История советского союза 1917 1991 годы. Политическая история ссср (1917–1991)

Причины февральской революции были те же, что и Первой русской революции. Однако, за прошедшее десятилетие возросла численность рабочего класса, усилилось расслоение крестьян в деревне. Столыпинская реформа ускорила развитие капитализма. Мировая война вызвала экономическую разруху в стране, обострила социальные противоречия.

Главная особенность революции в том, что она закончилась двоевластием. Принято считать, что до расстрела Петроградской демонстрации в начале июля 1917 г. шло мирное развитие двух демократий (буржуазной – в лице Временного правительства и социалистической – в лице Петроградского Совета).

Лидер большевиков В.И. Ленин, вернувшись из эмиграции в начале апреля 1917 г., выступил в Петрограде с докладом «О задачах пролетариата в данной революции» (апрельские тезисы). Это была конкретная программа осуществления большевиками социалистической революции. Однако один из лидеров меньшевиков Г.В. Плеханов считал, что в России еще нет условий для перехода к социализму.

Программы политических партий, кризисы Временного правительства, изменение его состава.

У сторонников социалистического переустройства был разный подход к социализму. Вслед за М. Бакуниным русские анархисты понимали под социализмом свободную ассоциацию рабочих, крестьянских общин. Анархист П. Кропоткин и легальный марксист М.И. Туган-Барановский считали кооперацию путем к социализму. Многие меньшевики видели путь к социализму во всемерном развитии самоуправления трудящихся. С точки зрения Г.В. Плеханова, социалистическая революция в России возможна лишь тогда, когда пролетариат будет составлять большинство населения. Возражая ему, В.И. Ленин считал, что «достаточно пролетариату овладеть государственной властью» и переход к построению социализма будет обеспечен. Социализм, по его мнению, должен основываться на общественной собственности и прямом продуктообмене, все граждане должны стать рабочими и служащими государственного синдиката, а руководить этим процессом будет революционный авангард рабочих в лице партии большевиков.

Вопрос о том, существовала ли альтернатива Октябрьскому вооруженному восстанию большевиков, в исторической науке остается открытым. Многие ученые считают, что такой альтернативы не было, т.к. Временное правительство продолжало войну, откладывало выборы в Учредительное собрание, в стране нарастала экономическая разруха. Большевики, не входившие в состав Временного правительства, поддерживали требования народных масс, были активны в подавлении выступления Корнилова, пытавшегося установить военную диктатуру. Они добились перевеса в столичных Советах с 11%, (весной 1917 г.) до 31% (к осени 1917 г.). Другие партии социалистов переживали раскол.

Состав II-го съезда Советов, его решения. На II съезде Советов был избран Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), в котором двухпартийная система сохранялась до июля 1918 г. (до восстания левых эсеров), а в Совнаркоме блок большевиков с левыми эсерами сохранялся до 3 марта 1918 г. (левые эсеры вышли из Совнаркома в знак протеста против подписания Брестского мира с Германией).

Выборы в Учредительное собрание в январе 1918 г. принесли большевикам только 24% мест. Это показало, что большевики имеют небольшую поддержку населения. Разгром Учредительного собрания некоторые историки считают шагом к ликвидации многопартийной системы. Постепенно укреплялся режим диктатуры.

В результате экономической политики большевиков создавались условия для формирования в будущем экономики нерыночного, директивного типа, с отсутствием частной собственности на средства производства, с созданием хозяйственных связей не на основе товарно-денежных отношений, а на принципе распределения продукции из единого административного центра. Большевики опирались на представление малоимущих слоев населения о необходимости уравнительного распределения. Эта политика в дальнейшем способствовала становлению тоталитарной системы государства.

Весной 1918 г. В.И. Ленин написал работу «Очередные задачи Советской власти», в которой призвал организовать «всенародный учет и контроль за производством и распределением продуктов, укрепить трудовую дисциплину, повысить культурно-технический уровень рабочих», добиться высшей по сравнению с капитализмом производительности труда.

Дискуссия в советском руководстве и партии по вопросу заключения Брестского мира. Точка зрения Н.Н. Бухарина (лидер «левых коммунистов»), Л.Д. Троцкого (нарком иностранных дел, возглавлявший советскую делегацию в Бресте). Позиция В.И.Ленина по Брестскому миру. Германские требования во время переговоров.

Гражданская война – величайшая трагедия нашего народа. Эта борьба порождала взаимную жестокость, террор. Большевики считали, что защищают идеи социализма. Многие меньшевики и эсеры выступали за Советскую Россию, но без большевиков.

Белый лагерь был неоднороден, так как его составляли монархисты, либералы-республиканцы, сторонники Учредительного собрания и сторонники военной диктатуры. Программа белого движения. Военная интервенция усиливала гражданскую войну.

Позиция крестьянства зависела от политики красных и белых. Красные дали землю крестьянам, но затем ввели продразверстку на хлеб, что вызвало недовольство крестьян. Анархисты (Нестор Махно) выступали за создание независимых от государства кооперативов, заводских комитетов. В начале 1919 года отряды Махно оказали большую поддержку Красной Армии, но в начале 1920 года Махно начал борьбу против большевиков, так как они передали колхозам и совхозам часть земель, конфискованных у помещиков.

Принято выделять четыре этапа гражданской войны и военной интервенции.

Первый этап – весна-осень 1918 г.. Вспыхнул мятеж чешских военнопленных. Появились первые иностранные военные десанты в Мурманске и на Дальнем Востоке. В Поволжье эсеры и меньшевики (бывшие члены Учредительного собрания) создали Комитет Учредительного собрания. Дважды армия Краснова совершала походы на Царицын.

Летом 1918 г. эсеры и меньшевики подняли восстания в Москве, Ярославле, Рыбинске. Совершено покушение на Ленина, убит Урицкий. Усилился обоюдный террор. В сентябре 1918 года ВЦИК принял декрет, который провозглашал Советскую республику единым военным лагерем. Провозглашался красный террор в ответ на белый. В ноябре 1918 г. создан Совет Рабоче-Крестьянской обороны во главе с В.И. Лениным. Реввоенсовет республики возглавил Л.Д. Троцкий.

Второй этап гражданской войны охватывает период с осени 1918 г. до весны 1919 г. Осенью 1918 г. закончилась 1-ая мировая война, в Германии началась революция. Советское руководство аннулировало условия Брестского договора, но с другой стороны, иностранные государства получили возможность усилить интервенцию.

На третьем этапе (весна 1919-весна 1920 гг.) в качестве главной силы стали выступать армии белых генералов. Это были походы А.В. Колчака (весна-лето 1919 г.), А.И. Деникина (лето 1919 г.- март 1920 г.). Одновременно Красная Армия отразила два похода генерала Н.Н. Юденича на Петроград.

Четвертый этап продолжался с апреля по ноябрь 1920 г. Это была советско-польская война и борьба с Врангелем.

Политика «военного коммунизма» проводилась во время гражданской войны. Ее целью была мобилизация всех сил для победы Красной Армии, но затем В.И. Ленин признавал, что в этой политике «проявились утопические представления о возможности быстрого введения социализма». Поэтому важно учитывать как объективные основания военного коммунизма, так и необходимость отказа от него в условиях мирного времени.

Политика военного коммунизма предполагала:

1) введение продовольственной диктатуры (в мае 1918 г.);

2) ускорение темпов национализации промышленности;

3) переход к продовольственной разверстке на хлеб (в соответствии с декретом, принятым в январе 1919 г.);

4) введение всеобщей трудовой повинности;

5) установление чрезвычайного налога для буржуазии;

6) уравнительное распределение продукции между рабочими;

7) усиление централизованного руководства экономикой через ВСНХ.

