«Кинжал» В. Брюсов

Современники отмечали отрывистую, «лающую» манеру декламации Брюсовым своих произведений. Ритмические ассоциации при чтении Брюсова — размеренное, уверенное в себе движение, точные, выверенные шаги, устойчивый подъем по ступеням стихов. Уже само чтение стихотворения «Кинжал» вслух может помочь настроиться на восприятие стилевой системы Брюсова.

Стихотворение представляет собой Поэтический монолог, Призванный убедить слушателя в верности избранного лирическим героем пути. Это своеобразная поэтическая декларация, раскрывающая понимание Брюсовым сути и задач поэзии. По контрасту с расплывчатой многогранностью лирического героя Бальмонта лирическое «я» Брюсова наделяется ясностью, конкретностью позиции. Это уверенный в себе человек, не доверяющий чужим призывам, полагающийся на собственный разум. Он гордо отстраняется от мелочности окружающей жизни, уходя мыслью в безграничную даль истории. Вернуть его музу к современности способен только настоящий взрыв социальной стихии, буря борьбы, сила страсти. Мещанской робости Брюсов противопоставляет высокую героику, борьбу на пределе возможностей.

Ведущее начало в поэзии Брюсова — мысль.

Логика Композиционного построения

Стихотворения — это логика обоснования исходного тезиса. Своеобразным дополнительным аргументом оказывается даже эпиграф. Используя строчки лермонтовского стихотворения «Поэт», Брюсов тем самым опирается на освященную временем традицию отношения искусства к жизни. Оттолкнувшись от лермонтовского образа и заявив о родственности поэтического и социального творчества («песня с бурей вечно сестры»), лирический герой Брюсова во второй и третьей строфах анализирует причины собственной социальной индифферентности, разрыва между творчеством и современной жизнью. Уход в «века загадочно былые», ориентация на прошлое вызваны отсутствием в современной жизни творческого начала — страсти, энергии, борьбы.

Но чуть только жизнь начинает наполняться героикой борьбы, — продолжает свою декларацию Брюсов в четвертой строфе, — как певец возвращается к бурной современности. И вновь поэзия родственна разящей стали, — с максимальной энергией использует поэт символику в завершающей строфе. Тезис о родственности поэзии и оружия доказан, он отливается теперь в афористическую концовку. Кольцо доказательства замыкается на том же, с чего начинался процесс поэтического размышления, — на образе «кинжала поэзии». Убедительность совершенной работы подчеркнута напоминаниями «как прежде», «снова». Довершает дело двойной повтор союза «затем» — будто последние удары молотка по шляпке загоняемого в доску гвоздя. В полном соответствии с пафосом монолитно-твердых, героических начал человеческого духа — стилистика брюсовского стиха, его лексика, ритмика и фоника (звукопись).

Лексика «Кинжала» — звучная, торжественно-приподнятая, близкая высокой ораторской речи. Брюсов в символизме выделялся апелляцией не столько к подсознанию читателей, сколько к его разуму. В этом отношении его творчество наследует принципы традиционной риторической поэтики. В период творческой зрелости Брюсову было чуждо искусство полутонов, оттенков, недоговоренностей в отличие, например, от Анненского.

Стилистические приемы, которые он использовал, должны были гарантировать ясность понимания читателем высказываемой мысли. Вот почему его излюбленным средством становится не ассоциативная метафора, а украшающий Перифраз. Брюсов не говорит, например, «все смирились с насилием», а использует украшающее иносказание «все под ярмом склонили молча выи»; вместо «я обращался к истории» он скажет «я уходил в страну молчанья и могил». Характерно тяготение поэта к Архаизмам и отвлеченным словесным формулам: «былые дни», «строй жизни», «песенник борьбы».

Риторической стилистике Брюсова в полной мере соответствует Ритмика Его стиха. Высшими достоинствами поэзии он считал сжатость и силу, предоставляя нежность и певучесть, как он признавался, Бальмонту. С этим связано пристрастие Брюсова к классическим силлабо-тоническим размерам. В «Кинжале» шестистопный ямб первых трех стихов каждой строфы придает стихотворению упругость и четкость. В заключительном — четвертом стихе строфы — фраза сгущается до афоризма благодаря сокращению числа стоп до четырех.

