Почему власти так боятся студенческих протестов? Примеры из истории и современности. Студенческое движение Восточная Европа и постсоветские государства


Опубликовано: Август 15, 2011 в 04:05

Последние несколько месяцев в Чили не прекращаются стихийные демонстрации преподавателей, студентов и их сторонников. Их цель — заставить чилийское правительство провести реформу системы образования в стране. В особенности они призывают к многозначительному увеличению финансирования государственных учебных заведений и повышению качества образования в них. Для того чтобы быть услышанными студенты применяют обширный арсенал средств: от голодовок и сидячих забастовок до шествий и боев подушками. Небольшие группы протестующих отваживаются на открытые формы протеста – перепалки с отрядами полиции. Тогда в ход идут камни и зажигательные бомбы.

1. Ответом чилийских властей стал полный запрет на проведение демонстраций. Тех же кто продолжает собираться разгоняют водометами. В свою очередь власти предлагают внести изменения в систему образования, которые были отклонены. Студенты и их сторонники десятками тысяч продолжают проводить акции протеста без официального разрешения властей, а общественное недовольство президентом Себастьяном Пинером растет с каждым днем. В этом репортаже собраны фотографии с чилийских улиц, сделанные за последние несколько месяцев.

7 августа 2011. Марш протеста на улицах Сантьяго. Студенты и их сторонники требуют доступа к бесплатному высококачественному образованию.


AP Photo/Aliosha Marquez

2. Стычка студентов с полицейскими у ворот Министерства образования в Сантьяго. Вторник, 5 августа.


AP Photo/Luis Hidalgo

3. 4 августа. Полицейские применяют водометы для разгона митинга демонстрантов на одной из улиц Сантьяго, Чили. Студенты требуют внести изменения в систему образования в стране.


4. Аргентинские и чилийские студенты совершили шествие до здания чилийского консульства в Буэнос-Айресе 5 августа 2011 года, в знак протеста против полицейских репрессий в отношении чилийских студентов во время демонстраций в Сантьяго-де-Чили.


Maxi Failla/AFP/Getty Images

5. 6 июля 2011. Около 500 студентов собрались на площади Плаза-де-Армас в Сантьяго, чтобы продемонстрировать их «страсть к образованию».


AP Photo/Aliosha Marquez

6. 23 июня 2011. Студенты, скрывающие свое лицо, стреляют камнями из рогаток по полицейским во время митинга в Вальпараисо, Чили.


Reuters/Eliseo Fernandez

7. 4 августа 2011. Полицейский скрывается от потоков камней, которые летят от демонстрантов в масках во время студенческих беспорядков в Сантьяго, Чили.


AP Photo/Roberto Candia

8. 21 мая, 2011. Демонстранты пытаются остановить полицейскую машину с водометом во время столкновений с полицией рядом с чилийским Конгрессом, в котором Себастьян Пинера произнес свое ежегодное послание президента. Вальпараисо, Чили.


AP Photo/Carlos Vera

9. Простые люди на митинге студентов. Требования последних заключаются в изменении государственной системы образования в стране. 9 августа, Сантьяго, Чили.


Reuters/Ivan Alvarado

10. 16 июня 2011, Сантьяго. Замаскированный участник демонстрации уворачивается от струи водомета во время акций протеста у дворца Ла Монеда в Сантьяго. Тысячи студентов и преподавателей объявили забастовку и приняли участие в стычках с полицией в знак протеста против ущемления прав граждан в доступном образовании. Также митингующие выступают против планов правительства о приватизации части системы образования Чили.


AP Photo/Roberto Candia

11. Люди и собаки попали под обстрел водометов во время студенческого митинга, которые требуют изменения государственной системы образования в стране. 28 июля, Сантьяго, Чили.


Reuters/Carlos Vera

12. Студенты бьют в кастрюли и сковородки на антиправительственном митинге, на котором они требовали изменения государственной системы образования в стране. 9 августа, Сантьяго, Чили.


Reuters/Eliseo Fernandez

13. Крик студенток во время антиправительственной акции, получившей название «Наше образование – это массовое самоубийство». Вальпараисо, Чили, 28 июня 2011. В знак протеста студенты легли на улицах города, требуя изменений в государственной системе образования.


Reuters/Eliseo Fernandez

14. Пожарный пытается потушить огонь, охвативший универмаг во время студенческого митинга в Сантьяго 4 августа 2011 года. Студенты организовали акцию протеста с требованиями внести изменения систему образования. По информации агентства «Рейтер» нельзя утверждать, что пожар возник по вине демонстрантов.


Reuters/Carlos Vera

15. Отряд полиции особого назначения в полной боевой готовности во время студенческих митингов в Сантьяго 9 августа 2011. Надпись на стене гласит: «Чили, ты сделаешь все ради наживы».


Reuters/Ivan Alvarado

16. Задержание студента отрядом полиции особого назначения во время одной из демонстрации на улицах Сантьяго. 4 августа 2011.


Reuters/Carlos Vera

17. Участник студенческого митинга приготовился бросить самодельный коктейль зажигательной смеси в водомет. Волна демонстраций прокатилась в Чили с требованием внесения изменений в систему образования страны. Сантьяго, 30 июня 2011.


AP Photo/Luis Hidalgo

18. Чилийские студенты под струями воды полицейских водометов во время одной из демонстраций в центре Сантьяго. 12 мая 2011.


AP Photo/Roberto Candia

19. Участник демонстрации сидит в кресле на фоне перевернутого и подожженного в ходе беспорядков автомобиля. Беспорядки на улицах разразились после акции протеста 9 августа 2011.


AP Photo/Sebastian Silva

20. Один из студентов попал под струю полицейского водомета во время митинга в центре Сантьяго 1 июня 2011 года.


Reuters/Ivan Alvarado

21. Демонстранты в масках на фоне пылающей баррикады в центре Сантьяго. Беспорядки на улицах разразились после акции протеста 9 августа 2011.


AP Photo/Sebastian Silva

22. Студенты спят в Лицее №1 во время забастовки в Сантьяго 5 июля 2011 года. Лежачая забастовка стала продолжением студенческих акций, призывающих к пересмотру образовательных стандартов, снижению платы за обучение и предоставлению учащимся бесплатного общественного транспорта.


Reuters/Victor Ruiz Caballero

23. Учащийся Лицея Дарио Салас лежит на полу во время 7-дневной голодовки в Сантьяго 27 июля 2011 года. 29 студентов из разных учебных заведений по всей стране объявили голодные забастовки с требованием изменить систему образования в Чили.


Reuters/Victor Ruiz Caballero

24. Студенты забрасывают полицейских камнями во время одной из студенческих демонстраций в Вальпараисо. 9 августа 2011 года.


Reuters/Eliseo Fernandez

25. Полицейские разгоняют студенческий антиправительственный митинг в Вальпараисо. 9 августа 2011.


Reuters/Eliseo Fernandez

26. Студенческая антиправительственная акция на улицах Сантьяго 18 июля 2011 года прошла в костюмах суперменов.


Reuters/Victor Ruiz Caballero

27. 9 августа 2011. Житель Сантьяго бьет в сковороду, высунувшись на улицу из окна своего дома во время громкой акции протеста. Студенты и их сторонники добиваются от правительства пересмотра системы образования в стране.


Reuters/Ivan Alvarado

28. Массовые бои подушками стали частью студенческих антиправительственных демонстраций в Вальпараисо. Акция прошла под названием «Бой за лучшее образование». 13 июля 2011.


