Любовная страсть, предательство и месть по-египетски: Фараон Эхнатон и царица Нефертити. Нефертари и Иситнофрет: "Великие супруги царские" и внутренняя политика Рамсеса II Как выглядит нефертари
Найдены ноги царицы Нефертари - гласит научная статья в интернет-издании PLoS ONE. Несмотря на то, что утверждение звучит фривольно, открытие это самое что ни на есть серьезное.
Почерневшая, сильно поврежденная и официально "ничейная" пара мумифицированных ног возрастом 3200 лет около века находилась в Египетском музее Турина. Из Долины цариц их вместе с рядом других артефактов привез итальянский дипломат и археолог Эрнесто Скиапарелли.
В 1904-м он совершил свое главное открытие: нашел погребение Нефертари, первой и любимой супруги фараона Рамсеса II из XIX династии, правившего в 1279-1213 до н.э. Гробницу разграбили еще в древности, как и большинство погребений некрополя. Грабители забирали ценные предметы и уничтожали мумии в поисках драгоценностей под бинтами. Похожая судьба ждала и гробницу Нефертари. Открыв погребение Скиапарелли нашел лишь остатки саркофага, слегка поношенные сандалии, несколько десятков погребальных статуэток ушебти с написанным именем царицы, поломанную мебель и мумифицированные ноги в луже грязи.
Было подозрение, что это останки той самой прекрасной царицы, но доказательств не было. Принадлежность останков решила выяснить международная группа ученых во главе с египтологом Михаэлем Хабихта из Института эволюционной медицины при университете в Цюрихе и Франка Рюли, главы этого института. Останки Нефертари чрезвычайно важны для истории и египтологии, поскольку она - одна из самых знаменитых правительниц стародавнего Египта.
Красивая и таинственная
Нефертари - одна из самых интригующих личностей в истории. Многие путают ее с Нефертити, женой Эхнатона из XVIII династии, жившей за 100 лет до Нефертари.
Составить впечатление о Нефертари можно благодаря святыне в Абу Симбеле, где ей воздвигнута статуя такого же размера, как и ее мужу Рамсесу II. Хотя обычно супругов фараонов изображали в виде небольших фигур, которые еле достигали колен правителя. Неизвестно, откуда она, кем были ее родители, как прошло ее детство и когда она вышла замуж за Рамсеса. Создается впечатление, будто ее и не существовало до 1279 г до н.э, когда ее муж стал фараоном. С того времени она стала появляться в хрониках, поскольку сопровождала его в ходе различных церемоний и поездок. За 25 лет супружеской жизни Нефертари родила ему четырех сыновей и как минимум четверых дочерей. Хотя в общем детей у Рамсеса II было куда больше: по разным источникам их количество колеблется от 100 до 170. Их рожали не только жены Рамсеса, но и его наложницы.
Последнее упоминание о Нефертари касается открытия святыни в Абу-Симбеле на 24-м году правления Рамсеса II. После этого Нефертари пропала. Ее не было даже на самом важном для фараона мероприятии хеб-сед - "празднике тридцатилетия (царствования правящего фараона)". По мнению египтологов отсутствие Нефертари на 30-й годовщине коронации может означать, что она умерла. Правда, причина смерти царицы, которой на то время было около 40-50 лет, нигде не упоминается.
Мумия Нефертари находилась в искусно отделанном саркофаге из розового гранита в самом богатом захоронении Долины цариц - его стены украшали сцены из путешествия царицы по полям Иалу в царстве Осириса, раю древних египтян.
Что можно прочесть по костям
Останки из туринского музея ученые исследовали методом радиоуглеродного анализа, а также антропологическими, палеопатологическими, генетическими и химическими методами. Материал исследования - части двух бедренных костей, коленная чашечка и верхние части двух берцовых костей. В очень плохом состоянии.
На основании размера коленей ученые установили, что ноги принадлежали щуплой женщине ростом 165-168 см. Поскольку рентген правого колена показал признаки атеросклероза, следователи предположили, что женщине было около 40 лет. Если останки принадлежат Нефертари, то она была на 10-12 см выше большинства египетских женщин времен Нового царства. То есть, была ростом со среднего египетского мужчину.
Подтвердить то, что останки, найденные Скиапарелли, действительно принадлежат Нефертари, можно и при помощи египтологов. В частности, о царском происхождении женщины должны свидетельствовать погребальные обычаи, исторические данные и находки, сделанные в гробнице. В частности, методы бальзамирования, которые использовались во времена Рамсеса, царские сандалии (на современный 39-40 размер ноги), изготовленные из трав, пальмовых листьев, папируса и выдержанные в характерном для времен Рамсеса стиле, а также найденные в гробнице фрагменты саркофага и множество предметов (фигурки ушебти, остатки керамики), на которых было написано имя хозяйки - Нефертари.
Анализ ДНК в целом не удался - образцы были сильно загрязнены. А вот данные радиоуглеродного анализа внесли в результаты исследований определенную путницу. В частности, результаты свидетельствуют о том, что останки могли принадлежать человеку, живущему за 200 лет до Нефертари. Впрочем, ученые отмечают, что дискуссии о расхождениях между данным радиоуглеродного анализа и принятой моделью египетской хронологии ведутся не первый год.
Вероятнее всего мумифицированные ноги действительно принадлежат царице Нефертари. Но утверждать это со стопроцентной уверенностью ученые, к сожалению, не могут.
Сикстинская капелла древнего Египта
Нефертари Меренмут - полное имя царицы -означает "прекрасная спутница".Ее называют самой любимой из пяти супруг фараона, уже на первом году самостоятельного правления фараона Рамсеса II Нефертари считалась главной царицей. Ее изображение можно увидеть рядом с царем на обратной стороне пилона в Луксоре - Нефертари непременно изображали рядом с Рамсесом, пока ее место не заняли принцессы. Сильно поврежденная статуя Нефертари хранится в Брюсселе, "неизвестной" царицей из Берлинского музея тоже предположительно является супруга Рамсеса ІІ. Самый большой памятник царице - храм Ибшек в Абу-Симбеле, к северу от святилища самого Рамсеса II. Он украшен огромными фигурами Рамсеса, между которых стоят колоссы самой Нефертари в образе богини Хатхор.
