Достижение цивилизации майя и причины ее гибели. Что привело к гибели цивилизацию майя тысячу лет назад? (9 фото)

Когда испанские конкистадоры отплыли в Центральную Америку в 1517 году, их целью было уничтожение цивилизации майя. Но по прибытии колонизаторы обнаружили, что большая часть их работы уже была проделана до них. Внушительные известняковые города - классическая черта одного из самых развитых обществ древности - уже поросли джунглями.

Вопрос о том, как майя встретили свой конец, остается одной из самых живучих тайн истории. Народ майя выжил; им даже удалось организовать длительное сопротивление европейским агрессорам. Но к тому моменту, когда высадились испанцы, политическая и экономическая сила, которая возвела знаменитые пирамиды в тех местах и поддерживала население в два миллиона, уже исчезла.

Первые основания майя заложили в первом тысячелетии до нашей эры, а пика развития цивилизация достигла примерно к 600 г. н. э. В хронологии Мезоамерики майя находятся между первыми ольмеками и поздними ацтеками. Археологи нашли тысячи древних городов майя, большинство из которых рассыпались по всему южномексиканскому полуострову Юкатан, Белизу и Гватемале.

Вероятнее всего, еще больше руин майя находится под толстым слоем тропических лесов.

Примерно спустя 200 лет серьезных археологических исследований мы узнали достаточно о цивилизации майя, чтобы восхищаться ей. Их отличительные искусство и архитектура показали, что они были народом прекрасных ремесленников.

Майя также были интеллектуально продвинуты. Они хорошо понимали математику и астрономию, использовали их для выравнивания пирамид и храмов в соответствии с прецессией планет и солнечными равноденствиями. И они использовали единственную из известных письменностей в Мезоамерике, причудливый на вид набор символов, иероглифы майя.

Чудеса, оставленные майя, обеспечили им мистический ореол. Но как погибла цивилизация - вот настоящая мистика, в каждой детали. И, кажется, мы поняли, почему майя пришел конец.

Начнем с того, что мы знаем. Где-то в 850 году н. э., после столетий процветания и господства, майя начали покидать свои величественные города, один за другим. Меньше чем за 200 лет величие цивилизации достигло лишь доли от былого. Остались изолированные поселения, но эпоха расцвета майя ушла навсегда.

Помимо трагических масштабов упадка майя, несмотря на десятилетия исследований, археологи до сих пор не знают, что его вызвало. Как и в случае с римской империей, виновник падения цивилизации был явно не один. Но темп гибели майя привел некоторых ученых к выводам, что причиной стала крупная катастрофа, способная разрушать города один за одним на своем пути.

Есть много теорий о том, что положило конец майя. Среди них старые и хорошо известные - вторжение, гражданская война, утрата торговых маршрутов. Но с тех пор, как были сопоставлены климатические записи в Центральной Америке в начале 1990-х, одна из теорий стала особенно популярной: цивилизация майя была обречена вследствие серьезных изменений климата.

В века непосредственно перед коллапсом майя - так называемой «классической эпохой» с 250 по 800 г. н. э. - цивилизация гудела. Города процветали, урожай был богатым. Записи климата (которые берутся в основном из анализа пещерных образований) показали, что во время этого периода на территории майя проливались относительно сильные дожди. Но те же записи показывают, что приблизительно в 820 г. н. э. на область обрушились 95 лет перемежающихся засух, некоторые из которых длились в течение многих десятилетий.

С тех пор как эти засухи были определены впервые, ученые заметили поразительную корреляцию между их сроками и крахом майя. И хотя одной только корреляции недостаточно, чтобы закрыть вопрос, тесная связь между засухами и падением привела экспертов к мысли, что климатический сдвиг 9 века мог каким-то образом вызвать упадок майя.

Однако каким бы привлекательным ни было объяснение с засухой, этого недостаточно. Потому что не все города майя пали вместе с иссушением климата.