Reuters/Eliseo Fernandez

29. Студенты забрасывают камнями полицейскую машину, подожженную коктейлем Молотова во время митинга в Вальпараисо 9 августа 2011.


euters/Eliseo Fernandez

30. Демонстранты укрываются от потоков воды, с помощью которой разгоняли антиправительственные акции протеста в Сантьяго 9 августа 2011.


Reuters/Carlos Vera

31. Демонстрант со скрытым лицом на фоне охваченного огнем автомобиля, который был подожжен во время беспорядков после студенческой акции протеста в Сантьяго 9 августа 2011.


AP Photo/Luis Hidalgo

32. Студенты облили краской полицейский броневик во время очередной антиправительственной акции протеста в Вальпараисо 14 августа 2011.


Reuters/Ivan Contreras

33. Разгон демонстрантов напорами водометов во время стычек с полицией в Вальпараисо 11 мая 2011.


AP Photo/Luis Hidalgo

34. Задержание одной из демонстранток на студенческом митинге в Сантьяго 9 августа 2011.


Reuters/Carlos Vera Saavedra

35. Один из студентов показывает раны от пуль, после того как полицейские стреляли в него на антиправительственном митинге в Вальпараисо 9 августа 2011.


Reuters/Eliseo Fernandez

36. Полиция применяет водометы против демонстрантов в Сантьяго 9 августа 2011.


Reuters/Victor Ruiz Caballero

37. Собака резвится под струями водомета при разгоне студенческой антиправительственной акции протеста в Сантьяго 9 августа 2011.


Reuters/Cristobal Saavedra

38. Арестованный участник студенческой демонстрации. Сантьяго, Чили, 9 августа 2011.


Reuters/Victor Ruiz Caballero

Александр III и его время Толмачев Евгений Петрович

2. СТУДЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

2. СТУДЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Со вступлением на престол Александра III после первомартовской катастрофы и принятием решительных мер против экстремизма, студенческое движение в стране на некоторое время стихло. Сыграло свою роль положение, согласно которому всякий студент, исключённый из университета за участие в революционном движении, навсегда лишался права поступать в какое-либо учебное заведение. Однако это продолжалось недолго. Вскоре в высших учебных заведениях вновь начались студенческие волнения, демонстрации протеста против произвола администрации и движение молодёжи вновь приобрело большое политическое значение. «Ни в одной стране университетская молодёжь не принимала такого бурного и деятельного участия в политической жизни страны, как в России, - писал известный генерал А. И. Деникин. - Партийные кружки, участие в революционных организациях, студенческие забастовки по мотивам политическим, сходки и «резолюции», «хождение в народ», который, увы, так мало знала молодёжь… - всё это заполнило студенческую жизнь… Сколько искреннего чувства, подлинного горения влагала молодёжь в ту свою работу!.. И сколько молодых жизней, многообещающих талантов исковеркало подполье!» (190а, с. 494).

В Московском университете волнения произошли уже в начале марта 1881 г. Радикально настроенные студенты юридического факультета выразили своё несогласие с предложением некоторых своих товарищей возложить венок убитому народовольцами царю Александру II. Безусловно, это выступление разночинного студенчества носило отчётливо выраженный политический характер. Значительным событием университетской жизни было выступление студента медицинского факультета Викторова на защите докторской диссертации магистра Иванюкова 27 марта 1881 г. Возражая диссертанту по теме «Основные положения теории экономической политики с Адама Смита до настоящего времени», Викторов доказывал неразрывную связь научного социализма Маркса с революционным социализмом. Выступление Викторова было встречено аплодисментами студентов, присутствовавших на диспуте. После окончания диспута состоялась сходка студентов, в которой приняло участие около 100 человек. На этой сходке был заявлен протест против действий декана, неоднократно прерывавшего выступление Викторова на защите. Администрация университета прибегла к репрессиям. Викторов был исключён, а вместе с ним и 37 участников сходки. Выступление Викторова свидетельствовало о проникновении в студенческую среду уже в это время идей революционного марксизма и о горячем сочувствии, с которым эти идеи воспринимались студенчеством. В последующие 1882-1883 гг. некоторые студенты Московского университета занимались распространением нелегальной марксистской литературы, издававшейся группой Г. В. Плеханова «Освобождение труда». Новый университетский устав 1884 г. устанавливал настоящий полицейский надзор за студентами. После введения этого устава студенческие беспорядки не только не прекратились, а стали постоянным явлением, повторялись каждые два-три года. Уже 20 октября 1884 г. около 100 студентов Московского университета собрались на Страстном бульваре перед домом типографии катковской газеты «Московские ведомости» для выражения своего протеста, но были арестованы полицией и конной жандармерией (129, с. 331). По этому случаю Центральный кружок московского студенчества выпустил две гектографированные прокламации с выражением протеста против полицейского произвола.

Протест против подобных стеснений академической свободы был, однако, лишь непосредственным поводом для студенческих выступлений.

«Коренная причина студенческих волнений, - писал позднее Плеханов, - заключается не в недостатках университетского устава и не в отсутствии у нас академической свободы, как ни велики эти недостатки и как ни печально это отсутствие. Она лежит глубже… Недовольство, выражающееся в студенческих волнениях, коренится в общем недовольстве интеллигенции» (213, т. 12, с. 141).

Почвой для знакомства и объединения студентов, как правило, были землячества, ведь более трети студентов составляли приезжие. В Петербурге, например, землячества возникли ещё в 60-х гг. XIX в. с целью материальной и нравственной взаимопомощи. При землячествах часто создавались кружки саморазвития, где принимались обыкновенно что-нибудь читать. Как вспоминал один из бывших студентов 80-х гг., читали «Спенсера, Милля с примечаниями Чернышевского… сравнительно редко читали Маркса, ввиду его тяжеловесности; в ходу был Лавров. Часто читали какие-нибудь статьи из современных журналов… Много прений вызывали сочинения Льва Толстого, которые читались целиком, например, «Крейцерова соната». Кружки эти обыкновенно были недолговечны, они появлялись и пропадали, как мыльные пузыри» (201 в, с. 163). Организовывались также библиотеки как из легальных, так и запрещённых книг. Землячества являлись нелегальными организациями, участие в них могло повлечь исключение, высылку на родину и другие репрессивные меры. В совершенно секретной записке петербургского градоначальника П. А. Грессера о землячествах говорилось, что после их запрещения «они стали приобретать политическую окраску и явились первою ступенью, так сказать, школою для ознакомления с доктриною социально-революционного учения». Министр внутренних дел Толстой 22 января 1887 г. представил Александру III доклад, в котором обосновывал необходимость полного искоренения землячеств, указывая на их революционную роль. Он приводил цифру - 60 землячеств, от 10 до 150 человек каждое» (201 в, с. 347-348).

Часть молодёжи проявляла своё оппозиционное настроение как в форме студенческих волнений, так и в виде выступлений по разным благовидным поводам (таким, например, как похороны общественных деятелей), носивших характер политических демонстраций. К числу подобных выступлений относится и так называемая добролюбовская демонстрация студентов в Петербурге 17 ноября 1886 г., в день 25-й годовщины со дня смерти Н. А. Добролюбова.

