Палаты. Палаты Русские средневековые преимущественно жилые каменные или кирпичные

Почти через 300 лет после сооружения Лазаревской церкви, в 1714 г. другой неизвестный мастер срубил на острове Кижи, почти в самой середине Онежского озера, другой храм. Освящен он был в честь одного из главных христианских праздников – Преображения Господня.
Кто бывал на Онежском озере, знает, как велико оно. Плывешь по нему, а земля исчезает за горизонтом. Лишь множество больших и малых островков, поросших негустым лесом и кустарником, встречаются на пути. На островах этих стоят редкие селения и немногие сохранившиеся деревянные храмы.
Преображенская церковь заметна издалека. Словно видение открывается взору это деревянное чудо. Чем ближе подплываешь к нему, тем отчетливее вырисовывается силуэт почти 40-метровой пирамиды, составленной из 22 луковичных глав.
Трудно сразу понять, как устроена эта красота. Но оказывается, просто, как все гениальное. Основу сооружения составляет восьмерик с четырьмя пристройками по сторонам – прирубами. На них друг над другом в несколько ярусов располагается большая часть глав. Если внимательно присмотреться, становится заметно, что их размеры различаются по ярусам, а венчает композицию самая большая, центральная глава.
У каждой главки своя "шея", поставленная на бочкообразную кровлю. Все главки и сама кровля покрыты серебристым осиновым лемехом. На украшение верхов храма пошло 30 тыс. таких лемешин. С трех сторон Преображенская церковь окружена просторной галереей-гульбищем. Двумя рукавами поднимаются к ней нарядные лестницы крыльца.
Внутри церковь выглядит скромнее, чем снаружи. Здесь царит полумрак, лишь поблескивает золотом богатый иконостас. В высоком снаружи храме ожидаешь увидеть огромное подкупольное пространство, но его нет. На высоте около шести метров начинается "небо" – так называли потолок деревянных храмов. Его украшали расписными досками, ведь в отличие от каменных церквей деревянные не расписывались фресками. Весь их наряд составляли развешанные по стенам иконы да "небо". С потолка Преображенской церкви смотрели на прихожан в течение двух столетий Троица, ангелы, евангелисты. В годы войны "небо" бесследно исчезло...
Пусть без "неба", но стоит еще на русской земле церковь Преображения – подлинный шедевр деревянного зодчества. Предание гласит: неизвестный мастер, закончив работу, забросил свой топор далеко в озеро со словами: "Не было, нет и не будет такой". И слова его оказались пророческими.

Человек, "попавший на московскую улицу лет 500 или более назад (в особенности в ранний зимний вечер), увидел бы вокруг себя глухие заборы. Крепкие частоколы из еловых, а иногда и дубовых бревен прерывались только не менее солидными, накрепко запертыми воротами или глухими, без окон, стенами хозяйственных построек. Темнота, как говорится, «хоть глаз выколи», и, если нет своего фонаря, опасность увязнуть в сугробе становится вполне реальной. А если бы попытаться проникнуть в какие-нибудь ворота, по всей вероятности, долго ответом на стук был бы только собачий лай". Такой видит средневековую Москву знаток ее истории археолог Михаил Григорьевич Рабинович.

