Землетрясение в таджикистане 1985. Кайраккумское землетрясение (1985)

Всем привет! После продолжительного перерыва с вами снова Владимир Раичев. Постараюсь в ближайшее время написать подробный пост о том, где я был и чем занимался. А сегодня предлагаю вам почитать интересную информацию про Кайраккумское землетрясение.

Сегодняшняя статья будет преподнесена вам в несколько ином формате, нежели это было ранее. Дело в том, что мне попалась статья женщины, которая видела это землетрясение своими глазами и все, что будет рассказано — от первого лица.

Нас и до того раньше трясло, но сила толчков была незначительной и не представляла угрозы. Чтобы разрушались здания и гибли люди? Нам казалось, что это невозможно. Но однажды во время просмотра фильма в кинотеатре мы были напуганы весьма ощутимыми толчками.

Началась настоящая паника. Все кинулись к дверям. Молодежь, расталкивая стариков и детей, рвалась к выходу первой, создав невообразимую толчею, не давая выбраться из зала ни себе, ни людям. Боясь быть раздавленными обезумевшей от страха толпой, упавшие на пол люди начали кричать. К счастью, трясти перестало, все обошлось относительно благополучно, не считая синяков и ссадин у отдельных пострадавших.

В зал после этого никто больше не вернулся. Все понимали, что толчки могут повториться. Возле жилых зданий также толпились люди, боясь подняться в свои квартиры, особенно в многоэтажках. Утром из новостей мы узнали, что сила толчков достигала пяти баллов по шкале Рихтера.

Знаки беды

А нас, между тем, продолжало трясти. Ведь Таджикистан расположен в горах и является сейсмически активной зоной. Но мы перестали обращать на это внимание — наверное, попросту привыкли. Жизнь продолжалась. Но вот настал роковой день — 13 октября 1985 года.

Начался он достаточно спокойно. Было воскресенье, погода выдалась на редкость теплая и солнечная. Ничто не предвещало беды. А вечером, примерно за два часа до разгула стихии, рыбки в аквариуме вдруг стали мутить воду и беспорядочно носиться туда-сюда. Такого мы раньше за ними не замечали.

Завыли в округе собаки, словно предчувствуя приближение чего-то плохого, недоброго и предупреждая об этом не только своих хозяев, но и всех вокруг. Ушла из дома кошка. А до этого долго мяукала, не находила себе места. То ляжет, то встанет, то трется о мои ноги, то жалобно смотрит в глаза, пытается нас предупредить о надвигающейся смертельной опасности. Но мы так и не поняли, ни намеков животных, ни других подававшихся нам знаков.

Летчики и милиционеры, летавшие на вертолете над водохранилищем в поисках браконьеров, которые, несмотря на запрет, ловили рыбу сетями, увидели чудо из чудес. Громадные рыбины стаями высоко выпрыгивали из воды в воздух, а затем падали назад, поднимая при этом тучи брызг. Удивительно, но на том самом месте и оказался эпицентр землетрясения!

Неведомая сила

По-прежнему ничего не подозревая, мы с мужем накормили детей, искупали их и уложили спать. Супруг сел читать газету, а я села на диван смотреть телевизор. Как сейчас помню, Николай Озеров рассказывал о спортивных новостях, а потом диктор объявила начало фильма «Восьмое чудо света».

И сразу же после ее слов мы услышали некий нарастающий шум, напоминающий грохот двигающихся танков. Затем шум перерос в гул. Почуяв неладное, я лишь успела соскочить с дивана, и сразу же была толчком откинута в угол комнаты. Началось что-то непонятное.

Как будто бы неведомая сила подкинула наш дом и стала беспорядочно его трясти. Нас качало из стороны в сторону, словно мы были тряпичными куклами. Погас свет. Послышался грохот падающей посуды. Упал телевизор. С потолка сорвалась и разбилась об пол люстра. Попадали с подоконников горшки с цветами. Все это было похоже на конец света!

Везучие и нет

Не соображая, что происходит, полураздетые, босиком, с порезанными ногами, руками и лицами, мы схватили перепуганных детей и выскочили на улицу. Здесь уже столпилось огромное количество людей. Плакали женщины и дети. О, ужас! — буквально за минуту прекрасные дома превращались в покосившиеся аварийные развалюхи.

Тем не менее, муж и еще несколько мужчин, рискуя жизнью, вернулись в квартиры, чтобы вынести все необходимое для детей, теплую одежду, обувь, еду и одеяла. Ведь на дворе все-таки была осень! Быстро стемнело, и мы кое-как устроились на ночлег.

На рассвете перед нами предстала жуткая картина. Казалось, что город пережил войну и подвергся не одной массированной бомбардировке.

Кайраккум практически сразу объявили закрытым. Мы узнали, что сила толчков этого страшного землетрясения составляла 8-9 баллов. Были жертвы. Моя подруга осталась в живых по чистой случайности. В тот день ее попросила поменяться сменами на работе молодая женщина. И вот результат — подруга осталась жива, а сменщице не повезло, она погибла, оставив двухлетнего сына сиротой. Повезло, кстати, и мне. Только я успела соскочить с дивана, как на него упал сервант с посудой. Задержись я хотя бы на секунду, не представляю, что бы со мной было. Может, и не убило бы, но тяжелые травмы точно бы получила.

Мы с вами!

Еще вспоминается спортивный лагерь «Дружба» на 150 мест. Он был полностью погребен под землей. Благо это стихийное бедствие произошло не летом, а то отдыхающие там детишки обязательно пополнили бы списки погибших.

На город было страшно смотреть. Все дома в огромных трещинах, с зияющими дырами вместо окон. Повсюду валялись выкорчеванные с корнем деревья и столбы с оборванными проводами, а земля с глубокими и широкими трещинами наводила на людей ужас!

Надо признать, что Советское государство не оставило нас в беде. Откликнулись тысячи добровольцев, неравнодушных к чужому горю. Они оказывали нам материальную и гуманитарную помощь. Посылки, бандероли шли отовсюду, а семьям, оставшимся без крова, доставляли вагончики со всеми удобствами. Но самое главное — они поддерживали нас морально. В письмах, телеграммах и открытках они писали: «Держитесь! Не падайте духом! Мы с вами!» И мы держались, выстояли.

К покойной жизни

Большую помощь в строительстве нам оказали добровольцы. И наш город быстро преобразился и стал еще красивее, чем был до землетрясения. Но жить спокойно мы уже не могли, постоянно ожидали новых толчков.

Да уж, не дай Бог кому-то пережить такой разгул стихии. Как вам статья? Поделитесь своими впечатлениями в комментариях. Лично у меня мурашки по коже бегали, когда я ее читал.

А на сегодня у меня все, был рад нашей встрече. Поделитесь ссылкой на эту статью с друзьями в социальных сетях, я уверен, что им тоже будет интересно почитать об ужасах этого землетрясения. до новых встреч, пока-пока.