Заметные студенческие волнения произошли в 1887 г. После неудавшегося покушения на Александра III (см. § 4 этой главы), предпринятого А. И. Ульяновым, П. Я. Шевыревым и другими студентами Петербургского университета, репрессии против студентов повсеместно усилились. Ответом было сильное оппозиционное брожение. Новые волнения среди учащихся произошли в ноябре 1887 г. в знак протеста против действий инспектора Московского университета А. А. Брызгалова, при котором усилился шпионаж за студентами, производились обыски и аресты. 22 ноября во время концерта университетского хора и оркестра, устроенного с целью демонстрации верноподданнических чувств студентов университета, один из студентов юридического факультета А. Л. Синявский публично нанёс пощёчину Брызгалову. В ответ на его арест начались массовые сходки студентов, требовавших освобождения арестованного, отстранения от должности Брызгалова, отмены устава 1884 г. и ношения формы, введённой правительством для удобства полицейской слежки за студентами. 38 студентов были за это исключены из университета, что вызвало новую волну возмущения. Либеральные профессора безуспешно пытались уговорить студентов прекратить волнения: они демонстративно сдавали свои университетские билеты в инспекцию. Собравшиеся 26 ноября на Страстном бульваре студенты-медики подверглись жестокому избиению полицией и жандармами. 27 и 28 ноября весь университет был охвачен массовыми собраниями протеста против действия полиции и университетской администрации. В этих условиях администрация университета была вынуждена прекратить с 30 ноября занятия, которые возобновились только в марте 1888 г. За участие в волнениях было исключено из университета 97 человек, всего же подверглось наказаниям свыше 200 студентов. Волнения студентов Московского университета в 1887 г. имели большое общественное значение, так как они явились смелым выражением протеста против правительственной реакции. Брызгалов был уволен со своего поста. Московские волнения получили широкий отклик в среде учащейся молодёжи в других городах - Петербурге, Харькове, Одессе, Казани. Студенты Петербургского университета требовали удаления нового ректора М. А. Владиславцева и инспектора Цивилькова, открытия студенческой столовой, разрешения землячеств и пр. В университет была введена полиция, он был зарыт, а студенты распущены на каникулы. В Казанском университете произошло столкновение студенческой сходки с полицией. В студенческих волнениях в Казанском университете активное участие принимал Ленин (Ульянов), бывший тогда студентом этого университета. Характерной особенностью студенческих волнений 1887 г. в Московском университете было и то, что его участники пытались связаться с московскими рабочими и призвать их к поддержке выступления студентов. Пытаясь пресечь волнения и искоренить крамолу, правительство на время вынуждено было закрыть пять университетов и два института.

Крупной политической демонстрацией университетского студенчества явилась устроенная 24 октября 1889 г. Союзным советом землячества панихида по случаю смерти вождя русской революционной демократии Н. Г. Чернышевского. Участники панихиды в Москве двинулись после окончания её из церкви на Тверском бульваре к университету с пением революционной песни «Вы жертвою пали». В Саратов был послан делегат Союзного совета, который возложил венок от студентов Московского университета на могилу Чернышевского. В Петербурге на смерть Н. Г. Чернышевского студенты отозвались устройством в тот же день панихиды во Владимирском соборе, вылившейся в политическую демонстрацию с участием 1500 человек.

Новые волнения студенчества произошли весной 1890 г. в связи с введением в высшей технической и сельскохозяйственной школах тех же порядков, какие устанавливались новым университетским уставом. 7 марта студенты Московского университета в знак солидарности с протестом студентов Петровской сельскохозяйственной академии собрались на сходку, но были окружены казаками и арестованы. 600 человек были заключены в Бутырскую тюрьму, а затем подвергнуты репрессиям. Тогда же произошли бурные выступления студентов в Технологическом институте и в университете в Петербурге, в Сельскохозяйственном институте в Новой Александрии и т. д. Студенты выдвигали требования университетской автономии, возвращения к уставу 1863 г., отмены ограничений при поступлении в университеты, свободы преподавания, студенческих корпораций.

В 1891 г. полиция избила московских студентов, собравшихся на панихиду по случаю смерти соратника Чернышевского Н. В. Шелгунова, около 40 студентов было выслано из Москвы.

Большое общественное значение имела деятельность профессоров и студентов в борьбе с голодом и эпидемиями в 1891-1893 гг. Например, интеллигенция Московского университета вела самоотверженную работу, оказывая медицинскую помощь голодающему населению в Поволжье.

Новый этап в студенческом движении связан с распространением марксизма в среде учащейся молодёжи в 90-х гг. XIX в. В 1889 г. в Московском университете возник один из первых марксистских кружков в Первопрестольной, организованный студентом естественного отделения физико-математического факультета В. К. Курнатовским, ставшим затем одним из учеников и соратников В. И. Ленина. Курнатовский поступил в университет после исключения его за революционную деятельность из Петербургского университета. В Московском университете Курнатовский организовал сбор денег для политических ссыльных, установил связи с революционерами в Петербурге и Риге. Кружок Курнатовского занимался изучением и распространением марксистской литературы. В том же 1889 г. Курнатовский был арестован вместе с другими участниками кружка и выслан в Архангельскую губернию.

Некоторые студенты университета входили в состав марксистского кружка инженера Круковского. Из него выделились студенческие кружки в университете, также занимавшиеся изучением марксистской литературы. В 1892 г. кружок Круковского был арестован полицией. В том же году был организован новый кружок студентом медицинского факультета А. Н. Винокуровым. Этот кружок, в отличие от предыдущих, начал устанавливать связи с рабочими Москвы. Члены кружка самостоятельно переводили произведения Энгельса. В 1893 г. марксистский студенческий кружок в университете был организован студентом медицинского факультета А. И. Ульяновым, братом В. И. Ленина. В сентябре 1893 г. А. Н. Винокуров и С. И. Мицкевич создали организацию для пропаганды марксизма среди рабочих.

В конце 1893 г. в Москву приехал Ленин. На нелегальном собрании 9 января 1894 г. на Воздвиженке, произошёл известный диспут между народником В. В. Воронцовым и В. И. Лениным. На этом собрании присутствовали участники марксистских кружков, в том числе и студенты Московского университета. Хорошо аргументированное выступление В. И. Ленина, разоблачившее несостоятельность взглядов народников о якобы отсутствии капитализма в России, произвело большое впечатление на участников собрания.

Выражением политического протеста студентов Московского университета явились события, происшедшие 30 ноября 1894 г. на лекции В. О. Ключевского. Возмущение студентов было вызвано тем, что Ключевский незадолго до этого произнёс хвалебную речь в память Александра III. «Когда Ключевский появился на лекции, значительная часть студентов освистала его. На кафедру был положен текст речи Ключевского с вклеенным листком, на котором была напечатана на гектографе басня Фонвизина «Лисица-кознодей», заканчивавшаяся словами: «знатному скоту льстят подлые скоты» (144а, с. 360). Была выпущена также гектографированная листовка с резким осуждением позиции Ключевского.

Администрация университета прибегла к репрессиям, исключив 58 студентов за участие в выступлении против Ключевского. Но в ответ на это произошли новые сходки студентов, требовавших отменить решение об исключении. Для подавления волнений в университет прибыла полиция и жандармерия, арестовавшая несколько десятков студентов. Ещё 49 человек были исключены из университета и 55 - высланы из Москвы.

В связи с этими и другими арестами и высылками студентов в 1894 г. возникло «Общество вспомоществования», занимавшееся организацией материальной помощи сосланным и арестованным.

В целом, следует отметить, что к середине 90-х гг. политические тенденции в студенческом движении заметно усиливаются.