Гробницу царицы называют Сикстинской капеллой древнего Египта - полихромные росписи на стенах считаются самыми выдающимися произведениями искусства эпохи Нового царства. Из-за плохого качества известняка, в котором вырублена гробница, и соленых грунтовых вод к 70-м годам прошлого века росписи на стенах находились на грани исчезновения. В рамках специального реставрационного проекта "Нефертари" Египетская служба древностей и Институт консервации Поля Гетти на протяжении шести лет занимался реставрацией гробницы. В ноябре 1995-го гробницу вновь открыли для посетителей.
Нефертари Мери-эн-мут (Нефертари означает "Прекрасная спутница" и Мэритенмут - "Возлюбленная богини Мут") - первая супруга Рамсеса II, считавшаяся главной царицей уже на первом году самостоятельного правления фараона.
Нефертари Меритенмут
О происхождении царицы практически ничего не известно; тем не менее, она именуется «знатной дамой» или «наследственной знатностью», то есть очень знатной дамой, по рождению принадлежавшей к одной из придворных семей. Судя по некоторым данным, она принадлежала к семье Эйе, предпоследнего фараона XVIII династии; этот факт, видимо, скрывался, так как родственная связь с ближайшим окружением фараона-реформатора Эхнатона могла бы скомпрометировать царицу.
После заключения мирного договора между Египтом и хеттским государством в 1269 до н. э. (21-й год Рамсеса II), видимо, активно участвовавшая в политической жизни страны, Нефертари установила дружественную переписку с хеттской царицей Пудухепой.
Сохранилось большое количество памятников связанных с царицей Нефертари:
* Она предстает рядом с царем на обратной стороне пилона в Луксоре рядом с надписью, датированной третьим годом правления Рамсеса; царица бессменно изображалась рядом с колоссами супруга до тех пор, пока в этом качестве ее не сменили принцессы, после ее смерти ставшие царицами - Бент-Анат и Мерит-Амон.
* Великолепная по отделке, но очень сильно поврежденная статуя Нефертари хранится в Брюсселе.
* Она показана стоящей рядом со знаменитым скульптурным изображением Рамсеса из Туринского музея.
* Предположительно Нефертари изображает и знаменитая статуя «неизвестной» царицы из Берлинского музея.
* Наконец, грандиозный храм Ибшек был посвящен Нефертари в Абу-Симбеле в Нубии, к северу от святилища самого Рамсеса II. Фасад святилища украшен с обеих сторон от входа парными колоссальными фигурами Рамсеса, между которых стоят колоссы самой Нефертари в образе богини Хатхор. Во внутренних помещениях святилища царице посвящено столько же внимания, сколько и ее супругу. Подобной чести египетская царица удостаивалась лишь однажды: фараон XVIII династии Аменхотеп III воздвиг для своей знаменитой супруги Тейе храм в Седеинге, где она почиталась, подобно Нефертари, как богиня Хатхор.
Гробница Нефертари
Изображение Нефертари из посвящённого ей храма в Абу-Симбеле.
В 1904 году Эрнесто Скиапарелли совершил свое величайшее открытие, обнаружив знаменитую гробницу Нефертари, высеченную в скалах Долины цариц (QV66) и являющуюся самым красивым памятником этого некрополя; ее расписанные рельефы, занимающие площадь 520 м2, по праву считаются одними из лучших произведений искусства всей эпохи Нового царства.
Эрнесто Скьяпарелли.
Увы, усыпальница была ограблена еще в древности и то немногое, что осталось археологам - разбитая крышка гранитного саркофага, тростниковые сандалии, фрагмент золотого браслета и несколько амулетов - хранится в настоящее время в собрании Египетского музея в Турине. Покрытые неувядающими красками рельефы гробницы иллюстрируют некоторые главы книги «Речений Выхода в День» («Книги Мертвых») и показывают путь царицы, ведомой богами в загробное царство на суд Осириса.
Восемнадцать ступеней ведут от вырубленного в скалах входа к внутренним покоям усыпальницы. Портик двери перед первой камерой сильно поврежден, но на его правой стороне все еще читаются титулы царицы:
«Наследственная знатностью, Великая милостью, красотой, сладостью и любовью, Владычица Верхнего и Нижнего Египта, упокоившаяся, Госпожа Обеих земель, Нефертари, Возлюбленная Мут, Правогласная перед Осирисом».
Нефертари играет в сенет
Первая камера гробницы «С» (5x5,2 м) снабжена вырезанным в стене столом для приношений. Ее стены покрыты изображениями - фрагментами 17 главы Книги Мертвых. Царица представлена в трех воплощениях: играющей в сенет, в виде души Ба и, наконец, почитающей Акера, львиноголового бога земли, одновременно являющегося горизонтом - символом возрождения солнечного божества.
Бену и богиня Нефтида.
Рядом показаны «душа Ра» - белоснежный феникс Бену, символизировавший вечное циклическое возвращение жизни, а также киоск, внутри которого на львиноголовом ложе возлежит мумия Нефертари; в изголовье и у ног мумию сопровождают две соколицы-плакальщицы - Нефтида и Исида.
Бог нильской воды Хапи дарует Нефертари пальмовый лист, символизирующий миллионы лет и синкретический знак шен-уджат, гарантирующий умершей вечность и воскрешение. Рядом представлены Небесная Корова Нут и четверо сыновей Хора - охранителей покойной и ее внутренностей, положенных в канопы. Справа от входа в гробницу Нефертари предстает перед Осирисом и Анубисом.
Fresco_Mural_Paintings_in_the_Tomb_of_Nefertity_Adults_Egyptians_Women_Females_Middle_
Easterners_North_Africans_Africans
Она изображена входящей внутрь помещения, а лица богов, «владык Дуата», истинных обитателей этого места, показаны обращенными к выходу и идущей к ним царице.
Нефертари облачена в великолепные белоснежные одежды из льна, которым был так славен Египет в древности; они подвязаны под грудью красным поясом в виде амулета тет - узла Исиды. На плечах Нефертари богатое ожерелье усех. На голове царицы парадный убор шути, состоящий из темно-синего парика, украшенного золотыми крыльями коршуна богини Мут, подставки, золотого солнечного диска и двух страусовых перьев.
План гробницы Нефертари.
