Сравнение катерины и ларисы в "грозе" и "бесприданнице" островского. Сравнительный анализ пьес «Гроза» и «Бесприданница» (далее – Г

Между “Грозой” и “Бесприданницей” двадцать лет. За это время изменилась страна, изменился писатель. Все эти изменения можно проследить на примере пьесы “Гроза” и драмы “Бесприданница”.

Купцы в “Бесприданнице” – уже не невежественные и самодурные представители “темного царства”, а претендующие на образованность, читающие иностранные газеты, одетые по-европейски люди.

Главные героини двух пьес А.Н. Островского значительно различаются по своему социальному положению, зато очень схожи своими трагическими судьбами. Катерина в “Грозе” - жена богатого, но слабовольного купца, всецело находящегося под влиянием деспотической матери. Лариса в “Бесприданнице” - красивая незамужняя девушка, рано лишившаяся отца и воспитанная матерью, женщиной небогатой, очень энергичной, которая к самодурству, в отличие от свекрови Катерины, не склонна. Кабаниха печется о счастье сына Тихона, как она его понимает. Харита Игнатьевна Огудалова столь же ревностно заботится о счастье дочери Ларисы, опять-таки, в своем понимании. В результате бросается в Волгу Катерина и гибнет от рук неудачника-жениха Лариса. В обоих случаях героиням суждено умереть, хотя родные и близкие вроде бы желали им только добра.

Главных героинь, Катерину и Ларису, часто сравнивают друг с другом. Они обе стремились к свободе, обе получили ее не в этом мире, обе были чистыми и светлыми натурами, любили недостойных, всей своей сущностью показывали протест против “темного царства” (на мой взгляд, общество “Бесприданницы” так же подходит под это определение).

Катерина Кабанова живет в небольшом волжском городке, где быт еще во многом патриархален. Да и действие “Грозы” разворачивается перед реформой 1861 года, оказавшей огромное влияние на жизнь русской провинции. Лариса Огудалова - жительница большого города, тоже расположенного на Волге, но патриархальность семейных отношений давно утратившего. Волга объединяет героинь, для них обеих река символизирует свободу и смерть: и Катерину, и Ларису смерть настигает на реке. Но здесь же и различия: город Бряхимов не отделен от остального мира, как Калинов, не выключен из исторического времени, он открыт, в него приезжают и уезжают (в “Грозе” река Волга воспринимается, прежде всего, как граница, а в “Бесприданнице” она становится средством связи с миром).

Действие “Бесприданницы” происходит в конце 1870-х годов, на исходе второго десятилетия после освобождения крестьян. Бурно развивается капитализм. Прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Семейство Огудаловых небогато, но благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны водит знакомство с влиятельными и богатыми людьми. Мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. И Лариса в этом не сомневается, надеясь, что и любовь и богатство соединятся в лице ее будущего избранника. За Катерину же выбор давно уже сделали, выдав за нелюбимого, безвольного, но богатого Тихона. Лариса привыкла к веселой жизни волжского “света” - вечеринкам, музыке, танцам. У нее самой есть способности - Лариса хорошо поет. Представить себе в подобной обстановке Катерину просто невозможно. Она куда более тесно связана с природой, с народными поверьями, по-настоящему религиозна. Лариса тоже в трудную минуту вспоминает о Боге, а, согласившись выйти замуж за мелкого чиновника Карандышева, мечтает уехать с ним в деревню, подальше от городских соблазнов и прежних состоятельных знакомых. Однако в целом она - человек иной эпохи и среды, чем Катерина. Лариса обладает более тонким психологическим складом, более тонко чувствует прекрасное, чем героиня “Грозы”. Но это же делает ее еще более беззащитной перед любыми неблагоприятными внешними обстоятельствами.

Купцы “Грозы” только становятся буржуазией, это проявляется в том, что традиционные для них патриархальные отношения отживают, утверждается обман и лицемерие (Кабаниха, Варвара), которые так противны Катерине.

Лариса - тоже жертва обмана и лицемерия, но у нее иные жизненные ценности, немыслимые для Катерины, исток которых, прежде всего, кроется воспитании. Лариса получила европеизированное воспитание и образование. Она ищет возвышенно-красивой любви, изящно-красивой жизни. Для этого, в конечном итоге, ей нужно богатство. А силы характера, цельности натуры в ней нет. Казалось бы, образованная и культурная Лариса должна была выразить хоть какой-то протест в отличие от Катерины. Но она слабая во всех отношениях натура. Слабая не только для того, чтобы убить себя, когда все рухнуло и все стало, постыло, но даже для того, чтобы хоть как-то, противостоять глубоко чуждым ей нормам жизни, которая кипит вокруг нее. Душою и телом Лариса сама оказывается выражением обманности окружающей жизни, пустоты, душевного холодка, скрывающегося за эффектным внешним блеском.

Суть конфликта в драмах тоже разная. В “Грозе” столкновение происходит между самодурами и их жертвами. В пьесе очень сильны мотивы несвободы, духоты, подавления, замкнутости пространства. Катерина, привыкшая жить “точно птичка на воле”, мечтающая о полете, не может подчинить себя законам мира, в котором она очутилась после замужества. Положение ее поистине трагично: свободное проявление чувства – любовь к Борису – приходит в противоречие с ее подлинной религиозностью, внутренней неспособностью жить в грехе. Кульминацией пьесы становится принародное признание Катерины, совершающееся под удары грома приближающейся грозы.

Событием, которое, подобно удару грома, потрясает весь город, становится гибель Катерины. Традиционно она воспринимается зрителями драмы как протест против жестоких законов жизни, как победа героини над давящей ее силой.