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Гуситское движение Выступления против злоупотреблений немецкого духовенства, оппозиция католической церкви а борьба за национальную чешскую церковь вылилась в широкое общественное движение, принявшее религиозную форму. Оно объединило вначале различные социальные

Из книги Полная история тайных обществ и сект мира автора Спаров Виктор

Движение «К Богодержанию» Во главе этого глубоко антисемитского движения стоит отставной генерал-майор Петров, поэтому часто его последователей называют просто «петровцами», хотя движение имеет несколько наименований: Концептуалы, Внутренний Предиктор России, Учение

Из книги Утопия у власти автора Некрич Александр Моисеевич

Повстанческое движение Война окончилась, но не для всех. На территории Западной Украины и в Прибалтике продолжалось повстанческое движение против советской власти. Оно было вызвано стремлением к обретению независимости и советской политикой «чисток» в 1939-1941 годах,

Из книги Утопия у власти автора Некрич Александр Моисеевич

Стахановское движение Стахановское движение... войдет в историю нашего социалистического строительства как одна из самых славных ее страниц. Сталин, 17.11.1935 Славной страницей вошло в летопись Страны Советов стахановское движение. «Правда», 21.11.1985 В ночь с 30 на 31 августа 1935

Из книги История Китая автора Меликсетов А. В.

3. Реформаторское движение в 30-80-х гг. XI в. Напряженность положения на границах, нестабильность внутри страны, связанная с локальными, но упорно нарастающими народными восстаниями, привели Китай в середине XI в. к глубокому социально-политическому кризису. Настоятельность

Из книги Другая история Российской империи. От Петра до Павла [= Забытая история Российской империи. От Петра I до Павла I] автора Кеслер Ярослав Аркадьевич

Движение на Юг После окончания Северной войны активизировалось «восточное направление» русской политики, направленное не только собственно на Восток, но и на Юг. Цель заключалась в получении контроля над шедшими через прикаспийские области транзитными путями

Из книги История Беларуси автора Довнар-Запольский Митрофан Викторович

§ 5. КОЛОНИЗАЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ Сравнительно с масштабом колонизации великорусской и даже отчасти украинской, история белорусского племени не отличается широким колонизационным размахом. Период его колонизации краток и относится только к древнейшей эпохе. Племена

Из книги Сталин, Путь к власти автора Такер Роберт

Лидер и движение Харизматическую власть Макс Вебер противопоставляет "традиционной" и "рационально-правовой" и определяет ее как власть, которая отвергает все предшествовавшее и представляет собой "особую революционную силу". Она являет себя миру) провозглашая

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

10.8. Движение декабристов В первые десятилетия XIX в. часть представителей дворянского сословия начинает осознавать губительность самодержавия и крепостного права для дальнейшего развития страны. В их среде складывается система взглядов, реализация которых должна

автора Бонвеч Бернд

Коммунальное движение Тем не менее именно город явился колыбелью свободы и «равного» права в средневековом мире. Большей частью эти права были отвоеваны бюргерами в ходе так называемых коммунальных революций, когда бюргерское сословие сумело оспорить у феодальных

Из книги С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

Антинаполеоновское движение Антинаполеоновское движение приобретало различные формы: распространение патриотической литературы, партизанская борьба (отряды майора Шилля в Пруссии, Дернберга в Гессен-Касселе, герцога Брауншвейгского в Саксонии), создание тайных

Из книги С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

Оппозиционное движение Июльская революция 1830 г. во Франции привела в движение политическую жизнь Европы. Революционные события произошли в Бельгии, охватили часть Италии и Царства Польского. В Германии в наибольшей степени революционной волной были охвачены северо- и

Из книги Зороастрийцы. Верования и обычаи автора Бойс Мэри

Движение Маздака Описания других сасанидских праздников свидетельствуют о том, что зороастрийцы в то время были такими же веселыми и искренне набожными, как и средневековые христиане. Однако их угнетало все увеличивавшееся бремя религиозных обязанностей, рост

Из книги Каббала в контексте истории и современности автора Лайтман Михаэль

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том четвертый автора Коллектив авторов

1. КРЕСТЬЯНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ Положение крестьян. В результате реформы 1861 г., проведенной в интересах дворян-помещиков, экономическое положение основной массы крестьянства значительно ухудшилось. Как отмечал Ф. Энгельс, «помещик получил большую и лучшую часть земли… При

Из книги Полное собрание сочинений. Том 17. Март 1908 - июнь 1909 автора Ленин Владимир Ильич

Студенческое движение и современное политическое положение Забастовка студентов провозглашена в Петербургском университете. К ней присоединился целый ряд других высших учебных заведений. Движение перекинулось уже в Москву и Харьков. Судя по всем данным, которые

В феврале-марте 1899 года всю Российскую империю охватили студенческие волнения. Протестовали университеты Санкт-Петербурга, Москвы, Киева, Томска, Казани, Харькова, Варшавы и Одессы. В столице к стачке присоединились и другие учебные заведения, в том числе Военно-медицинская академия, Высшие женские курсы и даже Духовная академия. разбирается в причинах и следствиях тех событий.

«Не повесят же нас из-за этой сволочи студентов!»

Все началось 8 февраля 1899 года (здесь и далее все даты по старому стилю), когда Санкт-Петербургский университет торжественно отмечал свое 80-летие. Накануне юбилея в университете вывесили обращение ректора, предписывавшее учащимся «исполнять законы, охраняя тем честь и достоинство университета», и предупреждавшее - «Виновные могут подвергнуться: аресту, лишению льгот, увольнению и исключению из университета и высылке из столицы».

Надменный и высокомерный тон ректора многих возмутил, и за два дня до юбилея толпа сорвала и уничтожила злосчастное объявление. Собрание в честь 80-летия университета завершилось скандалом - аудитория освистала ректора Сергеевича, заставив его прервать свою речь и покинуть трибуну. После завершения торжественной части студенты небольшими группами стали покидать здание, чтобы весело отметить праздник в городе.

Однако на улице их ждал неприятный сюрприз - выход в сторону Дворцового моста и пешие переходы через лед Невы были заблокированы полицией. По-видимому, власти стремились не допустить повторения инцидентов прошлых лет, когда студенты с песнями и криками шествовали мимо царской резиденции в сторону Невского проспекта. Но полицейское оцепление было организовано на редкость безграмотно и бестолково: никто не смог объяснить озадаченным студентам, в какую сторону им следует расходиться.

Возникла неразбериха, внушительная толпа дезорганизованной молодежи постепенно накапливалась перед зданием университета, пока наконец не двинулась по набережной в сторону Румянцевского сквера и Николаевского моста. Увидев это, полицейское начальство распорядилось на всякий случай сопроводить студентов двумя всадниками, вахмистром Скольмейстером и городовым Мишиным. Это возмутило и без того озлобленных молодых людей, решивших, что полиция собирается перекрыть еще и Николаевский мост. Кроме того, студенты были оскорблены тем, что «их конвоируют, точно арестантов».

Изображение: Валентин Серов / Разгон казаками демонстрации в 1905 году

Дальнейшие события со слов очевидца описывал известный публицист того времени Владимир Чертков:

«Раздались возгласы: зачем? что нужно? назад! долой! Полетели комья снега, несколько человек схватили метлы, находившиеся на разъезде конки у сторожей, и замахали ими. Лошади двух всадников испугались криков, повернули и, при громком хохоте окружающих, унеслись опять к , где стоял эскадрон. Прошло несколько минут. Толпа уже шла дальше; многие уже по мосткам переходили на ту сторону… - как вдруг задние увидели, что эскадрон конных городовых тронулся и начал рысью приближаться. Все опять остановились. Раздались крики, возгласы… и, когда эскадрон приблизился, в него снова полетели снежки, и одним из них, как впоследствии оказалось, была расквашена физиономия предводителя.