Землетрясение

Землетрясение - довольно частое явление в Азии. Обычно, оно бывает не очень большим. Закачается люстра, и все на этом кончилось. Но в октябре 1985 годамы испытали настоящий страх, когда случилось Кайраккумское землетрясение. Кайраккумскимоно названо по тому, что эпицентр его был рядом с Кайраккумом, в кишлаке Куптулюк, на берегу Сырдарьи. В тот день я приехал с хлопка. Принял ванну, на грудь сто пятьдесят грамм. Было десять вечера. По телевизору началась программа «Время». И вдруг, закачалась не только люстра, но и вся мебель. Майя схватила детей,кинулась в дверь, на выход. А я, не поняв опасности, сталспасать мебель от падения. Еще не осознал силу подземных толчков. А мебель продолжала раскачиваться. Выбежав на улицу, я увидел полный двор народу. Дом покинули все его жители. Погас свет. Через полчаса свет вспыхнул вновь. Его просто отключали. Часа два никто не решался возвращаться в дом. Постепенно страх проходил, и люди стали расходиться по своим квартирам. Но некоторые до утра, так и не решились на это.Утром, обозрев с балкона дома вид микрорайона, мне показалось, что это был очередной испуг. Поехал на работу, вхожу в здание техникума и вижу груду штукатурки на полу, трещины в стенах. Собрались все, кто в техникуме работал, и не был на хлопке. Стали обсуждать, как пережили эту ночь. Занятия с вечерниками отменили.

После обеда, с директрисой, поехали в Кайраккум. Там у нас был филиал вечернего отделения. С трудом, номилиция нас пропустила.Заведующий, Азизбаев Абдугафор, показал разрушения в здании филиала и повез показать кишлак Куптулюк, в котором находился эпицентр. Кишлака не существовало. Все сравнялось с землей. После сообщалось, что жертв было мало. Дома в кишлаке были саманные. А наблюдали мы издали, ближе, милиция не подпускала. Не пустили нас и на ковровый комбинат. Там погибло много людей. В прессе сообщалось о 30-40 жертвах. Плиты покрытия крыши были не приварены к бетонным колоннам стен, а волна землетрясения была вертикальной, что особо опасно для строений. Вся кровля рухнула на ткацкие станки. Многих рабочих, спасатели вытаскивали из-под них. Погибло несколько спасателей, пытаясь вытащить людей из-под завалов. Но жертв могло быть больше. В тот час был обед у второй смены, и многие находились вне производственного корпуса. Азизбаев показал феномен, возникший от землетрясения. На берегу водохранилища (Кайраккумского моря) был летний ресторан. Между зданием ресторана и морем протекал арык с тополями на его берегах. Одна шеренга тополей осталась на месте, а другая переместилась метров на двадцать к морю.

Здание филиала подлежало сносу. Такая судьба была уготована и зданию техникума, в Ленинабаде. Комиссия установила непригодность его к эксплуатации. И тут началось мародерство. Кто-то вытащил более половины кондиционеров из окон, увезли металлический гараж для автобуса. Я подозревал завхоза, Ахмедова Равшана. Он был жуликоватым на руку. Но разбираться никто не стал. Все списали на землетрясение.

Ленинабад сильно не пострадал. Ударная волна от Кайраккума прошла избирательно, по окраинам Ленинабада.На Ленинабадской улице стояло три здания типовой постройки начала пятидесятых годов. Здание техникума было в середине. Крайние дома, практически, остались целыми, а среднее - было разрушено. Для размещения техникума, уплотнили филиал политехнического института, а затем нас перевели в старое здание обкома, в центре города. Два переезда равноценны одному пожару. От оборудования лабораторий остались крохи. Пришлось их оснащение начинать почти с нуля. Но, не было бы счастья, да несчастье помогло. В новом (старом) здании мы создали, более современные мастерские - ткацкую и швейную. Оснастили кабинет информатики компьютерами современных, по тем временам, марок, хотя и отечественных, Минского производства. Модели были аналогичны IBM 286. Переоформили стенды кабинетов. Вот только занятия по физкультуре приходилось проводить в центральном парке, а зимой ездить в спорт зал ДК «Шелковик». Жаль было оставлять плоды этого труда, при переезде в Россию. Все сделанное опять подверглось разрухе, при «самостийности» республики.

Землетрясение – довольно частое явление в Азии. Обычно, оно бывает не очень большим. Закачается люстра, и все на этом кончилось. Но в октябре 1985 года мы испытали настоящий страх, когда случилось Кайраккумское землетрясение. Кайраккумским оно названо по тому, что эпицентр его был рядом с Кайраккумом, в кишлаке Куптулюк, на берегу Сырдарьи. В тот день я приехал с хлопка. Принял ванну, на грудь сто пятьдесят грамм. Было десять вечера.

По телевизору началась программа «Время». И вдруг, закачалась не только люстра, но и вся мебель. Майя схватила детей, кинулась в дверь, на выход. А я, не поняв опасности, стал спасать мебель от падения. Еще не осознал силу подземных толчков. А мебель продолжала раскачиваться. Выбежав на улицу, я увидел полный двор народу. Дом покинули все его жители. Погас свет. Через полчаса свет вспыхнул вновь. Его просто отключали. Часа два никто не решался возвращаться в дом. Постепенно страх проходил, и люди стали расходиться по своим квартирам. Но некоторые до утра, так и не решились на это. Утром, обозрев с балкона дома вид микрорайона, мне показалось, что это был очередной испуг. Поехал на работу, вхожу в здание техникума и вижу груду штукатурки на полу, трещины в стенах. Собрались все, кто в техникуме работал, и не был на хлопке. Стали обсуждать, как пережили эту ночь. Занятия с вечерниками отменили.

После обеда, с директрисой, поехали в Кайраккум. Там у нас был филиал вечернего отделения. С трудом, но милиция нас пропустила. Заведующий, Азизбаев Абдугафор, показал разрушения в здании филиала и повез показать кишлак, в котором находился эпицентр. Кишлака не существовало. Все сравнялось с землей. После сообщалось, что жертв было мало. Дома в кишлаке были саманные. А наблюдали мы издали, ближе, милиция не подпускала. Не пустили нас и на ковровый комбинат. Там погибло много людей. В прессе сообщалось о 30-40 жертвах. Плиты покрытия крыши были не приварены к бетонным колоннам стен, а волна землетрясения была вертикальной, что особо опасно для строений.

Вся кровля рухнула на ткацкие станки. Многих рабочих, спасатели вытаскивали из-под них. Погибло несколько спасателей, пытаясь вытащить людей из-под завалов. Но жертв могло быть больше. В тот час был обед у второй смены, и многие находились вне производственного корпуса. Азизбаев показал феномен, возникший от землетрясения. На берегу водохранилища (Кайраккумского моря) был летний ресторан. Между зданием ресторана и морем протекал арык с тополями на его берегах. Одна шеренга тополей осталась на месте, а другая переместилась метров на двадцать к морю.

Здание филиала подлежало сносу. Такая судьба была уготована и зданию техникума, в Ленинабаде. Комиссия установила непригодность его к эксплуатации. И тут началось мародерство. Кто-то вытащил более половины кондиционеров из окон, увезли металлический гараж для автобуса. Я подозревал завхоза, Ахмедова Равшана. Он был жуликоватым на руку. Но разбираться никто не стал. Все списали на землетрясение.

Ленинабад сильно не пострадал. Ударная волна от Кайраккума прошла избирательно, по окраинам Ленинабада. На Ленинабадской улице стояло три здания типовой постройки начала пятидесятых годов. Здание техникума было в середине. Крайние дома, практически, остались целыми, а среднее – было разрушено. Для размещения техникума, уплотнили филиал политехнического института, а затем нас перевели в старое здание обкома, в центре города. Два переезда равноценны одному пожару. От оборудования лабораторий остались крохи.