В “Бесприданнице” на первый взгляд все наоборот. Лариса не противопоставлена резко окружающим ее героям, ею восхищаются, ее боготворят. Нет и речи ни о каком подавлении и деспотизме. Но в пьесе чрезвычайно силен другой мотив, которого не было в “Грозе”, – мотив денег. Именно он формирует конфликт драмы. Лариса – бесприданница, и этим определяется ее положение в пьесе. Все окружающие ее персонажи – Кнуров, Вожеватов, Паратов, Карандышев – говорят только о деньгах, выгоде, прибыли, купле-продаже. В этом мире чувство человека тоже становится предметом торговли. Это столкновение денежных, материальных интересов с чувствами героини приводит к трагическому финалу.

Да и отношение к смерти у героинь очень разное, сила воли у Ларисы гораздо слабее, чем у Катерины. Катерина в смерти видит здесь возможность слиться с миром природы и избавиться от страданий, когда дом мужа стал для нее могилой: “Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу - все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше... Под деревцом могилушка... как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... весной на ней травка вырастет, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие... всякие (задумывается) всякие...”

Лариса после того, как надежды на брак с Паратовым окончательно рухнули, а Кнуров откровенно предложил ей стать богатой содержанкой, думает о том, чтобы, подобно Катерине, броситься в Волгу. Однако решимости на это у нее не хватает: “Лариса. Я давеча смотрела вниз через решетку, у меня закружилась голова, и я чуть не упала. А если упасть, так, говорят... верная смерть. (Подумав.) Вот хорошо бы броситься! Нет, зачем бросаться!.. Стоять у решетки и смотреть вниз, закружится голова и упадешь... Да, это лучше... в беспамятстве, ни боли... ничего не будешь чувствовать! (Подходит к решетке и смотрит вниз. Нагибается, крепко хватается за решетку, потом с ужасом отбегает.) Ой, ой! Как страшно! (Чуть не падает, хватается за беседку.) Какое головокружение! Я падаю, падаю, ай! (Садится у стола подле беседки.) Ох, нет... (Сквозь слезы.) Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я, какая несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко…”.

Здесь авторские ремарки передают смятение главной героини “Бесприданницы”, ее тягу к самоубийству и неспособность его свершить. Лариса то приближается к обрыву, то отдаляется от него. Она все надеется, что ей поможет умереть какая-то сила, действующая помимо ее воли. Лариса мечтает уйти из жизни чистой, безгрешной, в том числе - и без греха самоубийства. Да и решимости самой лишить себя жизни у нее явно не хватает. Иное дело - Катерина. Она сознает, что грешна, поскольку изменила мужу, пусть даже нелюбимому, пусть даже ради настоящей, подлинной любви. Ее самоубийство - это одновременно и искупление греха (хотя и посредством, с точки зрения христианства, другого греха, но для Катерины данное обстоятельство уже не имеет значения), и воссоединение с миром природы - птицами, деревьями, и освобождение из земной могилы - дома ненавистной Кабанихи. Катерина перед смертью отнюдь не прощает погубившую ее свекровь. Лариса же, в полном согласии с христианскими идеалами, заявляет, что любит всех тех - Паратова, Кнурова, Вожеватова, Карандышева, - кто вольно или невольно способствовал ее гибели. Вера Катерины более страстна и менее канонична, в чем-то близка языческому обожествлению природных стихий. Вера Ларисы более спокойна, отчасти книжна, хотя и не менее искренна. Героиня “Грозы” - человек более волевой. Она способна на такой решительный поступок, как самоубийство. Героине “Бесприданницы” покончить с собой не хватает воли. На помощь ей приходит случай в лице Карандышева, своим выстрелом оборвавший Ларисе жизнь.

Свобода и любовь - вот главное, что было в характере Катерины. Она и в Бога верила свободно, не из-под палки. По собственной свободной воле она согрешила и сама себя покарала. Причем самоубийство для верующего человека - грех еще более страшный, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле оказался у нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее, сказалась ее надежда на милосердие Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, воплощенная доброта и прощение.

Катерина - истинно трагическая героиня. Она и мысли не имела протестовать против мира и порядков, в которых она жила. Конфликта с миром, с окружающим у нее не было. Причиной ее гибели стал внутренний конфликт ее сердца. Мир русской патриархальной жизни в Катерине сам взорвался изнутри, потому что из него стала уходить свобода, т.е. сама жизнь.

А Лариса, молодая девушка, чистая душой, умеющая любить и жаждущая взаимного верного чувства, сталкивается с миром дельцов, где царствует только капитал. В этом мире судьба бесприданницы обречена на трагедию. Как и Катерина, Лариса принадлежит к женщинам с “горячим сердцем”. Она так же наделена музыкальной, поэтической душой. Мир Ларисы вмещает и цыганскую песню, и русский романс. Мечтательная, художественно одаренная натура, она не замечает в людях недостатки, видит окружающих глазами героини романса и зачастую поступает в соответствии с традициями поведения такой героини (стремление догнать уехавшего любимого, любовь и разлука, искушение любовью, побег с помолвки). Лариса как бы парит над миром обывателей, недаром ее имя в переводе с греческого - чайка.