Проход из первой камеры ведет в дополнительное помещение этого уровня. Проход «D» с двух сторон фланкируют фигуры стоящих Осириса и Анубиса; над дверью выписан фриз, состоящий из уреев, страусовых перьев, символов богини Маат, и человеческой фигуры в центре, опирающейся на уже упоминавшиеся синкретические амулеты шен-уджат. По сторонам прохода изображены две богини - Нейт и Селкет, дарующие Нефертари «защиту, жизнь, непоколебимость, власть, всю защиту, подобно Ра, навечно». Богини произносят магические заклинания и изречения для защиты царицы:
«Сказано Селкет, Госпожой Небес, Повелительницей всех богов. Я иду перед тобой, о (...) Нефертари (...) , Правогласная перед Осирисом, пребывающим в Абидосе; я даровала тебе пребывание в земле священной (Та-Джесерт), чтобы ты могла появиться победоносно в небесах подобно Ра».
Камера "Е"
Далее проход расширяется («E»); образовавшиеся при расширении пилястры украшены изображениями антропоморфного столба джед - символа Осириса, знака незыблемости и постоянства. С левой стороны прохода богиня Исида в ожерелье менат ведет царицу за руку к богу утреннего солнца Хепри, имеющему голову в виде скарабея;
Исида, ведущая Нефертари к Хепри.
Справа Хор, сын Исиды, ведет умершую к престолам Ра-Хорахте и Хатхор, повелительницы фиванского некрополя. Между престолами Хепри и Хатхор находится дверь в боковую камеру (“G”). Над дверью парит богиня-коршун Нехбет, покровительница Верхнего Египта, сжимающая в руках символы вечности шен.
Хор, сын Исиды, ведущий Нефертари к Ра-Хорахте и Хатхор Иментет.
Осирис и Атум.
Сцена жертвоприношения Атуму.
Два великих божества - олицетворение бессмертия и создатель вселенной объединены здесь в практически симметричной композиции. Следующая сцена, иллюстрирующая 148 главу Книги Мертвых, занимает всю южную стену камеры. В обрамлении знака неба и скипетров уас в двух регистрах изображены семь коров и бык, перед каждым из которых находится небольшой алтарь с приношениями. Все животные «идут» по направлению к царице, стоящей в позе адорации.
Нефертари в позе адорации перед священными быком и коровами.
Текст 148 главы говорит о предназначении этих семи коров снабжать дух умершей молоком и хлебом. Здесь же упоминаются рулевые весла, которые помогают умершей плыть среди звезд. Ни один из врагов царицы не узнает ее благодаря этим «именным» веслам и богу Ра - рулевому ладьи.
Священные коровы, бык и весла.
Рядом с фигурой царицы находится одна из самых знаменитых сцен гробницы: божество в виде мумии с головой овна, увенчанное солнечным диском, стоит на небольшом подиуме; с двух сторон его поддерживают Нефтида и Исида. На каждой - белый парик афнет с длинным концом, повязанный красными лентами. Между фигурами богинь и овноголовым божеством находятся две колонки текста «Это Осирис, упокоившийся в Ра» и «Это Ра, упокоившийся в Осирисе».
Ра и Осирис как предвечное божество.
Сцена отличается высочайшим качеством исполнения и очень важна с теологической точки зрения, иллюстрируя, как уже упоминалось, центральную идею египетских заупокойных текстов - соединение Ра и Осириса в виде единого предвечного божества.
Нисходящий проход ведет из камеры «С» на низший уровень помещений гробницы. По обеим сторонам двери прохода на парных столбах джед изображены картуши царицы в сопровождении богинь Уаджет и Нехбет в образе змей с геральдической атрибутикой Нижнего и Верхнего Египта соответственно. Сама лестница имеет длину 7,5 метров. Изображения каждой стены разделены на два треугольных регистра. Верхний левый регистр показывает подношение царицей священных сосудов немсет богиням Хатхор, Селкет и крылатой Маат.
Нефертари перед Хатхор и Селкет.
На аналогичной сцене правого регистра присутствуют Исида, Нефтида, и симметрично расположенная Маат, между крыльями которой показан шен - символ вечности и имя царицы в картуше, форма которого, как известно, произошла от этого знака. На образованных в скале у обеих дверей коридора «полках» имеются изображения двух антропоморфных символов Осириса джед (верхний уровень лестницы) и богини Нейт и Селкет (нижний уровень лестницы). Джед, как знак незыблемости, постоянства является в этом случае могучим столпом «небес» - темно-синего потолка, покрытого золотистыми звездами ночного неба. В нижних регистрах стен бог Анубис в образе шакала и коленопреклоненные на знаках золота неб Исида и Нефтида.
Анубис. Расписанный рельеф стены лестницы.
Руки обеих возложены на знаки шен. Рядом помещены объемные тексты-заклинания, которые являют собой неповторимые образцы каллиграфии:
«Слова сказанные Анубисом Имиутом, великим богом, пребывающим в земле священной (Та-Джесерт). Я иду перед тобой, о великая царская супруга, госпожа обеих земель, владычица Верхнего и Нижнего Египта, Упокоившаяся, Нефертари, возлюбленная Мут, правогласная перед Осирисом, великим богом, пребывающим на Западе. Я иду перед тобой и я даровал тебе место в земле священной, дабы ты могла появляться торжествующая в небесах, подобно твоему отцу Ра. Возложи диадемы поверх головы своей. Исида и Нефтида наградили тебя и создали твою красоту, как у твоего отца, чтобы ты могла появляться торжествующая в небесах, подобно Ра, чтобы ты могла осветить Игерет своими лучами. Великий сонм богов на земле даровал место тебе. Нут, мать твоя, приветствует тебя, подобно тому, как она приветствует Ра-Хорахте. Да возвеселятся души Пе и Буто, подобно тому, как они возрадовались твоему отцу, пребывающему на Западе... Подойди к матери своей и воссядь на престоле Осириса. Да примут тебя владыки земли священной. Да возрадуется навеки сердце твое, о великая жена царская... Нефертари... правогласная перед Осирисом».
Грандиозный образ летящей богини Маат венчает пространство над дверью, ведущей в «Золотой покой» - погребальную камеру гробницы «К»(10,4x8,2 м). Низкие «скамьи» по всему периметру помещения когда-то были предназначены для погребального инвентаря. Стены камеры покрыты изображениями, иллюстрирующими 144 и 146 главы Книги Мертвых, и содержат в себе описание царства Осириса. Царица предстает перед стражами загробного мира и верно называет имена духов и названия врат потусторонних областей.
Страж врат иного мира.
Верх стен орнаментирован фризом хекер; бесчисленные звезды ночного неба покрывают потолок. Углубление, бывшее местом для саркофага находилось в середине помещения, обрамленное четырьмя столбами. Шестнадцать плоскостей столбов сохранили великолепные сцены предстояния Нефертари перед божествами - Анубисом, Исидой, Хатхор, могучие столбы джед, а также фигуры двух жрецов заупокойного культа - Хора Иунмутефа («Хор-Опора-Матери-Своей») и Хора Неджитефа («Хор-Защитник-Отца-Своего»).
Нефертари и Хатхор фиванская. Рельеф на столбе в погребальной камере.
Воплощения Хора, сына Исиды, жрецы в леопардовых шкурах, представляют Нефертари Осирису:
«Слова, сказанные Хором Иунмутефом. Я твой сын возлюбленный, мой отец Осирис. Я пришел, дабы почтить тебя. Навечно поверг я для тебя врагов твоих. Да разрешишь ты дочери своей возлюбленной, великой супруге царской... Нефертари, возлюбленной Мут, правогласной, остаться в сонме великих божеств, тех, что сопровождают Осириса..».
На двух плоскостях столбов лицом по направлению к входу в камеру изображен Осирис, царь сонма богов. На обеих сценах он стоит на небольшом постаменте внутри желтого наоса. На его голове - корона атеф, в его руках - скипетр хекет и плеть нехеху. На плечах великого бога ожерелье усех, он повязан красным поясом, символом своей супруги Исиды. Внутри наосов рядом с Осирисом находятся эмблемы Анубиса Имиут, состоящие из деревянной подставки и леопардовой шкуры.
Погребальная камера. Хор Иунмутеф и Хор Неджитеф перед Осирисом.
Осирис на одном из столбов.
В левой стене камеры вырезана небольшая ниша для каноп. Ее стены украшены изображениями Анубиса и духов, сыновей Хора, покровителей каноп; на центральной стене сохранилось изображение крылатой богини неба Нут со знаками вечной жизни анх в руках.
С трех сторон погребальной камеры имеются проходы в небольшие боковые помещения («М», «Q», «О»), предназначавшиеся для хранения погребального инвентаря. Декорировка лучше всего сохранилась в камере «М». Дверной проход фланкируют изображения богинь Уаджет и Нехбет в виде змей, покоящихся на столбах джед. На стенах - образы антропоморфного Осириса-Джеда со скипетрами уас в руках, сама Нефертари в виде мумии, Исида и Нефтида с четырьмя сыновьями Хора. Под их защитой царица «следует» к изображению легендарного дома Осириса в Абидосе.
Осирис, Хатхор Иментет, Анубис. Рельеф стены погребальной камеры.
На стенах камеры «О» сохранились сильно поврежденные изображения царицы, произносящей молитвы перед Хатхор Владычицей Запада. С правой стороны Нефертари предстает перед Исидой и Анубисом, восседающими на тронах. Два алтаря с цветами и хлебом стоят перед божествами. Центральная стена заполнена крылатой фигурой Маат. Сохранившийся фрагмент текста от лица богини говорит о «сотворении места для царицы в доме Амона». Возможно, здесь находилась статуя Нефертари.
Декорировка камеры «Q» практически не сохранилась. Фигура Исиды на южной стене, фрагменты процессии богов, столб джед между двумя амулетами Исиды тет - таковы основные образы из этого помещения, дошедшие до нашего времени.
Известно, что мастерами, создавшими обычными инструментами при свете особых, не коптящих масляных ламп гробницы Рамсеса II, Нефертари и их детей были «начальник работ» Неферхотеп Старший, Небнефер, Неферхотеп Младший, Каха и его сын Инерхау. За работами следили писцы Рамосе, Кенхерхепешеф, Аменемопе и Хеви.
Усыпальница Нефертари была обнаружена в 1904 году итальянской археологической экспедицией под руководством Эрнесто Скьяпарелли.
Во время реставрации.
Плохое качество известняка, в котором вырублена гробница, а также соленые почвенные воды привели к тому, что к 70-м годам нашего века росписи уникального памятника находились под угрозой исчезновения. Специальный реставрационный проект «Нефертари» Египетской Службы древностей и Института Консервации Поля Гетти, осуществленный с 1986 по 1992 год, стал одной из важнейших работ XX века по сохранению наследия древности. Уникальные методы реставрации позволили вновь открыть гробницу для посетителей в ноябре 1995 года.
Руки Нефертари и богини. Расписанный рельеф одного из столбов погребальной камеры.
Гробница Нефертари
Многие специалисты считают гробницу Нефертари, обнаруженную в 1904 г., самой прекрасной из египетских гробниц. Из-за серьезных проблем, которые возникли в связи с сохранностью ее восхитительных росписей, гробница была закрыта для посещения в 1950-х гг. и открыта только в ноябре 1995 г. Доступ сюда регулируют очень строгие правила, чтобы сохранить, насколько это возможно, хрупкий микроклиматический баланс. Ежедневно для посещения гробницы выделяется только 150 билетов. Несмотря на небывалую дороговизну, билеты заканчиваются уже к 10.00 (стоимость полного билета 100 LЕ, студенческого 50 LЕ). У вас останутся яркие впечатления от удивительных настенных росписей с необычайно живыми красками.
Храм Нефертари в Абу-Симбел
Нефертари Мэри-эн-мут (имя, означающее "прекрасная, возлюбленная Мут"), вероятнее всего, вышла замуж за великого фараона Рамсеса II прежде, чем он вступил на престол. Она обладала положением совершенно особенным и беспрецедентным в истории Египта. Ее ведущую роль по сравнению с другими бесчисленными женами фараонов подтверждает тот факт, что она всегда находилась в свите Рамсеса не только во время гражданских или религиозных церемоний, но даже в процессе важных поездок, например, в Нубию в 24-й год его правления (ок. 1255 г. до н.э.) по случаю торжественного открытия малого храма Абу-Симбела, посвященного богине Хатор и самой Нефертари: царица представлена большими изваяниями, по размеру одинаковыми со статуями фараона, - факт исключительный, учитывая то, что обычно жена изображалась сбоку от фараона, едва доходя ему до колена.
Photo by Sandro Vannini, courtesy De Agostini
Anubis
The jackal-headed Anubis graces another wall inside Queen Nefertiti"s tomb. As the god responsible for embalming, Anubis he is pictured welcoming Nefertari into the afterlife.
Нефертари также играла свою роль и во внешней политике, что подтверждает письмо, которое она послала Подухепе, царице хеттов, в котором она выражала свою сестринскую дружбу к "великой правительнице Хатти". Происхождение Нефертари все еще окутано тайной. Определенные данные указывают на то, что ее семья происходила из фиванского региона; кроме того, орнаментированный свиток фараона Аи, изображенный на ручке коробки, найденной в ее гробнице, позволяет предположить близкую связь с этим царем, который был родом из Ахмима, города, священного для бога Мина и расположенного немногим более чем в 100 км к северу от Фив.
Нефертари изображена предлагающей систры (ритуальные трещотки)
В Рамессеуме, внушительном погребальном храме Рамсеса II в Фивах, в верхней части второго пилона на высоте более 10 м, расположено необычное изображение праздника Мин, в котором Нефертари танцует перед священным быком. Была ли это дань уважения отцу невесты, Аи, преемнику Тутанхамона? Хотя она родила Рамсесу 5 или 6 сыновей, некоторые из которых, подобно самому любимому - первенцу Амун-Хи-Венемефу, умерли в молодости. Судьбе было угодно, чтобы никто из них не взошел на престол. Наследником Рамсеса II стал его сын (принц Мернептах) от другой царской невесты, царицы Исиды-Нофрет, чья гробница до сих пор не обнаружена и находится предположительно в некрополе Саккары. Время и причина смерти Нефертари нам также неизвестны, но она случилась до празднования тридцатой годовщины правления Рамсеса - в памятной надписи этого и последующих периодов больше не упоминается имя возлюбленной жены.
Общий вид на Долину Цариц
Долина Цариц, известная в древности как «долина детей фараона», - археологическая зона на западном берегу Нила, рядом с долиной Царей, на противоположном берегу от Луксора (древние Фивы). В долине было открыто до семидесяти высеченных в скале гробниц жён и детей фараонов, а также жрецов и вельмож. Все захоронения относятся к 18-й, 19-й либо 20-й династиям (ок. 1550-1070 гг. до н. э.) Более других впечатляет гробница жены Рамзеса Великого, Нефертари, в которой прекрасно сохранился обширный комплекс полихромной фресковой живописи.
Долина цариц и священный грот богини Хатхор.
ЦАРИЦА НЕФЕРТАРИ
Древний Египет. XIX династия. XIII в. до н.э.
Оригинал: роспись из усыпальницы Нефертари.
Фивы
Царица Нефертари была главной супругой знаменитого фараона Рамсеса II. Она изображена в парадном головном уборе - шути, состоящем из темно-синего парика, золотого коршуна богини Мут, покровительницы цариц, золотого солнечного диска и стилизованных страусиных перьев. Белоснежное жреческое одеяние Нефертари украшено многоцветным ритуальным ожерельем усех. Рядом выписаны ее имя и титулы. Память о супруге Рамсеса пережила века: в далекой Нубии, в священных скалах Абу-Симбела, обожествленной царице был посвящен особый храм.
The artistic process used to create the time-worn effect in this painting of an Ancient Egyptian portrait is a mixed media technique called Paper Batik. Our portrait was based upon a painting of Queen Nefertari from her tomb in the Valley of the Queens.
Большой храм Рамсеса II в Абу-Симбел
Храм Ра-Харахте (Храм солнца - Рамсеса II)
Нефертари - супруга Рамсеса II у ног своего мужа.
У ног короля изображены ещё несколько его жён, сыновей и дочерей.
Долина Цариц – это памятник древности в Египте, который представляет не меньший интерес для туристов, чем известная Долина Царей. Именно здесь можно познакомиться с удивительной историей загадочной царицы Нефертари Маренмут и дополнить путешествие в Страну Фараонов еще одним ярким и незабываемым впечатлением.
История Долины Цариц
Долина Цариц представляет собой один из царских некрополей в Египте. Она находится недалеко от Долины Царей, на западном берегу реки Нил, в Луксоре (в древности на этом месте была расположена древняя столица Египта – город Фивы). Раньше она носила название Та-Сет-Неферов, в переводе «место для царских детей». Здесь были похоронены не только жены царей, но и наследников престола, так и не ставшие правителями. Долина Цариц также знаменита тем, что здесь было обнаружено место, в котором жрецы готовили усопшего к погребению и проводили ритуальные действия.
Археологи и историки обнаружили в Долине Цариц порядка 80 захоронений детей и жен правителей Страны Пирамид, а также некоторых знатных персон. В разные годы они были варварски разграблены и сожжены, а в части гробниц даже оборудовали стойла для скота.
Считается, что эти захоронения основаны в период с 1550 по 1070 год до нашей эры. Попасть в Долину Цариц можно, пройдя через ущелье с памятными стелами в честь победоносных военных походов египетского фараона Рамзеса III. Здесь же можно увидеть молитвенные обращения к одним из главных божеств в Древнем Египте – Осирису и Анубису.
Гробница Нефертари Маренмут
Захоронение супруги фараона Рамзеса Великого царицы Нефертари – это самая впечатляющая усыпальница, которой знаменита Долина Цариц, расположенная в Луксоре. Она была раскопана в 1904 году, но первые посетители попали туда почти на 100 лет позже – лишь в 1995 году. Все это время продолжалось изучение иероглифов на стенах этой роскошной гробницы. Надо сказать, что ежедневно в нее впускают не более 150 посетителей. Дело в том, что массовые посещения туристов могут нарушить микроклимат в помещении, а это губительно скажется на украшениях стен усыпальницы. Делать в этом месте фото и видео не разрешается.
Колоритные полихромные фрески, которые украшают стены захоронения царицы Нефертари в Долине Цариц, сохранились до наших дней в отличном состоянии. До сих пор считается, что именно эти изображения дали миру наиболее полную и обстоятельную информацию о Древнем Египте. Существует видео, в котором прекрасно видно, какими яркими остались цвета древних фресок даже спустя тысячелетия.
Нефертари Маренмут в переводе означает «прекраснейшая возлюбленная Мут». Царица Нефертари обладала невиданным могуществом с самых первых дней вступления на престол фараона Рамзеса II. Ее происхождение до сих покрыто завесой тайны, но с недавних пор считается, что она была знатной дамой из семьи Эйе, к которой относился и один из последних правителей XVIII династии. Скорее всего, Нефертари скрывала свое родство с этим семейством, боясь, что таким образом может скомпрометировать себя.
Образ этой выдающейся женщины изображен на огромном количестве исторических памятников, найденных в Египте. Чаще всего ее изображали рядом со статуями ее царственного супруга, рядом с ним она и на пилоне одного из храмов в Луксоре. Эти изображения и надписи о ней датированы третьим годом правления Рамзеса II.
Как правило, на рельефах, найденных при раскопках в Луксоре, царственные супруги изображались рядом с фараонами, но их рост был настолько мал, что едва доходил супругу до колена. Однако фасад Малого храма, находящегося в Абу-Симбеле и посвященного богине Хатхор, украшен огромными статуями царицы Нефертари — такими же по высоте, как и статуи Рамзеса. Это явно свидетельствует о том, какое положение занимала эта женщина в государстве и в сердце великого фараона.
Во времена Восемнадцатой династии был период, когда Египтом правила семья царицы Нефертити. Царица и муж ее, фараон Эхнатон, отвергли древних египетских богов и стали поклоняться таинственному богу солнца Атону . Нефертити посмертно осудили как еретичку, однако Египтом продолжала править ее дочь Анхесенамон вместе со своим сводным братом Тутанхамоном. В возрасте приблизительно девятнадцати лет Тутанхамон умер от болезни, и престол захватил отец Нефертити - визирь Эйе, который властвовал всего год. После его смерти из царской семьи осталась в живых только младшая сестра Нефертити - Мутноджмет.
Полководец Хоремхеб, понимая, что Мутноджмет сама не сможет заполучить египетский престол, желал узаконить собственные на него притязания и принудил ее выйти за него замуж. Мутноджмет скончалась в родах; так завершилась эта эпоха в истории страны. Хоремхеб положил начало Девятнадцатой династии, передав трон военачальнику Рамсесу. Но Рамсес Первый был уже немолод; вскоре он умер, и корона перешла к его сыну, фараону Сети.
И в 1283 году до нашей эры род Нефертити представляла только дочь Мутноджмет - Нефертари, сирота, живущая при дворе фараона Сети Первого.
Мне кажется, что если посидеть в тишине, подальше от дворца, от придворной суеты, то я смогу припомнить себя в самом раннем детстве. Смутно видятся гладкие плиты пола, приземистые столики с ножками в виде львиных лап. Помню запахи кедра и акации от ларцов, в которых няня хранила мои любимые игрушки. Если посидеть денек под сикоморами, где ничто, кроме ветра, не отвлекает моих мыслей, то вспоминаются звуки систров , звеневших во внутреннем дворе, где курились благовония. Но картины эти выглядят очень туманно, словно смотришь сквозь толстое полотно, а первое мое явственное воспоминание - Рамсес, рыдающий в темном храме Амона .
То ли я упросила, чтобы мне позволили пойти с ним, то ли няня, которая хлопотала у ложа больной царевны Пили, не заметила моего ухода. Мы шли по темным залам храма, и лицо Рамсеса сделалось в точности как у нарисованной на фреске женщины, молившей о милости богиню Исиду. Мне было шесть лет, и болтать я могла непрерывно, но понимала уже достаточно многое, а потому в тот вечер рта не раскрыла.
В дрожащем свете нашего факела мимо проплывали изображения богов. Мы достигли внутреннего святилища, и Рамсес произнес:
Жди здесь.
Я подчинилась и спряталась подальше в тень, а он подошел к огромной статуе Амона, освещенной расположенными по кругу светильниками. Рамсес опустился на колени перед творцом всего живого. У меня в висках стучала кровь, заглушая и без того еле слышный шепот, но последние слова Рамсес выкрикнул:
Помоги ей, Амон! Ей только шесть лет. Прошу, не позволяй Анубису забрать ее. Она совсем дитя!
У противоположной двери святилища что-то шевельнулось; шорох сандалий по каменному полу дал Рамсесу понять, что он не один. Рамсес поднялся, вытирая слезы, а я затаила дыхание. Словно леопард, из тьмы возник человек. На плечах у него, как у всех жрецов, лежала пятнистая шкура, левый глаз зловеще багровел, словно озеро крови.
Где фараон? - сурово спросил верховный жрец Рахотеп.
Девятилетний Рамсес, собрав всю свою храбрость, вышел в освещенный круг и сказал:
Фараон во дворце, господин. Он не может оставить мою сестру.
Тогда где твоя мать?
Она… тоже там. Лекари говорят, моя сестра умрет!
И твой отец послал детей, чтобы обратиться к богам?
Только теперь я поняла, для чего мы сюда пришли.
Я поклялся отдать Амону все, что он только захочет! - воскликнул Рамсес. - Все, что у меня когда-нибудь будет!
Твой отец даже не захотел позвать меня?
Он хотел! Он просил тебя прийти во дворец. - У Рамсеса дрогнул голос. - Как ты думаешь, Амон ее исцелит?
Верховный жрец двинулся по каменным плитам.
Кто знает?
Я встал на колени и пообещал ему все, что он захочет. Я все сделал, как полагается.
Ты-то, может, и сделал, - бросил верховный жрец. - А вот сам фараон в мой храм не пришел.
Рамсес взял меня за руку, и мы пошли во внутренний двор, глядя на колышущийся впереди подол верховного жреца. Тишину ночи пронзил голос трубы. Во дворе появились жрецы в белых одеяниях, с неразличимыми в темноте лицами, и я вспомнила про мумию бога Осириса . Верховный жрец скомандовал:
Во дворец, в Малькату!
Предшествуемые факелами, мы двинулись во тьму. Наши колесницы летели сквозь прохладную ночь к Нилу. Вскоре мы переправились через реку и приблизились к дворцу. Стража сопроводила нас в зал.
Где семья фараона? - спросил верховный жрец.
В спальне царевны, господин.
Верховный жрец стал подниматься по ступеням.
Она жива?
Стражники не отвечали; Рамсес пустился бегом, а я поспешила следом, боясь оставаться в темном зале.
Пили! - крикнул он. - Пили, подожди!
Рамсес перескакивал через две ступеньки; перед ним расступились вооруженные стражи у входа в покои Пили. Рамсес толкнул тяжелые деревянные двери и замер. Я вгляделась в полумрак. Воздух был тяжел от благовоний, царица в скорбной позе склонилась над ложем. Фараон стоял в тени, вдалеке от единственной горевшей в комнате лампы.
Пили… - прошептал Рамсес и закричал: - Пили!
Его не заботило, что царевичу плакать не пристало. Он подбежал к кровати и схватил руку сестры. Глаза у нее были закрыты, худенькая грудь больше не сотрясалась от холода. Царица Египта зарыдала.
Рамсес, прикажи, чтобы звонили в колокола.
Рамсес посмотрел на отца так, словно царь Египта мог победить саму смерть.
Фараон Сети кивнул сыну:
Я так старался! - воскликнул Рамсес. - Я умолял Амона.
Сети прошел через комнату и обнял сына за плечи.
Знаю. А теперь прикажи звонить в колокола. Пили забрал Анубис.
Я видела, что Рамсес не в силах уйти от сестры. Она всегда боялась темноты, как и я, и ей будет страшно оттого, что все вокруг плачут. Рамсес медлил, но голос отца звучал твердо:
Рамсес посмотрел на меня, и я поняла: нужно пойти с ним.
Во дворе под корявыми ветками акации сидела старая жрица, держа в морщинистых руках бронзовый колокол.
Рано или поздно Анубис всех забирает, - сказала она.
От ее дыхания в холодном воздухе заклубился пар.
Но не в шесть лет! - воскликнул Рамсес. - И ведь я молил Амона оставить ее в живых.
Старая жрица хрипло засмеялась.
Боги детей не слушают! Что такого великого ты совершил, чтобы Амон выполнял твои просьбы? Выиграл войну? Воздвиг памятники?
Я спряталась за Рамсеса, и оба мы замерли.
Как же Амону узнать твое имя, как отличить тебя среди многих тысяч, возносящих к нему мольбы?
Никак, - прошептал Рамсес.
Жрица уверенно кивнула.
А если боги не могут распознать твое имя среди прочих, они и молитвы твоей не услышат.
Глава первая
ЦАРЬ ВЕРХНЕГО ЕГИПТА
Фивы, 1283 год до н. э.
Стой спокойно! - строго велел Пасер.
Пасер только обучал меня грамоте и не мог указывать царевне, как себя вести, но если его не послушаться, он заставит меня переписывать на несколько строк больше. В расшитом бисером наряде я покорно замерла рядом с детьми из гарема Сети. В тринадцать лет мне не хватало терпения. К тому же все, что мне было видно, - позолоченный пояс стоявшей передо мной женщины. Из-под парика ей на шею тек пот, оставляя пятна на белом льняном платье. Когда пройдет царская процессия, придворные вслед за фараоном укроются от зноя в прохладном храме. Но процессия двигалась невыносимо медленно. Я посмотрела на Пасера, который пытался отыскать в толпе проход.
История любви египетской царицы Нефертити и фараона Аменхотепа
, которой более трех тысячелетий, жива в памяти потомков и поныне. И она, как всякая любовь, была преисполнена безудержной страсти и трепетности. Были в ней также и любовный треугольник, и хладнокровное предательство, и сладкая месть.
Тайна происхождения Нефертити
Одна из легенд, дошедших до наших дней, о необычайной красоте, мудрости и предприимчивости египетской царицы Нефертити, жены фараона Аменхотепа IV, гласит, что родилась она в Месопотамии в семье царя Ташрута. Приблизительной датой рождения будущей правительницы Египта считается 1370 год до н.э. Вполне вероятно, что настоящее имя Нефертити – Тадухепа. Девочка от самого рождения отличалась поистине неземной красотой, и в 13-летнем возрасте была отправлена в Египет в качестве подарка фараону Аменхотепу III, с целью укрепления династических связей.По другой же легенде вполне вероятно, что настоящим отцом Нефертити был сам Аменхотеп III, а матерью девушки – наложница его гарема, в котором подросшая красавица позже оказалась и сама. Существует еще несколько второстепенных версий, но, увы, ни одна из всех не имеет под собой достаточного количества исторических доказательств.
В большинстве случаев, хотя и условно, но все же считается, что первым супругом молодой красавицы стал престарелый фараон Аменхотеп III. С тринадцати лет Нефертити жила наложницей в его гареме. А когда правитель скончался, всех его жен ожидала гибель, так как по законам многовековых традиций Египта наложниц фараона хоронили вместе с почившим.
Нефертити любимая жена фараона
Юную Нефертити спасает случай: судьбоносное знакомство с сыном правителя Аменхотепом IV (позже он будет известен под именем Эхнатон), которое в корне изменило судьбу девушки. Плененный необычайной красотой и грацией наложницы своего отца, он женился на Нефертити. И вместо мучительной смерти, которой подверглись все обитательницы гарема почившего владыки, она неожиданно становится «главной женой» нового правителя Египта Аменхотепа IV. Девушка действительно была умопомрачительно прекрасна, и не зря считалась дочерью самой богини красоты.
Вскоре между фараоном и «главной супругой» разгорелись сильные чувства. Невзирая на то, что правитель Египта обладал тщедушным телосложением, непривлекательным лицом, а также несносным характером, в котором главными чертами были вспыльчивость, капризность, злопамятность, Нефертити полюбила его всей душой. И нужно отметить, что эта любовь, безусловно, была взаимной. Вскоре Аменхотеп отказался от многочисленных жен и возвеличил единственную и неповторимую, объявив ее «великой царской женой».
Об их большой любви можно судить по многочисленным фрескам, скульптурам и барельефам. Везде молодая женщина и ее муж изображены озаренные счастьем: в саду, на троне, молящиеся новому единому богу Солнца – Ра, который по приказу Аменхотепа сменил всех прежних египетских богов.
Новая религия Египта
Молодая 16 летняя супруга с первого дня приняла здравое решение - не перечить амбициям супруга, а поддерживать его. Пришедший на престол Аменхотеп IV провозгласил эру новой религии, по которой на смену множеству богов пришел Атон – единственный бог, олицетворяющий солнце. Спустя время уже Эхнатон и Нефертити, создав культ бога Атона, сами стали считать себя богами на земле. Имя "Нефертити" трактовалось как "пришла прекрасная женщина". Она олицетворяла женский элемент творения, а Эхнатон - мужской элемент бытия, вместе они считались очень важными составляющими для культа бога Солнца. Фараон провозгласил себя сыном Атона и велел называть себя Эхнатоном, чем подчеркивал свое божественное происхождение.Во всех начинаниях повелителя поддерживала юная жена, что принесло для Нефертити немалые привилегии – фараон объявил супругу соправительницей. Получив власть, жена владыки Египта не стала второй фигурой в державе. Она не сидела в покоях дворца, в вместе с мужем принимала послов и великих особ других государств, выезжала с ним на различные церемонии и лично проводила мероприятия, прославляющие нового бога.
По прошествии 12 лет совместного правления фараон Эхнатон имел огромную власть, его империя стала, как никогда, могущественной. Одно омрачало счастливый союз Эхнатона и Нефертити - супруга, исправно рождая фараону детей, произвела на свет шестеро дочерей, но никак не могла подарить фараону наследника престола.
Предательство
А после смерти матери правителя и троих его дочерей, Эхнатон охладел к Нефертити. Смерть детей фараона однозначно расценивалась как плохой знак, и культ Атона был под угрозой. Теперь правитель буквально начал бредить сыном, которого не смогла родить ему жена. Эхнатон отвернулся от собственного семейства и обратил свой взор на красавиц гарема.
И, когда новая столица Ахетатон, была наконец-то возведена, он перебирается туда один, оставив супругу в древних Фивах. Постройку этого сказочного города царствующая чета задумала, только поженившись. Немногим более чем за десятилетие город был возведен. На "раскаленных песках возвышались роскошные дворцы с мозаичными полами, бассейны с чистой водой, пальмовые рощи, просторные мостовые" . Задумали вместе, а переселился в новую столицу фараон один. Невыносимая обида выжигала душу царице Нефертити, но ничего поделать было нельзя, пришлось смириться.
Вторая жена фараона
Среди наложниц гарема особой красотой выделялась Кийя – девушка царского рода. На ней и остановил свой выбор изрядно постаревший фараон. Кийя в скором времени наконец-то родила ему долгожданного сына, и счастью правителя не было меры. Он буквально осыпал новую жену подарками и почестями. Однако объявить Кийю «великой женой» при живой Нефертити, он не посмел. Но и тут хитроумный фараон придумал выход, он даровал новой любимой титул «младшего фараона», возвел ее на трон и надел на ее голову венец высшей власти – тиару с изображением священной змеи.Однако, не успев насладиться царской властью, юная Кийя по неизвестным причинам вскоре умерла. Фараон не особо сокрушался по поводу ее кончины, так как к тому времени он уже начал охладевать к ней. Вторая жена оказалась далеко не такой преданной и верной его помощницей в государственных делах, какой была Нефертити. Именно ее все чаще и чаще стал вспоминать фараон, которому было одиноко в новой столице. В конце концов, не выдержав, он послал за ней эскорт. Однако покинутая царица отказалась даже видеть предателя-мужа! Она так и не смогла простить ему измены…
Месть дочери за поруганную честь матери
Титул «великой царской жены» вскоре Нефертити передала своей дочери Меритатон, которую сама и обучила всем изысканным ласкам, нравившимся ее мужу... Не удивляйтесь, близкородственные браки в то время были в порядке вещей, а вовсе не исключением. И фараон взял в жены собственную старшую дочь, которая родила ему и внучку, и дочку в одном лице. Такие браки, как известно, в конце концов и привели к вырождению царской династии Египта.
А Меритатон, будучи третьей женой фараона, по полной отомстила за поруганные чувства своей матери, велев стереть имя Кийи со всего того, что могло пережить века: каменных стел, барельефов, стен дворцов. И сейчас доподлинно известно, что на семнадцатом году правления фараона Эхнатона имя второй жены Кийи уже нигде не фигурировало рядом с его именем.
Это было намного больше, чем месть, ибо утеря имени для древнего египтянина было самым страшным наказанием. Без него невозможна была вечная загробная жизнь, и поэтому считалось, что потеряв его, человек канул в небытие.
Тутанхамон
После ухода в мир иной Эхнатона и Нефертити, культ бога солнца Атона окончательно потерял свою актуальность. После смерти старшей дочери и третьей жены фараона Меритатон, правление перешло к единственному сыну Эхнатона – Тутункатону. Невзирая на юный возраст, он взойдет на трон, а в историю войдет под именем - Тутанхамон. Со временем новый царь вернет религию Египта к прежним канонам – вновь будут открыты храмы для поклонения другим богам, а своего отца - Эхнатона-Аменхотепа IV он объявит еретиком. Таким образом, выстраданный сын фараона, обесчестил имя своего отца, возомнившего себя божеством.
Неизвестное захоронение египетской царицы
Но, что интересно, настоящее место захоронения влиятельной царицы, в отличие от ее мужа, до сих пор не найдено. Вот уже на протяжении нескольких десятилетий ученые-археологи время от времени делают громкие заявления, что гробница первой жены фараона обнаружена. Однако тщательная экспертиза и анализ находок не подтверждают достоверность этих фактов.Почти пять лет тому назад египтолог Карл Николас Ривз с уверенностью заявил, что саркофаг с останками Нефертити находится в тайной комнате, которая расположена в гробнице Тутанхамона. Но далее дискуссионных споров о том, разбирать ли стену, скрывающую возможную гробницу Нефертити, дело не продвинулось.
А вот об облике прекрасной правительницы Египта Нефертити потомки вот уже более трех тысячелетий судят по сохранившемуся бюсту, который обнаружен при археологических раскопках древнеегипетского города Ахетатона. Сейчас бюст царицы хранится в стенах Нового музея в Берлине.