Звукописью Брюсов пользуется гораздо осмотрительнее и скупее, чем Бальмонт. У него не найти завораживающего потока звуковых перекличек. В то же время используемые им ассонансы и аллитерации всегда выверены, всегда отвечают решаемой риторической задаче. Выразительные примеры такой инструментовки — в двух заключительных строфах стихотворения. Строка «Но чуть заслышал я заветный зов трубы» включает эффектную аллитерацию на «з», поддержанную в смежных стихах словами «знамена» и «отзыв». В свою очередь, строчка «Как прежде, пробежал по этой верной стали» дает выверенное сочетание ассонансов (на «е» и «а») с пунктиром «рокочущих» согласных.

Важно при этом, что звукопись ни в коей мере не размывает смысловой определенности слов. Напротив, звуковое сопровождение делает утверждаемые тезисы более выпуклыми, даже картинными. В целом фонетика стихотворения обеспечивает ему звонкость, форсированную громкость — те «эстрадные» качества, которые необходимы для овладения вниманием аудитории.

Анализ стихотворения «Кинжал» Брюсова

Другие сочинения по теме:

  1. Стихотворение Брюсова — это призыв, предупреждение скорого конца. На улицах этого города кошмар: «буря», «адский шепот», «грохот», «рокот колес» —...
  2. Одно время под влиянием Ивана Коневского Брюсов занялся метафизической поэзией, некоторые его стихи в этом роде — чудная риторика, но...
  3. Анализ стихотворения С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» Из всей русской лирики ХХ века более ярко выделяется...
  4. Своеобразие поэзии В. Брюсова заключается, прежде всего, в новом типе личности, который она выражала. Он воспевал могущество завоевателей, попиравших целые...
  5. 1873, 1 декабря (по ст. ст.) Дата рождения Валерия Яковлевича Брюсова (г. Москва). 1885-1893 Учеба в гимназиях Москвы; увлечение поэзией...
  6. В его дневниках 90-х годов поражает обилие противопоставлений, наметок на будущее и стоящее за этим чувство обязанности перед собой, какого-то...
  7. Вірш «Прийдешні гуни» Валерій Брюсов писав майже цілий рік і закінчив 10 серпня 1905 р. В «Прийдешніх гунах» — найбільш...
  8. Валерий Яковлевич Брюсов родился в 1873 г. в купеческой семье. Он получил хорошее образование и позже, постоянно читая и занимаясь,...
  9. На первом этапе существования символизма В. Брюсов был главным теоретиком нового течения и его признанным лидером. Сила характера, умение подчинять...
  10. Нельзя не обойти вниманием такое исключительно важное событие в жизни Брюсова, как сближение его с армянской культурой и ее деятелями,...
  11. Стихи Брюсова 1914-1917 годов о войне собраны в трех отделах «Семи цветов радуги» и в одном из отделов «Девятой Камены»....
  12. Одним из первых произведений великого русского поэта М. Ю. Лермонтова, с которым я познакомился еще в детстве, было стихотворение «Парус»....
  13. Одно из самых замечательных явлений русской поэзии — стихотворения Ф. И. Тютчева о пленительной русской природе. Ни для кого из...
  14. Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924). С Брюсовым произошло то, что часто бывает с основоположниками каких-либо направлений и систем: они первыми перерастают... Процесс идейно-политического расслоения интеллигенции, значительно усилившийся под влиянием событий 1905-1906 годов, в период Октябрьской революции приобрел бурный и острый характер....

Стихотворение Валерия Яковлевича Брюсова «Кинжал» – одно из самых обсуждаемых в литературной среде. Оно датировано 1903 годом и вошло в сборник «Венок». Первое десятилетие двадцатого века – сложный и даже переломный период в творчестве русского писателя. В это время наметился и произошел постепенный отход Брюсова от принципов символизма, Валерий Яковлевич все четче стал обозначать свою гражданскую позицию.

В начале ХХ века, кроме сборника стихотворений «Венок», выходят одни из лучших книг Брюсова: «Третья Стража» –1900, «Городу и Миру» – 1903, «Все напевы» – 1909. В этих изданиях Брюсов часто обращается к историческим фактам, ищет в героических личностях прошлого примеры для подражания, его интересуют яркие и неординарные поступки. Толчком к новому мировосприятию послужили события, предшествовавшие первой русской революции 1905–1907 годов, а затем и сами битвы за свободу.