Города майя, которые пали во время засух 9 века, в основном располагались в южной части своей территории, на месте современных Гватемалы и Белиза. На полуострове Юкатан на севере, однако, цивилизация майя не только пережила эти засухи, но и расцвела. Это северное возрождение ставит палку в колеса теории засухи: если юг парализовало смещением климата, что случилось с севером?

Предлагались разные объяснения этому расхождению севера-юга, но до сих пор ни одна теория не победила. Однако недавнее открытие может пролить свет на этот непреходящий парадокс.

Археологи майя с трудом извлекают данные. Практически никакие письменные записи майя, которых некогда были тысячи, не пережили колониальные времена (по приказу католических священников испанцы сжигали книги майя кучами - из оставшихся известны всего четыре). Вместо этого, чтобы определить времена процветая древних майя, ученые полагаются на календарные записи на каменных памятниках, стилистический анализ керамики майя и радиоуглеродное датирование органических материалов.

Предыдущие исследования уже определили приблизительный возраст главных городских центров на севере цивилизации майя; оказалось, что север пережил засухи 9 века. Однако до недавнего времени эту выборку данных никогда не собирали в одном исследовании. И сделать это важно, поскольку можно взглянуть на северных майя в целом и уже исходя из этого определить общие тенденции взлетов и падений.

В исследовании, опубликованном в декабре, археологи из США и Великобритании впервые собрали вместе все вычисленные возраста городских центров северных земель майя. Были собраны 200 дат из мест по всему полуострову Юкатан, половину получили из записей каменных календарей и половину из радиоуглеродного датирования. Потом ученым удалось создать широкую картину времен, когда были активны северные города майя, а также времен, когда каждый из них мог кануть в небытие.

То, что нашли ученые, существенно меняет наше понимание того, когда и, возможно, почему цивилизации майя пришел конец. Вопреки предыдущему мнению, север пришел в упадок во время засухи - на самом деле, две из них он перенес.

Каменные летописи показали, что во второй половине 9 века случился 70-процентный спад активности городов майя. Этот показатель упадка эхом отразился в радиоуглеродном датировании по северному региону майя: строительство из дерева сократилось в тот же период. Что важно, в это же время засуха уничтожала цивилизацию майя на юге - и для севера это не прошло незамеченным.

Ученые полагают, что угасание творческой активности свидетельствует о политическом и общественном коллапсе, который происходил на севере. Север определенно чувствовал себя лучше юга в 9 веке, но последние данные свидетельствуют о том, что этот регион все равно испытал значительное угасание. Раньше его не могли обнаружить вследствие тонкой природы события: снижение производства, даже масштабное, трудно обнаружить без всеобъемлющего, общерегионального анализа, проведенного новым исследованием.

Упадок севера в 9 веке - интересная деталь истории майя, но ничего фундаментального в ней нет - в конце концов, мы уже знали, что северные майя пережили засухи 9 века (Чичен-Ица и другие центры процветали и в 10 веке).

И все же ученые выявили второй упадок, который изменил наше понимание истории майя. После короткого восстановления в течение 10 века (которое, что примечательно, совпадает с увеличением количества осадков), ученые заметили очередной резкий спад в производстве в многочисленных местах на северной территории майя: резьба по камню и другая строительная активность упала почти вдвое с 1000 по 1075 г. н. э. Более того, как и во время кризиса 200 лет назад, ученые обнаружили, что упадок майя 11 века проходил на фоне сильнейшей засухи.

И не просто засухи. Засухи 9 века, безусловно, были серьезными. Но 11 век принес региону сильнейшую засуху за 2000 лет - «мегазасуху».

После короткого восстановления был спад в производстве на севере - на фоне засухи. Климатические данные показывают, что количество осадков уменьшалось большую часть века, с 1020 по 1100 год, как раз в то же время, когда произошел коллапс северных майя. Одна корреляция сама по себе мало что значит. Но две заставили даже скептиков поверить в эту причинность.