"Марш-марш! - скомандовал неожиданно офицер (по всей видимости, это и был вахмистр Скольмейстер - прим. «Ленты.ру» ): - Не повесят же нас из-за этой сволочи студентов!" Эскадрон пустился в карьер и врезался в толпу, опрокидывая и топча студентов и частных лиц, наполнявших улицу. В воздухе замелькали нагайки... Один старик, почтенный джентльмен, был смят лошадью, и, уже лежащий на земле, получил удар нагайкой; … одна молодая женщина, уцепившаяся за решетку сквера, получила удар нагайкой от проскакавшего вблизи опричника; … в сквере лежал на снегу студент, пальто которого представляло одни лохмотья, до того оно было исполосовано и разодрано».

«Дело выросло от школьной шалости на степень общественного явления»

Возмущенные учиненным насилием студенты объявили забастовку, а ректор Сергеевич не нашел ничего лучшего, как вызвать в университет полицию, настроив тем самым против себя еще и значительную часть преподавателей. Несколько десятков самых активных протестующих арестовали, других отчислили и выслали из столицы. Жестокая расправа над учащейся молодежью вызвала гнев и возмущение в обществе.

Как писал тот же Чертков, «подъем духа, начавшийся на школьной скамье, распространился сначала на родственников, друзей и знакомых оскорбленных юношей; затем расширяющимися кругами разошелся дальше и дальше; пока наконец все общество не взволновалось под наплывом давно ему неведомого чувства возмущения. Даже в самых закоснелых чиновничьих и аристократических кругах послышался ропот негодования».

Министр финансов и будущий премьер Сергей Витте уговорил царя назначить расследование событий 8 февраля, которое возглавил бывший военный министр Петр Ванновский. «Говоря о настоящем весьма прискорбном случае, - отмечал Витте. - Я не могу не отметить того, … что настоящие беспорядки... лишены, по-видимому, всякой политической окраски… Вследствие всего происшедшего дело выросло от школьной шалости на степень общественного явления».

Комиссия Ванновского, несмотря на некоторое общественное предубеждение, отработала неожиданно добросовестно и объективно, а в своем докладе раскритиковала деятельность полиции. Она установила, что полицейское начальство изначально было настроено на жесткий разгон студентов. Например, нижним чинам конно-полицейской стражи перед началом акции выдали нагайки, которые обычно использовались только во время ночного патрулирования. Однако власти так и не решились опубликовать этот доклад.

События в Москве

После закрытия Санкт-Петербургского университета в знак солидарности с его учащимися 15 февраля 1899 года забастовали студенты . Как и в столице, власти ответили на это массовыми арестами, отчислениями и высылками. Приехавший в Москву представитель Санкт-Петербургского университета встретился с . Знаменитый писатель, несмотря на работу над романом «Воскресение», живо интересовался студенческими протестами.

По воспоминаниям Салтыкова, Толстой сочувственно отнесся к молодежному бунту, «был особенно заинтересован той формой, в которую вылилось движение, и студенческая забастовка представлялась ему одной из форм непротивления злу насилием». Жена писателя Софья Андреевна Толстая 22 февраля в письме критику Стасову горько сетовала: «Мы здесь все в большом волнении, как и вся Россия, по поводу закрытия всех учебных заведений. Раздражили молодежь без всякой вины с их стороны; как жаль и как неосторожно».

В конце марта масштабные репрессии против студентов в Москве, казалось бы, сделали свое дело - забастовка заглохла. Однако 6 апреля в одиночной камере Бутырской тюрьмы произошла трагедия: 22-летний студент последнего курса университета Герман Ливен облил себя керосином и совершил самосожжение. Причины этого поступка так и остались неясными: его друзья утверждали, что он не выдержал издевательств тюремной стражи, а власти самоубийство арестанта объяснили обострением психического заболевания. После панихиды студенты двинулись с политическими лозунгами от храма вверх по бульварам, однако возле памятника Пушкину их разогнала полиция.

Похороны Ливена в Нижнем Новгороде, откуда он был родом, также переросли в многотысячную студенческую демонстрацию. , отсутствовавший в тот день в городе, позднее писал Чехову: «Здесь публика возмущена смертью студента Ливена, который сжег себя в тюрьме. Я знал его, знаю его мать, старушку. Хоронили здесь этого Ливена с помпой и демонстративно, огромная толпа шла за гробом и пела всю дорогу».

«Террор не только тюрем, но и казарм»

Студенческие волнения 1899 года были жестко подавлены властями. Апофеозом правительственного произвола стало утверждение Николаем II 29 июля 1899 года «Временных правил об отбывании воинской повинности воспитанниками высших учебных заведений, удаляемыми из сих заведений за учинение скопом беспорядков». Нарушая почти все нормы действующего законодательства, этот документ предписывал отдавать в солдаты любых бунтующих студентов, «хотя бы они имели льготу по семейному положению, либо по образованию, или не достигли призывного возраста».

Доподлинно неизвестно, сколько судеб было тогда искалечено этим беззаконным актом. По меткому выражению Черткова, «правительство, вместо того, чтобы загладить свои преступления перед студенчеством… создает новый террор, - террор не только тюрем, но и казарм». Ленин позднее писал, что «Временные правила 1899 года срывают фарисейскую маску и разоблачают азиатскую сущность даже тех наших учреждений, которые всего больше походят на европейские».

Но, подавив волнения учащейся молодежи, правительство Николая II одержало пиррову победу. Требования оградить университеты от полицейского произвола постепенно сменились политическими лозунгами. В молодежной среде резко возросла популярность радикальных идей. Американский историк считает те события прологом первой русской революции и кровавого революционного террора, захлестнувшего Россию в начале XX века. Среди отчисленных в 1899 году студентов были будущие террористы Иван Каляев, который в 1905 году убил в Московском Кремле великого князя Сергея Александровича, и эсеровский боевик Борис Савинков.

Не раз уже упоминавшийся Владимир Чертков в те дни пророчески заметил: «Наряду… с ростом реакции росло и недовольство режимом, зрели те семена, из которых и выросло нынешнее движение, и мы видели, какие размеры приняло оно. Это не минутная вспышка оскорбленного чувства достоинства, это протест сознательный, глубокий по своей идее, великий по своему размеру и значению… Все эти юноши готовятся вступить в жизнь, и, стоя уже у ее двери, они вглядываются и прислушиваются к тому, что их ждет за порогом высшей школы… Теперь всем им хочется правды, все хотят верить, что в будущем они станут осуществлять идеальные начала, что всегда они будут на стороне справедливости и добра... Таково уже общее свойство молодежи, и страна, в которой молодежь утратила бы это чувство, несомненно должна разложиться и погибнуть».

Занимавшегося травлей студенческих организаций.

В мае 1832 г. возле Нейштадта-на-Вайнштрассе праздновался Гамбахский фестиваль с 30000 участниками, среди которых было много студентов. Наряду с нападением на франкфуртскую тюрьму в 1833 г. для освобождения заключавшихся в ней студентов, революционным памфлетом Георга Бюхнера «Гессенский ландбот» (нем. Der Hessische Landbote ) это было событием, приведшим к революциям в германских государствах в г.

Канада

Студенты на площади Тяньаньмэнь, 1919 г.

Студенческие движения играли центральную роль в т. н. «цветных революциях », произошедших в последние годы в посткоммунистических странах: сербский «Отпор», образовавшийся в 1998 г. в ответ на репрессивные законы об образовании и СМИ , изданные в том году. В сентябре 2000 г. во время выборной президентской кампании эта организация провела свою кампанию «Готов jе» (серб. «Кончился »), накалившую недовольство сербского населения режимом Слободана Милошевича , что привело к его поражению на выборах.