Пришлось их оснащение начинать почти с нуля. Но, не было бы счастья, да несчастье помогло. В новом (старом) здании мы создали, более современные мастерские – ткацкую и швейную. Оснастили кабинет информатики компьютерами современных, по тем временам, марок, хотя и отечественных, Минского производства. Модели были аналогичны IBM 286. Переоформили стенды кабинетов. Вот только занятия по физкультуре приходилось проводить в центральном парке, а зимой ездить в спорт зал ДК «Шелковик». Жаль было оставлять плоды этого труда, при переезде в Россию. Все сделанное опять подверглось разрухе, при «самостийности» республики.

1985
6 января
гроза в Москве, вызванная столкновением тёплых и холодных масс воздуха.
17 января
выброс 7,5 т жидкого хлора из цистерны на Волгоградском ПО «Химпром». Пострадало 27 чел. Завод с 1950-х был ориентирован на выпуск химического оружия 2-го поколения – газов зарина и зомана, а также высокотоксичных пестицидов из класса фосфорорганических веществ.
25 января
обрушение купола Высоковольтного испытательного центра Всесоюзного электротехнического института им. Ленина (Истринский район Московской области) – самого большого купольного сооружения в мире, к тому же безопорного. Обилие выпавшего мокрого снега, ветер, а также многочисленные дефекты и отступления от проекта, допущенные при изготовлении и монтаже узлов купола, привели к выпадению крепёжных болтов и, спустя несколько дней, к катастрофе. Она произошла за 15 мин. до начала рабочего дня и человеческих жертв не повлекла, однако восстановлению конструкция не подлежала.
1 февраля
под г. Минск (Белорусская ССР) из-за обледенения частей, замерзания топлива в баках и остановки двигателей потерпел катастрофу (упал в лес и сгорел) самолёт «Tу-134». Погибло 58 из 83 чел., находившихся на борту.
6 марта
в порту Вентспилс (Латвийская ССР) произошёл взрыв танкера «Людвик Свобода». Причины - халатность моряков и грубое нарушение ими правил техники безопасности. Погибли 4 чел.
3 апреля
при подготовке к показу новой авиационной техники в Мачулищах (Белорусская ССР) произошла катастрофа опытного вертолёта «В-80 №01», в которой погиб один из лучших лётчиков ОКБ Е. Ларюшин. При отработке в рамках исследования предельных режимов полёта ускоренного ухода с малой высоты к земле произошёл перехлёст лопастей несущих винтов, они разрушились и вертолёт упал.
3 мая
под г. Львов (Украинская ССР) столкнулись пассажирский самолёт «Ту-134», летевший из г. Таллин, и «Ан-26» военно-транспортной авиации, на борту которого находилось практически всё руководство ВВС Прикарпатского военного округа. Причина катастрофы - грубейшая ошибка львовского диспетчера, ошибочно определившего местоположение «Ан-26» и давшего экипажу «Ту-134» команду на снижение. Всего погибло 94 чел.
30 мая
смерч в Днепровском районе г. Киев (Украинская ССР). Разрушены гаражи, выбиты стёкла, вырваны антенны, деревья и даже куски асфальта с дорожного полотна.
Июнь
взрыв и пожар на нефтяном месторождении Тенгиз (скважина №37, Атырауская область Казахской ССР). Взрыв произошёл на глубине 4209 м, мощность огненного фонтана не имела равных в мире - огненный столб высотой почти 150 м. Факел горел около года, за это время погиб 1 чел. (командир взвода Полтавского противофонтанного отряда), от избытка сероводорода пострадали жители пос. Каратон, Сарыкамыс и других близлежащих населённых пунктов. «Свеча» горела на пути миграции перелётных птиц, которые сгорали в пламени тысячами; ощутимому удару подверглась экофауна Каспийского побережья. Глушение фонтана завершилось только в июле 1986.
6 июня
выброс жидкого хлора из цистерны на Первомайском ПО «Химпром» (Харьковская область Украинской ССР). Пострадало 3 чел.
27 июня
авария на Балаковской атомной электростанции (Саратовская область): при «горячей обкатке» 1-го энергоблока без загрузки топлива произошёл разрыв трубопровода и 300-градусный пар стал поступать в помещение, где работали люди. Погибли 14 чел. Авария случилась из-за ошибочных действий малоопытного персонала. В течение нескольких лет подряд (1987-1991) на АЭС в массовом порядке выходили из строя парогенераторы.
10 июля
крупнейшая авиакатастрофа на территории СССР: под г. Учкудук (Узбекская ССР) из-за отказа системы управления на большой высоте потерпел крушение самолёт «Ту-154 B-2», летевший из г. Ташкент в г. Ленинград. Погибло 200 чел.
15 июля
авария на 521,8 км трассы линейной части магистрального газопровода Уренгой–Центр (Тюменская область). Потеряно 21,57 млн. куб. м газа.
9 августа
шквальный ветер пронёсся по территории Смоленской области. Повреждены десятки км линий электропередач, тысячи деревьев вырваны с корнем, животноводческие помещения остались без электроэнергии и воды, выбиты стёкла, с домов сорваны крыши.
10 августа
самая тяжелая радиационная авария за всё время существования отечественного атомного флота: на атомной подводной лодке «К-431», находившейся в Японском море (залив Стрелок, губа Чажма), из-за нарушения персоналом правил перегрузки ядерного топлива в одном из реакторов возникла самопроизвольная цепная реакция и произошёл тепловой взрыв. В ходе аварии и при ликвидации её последствий погибли 10 чел., до 300 чел. подверглись повышенному облучению. При этом ось радиоактивных осадков пересекла п-ов Дунай в северо-западном направлении и вышла к морю на побережье Уссурийского залива, пройдя по акватории еще 30 км. Протяжённость шлейфа на полуострове составила 5,5 км.
25 сентября
самолёт «Ан-12», выполнявший рейс Днепропетровск-Москва разбился под г. Харьков (Украинская ССР). Погибли все находившиеся на борту (9 пассажиров и членов экипажа).
Октябрь
землетрясение в г. Кайраккум (Ленинабадская область Таджикской ССР). Эпицентр находился в районе Кайраккумского водохранилища, интенсивность оценена в 9 баллов. Уничтожены или сильно разрушены кишлаки Кунтуллюк, Исписар, Катаган, гг. Чкаловск и Гафуров. В самом Кайраккуме большинство жилых домов и промышленных предприятий, оказавшись в эпицентре, понесли непоправимый урон.
11 октября
в районе г. Кутаиси (Грузинская ССР) при наборе высоты пассажирский самолёт «Як-40» вошёл в зону ливня, столкнулся со склоном горы и сгорел. Погибли 14 чел.
18 декабря
утечка жидкого хлора на Кемеровском ПО «Химпром». Пострадал 1 чел.
+
– в Иркутской области за год в лесах государственного значения допущено 1498 лесных пожаров на площади 208,2 тыс. га, в том числе 82 крупных лесных пожара на площади 195,3 тыс. га. На тушении пожаров работало 1300 парашютистов и десантников авиационной охраны лесов, в том числе 300 из других областей, более 1250 рабочих предприятий, 50-80 летательных аппаратов, до 80 вездеходов и пожарных машин.
– в г. Сочи (Краснодарский край) шквальная буря смела с побережья в море легковые автомобили и палатки. Десятки чел. получили травмы.