Мегазасуха 11 века ранее уже приводилась как причина падения северных майя, но старые методы датирования не позволяли четко определить, пересекаются ли оба события. Подробный анализ, опубликованный в декабре, позволил нам с определенной уверенность заявить, что изменение климата послужило причиной не одного, а двух периодов упадка майя.

Первая волна засух положила конец майя на юге, а вторая, судя по всему, приговорила их на севере.

После второй волны засух майя уже не оправились. Чичен-Ица и большинство важных центров на севере уже никогда не расцветали. Есть несколько отступлений - как северный город Майяпан, который процветал в 13-15 веках, - но они не сравнятся по размерам и сложности с городами классических майя. Во многом 11 век был последним вздохом майя.

Судя по всему, изменения климата сыграли важную роль в падении майя. Но почему?

Большая часть объяснений археологами коллапса включает сельское хозяйство. Майя, как и все крупные цивилизации, в значительно степени зависели от урожая в своем экономическом успехе - и, конечно, в поддержании своей огромной рабочей силы. Простейшим объяснением упадка майя будет ежегодное снижение урожая, вызванное засухами, что постепенно снизило политическое влияние майя и в конечном итоге привело к полнейшей социальной дезинтеграции.

Но даже сторонники гипотезы засухи признают, что картинка должна быть куда более подробной.

«Мы знаем, что на территории майя росла военная и социополитическая нестабильность вследствие засух 9 века», - говорит Джули Хоггарт из Университета Бейлора в Вако, штат Техас, принимавшая участие в декабрьском анализе климата.

Междугородний конфликт - тоже хороший способ разрушить цивилизацию; возможно, майя просто поубивали друг друга. Возможно, все это протекало на фоне сильнейших засух. Поскольку запасы продовольствия уменьшались в ходе засушливых десятилетий, борьба за ресурсы становилась все более интенсивной и привела в конечном счете к переломной точке, когда цивилизация древних майя оказалась непоправимо раздробленной.

Есть также по крайней мере одно объяснение, не требующее никаких военных действий. Возможно, на погибель майя обрекли не воины, а таланты. Поскольку майя были прекрасными ремесленниками и экологическими скульпторами.

Чтобы выращивать достаточно пищи и прокормить свои миллионы, майя вырыли огромную систему каналов, иногда в сотни километров шириной, которые позволяли им осушать и поднимать заболоченные бесплодные земли, которых на территории майя было много, делая из них пахотные земли. Некоторые археологи называли их «плавучими садами». Майя также очистили огромные участки леса как для сельского хозяйства, так и для своих городов.

Некоторые ученые считают, что грамотное управление окружающей средой могло стать причиной дальнейшего коллапса майя, к примеру, за счет ухудшения природного климата. Некоторые ученые считают, что вырубка леса для расчистки земель и для сельского хозяйства могла привести к локальным эффектам засухи, которые усугубились во время обширной засухи.

Косвенным следствием их сельскохозяйственной беды может быть то, что они позволили своему населению стать слишком большим, а большое население уязвимо к продолжительному сокращению пищевых запасов.

Какой бы ни была причина - или причины - падения майя, мы кое-что знаем о судьбе людей, которые остались с последствиями всего этого. С 1050 года н. э. майя вышли на дорогу. Они покинули внутренние земли, на которых процветали их предки, и направились в сторону Карибского побережья или к другим источникам воды, к озерам и рекам.

Исход народа майя мог быть мотивирован голодом. Если зерновые культуры действительно погибли после засух 9 и 11 века, переход к местам, богатым водой, имел смысл, поскольку появлялся доступ к морской пище и плодородным землям у моря. Какой бы ни была причина, майя брели к влаге.