Студенческие группы также играли ключевую роль в смещении Сухарто в 1998 г., устроив большие демонстрации, усилившие народное недовольство своим президентом. Студенты Джакарты , Джокьякарты , Медана и др. первыми в то время заговорили публично против милитаристского правительства. Студенческое движение было одним из основных участников политической сцены того времени. Например, сменивший Сухарто новый президент Хабиби предпринял ряд неудачных попыток усмирить студентов, подвергавшихся гонениям при Сухарто, встречаясь с их лидерами и семьями студентов, убитых силами безопасности во время демонстраций.

Иран

Студенты-последователи имама Хомейни активно предлагают решения по различным политическим национальным и международным событиям, критикуя их или оказывая им поддержку.

В мае 2005 г. на президентских выборах в Иране крупнейшая иранская студенческая организация «Служба консолидации единства» призывала к бойкоту выборов . После избрания Махмуда Ахмадинежада президентом страны протесты против правительства продолжились. В мае 2006 г. до 40 сотрудников полиции получили ранения при столкновении со студентами на демонстрации в Тегеране . В 2006 г. Ахмадинежад вынудил студентов организовать кампании с требованием очистки университетов от либеральных и светски настроенных преподавателей .

США

В 1960-е гг. студенческое движение значительно политизировалось. Особо значимым явлением того периода стало появление в Энн-Арборе (Мичиган) организации «Студенты за демократическое общество» (англ. Students for a Democratic Society - SDS), занимавшейся проблемой вузов как социального агента, подавляющего общество, и в то же время потенциально развивает его. SDS также дал начало подпольной группе «уэзерменов ». Другой успешной группой было «Освобождение молодёжи» в Энн-Арборе, организация, призывающая студентов требовать отмены государственных образовательных программ. Ещё одной заметной организацией был «Студенческий ненасильственный координационный комитет», борющийся против расизма и за интеграцию общественных школ в США. Все эти организации прекратили свою деятельность в середине 1970-х гг.

В начале 1980-х гг. ряд организаций, особенно «Университетская лига возможности успеха» (англ. Campus Outreach Opportunity League - C.O.O.L.), внедрил неолиберальные модели в студенческое движение по всей стране. Эти организации считали важным для студентов выявление возможных сфер общественных услуг (англ. community service ) в сфере высшего образования и развитие конкуренции среди студентов.

Всплеск студенческого движения в США наблюдался вновь в 1990-е гг., когда студенты стали проводниками неолиберальной политики Билла Клинтона по развитию общественных услуг. Движение за реформу народного образования возродило популистское студенческое движение против стандартизированного тестирования и обучения , а также по другим более сложным вопросам, включая ВПК , промышленность и систему наказаний , а также влияние армии и корпораций на качество образования . Также уделялось внимание тому, чтобы принятые изменения были стабильными, улучшалось финансирование образования и менялась политика или руководство соответствующих структур, что позволяло бы вовлечь студентов в процессы принятия решений в школах и вузах. В настоящее время наиболее заметным является проведение кампаний за финансирование публичных школ, против повышения платы за обучение в колледжах и использование потогонного труда на фабриках по производству школьных принадлежностей (например, кампания «Объединенные студенты против потогонки»), за вовлечение студентов в процесс планирования, реализации образования и формирования образовательной политики (напр. «Институт Рузвельта»), а также информирование населения о гуманитарных последствиях дарфурского конфликта . Также заметна активизация студентов вокруг проблемы глобального потепления . Кроме того, вновь возникло антивоенное движение, что привело к созданию «Университетской антивоенной сети» (англ. Campus Antiwar Network ) и возрождению SDS в 2006.

Великобритания

Студенческое движение существовало в Великобритании с 1880-х гг., когда появились советы представителей студентов, представляющие интересы студентов. Позднее из этих советов сформировались союзы, многие из которых вошли в состав Национального союза студентов (англ. National Union of Students - NUS), образовавшегося в 1921 г. Однако NUS изначально задумывался как организация, стоящая в стороне от политических и религиозных вопросов, что снижало её значение как центра студенческого движения. В 1930-е гг. студенты оказались больше вовлечены в политику после того, как в университетах стали появляться различные социалистические общества, от социал-демократических до марксистско-ленинских и троцкистских. Главой NUS стал коммунист Брайан Саймон (Brian Simon).

Но до 1960-х гг. студенческое движение в британских университетах не имело большого значения. Активизацию деятельности студенческих организаций вызвала война во Вьетнаме , расизм , а также различные локальные злоупотребления властью - повышение платы за обучение и снижение нормы представительства студентов. В 1962 г. совместно с CND прошла первая студенческая акция протеста против войны во Вьетнаме. Однако по-настоящему активная деятельность студентов началась с середины 1960-х гг. В 1965 г. 250 студентов Эдинбурга устроили пикет перед консульством США и провели акцию протеста против вьетнамской войны на Гроувснорской площади. В Оксфорде прошёл первый тич-ин, на котором студенты дискутировали об альтернативных ненасильственных способах протеста , а также акция протеста в Лондонской школе экономики против правительства Йена Смита в Родезии .

В 1966 г. появились «Альянс радикальных студентов» и «Кампания солидарности с Вьетнамом», ставшие центрами протестного движения. Первая студенческая сидячая забастовка (сит-ин) была организована в Лондонской школе экономики в 1967 г. по случаю отчисления двух студентов. Успех этой акции, а также 100,000-ная студенческая демонстрация в том же году стали началом массового студенческого движения. Оно действовало до середины 1970-х гг., организовав за это время 80,000-ную демонстрацию на Гроувснорской площади, антирасистские протесты и захваты в Ньюкасле , разрушение систем контроля передвижения демонстрантов, вынужденное закрытие Лондонской школы экономики и избрание Джека Стро (англ. Jack Straw ) руководителем NUS в ЮАР . Но нужно отметить две важные вещи, касающиеся студенческого движения и Великобритании. Во-первых, большинство британских студентов продолжали верить в демократическую систему, и власти не обращались с ними слишком жестко, так как акции студентов были вполне мирными и хорошо организованными. Во-вторых, многие акции протеста выносили требования более чем локального характера, например, о норме студенческого представительства в управлении колледжами , улучшение социальной поддержки, снижение платы за обучение или даже цен в столовых. В этом отличие студенческого движения в Великобритании от других стран.

Греция

Украина

Студенческое движение независимой Украины берет своё начало с "Революции на граните" 1990 года , которая стала первой крупной кампанией в которой участвовали студенты, а также ученики техникумов и ПТУ. Разбив на площади Октябрьской Революции (теперь Площадь Независимости) палаточный городок и объявив голодовку, протестующие выдвинули ряд политических требований, например, национализации имущества Компартии Украины и ВЛКСМ , перевыборов Верховного Совета УССР на основе многопартийности и т.д. Правительство было вынуждено удовлетворить требования протестующих.