Судовладелец, богатый барин Сергей Сергеевич кажется Ларисе идеалом мужчины. Он способен искренно увлечься, он восхищен красотой, неординарностью, художественным даром Ларисы. Но духовные его порывы недолговечны, всегда верх берет деловой расчет: “У меня... ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно”. Верный этому правилу, Паратов так и поступает и с пароходом “Ласточка”, и с Ларисой. Ради минутного блаженства он уговаривает Ларису ехать за Волгу, откуда для нее две дороги: или “радоваться”, или “мама, ищи меня в Волге”. Паратову нет расчета менять миллионную невесту на Ларису Дмитриевну. В конце пьесы к Ларисе приходит прозрение. Сергей Сергеевич напоминает ей, что “угар страстного увлеченья скоро проходит, остаются цепи и здравый рассудок”, и советует вернуться к жениху. Но для Ларисы это невозможно: “Я мужа своего если уж не любить, так хоть уважать должна; а как я могу уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления!” Героиня пьесы пытается броситься в Волгу, но осуществить это намерение у нее нет сил. Отчаявшись, она решает бросить своеобразный вызов и своему несостоявшемуся жениху, и всему миру корысти и наживы: “уж если быть вещью, так одно утешенье - быть дорогой, очень дорогой”. Она выносит суровый приговор миру, где на женщину смотрят как на забаву. “Никто никогда не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова... А ведь так жить холодно”.

После выстрела, она заявляет “это я сама”, героиня не только стремится снять вину с Карандышева; Лариса поняла, что и она виновата в происшедшем. Приняв смерть как благодеяние, она тем самым вырывается из мира дельцов, нравственно возвышаясь над ними, навсегда отделяет себя от этого мира. Этим она признает свою вину. Но Катерина еще более грешна, чем Лариса, так как она кончает жизнь самоубийством. Но в этом-то и состоит ее трагедия: она понимает, осознает, что согрешила, кается, а потом, грешит опять. В понимании каждой героиней своего греха заключается их основное различие.

По сути характеров Катерина и Лариса, скорее, антиподы. Лариса не имеет главного, что есть у Катерины, - цельности характера, способности на решительный поступок.

Но между этими героинями Островского есть много общего: это и жажда полета, и стремление к воле, свободе; их протест против “темного царства”. Но главное их различие в выражении этого протеста. Катерина - натура гораздо более сильная, чем Лариса. И трагедия Катерины гораздо глубже, чем трагедия Ларисы.

В лучших пьесах А.Н. Островского наиболее интересными предстают женские характеры, в которых, при всех индивидуальных различиях, ощущается сходство. Катерину Кабанову из драмы «Гроза» и Ларису Огудалову из «Бесприданницы» объединяет их обречённость в среде, из которой они вышли.

В атмосфере лжи и насилия, преобладающей в «Грозе», только Катерина выглядит естественной, но её искренность не нужна окружающим. Подлинная трагедия героини заключается в том, что она безысходно одинока в этом мире. Возвышенной и поэтической душе Катерины, душе-птице, нет места в городе Калинове.

Катерина — натура твёрдая, волевая, решительная и одновременно мягкая, трепетная — погибает не только из-за столкновения с «тёмным царством» самодуров, но и потому, что, дав волю чувству, она нарушила нравственный долг — не столько перед мужем, сколько перед собой. Её требовательность к себе безгранична и не терпит компромиссов. Трагедия Катерины — трагедия совести, драма женщины, которая полюбила, да не смогла жить во лжи, приносить людям и себе страдания.

Лгать и обманывать Катерина не умеет. «Жить на свете да мучиться» она не может. Куда идти? Некуда. Да и от себя не убежишь. Никто не осудил Катерину беспощаднее её самой. Покаяние героини привело её к смерти. А что ей ещё оставалось? Самоубийство стало избавлением от земных мук, которые представлялись для неё страшнее адовых...

«Бесприданница» была опубликована через девятнадцать лет после «Грозы», в 1879 году. Многое изменилось за это время в России. Казалось бы, город Бряхимов ни в чём не сравним с патриархальным Калиновом. Дремотную тишину приволжской провинции теперь нарушают не бурлацкие песни, а пронзительные гудки пароходов.

Невежественных лавочников сменили промышленники и негоцианты, управляющие фирмами и торговыми домами, ездящие в Париж на выставку. Но, увы, в цивилизованном, на первый взгляд, мире царят жестокость, ложь, расчёт, несправедливость. Высшей ценностью здесь являются деньги, а не личность человека.

В мире купли-продажи живёт, любит, страдает прекрасный человек с «горячим сердцем» — Лариса Огудалова. Незаурядность, возвышенный строй души роднят её с Катериной. Лариса не имеет приданого, поэтому Паратов, которого она доверчиво и беззаветно полюбила, не может жениться на ней. Но дело не только в приданом. Паратов в этой пьесе тоже предстаёт предметом торга: промотав своё состояние, он продаётся богатой невесте. Нести ответственность за судьбу другого человека (а именно это предполагает настоящая любовь) он неспособен. Всю жизнь искал Паратов чувств, приносящих ему удовольствие. Он обманывает Ларису, подчиняясь собственной прихоти, не задумываясь о дальнейшей судьбе этой девушки.

Для Карандышева брак с Ларисой необходим как средство самоутверждения, реванш уязвленного самолюбия. Кто он? Мелкий чиновник, обойдённый фортуной. «Я смешной человек», — говорит он сам о себе. Но зачем он, знающий боль оскорблённого достоинства, обижает и унижает Ларису? К ней Карандышева влечёт только желание доказать, что он не хуже Паратова, Кнурова, Вожеватова. И Лариса хорошо понимает это.

«Дружба» Вожеватова, «преданность» Кнурова, «любовь» Паратова и Карандышева — всё оказывается ненастоящим. Перед Ларисой, глубоко чувствующей, мыслящей, но низведённой до положения вещи, брезжит только один выход — смерть. Поэтому развязка «Бесприданницы» закономерна.

Итак, обеих героинь Островского убивают жестокость и пошлость окружающей жизни, отступничество сердечных избранников. И Катерина, и Лариса ищут в жизни любовь, но не находят её. Их уход — протест против общества, в котором нет места искренним чувствам.