1986
16 февраля
у берегов Новой Зеландии в заливе Порт-Гор напоролся на рифы и затонул советский теплоход Балтийского морского пароходства «Михаил Лермонтов». В экстремальной ситуации экипаж спас всех пассажиров.
2 марта
из-за отказа двигателя в районе г. Бугульма (Татарская АССР) разбился самолёт «Ан-24». Погибли 38 чел.
6 марта
землетрясение в Североапшеронской акватории Каспия с магнитудой 6.1.
11 марта
утечка жидкого хлора из вентиля на ПО «Капролактам» (г. Дзержинск Горьковской области), пострадал 1 чел.
24 апреля
на 178 км перегона Канчерова-Кувандык Южно-Уральской железной дороги произошло крушение грузового поезда, с рельс сошло 30 вагонов. Причина аварии - выброс пути.
26 апреля
авария и взрыв на 4-м блоке Чернобыльской атомной электростанции имени Ленина (Украинская ССР). В первые дни погибли 2 чел., госпитализировано 197. Согласно отчёту ООН, высокую дозу радиации получили около 600.000 чел., из них не менее 4000 умерло позднее от рака. Из зоны бедствия эвакуированы 45 тыс. чел. в Украинской и 135 тыс. в Белорусской ССР. Существенно пострадала территория в 109 тыс. кв. км, задеты загрязнением в заметных масштабах ещё около 100 тыс. кв. км (23% территории Белоруссии, 5% территории Украины, 0,5% территории РСФСР).
13 мая
сильное землетрясение в Грузинской ССР (в районе оз. Параван).
23 мая
пожар на аварийном 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС. Загорание произошло в зоне расположения главных циркуляционных насосов блока. Пожарных подвозили к месту пожара на бронетранспортерах. Из-за высоких уровней радиации тушили его малыми группами - по 5 чел. Время работы каждой из них было не более 10 мин. В тушении пожара, который продолжался около 8 часов, приняли участие 268 огнеборцев. Из них 11 чел. получили дозы облучения свыше 20 рентген, 7 человек - от 50 до 100 рентген.
12 июня
из-за излома шейки оси колёсной пары на перегоне Кимасозеро-Ледмозеро (Карельская АССР) произошло крушение грузового поезда. С рельс сошло 22 вагона с высыпанием груза (металлического окатыша). Движение прервано на 29 часов.
2 июля
в багажном отделении самолёта «Ту-134», вылетевшего из аэропорта г. Сыктывкар (Коми АССР), возник пожар. Салон очень быстро наполнялся дымом и командир принял решение идти на вынужденную посадку, при которой машина задела деревья и разрушилась. Погибли 2 члена экипажа и 54 из 94 пассажиров.
24 мая
выброс на железнодорожной станции г. Батайск (Ростовская область) жидкого хлора из цистерны, следовавшей из г. Стерлитамак (Башкирская АССР) в г. Сумгаит (Азербайджанская ССР).
18 июня
железнодорожная катастрофа на Прибалтийской железной дороге между станциями Курцумс и Грива (Латвийская ССР): из-за чрезмерной качки сцепились буфера 4-го и 5-го вагонов, в результате чего сошли с рельсов вагоны скорого пассажирского поезда.
19 августа
авария в непосредственной близости от 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС - сход с рельсов специального железнодорожного вагона с отработанным ядерным топливом. Гражданские специалисты не смогли справиться с аварией, для её ликвидации были привлечены солдаты железнодорожных войск министерства обороны СССР. Спустя 2 дня разрушенный железнодорожный путь восстановили. Уровень радиации на месте проведения работ составлял 1-1,5 Р/ч.
31 августа
в порту г. Новороссийск (Краснодарский край) в столкновении с грузовым судном, сухогрузом «Пётр Васев», утонул пассажирский теплоход «Адмирал Нахимов». Советская пресса сообщила, что «имеются человеческие жертвы». Позже появились цифры погибших: сначала 398 чел., затем - 423 чел.
30 августа
землетрясение в г. Одесса (Украинская ССР). Повреждения 1-й степени получили 55% зданий. Многие жители города ощущали головокружение, тошноту, в отдельных случаях отмечалась потеря равновесия. Включалась охранная сигнализация на автомашинах и в квартирах. Средняя интенсивность по городу - 6 баллов.
20 сентября
обрушился мост на Кегумской гидроэлектростанции (Латвийская ССР). Трагедия произошла во время проверки моста на прочность: ошибка в расчётах плана проверки обусловила чудовищную перегрузку конструкций после того, как на него загнали 15 самосвалов, гружёных песком. В результате один из пролётов переправы обрушился. Погибли 11 чел. (в т.ч. руководитель проверки и его консультант), 13 получили ранения различной степени тяжести.
3 октября
в районе Бермудских островов (Атлантический океан) в результате взрыва ракеты в шахте на глубине 4000 м затонула советская атомная подводная лодка «К-219» (командир И.А. Британов) водоизмещением 9300 тонн. Погибли 4 чел., некоторые члены экипажа получили поражение гептилом. АПЛ затонула. Оба ядерных реактора заглушены штатными поглотителями.
13 октября
Кайраккумское землетрясение. Носило характер эпицентрального, короткопериодного с силой в эпицентре немного выше 8 баллов. Значительные повреждения получили свыше 90 4-этажных кирпичных жилых домов. Крупнопанельные жилые дома перенесли землетрясение удовлетворительно. Сильные повреждения получила часть 4-этажных каркасных зданий. Весьма значительные разрушения произошли в старых цехах Кайраккумского коврового комбината. Каркасное здание, с пролетом по 12 м, потеряло свою устойчивость и обрушилось, имелись человеческие жертвы.
14 октября
при взлёте в аэропорту Усть-Мая (Якутская АССР) потерпел катастрофу самолёт «Л-410 М». Погибли 14 чел.
19 октября
в Драконовых горах на границе Мозамбика и ЮАР разбился мозамбикский самолёт «Ту-134», который обслуживал экипаж «Аэрофлота», временно откомандированный в эту страну. Точная причина катастрофы не установлена, наиболее вероятна дезориентация экипажа, хотя выдвигалось предположение о диверсии спецслужб ЮАР. Погибли 34 чел., в том числе президент Мозамбика Самору Машел с женой.
20 октября
при приземлении в аэропорту «Курумоч» (г. Куйбышев) из-за самонадеянности командира экипажа потерпел крушение самолёт «Ту-134 A», следовавший рейсом из г. Свердловск в г. Грозный. Погибло 70 чел.
6 ноября
на ст. Користовка Одесской железной дороги (Кировоградская область Украинской ССР) допущено столкновение 2 пассажирских поездов с тяжёлыми последствиями (погибли 43 чел.).
12 декабря
самолёт «Ту-134 А» Белорусского авиаотряда потерпел катастрофу в аэропорту «Шёнефельд» (Берлин). Погибли все 9 членов экипажа и 63 из 73 пассажиров, большинство из которых составляли немецкие школьники, возвращавшиеся из поездки в СССР.
+
катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС (Красноярский край): после сброса первого паводка, вдвое слабее расчётного, дно водобойного колодца (более 30.000 куб/м конструкций и скального основания) под плотиной разрушено. Был выполнен ремонт: усилено дно колодца, чтобы исключить ослабление и размывание основания плотины потоком сбрасываемой воды.