В это время Брюсов находился в Москве, поэтому был очевидцем многих революционных баталий. Однако они представлялись поэту неким природным катаклизмом, взрывом стихии, которая сметает все на своем пути. Такая народная буря очень захватывала Брюсова, но его мало интересовали последствия. Без всяких сантиментов Валерий Яковлевич заявил об этом в стихотворениях «Грядущие гунны» и «Близким» . Он готов ломать, но строить – нет.

Несколько иначе эта позиция обозначена в стихотворении «Кинжал», которое является ярким образчиком гражданской лирики Брюсова. В пяти очень емких и экспрессивных четверостишиях Валерий Яковлевич четко обозначил особенности своей гражданской позиции, постарался дать ответ на вечный вопрос о роли поэта в обществе.

Нельзя не заметить, что «Кинжал» Брюсова ассоциируется с «Кинжалом» Пушкина и программным стихотворением Лермонтова «Поэт» . Это очень важный факт, поскольку на знаковых произведениях двух светил русской поэзии было воспитано не одно поколение российского общества.

Но «Кинжал» Брюсова интересен нам позицией поэта, которая отличается от гражданских принципов Пушкина и Лермонтова. Если поэты первой половины ХIХ века были глубоко убеждены, что их долг – вести народ за собой, быть знаменосцами во все периоды жизни и творчества, то Брюсов в своих гражданских порывах гораздо рациональнее. Он не видит смысла в постоянном героизме. Валерий Яковлевич в отдельные моменты своей жизни предпочитал уходить «в страну молчанья и могил». Вероятнее всего, так он будет поступать и впредь.

Можно, конечно, упрекнуть поэта в том, что он идет за толпой и готов встать в строй лишь тогда, когда призывно зазвучат трубы и развернутся знамена. Но Брюсов честно говорит с читателем, не рвет на груди рубаху и не пытается изображать из себя героя, которым на самом деле не является. В этом стихотворении Брюсов откровенно высказывает свою позицию, как делает это и в других произведениях. Он не стремится казаться лучше, чем есть на самом деле.

Поскольку Валерий Брюсов готов к борьбе лишь в особые моменты, то и образ кинжала в этом стихотворении является второстепенным. В трех строфах из пяти речь о клинке вообще не идет. В них Брюсов рассказывает о своем понимании роли поэта в социуме.

Обращает на себя внимание пафосная лексика стихотворения. Практически все предложения здесь звучат торжественно, чеканно, как на строевом смотре. Такая речь намного ближе классическим традициям русского стихосложения, чем звуковым и словесным изыскам символистов. Логично предположить, что в «Кинжале» Брюсов сознательно избегает полутонов и намеков, которые были присущи его раннему творчеству в декадентском стиле. В стихотворении «Кинжал» читателю должно быть все предельно ясно. Однако литературные шаблоны и клише также чужды мэтру, поэтому Валерий Брюсов успешно использует перифраз: «когда не видел я ни дерзости, ни сил» или «я уходил в страну молчанья и могил».

Ритмика стихотворения «Кинжал» полностью соответствует поэтическим предпочтениям зрелого Брюсова, который высоко ценил силу и емкость строк. Отсюда его явное тяготение к силлабо-тоническим размерам. В первых трех строчках каждой строфы поэт использовал шестистопный ямб, а в заключительной – четырехстопный. Такая ритмическая конструкция придает четверостишиям «Кинжала» упругость и афористичность, которые характерны для всего поэтического наследия Валерия Яковлевича. Не зря ведь многие исследователи творчества Брюсова, в частности Д. Максимов, восхищались выразительной ритмикой его произведений.

Литературный путь Брюсова был извилист, сложен и тернист, а отношения с современниками предельно противоречивы. Однако заключительные строки стихотворения «Кинжал» пронизаны оптимизмом: «И снова я с людьми,- затем, что я поэт».

  • «Юному поэту», анализ стихотворения Брюсова
  • «Сонет к форме», анализ стихотворения Брюсова

Сочинение

Валерий Брюсов, классик русской поэзии, очень рано связал свою жизнь с литературой и прошел большой творческий путь. Ему покорились все поэтические жанры: историко-мифологическая поэзия, любовная лирика, тема природная и гражданская лирика.

Наиболее известным из гражданской лирики Брюсова является стихотворение «Кинжал», написанное им в 1903 г. и привлекшее к себе большое внимание критики.