Между “Грозой” и “Бесприданницей” двадцать лет. За это время изменилась страна, изменился писатель. Все эти изменения можно проследить на примере пьесы “Гроза” и драмы “Бесприданница”.

Купцы в “Бесприданнице” – уже не невежественные и самодурные представители “темного царства”, а претендующие на образованность, читающие иностранные газеты, одетые по-европейски люди.

Главные героини двух пьес А.Н. Островского значительно различаются по своему социальному положению, зато очень схожи своими трагическими судьбами. Катерина в “Грозе” - жена богатого, но слабовольного купца, всецело находящегося под влиянием деспотической матери. Лариса в “Бесприданнице” - красивая незамужняя девушка, рано лишившаяся отца и воспитанная матерью, женщиной небогатой, очень энергичной, которая к самодурству, в отличие от свекрови Катерины, не склонна. Кабаниха печется о счастье сына Тихона, как она его понимает. Харита Игнатьевна Огудалова столь же ревностно заботится о счастье дочери Ларисы, опять-таки, в своем понимании. В результате бросается в Волгу Катерина и гибнет от рук неудачника-жениха Лариса. В обоих случаях героиням суждено умереть, хотя родные и близкие вроде бы желали им только добра.

Главных героинь, Катерину и Ларису, часто сравнивают друг с другом. Они обе стремились к свободе, обе получили ее не в этом мире, обе были чистыми и светлыми натурами, любили недостойных, всей своей сущностью показывали протест против “темного царства” (на мой взгляд, общество “Бесприданницы” так же подходит под это определение).

Катерина Кабанова живет в небольшом волжском городке, где быт еще во многом патриархален. Да и действие “Грозы” разворачивается перед реформой 1861 года, оказавшей огромное влияние на жизнь русской провинции. Лариса Огудалова - жительница большого города, тоже расположенного на Волге, но патриархальность семейных отношений давно утратившего. Волга объединяет героинь, для них обеих река символизирует свободу и смерть: и Катерину, и Ларису смерть настигает на реке. Но здесь же и различия: город Бряхимов не отделен от остального мира, как Калинов, не выключен из исторического времени, он открыт, в него приезжают и уезжают (в “Грозе” река Волга воспринимается, прежде всего, как граница, а в “Бесприданнице” она становится средством связи с миром).

Действие “Бесприданницы” происходит в конце 1870-х годов, на исходе второго десятилетия после освобождения крестьян. Бурно развивается капитализм. Прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Семейство Огудаловых небогато, но благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны водит знакомство с влиятельными и богатыми людьми. Мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. И Лариса в этом не сомневается, надеясь, что и любовь и богатство соединятся в лице ее будущего избранника. За Катерину же выбор давно уже сделали, выдав за нелюбимого, безвольного, но богатого Тихона. Лариса привыкла к веселой жизни волжского “света” - вечеринкам, музыке, танцам. У нее самой есть способности - Лариса хорошо поет. Представить себе в подобной обстановке Катерину просто невозможно. Она куда более тесно связана с природой, с народными поверьями, по-настоящему религиозна. Лариса тоже в трудную минуту вспоминает о Боге, а, согласившись выйти замуж за мелкого чиновника Карандышева, мечтает уехать с ним в деревню, подальше от городских соблазнов и прежних состоятельных знакомых. Однако в целом она - человек иной эпохи и среды, чем Катерина. Лариса обладает более тонким психологическим складом, более тонко чувствует прекрасное, чем героиня “Грозы”. Но это же делает ее еще более беззащитной перед любыми неблагоприятными внешними обстоятельствами.

Купцы “Грозы” только становятся буржуазией, это проявляется в том, что традиционные для них патриархальные отношения отживают, утверждается обман и лицемерие (Кабаниха, Варвара), которые так противны Катерине.

Лариса - тоже жертва обмана и лицемерия, но у нее иные жизненные ценности, немыслимые для Катерины, исток которых, прежде всего, кроется воспитании. Лариса получила европеизированное воспитание и образование. Она ищет возвышенно-красивой любви, изящно-красивой жизни. Для этого, в конечном итоге, ей нужно богатство. А силы характера, цельности натуры в ней нет. Казалось бы, образованная и культурная Лариса должна была выразить хоть какой-то протест в отличие от Катерины. Но она слабая во всех отношениях натура. Слабая не только для того, чтобы убить себя, когда все рухнуло и все стало, постыло, но даже для того, чтобы хоть как-то, противостоять глубоко чуждым ей нормам жизни, которая кипит вокруг нее. Душою и телом Лариса сама оказывается выражением обманности окружающей жизни, пустоты, душевного холодка, скрывающегося за эффектным внешним блеском.

Суть конфликта в драмах тоже разная. В “Грозе” столкновение происходит между самодурами и их жертвами. В пьесе очень сильны мотивы несвободы, духоты, подавления, замкнутости пространства. Катерина, привыкшая жить “точно птичка на воле”, мечтающая о полете, не может подчинить себя законам мира, в котором она очутилась после замужества. Положение ее поистине трагично: свободное проявление чувства – любовь к Борису – приходит в противоречие с ее подлинной религиозностью, внутренней неспособностью жить в грехе. Кульминацией пьесы становится принародное признание Катерины, совершающееся под удары грома приближающейся грозы.

Событием, которое, подобно удару грома, потрясает весь город, становится гибель Катерины. Традиционно она воспринимается зрителями драмы как протест против жестоких законов жизни, как победа героини над давящей ее силой.