Внешняя политика Советского государства в начале 20-х годов. Началом прорыва экономической блокады советского государства было подписание торговых соглашении с ведущими капиталистическими странами в 1921-1922 гг.

Хронологические рамки НЭПа. Внутреннее положение в стране после окончания гражданской войны. Первый шаг к НЭПу – замена продовольственной разверстки продовольственным налогом.

Большевики в своей первой партийной программе в 1903 г. признали право наций на самоопределение. Национальная политика Советской власти играла большую роль в стране, где русские составляли менее половины населения. В 1917 г. В.И. Ленин сформулировал принцип федерации свободных республик. Затем в январе 1918 г. этот принцип был закреплен в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», в которой говорилось о праве народов самостоятельно решать вопросы о вхождении в федерацию. В декабре 1917 г. Советское руководство признало независимость Финляндии, а в августе 1918 г. – Польши.

В.И. Ленин подверг критике сталинский «проект автономизации». По Конституции 1924 г. СССР представлял союз равноправных суверенных республик, обладавших правом свободного выхода из федерации. В Конституции высшим органом государственной власти являлись Советы, но фактически власть была сосредоточена в руках компартии. СССР приобрел характер унитарного государства.

Причины и цели индустриализации. Партийная борьба по вопросам развития СССР в середине 20-х гг., решения XIV съезда ВКП(б), взявшего в конце 1925 г. курс на индустриализацию. Выполнение заданий I и II пятилетних планов, борьба за повышение производительности труда, формы социалистического соревнования. В первой пятилетке было построено 1500 крупных промышленных предприятий, во II пятилетке – 4500. «Индустриальный скачок» был осуществлен большой ценой, шла «массовая перекачка средств из деревни в город». К концу II-го пятилетнего плана советское руководство провозгласило превращение СССР в индустриальную державу. Сейчас историки считают, что это был преждевременный вывод, т.к. сельское население значительно превышало численность городского.

В ходе коллективизации в СССР за короткий срок (1929-1937) были созданы крупные коллективные хозяйства, на которые возлагалась задача решения продовольственной проблемы в стране и восстановления экспорта сельскохозяйственной продукции.

Предложения экономистов-аграрников А.В. Чаянова, Н.Д. Кондратьева и других, которые предлагали развивать разные типы коопераций. В 1927 г. возник кризис хлебозаготовок, так как крестьяне не сдавали государству хлеб по низким ценам. Коллективизация сопровождалась «раскулачиванием». Колхозы были огосударствлены, вводились обязательные хлебопоставки государству.

В 20-е гг. развернулась борьба за власть в большевистской партии и государственном аппарате. В итоге победителем в схватке с Л.Д. Троцким, Л.Б. Каменевым и Г.Е.Зиновьевым вышел И.В. Сталин. В 30-е гг. в СССР установилась жесткая вертикаль власти, которая заставила говорить об административно-командной системе управления и тоталитарном государстве, а также о культе личности И.В. Сталина. В стране прошли показательные процессы над людьми, которые имели отличные от руководства государства точки зрения на ее развитие. Складывалась практика массовых репрессий. Был создан ГУЛАГ – система концентрационных лагерей.

В сфере культуры в 20-30-е гг. проводилась активная кампания по борьбе с неграмотностью. В 1919 г. был принят декрет о ликвидации неграмотности, а в 1923 г. создано общество «Долой неграмотность!» В начале 30-х гг. было введено всеобщее начальное образование. В 20-е гг. началось строительство советской высшей школы. Для подготовки молодежи в вузы создавались рабфаки. Возникли РАН, АН СССР, ВАСХНИЛ, творческие союзы и организации работников искусства и литературы. Достижения российской культуры до 1917 г. полностью отвергались. Многие деятели культуры подверглись необоснованным репрессиям.

Во второй половине 20-х гг. наметилась новая конфронтация между СССР и ведущими капиталистическими странами. Советское руководство направило военных специалистов в Китай (по просьбе китайского правительства). Лидеры СССР надеялись на мировую революцию, руководили деятельностью Коминтерна. В начале 30-х годов западные страны успешно преодолели экономический кризис, доказали, что капитализм имеет достаточный запас прочности. За призыв к мировой революции из Коминтерна были исключены Зиновьев и Каменев.

После прихода в Германии к власти Гитлера в 1933 г. в Европе возник опасный очаг напряженности. СССР проводил, политику направленную на создание системы коллективной безопасности, чтобы единым фронтом остановить агрессора. СССР предлагал заключить договоры о взаимопомощи в случае войны. Другим военным очагом стала Япония, которая совершила нападения на советскую территорию на Дальнем Востоке у озера Хасан в 1938 г. и на союзника СССР Монголию – в районе реки Халхин-Гол в 1939 г.

Накануне войны в СССР был создан довольно значительный военно-экономический потенциал, однако его возможности не были эффективно использованы, что и было одной из важнейших причин отступления Красной Армии в начале войны.

Особенности развития СССР в 3-ей пятилетке. Накануне войны прошли успешные испытания новые образцы военной техники, но не был налажен их массовый выпуск и перевооружение Красной Армии не завершилось к началу войны.

Периодизация II Мировой войны.

Начало второй мировой войны – это период с 1 сентября 1939 г. до 22 июня 1941 г. Война началась с нападения Германии на Польшу. Договоры СССР с Германией в 1939 г. Разгром Польши и временный союз со Сталиным обеспечил Гитлеру возможность осуществить блицкриг на западно-европейском фронте.

Второй период мировой войны (22 июня 1941 г.- 18 ноября 1942 г.). Начало Отечественной войны советского народа. Фашистская Германия на основе плана «Барбаросса» напала на СССР, нарушив договор о ненападении. Это был оборонительный этап, включавший в себя битву за Москву, Любаньскую операцию, первый оборонительный этап Сталинградской битвы.

Третий период второй мировой войны (19 ноября 1942 г. – декабрь 1943 г.) характеризуется коренным переломом в войне в результате разгрома фашистских войск под Сталинградом и на Курская дуге. Результатом стало освобождение левобережной Украины и форсирование Днепра.

Четвертый период второй мировой войны (начало 1944 г. – май 1945 г.). Освобождение территории СССР и европейских стран. Победа над фашизмом и Европе.

Пятый период (9 мая 1945 г. – 2 сентября 1945 г.) – разгром Японии. (Вступление СССР в войну против Японии 8 августа 1945 г.).

Перестройка экономики на военный лад, в основном завершилась в середине 1942 г. Новостройки военного времени на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, выпуск первой военной техники. В годы войны развернулось движение женщин и подростков за овладение мужскими специальностями, движение скоростников за внедрение поточных методов в производство, движение фронтовых бригад. Были введены сверхурочные работы, отменялись отпуска, рабочий день был увеличен до 11 часов.

Создание антигитлеровской коалиции сыграло огромную роль в разгроме Германии. Совместные соглашения СССР с Великобританией, США, Францией. Увеличение состава антигитлеровской коалиции (в январе 1942 г. – 26 государств, в 1943 г. – 35 государств).

В течение зимы-весны 1944 г. советские войска провели операции по снятию Ленинградской блокады, освобождению правобережной Украины, Крыма, а с лета 1944 г. развернули операции по освобождению северных территорий. В результате в 1944 г. вся территория СССР была освобождена от оккупации. Советская Армия начала военные действия на территории союзников фашистской Германии и захваченныхеюстран.

