимом движении чувствуется уверенность писателя в великом предназначении России, в возможности духовного воскресения человечества. Гоголь наделил каждого помещика оригинальными, конкретными чертами. Что ни герой, то неповторимая личность. Но при этом его герои сохраняют родовые, социальные признаки: низкий культурный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость в обращении с крепостными, нравственная нечистоплотность, отсутствие элементарного понятия о патриотизме. Эти нравственные уроды, как показывает Гоголь, порождены крепостнической действительностью и раскрывают сущность крепостнических отношений, основанных на угнетении и эксплуатации крестьянства. Произведение Гоголя ошеломило прежде всего правящие круги и помещиков. Идейные защитники крепостного права доказывали, что дворянство - лучшая часть населения России, страстные патриоты, опора государства.

Гоголь образами помещиков развеял этот миф. Герцен говорил, что помещики «проходят перед нами без масок, без прикрас, льстецы и обжоры, угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих врагов, пьющие жизнь и кровь народа... «Мертвые души» потрясли всю Россию».

Композиция поэмы позволила автору рассказать о разных помещиках и их деревнях. Гоголь создаёт пять характеров, пять портретов, которые так непохожи друг на друга, и в то же время в каждом из них выступают типичные черты русского помещика. Наше знакомство начинается с Манилова и заканчивается Плюшкиным. В такой последовательности есть своя логика: от одного помещика к другому углубляется процесс оскуднения человеческой личности, развёртывается всё более страшная картина разложения крепостнического общества. От Манилова к Собакевичу усиливается ощущение омертвения помещичьих душ.

Гоголь показывает их в порядке возрастающей моральной деградации. Сначала это Манилов, обходительный, с приятными чертами лица; мечтательный человек. Но это только на первый взгляд. В Коробочке Гоголь представляет нам другой тип русского помещика. Хозяйственная, гостеприимная, хлебосольная, она вдруг становится "дубинноголовой" в сцене продажи мертвых душ, боясь продешевить. Это тип человека себе на уме. В Ноздреве Гоголь показал иную форму разложения дворянства. Писатель показывает нам две сущности Ноздрева: сначала он - лицо открытое, удалое, прямое. Но потом приходится убеждаться, что общительность Ноздрева - безразличное панибратство с каждый встречным и поперечным, его живость - это неспособность сосредоточиться на каком-нибудь серьезном предмете или деле, его энергия - пустая растрата сил в кутежах и дебошах. Собакевич сродни Коробочке. Он, как и она, накопитель. Только в отличие от Коробочки это умный и хитрый скопидом. Ему удается обмануть самого Чичикова. Завершает эту галерею "мертвых душ" "прореха на человечестве" Плюшкин. Это вечный в классической литературе образ скупого. Плюшкин - крайняя степень экономического, социального и морального распада человеческой личности. К галерее помещиков, которые являются по существу "мертвыми душами", примыкают и губернские чиновники.

Творчество Н. В. Гоголя многогранно и разнообразно. Писатель обладает талантом увлекать читателя, заставляет вместе с героями плакать и смеяться, переживать неудачи и радоваться успехам. Он призывает человека задуматься над судьбой Родины, над самим собой, обнажает недостатки общества и каждого гражданина. Именно в поэме "Мертвые души", автор поставил самые больные и злободневные вопросы современной ему жизни. Он ярко показал разложение крепостного строя, обреченность его представителей.

Пара столетий, стремглав пролетели,

Русь наша - матушка тройкою скачет

Трудной дорогой, в жару и метели...

Кто-то смеётся, а кто-то всё плачет.

Нам по наследству сегодня достались

Те же "живые" и "мёртвые" души,

Купля-продажа... но, самую малость

Верю, что стало немножечко лучше!

Мертвые души помещиков, их отталкивающие черты -- урок, который подает нам Гоголь. Николай Васильевич превращается в доброго учителя, в старшего друга, предупреждая нас: «Все похоже на правду, все может статься с человеком. <...> Забирайте ж с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляете их на дороге, не подымете потом!» Сейчас нет помещиков, но черты характера, которые так ярко запечатлел -Гоголь в поэме "Мертвые души", остались, рассыпавшись в бессчетных количествах пороков огромной части общества. В поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголь не случайно высмеивает поместное дворянство. Ведь Собакевичи и Плюшкины управляли Россией того времени, вершили судьбы русского народа. Их образы вытканы настолько ярко и выпукло, что фамилии гоголевских помещиков стали нарицательными. Мы и сегодня широко используем в обиходе понятие маниловщины, сравниваем тех или иных людей с Коробочками или Ноздревыми.