В “Бесприданнице” на первый взгляд все наоборот. Лариса не противопоставлена резко окружающим ее героям, ею восхищаются, ее боготворят. Нет и речи ни о каком подавлении и деспотизме. Но в пьесе чрезвычайно силен другой мотив, которого не было в “Грозе”, – мотив денег. Именно он формирует конфликт драмы. Лариса – бесприданница, и этим определяется ее положение в пьесе. Все окружающие ее персонажи – Кнуров, Вожеватов, Паратов, Карандышев – говорят только о деньгах, выгоде, прибыли, купле-продаже. В этом мире чувство человека тоже становится предметом торговли. Это столкновение денежных, материальных интересов с чувствами героини приводит к трагическому финалу.

Да и отношение к смерти у героинь очень разное, сила воли у Ларисы гораздо слабее, чем у Катерины. Катерина в смерти видит здесь возможность слиться с миром природы и избавиться от страданий, когда дом мужа стал для нее могилой: “Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу - все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше... Под деревцом могилушка... как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... весной на ней травка вырастет, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие... всякие (задумывается) всякие...”

Лариса после того, как надежды на брак с Паратовым окончательно рухнули, а Кнуров откровенно предложил ей стать богатой содержанкой, думает о том, чтобы, подобно Катерине, броситься в Волгу. Однако решимости на это у нее не хватает: “Лариса. Я давеча смотрела вниз через решетку, у меня закружилась голова, и я чуть не упала. А если упасть, так, говорят... верная смерть. (Подумав.) Вот хорошо бы броситься! Нет, зачем бросаться!.. Стоять у решетки и смотреть вниз, закружится голова и упадешь... Да, это лучше... в беспамятстве, ни боли... ничего не будешь чувствовать! (Подходит к решетке и смотрит вниз. Нагибается, крепко хватается за решетку, потом с ужасом отбегает.) Ой, ой! Как страшно! (Чуть не падает, хватается за беседку.) Какое головокружение! Я падаю, падаю, ай! (Садится у стола подле беседки.) Ох, нет... (Сквозь слезы.) Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я, какая несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко…”.

Здесь авторские ремарки передают смятение главной героини “Бесприданницы”, ее тягу к самоубийству и неспособность его свершить. Лариса то приближается к обрыву, то отдаляется от него. Она все надеется, что ей поможет умереть какая-то сила, действующая помимо ее воли. Лариса мечтает уйти из жизни чистой, безгрешной, в том числе - и без греха самоубийства. Да и решимости самой лишить себя жизни у нее явно не хватает. Иное дело - Катерина. Она сознает, что грешна, поскольку изменила мужу, пусть даже нелюбимому, пусть даже ради настоящей, подлинной любви. Ее самоубийство - это одновременно и искупление греха (хотя и посредством, с точки зрения христианства, другого греха, но для Катерины данное обстоятельство уже не имеет значения), и воссоединение с миром природы - птицами, деревьями, и освобождение из земной могилы - дома ненавистной Кабанихи. Катерина перед смертью отнюдь не прощает погубившую ее свекровь. Лариса же, в полном согласии с христианскими идеалами, заявляет, что любит всех тех - Паратова, Кнурова, Вожеватова, Карандышева, - кто вольно или невольно способствовал ее гибели. Вера Катерины более страстна и менее канонична, в чем-то близка языческому обожествлению природных стихий. Вера Ларисы более спокойна, отчасти книжна, хотя и не менее искренна. Героиня “Грозы” - человек более волевой. Она способна на такой решительный поступок, как самоубийство. Героине “Бесприданницы” покончить с собой не хватает воли. На помощь ей приходит случай в лице Карандышева, своим выстрелом оборвавший Ларисе жизнь.

Свобода и любовь - вот главное, что было в характере Катерины. Она и в Бога верила свободно, не из-под палки. По собственной свободной воле она согрешила и сама себя покарала. Причем самоубийство для верующего человека - грех еще более страшный, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле оказался у нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее, сказалась ее надежда на милосердие Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, воплощенная доброта и прощение.

Катерина - истинно трагическая героиня. Она и мысли не имела протестовать против мира и порядков, в которых она жила. Конфликта с миром, с окружающим у нее не было. Причиной ее гибели стал внутренний конфликт ее сердца. Мир русской патриархальной жизни в Катерине сам взорвался изнутри, потому что из него стала уходить свобода, т.е. сама жизнь.

А Лариса, молодая девушка, чистая душой, умеющая любить и жаждущая взаимного верного чувства, сталкивается с миром дельцов, где царствует только капитал. В этом мире судьба бесприданницы обречена на трагедию. Как и Катерина, Лариса принадлежит к женщинам с “горячим сердцем”. Она так же наделена музыкальной, поэтической душой. Мир Ларисы вмещает и цыганскую песню, и русский романс. Мечтательная, художественно одаренная натура, она не замечает в людях недостатки, видит окружающих глазами героини романса и зачастую поступает в соответствии с традициями поведения такой героини (стремление догнать уехавшего любимого, любовь и разлука, искушение любовью, побег с помолвки). Лариса как бы парит над миром обывателей, недаром ее имя в переводе с греческого - чайка.