12 апреля 1995 г. в Москве, на официальном митинге перед «Белым домом », «Студенческая защита» выдвинула требования об отмене постановления Виктора Черномырдина о лишении успевающих студентов права на стипендию; отказе от принятия закона о призыве студентов и выпускников вузов на службу в армию рядовыми на 2 года; расширении студенческого самоуправления в вузах; участии студентов в контроле над финансовой деятельностью вузов; прекращении практики сокращения бесплатных учебных мест и сдачи общежитий в аренду коммерческим структурам. В ходе митинга властями были задержаны лидеры «Студенческой защиты», что вызвало новый «марш на Кремль» 3 тысяч присутствовавших студентов. На пересечении с Садовым кольцом начались столкновения с ОМОНом, около 1,5 тысячи студентов прорвались на Старый Арбат и по нему прошли до Арбатской площади, где забросали подручными средствами здание Минобороны и расписали асфальт перед ним антивоенными лозунгами. Затем, студентов вновь вышедших на Новый Арбат и дошедших до Манежной площади, рассеяли ОМОН, милиция и солдаты внутренних войск . Задержано более 400 человек, из них судили 30, более 200 студентов получили травмы различной степени тяжести. Черномырдин отреагировал на беспорядки фразой: «Революции начинаются не с шахтёрских забастовок , а со студенческих бунтов ». Решение о лишении успевающих студентов стипендий и законопроект о призыве студентов в армию были отменены .

12 апреля 1995 г. стихийные студенческие беспорядки произошли и в Иркутске . Митинг официальной Ассоциации профсоюзных организаций студентов (АПОС, подразделение ФНПР) перерос в несанкционированный марш протеста 2 тыс. студентов к зданию областной администрации. К демонстрантам вышел иркутский губернатор Ю. Ножиков, которому были выдвинуты претензии по поводу действий администраций вузов. Студенты создали инициативную группу для переговоров с губернатором и разошлись, но переговоры администрации с инициативной группой остались без результата .

27 марта 1997 г., на проходившем в Мурманске профсоюзном шествии, члены местного отделения «Студенческой защиты» и левой организации «Красная гвардия Спартака» на несколько часов блокировали движение в центре города, попытались устроить баррикаду и выдвинули требование - выплатить задержанные стипендии. После обещания властей выполнить свои обязательства беспорядки закончились .

Осенью 1997 - весной 1998 г. в стране начались студенческие выступления, спровоцированные попыткой проведения реформы образования (т. н. реформа Асмолова -Тихонова). Реформа предполагала коммерциализацию образования, в том числе - использования читальных и спортзалов, компьютерных классов, библиотек; перевод вузов на самофинансирование; резкое сокращение их числа и штата преподавателей; отмену стипендий и всех социальных выплат студентам .

Первые массовые протесты, вызванные введением платы за использование компьютерных классов, читальных и спортзалов, провели в начале ноября 1997 г. студенты Новосибирского технического университета . Выступления длились несколько дней и распространились даже на Новосибирский Академгородок . 22 октября в Воронеже прошёл 10-тысячный несанкционированный студенческий митинг. Его участники потребовали отмены реформы. Осенью 1997 г. студенческие выступления прошли в Архангельске , Чебоксарах и Омске , а уже в апреле 1998 г. - беспорядки начались в Екатеринбурге .

Наши дни

Современные студенческие движения различаются по составу участников, размеру, успешности своей деятельности; в них участвуют студенты всех форм обучения, всех рас и социально-экономического происхождения и политических взглядов . Важнейшими направлениями их деятельности является борьба за повышение роли молодёжи в политике и управлении, права студентов, финансирование учебных заведений, реформа наркополитики, антирасизм в образовании, повышение платы в колледжах, поддержка работников кампусов в борьбе за права и др.

Примеры современных студенческих движений:

  • Осень 2004: студенческое движение во французской общине Бельгии против «перенаселенности» высших школ, а затем за реформирование преподавания.
  • Студенческое движение Квебека в Канаде 2005-06 гг. и забастовка студентов Квебека 2005 г. против замены стипендий образовательными займами.
  • Осень 2005: студенческое движение в Италии против приватизации университетов.
  • Греции против приватизации университетов и трудового контракта для инвалидов типа «контракта первого найма» во Франции.
  • Июнь 2006: студенческое движение в Перу против увольнения профессора Франко-перуанского лицея.

Критика

Обширная критика студенческого движения касается ошибок категоризации, основанной на упрощенном взгляде на роль студентов как агентов трансформации всего общества, и на обособлении индивидов как студентов, которые не признают иных аспектов самоидентификации и односторонне демонизируют объекты своего протеста, которым студенческое движение бросает свой вызов.

Кроме того, студенты университетов обычно принадлежат привилегированному сектору общества. Студенческие активисты обычно изображаются испорченными богатенькими детьми, которые просто бунтуют против власти над ними. Также часто говорится о том, что это движение отражает



Студенты Института истории Санкт-Петербургского государственного университета протестуют из-за сокращения преподавательского состава. Они пытаются установить диалог с администрацией СПбГУ и потребовать от ректора Николая Кропачева отменить приказ об элективных дисциплинах, изданный руководством вуза в апреле 2019 года. Согласно нему, курс открывается, только если на него записалось не менее десяти студентов. Руководство вуза называет происходящее на факультете оптимизацией и не видит угрозы для научной и учебной деятельности.



Приказ № 3773 и увольнения

Всего в Институте истории около 80 дисциплин, на половину из которых ходит меньше 10 человек — среди них античность, медиевистика, источниковедение, этнография. Приказ совпал с конкурсом на должности среди преподавателей Института истории СПбГУ, требования к которому также ужесточились. В результате чего последовала волна сокращений и увольнений преподавателей. По мнению председателя студенческого совета института истории Лии Фараховой, пресловутый приказ и сокращение ставок преподавателей нельзя рассматривать отдельно. Это целенаправленное уничтожение малых направлений в обучении.

«Нам говорят — минимум десять студентов должно обучаться на направлении. А мы не знаем — с потолка они цифру взяли, или это действительно какие-то расчеты? Нам данные никто не предоставляет. Ситуация с сокращениями говорит сама за себя. На кафедре этнографии четыре преподавателя на целый профиль, на магистратуру, на четыре полевые практики — это катастрофа. На кафедре археологии уже некому читать палеолит — огромный кусок истории. От этого страдает уровень обучения», — считает Лия Фарахова.

По данным студсовета СПбГУ, ушли или находятся в процессе увольнения 15 преподавателей истфака. Для ухода есть три причины — «по собственному желанию», недопуск до конкурсного отбора или непрохождение конкурса. Но сами требования к конкурсу были резко усложнены только в апреле. Лия Фарахова пояснила, что ставки спускаются на весь институт, на них могут претендовать не только преподаватели института истории, но ещё и сторонние соискатели.

«Пострадали больше всего не кандидаты и профессора, а так называемые молодые ставки. Никогда раньше до этого не было требования к претенденту на ставку старшего преподавателя иметь кандидатскую степень. Эти люди пользуются уважением своих коллег и студентов, они отличные преподаватели, но вынуждены подавать документы на ассистентов — а это четыре человека на одну ставку», — рассказала председатель студсовета.

По ее словам, одного преподавателя не допустили, поскольку подтверждение степени кандидата наук у него было на руках только на ученом совете, а не на момент начала конкурса. Другой преподаватель, крупнейший специалист по Кавказу, ушел сам, так как был совместителем. На контакт с прессой уволившиеся преподаватели не выходят — они не теряют надежду, что приказ будет отменен и они смогут вернуться к своим дисциплинам и студентам в СПбГУ с сентября месяца.



Грядет забастовка


Глава Института истории Абдула Даудов утверждает, что многие преподаватели ушли по собственному желанию, у остальных была низкая квалификация. «Вуз — не репетиторство», — подчеркивает он. Преподаватель института истории, пожелавший остаться анонимным, рассказал, что «уход по собственному желанию» чаще всего вынужденный и происходит из-за завышенных требований к кандидатам.