В послевоенное семилетие страна основное внимание уделяла восстановлению разрушенной экономики в западных регионах. Победа в войне убедила И.В. Сталина, что экономическая и общественно-политическая модель, выбранная еще в 30-е гг., не требует своей замены или модернизации. Это привело к продолжению опоры на развитие тяжелой промышленности, а в сельском хозяйстве – на рост колхозно-совхозной системы хозяйствования.

В политической сфере в конце 40-х гг. возобновились репрессии, которые в первую очередь коснулись молодых выдвиженцев военного времени. В культуре не поощрялось свободомыслие, большое внимание уделялось подъему национального самосознания, которое временами перерастало в национализм. В области внешней политики основной линией стала конфронтация с Западом и прежде всего с США. Мир вступил в период холодной войны.

Середину 50-первую половину 60-х гг. принято называть «оттепелью», т.к. начались процессы демократизации; процессы «восстановления социалистической законности». Шла реабилитация жертв репрессий.

В сельском хозяйстве решались зерновые проблемы; в 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель. Это был период экономических реформ Н.С. Хрущева. Советское руководство определяло главные задачи по укреплению материально-технической базы социализма.

Надо отметить, что в середине 60-х гг. Советское руководство признало необходимость коренных изменений в планировании экономики страны, в материальном стимулировании товаропроизводителей. Решения мартовского и сентябрьского (1965 г.) Пленумов ЦК КПСС по дальнейшему совершенствованию методов хозяйствования и управления экономикой страны. Причины малоэффективности реформ, негативных явлений в жизни советского общества в 70-ые – первой половине 80-х гг., получивших название «период застоя».

Коренная перестройка экономической и политической жизни страны во второй половине 80-х гг. XX в. Сдерживающая роль административно-командной системы управления в развитии производительных сил страны. Начало экономического и политического реформирования. Проблема демократизации советского общества. Отмена ст. 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС, создание многопартийной системы.

Итоги: Главным являлось установление власти большевиков во главе с Лениным(правление большевиков продлилось 74 года) В 1932 году, Сталин введет праздник: 7 ноября- день Великой октябрьской социалистической революции.

5 января 1918 года-открытие Учредительного собрания. Разгон. 10 января открылся Третий Всероссийский съезд Советов. Россия- РСФСР. Глава государства – В. И. Ленин (1917 -1924) Высшие органы управления страной Первая советская Конституция июль 1918

Советская модернизация: индустриализация, коллективизация, культурная революция 1925 -1937 Первая 5 -летка (1928 -1933) вторая 5 -летка(1933 -1937)

Вторая мировая война(1. 09. 39 -2. 09. 45) и Великая Отечественная война (22. 06. 41 -9. 05. 45)

Страна в 1945 -1953 Генеральный секретарь ЦК КПСС Сталин И. В. Внутренняя политика: Восстановление Усиление сталинского режима Борьба с космополитизмом 1946 «Ленинградское дело» 1948 -1950 Дело врачей 1952 -1953 5 марта 1953 смерть Сталина Внешняя политика: «холодная война» 1946 -1989 Атомная бомба в СССР 1949 Война в Корее 1950 -1953 Развитие социалистического лагеря Доктрина Трумэна- сдерживание СССР Курчатов И. В.

СССР в 1953 -1964 «Оттепель» Глава государства и глава партии Хрущев Н. С. (1953 -1964) Внутренняя политика «десталинизация» «период коллективного руководства» (Хрущев, Берия, Маленков) «дело Берии» июнь-декабрь 1953 20 съезд КПСС-1956, февраль Целина 1954 -1960, «кукурузная эпопея» , «хрущобы» Полет Ю. А. Гагарина в космос 12 апреля 1961 года Отставка Хрущева октябрь 1964 События в Новочеркасске 1962 Внешняя политика Создание ОВД 1955 -1991 Подавление советскими войсками венгерской революции октябрь-ноябрь 1956 - события в Венгрии Берлинский кризис 1959 -1960 – возведение Берлинской стены Карибский (Кубинский, Октябрьский) кризис октябрь 1962. Ядерное противостояние СССР-США Берлинская стена

СССР в 1964 -1985 «Застой» Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев (1964 -1982) Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов (ноябрь 1982 - февраль 1984) Генеральный секретарь ЦК КПСС К. У. Черненко (февраль 1984 -март 1985) Внутренняя политика Внешняя политика Косыгинские экономические реформы 1965 (хозрасчет) Застойные явления в экономике дефицит, очереди, блат Неосталинизм «магнитофонная революция» , «самиздат» , «тамиздат» Провозащитное движение Конституция 1977 - конституция развитого социализма Гонка вооружений, ОСВ-1, ОСВ-2, СОИ «Пражская весна» 1968, ввод советских войск в Чехословакию Обострение отношений с Китаем, события на о. Даманском 1969 Афганистан 1979 -1089

СССР в 1985 - декабрь 1991 «Перестройка» Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев Внутренняя политика Антиалкогольная кампания Стратегия ускорения- повышение ПТ. 1988 -закон о предпр. деят-ти Демократизация Политика гласности 1986 Март 1990 Горбачев - Президент Путч август 1991 – ГКЧП Распад СССР декабрь 1991 Внешняя политика Концепция внешней политики «новое политическое мышление» Вывод советских войск из Афганистана 15 февраля 1989 Договор между СССР И США о ССВсокращение стратегических вооружений июль 1991

Россия 1991 -2010 Период демократии: Президент России Ельцин Б. Н. (1991 -2000) Президент России Путин В. В. (2000 -2008) Президент России Медведев (род. 14 сентября 1965) Некоторые особенности развития ? 1992 «шоковая терапия» Е. Гайдара (либерализация, приватизация) Пестрая палитра политических партий Политический кризис октябрь 1993 12 декабря 1993 -новая Конституция России Чеченская война декабрь 19941996, вторая война-сентябрь 1999 -2003 Реформы Путина

Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце.

Уильям Теккерей, английский писатель-сатирик

Книга - огромная сила.

Владимир Ильич Ленин, советский революционер

Без книг мы теперь не можем ни жить, ни бороться, ни страдать, ни радоваться и побеждать, ни уверенно идти к тому разумному и прекрасному будущему, в какое мы непоколебимо верим.

Еще многие тысячи лет тому назад книга в руках лучших представителей человечества сделалась одним из главных орудий их борьбы за истину и справедливость, и именно это орудие придало этим людям страшную силу.

Николай Рубакин, русский книговед, библиограф.

Книга - орудие труда. Но не только. Она приобщает людей к жизни и борьбе других людей, дает возможность понимать их переживания, их мысли, их стремления; она дает возможность сравнивать, разбираться в окружающем и преобразовать его.

Станислав Струмилин, академик АН СССР

Нет лучшего средства для освежения ума, как чтение древних классиков; стоит взять какого-нибудь из них в руки, хотя на полчаса,- сейчас же чувствуешь себя освеженным, облегченным и очищенным, поднятым и укрепленным, - как будто бы освежился купаньем в чистом источнике.

Артур Шопенгауэр, немецкий философ

Тот, кто не был знаком с творениями древних, прожил, не ведая красоты.

Георг Гегель, немецкий философ

Никакие провалы истории и глухие пространства времен не в состоянии уничтожить человеческую мысль, закрепленную в сотнях, тысячах и миллионах рукописей и книг.

Константин Паустовский, русский советский писатель

Книга - это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она - рупор человеческой мысли. Мир без книги - мир дикарей.

Николай Морозов, создатель современной научной хронологии

Книги - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старика юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место

Без книг пуста человеческая жизнь. Книга не только наш друг, но и наш постоянный, вечный спутник.