1987
Январь
в 1-й декаде месяца исключительно сильные морозы наблюдались в северо-западном районе Европейской части СССР. На ст. Холм Новгородской области температура опускалась до –42°С. Сильные холода привели к целому ряду климатических рекордов в различных районах европейской части страны. В г. Ровно температура снизилась до –35°С, что ниже абсолютного минимума для всего января. В Новгородской и Вологодской областях ночью морозы достигали –48°С!
В горных районах Сванетии (Грузинская ССР) исключительно многоснежная зима (высота снежного покрова в отдельных местах достигала 5 м). В результате снежные лавины, перекрыв дороги, отрезали многие города и сёла от «большой земли», вывели из строя более 350 км дорог, около 200 км высоковольтных линий электропередач и магистральных линий связи, вызвали значительные разрушения жилых домов и человеческие жертвы.
9 января
на Запорожской АЭС произошла «местная радиационная авария» с утечкой радиоактивной воды в машинный зал.
13 января
на перегоне Малино-Усады (Московская область) из-за халатности путевого мастера и диспетчера произошло крушение грузового поезда.
21 января
несанкционированное увеличение мощности реактора на Ленинградской АЭС (г. Сосновый Бор), приведшее к расплавлению 12 тепловыделяющих элементов, загрязнению активной зоны цезием-137 и выходу радиоактивных веществ за пределы станции.
29 января
в результате столкновения на перегоне Чир-Суровикино Приволжской железной дороги произошло крушение 2 грузовых поездов, что привело к тяжёлым последствиям и длительному перерыву в движении.
18 февраля
на подводной лодке «Б-33», находившейся на полигоне боевой подготовке в заливе Петра Великого (Японское море), начался пожар. Погибли 5 чел.
12 апреля
авария на 2 км трассы линейной части магистрального газопровода Ямбург–Елец (Тюменская область). Потеряно 21 млн. куб. м газа.
16 апреля
во время стрельб ракетами-мишенями в заливе Петра Великого (Японское море) одной из ракет внезапно поражён малый ракетный корабль «Муссон». Попадание в радиорубку и взрыв стали причиной пожара, на корабле вышли из строя все системы пожаротушения и связь. Выжившие эвакуировались с корабля, на котором разорвались боевые снаряды, и он затонул. Погибли 39 чел. Официальная комиссия пришла к выводу, что причиной трагедии стали непродуманность действий и преступная халатность должностных лиц во время учений.
20 апреля
пожар в хвостовом вагоне поезда, следовавшего в сторону центра по перегону между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» Московского метрополитена. Сильно обгорели несколько хвостовых вагонов поезда, на станции сильно пострадала облицовка южной части, потребовалась значительная реконструкция.
29 апреля
при проведении ремонтных работ на Южно-Украинской АЭС (Николаевская область Украинской ССР) рухнула 12-тонная деталь крана, деформировав корпус реактора.
15 мая
орбитальный космический корабль «Буран» (в варианте «Скиф-ДМ») при лётных испытаниях упал в Тихий океан (из-за сбоя систем управления получил сигнал торможения вместо доразгона).
22 мая
авария на 614 км трассы линейной части магистрального газопровода Уренгой–Ужгород (Тюменская область). Потеряно 3,30 млн. куб. м газа.
14 июня
сухогруз «Комсомолец Киргизии» Балтийского морского пароходства в сложных погодных условиях (шторм) потерпел бедствие в 200 милях от побережья штата Нью-Джерси (США). Помощь была оказана береговой службой США: все члены экипажа (37 чел.) сняты с борта и доставлены в порт Атлантик-Сити. Позднее с ними встретился президент Р. Рейган.
7 июля
утечка жидкого хлора из цистерны в пути следования и по прибытии на ст. Аннау (Туркменская ССР). Пострадало 135 пассажиров с поездов, из них 35 получили тяжелые отравления.
18 июля
выброс 20 т жидкого хлора на ПО «Азот» (г. Новомосковск Тульской области).
Октябрь
Ленкоранское землетрясение в Азербайджанской ССР (интенсивность 7 баллов по шкале Рихтера).
6 августа
смерч в Киевской области привёл к значительным разрушениям зданий и лесных массивов.
7 августа
на ст. Каменская Ростовской области (г. Каменск-Шахтинский) произошла железнодорожная катастрофа: товарный состав на полном ходу протаранил стоящий на станции пассажирский поезд. Погибли 106 чел., пострадали 114.
19 октября
при попытке взлёта в аэропорту г. Комсомольск-на-Амуре потерпел катастрофу самолёт «Ан-12 БК». Причина - столкновение с гаражом для тяжелой аэродромной техники из-за перегруженности в условиях сильного попутного ветра и мокрого снегопада. Погибли 9 чел.
20 ноября
авария на 174,3 км трассы линейной части магистрального газопровода Уренгой–Челябинск (Тюменская область). Потеряно 20,1 млн. куб. м газа.
23 ноября
из-за нарушения технологического процесса в цехе скальных аммонитов завода в г. Дзержинск (Горьковская область) произошёл мощный взрыв, ставший причиной пожара внутри здания. Из-за высокой температуры произошёл очередной взрыв готового изделия, которым полностью разрушено здание цеха. В результате обрушения строительных конструкций погиб караул пожарной службы (3 чел.).
24 ноября
на перегоне Канаш-Ачакс (Чувашская АССР) произошло столкновение пассажирского поезда №173 с грузовым поездом, остановившемся на перегоне в кривом участке пути в условиях плохой видимости и отключения электроэнергии в контактной сети и питания автоблокировки. Погибли 3 чел. (машинист, его помощник и пассажир). Перерыв в движении составил 18 часов.
1 декабря
выброс жидкого хлора из вентиля на цистерне на Саянском ПО «Химпром» (г. Зима Иркутской области). Получили отравление и ожоги хлором 2 чел. Цистерна прибыла с Калушского ПО «Химпром» (Украинская ССР).
+
- мощный ураган повалил лес на большой территории Тверской области.
- лесные пожары в Читинской области охватили огромную территорию площадью более 90 тыс. га.