Но, опять же, так было всегда. Одной из обязанностей правителей майя было общение с богами, которые обеспечивали влажный год и хорошие урожаи. В местах по всему миру майя, археологи поднимали кости людей со дна озер и воронок - которые считались дверьми в загробный мир: это красноречиво доказывает, что людей приносили в жертву, чтобы смилостивить богов. Когда дожди были хорошими и цивилизация процветала, было понятно, что молитвы майя услышаны.

Причины гибели цивилизации майя?

Цивилизация майя зародилась около 2000 года до н. э., но с начала 900-х годов н. э. начала стремительно приходить в упадок. Причины исчезновение майя до сих пор не установлены.

Цивилизация древних майя развивалась на территории, которая ныне принадлежит некоторым штатам Мексики, Гватемале, Белизу, Сальвадору и западной части Гондураса. Археологами было обнаружено около 1000 городищ и 3000 поселков майя .

Города древних майя были хорошо развитыми, в них имелись многие удобства, в том числе система водоснабжения . Но с IX века н. э. начало происходить резкое сокращение населения городов, распространившееся на центральный Юкатан. Жители оставляли города, системы водоснабжения приходили в упадок, каменные сооружения больше не воздвигались.

Резкое и масштабное сокращение древних майя - предмет жарких споров современных ученых. Существует две основные гипотезы - экологическая и неэкологическая. Возможно, что быстро увеличивающееся население нарушило баланс взаимоотношений человека с природой, стала ощутима нехватка почв для земледелия, питьевой воды и т. д.

Приверженцы неэкологической гипотезы предполагают, что причиной упадка цивилизации майя могли стать климатические изменения, а именно засуха. Ученые в 2012 году опубликовали результаты сложного компьютерного моделирования. Оказалось, майя могли погибнуть в результате даже небольшой засухи. Проведенные эксперименты подтвердили, что недостаток пресной воды мог начаться, если уровень осадков снижался на 25% и больше. Такое явление, кстати, и наблюдалось между 800 и 950 годами н. э., началом упадка древней цивилизации. В результате снижения осадков освобожденная под поля почва изменилась, урожайность сильно упала, а это в свою очередь могло вызвать голод. Ученые выяснили, что наибольшая засуха наблюдалась между 1020 и 1100 годами.

Среди других неэкологических гипотез - эпидемии, завоевания, изменения климата, всевозможные катастрофы . Некоторые археологи обращают внимание на версию завоевания майя, так как среди археологических находок есть предметы, которые принадлежали другому народу Центральной Америки - тольтекам, вторгшимся в Центральную Мексику в VIII веке н. э. Однако большинство ученых не поддерживают эту теорию.

Экологические изменения, приведшие к нехватке питьевой воды и продуктов, могли также спровоцировать обострение междоусобных войн, а вторгшиеся в это время тольтеки могли только усугубить ситуацию. В результате упадок цивилизации мог быть результатом стечения нескольких неблагоприятных факторов . К XVI столетию выжившие майя переселились ближе к океану, а их величественные когда-то города поглотили джунгли. В то же время майя не исчезли как народ, сегодня насчитывается около 6 млн потомков древних майя, которые продолжают поддерживать древнюю культуру своего народа.

5 029

После повторного открытия городов майя в тропических лесах исследователи и археологи начали обсуждать причину их Упадка. Не удивительно, что при нынешнем состоянии этих некогда великих городов многие европейцы и американцы поначалу решительно отвергали саму идею цивилизации, процветающей в дебрях тропического дождевого леса. Они пришли к выводу, что упадок городов майя был неизбежен в столь неблагоприятных природных условиях и что цивилизация никогда не могла бы возникнуть там сама по себе. С их точки зрения, майя были колонистами из других мест – от Мексики до Египта или Китая. В наши дни археологи не склонны воспринимать дождевой лес как среду, враждебную для обитания человека, и совсем не возражают против местного происхождения индейцев майя.

