Характеристика и образ клеща в пьесе на дне горького сочинение. Характеристика и образ клеща в пьесе на дне горького сочинение Чем занимается клещ в пьесе на дне

Скоро кончатся твои муки. Твое сознание прояснится.

Д. Хармс. «Окно»

Актер и Клещ не являются ключевыми фигурами горьковской пьесы. Они - типические образы бывших людей. Рисуя их характеры, Горький избегал ярких, контрастных мазков. Это фигуры статические, неизменные. Горький не дает им возможности раскрыться до конца, до философии, как это происходит с Лукой, или Сатиным, или Бароном. Клещ все время что-то делает. В первом акте примеряет ключи к старым замкам, в последнем - «чинит гармонию, порой пробуя лады». Он слесарь. Бывший рабочий. Работа - смысл его жизни. Клеща тяготит быт костылевской ночлежки, мучит безделье: «Работы нет...» - кричит он Бубнову.

Явление Актера ознаменовано самой крылатой фразой столетия: «Мой организм отравлен алкоголем». Он произносит ее гордо, как со сцены. Его память - сплошная прореха. В нее ссыпалась вся прошлая жизнь. Ничего не осталось. Лука что-то толкнул в его сердце, надежду затеплил. Ведь Актер в душе - Гамлет. Его фамилия Сверчков-Заволжский, в его голове еще плавают мутные образы прошлого: «В драме «Гамлет» говорится: «Слова, слова, слова». Хорошая вещь... Я играл в ней могильщика». Прочитав «Надне», я не поленился и открыл «Гамлета». Там два могильщика. Первый и второй. Второй произносит по ходу пьесы всего несколько реплик. Я думаю - это роль Сверчкова-Заволжского. Актер, перевирая, цитирует отрывки гамлетовских монологов. Он все еще играет свою трагедию. Он бесконечно театрален и этим любопытен. Он все декламирует: «Три копейки мне!.. - и, тут же опомнившись: - А впрочем, зачем мне нужны три копейки?» Он драматичен и умеет держать паузу. Он уже смирился с правдой «голого человека».

Клещ отличается от Актера тем, что в нем нет успокоенности. Ему хочется работать. Он и в разговоры встревает, и разную дрянь в ночлежку натащил. Жену замордовал до смерти. Правда, когда Анна умирает, что-то в нем оттаивает, но совсем незаметно, и, кажется, - померещилось. Вот его надгробная речь: «Хоронить надо... а у меня сорок копеек всего...» - звучит, во всяком случае, трогательно.

Клещ все продает, чтобы схоронить Анну: наковальню, инструмент, ничего не оставляет. Его волнуют простые вещи. Кто кого в тюрьму «всадит» - «Васька Василису, или она его?». И о старце Луке умно заметил: «Поманил, а дорогу не указал». Не понимает Клещ, что дорогу надо искать каждому и в одиночестве.

Актер - весь в жесте, весь в позе. Ему полюбилась фраза об алкоголе. Он ее где надо и не надо говорит. Он болеет, он кашляет, он знает, что умрет, а умирать боязно. Ему вся мировая литература мыслится одним стихотворением автора «Б. Беранжера». И хотелось бы ему в город с бесплатной больницей попасть, но только понятно ему, что дороги туда нет, заказана. И когда он осознает это до конца - жизнь теряет для Актера окончательную ценность и смысл. «Ушел!» - произносит он, уходя на пустырь умирать.

Клещ в конце пьесы смиряется. Выпив стакан водки, он говорит: «Ничего... Везде люди... Сначала - не видишь этого... потом - поглядишь, окажется, все люди... ничего». В смирении - его настоящая трагедия. Актер пытается уйти из костылевского мира ценой собственной жизни. Клещ платит ту же цену, чтобы остаться на дне. Он успокаивает себя - все равны, все одинаковы в нищете своей.

Клещ – персонаж пьесы М. Горького «На дне», один из постояльцев ночлежки, слесарь по профессии, муж Анны . В начале пьесы он идеализирует упорный труд, считая это единственным выходом из положения. Он мечтает вернуться к нормальной жизни с помощью честного труда. Клещ противопоставлен другим постояльцам ночлежки, которые предпочитают ничего не делать. Он осуждает их образ жизни, считая, что они «на дне». Однако и его мечты рушатся, столкнувшись с суровой реальностью.

Единственный способ вырваться из нищеты, по его мнению, это упорный труд, но он теряет работу. Оказывается, что в жизни не все так просто и логично. Наряду с работой, он теряет и веру, что ставит его на одну ступень с другими жителями ночлежки. Этот персонаж также характеризуется необычайной черствостью. Так, он ведет себя довольно грубо и жестоко со своей умирающей женой. Когда Анна просит не кричать и не ругаться, он лишь корит её за нытье. Когда она задыхается и просит открыть ненадолго дверь, он отказывает, опасаясь простудиться. И даже её смерть не волнует его, разве что затраты на похороны.

В конце произведения он смиряется со своим положением и начинает пить с

Скоро кончатся твои муки.
Твое сознание прояснится.
Д. Хармс. «Окно»
Актер и Клещ не являются ключевыми фигурами горьковской пьесы. Они - типические образы бывших людей. Рисуя их характеры, Горький избегал ярких, контрастных мазков. Это фигуры статические, неизменные. Горький не дает им возможности раскрыться до конца, до философии, как это происходит с Лукой, или Сатиным, или Бароном. Клещ все время что-то делает. В первом акте примеряет ключи к старым замкам, в последнем - «чинит гармонию, порой пробуя лады». Он слесарь. Бывший рабочий. Работа - смысл его жизни. Клеща тяготит быт костылевской ночлежки, мучит безделье: «Работы нет...» - кричит он Бубнову.
Явление Актера ознаменовано самой крылатой фразой столетия: «Мой организм отравлен алкоголем». Он произносит ее гордо, как со сцены. Его память - сплошная прореха. В нее ссыпалась вся прошлая жизнь. Ничего не осталось. Лука что-то торкнул в его сердце, надежду затеплил. Ведь Актер в душе - Гамлет. Его фамилия Сверчков-Заволжский, в его голове еще плавают мутные образы прошлого: «В драме «Гамлет» говорится: «Слова, слова, слова». Хорошая вещь... Я играл в ней могильщика». Прочитав «На дне», я не поленился и открыл «Гамлета». Там два могильщика. Первый и второй. Второй произносит по ходу пьесы всего несколько реплик. Я думаю - это роль Сверчкова-Заволжского. Актер, перевирая, цитирует отрывки гамлетовских монологов. Он все еще играет свою трагедию. Он бесконечно театрален и этим любопытен. Он все декламирует: «Три копейки мне!.. - и, тут же опомнившись: - А впрочем, зачем мне нужны три копейки?» Он драматичен и умеет держать паузу. Он уже смирился с правдой «голого человека».
Клещ отличается от Актера тем, что в нем нет успокоенности. Ему хочется работать. Он и в разговоры встревает, и разную дрянь в ночлежку натащил. Жену замордовал до смерти. Правда, когда Анна умирает, что-то в нем оттаивает, но совсем незаметно, и, кажется, - померещилось. Вот его надгробная речь: «Хоронить надо... а у меня сорок копеек всего...» - звучит во всяком случае, трогательно.
Клещ все продает, чтобы схоронить Анну: наковальню, инструмент, ничего не оставляет. Его волнуют простые вещи. Кто кого в тюрьму «всадит» - «Васька Василису, или она его?». И о старце Луке умно заметил: «Поманил, а дорогу не указал». Не понимает Клещ, что дорогу надо искать каждому и в одиночестве.
Актер - весь в жесте, весь в позе. Ему полюбилась фраза об алкоголе. Он ее где надо и не надо говорит. Он болеет, он кашляет, он знает, что умрет, а умирать боязно. Ему вся мировая литература мыслится одним стихотворением автора «Б-Беранжера». И хотелось бы ему в город с бесплатной больницей попасть, но только понятно ему, что дороги туда нет, заказана. И когда он осознает это до конца - жизнь теряет для Актера окончательную ценность и смысл. «Ушел!» - произносит он, уходя на пустырь умирать.
Клещ в конце пьесы смиряется. Выпив стакан водки, он говорит: «Ничего... Везде люди... Сначала - не видишь этого... потом - поглядишь, окажется, все люди... ничего». В смирении - его настоящая трагедия. Актер пытается уйти из костылевского мира ценой собственной жизни. Клещ платит ту же цену, чтобы остаться на дне. Он успокаивает себя - все равны, все одинаковы в нищете своей.

Клещ

Характеристика литературного героя

Проблема реального выхода из положения связана с образом слесаря Клеща. Он хочет вернуться к “нормальной” жизни посредством упорного, честного труда. Сначала К. гордо противопоставляет себя окружающим, верит в осуществимость своего замысла, упорно трудится. Но затем его мечта разбивается о суровую действительность: он теряет работу, переживает кризис. Также этот персонаж отличается особой черствостью. Его умирающая жена не вызывает у него никакого сочувствия. На просьбу Анны не кричать, не ссориться, он первый отвечает репликой: “Заныла!” Анна задыхается, просит отворить дверь в сени, но К. отказывает ей в этом, опасаясь простудиться.
В конце пьесы он оставляет мечты о работе, примиряется с “бездельничающими босяками”, пьянствует вместе с Сатиным, проповедующим принципиальное “неделание”.

Сочинение по литературе на тему: Клещ (На дне Горький)

Другие сочинения:

  1. Бубнов Характеристика литературного героя Картузник, один из обитателей ночлежки. Мы узнаем, что в прошлом он был владельцем красильной мастерской. Но обстоятельства изменились, его жена сошлась с мастером, и ему, чтоб остаться в живых, пришлось уйти. Теперь этот человек опустился на Read More ......
  2. Горький начал писать свои произведения, когда человек, в сущности, обесценивался. Он становился “рабом вещей”, падала ценность личности. В начале своего творческого пути Горький писал романтические произведения. Его герои были свободными, смелыми, сильными. Но эти герои – вымышленные. В пьесе “На Read More ......
  3. На дне Пьеса содержит в себе как бы два параллельных действия. Первое – социально-бытовое и второе – философское. Оба действия развиваются параллельно, не переплетаясь. В пьесе существуют как бы два плана: внешний и внутренний. Внешний план. В ночлежном доме, принадлежащем Read More ......
  4. В конце XIX века в русской литературе появляется новый герой – пропащий человек, изгой, который отвергнут обществом, и судьба которого никого не интересует. Такой герой изображается в реалистических рассказах М. Горького. Художник рисует образ, так сказать, босяка неоднозначно, он пытается Read More ......
  5. В начале своего творческого пути А. М. Горький писал преимущественно романтические произведения. Его герои были свободными, смелыми, сильными людьми, порожденными вымыслом писателя. Большинство же своих произведений Горький создал в 1900-е годы, когда в России разразился жестокий экономический кризис. Массы разорившихся Read More ......
  6. Хозяева Характеристика литературного героя Это хозяин ночлежки Костылев и его жена Василиса. К. – лицемерный, трусливый, отвратительный старикашка, выжимающий прибыль из живого и мертвого, из каждого дыхания своих жертв. В этом персонаже мы не увидим ни капли сочувствия. Стоящие в Read More ......
  7. М. Горький вошел в русскую литературу в 90-х годах XIX века и сразу же вызвал большой интерес у читателей. Богатый личный опыт странствий по Руси дал писателю обильный материал для его произведений. Уже в ранние годы вырабатываются магистральные идеи и Read More ......
  8. Горький всегда задумывался над тем, что управляет человеком, какие ценности для него превыше всего, как согласуются свобода и любовь, добро и истина, сила и справедливость. Пьесу “На дне” можно с полным правом назвать философской драмой. Горький писал: “Основной вопрос, который Read More ......
Клещ (На дне Горький)