1988
14 января
3 взрыва в силосе Томыловского элеватора (Самарская область). Попытка локализовать аварию приводит к следующему взрыву и гибели персонала (3 чел.). Процесс самовозгорания семян подсолнечника с последующими газопылевоздушными взрывами стал неуправляемым. Локализовать аварию не удалось, элеватор в течение 1,5 лет медленно погибал из-за следовавших один за другим локальными очагами возгорания и взрывами в силосах. В результате огромный заготовительный элеватор из железобетонных конструкций прекратил своё существование.
18 января
самолёт «Ту-154» разломился пополам при слишком жёсткой посадке в аэропорту г. Красноводск (Туркменская ССР). Из 137 пассажиров погибли 11, находившихся в месте разлома.
24 января
под г. Нижневартовск (Ханты-мансийская АО) сразу после взлёта разбивается самолёт «Як-40», летевший в Тюмень, у которого по неизвестным причинам (по основной версии - из-за ошибочных действий экипажа) выключились все 3 двигателя. Из 35 чел., находившихся на борту, погиб 31: большинство из них замёрзли в глубоком снегу, т.к. самолёт потерпел катастрофу поздним вечером, а обнаружили его только на рассвете.
25 января
на атомной подводной лодке «К-178», находившейся на базе на Камчатке, возникло возгорание в отсеке хранения изолирующих противогазов и дыхательных аппаратов. Погиб 1 моряк.
26 января
на станции Пады Юго-Восточной железной дороги (Пензенская область) произошло крушение 2 грузовых поездов.
1 февраля
авария в г. Ярославль на железнодорожном перегоне Приволжье-Филино. С рельсов сошли 7 вагонов специального грузового поезда, в т.ч. 3 цистерны с высокотоксичным ракетным топливом гептилом. Из опрокинувшейся цистерны вытекло на насыпь около 740 л, собрано в ёмкости 450 л гептила. В период ликвидации аварии госпитализировано с отравлением 58 чел., многие из пожарных, работавших на сборе топлива, вскоре умерли или стали инвалидами.
12 февраля
на атомной подводной лодке Северного флота «К-14» из-за возгорания масла начался пожар. При тушении погиб 1 чел.
14-15 февраля
крупнейший пожар в Библиотеке Академии наук СССР (г. Ленинград). Начался вечером воскресенья на 3-м этаже хранилища в газетном фонде и был довольно быстро погашен пожарными. Однако через несколько часов, ранним утром, огонь появился вновь, на этот раз одновременно на 4-м и 5-м этажах, где находился фонд книг и периодических изданий на русском и иностранных языках. На этот раз подавление огня продолжалось 11 часов. В результате пострадало около 300.000 единиц хранения, причём водой испорчено в 10 раз больше экземпляров, чем огнём.
27 февраля
при приземлении в аэропорту г. Сургут (Тюменская область) потерпел крушение (врезался в землю и загорелся) самолёт «Ту-34». Погибли 20 пассажиров и членов экипажа, 37 чел. получили ранения и травмы.
13-14 марта
один из сильнейших ураганов на Камчатке. Несмотря на то, что синоптики заранее передали местным властям и населению тревожный сигнал, мало было сделано, чтобы встретить стихию в полной готовности. Скорость ветра доходила почти до 40 км/ч, ветер выбил стёкла и двери в тысячах квартир, гнул светофоры и столбы, с сотен домов сорвал крыши, валил деревья, сносил газетные киоски и продовольственные ларьки. Из строя вышли электро- и теплоснабжение г. Петропавловск-Камчатский, теле- и радиовещание, жители остались без света, тепла и воды.
19 апреля
во время снижения в облаках при сильной метели в условиях ограниченной видимости в районе г. Багдарин (Бурятская АССР) потерпел катастрофу (столкнулся с горой) самолёт «Л-410 УВП». Погибли 17 чел.
30 апреля
гибель сотрудника секретного вирусного биологического центра в «Кольцово» (Новосибирская область) Н. Устинова, заразившегося вирусом Марбурга во время разработки новейшего биологического оружия.
18 мая
в японском порту Осака ночью загорелся советский туристический корабль «Приамурье», на котором по путёвкам турагентства «Спутник» путешествовали около 300 туристов из СССР. Погибли 11 чел.
27 мая
авария на 741 км трассы линейной части магистрального газопровода Уренгой–Петровск в поймe р. Обь (Тюменская область). Потеряно 2,3 млн. куб. м газа.
4 июня
при подходе к станции Арзамас-1 (Горьковская область) грузового поезда, следовавшего из г. Дзержинск в Казахскую ССР, произошёл взрыв 3 вагонов с 18 т промышленных взрывчатых веществ, предназначенных для горных предприятий юга страны. Глубина воронки на месте взрыва - 30 м. Уничтожено 151 жилое строение (в т.ч. снесён близлежащий посёлок), 2700 чел. лишились жилья. Погибли 94 чел. (в том числе 10 детей), ранено 840. Одна из версий причины: утечка газа в газопроводе под железнодорожными путями.
3 июля
пожар в вагоне с гербицидом (трихлорацетат натрия) на ст. Чепецкой (г. Кирово-Чепецк Кировской области) с образованием ряда токсичных веществ - фосгена, хлороформа, оксида углерода. Над городом повис смог. За медицинской помощью обратилось 27 чел.
12 июля
большой 3-палубный теплоход «Сергей Кучкин», совершавший рейс по каналу им. Москвы, стремясь избежать столкновения с другим теплоходом «Москва-92» (он экстренно изменил курс из-за 2 парней, купавшихся в запретной зоне реки), столкнулся с откосом канала, повредив корпус. На ремонтные работы ушло почти 2 суток, сбилось расписание туристических рейсов.
16 августа
на перегоне Березайка-Поплавенец Бологовского отделения Октябрьской железной дороги (Калининская область) произошло крушение скоростного пассажирского поезда №159 «Аврора» (причина - сход вагонов с рельс и возникновение пожара). Погиб 31 чел., ранены 182. Повреждено 2500 м контактной сети, 500 м железнодорожного пути, до степени исключения из инвентаря повреждено 12 вагонов. Допущен перерыв свыше 15 часов в движении поездов на участке.
18 августа
авария (расплавление активной зоны реакторной установки) на атомном ледоколе «Россия» в Арктике.
13 сентября
авария, сопровождавшаяся взрывом и пожаром, на складе мономеров Сумгаитского ПО «Оргсинтез» (Азербайджанская ССР).
4 октября
взрыв вагона с промышленным взрывчатым веществом на ст. Свердловск-Сортировочная (46,8 т тротила и 40 т гексогена). На месте взрыва воронка глубиной 15 м, разрушено вагонное депо, расположенное в 400 м от места взрыва. Погибли 4 чел., ранены 500 (из них около 80 стали инвалидами). Причинён значительный материальный ущерб, разрушены промышленные и жилые здания (потери на сумму более 100 млн. руб.). Одной из основных причин происшествия явилось несоответствие международным требованиям упаковки и условий транспортировки особо опасных грузов.
11 ноября
на атомном ледоколе «Россия», стоявшем у причала, произошло событие, приведшее к ядерно-опасной ситуации: в результате неправильных действий персонала реактор оставался без охлаждения в течение 4 мин., после чего сработала аварийная защита.
3-5 декабря
сильный гололёд на юге Украины парализовал деятельность большинства отраслей хозяйства, нанесён огромный материальный ущерб.
7 декабря
самое крупное (по количеству жертв) землетрясение в СССР за 40-50 лет (и наиболее мощное на Кавказе за 80 лет) - в Армянской ССР. Уничтожен г. Спитак, разрушены гг. Ленинакан, Степанаван, Кировакан. Сила землетрясения - около 7 баллов по шкале Рихтера. По оценкам погибло 25.000 чел., раненых более 17.000, лишились крова 514.000 чел. В районе землетрясения разрушен 21 город и 324 села.
+
* на ст. Павловская Краснодарского края обрушился смерч шириной до 1 км. Разрушено около 500 домов. Во время прошедшего дождя выпал град величиной с куриное яйцо, который пробивал крыши строений, уничтожал посевы.