Демьян Бедный, русский советский писатель, поэт, публицист

Книга - могучее орудие общения, труда, борьбы. Она вооружает человека опытом жизни и борьбы человечества, раздвигает его горизонт, дает ему знания, при помощи которых он может заставить служить себе силы природы.

Надежда Крупская, российская революционерка, советский партийный, общественный и культурный деятель.

Чтение хороших книг - это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли.

Рене Декарт, французский философ, математик, физик и физиолог

Чтение - это один из истоков мышления и умственного развития.

Василий Сухомлинский, выдающийся советский педагог-новатор.

Чтение для ума - то же, что физическое упражнение для тела.

Джозеф Аддисон, английский поэт и сатирик

Хорошая книга - точно беседа с умным человеком. Читатель получает от нее знания и обобщение действительности, способность понимать жизнь.

Алексей Толстой, русский советский писатель и общественный деятель

Не забывай, что самое колоссальное орудие многостороннего образования - чтение.

Александр Герцен, русский публицист, писатель, философ

Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слова, ни многосторонней шири понимания; Гёте и Шекспир равняются целому университету. Чтением человек переживает века.

Александр Герцен, русский публицист, писатель, философ

У нас Вы найдёте аудиокниги русских, советских, российских и зарубежных писателей различной тематики! Мы собрали для Вас шедевры литературы из и . Также на сайте расположены аудиокниги со стихами и поэтов, найдут для себя интересные аудиокниги любители и детективов и боевиков, аудиокниг. Женщинам мы можем предложить , а для , мы будем периодически предлагать сказки и аудиокниги из школьной программы. Детям будут также интересны аудиокниги про . Любителям у нас тоже есть что предложить: аудиокниги серии "Сталкер", "Метро 2033"..., и многое другое от . Кто желает пощекотать себе нервы: заходите в раздел

Советский период это сложное и противоречивое явление в развитии не только нашей истории, но и культуры. XX век дал отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Он стал датой рождения многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений, стилей. Однако именно в XX веке в России была создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции. Словом, культура советского периода никогда не была монолитной по сути. Она противоречива как в отдельных своих проявлениях, так и в целом. И в таком ключе ее и необходимо анализировать.

В начале XX века В.И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения коммунистической партии к художественно-творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики советского государства. В работе “Партийная организация и партийная литература”(1905 г.) В.И. Ленин ясно показал, сколь несостоятельным, по его мнению, является стремление некоторых творческих людей (речь идет о бурной эпохе кануна русской революции) быть “вне” и “над” классовой борьбой, поскольку “... жить в обществе и быть свободным от общества нельзя”. Поэтому основной целью культуры, по мысли В. И. Ленина, является не служение “...пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения “верхним десяти тысячам”, а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность”. Таким образом культура и, в частности, такая ее сфера, как искусство, должны стать “частью общепролетарского дела”, выражать интересы этого класса, а значит, и общества. Ленинское понимание классового начала в любых проявлениях культуры стало исходным при дальнейшей теоретической разработке в советской обществоведческой науке. Философская категория “классовая тенденциозность” (или “классовая обусловленность”) являлась сущностным моментом при восприятии любого явления культуры.

Социалистическое общество, в идеале, было задумано как общество, где должна была сформироваться и новая культура. Совершенные экономические и социально-политические отношения, по мысли классиков марксизма-ленинизма, способствовали бы росту духовной культуры широких народных масс и одновременно повысили бы уровень образования основной части населения, что в сумме способствовало бы решению ключевой задачи -- формированию всесторонне развитой личности. Октябрьская революция, по мысли ее авторов, должна была коренным образом изменить ситуацию в сфере духовной культуры. Впервые у культуры должна была появиться возможность в полном и подлинном смысле принадлежать народу, служить выразителем его интересов и духовных запросов. Однако лидеры революции, считая ее пролетарской по сути, сделали вывод о том, что и новая культура, которую станет возводить новое революционное общество, тоже должна быть пролетарской. Вожди революции, в принципе, отказались признать культурную эволюцию, преемственность культурного развития.

Первое послеоктябрьское десятилетие потребовало создания чисто “пролетарской культуры”, противостоящей всей художественной культуре прошлого. В теоретических разработках двадцатых годов было много тупикового и противоречивого. Например, для многих культурологических концепций того периода характерен классовый подход в отборе и оценке художественных средств в творчестве деятелей-культуры. В абсолютизации классового аспекта в художественной культуре особо выделялись две творческие организации -- Пролеткульт и РАПП. Пролеткульт -- это культурно-просветительная и литературно-художественная организация, возникшая накануне Октябрьской революции и прекратившая свое существование в 1932 году. Теоретики Пролеткульта А. А. Богданов, В. Ф. Плетнев, Ф. И. Калинин утверждали, что пролетарская культура может быть создаваема только представителями рабочего класса. В пролеткультовских концепциях отрицалось классическое культурное наследие, за исключением, пожалуй, тех художественных произведений, в которых обнаруживалась связь с национально-освободительным движением. Деятельность Пролеткульта была подвергнута резкой критике даже руководством большевистской партии. Речь идет о знаменитом письме В.И. Ленина в ЦК РКП (б) “О пролетарской культуре” 1920 года. Другой очень влиятельной творческой группой был РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей). Организационно ассоциация оформилась на Первом Всероссийском съезде пролетарских писателей в Москве в октябре 1920 года. В разные годы ведущую роль в ассоциации играли Л. Авербах, Ф. В. Гладков, А.С. Серафимович, Ф.И. Панферов и ряд других. Призывая к борьбе за высокое художественное мастерство, полемизируя с теориями Пролеткульта, РАПП вместе с тем оставался на точке зрения пролетарской культуры. В 1932 году РАПП был распущен. В двадцатые годы большинство культурных организаций и пресса бравировали приблизительно такой фразой, что для того, чтобы прийти к своей собственной культуре, пролетариату придется до конца вытравить фетишистский культ художественного прошлого и опереться на передовой опыт современности. И основной задачей пролетарского искусства будет являться не стилизация под прошлое, а созидание будущего. Классовые идеи двадцатых годов были продолжены в “вульгарной” социологии искусства тридцатых годов и с рецидивами дошли и до начала перестройки. Однако ряд выдающихся художников и, прежде всего, писателей и поэтов активно этому противостояли. В этом ряду -- имена А. Платонова, Е. Замятина, М. Булгакова, М. Цветаевой, О. Мандельштама. Безусловный приоритет общечеловеческого гуманистического начала над партикулярным (включая узкоклассовое) был для них непреложным законом творчества.

Долгое время в советском обществоведении господствовала точка зрения, согласно которой 30--40-е годы нашего века объявлялись годами массового трудового героизма в экономическом созидании и в социально-политической жизни общества. Много было сказано и написано о невиданных в истории масштабах развития народного образования. Здесь решающими стали два момента:

  • 1) Постановление XVI съезда ВКП (б) “О введении всеобщего обязательного начального образования для всех детей в СССР” (1930 г.).
  • 2) Выдвинутая И. Сталиным в тридцатые годы идея обновления “экономических кадров” на всех уровнях, повлекшая за собой создание по всей стране промышленных академий и инженерных вузов, а также введение условий, стимулирующих трудящихся к получению образования на вечерних и заочных отделениях вузов “без отрыва от производства”.