Другим объяснением, популярным в ранних трудах о крушении цивилизации майя, была внезапная природная катастрофа. Безмолвные города, поглощенные тропическим лесом, действительно создавали впечатление, будто их покинули в спешке: люди бежали от катастрофы и не вернулись назад. Несколько городов майя, включая Куиригуа, действительно подвергались землетрясениям, а в Ксунантунихе один из дворцов, потерпевший значительный ущерб от землетрясения, так и не был восстановлен. Однако в большинстве крупных центров майя (расположенных довольно далеко от линий разломов земной коры) нет признаков ущерба от землетрясений.

Эпидемические болезни, такие, как бубонная чума в средневековой Европе, приводили к массовой гибели населения и сильным общественным волнениям. В качестве одной из причин ухода майя из городов на низменных равнинах предполагалась желтая лихорадка, хотя эта болезнь, по всей видимости, была не слишком распространена в Новом Свете до 1492 года. Такое объяснение в принципе возможно, но у нас нет вещественных доказательств, поддерживающих теорию эпидемического заболевания: ни многочисленных скелетов погибших людей, ни массовых захоронений жертв эпидемии.

Карибские ураганы часто проносились над низменностями майя, опустошая значительные области сельскохозяйственных земель. Темы ураганов и болезней переплетаются в гипотезе, согласно которой разрушительный вирус, поражающий кукурузу, достиг прибрежных низменностей, принесенный с востока Карибского моря ураганными ветрами, и уничтожил посевы маиса, от которых зависело благополучие майя. Как указывает ведущий специалист по истории майя, профессор Роберт Шерер из Пенсильванского университета:

«Идею о том, что преходящие и сравнительно локализованные последствия ураганов могут послужить причиной упадка целой цивилизации, довольно трудно переварить. Уничтожение лесов на пути урагана могло даже оказать благотворное воздействие, так как при этом расчищались новые земли для сельскохозяйственной эксплуатации».

Другая версия катастрофы содержится в гипотезе о вторжении более воинственного народа из Мексики, который стал причиной падения майя. Профессора Джереми Саблофф и Гордон Уилли из Гарвардского университета выдвинули предположение, что захватчики, лучше вооруженные и организованные, пришли с побережья Мексиканского залива и как саранча пронеслись по землям майя. В городах Сейбаль и Алтар-де-Сакрифисио обнаружены резкие изменения в формах бытовой керамики, архитектуры и скульптуры; это позволило исследователям утверждать, что города были захвачены чужеземцами, установившими там свои обычаи и порядки. На чужеземное присутствие в Сейбале четко указывает появление богов мексиканского пантеона и изображение явного иностранца со стрижкой под пажа и обрезанными усами, с надписью «Ах Болон Тун» на скульптуре, датируемой 849 годом.

Однако большинство археологов сходятся на том, что главными кандидатами на роль захватчиков являются путунские майя – раса воинов и торговцев, испытавшая сильное мексиканское влияние и контролировавшая прибрежные торговые маршруты. Какую выгоду хотели получить величайшие торговцы древней Центральной Америки от уничтожения своих главных клиентов? Возможно, захватчики были скорее симптомом, а не причиной проблемы; путунские майя просто отходили в глубь континента для защиты своих торговых маршрутов по мере того, как цивилизация майя на южных равнинах рушилась вокруг них.

По мнению некоторых исследователей, причиной падения цивилизации майя был конфликт более мирного характера. Они утверждают, что жители низменностей зависели от торговых отношений с Мексикой для поддержки амбициозных строительных программ, осуществляемых городскими правителями. Все было прекрасно, пока торговые маршруты проходили через Тикаль, но в IX в. н. э. был открыт более короткий морской маршрут вокруг полуострова Юкатан. Лишившись главного источника благосостояния, правители майя обнищали, а их города вскоре пришли в упадок.

Геологи выяснили, почему погибла цивилизация майя

МЕХИКО, 31 декабря. Согласно новому исследованию внезапному исчезновению древней цивилизации Мезоамерики способствовали две сильнейшие засухи на полуострове Юкатан. Для доказательства своей версии ученые взяли образцы минералов в Великой голубой дыре и близлежащих лагунах в Белизе, а также пробы грунта из нескольких других мест в сердце цивилизации майя.