1989
8 января
утечка 6 т хлора из холодильника на заводе «Кремнийполимер» (г. Запорожье Украинской ССР). Пострадал 1 чел. Этот завод в 1980-х был подготовлен к выпуску новейшего химического оружия по программе «Фолиант».
9 января
на перегоне Волгоград I-Волгоград II произошло крушение пассажирского поезда №173 сообщением Волгоград-Харьков из-за столкновения маневрового состава с хвостовым вагоном этого поезда.
23 января
сильное 7-балльное землетрясение в Гиссарском районе Таджикской ССР на плато Уртабоз, вызвавшее оползневые явления в пос. Шарора и Окули-Поен. Под завалом грунта высотой более 10 м погибло 274 чел., более 30.000 остались без крова. Повреждены и не подлежали восстановлению более 5000 домов и большое количество школ и объектов здравоохранения, разрушены сельскохозяйственные строения, многие дороги, инженерные коммуникации и линии электропередачи.
20 марта
катастрофа на ПО «Азот» в г. Ионава (Литовская ССР): взрыв резервуара для хранения жидкого аммиака и пожар, в т.ч. на складе нитрофоски. Выброс в окружающую среду 7000 т аммиака. Погибло 7 чел., пострадало 64, из опасной зоны пришлось эвакуировать около 40.000 жителей. Площадь зоны заражения парами аммиака и продуктами термического разложения нитрофоски составила 400 кв. км.
Апрель
землетрясение силой до 6 баллов в г. Менделеевск (Татарская АССР), ставшее отголоском и следствием интенсивных нефтяных разработок в прежние годы.
7 апреля
в Баренцевом море в результате пожара в хвостовых отсеках на глубине 1700 м затонула советская атомная подводная лодка «К-278 Комсомолец» водоизмещением 6000 т. Погибли 42 из 69 членов экипажа. На борту находилось 2 штатно заглушенных ядерных реактора.
15 апреля
при отправлении грузового поезда на занятый перегон Купьеваха-Пост Спицин (Полтавская область Украинской ССР) произошло его столкновение с хвостовой частью ранее отправленного грузового состава.
21 апреля
мощный сейсмический удар потряс южную территорию Якутской АССР. Сотрясением от 3 до 8 баллов была охвачена громадная территория площадью более 1,5 млн. км, расположенная меду рр. Лена и Амур. Сила землетрясения оказалась сопоставимой с Спитакским землетрясением. Воздействию подверглись южная и центральная части Якутии, районы Читинской, Иркутской, Амурской областей и Хабаровского края. После главного толчка в течение года отмечено более 3000 повторных толчков. Землетрясение ощущалось на отрезках трассы БАМ (Чара-Тында-Беркакит) с силой 5-6 баллов.
Май
взрыв на глубоководной морской стационарной платформе в Каспийском море. Пожар длился более 9 дней.
Июнь
радиационная авария на Подольском заводе цветных металлов (Московская область), после которой приостановлены работы по реконструкции алюминиевого производства.
3 июня
крупнейшая железнодорожная катастрофа последних десятилетий: взрыв конденсата газа с возникновением пожара на продуктопроводе на участке между гг. Челябинск и Уфа вблизи железнодорожного полотна во время прохождения 2 пассажирских поездов. Погибли около 340 чел., госпитализированы более 800, из них 115 детей (97 - в тяжелом состоянии).
9 июня
на железнодорожном переезде Каменское-Погорелово (Ростовская область) рейсовый автобус выехал на полотно и столкнулся с пассажирским поездом №395 Адлер-Воронеж. В результате 29 чел. погибли на месте, 2 скончались по пути в больницу, 14 госпитализировано.
14 июня
разрыв контейнера на складе сжиженного хлора насосных водозаборных станций в г. Хабаровск. Облако хлора (800 кг) выброшено в атмосферу и накрыло отдыхающих на берегу р. Амур, 70 чел. доставлено в больницу, 8 из них - в реанимационные отделения из-за развившихся симптомов токсического отёка лёгких.
18 июня
пожар на электротехническом заводе «ВЭФ» (г. Рига Латвийской ССР) из-за сварочных работ на крыше одной из заводских пристроек. Из-за сильного ветра борьба с огнём крайне осложнилась, в тушении пришлось задействовать все доступные ресурсы: почти 170 пожарных и 2 специализированных пожарных поезда. Урон был огромным: сгорели 3 корпуса завода, уничтожено 1500 рабочих мест, а общий ущерб достиг 5 млн. руб. (в ценах 1989).
26 июня
авария на атомной подводной лодке «К-192» в Норвежском море: обнаружена течь в реакторном отсеке, дан сигнал радиационной опасности. При выполнении ремонтных работ обнаружена течь в правом борту, во время локализации которой произошел разрыв трубопровода. Военные суда обеспечения помогали в проливке реактора, однако её процедура 27 июня из-за ошибки личного состава на 2 часа была прекращена, что привело к сплавлению активной зоны правого борта. Личный состав получил дозу облучения до 4 бэр.
19 июля
при полёте с целью ледовой разведки над акваторией Восточно-Сибирского моря самолёт «Ан-26» столкнулся с каменистым склоном сопки в районе мыса Кибера близ о. Шалаурова (территория Чукотского АО). Погибли 10 чел.
Август
над Уссурийской тайгой и Сихотэ-алиньским хребтом (СССР) пронёсся тайфун «Джуди». Ветры достигали скорости 46 м/с, дожди шли с такой силой, что вода лилась сплошным потоком. Затоплено 109 населённых пунктов, в которых пострадало около 2000 домов, снесено 2678 мостов, выведено из строя 1340 км дорог, 70 км линий электропередачи, 600 км сетей телефонной связи, затоплено 12.0000 га сельхоугодий.
27 августа
теплоход на подводных крыльях «Ракета-15», принадлежавший Верхе-Иртышскому речному пароходству, в ясную солнечную погоду на полной скорости врезался в берег. Из 18 пассажиров и членов экипажа 11 с разной тяжести травмами доставлены в больницу райцентра Черлак. Причина аварии - смерть находившегося у руля капитана-дублёра, из-за чего судно потеряло управление.
Октябрь
на железнодорожной станции в г. Елгава (Латвийская ССР) произошёл пожар: загорелись 2 из 60 цистерн прибывшего состава с бензином. Рядом с местом возгорания находилась топливная база. Городские власти рассматривали возможность эвакуации жильцов окрестных домов, но пожарным удалось не допустить беды.
20 октября
- близ г. Троицк (Московская область) на 34-м км Калужского шоссе на мосту через р. Десна автобус «ПАЗ», столкнувшись с легковой машиной, сбил ограждения и упал с высоты 10 м в реку. Точное число погибших неизвестно, по официальным данным - 11 чел.
- выполняя учебно-тренировочный рейс, совмещенный с завозом в г. Ленинакан гуманитарного груза для пострадавших от землетрясения в Армении, разбился самолёт «Ил-76 ТД». Погибли 15 чел.
25 октября
авария на 1055 км трассы линейной части магистрального газопровода Уренгой–Центр (Тюменская область). Потеряно 17 млн. куб. м газа.
Ноябрь
взрыв на магистральном трубопроводе Мессояхские месторождения-Норильск. Выведено из строя более 4 км труб.
12 ноября
в районе г. Ленинакана (Армянская ССР) потерпел крушение самолёт «Ил-76». Погибли 78 чел.
21 ноября
при заходе на посадку в аэропорту «Cоветский» (Тюменская область) в сложных метеоусловиях врезался в деревья в стороне от полосы самолёт «Ан-24», летевший из Перми. Погибли 4 члена экипажа и 28 из 36 пассажиров.
21 ноября
утечка нескольких сотен т фенола на станции перекачки ПО «Химпром» в г. Уфа (Башкирская АССР). Пролежав в снегу всю зиму, фенол в конце марта 1990 был смыт талыми водами в реки города и попал в питьевой водозабор. В водах были найдены большие концентрации полихлорированных диоксинов.
26 ноября
при заходе на посадку в аэропорту г. Советский (Пермская область) потерпел катастрофу (задел верхушки деревьев, упал на землю и загорелся) самолёт «Ан-24 Б». Из находившихся на борту 42 чел. погибли все члены экипажа (6) и 28 пассажиров.
5/7 декабря
неудачный пуск ракеты с атомной ракетной подводной лодки типа «Дельта-IV». В результате в Белое море в 105 км северо-западнее г. Северодвинск (Архангельская область) было слито 15,8 т одного из компонентов ракетного топлива.
17 декабря
выброс жидкого хлора из цистерны на ПО «Каустик» (г. Стерлитамак Башкирской АССР). Пострадали 2 чел., 1 из них скончался.
30 декабря
в аэропорту г. Геташен (Армянская ССР) при высадке пассажиров и выгрузке груза опрокинулся вертолёт «Ми-8». Ударами лопастей убито 12 чел.
+
– в результате сильнейших пожаров практически выгорели леса о. Сахалин.
– в Хабаровском и Приморском краях - сильные ливневые дожди. Уровень воды в реках поднялся на 8 м, затоплено более 140 населенных пунктов, погибли и пропали без вести 11 чел.