    В отличие от Ноздрева Собакевича нельзя причислить людям, витающим в облаках. Этот герой твёрдо стоит на земле, не тешит себя иллюзиями, трезво оценивает людей и жизнь, умеет действовать и добиваться того, чего хочет. При хар-ке его быта Гоголь во всем...

    Поэма Н.В. Гоголя “Мертвые души” (1835-1841) принадлежит к тем неустаревающим произведениям искусства, которые ведут к масштабным художественным обобщениям, поднимают коренные проблемы человеческой жизни. В омертвении душ персонажей (помещиков, чиновников,...

    У каждого времени свои герои. Они определяют его лицо, характер, принципы, этические ориентиры. С появлением «Мертвых душ» в русскую литературу вошел новый герой, не похожий на своих предшественников. Неуловимое, скользкое ощущается в описании его внешности....

    Эпизод «Чичиков у Плюшкина» интересен в идейно-художественном отношении. Автору удалось нарисовать живые, яркие картины встречи Чичикова с самым отталкивающим помещиком, с «прорехой на человечестве». Плюшкина Чичиков Павел Иванович посетил последним...

    "Мертвые души" - роман, названный поэмой. Постоянный житель всех хрестоматий по русской литературе. Произведение классики, которое сегодня так же злободневно и актуально, как и полтора века назад. "Попробуйте детально вспомнить сюжет...

    “Обилие” лирических отступлений в столь важных, возможно центральных, произведениях двух писателей - Пушкина и Гоголя - объясняется и многими общими чертами, и некоторыми различиями. Попробуем же проследить эту схожесть и отличия и понять место лирических...

Многие слышат о помещиках в Мертвых душах, которых так ярко изобразил Николай Гоголь, однако не все знают, для чего были созданы эти персонажи, и как их можно охарактеризовать.

Итак, помещики в Мертвых душах – положительные или отрицательные характеры? В поэме Мертвые души Николай Гоголь изобразил, какими бывают русские помещики, с помощью пяти характеров.

Образ помещика Манилова в Мертвых душах

Первый, к кому обращается Чичиков со своим смутным предложением купить мертвые души, является обходительный Манилов . Приторными, вызубренными за много лет пустого существования речами он располагал к себе нового знакомого.

Бесчувственный Манилов любил предаваться мечтам, которые никуда не вели. Он жил в своём безмятежном мире, в мире без проблем и страстей.

Образ помещицы Коробочки в Мертвых душах

Далее дорога завела Чичикова к Коробочке, очень бережливой пожилой помещице. Это весьма интересный персонаж. Она ведет дела с умом и мелкой расточительностью, поэтому деревня пребывает в неплохом состоянии. Однако в то же время Коробочка медленно соображает, боится перемен: время в её доме будто застыло.

Всё это не дало Чичикову возможность сходу договориться о сделке. Помещица Коробочка жутко боялась продешевить, ведь не могла понять цель покупки мертвых душ.

Образ помещика Ноздрева в Мертвых душах

Следующий, кому предложили избавиться от них, стал помещик Ноздрев. Этот безумный человек полон энергии, страсти, однако направляет свой бурный поток не в то русло.

И снова Николай Гоголь заставляет читателя удивляться никчемности жизни помещика, потому что ложь и хвастовство помещика Ноздрева не имеют ни предела, ни смысла.

Хотя этот и другие помещики в Мертвых душах Гоголя являются очень яркими характерами, их объединяет одно – душевная пустота.

Образ помещика Собакевича в Мертвых душах

Образ помещика Плюшкина в Мертвых душах

Пожалуй, самый ужасающий образ в поэме – образ помещика Плюшкина. Человек, который когда-то вёл светлую, полноценную жизнь, превратился в фанатичного собирателя, стремящегося властвовать над всем, что попадается ему на глаза. Фамилия Плюшкин говорит о нездоровой страсти иметь каждую мелочь, считая её некой плюшкой, то есть полезной.

Из-за такого кощунственного отношения сильно страдают крестьяне: им приходится смотреть на горы гниющего зерна, когда у самих на тарелке ничего нет.

В итоге, помещики в Мертвых душах Гоголя являются очень яркими характерами, которых невозможно спутать. Но всех их объединяет одно – душевная пустота.

Предлагаем вашему вниманию также краткое содержание поэмы Гоголя