Первые стройки пятилетки, коллективизация сельского хозяйства, стахановское движение, исторические завоевания советской науки и техники воспринимались, переживались и отражались в общественном сознании в единстве рациональных и эмоциональных его структур. Поэтому художественной культуре не могла не принадлежать исключительно важная роль в духовном развитии социалистического общества. Никогда в прошлом и нигде в мире у произведений искусства не было такой широкой, такой массовой, подлинно народной аудитории, как в нашей стране. Об этом красноречиво свидетельствуют показатели посещаемости театров, концертных залов, художественных музеев и выставок, развитие киносети, книжное издательство и пользование библиотечными фондами. Официальное искусство 30--40-х годов было приподнято-утверждающим, даже эйфорическим. Мажорный тип искусства, который рекомендовал Платон для своего идеального “Государства”, воплотился в реальном советском тоталитарном обществе. Здесь же следует иметь в виду трагическую противоречивость, сложившуюся в стране в довоенный период. В общественном сознании 30-х годов вера в социалистические идеалы, громадный авторитет партии стала соединяться с “вождизмом”. В широких слоях общества распространилась социальная трусость, боязнь выбиться из общего ряда. Сущность классового подхода к общественным явлениям была усилена культом личности Сталина. Принципы классовой борьбы нашли свое отражение и в художественной жизни страны. В 1932 году, выполняя решение XVI съезда ВКП (б), в стране были распущены ряд творческих объединений -- Пролеткульт, РАПП, ВОАПП. А в апреле 1934 года открылся Первый всесоюзный съезд советских писателей. На съезде с докладом выступил секретарь ЦК по идеологии А. А. Жданов, изложивший большевистское видение художественной культуры в социалистическом обществе. В качестве “основного творческого метода” советской культуры был рекомендован “социалистический реализм”.

Накануне войны в феврале 1937 года в Советском Союзе было широко отмечено 100-летие со дня смерти А.С. Пушкина, в мае 1938 года страна не менее торжественно встретила 750-летие со дня создания национальной святыни “Слово о полку Игореве”, а в марте 1940 года в СССР была опубликована последняя часть романа М. Шолохова “Тихий Дон”. С первых дней Великой Отечественной войны советское искусство целиком и полностью посвятило себя делу спасения Отечества. Деятели культуры сражались с оружием в руках на фронтах войны, работали во фронтовой печати и агитбригадах. Необыкновенного звучания в этот период достигли советская поэзия и песня. Подлинным гимном народной войны стала песня В. Лебедева-Кумача и А. Александрова “Священная война”. В форме клятвы, плача, проклятья, прямого призыва создавалась военная лирика М. Исаковского, С. Щипачева, А. Твардовского, А. Ахматовой, А. Суркова, Н. Тихонова, О. Берггольц, Б. Пастернака, К. Симонова. В годы войны было создано одно из самых великих произведений XX века -- Седьмая симфония Д. Шостаковича. В свое время Л. Бетховен любил повторять мысль о том, что музыка должна высекать огонь из мужественного человеческого сердца. Именно эти мысли были воплощены Д. Шостаковичем в своем самом значительном сочинении. Д. Шостакович начал писать Седьмую симфонию спустя месяц после начала Великой Отечественной войны и продолжал свою работу в осажденном фашистами Ленинграде. Вместе с профессорами и студентами Ленинградской консерватории он выезжал на рытье окопов и как боец противопожарной команды жил на казарменном положении в здании консерватории. На оригинале партитуры симфонии видны пометки композитора “ВТ” -- означающие “воздушная тревога”. Когда она наступала Д. Шостакович прерывал работу над симфонией и шел сбрасывать зажигательные бомбы с крыши консерватории.

В послевоенное время отечественная культура продолжала художественное освоение военной темы. На документальной основе создаются роман А. Фадеева “Молодая гвардия” и “Повесть о настоящем человеке” Б. Полевого. В советской гуманитарной науке этого периода начинают разрабатываться новые подходы к исследованию общественного сознания. Это связано с тем, что советский народ начинает знакомиться с культурой других стран и осуществлять духовные контакты со всеми континентами.

Художественный процесс 60--70-х годов отличался интенсивностью и динамизмом своего развития. Он был тесно связан с известными общественно-политическими процессами, происходившими в стране. Не зря это время называют политической и культурной “оттепелью”. На формирование культуры “оттепели” сильнейшее воздействие оказало и бурное развитие научно-технического прогресса, определившее многие социально-экономические процессы этого периода. Экологические изменения в природе, миграция большого количества населения из деревни в город, усложнение жизни и быта в современных городах привели к серьезным изменениям в сознании и нравственности людей, что и стало предметом изображения в художественной культуре. В прозе В. Шукшина, Ю. Трифонова, В. Распутина, Ч. Айтматова, в драматургии А. Вампилова, В. Розова, А. Володина, в поэзии В. Высоцкого прослеживается стремление в бытовых сюжетах увидеть сложные проблемы времени. Подлинным явлением советской культуры стало рождение в период “оттепели” так называемой “деревенской прозы”. Ее проявление отнюдь не говорит о том, что существовали особые художественные потребности у крестьянства, которые значительно отличались от потребностей других слоев советского общества. Содержание большинства произведений В. Астафьева, В. Белова, Ф. Абрамова, В. Распутина и других “деревенщиков” не оставляли равнодушным никого, ибо речь в них шла о проблемах общечеловеческих. Писатели-“деревенщики” не только зафиксировали глубокие изменения в сознании; морали деревенского человека, но и показали более драматичную сторону этих сдвигов, коснувшихся изменения связи поколений, передачи духовного опыта старших поколений младшим. Нарушение преемственности традиций приводило к вымиранию старых русских деревень с их веками складывающимся бытом, языком, моралью. На смену приходит новый уклад сельской жизни, близкий городскому. Вследствие этого меняется коренное понятие деревенской жизни -- понятие “дома”, в которое издревле русские люди вкладывали и понятие “отечества”, “родной земли”, “семьи”. Через осмысление понятия “дом” осуществлялась и глубокая связь поколений. Именно об этом с болью писал в своем романе “Дом” Ф. Абрамов, этой проблеме посвящены и повести В. Распутина “Прощание с Матерой” и “Пожар”.

коммунистический ленин культура художественный

В конце 1917 г. на большей части территории Российской империи было провозглашено образование Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР), столица которой переместилась в Москву. Позднее в результате военных успехов советской Красной армии были провозглашены советские социалистические республики на Украине, в Белоруссии и Закавказье. В 1922 г. эти четыре республики объединились в единое государство – Союз Советских Социалистических Республик (СССР). В 1920-х гг. в СССР были проведены административные реформы, в результате которых из РСФСР выделились республики Казахская, Узбекская, Киргизская, Туркменская и Таджикская, а Закавказская республика была разделена на Грузинскую, Армянскую и Азербайджанскую.

Во время Второй мировой войны и по ее итогам (1939– 1947 гг.) в состав СССР вошли сначала Бессарабия (на территории которой была образована Молдавская ССР), Прибалтика (Литовская, Латвийская и Эстонская ССР), Западная Украина и Западная Белоруссия, а также юго-восточная часть Финляндии (Выборг и окрестности), а затем Тува. После войны в состав СССР вошли Южный Сахалин и Курильские острова, Калининградская область и северо- восточная часть Финляндии (Печенга) вошли в состав РСФСР, а также Закарпатье – в состав Украинской ССР. После этого происходили лишь изменения границ между отдельными союзными республиками, самым существенным из которых стала передача Крыма из РСФСР Украине в 1954 г. В конце периода площадь государства составила 22,4 млн кв. км.

Седьмой – современный период развития страны (начиная с 1992 г.)