Основной идеей произведения становится роль поэта, его служение обществу, его гражданская позиция.

Стихотворение Брюсова начинается не с рассказа о кинжале, а с короткого упоминания о нем:

Из ножен вырван он и блещет вам в глаза,

Как и в былые дни, отточенный и острый…

И лишь потом появляется фигура поэта, решившего отречься от внешнего мира:

Когда не видел я ни дерзости, ни сил,

Я уходил в страну молчанья и могил,

Но я на зов к борьбе лишь хохотал порой,

Не веря в робкие призывы…

Я отзыв вам кричу, я — песенник борьбы,

Я вторю грому с небосклона…

К людям обращено основное литературное оружие автора — его поэтический дар.

Основная проблема, которую поднимает Брюсов в стихотворении, — историческая своевременность борьбы, предчувствие надвигающихся перемен.

Лирический герой появляется уже в первой строфе стихотворения. Но если сначала это фигура отвлеченная, то далее автор говорит, что поэт — он сам:

Поэт всегда с люди, когда шумит гроза…

И снова я с людьми, — затем, что я поэт…

Стихотворение пронизано настроениями грядущих исторических перемен, нарастающей революции, патриотических идей.

Образы поэта, кинжала, народа, надвигающейся бури гармонично сочетаются и раскрывают гражданскую тему стихотворения.

Брюсовский «Кинжал» создан с применением многочисленных эпитетов («позорно-мелочный строй», «огнистые знамена», «робкие призывы»); ярких метафор («кинжал поэзии», «пробежал кровавый молний свет»).

Поэт, изображенный Брюсовым в стихотворении, верит, что его песнь будет услышана и созвучна грядущим переменам. Он поэт, и он должен быть с людьми, он «песенник борьбы» и вдохновитель революционных перемен.

Стихотворение Валерия Брюсова «Кинжал» увидело свет в 1903 году. Стоит отметить, что это произведение было написано не в творческой манере автора. Валерий Брюсов был ярким представителем символизма. В своих произведениях он часто использовал метафоры для выражения своих чувств и мыслей. А стихотворение «Кинжал» написано в лучших традициях русского классицизма. Объяснение этому довольно простое - «Кинжал» стал знаком уважения и почитания великих русских творцов - Пушкина и Лермонтова.

Стихотворение «Кинжал» посвящено теме роли поэта в обществе. Вчитываясь в строки произведения, мы можем провести некую параллель с «Кинжалом» Михаила Лермонтова. Брюсов высказывает мнение, что кинжалом могут быть слова. Ведь ни для кого ни секрет, что словом можно ранить больнее любого оружия. Автор придерживается мнения, что настоящий поэт должен владеть словом в совершенстве, ежедневно усовершенствовать и оттачивать свое мастерство. Чтобы простой народ, читая литературные произведения, довольно легко понимал их скрытый смысл.

Также стоит отметить, что хотя «Кинжал» является данью уважения Пушкину и Лермонтову, Брюсов не разделял их мнения о месте и роли поэта в обществе. Валерий Брюсов высказывал мнение о том, что если народ находится в тяжелом положении, под грузом проблем, ему нет дела до литературных произведений. Литераторы ни чем не смогут помочь страдающему народу, пока он сам не избавится от своих проблем. Таким образом, Брюсов делает вывод, что поэт должен растворится в толпе, стать серой массой, что литературные произведения не имеют влияния на общественно-политические взгляды народа, что поэт должен выходить на передний план только тогда, когда народ самостоятельно поднимется на борьбу. Это мнение отражено в строках:

Когда все под ярмом клонили молча выи,
Я уходил в страну молчанья и могил

Брюсов также отмечает, что в «былые дни» поэт играл более весомую роль в общественно-политической системе общества.

Кроме того, вчитываясь в строки стихотворения, мы можем наблюдать за трансформацией общественно-политических взглядов самого автора. Так, если ранее «я на зов к борьбе лишь хохотал порой», то сейчас «я - песенник борьбы». По моему мнению, такие изменения связаны с тем, что надвигалась революция 1905 года. Брюсов выбрал сторону народа. На вопрос, почему именно он решил быть с народом, автор ответил «затем, что молнии сверкали».

Брюсов понимал, что это произведения не страшны царскому режиму в отличие от произведений Пушкина и Лермонтова, ведь не содержат призывов к борьбе. Для себя автор отводит роль песенника борьбы. Он понимает, что не поведет за собой народ, а только растворится в нем и будет воспевать его подвиги.