Судовладелец, богатый барин Сергей Сергеевич кажется Ларисе идеалом мужчины. Он способен искренно увлечься, он восхищен красотой, неординарностью, художественным даром Ларисы. Но духовные его порывы недолговечны, всегда верх берет деловой расчет: “У меня... ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно”. Верный этому правилу, Паратов так и поступает и с пароходом “Ласточка”, и с Ларисой. Ради минутного блаженства он уговаривает Ларису ехать за Волгу, откуда для нее две дороги: или “радоваться”, или “мама, ищи меня в Волге”. Паратову нет расчета менять миллионную невесту на Ларису Дмитриевну. В конце пьесы к Ларисе приходит прозрение. Сергей Сергеевич напоминает ей, что “угар страстного увлеченья скоро проходит, остаются цепи и здравый рассудок”, и советует вернуться к жениху. Но для Ларисы это невозможно: “Я мужа своего если уж не любить, так хоть уважать должна; а как я могу уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления!” Героиня пьесы пытается броситься в Волгу, но осуществить это намерение у нее нет сил. Отчаявшись, она решает бросить своеобразный вызов и своему несостоявшемуся жениху, и всему миру корысти и наживы: “уж если быть вещью, так одно утешенье - быть дорогой, очень дорогой”. Она выносит суровый приговор миру, где на женщину смотрят как на забаву. “Никто никогда не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова... А ведь так жить холодно”.

После выстрела, она заявляет “это я сама”, героиня не только стремится снять вину с Карандышева; Лариса поняла, что и она виновата в происшедшем. Приняв смерть как благодеяние, она тем самым вырывается из мира дельцов, нравственно возвышаясь над ними, навсегда отделяет себя от этого мира. Этим она признает свою вину. Но Катерина еще более грешна, чем Лариса, так как она кончает жизнь самоубийством. Но в этом-то и состоит ее трагедия: она понимает, осознает, что согрешила, кается, а потом, грешит опять. В понимании каждой героиней своего греха заключается их основное различие.

По сути характеров Катерина и Лариса, скорее, антиподы. Лариса не имеет главного, что есть у Катерины, - цельности характера, способности на решительный поступок.

1. Вступление.

Прочитав пьесы А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница», я решил сопоставить их между собой как единственные драматических произведения этого автора, которые были написаны в различное время, однако имеющие множество сходств. На сравнение этих пьес наводит и то, что в обеих перед нами разворачивается драма незаурядной женской натуры, приводящая к трагической развязке. Наконец, важно и то, что в обеих пьесах немаловажную роль играет образ волжского города, в котором происходит дей-ствие.

2. Сходства и различия.

2.1. Обе рассматриваемые пьесы относятся к жанру драмы, хотя точный жанр «Грозы» остается спорным вопрос в русской литературе. В этой пьесе сочетаются черты как трагедии, так и драмы (т. е. «бытовой трагедии»). Для трагического жанра характерен неразрешимый конфликт между личными стремлениями героя и законами жизни, что присуще обеим пьесам.

2.2. По времени написания "Гроза" – это главное произведение дореформенной драматургии Островского, "Бесприданница" же вбирает в себя многие мотивы постреформенного творчества драматурга. Различие эпох, изображенных в этих пьесах, привело к совершенному несходству художественного мира; "Бесприданница" является драмой буржуазной эпохи – нового времени, когда разорваны связи с тысячелетней народной традицией, времени, освободившего человека не только от устоев морали, но и от стыда, чести, совести – и это решающим образом влияет на её проблематику. Культура народа в «Грозе» одухотворена нравственными ценностями православия. Жители города Калинова всё еще живут по «Домострою», быт еще во многом патриархален.

2.3. Родившись в Замоскворечье, Островский хорошо знает быт и нравы купечества и исследует различные характеры этого круга в своем творчестве. Его пьесы густо насе-лены купцами и приказчиками, их детьми и женами. Драматурга интересуют любые мелочи, начиная от описания костюма и обстановки дома, до индивидуальности речи каждого персонажа. В изображении героев Островский был совершенно оригинален.

2.4. По-моему, в особенности, автору удаются женские типы – «горячие сердца».
Две драмы А.Н. посвящены одной и той же проблеме – положению женщины в русском обществе. Безусловно, эти женщины являются неординарными личностями. На героинях-женщинах я и хочу остановиться.

2.4.1. В первую очередь, – это Катерина из пьесы «Гроза». Она религиозна и романтична одновременно. Её душа стремится к счастью, рвется на волю. Катерина - купеческая дочь, выданная замуж без любви за Тихона, она попадает в атмосферу жестокости. В этой среде семейные обязанности выполняются не от души, а «из-под неволи», и Катерина на всю жизнь связана с тупым и недалеким мужем, со злой и сварливой свекровью.
Но ее романтические порывы находят выход, Катерина страстно влюбляется в молодого человека, Бориса, выделяющегося приличными манерами и некоторой образованностью. В героине борются два начала: искреннее чувство, любовь и сознание долга замужней женщины. Эта внутренняя борьба вызывает у Катерины стремление к личной свободе. Изменив мужу, Катерина сама кается перед ним, но, измученная домашней атмосферой, предпочитает смерть возвращению в семью. Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчество.
О желании летать она заговаривает несколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины. Она хотела бы стать птицей, летящей куда захочет: «Отчего люди не летают!.. Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела, – говорит она Варваре, сестре Тихона, – какая я была резвая! А у вас завяла совсем...» Суровая действительность возвращает героиню в мир Кабановых и Диких. Здесь нужно лгать, втихомолку делать то, что хочешь, внешне соблюдая правила приличия. Варвара, выросшая в доме, прекрасно усвоила эту науку. Варвара – полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. Катерине же противно такое поведение.
Поэтому в беспощадном мире, где царят Дикие и Кабанихи, ее жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины против Кабанихи – это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости «темного царства». У Катерины очень своеобразный характер: она богобоязненна и мятежна одновременно. Для нее это не самоубийство, а освобождение от тягот жизни, безысходности.