В конце 1991 г. СССР распался на 15 новых независимых государств, крупнейшим из которых стала Российская Федерация. При этом территория и границы страны фактически вернулись к рубежу XVII–XVIII вв.

Но это подтверждает факт, что современная Россия – не империя, насильно подчинившая многие окрестные территории, а исторически сформировавшееся полиэтническое и поликонфессиональное государство, имеющее перспективы для своего дальнейшего социально-экономического и культурного развития.

При этом первоначально многие соседние государства имели территориальные претензии к Российской Федерации, наличие которых само по себе говорит о нестабильности и неправомерности включения отдельных территорий в состав страны. Наиболее серьезными были претензии со стороны Китая и Японии, которые не удалось разрешить во времена СССР. Разногласия с Китаем за последние 10 лет были полностью урегулированы, и сегодня вся российско-китайская граница является подтвержденной межгосударственными договорами и делимитированной – впервые за несколько веков политических отношений между Россией и Китаем. Разногласия между Россией и Японией из-за южных Курильских островов остаются непреодоленными, что сдерживает развитие экономических, социальных и других связей между нашими странами.

Претензии новых независимых государств носили совсем иной характер. В период существования СССР границы между РСФСР и другими республиками были чисто административными. Более 85% границ не было демаркировано. Даже в документально подтвержденные периоды развития страны эти границы менялись неоднократно в ту или иную сторону и часто без соблюдения необходимых юридических формальностей.

Так, притязания Эстонии и Латвии на часть территорий Ленинградской и Псковской областей обосновываются договорами 1920-х гг. Но до этого Эстония и Латвия как независимые государства никогда не существовали. А еще в XII в. территории современных Эстонии и Латвии находились в зависимом подчинении от русских княжеств. Это, с исторической точки зрения, позволяет России претендовать на всю территорию Эстонии и Латвии.

Уже с конца XVIII в. Западный и Северный Казахстан входили в состав Российского государства. А до конца 1920-х гг. Казахстан и Средняя Азия являлись частью РСФСР. Естественно, что в таких условиях Россия имеет больше исторических оснований для присоединения части территории Центральной Азии, чем Казахстан – на присоединение части территории России. Тем более что в северной части Казахстана большинство населения составляют русские и другие, близкие к ним по культуре, народы, а нс казахи.

Аналогична ситуация с границами на Кавказе, где они часто менялись в зависимости от конкретных исторических условий. В итоге сегодня население некоторых частей Грузии и Азербайджана (Абхазия и др.) желает присоединиться к России, тогда как эти государства, в свою очередь, предъявляют к Российской Федерации территориальные претензии и поддерживают сепаратистов на территории нашей страны.

Наиболее сложным является установление границы между Россией, Украиной и Белоруссией, где во многих случаях оказались разрезанными связи не только между регионами и предприятиями, но и между отдельными семьями, представители которых оказались проживающими по разные стороны новых государственных границ. Тем не менее, к началу XXI в. большинство территориальных претензий к России на государственном уровне были сняты. И сегодня их выдвигают лишь экстремистски настроенные политические деятели националистического толка.

Географическое положение любой страны состоит из физико-географического и экономико-географического положения. Важно также внутреннее административно- территориальное деление страны.

Россия занимает 17 075 тыс. кв. км, или 1/8 часть суши. Наша страна является крупнейшим по площади государством мира. Протяженность территории России с запада на восток (от Калининграда до Чукотки) составляет почти 10 тыс. км, а с севера на юг – от 2,5 до 4 тыс. км. По территории страны проходит 11 часовых поясов: когда в Калининградской области 9 часов вечера, в Камчатской области, Корякском и Чукотском автономных округах уже 7 часов утра следующего дня. Обширность территории предопределяет богатство природными ресурсами и разнообразие природных условий. Крайняя западная точка России находится па Балтийской косе около Калининграда (19°38" в.д.), крайняя восточная точка – на острове Ратманова в Беринговом проливе (169°01" з.д.). Крайняя северная точка России – это мыс Флигели на острове Рудольфа в архипелаге Земля Франца-Иосифа (81°5Г с.ш.), а на материке – мыс Челюскин на полуострове Таймыр (77°43" с.ш.). Крайняя южная точка находится около горы Базардюзю Кавказского хребта (41°11" с.ш.). Таким образом, Россия занимает высокоширотное положение на Евразийском континенте, большая часть территории расположена между 50-й параллелью и Северным полярным кругом.

В результате Россия является одним из наиболее северных государств мира. Около 2/3 территории страны относится к планетарной зоне Севера. Именно здесь сосредоточено большинство природных ресурсов страны (более 3/4 энергетических ресурсов, почти 70% лесных ресурсов, свыше 80% ресурсов пресной воды и др.). Но это фактически неосвоенные и незаселенные территории (плотность населения – менее 1 человека на 1 кв. км), природные условия которых затрудняют развитие практически всех видов хозяйственной деятельности (транспортной, промышленной, сельскохозяйственной, строительной и др.). Неблагоприятное влияние физико-географического положения особенно сильно проявляется в низком агроклиматическом и природно-рекреационном потенциале большей части территории России. Это определяет низкую конкурентоспособность России на международных рынках сельского и рекреационного хозяйства, зависимость от импорта многих видов сельскохозяйственных продуктов и туристических услуг.

В конечном итоге негативное влияние физико-географического положения России проявляется в высоких затратах на производство всех видов продукции и услуг по сравнению с другими странами. При этом отрицательно сказываются не только суровые природные условия (повышаются затраты на отопление, освещение, выращивание растений и т.д.), но и сами огромные размеры страны (резко возрастают транспортные издержки). По своему физико-географическому положению Россия сравнима из независимых государств только с Канадой. Но там практически вся социально-экономическая деятельность сосредоточена в самых южных частях страны, аналогичных по природным условиям российским Северному Кавказу, Нижнему Поволжью и югу Дальнего Востока. В России подобной территориальной концентрации препятствуют и исторические особенности развития страны, и большинство современных социально- экономических факторов, определяющих территориальную организацию населения и хозяйства.

Основная часть территории России находится в материковой части Евразии, а меньшая приходится на островную часть, что осложняет осуществление социально-экономических связей. Самые большие острова России: архипелаг

Новая Земля (82,6 тыс. кв. км), остров Сахалин (76,4 тыс. кв. км), Новосибирский архипелаг (38 тыс. кв. км). Но всю обширную зону Севера местные жители считают "островом", оторванным от остальной территории ("материка") из-за отсутствия надежных транспортных коммуникаций и суровых природных условий.

Бо́льшая часть северных и восточных границ России – морские. Территория страны омывается морями Северного Ледовитого океана (Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское), Тихого (Берингово, Охотское, Японское) и Атлантического океана (Балтийское, Черное, Азовское). Но большинство этих морей – холодные, их акватории значительную часть года покрыты льдами. Поэтому приморское положение страны слабо реализуется для удобства связей с другими странами. Наиболее выгодны для экономики России морские выходы к незамерзающим участкам Баренцева, Балтийского, Черного и Японского морей.

Общая протяженность границ России составляет 58,6 тыс. км, из них протяженность морских границ составляет более 38 тыс. км (65%). Морские границы Россия имеет с 12 странами: США, Японией, Норвегией, Финляндией, Эстонией, Литвой, Польшей, Украиной, Грузией, КНДР (Северной Кореей) и в Каспийском море – с Азербайджаном и Казахстаном. Протяженность сухопутных границ России составляет 20,1 тыс. км (35%). Россия имеет сухопутную границу с 16 странами: с Казахстаном (около 7200 км), Китаем (4300), Монголией (3005), Финляндией (1269), Украиной (1270), Беларусью (990), Эстонией (438), Азербайджаном (367), Литвой (304), Латвией (250), Абхазией, Грузией и Южной Осетией (суммарно около 750), Польшей (244), Норвегией (196), КНДР (17). Подавляющая часть сухопутной границы России приходится на страны СНГ.

Сухопутные границы России на западе проходят по территории Восточно-Европейской равнины, а на юге – частично по равнинным, частично – по горным территориям. Следовательно, серьезных природных проблем для строительства коммуникаций и развития контактов с большинством соседних стран нет. Но почти вся граница с Грузией и Азербайджаном проходит по Кавказским горам. Горы, имеющие барьерную функцию, расположены также на значительной части границ России с Монголией и Китаем.

Экономико-географическое положение (ЭГП) – это отношение объекта к внешним объектам, имеющим экономическое значение. Изучение ЭГП страны помогает выяснить, как окружение страны влияет или может влиять на ее экономическое развитие. Поэтому анализ ЭГП страны заключается его оценкой: выгодно ЭГП или невыгодно, т.е. благоприятно или нет для развития хозяйства страны.

По территориальному охвату различаются три уровня ЭГП: макро-, мезо- и микроположение. Макроположение страны – положение страны на карте мира: отношение к материкам, океанам, мировым торговым путям, главным политическим и экономическим центрам. Мезоположение – положение на материке или внутри части света. Микроположение страны – это ее положение по отношению к ближайшему окружению: соседним государствам, физико-географическим объектам на границе, пересекающим ее транспортным путям и др. При этом оценки макро-, мезо- и микроположений могут значительно отличаться друг от друга (от выгодного до крайне неблагоприятного) и меняться с течением времени.

ЭГП всех уровней – интегральные понятия, складывающиеся из частных (покомпонентных) ЭГП, самыми важными из которых являются:

  • транспортно-географическое положение – положение по отношению к путям сообщения;
  • промышленно-географическое положение – относительно источников энергии, центров обрабатывающей промышленности и др.;
  • агро-географическое положение – относительно продовольственных баз и центров производства сельскохозяйственного сырья;
  • рыночно-географическое положение – относительно рынков сбыта важнейших товаров и услуг, производимых в стране;
  • демо-географическое положение – относительно районов концентрации трудовых ресурсов и научно-технических кадров;
  • рекреационно-географическое положение – относительно районов рекреации;
  • природно-географическое положение – относительно районов с богатыми природными ресурсами и благоприятными природными условиями;
  • политико-географическое (геополитическое) положение – относительно политических и военных центров, районов потенциальных военных конфликтов и т.п.

Кроме этого, по отношению к ареалам (например, континентам) можно выделить несколько видов интегрального или покомпонентных ЭГП страны: центральное (континентальное), периферийное (окраинное), глубинное (внутреннее), пограничное (соседское).

Макроположение России как интегральное, так и по большинству отдельных компонентов, является невыгодным для хозяйственного развития. Наша страна, занимая северное приполярное положение, находится вдали от главных экономических центров мира и важнейших транспортных путей. Это значительно удорожает производство большинства видов продукции, что усугубляется суровыми природными условиями. В итоге уже из-за одного географического макроположения многие российские товары оказываются неконкурентоспособными на мировом рынке.

Мезоположение России на евразийском континенте также не очень выгодно, так как страна занимает его северо-восточную периферию – наименее освоенную и заселенную, с наиболее суровыми природными условиями. Но, одновременно, именно на этом континенте концентрируется большинство населения современного мира, расположено несколько важнейших экономических центров. Наличие большого числа стран-соседей позволяет развивать разнообразные взаимовыгодные экономические связи. Особенно благоприятна при этом возможность тесного сотрудничества и с высокоразвитыми западноевропейскими странами, и с государствами Восточной Азии, обладающими огромным и быстро увеличивающимся социально-экономическим потенциалом.

Именно благодаря мезоположению с ранних этапов своего развития Русское государство имело "двойственный" социокультурный характер, при котором черты европейской цивилизации сочетались с "азиатчиной". Такое сочетание не всегда способствовало экономическому развитию страны, но позволило сформироваться богатой духовной культуре, которая имеет хорошие перспективы для своего сохранения и дальнейшего развития в современном мире – быстро меняющемся и глобализирующемся.

Микроположение России наиболее многозначно и динамично. Так, явно выгодным является политико-географическое микроположение страны. Со всеми соседними государствами Российская Федерация поддерживает добрососедские отношения. Непосредственные страны-соседи (первого порядка), как правило, не препятствуют и развитию связей России с государствами – соседями второго порядка. Всего государств – соседей первого и второго порядков у России почти 40. Среди них и высокоразвитые, представляющие главные экономические центры современного мира (США, Япония, Германия и др.), и имеющие многочисленные трудовые ресурсы (Китай, Узбекистан др.), и обладающие богатыми природными ресурсами (Казахстан, Иран и др.), и имеющие благоприятные природные условия и хорошие рекреационные районы (Украина, Турция и др.), и выделяющиеся крупным производством промышленной или сельскохозяйственной продукции (практически все перечисленные выше). Именно государствам-соседям сбывается большая часть товаров главных российских отраслей специализации (топливной промышленности, металлургии и др.), что позволяет сократить транспортные расходы и увеличить доходы отечественных производителей.

При этом сегодня Россия недостаточно использует выгоды своего микроположения, что в значительной степени связано с транспортно-географической компонентой. Даже существующие транзитные сухопутные магистрали между Западной Европой и Восточной Азией, проходящие но территории страны, используются не в полной мере, так как не отвечают современным техническим требованиям, не позволяя обеспечить транспортировку грузов точно в срок. Так и не удалось освоить Северный морской путь – кратчайшую морскую трассу между Европой и Японией.

Распад СССР резко ухудшил транспортно-географическое положение России, чего по другим компонентам ЭГП в основном не произошло. Россия потеряла возможность использовать в полной мере около 90% существовавших железнодорожных и портовых пунктов международного контакта на западе: порты Вентспилс, Таллинн, Клайпеда, Одесса и др., железнодорожные морские паромы в Германию и Болгарию, нефте- и газопроводы через Белоруссию и Украину.

К тому же распад СССР вызвал разрушение единого ранее транспортного пространства. Часть общих транспортных коммуникаций оказалась на территории новых независимых государств. Так, у России нарушилось территориально-транспортное единство с анклавной Калининградской областью. В Казахстане оказались части важных Южно-Сибирской и Средне-Сибирской железнодорожных магистралей, связывающих западные и восточные районы России. Основная железнодорожная магистраль Москва – Ростов-на-Дону частично проходит по территории Украины.

Чтобы решить проблему сложного транспортно-географического положения Россия в настоящее время строит обходные железные дороги, новые трубопроводы (в том числе по дну Черного моря, а в перспективе – и по дну Балтики), новые морские порты на Балтийском море (Усть- Луга, Приморск и др.), а в перспективе – в Черноморско- Азовском бассейне, организует новые паромные сообщения (Санкт-Петербург – Калининград и др.). Но все эти проекты, как и сооружение любой современной транспортной инфраструктуры, являются очень дорогостоящими и долговременными. Эффект от их осуществления проявится еще не скоро.

При этом даже полное использование преимуществ микро положен ия позволит России выделиться в экономическом отношении только среди соседних стран, в основном бывших республик СССР, т.е. укрепиться в качестве регионального экономического лидера. Выход на уровень главных экономических центров мира возможен после улучшения мезо- и макроположения страны, что является далекой и лишь вероятной перспективой.

Государственное устройство России последовательно менялось в ходе ее исторического развития. До начала XX в. это была абсолютная (самодержавная) монархия. После революции 1905 г. появились черты конституционной монархии (была избрана Государственная дума – орган представительской власти, хотя с очень ограниченными полномочиями и др.). После Февральской революции 1917 г. Россия стала демократической республикой. При этом после Октябрьской революции 1917 г. было провозглашено образование автономий внутри государства (впоследствии союзных республик), но фактически образовалась унитарная социалистическая республика. Реальным федеративным государством Россия стала после распада СССР в конце 1991 г. В настоящее время, согласно Конституции, Россия (Российская Федерация) – это федеративная демократическая республика. Главой исполнительной власти в стране является Президент, по представлению которого утверждается Глава правительства. Орган представительской власти – Федеральное собрание, состоящее из верхней палаты (Совета Федерации) и нижней палаты (Государственной думы). Высшим органом судебной власти в стране является Конституционный Суд.

Древнерусское государство административно делилось па уделы (княжества), которые вначале фактически, а затем лишь формально подчинялись Великому князю, который возглавлял (находился "на престоле") княжество с главным городом государства. Некоторые части страны управлялись не князьями, а собраниями граждан ("вечем") своего главного города (Новгородская, Псковская, Вятская земли), имея характер "вечевых" республик. По мере присоединения княжеств и земель к Московскому государству для управления ими назначались воеводы. А Великий Московский князь (позднее – царь всей Руси) получал титул князя присоединенной территории. Такие присоединенные территории, как правило, назывались "городами" (Пермские города, Рязанские города и т.д.) и делились на уезды, которые, в свою очередь, делились на волости. Как правило, волость включала в себя село (крупный населенный пункт с церковью) и окружающие деревни.

Близкое к европейскому административно-территориальное деление страны берет начало с учреждения Петром I в 1708 г. восьми губерний, число которых позднее постепенно увеличивалось. Губернии Петра I были близки по своим размерам к современным федеральным округам. В частности, вся азиатская часть России входила в Сибирскую губернию, центром которой был город Тобольск. Губернии были введены для улучшения и унификации государственного управления на всей территории страны. Но их большие размеры нс позволяли наладить оперативное управление территорией. Например, распоряжения в границах Сибирской губернии при средствах транспорта того времени могли достигать своих адресатов в течение нескольких месяцев. Поэтому при Екатерине II была проведена новая административно-территориальная реформа, призванная улучшить качество государственного управления страной. Губерний стало значительно больше, и каждая делилась примерно на 10 уездов, административным центром которого являлся город. В итоге новое деление страны привело к появлению множества новых городов, в которые были преобразованы бывшие села, оказавшиеся самыми крупными населенными пунктами на территории бывших уездов. Губернскими центрами, как правило, стали бывшие столицы средневековых княжеств. Но на вновь присоединенных к государству территориях один статус с губерниями получили области, которые были населены в основном казаками, а их административными центрами стали казачьи крепости (области казачьих войск Донского, Сибирского и др.).

Первоначально при выделении новых губерний стремились к их примерному равенству по численности населения, но затем местные особенности все более нарушали этот принцип. Ко времени Октябрьской революции число губерний на территории современной России приблизилось к 80 (включая области, образованные на окраинах государства). В дореволюционной России имелась также практика объединения нескольких губерний и областей в генерал- губернаторства, например Туркестанское, Кавказское и др., что диктовалось необходимостью контроля над окраинными территориями, как правило, национальными. Низовыми по отношению к губерниям административными единицами являлись уезды, в свою очередь делившиеся на волости. Волости оказались самым устойчивым звеном административной системы страны. Многие из них имели те же границы, что и в средние века.

После революций 1917 г. наряду с губерниями (которые позже были преобразованы в края и области) стали образовываться национальные автономии – союзные республики, автономные республики, области и округа. Самые большие народы, которые проживали вдоль границ государства (в то время – Союза Советских Социалистических Республик или СССР), имели возможность образовать союзные республики – Украинскую Советскую Социалистическую Республику (УССР), Азербайджанскую Советскую Социалистическую Республику (АзССР), Армянскую Советскую Социалистическую Республику (АрССР) и др.

Крупные пароды, проживавшие внутри России (в то время – Российской Советской Федеративной Социалистической Республики или РСФСР), получили автономные республики – Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика (ТатАССР), Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика (БашАССР) и др. Народы, менее крупные по численности, могли образовать автономные области в составе краев – Адыгейская автономная область в Краснодарском крае, Хакасская автономная область в Красноярском крае и т.д. Малые народы, составляющие большинство населения на своей коренной территории, получили автономные (национальные) округа, входящие в состав областей – Ненецкий автономный округ в Архангельской области, Коми-Пермяцкий автономный округ в Пермской области и др. Самые крупные города страны Москва и Ленинград (современный Санкт-Петербург) получили статус отдельных административных единиц на уровне краев, областей и автономных республик.

Таким образом, до 1991 г. Российская Федерация (РСФСР) в качестве крупнейшей республики СССР была поделена на автономные республики, края, области, города, а также автономные области и автономные (национальные) округа в составе краев и областей. Конфигурация и структура такого деления неоднократно менялась, в зависимости от политических или экономических обстоятельств, например депортации народов в 1941–1944 гг., сопровождавшейся ликвидацией их национальных автономий, впоследствии восстановленных, за исключением Республики Немцев Поволжья. В 1930-е гг. существовали края, границы которых увязывались с экономическим районированием страны. В 1940-е гг. существовала Карело-Финская ССР, которая позже в качестве Карельской АССР вошла в состав РСФСР.

Современная Россия имеет в своем составе 83 субъекта Российской Федерации (региона), включая 21 республику, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения – Москву и Санкт-Петербург, а также 1 автономную область и 4 автономных округа. Они очень различны но своим размерам, численности населения, экономическому потенциалу. На незавершенность процесса административного устройства России указывает также наличие внутри некоторых областей равноправных с ними по Конституции Российской Федерации автономных округов (кроме не входящего в другие субъекты Чукотского автономного округа). В Федеральном собрании неоднократно высказывалась мысль о целесообразности укрупнения регионов и уменьшения их числа в полтора или два раза.

Учреждение в 2000 г. семи федеральных округов хотя и не затрагивает сложившегося административно-территориального деления России, объективно направлено на управление не регионами-субъектами, а макрорегионами, являющимися удобной формой укрепления государственной власти в стране. Между тем все большую поддержку находит и идея объединения регионов-субъектов Российской Федерации, в первую очередь там, где одни субъекты (малонаселенные и со слабым экономическим потенциалом автономные округа) исторически входят в состав других (крупные края или области). В итоге в начале XXI в. Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ объединились в Пермский край, Камчатская область и Корякский автономный округ объединились в Камчатский край, Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ объединились в Забайкальский край, Эвенкийский и Долгано- Ненецкий автономные округа вошли в состав Красноярского края, а Агинский Усть-Ордынский автономный округ вошел в состав Иркутской области.

Микроуровень административного деления России по состоянию на начало 2013 г. – это около 1500 муниципальных районов, 1097 городов (517 из них – городские округа), 1235 поселков городского типа (ПГТ) и около 20 тысяч сельских администраций (сельских поселений, улусов и др.). Единицы самого низкого уровня – внутригородские районы или округа, небольшие города (районного подчинения), ПГТ и сельские администрации – по Конституции Российской Федерации уже не входят в систему государственной власти, а являются основой для формирования местного самоуправления. Но на практике полноценное самоуправление еще нс сложилось.