Даже не верится, что прошло уже 25 лет... Кажется, что помню все до подробностей, хотя, наверное, что-то да забыл. Мне тогда было 14 лет, и все виделось и запоминалось совершенно иначе, чем сейчас...
Мы находились в самом эпицентре, документальный фильм о нашем землетрясении потом так и назвали: "Эпицентр"...

В силу возраста, наверное, страшно тогда не было, хотя землетрясение было очень сильным - около 9,5 баллов. Официально объявили 8, так как при баллах выше 8 открывались границы для Красного Креста, а у нас там секретное производство ядерное, уран для первой советской ядерной бомбы и первого атомного реактора в наших краях добывали и обогащали, в соседнем городе. Некоторые, кстати, во время землетрясения думали, что все - война, и нас бомбят американцы, настолько сильно было =)
[UPD. Вообще с баллами сложно все... Смотря по какой системе считать. По шкале Рихтера вроде бы получается 8. По интенсивности 9]
Так, что было больше не страха, а любопытства - как только дома прибрались, оттащили на свалку несколько ведер фарфора, стекла и хрусталя, да разобрали кучу кирпичей с труб во дворе, побежали сначала в школу, потом по городу, смотреть что да как, слушать, рассказывать друг другу... Ни инета тогда, ни телефонов, даже с телевизорами проблемы были - вся инфа от сарафанного радио...

Это потом уже стало доходить, что мог покалечиться или чего хуже...
Мы с сестрой переругались, чья очередь спать на полу около серванта, мама разогнала нас на кресло и диван, а когда тряхнуло, с серванта все стекло, фарфор, хрусталь... в общем вся посуда высыпалась на место, где кто-то из нас мог спать.
Потом я удачно упал и на пару секунд потерял сознание, ни обо что не расшибся при этом, а пока выбегал во двор, как положено, все уже закончилось, и я выбежал на кирпичи с труб, а не под них. Судьба, наверное... Никогда бы не подумал, что в трубе СТОЛЬКО кирпичей!... С двух труб нам хватило на небольшой сарайчик...

Жертв было много. Официально объявили - 29, но по факту гораздо больше. Целый кишлак ушел под землю, на Ковровом комбинате смену засыпало, а потом еще и спасателей повторными толчками... Люди видели в больнице трупы или раненых даже на улице... Больничка то небольшая в городе была, места мало было... Хотя на том же ковровом многие спаслись под станками, многих в городе или в том же кишлаке случай спас, но тем не менее... Практически не было жертв в самом городе. Люди знали, что делать, да и строили там с учетом землетрясений, потряхивало нас регулярно.
Но город и окрестности пострадали конкретно - трещины в земле, вздыбленный асфальт, почти все дома без труб, очень много домов разрушилось, пошло трещинами... То, что не рухнуло само, потом сносили многое из-за этих трещин, а иногда и просто, чтоб новое получше построить...

Жизнь в городе четко разделилась на "до" и "после", причем на многие годы... Город перестроили очень сильно. Нажились на этом многие, не без этого. Гуманитарку разворовывали, кирпич с разрушенных зданий, судили даже кого-то потом, помню, за такие дела...
Мы, пацаны, свои первые деньги зарабатывали на этих кирпичах, грузили их у разрушенных домов местным бабаям, неплохие по тем временам деньги были, правда не без риска - стены у домов на соплях держались, надо было следить, чтоб не завалило, прецеденты были...
Помню также, в школе, в кабинете НВП пулями к воздушке хорошо разжились, долго еще в местном тире бесплатно стреляли =)
Книжек много хороших досталось - всю городскую библиотеку разместили в 3-комнатной квартире, много чего было списано, выброшено и подобрано...
В общем, свои плюсы были и вот при такой трагедии...

Пока думали да решали, что где строить, народ жил сначала в палатках, потом в вагончиках... Года по два некоторые в вагонах жили, целый микрорайон был - Вагонный, с улицами, нумерацией вагончиков, даже что-то для досуга там было, детская комната, еще что-то....
На семью - вагон. Если без детей, то и на 2 семьи могли вагон выдать. Не считая весны, все остальное время там был ад практически. Зима, хоть и Таджикистан, а холодная - ветра там, то се. Летом - жара адская. Короче, драма та еще... Получали пособия какие-то, продуктовые наборы. Поначалу, помню, вообще бесплатно раздавали с машин всякие продукты, овощи... Как-то жили, куда деться... Более того, это все как-то даже объединяло людей, которые реально сообща справлялись со всякими проблемами...

Соседние города (Чкаловск, Ленинабад), пострадали меньше, но и там под шумок снесли многое (даже то, что еще стояло бы), чтобы построить поновее и получше...
Люди получали новые квартиры, радовались, были счастливы - словами не передать... А через 6-8 лет пришлось все бросать и бежать кто куда мог - от гражданской войны, от национализма, от всех этих проблем - нищеты, голода, холода...
В общем, сейчас там совсем другая жизнь, но землетрясение это до сих пор помнят - и оставшиеся, и уехавшие...

Фоток, понятное дело, с тех времен мало сохранилось. Во-первых, фотоаппарат тогда все же был редкостью, а во-вторых, милиция очень быстро стала гонять левых фотографов, ибо нефиг... Я, помню, 1-2 пленки нащелкал на своей "Смене", но, увы, засветилось все потом при проявке - та еще драма была (((
Кое-что все же в инете найти можно. Качество, конечно, то еще... Но представление о масштабах случившегося составить можно...

Разрушения:

Одно из самых впечатляющих мест - берег водохранилища недалеко от волнореза. Там вдоль берега шла аллея, деревья в 2 ряда. Один ряд как будто срезало и унесло вниз к водохранилищу. У чайханы там казан на улице оказался наполовину в воздухе, из под него как будто ножом аккуратно землю унесло вниз.
С этого места больше всего фоток нашлось.





Ковровый комбинат:

Поврежденные здания:





А вот те самые палатки и вагончики...
Эти вагончики как-то приспособлены к жилью хоть были. А помню я, что кое-кто жил и в обычных пассажирских вагонах...





Кстати, сделы давно минувших дней видны там и до сих пор.
Вот, современное фото дома (2012 год, кажется). На нем видно стяжки, которые замутили после землетрясения, чтобы дом не развалился...