2.4.2. Иная ситуация в драме «Бесприданница». Главная героиня Лариса – это не про-стая девушка из мещанской среды, это образованная, культурная, мыслящая девушка. Она получила дворянское воспитание и в отличие от Катерины, выросла условиях, где слабого унижают, где выживает сильнейший. В ее характере нет той цельности, которая есть в Катерине. Поэтому Лариса не стремится, да и не может воплотить в жизнь свои мечты и желания. Ее угнетает бедность и приниженность положения. Лариса не приемлет мир, в котором она живет. Она любой ценой хочет из него вырваться.
Для матери Ларисы, оставшейся вдовой с тремя дочерьми, показное изящество и благородство жизни семьи является не нормальным состоянием, а декорацией для устройства выгодных браков ее дочерей. Для нее льстивость и хитрость – основной принцип общения с богатыми людьми, посещающими дом. Лариса – младшая дочь, последняя, оставшаяся в доме, и матери надо сбыть ее с рук, даже не претендуя на большую удачу. Все это ставит незаурядную девушку в тяжелое положение. Вокруг Ларисы пестрая и сомнительная толпа поклонников и претендентов на руку, среди которых немало «всякого сброду». Жизнь в ее доме похожа на «базар» или на «цыганский табор». Героиня вынуждена не только переносить окружающую ее фальшь, хитрость, лицемерие, но и принимать в них участие.
Лариса становится жертвой дворянского блеска, неотразимости Сергея Сергеевича Паратова. Она видит в нем «идеал мужчины», человека, которого нельзя не слушаться, которому нельзя не верить. Лариса не видит ничтожности и мелочности его натуры. Потеряв надежду на счастье с Сергеем Сергеевичем, Лариса готова выйти замуж за любого, кто уведет ее из дома, похожего на ярмарку. Карандышева она не любит, даже не уважает, но надеется на него. Но в этом мире нет благородства. Лариса вскоре это поняла. «Я вещь», – говорит она Карандышеву. Поняв это, Лариса хочет продать себя подороже. Героиню одолевают внутренние противоречия. Она стыдится своих мыслей, хочет чистой и честной жизни, но не видит путей туда. Хочет умереть, и нет сил, поэтому выстрел Карандышева Лариса принимает как благо, избавление от гнета нерешаемых проблем. Смерть героини – это достойный ее уход из жизни.

2.5. Пьесы А. Островского насыщены разнообразной символикой. Прежде всего это символы, связанные с миром природы: лес, гроза, река, птица, полет. Очень важную роль играют в пьесах и имена героев, чаше всего имена античного происхождения: древнегреческие и римские.
2.5.1. Женские имена в пьесах Островского весьма причудливы, но имя главной героини почти всегда чрезвычайно точно характеризует ее роль в сюжете и судьбу. Лариса – “чайка” по-гречески, Катерина – “чистая”. Лариса – жертва торговых пиратских сделок Паратова: он продает “птиц” – “Ласточку” (пароход) и потом Ларису – чайку. Катерина – жертва своей чистоты, своей религиозности, она не вынесла раздвоения своей души, ведь любила - не мужа, и жестоко наказала себя за это. Интересно, что Харита и Марфа (в “Бесприданнице” и в “Грозе”) обе Игнатьевны, то есть “незнающие” или, по-научному, “игнорирующие”. Они и стоят как бы в стороне от трагедии Ларисы и Катерины, хотя та и другая, безусловно, виноваты (не прямо, но косвенно) в гибели дочери и снохи.
2.5.2. Паратов – это и парад, и пират. Также безусловно, напрашивающееся сопоставление Паратова с “паратым” зверем, то есть мощным, хищным, сильным и беспощадным. Хищническое поведение его в пьесе как нельзя лучше характеризуется этой фамилией.
Фамилии Дикой и Кабанова не надо комментировать. Да и Тихон – Кабанов, как ни “тих” он. Вот и мечется Катерина в этом темном лесу среди звероподобных существ. Бориса же она выбрала едва ли не бессознательно, только и отличия у него от Тихона, что имя (Борис по-болгарски “борец”).
Дикие, своевольные персонажи, кроме Дикого, представлены в пьесе Варварой (она язычница, “варварка”, не христианка и ведет себя соответствующим образом).
Кулигин же, помимо известных ассоциаций с Кулибиньш, вызывает и впечатление чего-то маленького, беззащитного: в этом страшном болоте он - кулик - птичка и больше ничего. Он хвалит Калинов, как кулик - свое болото.
Ларису в “Бесприданнице” окружают не “звери”. Мокий – “кощунствующий”, Василий - “царь”, Юлий – это, конечно, Юлий Цезарь, да еще и Капитоныч, то есть живущий головой (капут – голова), а может быть, стремящийся быть главным.
Ну и наконец, Харита - мать троих дочерей – ассоциируется с харитами, богинями юности и красоты, которых было трое, но она же их и губит (вспомним страшную судьбу двух других сестер - одна вышла замуж за шулера, другую зарезал муж-кавказец).

3. Выводы

3.1. «Гроза» и «Бесприданница» - лучшие пьесы Островского, показавшие читателю и зрителю доныне неизвестный мир купечества с его страстями и болью, печалями и радостями. Этот мир шагнул на сцену русского театра, показав всю глубину и разнообразие натур, необузданных и богатых страстями, мелочных и жестоких, добрых и благородных, но слабых, не умеющих постоять за себя.
Женские образы, созданные драматургом, заняли достойное место в классической русской литературе.

3.2. У Катерины и Ларисы разное воспитание, разные характеры, разный возраст, но объединяет их желание любить и быть любимыми, найти понимание, одним словом, стать счастливыми. И каждая идет к этой цели, преодолевая препятствия созданные устоями общества. Для Катерины деньги еще не играют никакого значения, она готова идти за Борисом и пешком, лишь бы он согласился взять ее с собой. Лариса же отравлена блеском золота, не хочет прозябать с жалким и бедным мужем.
Катерина не может соединиться с любимым человеком и находит выход в смерти.
У Ларисы положение более сложное. Она разочаровалась в любимом человеке и перестала верить в существование любви и счастья. Поняв, что ее окружают ложь и обман, Лариса видит два выхода из сложившегося положения: либо поиск материальных ценностей, либо смерть. И при стечении обстоятельств, она выбирает первое. Но автору не хочется видеть в ней заурядную зависимую женщину, и она уходит из жизни.