“Кинжал” относится к числу самых знаковых произведений в творчестве Брюсова. Оно является литературной отсылкой к одноименному стихотворению Пушкина и к “Поэту” Лермонтова. Краткий анализ “Кинжал” по плану, который дает общее представление о нем, можно и нужно использовать на уроке литературы в 10 классе.

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано Валерием Брюсовым в 1903 году, когда в творчестве писателя наступил переломный период. Стало частью поэтического сборника, названного “Венок”. Однако впервые было опубликовано не в нем, а в журнале “Новый путь” в 1904 году.

Тема стихотворения – место поэта в современном обществе.

Композиция – последовательная, Брюсов от первой строфы до последней развивает мысль о том, что поэт должен быть с народом и выступать за революцию. Но при этом вечная жертва – это не то, что от него требуется.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырех- и шестистопный ямб.

Эпитеты “былые дни”, “века загадочно былые”, “робкие призывы”, “заветный зов”, “кровавый свет”, “верная сталь”, “огнистые знамена” .

Метафоры “шумит гроза”, “под ярмом клонили молча выи”, “зов трубы”, “кинжал поэзии”, “молнии сверкали” .

История создания

Стихотворение написано в 1903 году, когда предчувствие революции уже ощущалось, однако народ был еще инертен. Валерий Брюсов в этот период постепенно отходит от принципов символизма и все чаще демонстрирует свою гражданскую позицию. Ее выражением и стал “Кинжал”. Он впервые был представлен читателю в издании “Новый путь” в 1904 году, а впоследствии стал частью известного брюсовского сборника “Венок”.

Его не зря сравнивают со стихами Пушкина и Лермонтова – история создания произведения действительно с ними связана. Однако, опираясь на классиков прошлого, поэт высказывает собственную идею. Если и Пушкин, и Лермонтов писали о том, что поэт во все времена должен быть светочем для толпы, то Брюсов возражает – по его мнению, бесполезные жертвы ни к чему. Творец действительно должен вынимать из ножен “ кинжал поэзии” , то только тогда, когда народ выскажет готовность к переменам.

Тема стихотворения

Итак, говоря о предназначении поэта и поэзии – а это и есть основная тема произведения, Брюсов высказывает мысль, что поэт бессилен что-либо изменить, если в народе нет желания сбросить с себя тяжкое ярмо. В то же время он говорит о том, что когда такое желание появляется, нельзя оставаться в стороне: слово должно как разить врагов, так и поддерживать революционеров. Это совершенно естественно для поэта, который просто не может остаться в стороне.

Композиция

Брюсов развивает свою идею четко и последовательно, формируя линейную композицию. В первой строфе он высказывает мысль о том, что поэт должен быть с народом в момент борьбы, а во второй замечает, что когда в людях нет “ни дерзости, ни сил” , лучше уйти в поэтические эмпиреи. Даже несмотря на ненависть у правящему строю, нужно копить силы до того момента, пока народ не поднимет голову – и тогда помогать ему разящим словом. Именно эта мысль высказывается в последней строфе, завершая композицию.

Жанр

Это яркий образец гражданской лирики. Если ранее Брюсов в основном увлекался идеями символизма, то к 1903 году ощутил потребность высказать свою позицию, определить свой взгляд на общественное предназначение поэта, что и заставило его обратиться к нехарактерному для себя жанру, воплотив идею в стихотворении “Кинжал”.

Эти стихи написаны ямбом, причем в первых трех строчках каждого четверостишия используется шестистопный, а в последней – всегда четырехстопный. Это делает стих более четким и емким.

Средства выразительности

Чтобы сделать свое произведение убедительным, поэт использует достаточно традиционные художественные средства:

  • Эпитеты – “былые дни”, “века загадочно былые”, “робкие призывы”, “заветный зов”, “кровавый свет”, “верная сталь”, “огнистые знамена” .
  • Метафоры – “шумит гроза”, “под ярмом клонили молча выи”, “зов трубы”, “кинжал поэзии”, “молнии сверкали” .

Очень важна и такая особенность стихотворения, как обилие пафосной лексики. Брюсов намеренно уходит от символизма и обращается к классическому стихосложению, чтобы четко высказать читателю свою позицию.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 14.