«Гардарика» - страна городов

Первые города появились на Руси более тысячи лет назад. Даже древнейшая русская летопись "Повесть временных лет", прослеживая историю некоторых городов с середины IX в., затрудняется сказать, когда, например, были основаны Киев и Смоленск. Накануне монголо-татарского нашествия на Руси было, по подсчетам историков, не менее четырехсот городов. В Северной Европе Русь называли "Гардарика" – страна городов.
Само слово "город" произошло от глагола "городить", так как всякий средневековый город был огорожен деревянными или каменными укреплениями.
Как возникали города? По-разному. Одни – вокруг укрепленного замка феодала, другие вырастали из сельского поселения, третьи строились вокруг местного торга. Но все они имели: укрепления – стены с башнями, вал и ров; обширные торгово-ремесленные поселения – посад; рыночную площадь – торг. Эти три компонента составляли город и определяли его структуру.
Укрепленный центр города называли, к примеру, в Новгороде – детинец, во Пскове – кром, в Москве – кремль, но везде он служил резиденцией князя. Здесь же находились главный городской собор и двор архиерея. В Московском Кремле, как вы теперь знаете, размещались также царский и патриарший дворы.
Крепость обычно ставили на крутом берегу реки или озера. Киев и Смоленск построили на берегах Днепра, Новгород – на берегу Волхова, Псков – на слиянии рек Великой и Псковы, Москву – на Москве-реке и Неглинной. Реки не только снабжали город водой, но и служили транспортными путями, что было особенно важно в условиях лесистой Руси. Вспомните, сколько русских городов возникло вдоль знаменитого торгового пути "из варяг в греки" – Новгород, Киев, Смоленск, Витебск, Ладога. Кроме того, в случае военной опасности водные артерии становились надежным естественным препятствием на пути врагов.
Города, возникшие на перекрестке торговых путей и миграции населения, быстро росли. Необходимо было строить новые, более обширные укрепления. Вспомним, как росла Москва. В первой половине XVI в. в Москве, к востоку от Кремля, были сооружены стены и башни Китай-города, охватившие полукольцом торгово-ремесленный посад. В конце XVI в. построили еще две линии укреплений: каменную – Белый город и деревянную – Скородом. Москва оказалась охваченной четырьмя линиями укреплений. Похожая система укреплений была и в Пскове.
Русский средневековый город во многом отличался от западноевропейского. Он не был тесен: на Руси, с ее огромными малозаселенными пространствами, всегда строили свободно и просторно. Иностранцы поражались размерам средневековой Москвы, которая, как они считали, превосходила по размерам крупнейшие города Европы – Лондон и Париж. Обширные дворы, сады и огороды, незастроенные пустыри – все это было характерно для русского города и делало его похожим на большую деревню.
В западноевропейских городах дома тесно лепились друг к другу, образуя своими фасадами непрерывную стену. Из-за тесноты дома росли ввысь и обычно были двух- и трехэтажными. На Руси пре: обладали одноэтажные постройки и лишь боярские и купеческие палаты были выше.
Большинство городских зданий в Западной Европе возводили из камня. Им не были страшны ни огонь, ни влага, поэтому многие из них сохранились до наших дней. Например, такие дома украшают сегодня исторические центры Праги, Кракова, Таллинна. А на Руси, с ее богатейшими запасами леса, как вам уже известно, строили в основном из дерева: стены и башни крепостей, храмы, жилища, бани, амбары, мосты, изгороди, деревом мостили улицы и площади. Любой русский средневековый город с полным основанием можно назвать деревянным. Каменными в нем были лишь немногие храмы и палаты. Первый каменный жилой дом в Москве – палаты митрополита – появился лишь в середине XV в.
Преимуществ у деревянных построек много – быстрота строительства, дешевизна, гигиеничность, но велики и недостатки. Главный из них – постоянная угроза пожаров. Летописи фиксировали лишь наиболее крупные, а таких во второй половине XV в. в Москве случилось немало: в 1453, 1458, 1470, 1473, 1475, 1480, 1485 и 1488 г. В 1493 г. Москва горела дважды, ну а мелких пожаров счесть было просто невозможно. Об этом красноречиво свидетельствуют дневниковые записи голландского дипломата Балтазара Койэтта, побывавшего в Москве в 1676 г.:
"В среду, 1 апреля, вскоре после обеда, недалеко от нашего двора начался сильный пожар, отнявший целых 800 домов.
...В среду, 15 апреля, около часу, во дворе какого-то князя, недалеко от нашего двора, начался большой пожар, вследствие сильного ветра так увеличившийся, что одна или две улицы с дворами и домами выгорели.
...В воскресение, 26 апреля, возник сильный пожар, как раз за Мясницкими воротами... В понедельник, 27 апреля, снова возник сильный пожар на том месте, где был пожар в предыдущий день. Сгорело около 30 дворов и одна церковь.
...В четверг, 30 апреля... Пожар продолжался еще поздно за полдень и уничтожил пять или шесть тысяч домов и дворов...".
Продолжение следует в том же духе. Здесь уместно вспомнить, что в течение долгого времени главная площадь Москвы, ныне известная как Красная, называлась Пожар, в память о страшном пожаре 1493 г.
Пожары были подлинным бедствием русских средневековых городов. На трех башнях Кремля, обращенных в разные концы города, висели набатные колокола. Разные комбинации их звона оповещали москвичей, где горит – в Китай-городе ли, в Замоскворечье или в Занеглименье.
Как боролись с огнем? Ломали близлежащие здания, пытались преградить путь огню специальными кожаными щитами, которые поливали водой. В XVII в. появились первые пожарные команды, вооруженные помпами. Однако все эти средства были малоэффективны, и всякий раз огонь находил свою жертву среди массы деревянных строений. Летом, боясь пожаров, власти запрещали горожанам топить бани, печи в домах – пищу готовили во дворах. Пожароопасные производства – кузнечное и гончарное – выводили за пределы города.
Несмотря на частые опустошительные пожары, города быстро отстраивались вновь. В Москве, за пределами Белого города, несколько рынков торговали строительным материалом и готовыми срубами. Оставалось только перевезти их в разобранном виде на двор и собрать.

«По Тверской-Ямской…»

Большую часть территории средневекового города занимали посады – поселения торгово-ремесленного люда. Старейший московский посад возник в глубокой древности у восточных стен Кремля. Со временем он разросся и стал называться Великим.
Население Москвы быстро росло, и вскоре территории за реками Москва, Неглинная и Яуза были заселены. Так образовались новые городские районы – Замоскворечье, Занеглименье, Заяузье. В Пскове заречные районы назвали Завеличье и Запсковье.
Посады состояли из слобод – районов, где жили люди, занимавшиеся определенным ремеслом, – кузнецы, гончары, ткачи, хлебники, пушкари, стрельцы. Ремесленники, поселившиеся в слободе, на какое-то время освобождались властями от феодальных повинностей. Отсюда и произошло название "слобода", т. е. "свобода".
В XVII в. в Москве было около 150 слобод, разбросанных по всему городу. Память о них сохранилась в названиях многих московских улиц – Пушечная, Бронная, Мясницкая, Поварская, Гончарная, Кузнецкий мост, Котельническая набережная и многие другие.
Посад и слободы пересекали улицы, переулки, проходы, тупики. В Москве главные улицы шли от центра города, Кремля, к окраинам. В местах пересечения улиц с оборонительными сооружениями строили башни с проездными воротами. До сих пор в топонимике Москвы сохранились названия некоторых из них – Никитские ворота, Сретенские, Яузские. Кольца оборонительных стен и пересекающие их главные улицы определили радиально-кольцевую структуру средневековой Москвы.
Древние названия московских улиц никогда не были случайны. У каждой из них своя история. Имя знатного горожанина, богатейшего московского купца Григория Никитникова носит, например, Никитников переулок в Китай-городе, где была его усадьба. Те улицы, на которых стояли храмы или монастыри, называли в их честь – Никольская, Варварка, Ильинка. Названия Тверская, Калужская, Владимирская, Смоленская – говорят сами за себя: с этих улиц начинался дальний путь из Москвы во многие города и земли Руси.
Улицы средневековых городов были узкими и кривыми. Их ширина редко превышала 6 м, что позволяло разъехаться двум встречным повозкам. Даже одна из главных улиц Москвы XVII в. – Никольская, по которой ездил сам царь, лишь на некоторых участках расширялась от 6 до 16 м. Переулки были еще уже.
Весной, осенью, дождливым летом городские улицы превращались в непролазные болота. По свидетельству иностранца, весной 1702 г. на улицах московской Немецкой слободы "грязь доходила по брюхо лошадям". Но не только окраины столицы утопали в грязи. Итальянец Барберини вспоминал, как, возвращаясь с пира, устроенного Иваном Грозным, он увяз по колено в грязи в двух шагах от царского дворца. Борясь с этим злом, горожане мостили улицы. Вдоль них укладывали ряды бревен, а сверху, поперек – деревянные плахи. Когда мостовая изнашивалась или просто утопала в грязи, поверх нее настилали новую. В Новгороде археологи откопали свыше 20 рядов древних мостовых. В Москве городские власти собирали с населения так называемые мостовые деньги на благоустройство улиц.
Однако мощеные улицы были только в центре города, в тех местах, где обычно проезжали царь и знать. В середине XVI в. в сильно разросшейся Москве общая протяженность деревянных мостовых едва превышала 4 км. Окраины утопали в грязи, и горожане в дождливые дни пробирались по улицам в высоких сапогах, задрав длиннополые одежды. Правда, на взгляд иностранцев, и на мощеных улицах было ненамного чище. Один из них, посетивший Москву в XVII в., писал, что мостовые постоянно покрыты "грязью и толстым слоем пыли". Только перед выездом царя улицы приводили в порядок, а во время торжественных процессий впереди шли метельщики с метлами.
Не было в средневековом городе и уличного освещения. Появилось оно в России лишь в XVIII в.
По ночному городу можно было пройти только со слюдяным фонарем, но обычно с наступлением сумерек всякие передвижения прекращались. По концам улиц запирали решетки и выставляли вооруженную стражу. Это была не просто мера предосторожности. Шайки "лихих людей" грабили и убивали припозднившихся путников. Всю ночь караульные били в колотушки, отпугивая грабителей и извещая спящих горожан, что стража начеку и охраняет их покой.
Лучшим временем для передвижения по улицам средневекового города была, наверное, зима: снег покрывал грязь и пыль, вокруг становилось светлее. В эту пору по Москве сновали на санях сотни извозчиков, готовых доставить всякого желающего в любой конец города. Поляк Маскевич, побывавший в Москве в 1611 г., писал о московских извозчиках: "...за грош он скачет как бешеный и поминутно кричит во все горло: «Гись, гись, гись» («Поберегись»), и народ расступается в обе стороны".
Бояре ездили в собственных экипажах: летом – в каретах, зимой – в кантонах, запряженных четверкой или шестеркой лошадей цугом. Верховой, ехавший нередко впереди экипажа, бил в литавры, призывая встречных освободить дорогу. Правда, расступаться пешеходам особенно было некуда: по обеим сторонам улиц тянулись глухие заборы, скрывавшие дворы горожан.

Мой двор – моя крепость

Так, перефразируя известное английское выражение, можно охарактеризовать двор любого горожанина, будь то ремесленник, купец или боярин. Именно двор был основой его владения. Обнесенный частоколом из бревен, двор защищал хозяина и его имущество от "лихих людей" и завистливых глаз. Усадьба с прочной оградой могла выдержать настоящую осаду. Известно, что князь Дмитрий Пожарский в 1611 г. успешно оборонялся от польских интервентов "в своем дворе" около Лубянки. Для въезда во двор строили крепкие ворота, которые никогда не держали открытыми, а на ночь надежно запирали.
Па своем дворе рядовой горожанин ставил деревянный дом в три окошка по фасаду, мало чем отличавшийся от крестьянского. Те, кто побогаче, могли позволить себе двух- и трехэтажные каменные палаты. Некоторые из них до сих пор стоят в Москве.
По, пожалуй, самые знаменитые палаты сохранились в Пскове. В XVII в. их построили богатые местные купцы Поганкины. Огромные, эти палаты занимали целый квартал города и состояли из трех корпусов в один-три этажа, поставленных буквой "П". На нижнем этаже купцы хранили товары и домашние припасы. Выше находились торговые помещения и две кухни. На третьем этаже размещались жилые комнаты хозяев (мужская и женская половины) и прислуги. Лестница, соединявшая этажи, была устроена в двухметровой толще стен здания. Исследователи считают, что над палатами находился еще один, деревянный, жилой этаж, не сохранившийся до наших дней.
Обычно городской дом ставили в глубине двора. За ним располагались постройки для скота – хлев, конюшня, еще дальше – сад и огород. Горожане в средние века обязательно содержали хозяйство – скот, огород, сад. Они отличались от крестьян лишь тем, что не выращивали хлеб. Кстати, по свидетельствам иностранцев, в XVII в. на московских огородах выращивали даже дыни и арбузы.
Помимо хлева и конюшни, во дворах находились и другие разнообразные хозяйственные постройки – амбары, сараи, сеновалы, погреба, ледники, колодцы. Ледники были необходимы для хранения летом скоропортящихся продуктов. Ледники были устроены так. Глубокую яму ранней весной набивали льдом. Поверх настилали солому и складывали мясо, рыбу, напитки и другие припасы. Сверху ледник прикрывали досками, а иногда присыпали землей. На богатом дворе имелась и своя баня (мыльня). Во дворе ремесленника стояла его мастерская. Вот как, к примеру, выглядел двор московских бояр, судя по описанию XVII в.: "Горница с комнатою на жилых подклетях, горница и комната белые, сени передние с переходы, у тех сеней два крыльца... погреб дубовый, да мыльня с сеньми, да конюшня, да сенник, да амбар в огороде... четыре чулана людских, ворота створчаты с калиткою покрыты тесом да круг двора городьбы двадцать пять прясел забору, в саду половина пруда".

"Торг" или "Красная"?

Общественным центром средневекового города считалась торговая площадь. В Москве она долгое время так и называлась – Торг – и находилась у кремлевских стен. Только в XVII в. площадь эта стала называться Красной, что означало "красивая".
В средние века Красная площадь была занята многочисленными лавками – иностранцы насчитали их чуть ли не 40 тыс. Каждая лавка представляла собой деревянный стол, на котором раскладывали товар. На случай дождя сверху имелся навес. Лавки составлялись в торговые ряды, каждый из которых предлагал определенный вид товара. В XVII в. число торговых рядов, а значит, и видов товаров, на московском Торгу превышало 120. Хлебные изделия можно было купить в Хлебном, Калачном, Пирожном, Пряничном рядах; мясные – в Ветчинном, Сальном, Мясном; рыбные – в Просо льном, Живом, Свежем; овощи – в Капустном, Луковичном, Чесночном, Огуречном, Яблочном, Дынном; одежду – в Кафтанном, Шубном, Кушачном, Шапочном, Рукавишном. Имелся даже особый, Ветошный ряд, где продавали старье. Существовали также ряды Иконный, два Свечных, Зеркальный, Фонарный, Книжный и многие другие. Торговали изделиями не только русских мастеров. В Сурожском ряду, например, можно было купить товары из Италии, Турции, Греции, арабских стран. Обилие и разнообразие товаров на московском Торгу поражало. Не случайно в народе добрым пожеланием было: "Что в Москве в торгу, чтобы у тебя в дому".

Палаты (от лат. palatium - дворец, чертог)

термин, обозначавший в средневековой русской архитектуре богатые жилые каменные или деревянные постройки, с 15 в. - каменные здания. П. строились в 2-3 или более этажей; в нижних размещались различные службы, верхние были жилыми. К концу 17 в., особенно в московской архитектуре, П. принимают характер небольших дворцовых корпусов или особняков (например, палаты Волковых в Москве,см. илл. ). П. называли также помещения типа зала, бесстолпные или с центральным столпом, поддерживающим своды.

Лит.: Потапов А. А., Очерк древней русской гражданской архитектуры, в. 1-2, M., 1902-03.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Палаты" в других словарях:

    - (от лат. palatium дворец, чертог) термин, обозначающий русские средневековые, преимущественно жилые каменные или кирпичные сооружения. Строились, как правило, в два три или более этажей. Словом палата называлось самое большое… … Википедия

    См. чертог... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. палаты дворец, чертог, хоромы, комнаты Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    В русской средневековой архитектуре богатое жилое каменной или деревянное здание, обычно в 2 и более этажей, со многими помещениями. С XVII в. палаты принимают характер небольших дворцовых корпусов или особняков (палаты Волковых,… … Художественная энциклопедия

    ПАЛАТЫ, в русской средневековой архитектуре жилое каменное или деревянное здание, обычно в 2 и более этажей, со многими помещениями … Современная энциклопедия

    - (от лат. palatium дворец) в средневековой русской архитектуре богатое жилое каменное или деревянное здание, обычно в 2 и более этажа, со многими помещениями … Большой Энциклопедический словарь

    палаты - золоченые (Фруг); роскошные (Мельн. Печерский, Некрасов); пышные (Фруг) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913 … Словарь эпитетов

    палаты - Тип древнерусского жилого каменного здания с большим количеством помещений, иногда в два и более этажей [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики здания, сооружения, помещения EN palaty (rich stone… … Справочник технического переводчика

    Палаты - ПАЛАТЫ, в русской средневековой архитектуре жилое каменное или деревянное здание, обычно в 2 и более этажей, со многими помещениями. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (от лат. palatium дворец), в средневековой русской архитектуре богатое жилое каменное или деревянное здание, обычно в 2 и более этажа, со многими помещениями. * * * ПАЛАТЫ ПАЛАТЫ (от лат. palatium дворец), в средневековой русской архитектуре… … Энциклопедический словарь

    Тип древнерусского жилого каменного здания с большим количеством помещений, иногда в два и более этажей (Болгарский язык; Български) палата (древноруско каменно жилище с голям брой помещения, понякога на два и повече етажа) (Чешский язык;… … Строительный словарь

Книги

  • Из истории Оружейной Палаты , Высоцкий. Из истории Оружейной Палаты / Н. Г. Высоцкий::Н. Г. Высоцкий Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии…
  • Иконопись Оружейной палаты Из частных собраний , Антыпко М., Белик Ж., Бусева-Давыдова И. и др.. Каталог выставки представляет избранные произведения из частных коллекций и продолжает традицию сотрудничества музея с собирателями русского религиозного искусства. Представлены выдающиеся…