«Есть часть преподавателей, которые просто устали от этого всего и уходят, но это лукавство. На самом деле это происходит из-за повышения требований, они понимают, что не пройдут конкурс, и просто не подают документы, уходят. Администрации выгодно говорить, что это решение педагога».

По словам источника «Северо-Запад. МБХ медиа», а дминистрация СПбГУ уже предложила расписать курсы уволенных преподавателей на оставшихся педагогов. Педагоги в ответ планируют начать итальянскую забастовку.

«Любой уволенный преподаватель — минус 8−10 курсов. Начальство говорит студентам, что нет никаких сокращений, что мы возьмем других преподавателей на это место, распишем нагрузку на тех, кто прошел конкурс. Сейчас формируется коллегиальная позиция преподавательского состава — заведующие кафедр отказываются расписывать нагрузку на оставшихся. Есть вариант, что администрация вуза сама распишет. Но преподаватели решили, что все равно не будут приходить на курсы тех, кто был уволен. Это итальянская забастовка, и она уже с первого сентября планируется».

Здание исторического факультета СПБГУ

Преподаватели института истории считают, что директор Абдула Даудов кормит их формальными отговорками не по собственной воле — на него оказывается давление со стороны администрации вуза и лично ректора Кропачева. «Он и рад бы иначе поступать, но боится идти против ректората, чтобы не было ещё хуже. Но этот приказ уже сталкивает лбами преподавателей внутри института, начинается ожесточенная внутренняя конкуренция. Заведующий кафедрой истории России Андрей Дворниченко железно сказал, что ни одного преподавателя своей кафедры не отдаст и не отдал, хотя там есть преподаватели, которые читают всего по 2−3 курса, нагрузка у них гораздо меньше. При этом администрация говорит, что они выполняют все показатели, а это для чиновников важнее. Но если все будет так развиваться, малых направлений в вузе не станет совсем», — считает преподаватель.


Сбор подписей


Приказ № 3773 вызвал шквал открытого негодования среди студентов, прежде всего потому что был принят без учета мнения студенческого совета СПбГУ. В ответ на увольнения преподавательского состава института истории студенты разместили петицию против злосчастного приказа и собрали более 4750 подписей за его отмену. Но подписи были проигнорированы администрацией. Учащиеся вуза приходили с ними на встречу к первому проректору по учебно-методической работе, Марине Лавриковой.


«Что приносили, что не приносили — никто на них даже не посмотрел. Они были направлены ректору, но это тоже эффекта не возымело. Мы созвали студенческий совет института истории, на заседании присутствовало порядка 300 человек — студенты, некоторые преподаватели и учащиеся других факультетов. Там мы приняли резолюцию, которую направили ректору СПбГУ Кропачеву. В ней мы требуем отменить приказ и прекратить сокращение преподавателей. Администрация сокращения опровергает, но они есть! Когда у вас условно на 7 ставок 18 преподавателей, ну разве это не сокращение ставок?», — считает Лия Фарахова.

Опыт борьбы у историков богатый — в 2013 году студенты и преподаватели выступили против объединения с философским факультетом СПбГУ и одержали победу. Г лава студсовета Института истории уверила, что если администрация не отреагирует на резолюцию, протест перетечет на улицы — студенты выйдут на митинги и пикеты. А пока о гонь протестных настроений перекинулся на другие факультеты СПбГУ.

Студент философского факультета, кафедры музейного дела, Виктор Ершов рассказал, что на их факультете очень много направлений, где учится всего четыре-пять человек.

«Приказ № 3773 и для нас катастрофичен. У нас очень много направлений на философском, где учится до пяти человек. Это китаевисты, германисты, культурологи. Понятно, что для них план в 10 человек — нереальная цифра абсолютно. Сейчас проблемы с кафедрами этнологии, истории культуры, нашего музейного дела. В университете просто не слушают студентов и это главная проблема. Приказ, который даже не обсуждается с нами, отправили предыдущему председателю студенческого совета, который уже давно не в должности. Что это — незнание или издевка?», — задается вопросом студент.



Оптимизация

По словам студсовета, ни один из представителей ректората не выходит на контакт со студенческим сообществом, важной ветвью власти в университете. На «расстрел» поставлен директор института истории, он вынужден отвечать на все претензии студентов формальными отговорками. В преамбуле приказа говорится о финансово-хозяйственной деятельности СПбГУ. Иными словами, происходит оптимизация.

Один из доводов администрации СПбГУ — реформирование системы образования началось не вчера, это общероссийская тенденция. Но преподаватели ведущего петербургского вуза рассчитывали, что статус позволит им сохранить состав педагогов. «Все зависит от отношения администрации университета к реформе. Вот у МГУ получается сохранять факультеты, вечернее и заочное отделение, не допускать массовых увольнений. А у нас отношение ко всему иное, только финансовый интерес», — поделился анонимный источник.

Студенты СПбГУ, протестующие из-за сокращения преподавательского состава. Фото: Георгий Манжиков

О зарождении оптимизации в СПбГУ рассказал бывший доцент Санкт-Петербургского университета, преподаватель факультета географии и геоэкологии Андрей Хрущев. В 2014 году факультет ликвидировали, объединив с геологами. В борьбе за восстановление старейшего в России факультета, Андрей Сергеевич был уволен.

«Ситуация критическая уже не с истфаком, а с университетом. Это просто один из эпизодов редукционистской политики, целенаправленной. В СПбГУ есть малокомплектные кафедры, но уникальные — на геофаке это кафедра ботанической географии. Туда записывается три студента, а им говорят: „Ну ребята, вы должны на физическую идти, вас мало, нет десяти человек“. Приказ этот не для улучшения педагогического процесса, как там вскользь сказано, а для увеличения эффективности хозяйственно-экономической деятельности», — убежден бывший преподаватель.

Реформа образования коснулась учебных заведений по всей стране, в регионах происходит слияние факультетов, а то и целых вузов. Но преподаватели СПбГУ рассчитывали на иное отношение — по крайней мере на то, что редкие кафедры с уникальными дисциплинами администрация университета уничтожить не посмеет.


Протесты

Нынешний педагог института истории СПбГУ и наш анонимный источник уверен — ситуацию спасут только массовые митинги и итальянская забастовка. Впрочем, в се зависит от консолидированности студентов и преподавателей.

«Мы наблюдаем за студентами и появляется желание протестовать. Студенты посмелее, у них нет контрактов, но главное — их больше и они более радикальны. Администрации и властям города не нужны протесты на улицах, митинги, особенно осенью — ведь на носу выборы. И они боятся любого рода протестной активности», — считает источник.

Планомерное сокращение штата на разных факультетах СПбГУ происходит уже несколько лет, но только истфак исконно остается очагом протеста. Вишенкой на торте стало заявление ректора СПбГУ Николая Кропачева о намерении создать новый факультет — математики и компьютерных наук. И это несмотря на отрицательное заключение комиссии и Ученого совета СПбГУ. Появление нового факультета лоббирует 48-летний математик Станислав Смирнов, лауреат премии Филдса. В СПбГУ уже есть два математических факультета — Математико-механический и Факультет прикладной математики — процессов управления. Их деканы считают, что третий факультет университету не нужен. Но по информации, полученной изданием Gorod-812, за математиком Смирновым стоит помощник президента Андрей Фурсенко. Это ещё больше задевает заслуженных преподавателей, вынужденных покидать вуз в поисках новой работы. Похоже, в администрации СПбГУ ценят не квалифицированные кадры и уровень образования, а политические связи и финансовую выгоду.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .