Профессии связанные с оказанием помощи людям. Вы уверены что правильно выбрали профессию? Не только слезы

Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия] Ильин Евгений Павлович

9.4. Психологическое здоровье работников помогающих профессий

Помогающая деятельность входит в группу профессий с большим присутствием факторов психической напряженности. Она изобилует множеством не только положительных, но и отрицательных эмоций при общении работников с клиентами. Это обусловлено и тем, что в основном занимаются помогающей деятельностью женщины, и потому у них наблюдается повышенная эмоциональная возбудимость, заражение эмоциями друг от друга, в том числе и отрицательными. Кроме того, психический склад людей, избравших помогающие профессии, - слабая нервная система, низкая эмоциональная устойчивость, склонность к чувству вины, тревожность, низкая стрессоустойчивость - способствует возникновению у них психосоматических заболеваний.

Это отчетливо проявляется у учителей (Смолова Л. В., 1999; Туренко Е. А., 2011), у медицинских работников (Кощеева Н. А., 2010).

Динамика изменений интегральных характеристик личности учителей с разным стажем работы в школе такова: в первые 10–15 лет работы происходит рост показателей компетентности, направленности, гибкости, затем тенденция меняется на противоположную: для учителей со стажем работы 15–20 лет и более характерно резкое снижение всех показателей. Период стагнации определяется снижением показателя степени социальной адаптации у трети учителей до уровня больных неврозами. Поэтому одной из центральных задач системы образования является сохранение профессионального здоровья учителя.

Митина Л. М., 2008

По данным Г. А. Виноградовой (1999), 97 % учителей независимо от возраста страдают различными психосоматическими заболеваниями. Среди них «лидируют» гипертония и гипотония (два человека из каждых трех), неврозы, остеохондроз (каждый второй) и язва желудка (один из каждых пятнадцати). Пик заболеваний приходится на возраст до 30 лет.

Возникновение этих заболеваний приводит к изменениям в психике, в поведении и сказывается на эффективности педагогической деятельности. Например, психические нарушения, связанные с гипертонической болезнью (нарушения памяти, колебания настроения, утомляемость), могут приводить к затруднениям во взаимоотношениях и конфликтам с учащимися, их родителями, коллегами по работе.

Как выявил Р. М. Хусаинов (2006), более 80 % учителей на этапе профессиональной зрелости испытывают постоянный страх перед возможными неприятностями. При этом в зависимости от возраста проявляется определенная специфика в негативных переживаниях.

Учителя в возрасте 31–40 лет остро ощущают неудовлетворенность, часто жалуются на усталость. В возрасте 41–50 лет учителя остро воспринимают ежедневные издержки профессии, глубоко переживают разочарования от результатов деятельности, долго не могут отойти от них. Нарастает ощущение, что другие счастливее их. У учителей старше 50 лет самая высокая тревожность.

Высокое качество педагогической работы достигается, как правило, путем увеличения рабочего времени. При такой интенсификации труда более всего перегружены лучшие учителя, достигшие мастерства в своем деле. В своей работе учитель должен выполнять более ста функциональных обязанностей. Педагогическая деятельность тесно связана с коммуникативными перегрузками. Только с учениками разного возраста учитель говорит по 6-10 часов в сутки. За 45 минут трудового времени учитель в среднем предъявляет более ста требований учащимся. Исследования показали зависимость влияния коммуникативных перегрузок учителей от их возраста и стажа. Так, среди учителей со стажем до трех лет от перегрузок страдает 8,3 %, а со стажем более восемнадцати лет - в три раза больше - 24,2 %. Образующийся дефицит энергоресурсов приводит к срыву адаптационных процессов личности и способствует появлению стойких состояний дезадаптации как в профессиональной деятельности, так и вне трудовой жизни; 73,6 % учителей отмечают у себя нарушения в эмоциональной сфере, проявляющиеся в снижении настроения, раздражительности, тревожности, повышенной обидчивости; 91,1 % педагогов отмечают наличие заболеваний или расстройств различных органов или систем организма. Более 80 % учителей на этапе профессиональной зрелости испытывают страх перед возможными неприятностями.

ОсницкийА. В., 2001

У учителей со стажем работы 10–15 лет наблюдаются невротизация, снижение эмпатии (она становится равной норме мужчин), усиливается доминантность, в результате чего они становятся авторитарщиками (Алексеева Е. Е., 2000).

Данный текст является ознакомительным фрагментом. автора Ильин Евгений Павлович

Глава 9. Профессиональная деструкция личности работников помогающих профессий 9.1. Профессиональная деструкция и факторы, ее обусловливающие Профессиональная деструкция - это разрушение, изменение или деформация сложившейся психологической структуры личности в

Из книги Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия] автора Ильин Евгений Павлович

9.2. Профессиональная деформация работников помогающих профессий Понятие «профессиональная деформация» отсутствует в психологических словарях, что создает довольно разнообразное понимание этого психологического явления, порой слишком расширительное.… Слово

Из книги Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия] автора Ильин Евгений Павлович

Методики выявления профессиональной деформации работников помогающих профессий Методика «Профессиональная деформация педагогов» Данная методика является авторской модификацией опросников, имеющихся в психологической литературе, и предназначена для педагогов с

Из книги Физиогномика и выражение чувств автора Мантегацца Паоло

Глава XVIII. Мимика рас и профессий Так как в течение десяти лет я посвятил большую часть моего времени и труда изучению антропологии и этнологии, то в целой книге эта глава должна была бы менее всего страдать неполнотою. К сожалению, материалы, собранные путешественниками,

автора Ильин Евгений Павлович

ЧАСТЬ III Психологические особенности различных профессий Дать научно обоснованную психологическую характеристику различных профессий и специальностей практически невозможно ввиду их многочисленности, с одной стороны, и слабой изученности – с другой. Могу лишь

Из книги Дифференциальная психология профессиональной деятельности автора Ильин Евгений Павлович

ГЛАВА 9 Дифференциально-психологические особенности личности и деятельности работников профессий типа «человек – человек» 9.1. Дифференциально-психологические особенности личности и деятельности педагоговОсобенностям личности учителя посвящено большое количество

Из книги Дифференциальная психология профессиональной деятельности автора Ильин Евгений Павлович

ГЛАВА 11 Дифференциально-психологическая характеристика работников интеллектуальных профессий 11.1. Психологические профили работников интеллектуальных профессийИнтеллектуальных профессий очень много. Их разделение по классификации Е. А. Климова и изучение у них

Из книги Психология интеллекта и одаренности автора Ушаков Дмитрий Викторович

Интеллект представителей разных профессий Все приведенные до сих пор данные говорили о роли интеллекта у представителей одной профессии. Однако внутри профессии люди уже оказываются в определенной степени подобранными по интеллекту. Если бы внутри одной какой-либо

Из книги Жажда смысла. Человек в экстремальных ситуациях. Пределы психотерапии автора Виртц Урсула

2. Кризис смысла у помогающих профессионалов Выгоревшие и «израненные» Пациенты – это сброд. Пациенты нужны лишь, чтобы позволить нам жить, и это материал, на котором мы учимся. Помочь им мы не можем. Из письма Фрейда к Ференци Сомнение в профессии С оглядкой на эту

Из книги Работа и личность [Трудоголизм, перфекционизм, лень] автора Ильин Евгений Павлович

8.3. Людей каких профессий чаще поражает трудоголизм? Среди трудоголиков преобладают люди, занимающиеся интеллектуальным трудом и творчеством. А вот склонность к труду физическому бывает у трудоголиков крайне редко.Наиболее подвержены трудоголизму три категории людей.

Из книги Школа выживания в условиях экономического кризиса автора Ильин Андрей

Освоение новых профессий Лучше всего… Кто сказал - закончить профессиональные курсы? Вы сказали?Неправильно сказали. Вернее, в принципе правильно, потому что чему-то там вас все-таки научат. Но только учить будут очень быстро и потому плохо. За деньги. Причем не

Из книги Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности руководителя автора Сацков Н. Я.

Из книги Как избавиться от комплекса неполноценности автора Дайер Уэйн

Некоторые из стратегий, помогающих делать таинственное и неизвестное частью вашей жизни Предпринимайте отдельные попытки пробовать что-то новое, даже если вам проще оставлять все без изменений. Например, закажите в ресторане новое блюдо. Зачем? Да просто потому, что

Из книги Зоофизика религий автора Розов Александр Александрович

Из книги Радуга характеров. Психотипы в бизнесе и любви автора Карнаух Иван

Из книги Антихрупкость [Как извлечь выгоду из хаоса] автора Талеб Нассим Николас

Чтобы найти интересные профессии, на которые возьмут без диплома, мы перерыли сайты для поиска работы. Некоторые вакансии, на которых можно работать без специального образования, оказались настолько крутыми, что хоть сейчас отправляй резюме.

Работа за еду

Первая группа профессий, для которых корочки не нужны, связана исключительно с природным талантом. Чтобы стать дегустатором, нужны чувствительные рецепторы и любовь к еде. Самые привлекательные вакансии связаны со сладким и тем, чем это сладкое запивать.

Дегустатор тортов

kristofcakes.ru

Кондитерская фабрика Кристофа Лаерманса искала человека, который способен съесть 2,5 кг сладкого в день. Для трудоустройства требовалась медицинская книжка и отсутствие аллергии, а компания давала зарплату, скидку на продукцию фабрики и оплачивала абонемент в спортзал.

Тестировщик чая

Тестировщик чая (tea taster) - это человек, который пробует чай. Такие сотрудники нужны, когда компания собирается закупать партию товара: они определяют, насколько качественный чай предлагают поставщики. А для этого приходится ездить в Индию, Африку, Китай и вообще во все страны, производящие чай.

Тестировщик пьёт чай и после закупок: проверяет, не изменился ли вкус после транспортировки и упаковки на фабрике.


Когда нам дали эту вакансию для подбора кандидата, требования были такие: первое - любить чай, второе - иметь определённую физиологическую чувствительность, способность определять терпкость и ароматность. Надо отметить, что зарплаты высокие: профессия эта редкая.

Наталия Сторожева, генеральный директор кадрового агентства «Перспектива»

В России на профессию нигде не учат, поэтому компания сама набирает людей и отправляет учиться за границу. Дальше требуется только опыт и ещё раз опыт.

Работа за путешествия

Не всем дано быть дегустаторами, если на вкус чай из пакетика не отличается от редкого рассыпного чая из листочков. Чтобы податься в путешественники, нужно куда меньше природных данных, было бы желание.

Менеджер по туризму

Довольно распространённая вакансия, для которой специальное образование не нужно. Как раз такая «черновая» работа в туризме и станет заменой любому университету.

Плюс работы - возможность ездить в специальные ознакомительные туры, которые проводятся, как правило, не в сезон. Минус - низкая начальная заработная плата, но есть возможность развиваться и становиться экспертом по направлениям.

Ольга Евстратова, коммерческий директор компании «Карибский клуб»

Менеджер общается с клиентами, изучает предложения отелей и гидов в разных странах и делает так, чтобы ожидания клиентов совпадали с возможностями принимающей стороны.

Директор по отдыху

Это, видимо, высшая стадия развития менеджера по туризму. Компания One to Trip предлагает всем желающим старше 18 лет с загранпаспортом и сносным английским , выполняя чумовые задания. Потом обязательно отчитываться о поездке, но не начальству, а всему миру: рассказывать подробности и давать советы подписчикам компании.

Профессиональный путешественник

Вакансия, похожая на директора по отдыху: требуется человек со знанием английского, загранпаспортом, активный и общительный.


Путешественнику нужно было доставлять грабы (заказы наших пользователей), общаться с заказчиками и проводить с ними интервью, вести блог о выгодных покупках за рубежом, советах и опыте наших пользователей, создавать контент для наших соцсетей и помогать другим путешественникам.

Дарья Ребенок, основатель Grabr

Дополнительный пункт в требованиях к вакансии - любовь к . Нужен человек, для которого «Чёрная пятница» не название фильма ужасов, а событие года.

Работа за интерес

Заработок на хобби - это не только мыло варить и торты на заказ печь. Есть и неожиданные варианты.

Автомобильный штурман

Об этой профессии рассказал Роман Герасимов, штурман команды «ФОНБЕТ Trophy-Team», автор и ведущий проекта «Автоспорт в лицах».

Чтобы стать штурманом, надо сначала попасть на ближайшие соревнования кем угодно: зрителем, чтобы понять, нравится ли вам этот вид автоспорта, помощником судьи, чтобы узнать организацию гонки изнутри, пилотом, если у вас есть свой автомобиль. Главное - понять, что вы готовы всё это вытерпеть.

Роман Герасимов

В трофи-рейдах штурман - это «глаза» экипажа, именно он знает, куда надо ехать, а также следит за временем, приборами и работает со спортивными документами. Кроме того, в случае, когда машина застрянет, штурман работает с электрической лебёдкой, домкратом и лопатой, чтобы вытащить автомобиль.

На начальном этапе нужно изучить приборы навигации, правила проведения соревнований, термины и инструменты. Важно работать над физической подготовкой, потому что двигаться по болотам тяжело.

Оплата работы штурмана на начальном этапе может быть небольшой, она зависит от опыта и репутации каждого конкретного специалиста. Выдающихся представителей могут заметить крупные спортивные команды и взять на постоянную работу. Занятость у штурмана эпизодическая, обычно по выходным, когда чаще проходят трофи-рейды. То есть можно совмещать с другой работой.

Профессия без названия

Это работа для тех, чьё хобби - бездельничать.

Александр Малафеев, HR-директор компании «Срочноденьги», рассказывает: «Пару месяцев назад один из моих друзей в Facebook обнародовал вакансию в рамках своего социологического проекта. Названия для этой вакансии он так и не смог придумать, потому что основная функциональная обязанность этой должности заключалась в том, что нужно целый день сидеть за пустым офисным столом и ничего не делать. Нужно было понять, сколько выдержит такую пытку за деньги обычный среднестатистический гражданин, а также какова его мотивация. Скажу сразу, что откликов было достаточно».

Король вечеринок

В апреле 2016 года мобильное приложение JoyME искало кандидата на должность «Король вечеринок». Обязанности: знать всё о развлечениях, модных показах, кроссфите, гонках и тусовках Москвы. Король вечеринок должен был посещать все эти мероприятия (хотя это не всегда просто), заводить знакомства и привлекать пользователей приложения, а заодно искать партнёров для дальнейшего развития бизнеса. Образование не имело значения, а вот способность пройти любой фейсконтроль была нужна.

Работа, которая помогает

Есть такая профессия - людям помогать. Например, присматривать за , пока в отъезде хозяева, выгуливать, если владельцы заняты, вычёсывать и даже учить собаку говорить. С подборкой таких профессий помог сервис YouDo.com, где часто ищут необычных помощников:

  • Человека, который подружит кота и собаку.
  • Ответственного мужчину, который будет три раза в день напоминать, что пора пить лекарства.
  • Весёлую девушку, которая сыграет роль второй половинки перед родственниками на семейном вечере.
  • Меломана, который сможет составить оригинальный плейлист с комментариями.
  • Усидчивого человека, который дособирает большой пазл.

И это не считая стандартных просьб о том, чтобы занять очередь или помочь с уборкой. Карьеру в такой сфере вряд ли сделаешь, но если вы любите помогать людям, то почему бы на этом ещё и не заработать.

HR наоборот

Специалисты по подбору персонала учатся сразу «в полях», где им приходится оценивать людей. Обычно HR-менеджер работает с соискателями. Но иногда требуется «неправильный» HR.

Елена Сенцова, менеджер по кадрам компании «СТС Групп», рассказывает: «„СТС Групп“ специализируется на аутсорсинге и лизинге персонала, а также аутстаффинге. На наших объектах распространён вахтовый метод работы. Вахта длится 45, 60 дней и больше - по выбору человека. Затем трудовое соглашение с ним закрывают.

Этим занимаются сотрудники необычной профессии - менеджеры по работе с уволенными. Менеджер по работе с уволенными - это секретарь наоборот. Он провожает вахтовиков в отпуск и делает процесс максимально комфортным. Позже обзванивает людей, предлагает продолжить сотрудничество. Такая забота даёт плоды: более половины специалистов возвращаются».

Работать менеджером по уволенным можно без образования. Основные требования к таким специалистам - позитивный взгляд на жизнь, общительность, умение устанавливать контакт с обладателями даже самого сложного характера.

Все перечисленные профессии мы нашли меньше, чем за неделю. И это далеко не все крутые должности, для которых не нужен диплом. Рассказывайте в комментариях, какие вакансии для «неучей» видели вы.

Целью помогающих профессий является принесение пользы обществу и конкретным его представителям. Поэтому специалисты профессий данной категории добровольно оказывают (либо при необходимости готовы оказать) помощь в независимости от её характера любому обратившемуся человеку. Иными словами, они совершают просоциально мотивированные действия. По определению Я. Рейковского, это действия, направленные на «сохранение, защиту, облегчение функционирования или содействие развитию того или иного «социального объекта» (другого человека, группы, коллектива)» .

Согласно классификации, предложенной Е.А. Климовым , профессии, предполагающие постоянную работу с людьми и регулярное общение в ходе профессиональной деятельности, относятся к системе «человек-человек», то есть, к группе профессий социального типа (классификация Дж. Голланда). Основными сферами деятельности данного профессионального типа чаще всего являются сфера образования (учитель, воспитатель, тренер, гувернер и т.д.), сфера медицинского обслуживания (врач, медицинская сестра и т.д.), сфера правовой защиты (юрист, участковый инспектор и т.д.), сфера бытового обслуживания (официант, продавец, парикмахер и т.д.). Кроме того, существуют отдельные сферы деятельности, которые также можно отнести к «помогающим профессиям», так как они связаны с оказанием помощи человеку и группам людей (психолог, логопед, дефектолог и т.д.).

Неудивительно, что люди, работающие в данной категории профессий больше всего подвержены синдрому эмоционального выгорания (СЭВ), поскольку инструментом работы здесь является непосредственно личность самого специалиста, свойства его характера, его способности. Кроме того, условия деятельности «помогающих профессий», по терминологии Е.А. Климова, связаны с повышенной моральной ответственностью.

В современной литературе нет чёткого определения СЭВ: каждый автор в своей интерпретации делает акцент на более важном для него аспекте. Наиболее точно, на мой взгляд, суть данного явления отражает определение, сформулированное врачом-психотерапевтом, международным тренером по позитивной психотерапии, преподавателем Международной Академии Позитивной Психотерапии и транскультуральной семейной терапии, П.А. Фроловым: «Синдром эмоционального выгорания - собирательное название эмоциональных и поведенческих реакций, возникающих в ответ на нерациональную организацию деятельности и заключающееся в переменах в эмоциональной вовлеченности профессиональной деятельности».

Действительно, работа с людьми почти всегда требует личной заинтересованности специалиста, его полного погружения в деятельность. В этом случае часто могут нарушаться эмоциональные и временные границы специалиста как по собственному желанию, так и по запросу работодателя. При этом специалист не имеет возможности восстановить потерянные ресурсы из-за постоянно возникающих «интересных случаев» и «производственной необходимости». Таким образом, постепенно и последовательно специалист проходит все стадии СЭВ.

Всего существует три стадии синдрома эмоционального выгорания:

Первая - стадия напряжения . Находясь на данной стадии, человек становится тревожным, раздражительным, постоянно чувствует себя утомлённым, быстро истощается, эмоциональное напряжение растёт с каждым следующим рабочим днём и к концу трудовой недели доходит до своего предела. При этом человек часто думает о работе в своё свободное время и в выходные дни, берёт работу на дом.

Как правило, большинство людей относит появившиеся симптомы к сложившемуся ритму жизни. Безусловно, в организациях иногда бывают периоды повышенной загруженности, например, сдача отчётов, аттестация и т.д. Однако длятся они короткое время, и, если работник умеет правильно распределять рабочие часы, организм успевает восстановиться и войти в нормальное русло.

Если же человек не замечает признаков стадии напряжения и находится в ней длительное время, то постепенно он переходит во вторую стадию - стадию сопротивления (резистентности).

Стадия резистентности отличается тем, что у работника снижается эмоциональная вовлеченность в работу. Кроме того,она оказывает влияние на профессиональное мировоззрение человека, ощущение себя, как профессионала. В позитивной психотерапии существует модель формирования личности (концепции «Я», «Ты», «Мы» и «Пра-Мы»), которая помогает нам понять, как человек относится к самому себе и окружающему его миру, как взаимодействует с ним. Перенеся данную модель в сферу деятельности, можно понять, каково профессиональное мировоззрение данного человека. Данная модель выглядит следующим образом.

«Я»-концепция отражает отношение индивида к самому себе как к профессионалу. При нахождении человека в резистентной стадии СЭВ наблюдается невысокая оценка своего труда, а привычка работника полагаться на старый опыт не даёт возможности видеть перспективы своей деятельности, пропадает творческое мышление, специалист отказывается брать на себя ответственность за результаты своей работы.

«Ты»-концепция отражает отношение профессионала к клиентам и к коллегам по работе. Стадия сопротивления СЭВ проявляется в постоянном нахождении работника в состоянии профессионального цинизма, отсутствия включённости в проблемы и эмоциональное состояние клиента (воспитанника, ученика и т.д.). Человек негативно относится к своим клиентам, неосознанно проявляя по отношению к ним свою агрессию, при этом испытывая облегчение, когда клиент не приходит. Специалист может опаздывать на встречу с клиентами, позволить себе обсуждать их со своими коллегами без наличия на то согласия самих клиентов, при этом иметь негативное отношение к большинству из них. Однако специалист может испытывать чувство вины в случае, если осознает, что им была проявлена агрессия по отношению к обратившемуся за помощью. Вместе с тем, такой профессионал испытывает ревность к успехам своих коллег и позволяет себе нарушать корпоративную этику, давая недопустимые оценки своим коллегам при общении с клиентами.

«Мы»-концепция отражает отношение работника к рабочему коллективу. Становится всё более заметным снижение качества работы специалиста, подверженного СЭВ в стадии резистентности, его частые опоздания и ранние уходы с работы. В процессе работы специалист всё больше времени тратит на перерывы, как бы саботируя её, но при этом постоянно ощущая нехватку времени на выполнение своих непосредственных обязанностей. Появляется ощущение, что работник настроен против организации, что он постоянно с ней конфронтирует. В этот период СЭВ со стороны сотрудников возможны интриги на рабочем месте, организация коалиций против кого-то, чаще всего, против более успешных коллег.

«Пра-мы»-концепция отражает отношение работника к значимости собственной деятельности, к тому, насколько она осмысленна и ценна. В стадии сопротивления специалист утрачивает смысл собственной деятельности, он не способен оценить плоды своей работы, из-за чего ему сложно строить планы на будущее, связанные с карьерным ростом или повышением квалификации. Кроме того, единственным мотивом для сохранения места работы является материальное вознаграждение за труд.

Третья стадия синдрома эмоционального выгорания называется истощение. Она отличается оскудением психологических ресурсов специалиста, появляются психосоматические расстройства (человек начинает часто болеть как простудными заболеваниями, так и заболеваниями сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и др.). Наряду с подобными симптомами у человека появляются невротические расстройства в виде депрессии, фобий и др. В данный период индивид подвержен различным видам зависимостей (алкогольная, наркотическая, игровая и др.).

Синдром эмоционального выгорания можно получить двумя способами: во-первых, благодаря самостоятельной организации невыносимых условий работы, во-вторых, в связи с жёсткой и неразумной политикой руководства предприятия.

Как это не удивительно, но работник в силах самостоятельно довести свою психику до состояния эмоциональной истощённости, он будет проходить все выше описанные стадии одну за одной, если в процессе своей деятельности начнёт организовывать формальные отношения с обратившимися, не сможет соблюдать границы в отношениях с клиентами и коллегами, играть взаимоисключающие роли в общении с ними, станет проявлять чрезмерную активность в труде (либо, наоборот, быть малоактивным), не пытаясь оценить реальные свои возможности и ограничения. Не будет иметь чётких представлений о критериях оценивания своей работы и не станет обсуждать их со своим руководством, а значит, не будет иметь возможности оценивания себя как профессионала.

Помимо внутренних причин появления синдрома профессионального выгорания существуют и внешние, которые чаще всего зависят от построения взаимоотношений руководства компании со специалистами. Нередкое явление - выбор руководителями различных учреждений авторитарного стиля руководства, который проявляется в отсутствии интереса к новым предложениям сотрудников. Также имеет место быть прилюдная жёсткая критика с угрозами и частыми наказаниями при редких поощрениях, поддержание в сотрудниках страха и чувства вины. Кроме того, компания не доверяет своим сотрудникам, делает их объектами манипуляции, разделяя на группы, проявляя в своих требованиях непоследовательность, хаотичность, выходя за границы должностной инструкции, отказывает сотрудникам в признании их положительных черт, достоинств.

Что же делать, если вы заметили себя находящимся на одной из стадии СЭВ?

Весьма ценным ресурсом для специалиста является профессиональное сообщество, поэтому специалистам необходимо посещать различные профессиональные мероприятия, иметь возможность открыто обсуждать как положительные, так и отрицательные моменты профессиональной деятельности.

Кроме регулярного общения с коллегами, для профилактики СЭВ необходимо обладать навыками стресс-менеджмента. Очень важно уметь осознавать, дифференцировать свои и чужие эмоции, владеть приёмами расслабления, понимать свои потребности, ощущать собственную значимость.

Поддержать понимание собственной значимости как профессионала помогает постоянное самообразование, повышение квалификации, проявление интереса к появлению новых технологий, методов и приёмов работы в профессиональной среде.

На самом деле, «помогающие профессии» привлекательны своими разнообразными возможностями в общении с людьми и порой могут занимать внушительную часть жизни специалиста. Тем не менее, во всём нужен баланс, и каждая сфера жизни должна быть примерно одинаково наполнена вашим вниманием. Кроме сферы деятельности , в которой мы стараемся достигать значительных результатов, существует сфера тела , которая, заботясь о которой, мы обеспечиваем себя ресурсом физического тела, сфера контактов даёт нам эмоциональную поддержку друзей и близких, сфера фантазий помогает предать смысл нашему существованию, строить планы на жизнь. Поэтому так важна гармонизация всех четырёх сфер в жизни человека.

Бесспорно то, что забота о себе является профессиональным навыком для работника помогающей профессии, так как предметом труда данных специалистов является непосредственно личность этих специалистов, которая должна быть здоровой и готовой к работе, как острый топор дровосека готов рубить лес.

Список литературы

  1. Гончаров М.А. Операционализация конфликтов в Позитивной Психотерапии. - Хабаровск. ООО «ОМЕГА-ПРЕСС», 2013г.
  2. Климов, Е.А. Психология профессионала. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 400 с.
  3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Евгений Александрович Климов. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 304 с.
  4. Милакова В.В. Психологические особенности профессионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий социономического типа: автореф. дис. … канд. психол. наук. Астрахань, 2007 г.
  5. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия: Пер. с нем. — М.: Медицина, 1996. — 464 с.;
  6. Рейковский Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного «Я» / Я. Рейковский // Вестн. Моск. ун-та. - Сер.14. - 1981. - №1. - С. 14-22.

Добрый день, друзья! Сегодня поговорим о том, как выбрать профессию – в первый или очередной раз. Обсудим основные факторы, влияющие на самоопределение, рассмотрим некоторые профориентированные методики и, как всегда, поможем добрым советом.

  • личный комфорт,
  • вектор саморазвития,
  • материальное благосостояние,
  • окружение.

Причины выбора той или иной профессии

Это только кажется, что на профессиональное определение влияют исключительно интересы. Почему же человек выбирает ту или иную профессию? На самом деле факторов для выбора множество:

  • Престиж, мода

В 60-е все хотели быть космонавтами, в 90-х – юристами и экономистами. Сейчас на пьедестале специалисты IT-сферы, топ-менеджеры, чиновники высшего звена. Но не стоит руководствоваться только этими критериями: мода меняется, престиж уходит, и, возможно, это произойдет раньше, чем вы окончите вуз.

  • Финансовое благополучие

К наиболее оплачиваемым относятся профессии капитана океанского лайнера, пилота, топ-менеджера, IT-специалиста, маркетолога и т. д. При выборе “золотой жилы” учтите, что сама по себе профессия больших денег не принесет. Чтобы иметь высокую зарплату, нужно быть хорошим специалистом, а для этого требуются дополнительные знания и опыт.

  • Советы друзей и знакомых

Иногда молодые выбирают жизненный путь “за компанию”. Лучший друг после 11 класса идет на ветеринара – чем не повод последовать за ним? Вместе же интереснее. Иногда это срабатывает, но в основном такой необдуманный поступок влечет разочарования в профессиональном плане.

  • Мнение родителей

Казалось бы, кто лучше мамы с папой знает своего ребенка? Тем не менее большое число великих писателей состоялось после отказа следовать отеческой стезе и тайного поступления в литературный институт. Зачастую родители в своих советах исходят не из способностей сына или дочери, а из соображений престижа или собственных нереализованных желаний.

Бесспорно, их мнение стоит выслушать, но оценивать каждый совет нужно трезво. Если сомневаетесь, выслушайте мнение других уважаемых вами взрослых, например, учителя. Посторонние свободны от беспокойства за вашу судьбу и лишнего тщеславия, поэтому дадут более взвешенный совет.

  • Собственное желание

Голос интуиции слушать нужно. Сложность в том, что он не всегда отличим от сиюминутной прихоти. Проверенной временем мечте доверять можно, но, если она загорелась совсем недавно, поживите с ней некоторое время и присмотритесь получше.

Что делать, если нет идей?

Далеко не все старшеклассники к моменту поступления в вуз определились с будущей профессией. Как быть, если душа ни к чему не лежит?

  1. Разберитесь в себе, оцените способности. Постарайтесь поразмышлять аналитически, чем бы вы могли заниматься.
  2. Накидайте несколько вариантов, изучите их досконально. Возможно, все они отпадут как непригодные, а взамен придет что-то стоящее.
  3. Если совсем не можете определиться с выбором, а вот-вот поступать учиться, у вас есть несколько вариантов: а) пойти, куда скажут родители или куда позовут друзья, б) выбрать что попроще и поближе к дому, в) подождать годик и разобраться в себе (и, конечно, поработать).
  4. Пробуйте все возможные занятия на себе. Официант, курьер, менеджер – все, что возможно . Вы лучше узнаете свои сильные и слабые стороны, закалите характер, обрастете новыми знакомствами и сделаете выбор.

Гарантий, что вы не ошибетесь, нет. Но главная ошибка – это бездействие. Какую бы профессию вы ни предпочли, это ваш путь, и он обязательно пойдет вам на пользу.

Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь?

По данным опросов, почти 60 % россиян работают не по специальности. Треть опрошенных трудится неохотно. Еще 16 % ежегодно меняют работу. Можно ли выбрать дело по душе на всю жизнь? Да, иногда встречаются счастливчики, угадавшие свое предназначение с детства.

Как правило, они проявляют свои увлечения сразу и сохраняют интерес к ним в течение длительного времени. Поэтому, если ваш ребенок несколько лет подряд лечит бездомных котят, скорее всего, он уже сделал выбор.

Маленькая Люба с ранних лет играла в учителя. Уже подростком она регулярно объясняла одноклассникам трудные задачки, для чего приходила в школу задолго до начала занятий. И это без всяких поручений учителя! Самое удивительное, что и неуспевающие друзья спешили оказаться в школе чуть свет, чтобы укрепить свои познания в математике.

Поступать Любовь пошла, конечно, в педагогический институт. Закончив, приступила к преподаванию. Было время, когда Люба чуть было не ушла работать на завод, но судьба вернула ее на верную дорогу.

Любовь Ивановна была любимой учительницей нескольких поколений. За 25 лет стажа у нее накопилось немало наград. А сейчас, в возрасте 82 лет, она продолжает объяснять трудные задачки, но уже в качестве репетитора.

Правильно выбрать профессию сложно даже тем, у кого есть любимый школьный предмет. Скажем, подросток любит биологию, а она открывает широкий простор для выбора: ветеринар, агроном, биолог, преподаватель и т. д. Поэтому судить о профессиональной склонности по школьным предпочтениям не совсем верно.

Когда стоишь на перепутье, кажется, что перед тобой множество дорог. Но, изучая карту, понимаешь, что одна из них закрыта для проезда, вторая существует только виртуально, третья слишком разбита прохожими, четвертая заросла кустарником, и лишь на паре остальных уложен асфальт. Никто не утверждает, что идти нужно исключительно по асфальту. Принц прорывался сквозь заросли, чтобы разбудить спящую красавицу. Решайте, что ближе вам: что проще или что заманчивее.

Так и в жизни: начинаешь анализировать все варианты и приходишь к выводу, что одна специальность не нравится, вторая не подходит по личным качествам, освоить третью не по карману, а к четвертой просто нет способностей. Остается несколько, выбрать из них уже легче.

Грамотный подход к собственному будущему означает, что надо принимать в расчет не только моду и собственные устремления. Помимо этого, стоит оценить:

  • способности,
  • личные качества,
  • возможные перспективы.

Скажем, вы мечтаете стать профессиональным хоккеистом и уже сейчас не пропускаете ни одной игры, но тренер утверждает, что вы недостаточно сильны. К его мнению стоит прислушаться и выбрать смежную профессию, связанную со спортом. Но можно проявить упрямство и идти к своей мечте, ведь способна творить чудеса.

Или вы хотите стать инженером-конструктором, техническое и творческое мышление у вас на высоте, но, к примеру, не хватает усидчивости. Хорошенько подумайте, сможете ли вы сидеть за компьютером по 8 часов 5 дней в неделю или вам захочется сбежать уже через месяц.

Перспективы той или иной специальности оценить трудно (казалось бы, забыты конюхи и печники, а сейчас эти люди на вес золота), но всегда можно почитать прогнозы, посетить различные семинары и ярмарки вакансий.

Какие профессии будут востребованы в будущем?

Так, специалисты из Сколково обещают, что совсем скоро появятся совершенно новые профессии, вроде менеджера космотуризма и дизайнера виртуальных миров. Аналитики утверждают, что в ближайшее время не потеряют своей актуальности IT-специалисты, менеджеры и прочие управленцы, строители.

Понятно, что всегда будут нужны учителя и врачи. Девушки не останутся без работы в педагогике (школа, садик, дополнительное образование), в сфере гостеприимства и красоты.

С усилением глобализации будет развиваться туризм, а значит, любители путешествий найдут себе применение. Будут востребованы люди, оказывающие различные персональные услуги (например, ) и занятые в сфере интернета. Остальные прогнозы (о замене инженеров, контролеров и грузчиков роботами) носят вероятностный характер.

В любом случае, если чувствуете, что у вас есть призвание к чему-то, не уклоняйтесь от него. Хорошие специалисты ценятся всегда.

Тесты в помощь

На сегодняшний день разработано немало методик и тестов, с помощью которых можно выбрать себе профессию.

Соционика – концепция типов личности по параметрам: экстраверсия/интроверсия, логика/интуиция, логика/этика, рациональность/иррациональность. Сочетание этих характеристик дает 16 психотипов, каждому из которых рекомендуется ряд профессий. У меня, например, получилась такая картина. Довольно точный портрет.

Официально не все признают соционику наукой, но тестирование дает интересные результаты.

Опросник Голланда

Разделение людей на типы (реалистический, интеллектуальный, социальный, артистический, предприимчивый, конвенциональный) немного напоминает предыдущий тест. Опросник Голланда позволяет разобраться в личностных качествах, оценить коммуникативные навыки и получить несколько приблизительных рекомендаций.

Методика Климова

Академику Е. А. Климову мы обязаны тестами, которые в свое время наполнили все центры занятости. Ответив на 20 вопросов теста , испытуемый получает подходящий ему тип профессии – это те самые “человек – человек”, “человек – природа”, “человек – техника”, “человек – знаковая система” и “человек – художественный образ”. В последнее время к этой классификации добавляется еще группа “человек – самореализация” (речь идет, например, о спортсменах).

С помощью этого метода можно определить примерную сферу приложения таланта, но стоит учитывать, что со времен ее создания перечень и содержание профессий изменились.

Матрица выбора профессии

Достоинство этой методики в небольшом количестве вопросов и наглядности результатов. Выбрав 2 нужных варианта, находите в таблице их пересечение и получаете профессиональные рекомендации. Недостаток – в ограниченном выборе советов.

Как помочь ребенку определиться с профессией?

Родителям свойственно оберегать детей от ошибок, но профориентация должна быть их самостоятельным выбором. Как правильно наставить подрастающее поколение и помочь ребенку определиться с профессией?

  1. Почаще беседуйте с подростком, узнавайте не только склонности, но и их предпосылки. Интересуйтесь, из каких соображений чадо отдает предпочтение тому или иному делу – так вы узнаете не только его мотивы, но и уровень осведомленности о профессии.
  2. Постарайтесь углубить представление подростка о работе: подскажите литературу, познакомьте с людьми, которые заняты данным трудом. Сериалы про врачей и следователей рисуют идеалистичные картины, а вот сосед-участковый поведает всю правду как есть.
  3. Помогите найти тесты по профориентации, но объясните, что они не в полной мере отражают действительность, а лишь дают некоторые ориентиры.
  4. Не настаивайте на поступлении в вуз. Во-первых, иногда для успешного овладения специальностью достаточно техникума или курсов. Во-вторых, когда молодой человек повзрослеет, он сам почувствует необходимость высшего образования, а значит, сделает правильный выбор и будет относиться к учебе более ответственно.
  5. Узнайте, какие специальности можно получить в других регионах. Во-первых, узнаете обо всех новых веяниях, а во-вторых, иногда в соседней области можно бесплатно научиться тому, за что в вашем городе придется отдать немало. Если сын или дочка ради успешного будущего готовы ехать за тридевять земель, не сдерживайте их: все равно рано или поздно уедут.
  6. Дайте возможность подростку попробовать свои силы в какой-либо отрасли. Хочет стать педагогом – пусть договорится о проведении уроков вместе с учителем, мечтает о ресторанном бизнесе – посоветуйте устроиться в “Макдоналдс”.
  7. Дайте ему шанс принять самостоятельное решение. Пусть подросток наломает дров, получит ценные навыки и хорошие уроки, но зато не будет обвинять вас в неудавшейся жизни. Род деятельности всегда можно поменять, утраченное доверие вернуть сложнее.

Смена профессии после 30 лет

Тема профориентации актуальна не только для молодежи. По разным причинам (изменение рынка труда, переезд, личные обстоятельства) о смене работы задумываются люди в любом возрасте. Один из наиболее популярных – чуть за 30, недаром этот период считается кризисным.

Что выбрать, если вы решились на смену профессии в 30 лет? Людям с семьей и порядочным трудовым стажем не просто отважиться на этот шаг. Мы уже описывали случаи, когда действительно необходимо. Если сомневаетесь, проанализируйте свою жизнь и доверьтесь голосу интуиции.

Если вы решили проститься с прежним местом, но мешают страхи, скажите себе следующее:

  1. Мне не уже, а еще только за 30. Я молод, полон сил, и у меня все получится.
  2. Я лучше, чем в 18, знаю свои потребности и возможности.
  3. Психологи считают этот возраст подходящим для жизненных перемен, т. к. сохраняется свежесть мышления и вместе с тем имеется трезвость суждений и немалый опыт.
  4. Все мои умения остаются со мной. Будет замечательно, если они пригодятся мне на новом месте, если же нет, я еще могу все вернуть.

Перемены возможны по следующим сценариям:

  • Занять востребованную нишу – освоить новую профессию.
  • Развивать полученные навыки в новом направлении – сделать плавный переход к новой деятельности, основываясь на том, что у вас получается лучше всего.
  • Превратить увлечение в работу – внять зову души.

Первые два пункта выбираются, что называется, разумом, а третий – сердцем. Какие же есть плюсы и минусы у каждого?

  1. Плюсы первого варианта очевидны: если профессия востребована, специалисты нарасхват. Особенно это касается новых отраслей. Здесь и зарплата обычно выше. Но есть риск, что освоение пойдет не так успешно, как хотелось бы. Но, пока не попробуете, вы же этого не узнаете, верно?
  2. Второй подход представляется самым разумным: вы ничего не теряете, развиваясь в смежной деятельности, а переход получается плавным и безболезненным. Если чувствуете, что резкие скачки не для вас, выбирайте этот путь.
  3. Третий сценарий подойдет увлеченным натурам, которым скучно заниматься нелюбимым делом. Положительная сторона: профессия будет нравиться. Отрицательная: не факт, что удастся извлечь из хобби доход.

Заключение

Каждый выбирает свою дорогу. А истории людей, успешно сменивших профессию, вы всегда найдете на нашем блоге. Еще бы, ведь его создатель – Василий Блинов, сам и рассказал об этом читателям.

Если вы связываете будущее с удаленным заработком, ознакомьтесь со и выберите себе занятие по вкусу. А курс поможет вам начать зарабатывать с удовольствием.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Общаться с клиентами, варить кофе в турке, проводить экскурсии для детишек - сегодня можно выбрать любую профессию и стать по-настоящему счастливым. Но среди огромного списка вакансий существуют должности, которые сильнее остальных влияют на личность и на ее психическое состояние. В этой статье мы расскажем, как понять, что выбранная сфера «токсична», и какие профессии могут изменить нас до неузнаваемости.

Профессия, которая у всех ассоциируется с огромными гонорарами и красными дорожками, на самом деле не так привлекательна. Исследование , проведенное психологами из Лондона, показало, что большинство актеров проживают не свои жизни, а барахтаются в сюжетных перипетиях, прикрепленных к ним персонажей.

Такое явление ученые обозначили как «синдром владения », т.е. артист настолько вживается в свою роль, что даже за пределами сцены продолжает играть.

Также ученые выявили закономерность: люди, работающие в сфере кино или обучающиеся в драматических школах, чаще других страдают расстройством личности и жалуются на нервные срывы. Работа на пределе своих возможностей - участь каждого актера.

2. Художник

На сегодняшний день большинство творческих исполнителей - фрилансеры, потому что устроиться в компанию удается далеко не всем. В 2007 году в Йоркском университете искусств было проведено , касающееся заработка художников. Выяснилось, что творческая сфера не всегда готова баловать исполнителей шикарными гонорарами.

Художники-фрилансеры соглашаются с тем, что непостоянные выплаты держат их в напряжении . Неуверенность в завтрашнем дне неизменно приводит к стрессу и негативным эмоциям.

Работая в студии, художник постоянно вдыхает ядовитые пигменты красок, которые не только могут вызвать раздражение и отравление, но и повлиять на работу мозга. Только подумайте, как страдали гении эпохи Возрождения, когда по несколько лет писали свои «токсичные» полотна!

3. Киберспортсмен

Индустрия игр стремительно набирает обороты. И если раньше никто не знал, что вымышленные игровые персонажи могут участвовать в соревнованиях, то сегодня сражения команд смотрят более 145 млн человек .

Однако, если вы решите начать карьеру киберспортсмена, будьте готовы к тому, что сидеть за компьютером придется около 12 часов в день. Постоянное нахождение в игровом пространстве не только ухудшит состояние здоровья, но и окажет влияние на психику. Отвыкнуть от пиксельной картинки, которая заменила реальность, будет непросто.

4. Адвокат

Долгая карьера адвоката тоже накладывает ощутимый отпечаток на личность. Излишняя осторожность, строгость и дотошность - те факторы , которые необходимы для успешного ведения дела.

Люди обращаются за защитой не от лучшей жизни, и поэтому адвокат должен быть не только хорошим специалистом, но и психологом, а беседы с клиентами не всегда проходят гладко. Участие в частых рабочих конфликтах расшатывает нервную систему и ухудшает иммунную защиту организма.

Иногда адвокаты получают угрозы и гневные письма, а это прямая дорожка к тревожности и даже апатии. Защищая своего подопечного или разбирая громкое дело, специалист не перестает работать даже за пределами офиса.

5. PR-специалист

6. Спортсмен

Профессиональные спортсмены должны справляться не только с ежедневными физическими нагрузками, но и с давлением конкуренции, а также с собственными эмоциями . Выступления на чемпионатах требуют собранности, перфекционизма и моральной устойчивости.

В свою очередь, постоянные соревнования пробуждают в человеке дух соперничества - атлет и в обычной жизни будет всегда стремиться к первенству.

Помимо этого, каждый спортсмен должен поддерживать статус клуба или организации, а это значит, он должен следить за тем, что делает и что говорит. Профессионалы, улыбающиеся с телеэкранов, становятся примерами для подражания , поэтому на плечах любого атлета лежит огромный груз ответственности не только перед собой, но и перед остальными людьми.

Ежедневное поддержание своего статуса, жесткая конкуренция, травмы и стресс рано или поздно приводят к эмоциональному выгоранию и опустошению.

7. Стилист

Химические средства, с которыми ежедневно работает стилист, со временем могут вызвать раздражение или аллергическую реакцию. А после нескольких лет, проведенных на ногах, да еще и в неудобной позе, не только начинает болеть спина, но и локти, колени, а также может разыграться мигрень.

Многие клиенты приходят в салон не только за новой прической, но и за психологической поддержкой , рассматривая кресло стилиста как кушетку терапевта. Такие ежедневные незапланированные «тренинги» могут привести к стрессу и эмоциональной подавленности, потому что не каждый мастер готов постоянно выслушивать чужие жалобы.

Как понять, что место работы пора сменить и как это сделать

  • Ваши предложения и идеи не ценятся в коллективе. Вы не можете быть самим собой. Если на совещаниях и общих собраниях ваше мнение не учитывается, а в конце дня вы получаете плохую обратную связь - есть все шансы, что вы не на своем месте.
  • Вам неумолимо скучно. Пролистывание ленты социальных сетей, залипание в мобильных играх - явно не то, чем нужно заниматься на рабочем месте.
  • Работа не способствует достижению ваших личных амбиций и целей. Например, если вы хотите издать книгу и в это время работаете копирайтером или редактором новостей - это поможет прокачать необходимые скиллы. Но если с той же мечтой написать роман вы занимаете должность бармена - персонального роста можно не ждать.
  • Вы постоянно чувствуете стресс. Если после рабочего дня вы не способны расслабиться и ваше тело живет в ежесекундном напряжении - это знак того, что пора искать новую работу.
  • Если человек не любит детей, но при этом продолжает работать учителем младших классов, он будет постоянно испытывать стресс, что обязательно скажется на общем психическом состоянии.
  • Вы не растете. Отмотать 15 лет без повышения, может, и благородно, но точно не перспективно.
  • Вы не можете представить себя на этой должности больше года. При устройстве на должность задайте себе вопрос, готовы ли вы развиваться вместе с компанией и работать в этой сфере долгое время.

В большинстве случаев нам не нравятся только некоторые аспекты занимаемой должности. Вы можете обожать проводить тренинги, но ненавидеть заполнять отчеты в конце месяца. И это нормально.

Но если вы согласились с половиной (и больше) утверждений из приведенного списка - подумайте о смене работы. На самом деле отказаться от нелюбимой деятельности и шагнуть в неизвестность не так страшно, как кажется на первый взгляд.

Определите сферу, в которой вам хотелось бы получить опыт. Пройдите несколько бесплатных тренингов. Прочитайте книги по интересующей вас теме. Не бойтесь завести новые знакомства - спрашивайте и получайте ответы.

Изучите критерии, по которым кандидатов оценивают работодатели, чтобы в будущем стать тем самым новым, полезным сотрудником. Да, это будет трудно, но если это именно то, что вас зажигает, - дерзайте.

А что вы цените в своей работе больше всего?