3.3. Характеры главных героинь во многом схожи. Это натуры, живущие умом сердца, мечтающие о счастье и любви, идеализирующие мир. Но пьеса «Бесприданница» создавалась в иной общественно-политической обстановке, чем «Гроза». Надежды на исправление общества и рода человеческого вызывают искреннее сомнение драматурга, поэтому существенно различаются финалы этих пьес. Если после гибели Катерины мир «темного царства» осознает свою вину, а Тихон с вызовом обращается к матери, обвиняя ее в смерти жены, то убийство Ларисы Огудаловой не вызывает подобного резонанса. Автор преднамеренно подчеркивает безразличие окружающих; сцена гибели героини озвучена пением цыганского хора.

3.4. Раскрытие значения имен и фамилий в пьесах Островского помогает осмыслить и сюжет, и основные образы. Хотя фамилии и имена нельзя в данном случае назвать “говорящими”, так как это черта пьес классицизма, но они являются говорящими в широком - символическом - смысле слова.

» написаны с разницей почти в двадцать лет. За этот период внешний облик жизни изменился. А вот основные человеческие проблемы остались. Чтобы подробно разобрать каждую из них, нужно обратиться к данным произведениям Островского по отдельности.

Начнём разбор с более ранней пьесы «Гроза». Наиболее яркая проблема - борьба любви и долга. Главная героиня, Катерина, буквально разрывалась между этими двумя чувствами. Она была замужем за Тихоном, но при этом его совершенно его не любила. Просто он был единственным из молодых людей, кто не вызывал отвращения. Однажды Катерина увидела Бориса и влюбилась в него. Отчасти из-за того, что он не был похож на окружающих её мужчин.

Борис приехал из Москвы, где получил образование. Одевался он по-европейски, чем сильно отличался внешне от остальных. Катя в первый раз почувствовала любовь и не знала, что делать. Как назло, Тихон уезжал из города на долгое время. Он был последним её спасителем от «греха». Катерина была глубоко верующей девушкой. Она не умела лукавить, как Варвара. Но однажды чувства взяли верх, и Катерина встретилась с Борисом ночью. После этого на неё время от времени накатывалось сильнейшее чувство вины и страха перед Богом. Всё ситуацию усугублял гнёт Кабанихи - матери Тихона. Перед его отъездом, она заставила Тихона дать несколько унижающих Катерину напутствий. Борис говорит о ней так: «Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем».

В список «домашних» входит и её сын. Он не имеет право голоса и стелиться под мать. При этом она хочет, чтобы Катерина боялась своего мужа. Конечно, Тихон хочет вырваться из этой клетки и торопиться уехать. К Катерине Кабаниха относится с недоверием и грубо обрывает. Исключением не являются и Катины слова о том, что Кабаниха для неё мать родная. Такая смесь чувств, характеров и унижений незамедлительно приводит к трагедии в конце пьесы.

А теперь перенесёмся на двадцать лет вперёд в драму «Бесприданница». На смену неотёсанным купцам пришли крупные дельцы и представители торговых фирм. Таковыми являются Паратов, Кнуров и Вожеватов. Они управляют большими деньгами и гнушаются взять под власть судьбы людей. С самых первых страниц мы узнаём, что Паратов вскружил голову бесприданнице Ларисе . Он отбил всех женихов, а после уехал в неизвестном направлении. Так в пьесе зародилась нравственная проблема.

Лариса от безысходности согласилась выйти замуж за кого угодно. Тут же руку и сердце ей предложил бедный чиновник Карандышев. Его обуяла гордость, что он теперь владеет самой красивой девушкой. Карандышев старался продлить время своего красования перед другими. Но чуть позже приехал уже помолвившийся Паратов. В качестве приданного он взял золотые прииски и спешил это отметить со своими старыми друзьями, Кнуровым и Вожеватовым. Но, узнав о помолвке Ларисы, Паратов спешит к ней. Оставшись наедине с Ларисой, он снова вскружил ей голову, после чего Лариса согласилась ехать с Паратовым и его друзьями на Волгу. Она уехала без своего жениха. А матери напоследок крикнула: «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге». Прошёл день весёлых танцев и песен с цыганами на корабле «Ласточка». Паратов рассказывает Ларисе о своих оковах и просит уехать домой. Лариса опустошена. В этот же момент на другой палубе происходила игра в Орлянку.

Приз - Путешествие с Ларисой. Играли Вожеватов - друг её детства и Кнуров. Проигравший давал слово не мешать победителю. Это «честное купеческое» дал Вожеватов. Проходя мимо страдающей и просящей о помощи Ларисы, он не помогает ей. Любовный конфликт между Ларисой, Паратовым, Карандашевым и Кнуровым разрешается трагедией. Лариса погибает от выстрела Карандышева, но никого в этом не винит. Теперь она счастлива.

Эти две девушки являются «лучом света в тёмном царстве». Им сложно выжить в алчном мире власти и денег. Но не стоит полагать, что проблемы этого мира остались в девятнадцатом веке или на страницах пьес Островского. Они существуют и по сей день. Скорее всего, просуществуют ещё очень долго. Про такие проблемы нужно знать, но не боятся. И если есть желание что-то изменить, то, прежде всего, нужно начать с себя.