Соавтор исследования Андре Дрокслер из Университета Райса сообщил, что ученым впервые удалось убедительно доказать климатическую версию упадка майя. И хотя засуха не является единственной причиной гибели высокоразвитой культуры древнего народа, она однозначно сыграла роковую роль в его судьбе, передает "Моя планета" .

Цивилизация майя процветала на полуострове Юкатан в 300-700-х годах н. э. В этот период были построены пирамиды и дороги сакбе, люди освоили астрономию, создали собственные системы письменности, счета, исчисления времени и легендарный календарь. Однако уже в IX веке в южных районах проживания майя происходит быстрое сокращение населения, которое распространяется впоследствии на весь центральный Юкатан. Жители покидают города, приходят в упадок системы водоснабжения.

Ученые обнаружили, что в годы краха цивилизации майя (800-1000-е годы) количество тропических циклонов сократилось втрое: с пяти-шести до одного-двух в 20 лет. После этого майя переместились к северу. В 1000-1100-х годах снова установилась сильнейшая засуха: именно в этот период жители покидают разрушенную Чичен-Ицу и другие северные города. С середины X века люди больше не воздвигали каменные сооружения.

До сих пор исчезновение цивилизации майя являлось предметом спора ученых. В пользу гипотезы климатической версии упадка майя говорят не только исследования под руководством Дрокслера, но и более ранние анализы осадочных пород, собранные в Белизе — доказательства засухи геологи собирают в этом регионе с 1995 года.

Основной причиной засухи ученые считают сдвиги в межтропической зоне конвергентности (intertropical convergence zone, ITCZ) — системе, которая в норме направляет осадки на тропические регионы планеты, высушивая субтропики. В летний период ITCZ поливает дождями Юкатан, однако в период заката майя, как полагают ученые, связанные с ней муссоны могли вообще не попадать на полуостров.

Скудость осадков привела к упадку сельского хозяйства, поддерживавшего жизнедеятельность городов, а затем, скорее всего, пришел голод и междоусобные конфликты. «Когда устанавливается столь масштабная засуха, неизбежно начинаются голод и беспорядки», — объясняет Дрокслер

Присоединяйтесь к "Стилю жизни"

Многие географические открытия европейцев завершались колонизацией новых земель и жестоким подавлением или даже истреблением местных народов. Так было и с открытием полуострова Юкатан и культуры майя.

Вообще-то судьбами цивилизаций интересуются прежде всего историки. При этом очень немногие из них обращают внимание на естественные, природные причины, приведшие к деградации и гибели ту или иную цивилизацию. Обычно считается, что главные виновники - соседние государства или воинственные племена-завоеватели, а также пришельцы из Европы.

Однако объяснить такими причинами крах культуры майя оказалось не так-то просто. Выяснилось, что в данном случае приходится учитывать географические факторы и проводить палеогеографические исследования. Они, в свою очередь, пролили свет на сложный комплекс причин, которые воздействуют на любое общество, ибо оно находится в нерасторжимом единстве с окружающей природной средой.

Но для начала надо вернуться в XVI век. После неудачной экспедиции Франсиско Кордовы был организован новый поход под начальством Хуана Грихальвы - на четырех кораблях с 240 солдатами. Старшим кормчим был Аламинос, а одним из участников - Берналь Диас. На этот раз они высадились сначала на прибрежный остров, а затем на материк - на северо-восточную окраину Юкатана, западнее Кордовы.

После вооруженных столкновений с индейцами Грихальва сумел наладить с ними товарообмен, получая пищу и небольшое количество изделий из низкопробного золота. Местные жители указывали на запад, давая понять, что там золота много, и повторяя при этом слово "Мехико". Но и без того золота было немало, потому что император Мексики, вождь ацтеков Монтесума, приказал не препятствовать продвижению пришельцев и обменивать желтый металл, который они так любят, на их товары.

И на этот раз испанцам довелось видеть алтари, залитые человеческой кровью, ужасных идолов. Видели они тела жертв с отрубленными руками и ногами, вскрытой грудью. Один из кровавых обрядов видел Диас: "В тот день они принесли в жертву двух мальчиков, рассекли им грудь и положили их окровавленные сердца в дар пакостному своему богу. Хотели они нас окурить, но мы не дались. Очень уж потряс нас вид так жестоко зарезанных мальчиков".

На этот раз экспедиция обследовала побережье Юкатана на протяжении около 1000 км, окончательно убедившись, что это полуостров. Привезенный груз золота разжег страсти конкистадоров, узнавших о существовании богатой страны на континенте. Это стало началом открытия, завоевания и разрушения империи ацтеков, майя. (Впрочем, процветавшие поначалу на захваченном золоте Испания и Португалия в конце концов низвели свою экономику на второразрядный уровень в Европе.)

Возникает вопрос, актуальный и для нашей эпохи: почему сравнительно быстро рухнули великие цивилизации Нового Света? Если бы государства инков и ацтеков находились в расцвете могущества и культуры, небольшие отряды конкистадоров не смогли бы их покорить. Это подтверждают события, сопутствовавшие открытию европейцами Юкатана. А ведь в этом случае конкистадорам противостояли порядком одичавшие потомки великих майя, некогда создавших самый точный в древнем мире календарь.

Это был удивительный народ. Остается загадкой, как они смогли верно определить продолжительность года без оптических приборов и многовековых астрономических наблюдений. Иероглифическая письменность майя настолько сложна, что до сих пор вызывает споры у специалистов и не во всем поддается расшифровке. В математике этот народ первым ввел понятие нуля. Им принадлежат оригинальные памятники культуры, колоритная живопись, великолепные архитектурные сооружения.

О происхождении майя высказывались самые фантастические версии. Бартоломео Лас Касас предполагал, что это потомки одного из пропавших колен Израиля, упомянутых в Библии, которые после поражения от ассирийского царя Саргона II переселились в Новый Свет. Гонсало Фернандес де Овьедо-и-Вальдес был уверен, что на Юкатан переселились уцелевшие жители затонувшей Атлантиды. Однако подтвердилось мнение Диего де Ланды: культура майя сложилась и расцвела на местной почве.

Историки безуспешно пытались разгадать тайну гибели культуры майя. К ним подключились почвоведы, экологи и палеогеографы. Они и выяснили некоторые интересные факты. Оказывается, на Юкатане верхние почвенные горизонты ослаблены, обеднены питательными веществами. Установили причину этого: долгое господство подсечно-огневого земледелия На периодически - через 10–12 лет - выжигаемых участках почвы не успевали восстановить плодородие и постоянно истощались, деградировали. Начинались неурожаи, голод, вымирание населения.

Побывавший в этих краях замечательный биогеограф Н.И. Вавилов писал: "Отсутствие сельскохозяйственных животных заставило человека ограничить площадь посева небольшими участками, обрабатывать тщательно небольшие площадки, вырабатывать своеобразные навыки ухода за растениями… Многие сорта кукурузы, фасоли, папайи, плодовых и хлопчатника достигли здесь большого совершенства".

В дальнейшем выяснилось, что майя практиковали не только подсечно-огневое земледелие. Они устраивали земледельческие террасы, ирригационные сооружения. Как пишет историк В.И. Гуляев: "За два месяца работ земледелец-майя классического периода производил такое количество пищи, которое покрывало все потребности его семьи за год, а также налоги и дани, уплачиваемые общиной правящей касте. Оставшееся время он тратил на всякого рода домашние занятия и ремесла, охоту и отбывал трудовую повинность на строительстве храмов, дворцов и других общественных зданий".

Именно в ту пору были воздвигнуты величественные пирамиды майя. Как все циклопические сооружения, они свидетельствуют о расцвете цивилизации, осознании народом и правителями своего могущества.

Жречество являлось интеллектуальной элитой общества, хранителем сокровенных знаний. По свидетельству Диего де Ланда, верховный жрец майя "назначал жрецов в селениях, когда в этом была нужда, испытывая их в науках и церемониях, и поручал им дела по должности, обязывая их быть хорошим примером для народа, снабжая их книгами и отправляя их на места. И эти жрецы занимались службой в храмах и обучением своим наукам, а также сочинением религиозных книг. Они давали своим ученикам знания о следующих вещах: летоисчислении, празднествах и церемониях, управлении таинствами, о несчастных днях и циклах, способах их предсказания, пророчествах, памятных событиях, лекарствах от различных болезней, памятниках старины, о том, как читать и писать их иероглифы и рисунки".

Как знатоки календаря жрецы указывали сроки земледельческих работ. В тропиках, где почти неразличимы времена года, такие сведения были жизненно необходимы для рационального ведения сельского хозяйства.

Жрецы и правители практически брали на себя ответственность за все происходящее в стране. Постоянные ссылки на высшие силы, божественные установки при природных катастрофах - сильных засухах, землетрясениях или тропических циклонах - оборачивались социальными конфликтами: получалось, что боги недовольны происходящим на земле, гневаются на земных владык. Вспыхивали бунты. Утрачивалась вера в жрецов. Возможно, приобретя власть над обществом, само жречество вырождалось, тупо справляя ритуалы, утрачивая смысл знаний, не заботясь об их проверке или уточнениях.

Вдобавок ко всему эта каста "хранителей знаний и таинств" скрывала от остального народа свои познания и секреты. И когда во время социальных катастроф, восстаний жрецов уничтожали или изгоняли, это со временем оборачивалось экономическим упадком: некому было вести календарь, определять сроки посевов и других сельскохозяйственных работ. Терялась информация - ценнейшее общественное достояние. Это наносило удар по всей хозяйственной системе.

Возможно, что и без того жречество, замыкаясь как привилегированная каста, теряло саму суть навыков и обрядов, бездумно повторяя одно и то же, соблюдая формальные предписания автоматически. А как известно, бездумное повторение информации - обесценивает ее.

Великая цивилизация майя не смогла удержаться на достигнутом высоком уровне культуры. А если общественный организм не развивается, если он превращается в подобие инертного механизма, если в нем замирает интеллектуальная деятельность, то он сравнительно быстро начинает деградировать. Тем более что в империи майя росло обособление отдельных каст и регионов, городов-государств, терялось единство общества, снижались интеллектуальный потенциал и жизненная энергия. И все это происходило на фоне уменьшения плодородия почв, роста опустынивания.

Цивилизация майя - одна из немногих, которая прошла полный естественный цикл развития: становление, рост, расцвет, стабильность, упадок и гибель. Последнюю фазу завершили конкистадоры. На этом поучительном примере можно изучать особенности взаимодействия экологических, социальных, экономических и интеллектуальных факторов в общественной жизни. Сейчас, когда техническая цивилизация стала глобальной, пример майя особенно ценен. Ведь наша глобальная цивилизация становится все более однообразной - по американскому образцу.

…Открытие европейцами Юкатана и затем Мексики обернулось трагедией для местного населения. Пришельцы жаждали только материальных ценностей, не обращая внимания на ценности духовные. Было уничтожено множество памятников духовной культуры ацтеков, майя, инков. Фактически только в XX веке начались активные исследования этих исчезнувших цивилизаций и выяснились прежде всего экологические факторы их деградации. Это уже было открытие в области исторической географии и экологии общества. Такое научное открытие пока еще, пожалуй, не оценено по достоинству и остается незавершенным. Это обширное поле для новых исследований, результаты которых могут оказаться чрезвычайно плодотворными и актуальными.